Защита прав ребенка в международном праве

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Права и обязанности детей
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей


Введение:

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Его формирование было нелегким делом. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус личности, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая хартия вольностей 1215 года, закон о лучшей защите свободы личности и предотвращении тюремного заключения за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, Билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года). Само понятие прав человека и основных свобод как категории появилось в XIII веке в Европе. Она была сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, Джон Локк, Эдмонд Берк, в XIII веке и получила развитие в трудах Томаса Пейна.См. Никонов к. современные теоретические аспекты Института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка / / Московский журнал международного права, № 1, Москва, 2009, с. 83.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник относительно недавно. Свою роль в этом сыграли последствия Первой мировой войны для гражданского населения и растущий интерес к защите детей в большинстве стран Европы и Северной Америки. В 1919 году Лига Наций создала Комитет по вопросам благосостояния детей. Комитет работал над разработкой мер, которые должны быть приняты в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1924 году по предложению Международного Союза спасения детей в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовым документом в области защиты прав и интересов ребенка и впервые сформулировала цели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогла объединить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия общих принципов взаимодействия и механизмов реализации норм. Государства рассматривали эту декларацию лишь фрагментарно по конкретным вопросам в области защиты прав ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что в то время "международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась" Агушева Г. Г., Баданин Д. защита прав ребенка: международно-правовой аспект//ювенальное право. - Архангельск: Поморский Университет. 2005. П. 10..

Будучи неотъемлемой частью защиты прав человека, система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения прав и свобод человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава этой организации.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, преамбула которой гласит, что признание человеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и мира во всем мире.

В ходе дальнейшего развития прав человека произошло обособление отдельных институтов в этой отрасли права, одним из которых в современном международном праве является Институт международно-правовой защиты прав ребенка. Развитие и становление этого аспекта прав человека как самостоятельного правового института имеет долгую историю. Ребенок долгое время не рассматривался как представитель отдельной социальной категории. В юридическом смысле ребенок вообще не существовал, а в некоторых государствах, где законодательство относилось к ребенку, он воспринимался как собственность его отца, и отношение к нему было таким же, как и к другой собственности. Позднее, в XIII веке, в эпоху Просвещения, дети рассматривались как отдельная социальная группа. В начале XX века в ряде западных стран были приняты законы О защите детей и обязательном образовании. Ребенок перестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства, а его задачей стала подготовка к реальной, взрослой жизни. Такое восприятие ребенка как макросоциальной категории нашло отражение и в уже упомянутой Женевской декларации 1924 года. Уже во Всеобщей Декларации прав человека не проводится разграничения прав в зависимости от возраста человека: "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (статья 1). Смотрите Никонова К. Современные теоретические аспекты Института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка / / Московский журнал международного права, № 1, Москва, 2009, с. 84-85. 

Последующее провозглашение декларации прав ребенка 1959 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, способствовало освещению вопроса о международно-правовой защите прав ребенка. Декларация стала специальным документом, впервые полностью посвященным правам детей. В его преамбуле говорится, что"ребенок в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в особой защите и уходе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". В декларации говорится о недискриминации детей по любым признакам; право ребенка на нормальное развитие; о праве на образование. Согласно декларации, ребенок должен быть защищен от жестокого обращения и эксплуатации; ему должно быть предоставлено право на достаточное питание, жилье, развлечения и медицинское обслуживание. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества проявлять особую заботу о детях, которые являются физическими, умственными или социальными инвалидами . Последний принцип посвящен вопросам воспитания детей. Так, Декларация прав ребенка 1959 года определила принципы, на которых должна основываться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Однако, несмотря на продуктивность и разнообразие нормотворческой работы в области защиты прав ребенка, к концу 1970-х годов стало очевидно, что существующие нормы в области прав человека уже не отвечают особым потребностям детей. Кроме того, с момента принятия Декларации о правах ребенка были разработаны новые подходы к концепции прав детей и методам их защиты. Необходим единый международный документ, который бы объединил весь предыдущий опыт нормотворчества и новые идеи по защите прав детей. Этим документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25. Конвенция стала результатом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции был представлен комиссии ООН по правам человека в 1978 году. В разработке документа принимали участие не только представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, но и ученые и неправительственные организации, но лишь спустя десять лет, 20 ноября 1989 года, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 1. 44/25, приняв тем самым Конвенцию о правах ребенка. В день открытия Конвенции для подписания, 26 января 1990 года (ее подписали 61 страна), что стало рекордом

