Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационного развития экономики и возможности его применения в России

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса: сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта.
Налоговое стимулирование инновационного развития российской экономики.
Зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в Российской Федерации
Акцизы на алкогольную продукцию: проблемы и пути их решения


Введение:

Анализируя роль и функции государства в современной экономике, механизмы государственного регулирования экономики, можно выработать комплексный подход к ее политике, определить возможные варианты обеспечения экономического и социального роста страны, стабилизировать денежно-кредитную политику. Система и в целом стабилизировать рынок. Это прикладная экономика. Это дает возможность выработать в настоящее время необходимую степень государственного вмешательства в экономику. Исследователи понимают, что без государственного регулирования экономики невозможно обойтись. И вмешательство государства необходимо, когда один рынок не может справиться со своими функциями, то есть рынок не может обеспечить паритет: спрос - предложение.    

Вышесказанное определяет актуальность темы.

Объектом данного исследования является государственное регулирование экономики.

Целью данной работы является проведение комплексного анализа зарубежного опыта государственного регулирования экономики и возможности его применения в России.

В связи с поставленной целью, задачами данного исследования являются:

  • рассмотреть этапы формирования, сущность, особенности государственного регулирования экономики;
  • проанализировать применение государственного регулирования экономики за рубежом;
  • рассмотреть возможность применения зарубежного опыта государственного регулирования экономики в России.

Эта тема, кажется, довольно исследована. Ученые-экономисты уже давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного секторов, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики, среди них: Т.А. Агапова, С.Ф. Серегин, Н.Б. Антонова, Н.И. Базылев, С.П. Гурко, Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин, И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов, Т.А. Алексенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенкова, Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, Н.Л. Чагас, Е.А. Туманова и др. Но, с одной точки зрения, общая теория по этим вопросам не разработана.                        

Понятие и этапы формирования государственного регулирования экономики

Этапы разработки концепции государственного регулирования экономики

Экономическая наука преобразуется и постоянно меняется. Концепция государственного регулирования в экономике также претерпела изменения. Существует несколько основных этапов в разработке концепции государственного регулирования в экономике:

Меркантилизм - система взглядов экономистов XV-XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Меркантилисты не видели объективной закономерности в экономических процессах. Они считали, что государство может добровольно контролировать экономические процессы.

Классическая теория рассматривала эффективное состояние равновесия в условиях совершенной конкуренции, которая представляет собой экономическую модель идеализированного состояния рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, а формируют ее со своим вкладом спроса и предложения. Совершенная конкуренция казалась самодостаточным средством достижения рыночного равновесия. Поэтому в классической теории государственное регулирование считалось главным врагом рыночной экономики.  

Экономическая неоклассическая теория - это направление экономической науки, сторонники которого ориентируются на самостоятельную экономическую деятельность отдельных лиц и выступают за ограничение (или даже полное прекращение) государственного регулирования экономики.

Неоклассическая теория господствовала до середины 30-х годов двадцатого века, когда лидерство в экономической науке закрепилось за последователями английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса - представителями кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию часто называют кейнсианской революцией. 

Суть кейнсианства может быть представлена ​​тремя идеями:

  1. необходимо государственное регулирование рынка,
  2. но это может быть только краткосрочное вмешательство на рынке,
  3. основным объектом регулирования является совокупный спрос.

В середине 70-х годов ХХ века. Чикагская школа (известная как монетаризм) выдвинула следующие идеи: 

  • возрождение конкуренции как основного и адекватного рыночного механизма,
  • ограниченное вмешательство государства в экономику,
  • основным объектом регулирования является сфера денежного обращения.

В практическом плане это ознаменовало переход приоритета от фискальной политики к денежно-кредитной политике: «фискальная» политика сменилась на «монетарную».

Австрийская школа неоклассической экономической теории. Крайним представителем экономического неолиберализма, полностью отрицающим необходимость государственного регулирования, считается Ф. фон Хайек. В своей работе этот австро-американский экономист указал на первоначальную ошибку кейнсианцев, которые полагали, что свободный рынок ранее не подвергался государственному регулированию, и поэтому он находится в кризисе. Ф. фон Хайек утверждал, что рыночная система никогда не была предоставлена ​​своим собственным устройствам. В руках государства постоянно оставались сбор налогов и сборов (фискальная политика), а также монополия на эмиссию денег и контроль над валютой (монетарная политика). Л. фон Мизес и Ф. фон Хайек утверждали, что вмешательство государства в рыночные механизмы во имя абстрактных идей «государственного планирования» неизбежно приведет к ухудшению, а не улучшению их функционирования.     

