Защитная функция профсоюзов и ее реализация в нормах трудового права РФ.

Предмет: Трудовое право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по трудовому праву:

 

Много готовых рефератов по трудовому праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности регулирования труда у работодателей – физических лиц.
Деятельность профсоюзов в сфере труда.
Проблемы профсоюзного движения и профсоюзного контроля в России.
Трудовое правоотношение: понятие, стороны, содержание.


Введение:

Профсоюзы являются исторически сложившейся организационной формой объединения рабочих. Как социальное явление, они представляют собой разнообразную и сложную систему отношений и отношений внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация.      

Профсоюзы включены в политическую систему общества как особая общественная организация, чьи задачи и функции определяются их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с выполнением их основной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и трудовых отношений. Именно для этого возникли профсоюзы, ради которых трудящиеся объединялись и объединялись. 

Актуальность темы исследования. Многие институты общества претерпевают серьезные преобразования, меняются система ценностей и норм, их объединяющих, статусы и функции, принципы структуры и практические методы действий. Это в полной мере относится к профсоюзам. В ряде разнообразных социальных институтов профсоюзы занимают свое особое и особенное место, что определяется тем, что они включены в процесс регулирования социально-трудовых отношений - важнейших в обществе - как активного субъекта. Миллионы людей вовлечены в функционирование профсоюзов; у них есть большие ресурсы и возможности влиять на социальные процессы.    

Профсоюзы являются крупным независимым институтом общества, от его функционирования зависят формирование рыночных отношений, формирование социального государства и развитие экономической демократии. Без профсоюзов наемный труд оказывается в тисках частного предпринимательства, администраций и государства в отношении объективной социально ориентированной политики, на которую трудно рассчитывать в отсутствие соответствующих «противовесов». 

Исходя из значительной роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений, важно оценить его статус - фактический и юридический - самого института, его положение в структуре общества и статус групп, которые наиболее определяют функционирование и развитие института.

Степень проработки темы. Изучение профсоюзов как социального явления ведется в основном в рамках исторических, политических, экономических и правовых наук. Теоретические вопросы профсоюзного движения были разработаны в работах Г.П. Алексеева, М.В. Баглая, Ю.Е. Волкова, Н.Н. Гриценко, Майрова Л.М., Муромцева А.Ю. и так далее.       

Целью данной курсовой работы является изучение правового статуса профсоюзов как одного из субъектов трудового права.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  • дать общее описание профсоюзов как субъекта трудового права;
  • рассмотреть вопросы правового регулирования деятельности профсоюзов;
  • изучить основные права и обязанности профсоюзов в области трудового права.

Профсоюз как субъект трудового права

Правовой статус профсоюзов

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по характеру своей деятельности, созданное для представления и защиты их социальных и трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, кто достиг 14-летнего возраста и осуществляет трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, участвовать в профсоюзной деятельности и выходить из профсоюзов. Это право осуществляется свободно, без предварительного разрешения ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) // СПС » Консультант Плюс ".       

Профсоюзы могут создавать свои собственные ассоциации (ассоциации) на отраслевой, территориальной или иной основе с учетом профессиональной специфики - общероссийские союзы (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные ассоциации (ассоциации) профсоюзных организаций.

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации, независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичная профсоюзная организация соответствующего профсоюза.

Независимость профсоюзов установлена ​​законом - профсоюзы независимы в своей деятельности от исполнительных органов, органов местного самоуправления, работодателей, их ассоциаций (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, они не подотчетны и не контролируются. ими. »

Таким образом, существует пять основных принципов профсоюзной деятельности:

- первый принцип - независимость профсоюзов в их деятельности », такая независимость обеспечивается следующим: прямым запретом любого вмешательства государственных органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, независимостью собственности; право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать органы управления, организовывать свою деятельность; 

- Второй принцип - самоуправление. Он предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной степени распространяется на все общественные объединения. Что касается профсоюзов, это выражается, как упоминалось выше, в их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.  

- Третий принцип - добровольное объединение. Это закреплено как в законодательстве о профсоюзах, так и в Федеральном законе «Об общественных объединениях». 

- Четвертый принцип - равенство профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Это означает, что все профсоюзы и их органы на одном уровне имеют одинаковые права независимо от размера, любых других характеристик. Таким образом, законодательство отражает профсоюзный плюрализм - возможность создания нескольких профсоюзов.  