Следует отметить, что Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире Договором по правам человека, который будет ратифицирован всеми странами мира.

Принятие Конвенции явилось значительным событием в деле защиты прав детей: впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий особой защиты, но и как субъект права, которому предоставляется весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей с момента их рождения до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст совершеннолетия . С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие ( статья 6), на сохранение самобытности (статья 8), на свободу выражения мнений ( статья 12), на неучастие в военных действиях ( статья 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв жестокого обращения и эксплуатации (статья 39). Конвенция конкретно определяет роль средств массовой информации: Государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, которые являются социально и культурно полезными для ребенка, с тем чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников. Государства-участники обязуются "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей".

Идеи Конвенции непосредственно связаны с общечеловеческими проблемами. Она называется "Великая хартия вольностей для детей", "Всемирная Конституция прав ребенка".

Ожидается, что стандарты, установленные Конвенцией, будут использоваться всеми теми, кто заинтересован в решении проблем, связанных со здоровьем, развитием и защитой детей. Конвенция, как общепризнанный и авторитетный документ, будет выступать за защиту детей во всем мире. Для России как международного Договора, к которому она присоединилась, этот документ, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, имеет приоритетное значение. См. Долинская Л. М. Права ребенка, защита материнства и детства в международных документах// цивилист № 4. Москва, 2008, С. 76.

§ 2 международно-правовые источники, регулирующие защиту прав детей

Наиболее распространенным и значительным источником международного права сегодня являются многосторонние международные договоры. Среди них полезно будет выделить прежде всего универсальные международные договоры, то есть договоры с неограниченным числом участников. Акты общего характера, защищающие права человека в целом, играют важную роль в международно-правовой защите прав детей. Хотя такие международно-правовые соглашения практически не предусматривают специальной защиты ребенка как представителя определенной социальной группы, их положения также имеют отношение к защите прав ребенка. К ним относятся международные пакты 1966 года об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах. См. Никонов к. "современные теоретические аспекты Института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка" / / Московский журнал международного права, № 1, 2009, с. 92. 

Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что семья, которая считается естественной и основной ячейкой общества, должна "обеспечиваться как можно более широкой защитой и помощью, особенно в ее образовании и до тех пор, пока она несет ответственность за уход и воспитание несамостоятельных детей" (пункт 1 статьи 10). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. 1990. П. 20. В искусстве. В статье 23 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах также провозглашает, что особые меры защиты и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой-либо дискриминации по признаку семейного происхождения или по другим признакам. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации ( пункт 3 статьи 10). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международная защита прав и свобод человека: сборник документов, 1990, с. 20.

Более конкретные положения, непосредственно касающиеся прав и интересов детей, зафиксированы в пакте о гражданских и политических правах. Было установлено, что "каждый ребенок без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении несовершеннолетнего его семьей, обществом или государством; каждый ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения и должен иметь имя и фамилию".; каждый ребенок имеет право на получение гражданства."Международный пакт о политических и гражданских правах/ / Международная защита прав и свобод человека: сборник документов, 1990, с. 32 

Несмотря на абстрактность и декларативный характер отдельных положений обоих пактов, необходимо признать значимость этих документов с точки зрения обеспечения интересов самого документа. Признание ребенка субъектом с правами и правом на защиту со стороны семьи, общества и государства также подтверждает признание интересов ребенка.