Современный неоклассицизм. Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система экономики, если не идеальная, то, по крайней мере, лучшая из всех типов экономических систем. Сосредоточив внимание на критике государственного регулирования, они отмечают, что оно не столько устраняет несовершенства рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные негативные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).   

Государственное регулирование экономики на современном этапе

Рассмотрим государственное регулирование на современном этапе. Государство является источником законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, разработанная в форме добровольных сделок (транзакций), фактически основана на системе тщательно разработанных законодательных норм, которые не только оптимизируют рыночные отношения, но и предусматривают определенные меры принуждения к их выполнению. Обеспечение прав собственности является важнейшей задачей государства. Государство - это, прежде всего, закон и его исполнение.

Государственное регулирование рыночной экономики - это процесс воздействия уполномоченных государственных органов на социально-экономическую систему данного общества с помощью системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности, действенности рыночного механизма и обеспечить экономическую стабильность.

Разнообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике, может быть выражено через экономические функции, выполняемые государством. Это включает: 

  • регулирование правовых основ функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • влияние на распределение ресурсов;
  • деятельность в сфере распределения доходов.

Неспособность рыночного механизма решить определенные проблемы требует вмешательства государства в рыночные отношения. Государство берет на себя функции, которые рыночный механизм не может в основном выполнять: 

  1. обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;
  2. обеспечивает безопасность рыночного механизма;
  3. организует производство товаров для удовлетворения коллективных или общественных потребностей.

Государство может регулировать ряд социально-экономических проблем, которые рынок может решить лишь частично. Это проблемы доходов, развития достижений науки и техники, трудоустройства.      

Действуя по этим процессам, государство создает условия для нормального функционирования рынка, защищает рыночный механизм от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения. В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие коммуникационные механизмы внутри рыночного механизма, обеспечивающие способность рынка к саморегулированию. Поэтому предпочтение следует отдавать экономическим методам регулирования, фискальной, монетарной и социальной политике. Естественное распределение ресурсов, административное ценообразование и директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с содержанием рыночной экономики.     

Механизм государственного регулирования экономики

Механизм государственного регулирования экономики (ГРЭ) является основным элементом экономической системы общества. С его помощью осуществляется участие государства в экономике любой страны, оно определяет роль государства в экономике. Мощь экономики страны зависит от оптимальности формирования и развития механизма. Государство должно занимать решающую позицию в структуре механизма GRE. Структура этого механизма определяется следующими показателями:    

  • требования технологического развития общества;
  • требования социально-экономического развития общества;
  • соотношение государственной, коллективной и частной собственности;
  • политическими силами в стране;
  • развитие экономики и общества в целом;
  • состояние науки;
  • эволюция и многие другие условия.

Кроме того, механизм GRE для разных стран различен. Он учитывает национальные особенности страны, культуру, масштаб государства, геополитику и ряд других факторов.

Эффективность регулирования также зависит от оптимальности соответствия GRE всем вышеперечисленным факторам. Следует также отметить, что количественно (в процентах) между GRE и уровнем социально-экономического развития страны нет прямой зависимости. Степень интеграции государства в экономику страны зависит от экономических законов цикличности экономического развития, которые еще не изучены, и от количественной неопределенности факторов потребностей человека.

