Значение эластичности как экономической категории

Содержание:

  1. Понятие эластичности. Виды эластичности
  2. Эластичность спроса
  3. Эластичность предложения
  4. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Управление изменениями в условиях слияний и поглощений

Проблема социальных издержек и природа фирмы (Коуз Р. Фирма, рынок и право)

Спрос и предложение. Эластичность спроса

Прогнозирование социально-экономического состояния

 

Введение:

 

В экономике широко распространено использование процентов для выражения способности одной переменной реагировать на изменения другой. Для обозначения таких зависимостей, выражаемых соотношением их процентных изменений, используется понятие эластичности (термин, пришедший в экономику из физики).

Актуальность темы исследования обусловлена ​​тем, что эластичность отражает реакцию производителей и потребителей на изменение цен, которая сопровождается соответствующим изменением спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения - существенный фактор, влияющий на ценовую политику и финансовые результаты предприятия; это инструмент для обоснования параметров государственной налоговой политики.

Цель работы - охарактеризовать эластичность спроса и предложения, а также продемонстрировать возможности ее практического применения.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • раскрыть сущность эластичности спроса;
  • учитывать особенности эластичности предложения;
  • на статистическом материале провести практическую интерпретацию концепции эластичности.

В ходе работы использовались методы анализа и синтеза, исторические, сравнительные, описательные и др. Информационной базой послужили труды по экономической теории, статистические сборники.

 

Понятие эластичности. Виды эластичности

 

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  1. эластичность спроса по цене;
  2. эластичность спроса по доходу;
  3. перекрестная эластичность спроса по цене;
  4. эластичность предложения по цене;
  5. точечная эластичность спроса;
  6. дуговая эластичность спроса;
  7. эластичность соотношения цен и заработной платы;

Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

  • анализ поведения потребителя;
  • определение ценовой политики фирмы;
  • определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
  • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
  • разработка структуры налогообложения;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

 

Эластичность спроса

 

Эластичность спроса - это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение цены, и неэластичным, если степень снижения цены выше, чем повышение спроса.

Наличие товаров-заменителей является важным фактором, влияющим на эластичность спроса. Чем больше товаров на рынке, которые признаны удовлетворяющими одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от покупки именно этого товара в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на этот товар. Например, спрос на хлеб относительно неэластичен.

В то же время спрос на определенные сорта хлеба относительно эластичен, поскольку с ростом цены, например, на бородинский хлеб, покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.д. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако, если учесть эластичность по отношению к определенным видам сигарет, сортам мыла и т.д., то она будет значительно выше.

Такая же закономерность наблюдается и в отношении продуктов, производимых отдельной компанией. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, производящих схожие или похожие продукты, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях идеальной конкуренции, когда многие продавцы предлагают одну и ту же продукцию, спрос на продукцию каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

 

Значение эластичности как экономической категории

Другим важным фактором, влияющим на эластичность цен, является фактор времени. В краткосрочной перспективе спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочной перспективе. Например, спрос на бензин у индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли приведет к снижению спроса. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои автомобили в гаражи, спрос на бензин снизится, а объемы продаж уменьшатся. Кроме того, уже к следующему лету некоторые из них начнут пользоваться пригородными поездами.

Несмотря на то, что спрос на бензин в обоих случаях относительно неэластичен, эластичность в долгосрочной перспективе выше. Эта тенденция изменения эластичности со временем объясняется тем, что со временем каждый потребитель имеет возможность менять свою потребительскую корзину, находить заменители. Различия в эластичности спроса также объясняются важностью продукта для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным; спрос на товары, не играющие важной роли в потребительской жизни, как правило, является эластичным.

Действительно, когда цены растут, мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, ювелирных изделий, меха, но вряд ли сможем сократить закупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижении уровня жизни, большая часть доходов среднестатистической российской семьи тратится на покупки продуктов питания.

 

Эластичность предложения

 

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, насколько изменится объем предложения (Qs) при изменении P на 1%. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле: где "с" в индексе означает эластичность предложения.