Пятый принцип - законность создания и деятельности, вытекающая из законодательства о профсоюзах.       

Основные задачи и функции профсоюзов

В литературе нет единства в понимании и использовании терминов «задачи» и «функции», что характерно не только для трудового права, но и для других общественных наук. Таким образом, термин «функция» для многих авторов идентичен понятию «роль». Является выражением важности профсоюзов в обществе. Кроме того, функциями профсоюзов являются деятельность их органов или вообще любая деятельность профсоюзов. Иногда задачи и функции рассматриваются как эквивалентные понятия.    

В соответствии со ст. 2 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз является добровольным объединением граждан, созданным для представления и защиты своих социальных и трудовых прав и интересов. Таким образом, в настоящее время более уместно говорить не о задачах профсоюзов, а о целях, для которых создаются профсоюзы, и о функциях, как основных направлениях деятельности по достижению целей, для которых профсоюз создан.  

Ранее задачи профсоюзов определялись как общие задачи, стоящие перед существовавшей тогда политической системой общества. Задачи и функции профсоюзов считались неразрывно связанными с задачами политической системы общества и самих профсоюзов как неотъемлемой части политической системы. В то же время профсоюзы, являясь одной из составных частей политической системы, используют свои специфические функции, отличные от функций других организаций, для решения проблем, стоящих перед системой в целом и ее профсоюзами - профсоюзами. 

Конечно, профсоюзы остаются частью политической системы общества, но глобальные задачи, стоящие перед политической системой в целом и целями профсоюзов, не идентичны, неравномерны по объему и не всегда совпадают по направлению. Можно сказать, что на современном этапе профсоюзы действительно стали общественной организацией, а не частью государства, и права профсоюзов являются правами в истинном смысле слова «закон», а не обязательствами, которые фактически заменили профсоюз. права в прошлом. В связи с этим необходимо рассмотреть функции профсоюзов в современном обществе.

Нынешний правовой статус профсоюзов и, следовательно, их задачи и функции определяются Конституцией Российской Федерации, ратифицированными конвенциями Международной организации труда, Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», а также другие применимые правила. Кроме того, профсоюзные уставы, коллективные договоры и соглашения приобрели особое значение на современном этапе. 

Функции профсоюзов являются основными, основными направлениями их деятельности, которые они должны выполнять в силу своего социального характера и миссии.

Ранее все литературные источники указывали, что профсоюзы выполняли следующие функции: забота об интересах работников в сферах производства, труда, повседневной жизни и культуры, их полное удовлетворение; забота о развитии народного хозяйства, о росте производства; участие в управлении обществом и производством; обучение работников и укрепление сознательной и добровольной трудовой дисциплины; защита прав рабочих и служащих.    

В связи с этой классификацией возникает вопрос: действительно ли профсоюзы выполняли все вышеперечисленные функции или эти функции были надуманными и совершенно нехарактерными для профсоюзов даже в советское время? Похоже, что профсоюзы действительно выполняли большинство этих функций, потому что, с одной стороны, они были не только неотъемлемой частью политической системы, но фактически частью государства, а с другой, их функции не были «постоянными». ”, Они изменились, поскольку они улучшили законодательство, и поскольку общество развивается.  

Например, действительно ли советские профсоюзы выполняли функцию обучения трудящихся и укрепления сознательной и добровольной трудовой дисциплины? Да, они сделали, потому что так называемая «общественная собственность» была собственностью государства, что означает, что государство было основным работодателем. В этом случае государство как работодатель и профсоюзы как часть государственной и политической системы были действительно заинтересованы в поддержании и поддержании трудовой дисциплины. Сегодня, когда профсоюзы превратились из государственной организации в общественную, функция воспитания и укрепления трудовой дисциплины утратила свое значение. Это, конечно, не означает, что профсоюзы совершенно не заинтересованы в укреплении трудовой дисциплины, но профсоюзы больше не занимаются выполнением этой функции, как одного из основных направлений деятельности.    

Сегодня функции профсоюзов, конечно, изменились. Основной функцией профсоюзов является защита трудовых прав работников. Это их внешняя функция - поскольку она реализуется во внешних отношениях с работодателями, органами власти.        