Согласно классической экономической теории, механизм GRE включает в себя следующее:

  • Регулирование ресурсов: государственный бюджет; государственный сектор экономики; денежная масса данной страны; правила; минеральные ресурсы, принадлежащие государству; экспорт государственных предприятий; естественные монополии под контролем государства; налогообложение; Информация; выбросы; государственная собственность.          
  • Объекты регулирования: спрос (совокупный); предложение (совокупность); деловые циклы; денежное обращение и уровень цен; трудоустройство; инвестиционная деятельность; социально-экономическое развитие; конкуренция; внешнеэкономические факторы; платежный баланс государств; экология; социальные отношения.           
  • Методы регулирования: прямой (административный); косвенный (экономический); смешанные.  
  • Концепции регулирования: концепция развития производства (со стороны предложения); концепция сбалансированного развития воспроизводства; концепция стимулирования роста производства со стороны спроса; концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей; Антикризисная концепция.    
  • GRE инструменты: налоги, сборы, пошлины; государственные инвестиции и субсидии, субвенции, субсидии; Инструменты ЦБ РФ; государственные заказы и покупки; целевые программы; прямое управление государственным сектором экономики; экономическое законодательство.      

Анализ применения государственного регулирования экономики за рубежом

Опыт экономик развитых стран показывает, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения. Таким образом, государство создает условия для свободного предпринимательства и честной конкуренции. 

Сегодня можно выделить две обобщенные модели экономического регулирования - западную (американскую) и японскую: первая, реактивная, основана на необходимости вовлечения государства в случае обнаружения сбоев рыночного механизма; вторая, упреждающая, сосредоточена на превентивных действиях, которые компенсируют определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, обеспечивая государству законную роль в разработке и реализации социально-экономической политики.

Западная модель экономического регулирования

Основными инструментами государственного влияния на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного бизнеса и ценовое регулирование.

Размеры государственного регулирования экономики разных стран значительно различаются: в Италии государственный сектор обеспечивает 39-42% ВНП, Франция - 1/3 , Финляндия - 17,6%, Нидерланды - 5,4%, Великобритания - 2, 7%. Государственный сектор в основном представлен крупнейшими предприятиями базовых отраслей: электроэнергетики, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроения и т . Д. Thomson Group, с 75% участия государства, занимает 4 место в мире по производству В сегменте бытовой электроники Aeropasial Group с 82,2% участия государства занимает третье место в Европе по аэрокосмическому оборудованию. На государственную компанию Electricity France, которая включает 54 атомных электростанции, приходится 90% производства электроэнергии и 95% поставок электроэнергии. В Италии крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную отрасли. В Испании государство установило строгий контроль в сфере производства электроэнергии, а в Великобритании в государственном секторе преобладает угольная и атомная энергетика.

В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Особенности антимонопольной политики зарубежных стран проявляются в основном в двух ее формах: американской, запрещающей любую форму монопольного заговора или союза; Западноевропейские, направленные только против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в любой отрасли. государственное регулирование   

В США правовые акты Шермана-Клейтона являются основой здоровой рыночной конкуренции: первая - отражает интересы покупателей и делает недействительными соглашения, ограничивающие свободу торговли и приводящие к образованию монополий, предусматривает уголовную ответственность руководителей и огромные денежные штрафы. ; вторая - устанавливает запрет на продажу товаров с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию и слияния посредством покупки обыкновенных акций конкурентов. Основные антимонопольные законы были дополнены, и с 80-х годов ХХ века. в США начал использоваться индекс Херфиндаля-Хиршмана, отражающий долю промышленности на рынке сбыта.

В рамках западноевропейской системы антимонопольного регулирования содержание законодательных актов заимствовано в основном из Римской конвенции ЕЭС. Основное внимание уделяется нарушению прав граждан и интересов общества в результате искажения условий конкуренции и злоупотребления монополиями их доминирующим положением, а основным способом реагирования являются частные претензии и их рассмотрение, как Как правило, в суде.    

Регулирование цен экономическими методами осуществляется путем воздействия на величину спроса, денежной массы, инфляции, процентных ставок, антимонопольной политики, а также посредством правительственной политики регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Однако регулирование цен в развитых странах ограничено и охватывает в основном жизненно важные для общества сектора: топливо, энергетика, стратегическое сырье, оборонные товары, общественный транспорт, предметы первой необходимости, жилищно-коммунальное хозяйство.

В Европейском Союзе осуществляется наднациональное регулирование около 15% цен в сельском хозяйстве и черной металлургии: максимальные и минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются Советом министров ЕС, а основные цены на продукцию черной металлургии устанавливаются Европейская угольная и сталелитейная организация. В США государство регулирует от 5 до 10% цен, в основном на сельскохозяйственные товары, в Японии - 39%, в Австрии и Швейцарии - до 50%. 