Эта формула позволяет сделать вывод о двух предельных случаях эластичности предложения: когда Es=0 и Es= бесконечность. Когда Es=0, предложение абсолютно неэластично по цене, т.е. Qs никак не реагирует на изменение цены P, остается неизменным. Если Es=infinity, то предложение абсолютно эластично по цене: небольшого изменения P достаточно, чтобы Qs резко вырос. На графике горизонтальная кривая соответствует абсолютно эластичному предложению, а вертикальная кривая - абсолютно неэластичному.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

  •  технология производства;

Если вы производите деревянную мебель вручную, даже заметный рост спроса и, как следствие, рыночные цены не могут быстро вызвать заметный рост предложения вашей мебели на рынке. В этих условиях вы можете только ускорить производство более крупной партии мебели на продажу, изменив технологию ее производства.

Совсем иная ситуация складывается на фабрике, где производственный процесс механизирован. Здесь возможности увеличения производства значительно больше: нужно только организовать оборудование не в 1, а в 2-3 смены.

  • Эластичность ресурсоснабжения;

Изготовление любого изделия требует определенных ресурсов. И его выпуск можно увеличить только при наличии возможности быстро получить дополнительное количество таких ресурсов. Но это может быть так, что предложение ресурсов, необходимых фирме, будет неэластичным.

  • ожидания относительно будущей динамики цен;

Решения о том, сколько и какую продукцию фирма должна производить, принимаются владельцами или менеджерами. Они делают это на основе более или менее сложных расчетов: что им выгодно, а что нет. В этих расчетах особенно важно предсказать, по какой цене послезавтра можно будет продать товар, по какой цене должно быть запланировано производство на завтрашний день.

Если будущие уровни цен, по мнению менеджеров, не оправдывают существенного увеличения производства, то они будут планировать увеличение выпуска продукции в меньшем масштабе. Вполне возможно, что прогнозы будущей динамики цен не оправдаются, но они могут снизить эластичность предложения.

  • время

Такое неуловимое явление, как время, становится весьма реальным фактором в мире экономики. Причина проста: увеличение предложения товаров на рынок обычно занимает некоторое время. Предложение, поскольку оно связано с изменениями в производственном процессе, приспосабливается к изменениям цен медленнее, чем спрос.

Обычно при оценке эластичности предложения учитываются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период относится к периоду слишком короткому для любых изменений в объеме производства. Например, садовод, который выращивает яблоки и пришел на рынок, чтобы их продать, не может изменить количество предлагаемых ему яблок, какой бы ни была рыночная цена. В этом случае предложение неэластично.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на существующих производственных мощностях, но не достаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае возрастает.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль, когда спрос на этот продукт увеличивается или покидает ее, когда последний снижается. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения является прямой линейной зависимостью между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

При единственной эластичности предложения 1-процентное увеличение цены товаров вызывает 1-процентное увеличение их предложения. В этом случае происходит равномерное изменение цен и количества товаров, предлагаемых на продажу, коэффициент которого равен единице.

При эластичности предложения 1-процентное увеличение цены может привести к увеличению количества предлагаемых на продажу товаров более чем на 1 процент. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

В случае неэластичности предложения увеличение цены не влияет на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

 

Заключение

 

Рассмотрев тему данной работы, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первостепенной задачей компании в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходу покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения позволяют определять положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменения объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цен. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, то спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос является неэластичным.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером влияния изменения цен на общий доход от продаж. Если цена и общий доход изменяются в противоположных направлениях, спрос является эластичным. Если цена и общие доходы изменяются в одном направлении, спрос является неэластичным. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставляет общие доходы неизменными.

Количество доступных заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предмету необходимости или роскоши, а также продолжительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит от сложности перераспределения ресурсов между альтернативными видами использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося у производителей для адаптации к такому изменению цены. Практическая ценность фактора эластичности состоит в том, чтобы легче было предсказать, какие отрасли промышленности, вероятно, будут процветать и расширяться, а какие, вероятно, столкнутся со стагнацией и снижением производства в будущем. Точнее, при прочих равных условиях, высокая положительная эластичность доходов означает, что конкретная отрасль будет вносить больший вклад в экономический рост, чем ее доля в структуре экономики.