Жизненные стратегии личности зрелого человека

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Тендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности
Особенности учебной деятельности младшего школьника и подростка
Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника
Игрушка как средство общения детей раннего возраста


Введение:

В психологии зрелость - это способность реагировать на окружающую среду, осознавать правильное время и место, вести себя и знать, когда действовать, в соответствии с обстоятельствами и культурой общества, в котором человек живет. Теории развития и зрелости взрослых включают концепцию цели в жизни, в которой зрелость подчеркивает четкое понимание цели жизни, сосредоточенности и интенциональности, что способствует осознанию того, что жизнь имеет смысл.

Статус зрелости отличается смещением акцента с опеки на опекунство и надзор за взрослыми при принятии решений. Зрелость имеет различные определения в различных правовых, социальных, религиозных, политических, сексуальных, эмоциональных и интеллектуальных контекстах. Возраст или качества, присущие каждому из этих контекстов, связаны с культурно значимыми показателями независимости, которые часто изменяются в результате социальных настроений.

Концепция психологической зрелости имеет последствия как в правовом, так и в социальном контексте, в то время как сочетание политической активности и научных данных продолжает изменять и уточнять свое определение. Из-за этих факторов понятие и определение зрелости и незрелости является несколько субъективным.

Таким образом, ключом к человеческим инновациям посредством использования символов и инструментов является реинтерпретация подражания, которое «практикуется, совершенствуется и разнообразится в игре» посредством обширного изучения пределов его способности взаимодействовать с миром. Эволюционные психологи также выдвинули гипотезу о том, что когнитивная незрелость может служить адаптивной целью в качестве защитного барьера для детей от их собственного слаборазвитого метапознания и суждений, уязвимости, которая может поставить их на путь причинения вреда.

Для современной молодежи неуклонно растущий период «игры» и обучения, который начинается в 21-м веке, является результатом растущей сложности нашего мира и его технологий, которые также требуют все более и более совершенных навыков, а также более комплексный набор необходимых способностей. Многие поведенческие и эмоциональные проблемы, связанные с подростковым возрастом, могут возникать, когда дети справляются с повышенными требованиями, предъявляемыми к ним, требованиями, которые все больше отвлекаются от работы и ожиданиями взрослой жизни.

Как и взрослые, дети и подростки могут быть описаны с точки зрения личностных качеств: характерных моделей мышления, чувств и поведения. Мы смотрим на недавние исследования, исследующие, как специфические поведенческие тенденции молодежи сочетаются с более широкими чертами, как эти черты развиваются в детстве и подростковом возрасте, и как они связаны с важными биологическими, социальными и медицинскими результатами.

Мы пришли к выводу, что есть как ключевые сходства, так и ключевые различия между личностными чертами молодежи и взрослых, что личностные черты молодежи помогают формировать их жизненный путь, и что полное понимание черт личности молодежи потребует дополнительных исследований на стыке личности, развития и клиническая психология .

Актуальность. В период становления взрослой жизни преодоление кризисов, связанных с разлучением с семьей, способствует формированию таких аспектов психологической зрелости, как самоуправление, организация жизни и ответственность. В ходе продольного изучения кризисов среднего возраста полученные данные указывают на то, что в группах, где наблюдается более интенсивный кризис переживаний, в семантической и ценностной сфере в течение года наблюдается более значительная динамика, что приводит к большей личная неприкосновенность и конгруэнтность.

Целью работы является исследование зрелости личности человека.

Задачи:

  1. Опишите понятие зрелости;
  2. Опишите социально-психологические факторы формирования зрелости личности;
  3. определить методы исследования и организацию;
  4. Рассмотрим интерпретацию результатов.

Объект исследования - студенты психолого-биофизического курса.

Предметом исследования является диагностика и интерпретация результатов исследования.

Структура работы: введение, две главы, в каждой главе два абзаца, заключение, список литературы.

Подходы к определению критериев зрелости

Понятие зрелости

Зрелость - самый длинный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет.

На стадии ранней зрелости для человека характерно привлечение его во все сферы человеческой деятельности, стабилизация его качеств, в том числе коммуникативных способностей, установление тесных отношений с другим человеком, проявление его первых творческих способностей, построение собственного образа жизни и психологический кризис в переоценке его жизненного пути. 