Кроме того, профсоюзы имеют внутреннюю функцию объединения и координации действий по защите трудовых прав работников.

Итак, основная функция профсоюзов - защита трудовых прав работников. Содержание защитной функции профсоюзов заключается в их деятельности по защите трудовых прав работников. Эти мероприятия включают продвижение профсоюзов:

  • использование работниками своих прав;
  • защита этих прав;
  • пресечение их нарушений;
  • восстановление нарушенных прав;
  • возмещение причиненного ущерба и возбуждение уголовного преследования виновных. Эти действия условно можно рассматривать как этапы реализации защитной функции.

Защита прав трудящихся должна рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле защита прав охватывает их защиту и предоставление, в узком смысле - восстановление нарушенных прав, возмещение ущерба и привлечение к ответственности виновных. 

Защита трудовых прав работников профсоюзами является сложной проблемой, успешное решение которой требует системного подхода в различных сферах профсоюзной деятельности с учетом разнообразия форм реализации их защитной функции, которые не сохраняются. без изменений. Определение их характеристик в определенный период важно для защиты трудовых прав работников.   

Следующая функция профсоюзов - функция представительства трудящихся - прямо закреплена в ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации - «Представителями работников социального партнерства являются: профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов, или иные представители».   

Федеральный закон Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 11 «Право профсоюзов представлять и защищать социальные и трудовые права и интересы работников» и в ст. 1 объединяет эти две наиболее важные функции профсоюзов с их соответствующими правами. «Профсоюзы, их ассоциации (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов в отношении индивидуальных трудовых и трудовых отношений, а также в области коллективных прав и интересов, эти права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах в случае, если они уполномочены представлять в установленном порядке. »   

Профсоюзное представительство является проблемой, в связи с чем в литературе высказываются различные мнения. Помимо того, что представление о представительстве рассматривается как одна из основных функций профсоюзов, оно рассматривается как элемент защитной функции, как наиболее общее право профсоюзов, как правовой формы их деятельности.     

Представительство представляет собой особую функцию и выражается в деятельности по представлению интересов работников в государственных и общественных органах (на всех уровнях) и фактически на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

Представление прав и интересов означает выступление от имени коллектива (а не только отдельных работников) в отношениях с работодателем в форме коллективных переговоров, заключения коллективного договора, разрешения коллективных трудовых споров.

Организационные и социальные функции также относятся к функциям профсоюзов - они подразумевают активное участие профсоюза в создании и улучшении условий труда. Более того, это может включать в себя спортивную и культурную работу среди работников, которая должна быть неразрывно связана с понятием «условия труда». 

Надзорная функция выражается в том, что профсоюз выступает в качестве уполномоченного государственного наблюдателя за соблюдением прав работников в различных аспектах - охрана труда и условий труда, оплата и регулирование труда, социальные гарантии и другие. Соответствующие права предоставляются союзу в соответствии с действующим законодательством. 

Правовое регулирование профсоюзов

Профсоюзы рассматриваются как конкретные субъекты правовой деятельности. Их статус определяется законом, который устанавливает общую правовую и правоспособность профсоюзов, основные (уставные) права и обязанности, а также гарантии их выполнения. 

Действующее российское законодательство, учитывая характер функций, выполняемых профсоюзами, придает наибольшее значение развитию их правового статуса как субъекта трудового права, поскольку именно эта отрасль права наиболее тесно связана с регулирование сферы наемного труда.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений: с работодателями, их объединениями и представителями; с государственными органами, местными органами власти; с другими субъектами общественных отношений (например, имущество, налог).  

Законодательство, определяющее правовую основу деятельности профсоюзов, меняется и совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но, прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности, социально-политической ситуации в России. страна.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профсоюзов, можно выделить следующие:

  • Во-первых, конечно, Конституция Российской Федерации. Гарантируя право на объединение, она подчеркивает право граждан создавать профсоюзы для защиты своих интересов: «Каждый человек имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантирована. » 
    Право на объединение и укрепление их правового статуса является характерной чертой демократического общества и важнейшей гарантией трудовых прав работников.
  • Большое внимание также уделяется обеспечению права граждан на вступление в профсоюзы в международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, говорится: «Каждый имеет право создавать профсоюзы и вступать в профсоюзы для защиты своих интересов», пункт 4, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник международных нормативных актов / сост. Г.К. Дмитриева. - М .: ТЦ Велби, Издательство Проспект, 2004.П. 12 ..         