К международно-правовым документам универсального характера, гарантирующим защиту прав человека в целом и ребенка в частности, относятся все другие международные документы по правам человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, в частности в отношении равных прав на образование, включая дошкольное и общее школьное образование.

Наряду с универсальными международными договорами следует отметить важность международных договоров регионального характера, гарантирующих защиту прав человека в целом. К ним относятся соглашения, заключенные в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Европейского Союза.

Отдельную категорию в классификации составляют многочисленные акты, которые можно классифицировать как акты "мягкого" права, то есть акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер, но в то же время имеющие большое значение для Института международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов "мягкого" права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, в том числе резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады генерального секретаря ООН, доклады экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.

Наиболее известной и обсуждаемой является резолюция ГА от 26 июня 2000 года. Он отмечает десятую годовщину Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. Резолюция включает тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: об участии детей в вооруженных конфликтах и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии. Эти протоколы содержат ряд положений, предусматривающих особую защиту детей, которые сталкиваются с соответствующими обстоятельствами или затрагиваются ими. К сожалению, ни один из них еще не вступил в силу, но их значение для прав ребенка достаточно велико, поскольку многие международные организации, защищающие права ребенка, опираются в своей деятельности на положения этих протоколов и часто ссылаются на них в актах, принятых внутри этих организаций.  "Современные теоретические аспекты Института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка" / / Московский журнал международного права, № 1, 2009, с. 99. 

Что касается защиты прав детей, то особого внимания заслуживают также акты, принятые комитетом ООН по правам ребенка. В частности, следует выделить так называемые замечания общего порядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о положении в мире в отношении конкретных прав или групп прав и определяют направление и цели дальнейшей работы Комитета. Примерами таких документов являются: Замечание общего порядка №  6 (2005)" обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами их страны происхождения", Замечание общего порядка № 7 (2005)" осуществление прав ребенка в раннем детстве"и Замечание общего порядка № 9"права детей-инвалидов". В дополнение к замечаниям общего порядка Комитет по правам ребенка при рассмотрении докладов государств-участников конвенции представляет заключительные замечания и рекомендации, которые призваны направлять действия этих государств по улучшению положения детей в стране. Смотрите Никонова К. "Современные теоретические аспекты Института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка" / / Московский журнал международного права, № 1, 2009, с. 99. 


"Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно также отнести отраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К ним относятся: принцип универсальности, недискриминации и принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они отражены в приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, где говорится об обязательстве государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой-либо дискриминации, обеспечивая им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических и социальных прав."Колосов Ю. М., Кривчикова Е. С. М., 2005 С. 534-535.

Подводя итог, следует еще раз классифицировать источники, регулирующие международно-правовой институт прав ребенка: 

1) принцип уважения прав человека в международном праве.

2) универсальные и региональные международно-правовые документы, обеспечивающие защиту прав человека в общем смысле.

3) универсальные и региональные международно-правовые документы, гарантирующие защиту прав ребенка.

4) международно-правовые акты, обеспечивающие особую защиту прав ребенка.

5) акты рекомендательного характера.

6) отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.

Соответственно, из предложенной классификации можно сделать вывод, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институт международного права.

Глава 2. Система и механизмы международного права для защиты прав ребенка 

§1. Конвенция ООН о правах ребенка как основной документ в формировании прав ребенка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка-универсальный договор, устанавливающий международные стандарты в области прав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права.

В 1970 году впервые обсуждалась возможность и необходимость создания Конвенции о правах ребенка в рамках ООН. Мнения по этому вопросу были далеки от ясности. С одной стороны, существуют международные пакты о правах человека, которые предоставляют права всем, включая ребенка. В этот же период в рамках ООН, ЮНЕСКО и МОТ были приняты конвенции и декларации об индивидуальных правах ребенка.