Личное развитие - это развитие организованной модели развития личности. поведение и отношения, которые делают человека особенным. Развитие личности происходит за счет постоянного взаимодействия двух сторон: темперамента - характера и окружающей среды.

Личность - это то, что делает человека уникальным, и это можно узнать вскоре после рождения ребенка. Личность ребенка имеет несколько компонентов: темперамент, окружение и характер. Темперамент - это набор генетически детерминированных черт, которые определяют отношение ребенка к миру и то, как ребенок узнает о мире. Нет генов, определяющих личностные качества, но некоторые гены контролируют развитие нервной системы, которая, в свою очередь, контролирует поведение.

Второй компонент личности происходит от адаптивных моделей, связанных с конкретной средой ребенка. Большинство психологов сходятся во мнении, что на эти факторы влияют два фактора: темперамент и окружающая среда. развитие личности самого человека. Темперамент и его зависимость от генетических факторов иногда называют «природой», а факторы окружающей среды - «воспитанием». 

Несмотря на то, что все еще ведутся споры о том, какой фактор занимает более высокое место во влиянии на развитие личности, все эксперты сходятся во мнении, что качественное образование играет решающую роль в развитии личности ребенка. личность. Когда родители понимают, как их ребенок реагирует на определенные ситуации, они могут предвидеть проблемы, которые могут создавать проблемы для их ребенка. Они могут подготовить ребенка к этой ситуации, а в некоторых случаях сами могут вообще избежать потенциально сложной ситуации. Родители, которые знают, как адаптировать свой родительский подход к особым темпераментам ребенка, их ребенок может наилучшим образом обеспечить руководство и обеспечить успешное развитие личности своего ребенка.

Компонент личности - это совокупность характерных эмоциональных, когнитивных и поведенческих моделей, извлеченных из опыта, которые определяют, как человек думает, чувствует и ведет себя. Характер человека продолжает развиваться на протяжении всей жизни, хотя многое зависит от его врожденных черт характера и раннего опыта. Характер также зависит от нравственного развития человека. 

В 1956 году психиатр Эрик Эриксон дал проницательное описание того, как человек развивается, основываясь на его обширном опыте в области психотерапии с детьми и подростками из низших, высших и средних классов из среднего класса. Согласно Эриксону, процесс индивидуальной социализации состоит из 8 разделов, каждый из которых проходит через «психосоциальный кризис», который необходимо разрешить, если человек хочет хорошо справиться с следующим и последующим этапами. Этапы значительно влияют на развитие личности, причем пять из них происходят в младенчестве, детстве и подростковом возрасте. 

В этой классификации первые девять критериев характеризуют внутриличностные аспекты зрелости, а последние два (10 и 11) представляют межличностные характеристики психологической зрелости. Отмечается, что, несмотря на широкое обсуждение этого феномена, с точки зрения психологической зрелости ряд эмпирических исследований, раскрывающих факторы, условия и механизмы формирования психологической зрелости, недостаточен.

Так, в немногих существующих исследованиях рассматривается формирование зрелости личности в разные периоды взрослой жизни. Поэтому чрезвычайно важно определить, какие механизмы способствуют личностному росту, целостности и личностному развитию взрослого человека, чья личность остается психологически неразвитой. Во взрослом возрасте возрастает роль развития таких механизмов, как изоляция и компенсация, поскольку они обеспечивают саморазвитие и самореализацию личности. Однако процесс личностного развития довольно драматичен, главным образом, из-за воздействия жизненных кризисов, которые возникают в результате психологической травмы. Сравнивая данные о регулятивных кризисах в зрелом возрасте с определенными критериями психологической зрелости, мы находим специфические характеристики, связанные с различными кризисами, происходящими во взрослой жизни. Например, переход к взрослой жизни начинается с кризиса развивающейся взрослой жизни.

Суть этого кризиса заключается в том, что в связи с переходом в новое ценностно-семантическое сообщество взрослых, которое включает в себя разделение, индивидуацию, самореализацию, осознание и принятие ответственности, эти параметры отличают взрослого от ребенка и подросток. Кризисы, возникающие в процессе обучения в вузе, и первые этапы профессиональной деятельности (кризис профессиональных ожиданий), по нашему мнению, следует рассматривать как часть общего процесса адаптации формирующейся взрослой жизни.