Право на объединение также закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (пункт 1 статьи 22); Европейская социальная хартия (ст. 5); Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» 1948 года; Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 года. Международная организация труда в 1970 году приняла специальную резолюцию «О правах профсоюзов и их отношениях с гражданскими свободами», которая включает в себя следующее Профсоюзные права как основа:   

  • осуществлять деятельность на предприятии и в других местах работы; - ведение переговоров о заработной плате и других условиях труда; -участие в делах предприятий и в экономике в целом; - бить;   
  • бесплатное участие в профсоюзной деятельности в национальном и международном масштабе;
  • неприкосновенность помещений профсоюза, а также переписка и телефонные разговоры;
  • защита профсоюзных средств и имущества от вмешательства со стороны государственных органов;
  • доступ к СМИ;
  • защита от дискриминации в вопросах вступления в профсоюзы и профсоюзной деятельности;
  • использование добровольных согласительных и арбитражных процедур; - рабочее образование и его дальнейшее совершенствование.

Эти права в той или иной форме закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает право на создание профсоюзов в качестве одного из основных трудовых прав работника - «Работник имеет право: объединение, включая право создавать и вступать в профессиональные союзы для защиты своих трудовых прав, свободы и законные интересы »и обеспечение этого права - как одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с ними -« Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимальной координации интересов сторон трудовых отношений, государственных интересов, а также правовое регулирование трудовых отношений и других прямо связанных с ними отношений: участие работников и профсоюзов в создании условий труда и применении трудового законодательства в случаях, предусмотренных законом » Искусство. 2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть 1). Искусство. 3 (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 267 - Федеральным законом от 25 ноября 2009 года) .          

Глава 58 Трудового кодекса Российской Федерации «Защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами» полностью посвящена деятельности профсоюзов. Он устанавливает основные права профсоюзов, гарантии их деятельности, ответственность за нарушение прав профсоюзов.   

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Настоящий Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением гражданами конституционного права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию профсоюзов, их союзов (ассоциаций) и первичных профсоюзных организаций. 

Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местными органами власти, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и граждане. 

Кроме того, следует отметить, что права профсоюзов, установленные Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ, не идентичны тем, которые предусмотрены в трудовом договоре. Кодекс Российской Федерации. Поэтому, чтобы избежать существующих противоречий, некоторые ученые отмечают необходимость более тесной координации этих законов, учитывая, что Трудовой кодекс является основным отраслевым федеральным законом, а также Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях». их деятельности »- специальный закон, посвященный правовому статусу субъекта права.  

Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также на российские организации, расположенные за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами. 

Среди нормативных актов, связанных с деятельностью профсоюзов, также можно выделить:

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ. В частности, этот закон устанавливает, что «Особенности, связанные с созданием, Деятельность, реорганизация и (или) ликвидация отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и иных общественных объединений - могут регулироваться специальными законами, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом ». Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»;     
  • Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), в частности закон гласит: : «Государственная политика в сфере содействия занятости населения направлена ​​на: координацию деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов работников и работодателей при разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. "

Правовое регулирование деятельности профсоюзов было и продолжает представлять определенные трудности. Не все аспекты профсоюзной деятельности подлежат законодательному регулированию. Внутренние профсоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование ведущих профсоюзных органов) Не регулируются государством, не вмешиваются во внутреннюю деятельность профсоюзов, такое вмешательство запрещено по закону - «Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов запрещается лицам, что может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или препятствовать законному осуществлению их уставной деятельности» с. 5 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) // СПС » Консультант Плюс ".       

Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принятыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти стандарты часто называют корпоративными. Корпоративные стандарты нельзя отнести к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Соблюдение корпоративных стандартов не подкрепляется государственной принудительной силой.   

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» устанавливает требования к содержанию устава профсоюза. А именно: «Устав профсоюза должен предусматривать: 

  • название, цели и задачи союза;
  • категории и профессиональные группы сплоченных граждан;
  • условия и порядок образования профсоюза, вступления в профсоюз и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
  • территория, на которой действует профсоюз;
  • организационная структура;
  • порядок формирования и компетенции профсоюзных органов, сроки их полномочий;
  • порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
  • источники дохода и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
  • местонахождение союза;
  • порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
  • иные вопросы, связанные с деятельностью профсоюза «Статья 7 Федерального закона« О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности »от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) // АТП «Консультант Плюс».     