Таким образом, назрела настоятельная необходимость принятия специального международного Договора о правах ребенка.

Во-первых, не все государства являются участниками международных пактов и других документов.

Во-вторых, не все права, закрепленные в международных пактах, применимы к ребенку с учетом его физического и умственного развития. Некоторые права могут принадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право избирать и быть избранным, доступ к государственной службе, свобода передвижения и выбора места жительства и др.), другие-к лицу, достигшему определенного возраста (право на труд, равенство перед законом, свобода слова и др. См.: Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка / / Российский юридический журнал № 1. 2000, стр. 47-48. В статье 3 обоих пактов говорится об обязательствах государств обеспечивать равное право мужчин и женщин на пользование всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами, то есть акцент делается на интересах взрослого населения без учета интересов детей.

В-третьих, положения международных договоров, касающихся детей, сформулированы по принципу "заботы и защиты", например: "особые меры защиты и защиты должны приниматься в отношении всех детей и подростков...(пункт 3 статьи 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах);" каждый ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения и иметь имя " (пункт 2 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах).

В-четвертых, существует определенный вакуум в правовом статусе ребенка, поскольку международные пакты не учитывают его специфику как развивающейся личности. Иными словами, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но ему необходимо право знать своих родителей и право на их заботу и семейные узы. Кроме того, ребенок не имеет права участвовать в ведении государственных дел, но он должен иметь право выражать свое мнение по вопросам, касающимся его собственной жизни.

Из этого следует, что, с одной стороны, ребенок по существу является личностью и должен непосредственно обладать правами, а с другой стороны, он нуждается в поддержке родителей и их заместителей, общества и государства, поскольку он социально уязвим и не может обладать полной дееспособностью. Именно поэтому необходимо было создать всеобъемлющий юридически обязывающий международный документ о правах ребенка. См.: Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка / / Российский юридический журнал № 1.  2000, стр. 48.

На 34-й сессии Комиссии ООН по правам человека польская делегация представила проект резолюции, содержащий текст Конвенции о правах ребенка, основанный на положениях декларации о правах ребенка 1959 года. Проект был рассмотрен, и в него были включены две дополнительные статьи. В таком виде он был принят комиссией по правам человека 8 марта 1978 года. Генеральный секретарь просил государства-члены ООН, специализированные учреждения, региональные правительственные и неправительственные организации представить свои мнения, замечания и предложения по этому проекту. Некоторые правительства сочли" язык " проекта неприемлемым. Например, правительство Дании обосновало свое возражение отсутствием точности и определенности, необходимых для разработки юридически обязательного документа. Другие, в большинстве своем западные правительства, усматривали недостатки, во-первых, в том, что проект закреплял в основном экономические и социальные права и уделял мало внимания гражданским и политическим правам; во-вторых, в отсутствии механизма осуществления.

Поскольку этот проект вызвал ряд существенных замечаний, комиссия ООН по правам человека учредила в 1979 году рабочую группу по Конвенции о правах ребенка.

Важно отметить ряд факторов, которые повлияли на закрепление индивидуальных прав ребенка в Конвенции. Прежде всего, в отличие от Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и международных пактов о правах человека 1966 года, Конвенция не опиралась на глубокие "философско-гуманитарные традиции" Титовой Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1.  2000, стр. 49.. На момент его создания существовало две теории о сущности прав ребенка, возникшие во второй половине ХХ века-протекционизм и либерализм.  Развитие международно-правовой защиты ребенка/ / Российский юридический журнал № 1. 2000, стр. 49.

Протекционизм (патернализм) рассматривает детство как период полной зависимости и крайней беспомощности, тогда как либерализм, напротив, рассматривает его как период независимости ребенка. Протекционизм противопоставляет ребенка взрослому, подчеркивая зависимость первого от второго как на физическом (жизнеобеспечение, защита от насилия), так и на ментальном уровне (принятие решений, взаимоотношения с другими людьми), в то время как либерализм акцентирует внимание на том, что и то, и другое по существу является человеческим. Протекционизм настаивает на органической связи ребенка с семьей, либерализм дает ребенку право выбора семейного окружения.