Психологические формации преодоления кризиса развития взрослой жизни определяются параметрами зрелости личности, такими как автономия, самоуправление, организация жизни и способность формировать близкие отношения. В среднем возрасте бывают разные типы кризисов, называемые кризисами среднего возраста, как правило, они возникают, когда человеку от 30 до 40 лет. По мнению большинства авторов, кризис 30-летия знаменует собой переход от молодежи к взрослой жизни. Это называется питательным, это когда определенные структуры или характеристики в структуре личности имеют тенденцию появляться. 

Такие образования включают в себя самопринятие настоящего, осознание ценности самосознания, ценностей и сознательного выбора по отношению к направлению саморазвития. Что касается критериев зрелости личности, то психологические формирования во время кризиса среднего возраста для лиц старше 30 лет связаны с более полным принятием самих себя, сопровождаемым акцентом на саморазвитие. Наиболее важными характеристиками, приобретенными во время кризисов, которые возникают для людей старше 40 лет, являются конгруэнтность, целостность, возросшая независимость, сознание

В ряде исследований утверждается, что ответственность является одним из ключевых приобретений во время кризиса во взрослой жизни. Некоторые исследователи также отмечают повышение осведомленности о принадлежности к миру, осознание которого может проявляться через такие характеристики личной зрелости, как терпимость, моральное сознание, ценности и разнообразные отношения с миром.

Хотя психологическая зрелость определенно основана на независимости способности человека принимать решения, эти результаты глубоко укоренились не только в познании, но и в процессах эмоционального, социального и нравственного развития на протяжении всей жизни. Различные теоретики предоставили основу для определения показателей зрелости. Этапы психосоциального развития Эриксона описывают переход к взрослой жизни, причем каждая стадия зрелости характеризуется определенным типом психосоциального конфликта.

Стадия «идентичности» характеризуется тем, что она в основном связана с изучением роли и смешения ролей, а также с изучением сексуальных и других идентичностей. Подростки руководствуются паутиной противоречивых ценностей и идентичностей, чтобы стать «человеком, которым он стал» и «человеком, которого общество ожидает от него увидеть». Эриксон не настаивал на том, чтобы стадии начинались и заканчивались в глобально предопределенных точках, но что конкретные стадии, такие как «идентичность», могут распространяться на взрослую жизнь до тех пор, пока теория когнитивного развития не будет решена.

Хотя зрелость часто называют ярлыком, присваиваемым ребенку, исследования показали, что дети сами имеют четкое представление о своей собственной автономии и личной юрисдикции. Например, школьники младшего школьного возраста продемонстрировали признание ограничений власти своих родителей по выбору одежды, причесок, друзей, хобби и средств массовой информации. Но эта ограниченная ранняя концепция личной автономии в дальнейшем перерастает в более широкое понимание индивидуальных свобод с пониманием свободы слова как универсального права, появляющегося в младшем школьном возрасте.

Как и взрослые, дети и подростки могут быть описаны с точки зрения личных качеств: характерного мышления, чувств и поведения. Мы рассматриваем, как конкретные поведенческие тенденции молодых людей объединяются в более широкие черты, как эти черты развиваются в детстве и подростковом возрасте и как они связаны с важными биологическими, социальными последствиями и последствиями для здоровья. 

Мы пришли к выводу, что существуют как ключевые сходные отношения, так и ключевые различия между ними - черты юношеской и взрослой личности, черты юношеской личности которых формируют жизненный путь, и что полное понимание личностных характеристик молодых людей потребует дополнительных исследований в настоящее время. пересечение личности. Эволюционная и клиническая психология.

Прошедшая четверть века принесла огромный успех в нашем понимании слова черты личности: характерные модели мышления, чувств и поведения личности. Появились ключевые точки консенсуса относительно того, как конкретно поведенческие тенденции организованы в более широкие черты (структура личности), как личностные характеристики меняются со временем и как личностные особенности влияют на важные жизненные результаты.

Подавляющее большинство этих исследований было посвящено взрослой жизни, что, вероятно, отражает традиционный взгляд на личность как зрелый психологический феномен. Тем не менее, растущий объем исследований явно фокусируется на чертах личности в детстве и подростковом возрасте. Что это исследование говорит нам о личностных качествах молодежи?