Эти требования к уставам профсоюзов не являются чрезмерными и обеспечивают реализацию профсоюзных свобод, определяя только круг вопросов, которые решаются при принятии уставов профсоюзов.

Основные права и обязанности профсоюзов

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют следующие особенности:

  • во-первых, юридические обязанности не возлагаются государством непосредственно на профсоюзы, они вытекают из представительских и защитных функций этой общественной организации, основаны на их уставах и неразрывно связаны с правами. В результате права, предоставляемые профсоюзам, одновременно означают их обязанности. Таким образом, права профсоюзов в сфере труда представляют собой особую правовую категорию - права-обязательства, где право и обязанность неразрывно связаны.  
  • во-вторых, это ответственность не перед государством, а перед работниками - членами профсоюза, интересы которых профсоюзы должны представлять и защищать;
  • в-третьих, правовые обязательства профсоюзов - это необходимость реализации предоставленных им прав, иначе они не смогут защитить работников;
  • в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается прежде всего силой социального, морального (внутрипрофсоюзного) влияния.

Профсоюзы как общественная организация не несут ответственности ни перед государством, ни перед участниками (сторонами) правоотношений, в которые они вступают, за реализацию своих прав и обязанностей. Исключением является имущественная ответственность в суде за проведение забастовки, объявленной судом незаконной. Но и здесь юридическая ответственность, вытекающая из нарушения трудового законодательства, по-прежнему носит гражданский характер.  

Права профсоюзов в сфере труда составляют их правовой статус, который возникает с момента их организации. Права и обязанности профсоюзов как юридического лица возникают с момента их государственной регистрации. Именно эти права и обязанности определяют их статус участников гражданских отношений, которые позволяют им вступать в имущественные отношения и определяют свой статус работодателей. 

В теории трудового права нет единства в классификации прав профсоюзов. Исходя из действующего законодательства, классификация может проводиться в зависимости от представительности профсоюзов как организации и представительности их органов. На местном уровне можно различать права, принадлежащие исключительно профсоюзам, и права, предоставляемые им, как и любому другому представительному органу работников. В зависимости от способа установления прав профсоюзов они подразделяются на права, предоставляемые законодательством, в том числе законодательством субъектов Российской Федерации, и правами, установленными договорами о коллективных переговорах. На основании назначения профсоюзов в качестве организации, призванной защищать трудовые права работников, предлагается классификация прав, непосредственно направленных на защиту прав работников, и прав, которые способствуют реализации этого права.

Итак, рассмотрим основные права профсоюзов, которые также являются их основными обязанностями: 

  1. Наиболее распространенным законом профсоюзов, который определяет другие права профсоюзов, является право защищать трудовые права работников - это право является основной целью создания профсоюзов. Эта цель объективно определяет защитную функцию профсоюзов и их право осуществлять такую ​​защиту. Права профсоюзов, закрепленные в трудовом законодательстве, являются конкретизацией их наиболее распространенного права на защиту трудовых прав работников. Профсоюзы также защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к работе, выбирать профессию и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.    
  2. Право представлять интересы работников. Это считается следствием признания государством права профсоюзов на защиту трудовых прав работников. Без права на представительство право профсоюзов на защиту трудовых прав работников не может быть успешно реализовано.  
  3. Право профсоюзов на содействие занятости. Профсоюзы имеют право: 
    1. принимать участие в разработке государственных программ занятости населения;
    2. предложить меры по социальной защите членов профсоюзов, освобожденных в результате реорганизации или ликвидации организации;
    3. осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законов о занятости;
    4. вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения об отложении или временном приостановлении реализации мер, связанных с массовым увольнением работников.
  4. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение договоров, коллективных договоров и контроль за их выполнением. Федеральный закон устанавливает, что «работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местные органы власти обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социальным и трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их ассоциации (ассоциации) инициируют такие переговоры и заключают коллективные договоры на условиях, согласованных сторонами. » 
  5. Право профсоюзов участвовать в разрешении коллективных трудовых споров - «Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право организовывать и проводить в соответствии с федеральным законом забастовки, собрания , митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты и другие коллективные акции, используя их как средство защиты социальных и трудовых прав и интересов работников ».     
  6. Право профсоюзов на участие в обучении и повышении квалификации профсоюзного персонала. Профсоюзы имеют право создавать: 
    1. образовательные и исследовательские учреждения;
    2. проводить обучение, переподготовку, повышение квалификации профсоюзного персонала;
    3. обучение профсоюзных работников и членов профсоюзов.
  7. Право профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства - профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), работы время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, льготы и преимущества, а также другие социальные и трудовые вопросы в организациях, в которых работают члены этого профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. 
    Это право подтверждается предоставленной законом возможностью создавать свои собственные инспекции труда, которые наделены полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными профсоюзами.
    Трудовой кодекс устанавливает права профсоюзных инспекторов труда, в частности: профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:
    1. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
    2. получать информацию от руководителей и других должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий труда и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    3. предъявлять работодателям требования приостановить работу в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    4. проверить состояние условий труда и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и договорами ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть 1). 
    5. принимать участие в работе комиссий по испытанию и вводу в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов
    6. обратиться в соответствующие органы с просьбой привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.
  8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды - профсоюзы имеют право участвовать в формировании государственных программ по охране труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных и иных актов, регулирующих охрану труда. , профессиональные заболевания и экологическая безопасность ст. 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) // СПС » Консультант Плюс ".    
    Они осуществляют профсоюзный контроль над состоянием труда и охраны окружающей среды через свои органы и имеют право:
    1. свободно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурных подразделений, рабочих мест, где работают члены этого профсоюза;
    2. участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе);
    3. защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на работе (работе), компенсации за вред, причиненный их здоровью на работе (работе).
  9. Права профсоюзов на социальную защиту работников - это касается прав профсоюзов в области социального страхования и здравоохранения, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников.
    Профсоюзы имеют право участвовать в:
    1. формирование социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
    2. при разработке мер социальной защиты работников;
    3. определение основных критериев уровня жизни, размера индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен;
    4. право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной области искусства. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) // СПС » Консультант Плюс ". 
  10. Право профсоюзов защищать интересы работников в органах по урегулированию трудовых споров - в случаях нарушения трудового законодательства профсоюзы имеют право, по требованию членов профсоюза, других работников, а также самостоятельно инициативу, подать заявления в защиту своих трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Чтобы защитить социальные, трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы своих членов, профсоюзы могут создавать юридические услуги и консультации.

Вывод

Рассмотрев особенности правового статуса профсоюзов как субъектов трудового права, можно сделать следующие выводы:

  • Профсоюзы являются основным социальным институтом общества, и по содержанию своих основных функций они действуют как регулирующий институт, включенный в систему социально-трудовых отношений. Профсоюзы становятся необходимым институтом демократического общества с рыночной экономикой в ​​качестве гаранта промышленной демократии и в качестве центра силы, представляющего интересы наемных работников на рынке труда. Маирова Л. Профсоюзная защита прав трудящихся. 
  • На сегодняшний день многие авторы выделяют две основные функции профсоюзов - защитную и представительную. В дополнение к ним, они также различают организационные, социальные, контролирующие функции, функции объединения и координации действий по защите трудовых прав работников. 
  • Правовой статус профсоюзов регулируется рядом нормативных правовых актов: Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10 и др. Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в российском государстве, и существенно меняет организационные и правовые основы деятельности профсоюзов. Современное законодательство предоставляет профсоюзам значительное количество прав и гарантий, обеспечивающих выполнение уставных задач и обязательств перед членами профсоюза. 
  • Права профсоюзов в сфере труда являются основной частью их правового статуса, то есть совокупности прав и обязанностей во всех сферах. 

Помимо трудовых прав, профсоюзы имеют широкие права в сфере деятельности других отраслей права: права юридических лиц, имущественные права, участие в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации. Существование Правового статуса профсоюзов не противоречит их социальной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством. 

Законодательно закрепленная позиция профсоюзов в сфере труда (трудово-правовой статус) является общей мерой правовых возможностей данной организации и ее органов в этой области и служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюза. органы в правоотношениях. Как основная категория, она характеризует пределы правового значения деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном легитимности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.