В результате создатели Конвенции, действуя без какой-либо правовой или философской основы, были вынуждены разработать собственную концепцию прав ребенка-либеральный патернализм. Такой подход был не совсем новым. Это сочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотря на представленные антитезы, обе теории имеют рациональное зерно.

Либеральный патернализм рассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильной зависимости (младенчества) к независимости (взрослости). Задача взрослого - помочь ребенку постепенно обрести самостоятельность в мыслях и действиях. Таким образом, власть родителей и лиц, которые заботятся о ребенке, носит целенаправленный характер, то есть направлена на развитие самосознания и самоопределения. Либеральный патернализм основан на достижении согласия между детьми и взрослыми. Благодаря идеям этой концепции, воплощенным в Конвенции, ребенок признается полноправным членом общества. См.: Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка / / Российский юридический журнал № 1.  2000 год, стр. 49. покончить с веками господствовавшим тезисом о том, что ребенок принадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же время она отражает специфику ребенка как такового.

"Еще одним фактором стало то, что в состав рабочей группы вошли представители различных министерств и ведомств: специалисты в области права, социальной защиты, внешней политики. Не было никакой последовательности в составе делегатов: один и тот же представитель обычно присутствовал на двух или трех сессиях. Эти обстоятельства привели к принятию модели предыдущих всеобъемлющих международно-правовых документов, ориентированных на индивидуальные права человека.

Следует также отметить активное участие в работе группы неправительственных организаций, таких как международная организация защиты детей и особенно специальной группы НПО по созданию Конвенции о правах ребенка, в которую входят около тридцати НПО. Используя исследования своих членов, НПО смогли оказать значительное влияние на процесс обсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале 1983 года процесс создания Конвенции начал развиваться, и к 1985 году число представителей государств и НПО, работающих над ней, удвоилось. 20 ноября 1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. нет. 45. Санкт-955.

К основным принципам Конвенции относится также принцип относительности обязательств и прав по Конвенции. Хотя основной смысл Конвенции заключается в том , что государства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции (статья 2 Конвенции), их обязательства ограничены их фактической способностью выполнять их. Например, при выполнении своего обязательства по статье 3 обеспечивать защиту и уход, необходимые для благополучия ребенка, государства должны также учитывать права и обязанности родителей ребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка. См.: Кравчук Н. в. Конвенция ООН о правах ребенка как инструмент защиты семейных прав ребенка в России// государство и право. 2006. № 4. П. 49.

Текст Конвенции состоит из трех частей: преамбулы, в которой излагаются принципы и отношения с другими международными документами в области прав человека; основной части, посвященной правам ребенка (статьи 1-41); и правил, регулирующих процесс осуществления (статьи 42-54). Статьи основной части (за исключением 1,4 и 41) содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международных документах: социальных, экономических, культурных, гражданских и политических. См.: Титова Т. А. Развитие международно-правовой защиты ребенка / / Российский юридический журнал № 1.  2000, стр. 52.

По состоянию на 2010 год участниками Конвенции путем ратификации, принятия и присоединения стали 193 страны. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССР ратифицировал эту конвенцию (дата ратификации Верховным Советом УССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. Как только государство ратифицирует ее, Конвенция становится законом на его территории, который контролируется комитетом из десяти экспертов в государствах-участниках.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 года предложил государствам ежегодно отмечать Всемирный День защиты детей 20 ноября. Конвенция является документом особого социального и морального значения, поскольку она подтверждает признание ребенка частью человечества и недопустимость дискриминации в отношении него.

Конвенция является юридическим документом высокого международного уровня. Она провозглашает ребенка полноценной и полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку никогда и нигде не было. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь спектр гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государств, создает специальный механизм мониторинга - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.