Мы рассматриваем это исследование с целью определения ключевых точек сближения между исследованиями, ключевых сходств и различий между личностными и молодежными качествами, а также ключевых вопросов, которые все еще требуют дальнейшего изучения. Структура личности молодежи: иерархия и основа.

Два ключевых момента консенсуса возникли в результате изучения личности взрослого человека и его структуры.

Во-первых, особенности взрослых организованы иерархически, с широкими признаками высшего порядка, включая узкие, низшие порядки.

Во-вторых, «большая пятерка» характерных измерений: экстраверсия, коммуникабельность, напористая сущность, уровень энергии, приятная добросовестность (организация, трудолюбие, надежность), невротизм (тревога, депрессия, эмоциональная нестабильность) и т. д. 

Характеристики личности в детстве и подростковом возрасте: любопытство, креативность, эстетическая чувствительность - составляют особенно ценный фундаментальный уровень иерархии личности взрослого. Этот список характеристик представляет лучший баланс между шириной полосы (концептуальная ширина), точностью (описательная спецификация) и обобщаемостью (для выборок и измерений). Они обеспечивают прочную основу для того, чтобы более высокие уровни личной иерархии взрослых находились на более низких уровнях, тогда как более низкие уровни иерархии организованы внутри.

Например, черты личности молодежи действительно иерархически организованы. Кроме того, молодежные версии характеристик могут быть измерены в детстве и подростковом возрасте. Наши собственные исследования и связанные с ними исследования показывают, что существуют различия между структурой личности молодежи и взрослого. 

Некоторые из этих различий связаны с отношениями между характеристиками. Мы провели масштабные выборочные исследования как самоотчетов личности молодежи, так и родительских отчетов. Оценивая использование любого из этих методов, мы обнаружили, что приятность и добросовестность положительно и сильно связаны друг с другом и сильнее в детстве и подростковом возрасте, чем у взрослых.

Особенности личности в детском и подростковом возрасте, порывы, связанные с заданиями; даже более заметно среди молодежи, чем среди взрослых. Они также предполагают, что более изогнутая основная ориентационная черта (сочетающая интеллектуальное любопытство с трудовой этикой) характерна для детей и подростков, хотя эта последняя черта может быть более заметной в восприятии родителей и учителей, чем в поведении молодежи. Еще более разительное потенциальное различие между структурой личности молодежи и взрослого связано с базовым уровнем иерархии атрибутов.

В исследовании личности родителя для более трех тысяч детей младшего возраста и подростков, завербованных из пяти стран (США, Канада, Китай, Греция и Россия), мы обнаружили, что из характеристик, только экстраверсия, приемлемость (в основном определяется антагонистическим содержанием) и открытость (в первую очередь определяемая содержанием интеллекта) постоянно повторяется в разных культурах и возрастных группах.

Социально-психологические факторы формирования зрелости личности

Наши личности делают нас уникальными, но как развивается личность? Как именно мы становимся тем, кто мы есть сегодня? Какие факторы играют наиболее важную роль в формировании личности? Может ли человек когда-нибудь измениться?

Чтобы ответить на этот вопрос, многие выдающиеся теоретики разработали теории, которые описывают различные этапы и этапы, которые происходят на пути развития личности. Следующие теории сосредоточены на различных аспектах развития личности, включая когнитивное, социальное и нравственное развитие.

Восьмиэтапная теория развития человека Эрика Эриксона - одна из самых известных в психологии. Хотя теория основана на этапах психосексуального развития Фрейда, Эриксон решил сосредоточиться на том, как социальные отношения влияют на развитие личности. Теория также выходит за рамки детства, чтобы взглянуть на развитие на протяжении всей жизни. 

На каждом этапе психосоциального развития человек сталкивается с кризисом, в котором необходимо решить определенную проблему. Те, кто успешно завершают каждый этап, появляются с чувством мастерства и благополучия. Те, кто не может разрешить кризис на каждом этапе, могут бороться с этими навыками до конца своей жизни.

Этапы когнитивного развития Пиаже.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже остается одной из наиболее часто цитируемых в психологии, несмотря на то, что она подвергается значительной критике. Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытание временем, центральная идея остается важной сегодня: дети думают иначе, чем взрослые.

По словам Пиаже, дети проходят через четыре этапа, которые отмечены характерными изменениями в их мышлении. То, как дети думают о себе, других людях и окружающем их мире, играет важную роль в формировании их личности.

Этапы нравственного развития Колберга.

Лоуренс Колберг разработал теорию развития личности, которая сосредоточилась на росте морального мышления. Основываясь на двухэтапном процессе, предложенном Пиаже, Кольберг расширил теорию, включив в нее шесть различных этапов. Хотя эта теория подверглась критике по ряду различных причин, включая возможность того, что она не учитывает одинаково разные полы и культуры, теория Колберга остается важной в нашем понимании того, как развивается личность.

Хотя многие могут подозревать, что личность человека записана в детстве, новые исследования показывают, что личность большинства людей развивается на протяжении всей их жизни.

Одна из основных теорий личности утверждает, что черты личности в значительной степени определяются генетикой, и, как следствие, изменения в чертах личности должны быть замедлены, поскольку другие функции созревания замедляются.

Большинство наблюдаемых изменений личности были в целом одинаковыми по всем гендерным признакам, за исключением невротизма и экстраверсии, причем молодые женщины набирали более высокие баллы, чем молодые мужчины. Однако разрыв между мужчинами и женщинами со временем уменьшается.

Открытость показала небольшое снижение как у мужчин, так и у женщин с течением времени, изменение, которое указывает на меньший интерес к формированию новых отношений и может означать больший интерес к проведению времени с небольшой группой известных родственников и друзей.

Большой набор данных, собранных через Интернет, позволил изучить эти особенности во многих возрастных группах. Будущие исследования того же набора данных будут сосредоточены на индивидуальных различиях между регионами, климате и плотности населения.

Давайте подведем итог всем выявленным нами конструкциям, которые характеризуют человека, человека как личность:

  1. конструкция личности: личность - это открытая система с ярко выраженной иерархической структурой.
  2. конструкт личности: личность как система (внутрииндивидуальная структура) формируется, развивается и реализуется (проявляется) в межличностных отношениях при взаимодействии с окружающей средой, обществом (межиндивидуальными структурами), то есть воздействует на окружающую среду и подвергается воздействию окружающей средой. 
  3. конструкция личности: личность - это единая, неделимая, целостная, самоорганизующаяся и самосогласованная целостность, которая не является суммой свойств, но сама является собственностью человека; именно эта целостность делает человека уникальным и уникальным.
  4. конструкт личности: человек в процессе самоактуализации и самоопределения осознает свою подлинность, идентичность, идентифицирует себя в аутентичном «я».
  5. Конструкция личности: личность представляет собой персонализированную объектно-субъективную систему.
  6. личностный конструкт: личность - это относительно автономная, независимая система, изолированная от окружающей среды и окружающей среды, суверенная система, которая в то же время является системой наблюдения, Я-воспринимающей и системой наблюдения, Я-воспринимаемой.
  7. Конструкция личности: личность - это характерная конгруэнция восприятия образа себя, ментального образа реальности и реальной реальности.
  8. Конструкция личности: личность представляет собой систему мотивированных и нуждающихся, ориентированных, динамичных.
  9. Конструкция личности: личность - это постоянный процесс и в то же время результат, который в своем развитии как способ самопознания относится к существующим внутренним ресурсам - актуальным и потенциальным, постоянно пополняющим «пустые резервуары». с новыми ресурсами - актуализируется путем приобретения и обработки опыта или находится в неактуальном, потенциальном состоянии.

Изучение характеристик ценностных характеристик зрелости личности в подростковом возрасте

Методы и организация исследования

Так, размер выборки составил 30 человек - студенты, обучающиеся на факультете психологии 3 курса и на факультете биомедицины 3 курса, в возрасте 19-22 года.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием программного пакета SPSS Statistics 19.0. Использован метод корреляции Спирмена и сравнительный анализ по непараметрическому критерию Манна-Уитни.

Эти исследования показывают, что зрелость личности студентов психологического факультета характеризуется следующими признаками.

Результаты по всем шкалам, кроме «Отношение к себе», находятся в пределах нормы. Это говорит о том, что они в достаточной степени стремятся к самореализации, достигают высоких результатов, проявляют интерес к социальной и политической жизни, разумны, способны сопереживать и нуждаются в духовной близости с другими людьми.

Низкие значения по шкале «Отношение к себе» указывают на тенденцию к низкой самооценке, высоким требованиям к себе и недостаточной уверенности в своих силах. Данные исследования показывают, что зрелость личности студентов биомедицинского факультета характеризуется следующими признаками.

Результаты по всем шкалам, кроме «Отношение к себе» и «Способность к психологической близости с другим человеком», находятся в пределах нормы. Это говорит о том, что они в достаточной степени стремятся к самореализации, достигают высоких результатов, проявляют интерес к общественно-политической жизни, являются разумными. Низкие значения по шкале «Отношение к себе» указывают на тенденцию к заниженной самооценке, высоким требованиям к себе и недостаточной уверенности в своих силах.

Низкие значения по шкале «Способность к психологической близости с другим человеком» указывают на снижение чувствительности, трудности в переживании эмпатии и слабо выраженную потребность в духовной близости с другими людьми.

Данные исследования по методу «Дифференциальный тип отражения» в группе студентов психологического факультета говорят о следующих особенностях. Мы видим результаты, находящиеся в пределах «нормальности». Это говорит о том, что учащиеся в этой выборке могут в полной мере оценить ситуацию и увидеть альтернативные возможности. Они могут оценить свои действия и мотивы, а также соотнести их с их ценностями.

В группе студентов биомедицинского факультета результаты также находятся в пределах «нормальности». Это говорит о том, что учащиеся в этой выборке могут в полной мере оценить ситуацию и увидеть альтернативные возможности. Они могут оценить свои действия и мотивы, а также соотнести их с их ценностями.

Данные исследования по методологии «Значимые жизненные ориентации» в группе студентов психологического факультета говорят о следующих особенностях. Мы видим результаты, находящиеся в пределах «нормальности». Однако отметим, что по шкале «Процесс жизни» наблюдается тенденция к низким результатам. Это говорит о том, что студенты факультета психологии недостаточно воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную, наполненную смыслом.

По шкале «Локус контроля жизни» наблюдается тенденция к высоким значениям. Это предполагает отношение к тому, чтобы считать себя способным контролировать события своей жизни и нести ответственность за них.

В группе студентов биомедицинского факультета результаты также находятся в пределах «нормальности». Данные исследования по методологии «Значимые жизненные ориентации» в группе студентов психологического факультета говорят о следующих особенностях. Мы видим результаты, находящиеся в пределах «нормальности». Однако мы отмечаем, что по шкале «Процесс жизни» наблюдается тенденция к высоким результатам. Это говорит о том, что студенты биомедицинского факультета воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную, наполненную смыслом.

Интерпретация результатов

Результаты сравнительного анализа показателей зрелости личности у студентов разных специальностей.

Сравнительный анализ результатов по методу Гильбуха показывает, что в группе биофизиков более высокие значения по шкале являются мотивацией для достижения, отношением к себе и чувством гражданской ответственности. Группа психологов имеет более высокие значения по шкалам «Жизненный настрой» и «Способность к психологической близости с другими людьми». Однако существенные различия были выявлены только по шкале «Способность к психологической близости с другими людьми» (p? 0,05), это указывает на то, что студенты-психологи более чутки по сравнению со студентами-биофизиками.

Сравнительный анализ результатов по методу «Дифференциальный тип отражения» показывает одинаковое распределение баллов по всем типам отражения у студентов обеих специальностей. Существенных различий не обнаружено.

Сравнительный анализ результатов по методике SJO показывает, что группа биофизиков имеет более высокие значения по шкалам «Цель», «Процесс» и «Результат». Существенно значимые различия были выявлены на шкале процесса (р <0,05). Это говорит о том, что студенты биомедицинского факультета воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную, полную смысла, чем студенты психологического факультета.

Корреляционные связи изучаемых показателей в группах студентов. В группе студентов факультета психологии наблюдаются прямые и обратные связи между следующими характеристиками (таблица B1, B2, приложение B). Чувство гражданской ответственности соотносится со шкалой «Результат» в соответствии с методологией SJO (0,52, р? 0,05).

В группе студентов биомедицинского факультета наблюдаются прямые и обратные связи между следующими характеристиками. Обратная зависимость между показателями на шкалах «Отношение к самому себе» по методу Гилбуха и «Самоанализом» (-0,56, р? 0,05). Это говорит о том, что чем сильнее человек поглощен наблюдением за своим состоянием, тем меньше он удовлетворен чертами своего характера и темперамента. Прямо пропорциональная взаимосвязь между показателями по шкалам «Способность к психологической близости с другим человеком» и «Локус контроля - жизнь» (0,63, р? 0,05).

Это означает, что чем более развита способность к эмпатии, тем больше людей считают себя способными управлять своей жизнью.

Прямо пропорциональная зависимость между показателями «Отражение системы» и общим показателем для теста «LSS» (0,56, р? 0,05), «Локус контроля - жизнь» (0,62, р? 0,05). Это говорит о том, что способность видеть ситуацию в целом способствует ощущению насыщенности своей жизни и ощущению себя хозяином своей жизни.

Вывод:

В своей работе я затронул очень важные темы, связанные с личностью, зрелостью личности как интегративным свойством личности. Систематизируя различные теории, концепции, идеи, касающиеся феномена личности, я убедился, что личность не является чем-то одномерным и статичным. Личная зрелость - это такая личностная черта, которая организует жизненный путь человека, его жизненную активность, направление этой деятельности, характер его деятельности, стратегию ее реализации, определяет пути самореализации и самореализации, определяет сущность и методы регулирования наиболее сложной системы взаимоотношений человека, личности с самим собой, результатов их жизнедеятельности, с окружающей средой.

Однако проведенные исследования выявили пробелы в систематическом изучении зрелости личности как в теоретическом, так и в прикладном и эмпирическом плане. С моей точки зрения, на данный момент не существует адекватных и актуальных инструментов для изучения этого явления, которое существенно обедняет психологическую науку и, в частности, практику. Определение уровня зрелости личности продиктовано современностью, поскольку перед вузами стоит задача подготовки молодых специалистов к осознанному и ответственному решению профессиональных проблем в инновационной экономике, способных к рефлексивной организации собственной деятельности, творческому поиску решений. в быстро меняющихся условиях, с высоким уровнем личной зрелости, готов к сотрудничеству, для работы в проекте междисциплинарных команд, для взаимодействия на разных уровнях.

В результате исследования цель и задачи были решены, гипотеза была частично подтверждена, это можно объяснить тем, что исследование проводилось на небольшой выборке, а также тем, что биофизики также проводят специальный курс ». Психология и педагогика », которые могут повысить их психологическую грамотность и рефлексивность.

Однако интересные и важные результаты были выявлены:

  1. Выявлен уровень зрелости личности и его составляющие у студентов-психологов и биофизиков. Показатели личной зрелости среди студентов находятся в пределах нормы. По результатам описательной статистики студенты психологии нашли значения ниже нормы по шкалам «Отношение к себе» и «Процесс жизни». Студенты-биофизики имеют ниже нормы показатели по шкалам «Отношение к себе» и «Способность к психологической близости с другим человеком», а также показатели по шкале «Процесс жизни» выше нормы.
  2. Значительные различия выявлены в показателях по шкалам «Способность к психологической близости с другими людьми» и «Жизненный процесс». Студенты-психологи характеризуются более высокими показателями эмпатии, склонностью к взаимодействию с другими людьми, студенты-биофизики воспринимают свою жизнь как более эмоционально насыщенную, наполненную смыслом, чем студенты психологического факультета.
  3. Выявлены взаимосвязи между компонентами зрелости личности у студентов разных специальностей. Наличие корреляционных взаимосвязей компонентов личностной зрелости у студентов-психологов больше.

Таким образом, студенты-психологи, которые считают свою жизнь продуктивной, стремятся к ее управлению, более ориентированы на будущее, они способны видеть всю ситуацию (развитая системная рефлексия), имеют выраженный интерес к социальной и политической жизни и менее поглощены при наблюдении за своим состоянием (интроспекция) Студенты-биофизики, одержимые наблюдением за своим состоянием (интроспекция), менее удовлетворены чертами своего характера и темперамента (отношения к себе).

Убеждение учеников в том, что человеку дают контроль над своей жизнью, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, связано с умением сопереживать. Кроме того, вера в то, что жизнь значима, интересна и эмоционально насыщена, связана с системной рефлексией 59, то есть способностью дистанцироваться, способностью видеть всю ситуацию. Результаты этого исследования могут стать основой для дальнейших исследований зрелости личности и ее компонентов у студентов в процессе их профессионального и личностного развития.