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой государственные органы и организации занимаются вопросами ценообразования: в Соединенных Штатах, Департамент сельского хозяйства и Комиссия по ценам; Австрия - соответствующие подразделения Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства; Швейцария - Федеральное ведомство по контролю за ценами; Франция - Антимонопольное ведомство, утверждающее допустимое повышение тарифов и отпускных цен на государственных предприятиях; Швеция - Государственное управление по ценам и конкуренции. В то же время в государственных структурах развитых стран применяются довольно гибкие методы регулирования цен. Так, в соответствующих министерствах с активным участием компаний определяется минимальный уровень цен, при котором последние могут нормально функционировать. А задача государственных органов состоит в том, чтобы открыть дополнительные резервы для снижения издержек и обосновать возможность снижения цен. 

В Германии и Великобритании используется либерально-косвенная система государственного регулирования экономики посредством экономических рычагов. Особая роль отводится торгово-промышленным палатам - некоммерческим организациям с добровольным членством в бизнесе. Торгово-промышленные палаты определяют влияние вновь принятых и действующих законодательных актов на деятельность их участников, вносят свои повседневные проблемы в обсуждение государственных органов, стараются выработать для них наиболее выгодную формулировку законодательных актов и, в целом, выполняют функции по улучшению взаимодействия представителей государственного регулирования с бизнесом.  

Японская модель экономического регулирования

Практика долгосрочного планирования является уникальным явлением среди стран со свободной рыночной экономикой. Японцам удалось найти наиболее оптимальное сочетание плана и рынка и на этой основе реализовать очень эффективную экономическую или, как называют себя сами японцы, «промышленную политику».

В связи со спецификой своего исторического развития в Японии сложились достаточно прочные традиции активного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. В первые послевоенные годы доминировали методы прямого административного регулирования, которые были вызваны инфляцией, резкими дисбалансами в экономике и дисбалансами в производстве и на рынке. Впоследствии, когда рыночные дисбалансы были в основном преодолены, методы финансового, кредитного и ценового регулирования стали играть доминирующую роль, хотя они сопровождались административными формами вмешательства в экономическую жизнь страны.  

Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт является основой экономического роста, что необходимо определить и поддержать определенные сектора экономики, чтобы они могли обеспечить рост экономики и уровня жизни людей.

Наряду с национальными планами, с 1962 года в стране периодически разрабатываются долгосрочные программы - комплексные планы национального развития.

В настоящее время вмешательство государства в экономику носит системный характер и осуществляется на всех уровнях. Правительство Японии оказывает решающее влияние на все аспекты процесса воспроизводства и экономических отношений, включая экономический рост и его темпы, структуру промышленного производства, образования и науки; о занятости и отношениях труда и капитала; для кредита и денежного обращения; по ценообразованию и по внешнеэкономическим связям.    

Промышленная политика занимает особое место среди различных направлений экономической политики Японии, поскольку именно здесь государственная политика наиболее сложна, целенаправлена ​​и последовательна. 

Он представляет собой комплекс экономических, политических и организационных мер на разных уровнях национальной экономической системы, направленных на поддержание и развитие национальной промышленности, имеет двойственный характер: стимулирование экономического роста и отраслевую модернизацию экономики, с одной стороны, и определение долгосрочная экономическая стратегия экономического развития - с другими.

Промышленная политика в Японии включает в себя два основных элемента. Во-первых, рационализация производства на уровне отдельных предприятий путем содействия внедрению новейших достижений науки и техники, технологий и управления на микроуровне и, во-вторых, структурной перестройки промышленности в наиболее эффективном направлении на макроуровне. , 

В рамках промышленной политики государство осуществляет комплекс мер, направленных на совершенствование отраслевой структуры, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиций, формирование промышленных групп, стимулирование малого и среднего бизнеса, поддержание конкуренции, стимулирование определенных секторов экономики. экономика, экспорт и конкурентоспособность национальной экономики, а также реализация масштабных национальных программ НИОКР.

В случае депрессивных секторов такие инструменты, как субсидии и кредиты, используются для перераспределения ресурсов, модернизации производства, переподготовки кадров и оказания помощи работникам в поиске новых рабочих мест. Продвижение и финансовая поддержка новых фирм и НИОКР также широко используются, разрабатываются государственные программы приватизации, используются протекционистские меры. Конкретные меры для молодых отраслей с высоким потенциалом роста включают кредиты под низкие проценты, квоты на импорт, налоговые льготы, субсидии тарифная защита, ограничение прямых иностранных инвестиций, поддержка фундаментальных исследований и др.

Анализируя механизм промышленной политики в Японии, можно отметить, что существует вертикальный поток информации, поступающей как от государства к предприятиям, так и через обратную связь. Пятилетние генеральные планы определены на правительственном уровне, а на следующем уровне соответствующие департаменты MITI определяют приоритетные сектора для дальнейшего финансирования. Затем осуществляется ориентировочное планирование развития отдельных отраслей, иными словами, разрабатываются детальные планы дальнейшего развития.  

В Японии преобладает система косвенного финансирования - это особая кредитно-финансовая система, которая, работая с изначально гарантированными депозитами, выдает огромные кредиты и несет риск дефолта по кредитам. Такая схема обеспечивает стабильность и формирование определенной прибыли при проведении операций. Для нормального функционирования такой системы необходимо много условий и особенно механизм страхования вкладов. В случае банкротства застрахованные депозиты в конечном итоге обеспечиваются государством. Но изначально финансовое посредничество осуществлялось в такой форме, что практически все риски несет банк. В конкретных условиях послевоенной Японии описанная система финансирования оказывала стабилизирующее воздействие на кредитно-финансовую систему и всю экономику в целом. 

Японское государство играет исключительно большую роль в проведении антидепрессивной политики. В период ухудшения общей экономической ситуации правительство увеличивает ассигнования на общественные строительные работы, снижает налоги и ставку дисконтирования Банка Японии. Другими словами, экономические трудности преодолеваются при активной поддержке государства, которое использует для этих целей фискальную, монетарную политику или меры прямого административного воздействия на субъекты рынка.  

Антимонопольная политика используется правительством Японии для повышения эффективности экономики путем поддержания государством высокой конкуренции. Особенность японских монополий заключается в том, что они менее диверсифицированы (к ним применяется принцип: одна отрасль на компанию) и контролируют многие виды деятельности и отрасли через межфирменные группы. Такие группы создаются в основном в форме кейрецу - вертикальных объединений фирм, в том числе дочерних и субподрядных фирм. Keiretsu, примерно соответствующее понятию «концерн», - это такая организационная структура, в которой материнская компания заросла внешне независимыми фирмами, которые, однако, находятся в определенной зависимости от материнской компании. Группировка фирм основана на системе участия, кредитования, назначения менеджеров, информационной поддержки.    

Среди целей антимонопольной политики Японии неизменно фигурирует защита «слабых» (обычно мелких) фирм от произвола «сильных».

Содержание закона можно свести к трем основным положениям: во-первых, запрещается монопольное положение одного из производителей или их узкий круг; во-вторых, недопустимы несправедливые деловые операции; в-третьих, недобросовестная деловая практика запрещена.  

Вмешательство государства в экономику также очевидно в сфере малого и среднего бизнеса. Японская экономика несколько неоднозначна. Наряду с мощными, высоко монополизированными крупными ассоциациями существуют сотни тысяч малых и средних фирм с числом работников от нескольких до 300 человек. Вклад этого сектора в экономику значителен. По данным 1990 года, малые и средние предприятия составляли 99,2% от общего числа всех предприятий Японии, 80,6% всех занятых в народном хозяйстве, 51,6% от общего объема продаж продукции в обрабатывающей промышленности, 80,4%. в розницу. Такие предприятия особенно широко распространены в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании и вообще в сфере услуг.    

Активно поддерживая малые и средние предприятия, государство стремится к их стабильному функционированию. В результате Япония выделяется среди развитых стран с крайне низким уровнем банкротств. Из вновь образованных малых предприятий в течение года здесь разрушается не более 5%, а в США - около 30%.  

В набор основных средств государственной поддержки малого бизнеса входят:

  • специальное финансирование и льготные кредиты;
  • гарантия кредитов;
  • льготное налогообложение и особый порядок начисления амортизации;
  • организация обучения и повышения квалификации;
  • консультирование;
  • оказание научно-технической и информационной помощи;

Необходимость государственной помощи малым и средним предприятиям в Японии считается аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам. Правительство берет на себя относительную слабость малого и среднего бизнеса, и цели государственной поддержки в последние годы изменились. Сначала целью было восстановление экономики, затем - развитие на основе последних достижений научно-технического прогресса.  

Применение зарубежного опыта государственного регулирования экономики в России

Государственное регулирование промышленного сектора

Анализ зарубежного опыта государственного регулирования экономики позволяет отметить, что одним из важнейших направлений деятельности ГРЭ за рубежом является поддержка промышленности и науки. Используются как прямые, так и косвенные методы регулирования. Косвенные методы промышленного регулирования, применяемые в мировой практике, можно разделить на несколько групп - это льготные кредиты, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация.  

Одним из ключевых инструментов регулирования и стимулирования промышленности является создание системы льготного налогообложения. Считается, что склонность к внедрению инноваций в целом, в том числе технологических, напрямую зависит от уровня налогообложения прибыли. Например, известна следующая зависимость, которая учитывается Министерством промышленности Швеции: «Если подоходный налог варьируется от 0 до 25%, склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если налог достигает 50% прибыли, тогда склонность к инновациям и связанные с ними капитальные вложения практически исчезают ». Таким образом, для стимулирования промышленности в России имеет смысл пересмотреть налоговую политику для отраслей с целью усиления НИОКР и технического переоснащения, что улучшит ситуацию ,        

Другим важным инструментом регулирования отрасли является налоговый кредит на исследовательские кредиты, цель которого состоит в том, чтобы позволить компании вычитать определенный процент затрат на исследования из подоходного налога. Размер налогового кредита может достигать 30% на разработку и исследования, а если компания проводит исследования в государственной лаборатории, то до 60%. В практике правительства Японии налоговый кредит используется с 1967 года и составляет 20% дополнительной квалифицированной изобретательской работы, достигнутой по сравнению с одним из предыдущих лет с максимальным уровнем аналогичных расходов, не более 10% обязательные налоговые платежи. В этом случае государство выступает в роли инвестора, оценивая долгосрочные последствия налогового кредита. Таким образом, происходит передача государством риска неполучения государственных инвестиций в частный сектор.    

Это позволяет сделать вывод о том, что налоговый метод регулирования промышленного развития будет стимулировать разработку новых продуктов, повышать конкурентоспособность российских промышленных товаров и, соответственно, сокращать импорт в Россию.

Еще одним эффективным методом регулирования промышленного сектора экономики, который может быть успешно применен в России, является отсрочка налогообложения, которая применяется к компаниям, которые тратят деньги на изобретательскую и исследовательскую работу. Законодательная база многих развитых стран предусматривает перенос налоговых льгот на будущие периоды. Использование налоговых отсрочек для компаний, внедряющих технологические инновации, связано, прежде всего, с циклическим развитием рыночной экономической системы, которая подвержена последовательным подъемам и спадам экономического развития.

Одним из основных методов косвенного стимулирования технологического развития структуры промышленности является создание единой информационно-коммуникационной системы для доступа средних и малых промышленных предприятий к технологическим инновациям. Создание сети техно-политики , которая привлекает высококвалифицированный персонал из отдельных префектур страны, стало основным методом стимулирования, используемым правительством Японии. Вполне естественно, что создание таких технополисов (наукоградов) положительно скажется на развитии российской промышленности.    

Вы можете последовать примеру Китая, который с 2000 года реализует программу инновационно-технологического развития отраслей, в рамках которой создаются технопарки, в каждом из которых формируется до трех инновационных центров. Основной целью создания таких центров является повышение эффективности сотрудничества при проведении исследований в университетах, научно-исследовательских институтах и ​​промышленных предприятиях и эффективном использовании технологических достижений. 

Стимулирование внешнеэкономической деятельности

Одним из важнейших направлений GRE за рубежом является продвижение экспорта. Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в контексте движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

Для стимулирования развития экспортно-способных отраслей в мировой практике используется широкий спектр инструментов: прямые и косвенные субсидии экспортерам, займы, государственное финансирование исследований и разработок (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новых продуктов.

Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения российского экспорта имеет смысл предусмотреть следующее: в качестве приоритетной задачи выделить расширение производства и экспорта готовой промышленной продукции, потенциально конкурентоспособной на мировом рынке, подготовить комплекс мер по стимулированию экспорт готовой продукции, технологий и ноу-хау, а также разработка вопросов о льготном кредитовании экспортных секторов, прежде всего машиностроительного сектора, и предоставление централизованных кредитов в иностранной валюте коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта.

Можно отметить, что существует одно важное направление деятельности GRE за рубежом - наличие специальных государственных органов на уровне высшей государственной власти, обеспечивающих разработку программ социально-экономического и научно-технического развития, а также меры по Реализовать их занимались экономическим планированием не только государственный сектор, но и частный. Например, в США существуют специальные экономические службы и организации при Президенте и Конгрессе, во Франции - Комиссариат планирования, в Японии - Управление экономического планирования. Разрабатывается правовая (законодательная) база, обеспечивающая деятельность государственных органов по регулированию экономики. Кроме того, была создана система информационного обеспечения деятельности соответствующих государственных ведомств, предоставляющая исчерпывающую достоверную и исчерпывающую информацию о реальной ситуации в экономике. Оценка эффективности государства как крупного собственника и субъекта рынка осуществляется в соответствии с критериями эффективности государственного сектора.    

Таким образом, имеет смысл создавать подобные органы в Российской Федерации. Это позволит нам строить долгосрочные планы и реализовывать долгосрочные проекты на несколько лет, а также контролировать их реализацию, что, естественно, положительно скажется на российской экономике. 

Вывод

Государственное регулирование экономики - это процесс влияния государства на экономическую жизнь общества и связанные с ним социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В целом государственное регулирование необходимо для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Это обеспечивается поддержанием необходимых макроэкономических пропорций, обеспечением социальной стабильности в обществе, поддержанием здоровой экологической ситуации и, наконец, поддержанием баланса политических интересов в обществе и обеспечением доверия к властям со стороны различных партий и общественных движений. 

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне главную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшей целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества. Но его реализация возможна благодаря достижению прикладных целей, к которым относятся:   

  • экономический рост;
  • на постоянной основе;
  • стабильность уровня цен и стабильность национальной валюты;
  • внешнеэкономическое равновесие.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

  • Сохранение конкурентных преимуществ экономики страны.
  • Оживление частного бизнеса.
  • Расширение внешнеэкономических преимуществ народного хозяйства.
  • Государственная деятельность в социальной сфере.
  • влияние государства на отдельные объекты (рынок), регион, страну.

На современном этапе развития развитые страны приобрели положительный опыт государственного регулирования экономики, анализ которого позволяет сделать выводы об использовании определенных инструментов и методов регулирования российской экономики.

Одним из важнейших направлений GRE в зарубежных странах является поддержка промышленности и науки. Используются как прямые, так и косвенные методы регулирования. Косвенные методы промышленного регулирования, применяемые в мировой практике, можно разделить на несколько групп - это льготные кредиты, отсрочка налогообложения, налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация. Для стимулирования промышленности в России имеет смысл пересмотреть налоговую политику для отраслей с целью усиления НИОКР и технического переоснащения, что улучшит ситуацию. Налоговый метод регулирования промышленного развития будет стимулировать разработку новых продуктов, повысить конкурентоспособность российской промышленной продукции и, соответственно, сократить импорт в Россию.    

Одним из важнейших направлений GRE за рубежом является продвижение экспорта. Активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала являются основой эффективной внешнеэкономической деятельности и ключом к экономической безопасности страны в контексте перехода к открытой экономике. Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения российского экспорта имеет смысл предусмотреть следующее: в качестве приоритетной задачи выделить расширение производства и экспорта готовой промышленной продукции, потенциально конкурентоспособной на мировом рынке, подготовить комплекс мер по стимулированию экспорт готовой продукции, технологий и ноу-хау, а также разработка вопросов о льготном кредитовании экспортных секторов, прежде всего машиностроительного сектора, и предоставление централизованных кредитов в иностранной валюте коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта.