Зарубежный опыт исчисления и взимания НДС и возможности его применения в Российской Федерации

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Акцизы на алкогольную продукцию: проблемы и пути их решения
Актуальные проблемы исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации
Проблемы применения налоговых вычетов по НДС и пути их решения.
Сравнительный анализ перспектив развития НДС в России и в странах Европейского союза.


Введение:

В начале 1990-х годов в Казахстане начались рыночные преобразования. Все сферы экономической жизни общества подвергались реформированию. Особое внимание было уделено ранее неизвестным налоговым отношениям в нашей стране. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, стал налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно утвердился в налоговой системе Республики Казахстан.

В настоящее время НДС является одним из важнейших государственных налогов. Основой его коллекции, как следует из названия, является добавленная стоимость, созданная на всех этапах производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относится к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своего рода премий взимаются путем включения в цену товаров, передачи основного бремени налогообложения конечным потребителям товаров, работ, услуг.  

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первый (основной), в частности, заключается в мобилизации значительных доходов от этого налога в доход бюджета за счет простоты сбора и стабильности налоговой базы. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании накопления продукции и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.  

За время существования налога на добавленную стоимость существующий механизм его исчисления и сбора претерпел значительные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает много вопросов относительно толкования и уточнения порядка налогообложения этого налога. Это обстоятельство, в основном, определяет актуальность выбранной темы.  

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ​​тем, что НДС сегодня является одним из самых значительных налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его расчета и оплаты привлекают пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Интерес к решению этой проблемы стал основной причиной выбора темы моего курса исследований.    

Целью данной работы является изучение стоимости, места и роли налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Республике Казахстан.  

В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи :    

  • ознакомление с теоретическими основами налога на добавленную стоимость (плательщики, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты);
  • изучение проблем функционирования и развития НДС в Республике Казахстан.

Объектом данного исследования являются проблемы налоговой системы России и перспективы ее развития. Предметом анализа является система факторов, определяющих понятие, виды и функции налогов.    

Теоретической и методологической основой курсовой работы является работа отечественных и зарубежных авторов по анализу развития налогов и налогообложения в Республике Казахстан, а также исследование эволюционного развития налоговой системы.  

При формировании предметной базы налоговой системы как самостоятельного исследования использовались, прежде всего, нормативные документы, а также работы русских авторов, таких как В.Д. Мельников, К.К. Ильясов, С. Бабкина, С. Мусинов и другие.        

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Теоретические основы налога на добавленную стоимость

Сущность налога на добавленную стоимость  

Налог на добавленную стоимость является формой изъятия в бюджет части увеличения стоимости, созданной на всех этапах процесса производства товаров, работ и услуг.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются лица, которые зарегистрировались на налог на добавленную стоимость в Республике Казахстан в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса, за исключением государственных учреждений.

Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, ввозящие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Лицо обязано подать заявление в налоговый орган на регистрацию налога на добавленную стоимость не позднее пятнадцати календарных дней с момента окончания любого периода (не более двенадцати месяцев), в результате чего происходит оборот по продаже товаров (работы, услуги) превысил минимальный товарооборот, установленный пунктом 3 статьи 208 Налогового кодекса Республики Казахстан.

При определении оборота продаж оборот продаж, освобожденный от налога в соответствии со статьей 225 Налогового кодекса, а также оборот оборота личного имущества физического лица, если такое имущество не используется для предпринимательской деятельности, не учитываются. ,

Для целей пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Республики Казахстан налогоплательщик, который рассчитывается с бюджетом в особом налоговом режиме для крестьянских (фермерских) хозяйств, не может учитывать оборот продаж от видов деятельности, подпадающих под эту категорию. Специальный налоговый режим при определении размера товарооборота.

Если юридическое лицо имеет структурные единицы, оборот продаж определяется с учетом оборота всех структурных единиц этого лица.

Минимальный товарооборот в 12 000 раз превышает месячный расчетный показатель, установленный за последний месяц периода, указанного в пункте 1 статьи 208 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Плательщик налога на добавленную стоимость, структурные единицы которого признаны независимыми плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, обязан представить (или дать указания своим структурным подразделениям для подачи) в налоговые органы по адресу: расположение структурных подразделений заявок на их регистрацию по налогу на добавленную стоимость. 

Когда лицо зарегистрировано по налогу на добавленную стоимость, оно вправе зачесть сумму налога на добавленную стоимость по балансу товаров (включая основные средства) на дату регистрации в соответствии со статьей 235 Налогового кодекса.  

Налоговый орган вправе без заявления лица зарегистрировать его с налогом на добавленную стоимость при установлении случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 208 Налогового кодекса Республики Казахстан. 

Следующие операции подлежат налогообложению:

  1. Продажа товаров на территории Республики Казахстан, в том числе продажа залога и передача прав собственности.  
  2. перевозка товаров для собственных нужд на территории Республики Казахстан, расходы на которые не принимаются к вычету.  
  3. выполнение строительных работ для собственного потребления.  
  4. ввоз товаров на таможенную территорию Республики Казахстан.  

Не признается налогооблагаемым:

  1. операции, связанные с обращением казахстанской и иностранной валюты;  
  2. передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;  
  3. передача основных средств, нематериальных активов и другого имущества некоммерческим организациям для осуществления основных разрешенных видов деятельности, не связанных с предпринимательской деятельностью;  
  4. передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;  
  5. передача имущества в рамках первоначального вклада участнику коммерческой компании или товарищества, при выходе из хозяйственной компании или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемой хозяйственной компании или товарищества между ее участниками;  
  6. Бесплатная передача жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов государственным органам. и органы местного самоуправления;  
  7. бесплатная передача основных средств государственным органам и органам государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Значение и роль НДС в налоговой системе

Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система.    

Если иное не предусмотрено статьей 251 Налогового кодекса Республики Казахстан, превышение суммы, подлежащей налогообложению, над суммой налога, начисленной за налоговый период, зачитывается в счет будущих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Для оборота, облагаемого по нулевой ставке, превышение, указанное в пункте 1 статьи 251 Налогового кодекса Республики Казахстан, возвращается плательщику налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьей 252 Налогового кодекса, если следующее условия выполнены:

  • плательщик налога на добавленную стоимость осуществляет постоянную продажу товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке;
  • оборот продаж, облагаемый по нулевой ставке, за каждый из трех месяцев, предшествующих месяцу подачи заявки на возврат, составил не менее 70 процентов от общего облагаемого оборота продаж.
  • В случае невыполнения условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи, излишек возвращается плательщику налога на добавленную стоимость в отношении суммы налога, начисленного за товары (работы, услуги), используемые для целей обложения, облагаемых налогом. по нулевой ставке с учетом обязательств по налогу на добавленную стоимость за предыдущие налоговые периоды.

При определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 251 Налогового кодекса Республики Казахстан, вывоз товаров, по которым была получена выручка в иностранной валюте, на банковские счета налогоплательщика, открытые в порядке установленным законодательством Республики Казахстан.

Если плательщик налога на добавленную стоимость с оборотом, облагаемым по нулевой ставке, не обратился в налоговый орган с просьбой возместить сумму налога на добавленную стоимость, то превышение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, засчитывается в будущие выплаты налога на добавленную стоимость в налоговом периоде, следующем за отчетным налоговым периодом.  

За исключением случаев, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 251 Налогового кодекса Республики Казахстан, налог на добавленную стоимость подлежит возврату:

  • выплачивается поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных за счет гранта, в порядке, установленном статьей 253 Налогового кодекса;
  • оплачивается дипломатическими и эквивалентными миссиями поставщикам товаров (работ, услуг), предназначенных для официального использования иностранными дипломатическими и эквивалентными миссиями, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих миссий, включая членов их семьи, проживающие вместе с ними, в случаях, предусмотренных статьей 254 Налогового кодекса; 
  • чрезмерно уплаченные в бюджет суммы налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьями 39 и 40 Налогового кодекса.

По обороту, облагаемому по нулевой ставке, налог на добавленную стоимость возвращается в течение шестидесяти рабочих дней с момента получения налоговым органом заявления о возврате налога, представленного плательщиком налога на добавленную стоимость в форме, установленной уполномоченным государственным органом и основанной на:

  1. декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период;
  2. документы, необходимые в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса для подтверждения экспорта товаров;
  3. подтверждение достоверности сумм налога, представленных к возврату в соответствии с актом налоговой проверки, проведенным налоговым органом.

Налог на добавленную стоимость возвращается:

  1. зачет налога на добавленную стоимость в счет погашения налоговой задолженности, подлежащей уплате плательщиком этого и других видов налогов;
  2. взаимозачеты с налогом на добавленную стоимость, подлежащим уплате при импорте товаров;
  3. зачеты в счет налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии со статьей 221 Налогового кодекса;
  4. перевод денег на банковский счет плательщика налога на добавленную стоимость.

Порядок возврата налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим пунктом определяется уполномоченным государственным органом.

Анализ стоимости и места налога на добавленную стоимость в налоговой системе Республики Казахстан

Экономические предпосылки для введения НДС в Казахстане

По своей экономической сущности налог на добавленную стоимость является типом косвенного налога и эволюционной формой налога на потребление.

Продажа товаров и услуг осуществляется по ценам, включая НДС, и, в конечном итоге, налоговое бремя ложится на потребителя. Каждый посредник, будь то производственный или коммерческий, получает от своего клиента установленную законом сумму налога и перечисляет ее в бюджет за вычетом суммы НДС, ранее уплаченной поставщикам. Следует отметить, что НДС влияет только на добавленную стоимость товаров в этом производственном цикле. На основании классификации налогов по степени оценки объекта налогообложения НДС относится к реальным налогам. Его оплата определяется только характером сделки и не учитывает финансовое состояние объекта налогообложения.    

Как и все косвенные налоги, НДС играет преимущественно фискальную роль, и с его введением целью было также обеспечить государственный бюджет надежным и эффективным источником дохода. Это одно из эффективных средств предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных средств, поскольку оно напрямую связывает налоговые поступления с ростом цен. 

Дифференциация размера ставок НДС дает государству значительную свободу маневра. С помощью НДС регулируется сфера потребления, и основной целью его применения в высокоразвитых индустриальных странах является стремление снизить платежеспособный спрос во избежание так называемого «разогрева экономики». Таким образом, НДС также выступает в качестве инструмента государственного регулирования экономики, надежного рычага борьбы с кризисом перепроизводства.  

Веским аргументом в пользу введения НДС в Казахстане является мировой опыт. Практика развитых зарубежных стран показала, что косвенные налоги постепенно превратились в единый, равномерно распределенный налог на добавленную стоимость, который не обременяет какую-либо группу товаров и не искажает финансовые пропорции в национальной экономике. НДС впервые был введен во Франции в 1954 году по предложению экономиста П. Льорета и быстро распространился на большинство стран мира. На момент введения в Казахстане НДС применялся более чем в 43 странах мира, в том числе в 19 из 24 стран ОЭСР и во всех странах ЕС.     

С января 1992 года НДС стал неотъемлемой частью налоговой системы независимого Казахстана.

В мировой практике для определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, используются четыре метода:

  1. прямая добавка или учет;
  2. косвенная добавка;
  3. метод прямого вычитания;
  4. косвенный метод вычета или метод зачета для счетов (метод, первоначально принятый ЕЭС).

Четвертый метод наиболее широко использовался в мире. Его использование не требует определения фактической добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к его составляющим (затраты на произведенную продукцию). Этот метод расчета НДС позволяет применять налоговую ставку непосредственно во время транзакции, что дает преимущества технического и юридического характера. Наличие счета-фактуры, в которой отражены налоги, становится наиболее важным и фундаментальным моментом сделки и информация о налоговых обязательствах компании.        

В Казахстане мы используем метод вычитания, или другим способом метод счета.

Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость

Преимущества НДС следующие:

  • НДС не входит в цену продажи продукции, но устанавливается сверх цены и оплачивается покупателем, что исключает его влияние на себестоимость и рентабельность производства;
  • налогообложение становится всеми продуктами всех фаз производства по единым ставкам, что позволяет избежать накопления налога на конечный продукт, исключает перерасчет в процессе налогообложения;
  • при сложившейся системе процедура сбора налогов довольно проста, как с точки зрения налоговых органов, так и налогоплательщиков. Расчет НДС является в определенной степени самоконтролируемым процессом, поскольку каждый последующий покупатель заинтересован в том, чтобы его поставщики правильно регистрировали в счетах сумму уплаченного ими налога; 
  • налог на добавленную стоимость является достаточно эффективным инструментом увеличения государственных доходов. Широкая налоговая база позволяет из-за небольшого повышения ставки НДС значительно увеличить доходы бюджета; 
  • налог на добавленную стоимость обеспечивает одинаковый реальный уровень налогообложения отраслей и видов экономической деятельности независимо от их капиталоемкости и затрат труда, размера предприятия;
  • во многих странах для стимулирования экспорта существует процедура возврата части налога на добавленную стоимость, который включен в цену экспортируемой продукции, фирмам-экспортерам. НДС позволяет четко определить эту сумму с учетом реальных затрат именно этой компании на экспорт продукции. При ввозе НДС широко используется как инструмент протекционистской политики. Исходя из этого, НДС может использоваться как способ регулирования внешнеэкономических связей;   
  • НДС выполняет интеграционные функции, способствуя реализации единой налоговой политики разными странами. Это приводит к сближению национальных экономик, о чем свидетельствует опыт стран ЕЭС, для которых НДС является основным источником справедливости. 

В слабой экономике также очевидны негативные особенности НДС, которые напрямую влияют не только на прямых потребителей, но и производителей. Это включает: 

База НДС в нашей республике - это не только добавленная стоимость, но и элементы, не имеющие к этому никакого отношения. На практике НДС действует как налог на добавленную стоимость или «универсальный акцизный налог», поскольку объектом налогообложения является вся стоимость товаров, работ и услуг. В то же время применяется система зачета сумм НДС, уплаченных по «расходам». Этот метод расчета НДС широко используется в мировой практике и, в принципе, является приемлемым. Речь идет не о механизме определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, а о правильности определения налоговой базы. Так, например, согласно казахстанскому законодательству, в налоговую базу включены акцизы и таможенные пошлины. Предположим, что при ввозе подакцизных товаров на территорию республики сумма уплаченного акцизного налога, а также сумма таможенных пошлин и сборов включаются в облагаемый налог с оборота НДС. Таким образом, существует не только двойное, но и тройное налогообложение.       

Момент фактической уплаты НДС намного опережает момент продажи облагаемой налогом продукции. Ситуация усугубляется применением метода начисления в налоговом учете. Поскольку при методе начисления моментом реализации считается не день поступления денежных средств, а день отчуждения или отгрузки товара. Поэтому компания должна платить НДС независимо от того, поступила ли выручка от продажи продукции. Предположим, что продукты проданы вовремя и в полном объеме, а деньги для продажи поступили на предприятие, сумма НДС, относящаяся к зачету, будет меньше (с учетом инфляции), чем она была выплачена поставщикам. При использовании метода начисления существует высокая вероятность отвлечения оборотного капитала компании в НДС. Более того, период, за который эти средства направляются, зависит от времени получения дохода предприятием. Задолженность будет считаться сомнительной только после истечения срока исковой давности, а сумма НДС может быть учтена только после этого периода и без учета инфляции.       

Как и все косвенные налоги, НДС фактически является регрессивным налогом, и тяжелое бремя ложится на плечи потребителей, более того, налогоплательщики с более низкими доходами несут большую налоговую нагрузку. НДС помогает снизить уровень жизни населения. 

С применением высокой ставки НДС покупательная способность населения снижается, а рынок сбыта для производителей сокращается. Даже при планировании минимальной нормы прибыли высокий НДС, включенный в цену продажи, не позволит производителям быстро продавать свою продукцию из-за ограниченных возможностей покупателей. Решение этой проблемы направлено на снижение ставки налога в Казахстане до 16%. Регулирующие возможности НДС могут появиться только в развитой рыночной экономике и наличие конкуренции в качестве обязательного атрибута рынка.

Порядок исчисления и уплаты НДС  

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по налогооблагаемому обороту, определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, начисленного по налогооблагаемому обороту в соответствии со статьей 245 Налогового кодекса, и суммой налога, относящейся в соответствии со статьей 235 Налоговый кодекс.

Организации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственного сырья, уплачивают налог на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 3 статьи 244 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Для целей настоящей статьи к организациям, занимающимся переработкой сельскохозяйственного сырья, относятся организации, которые одновременно отвечают следующим условиям:

  1. не менее 90 процентов от общего годового дохода, который является доходом к получению (получению) в результате следующих видов деятельности, за исключением деятельности в области
    1. питание:  
    2. производство мяса и мясопродуктов;  
    3. переработка и консервирование фруктов и овощей;  
    4. производство растительных и животных масел и жиров;  
    5. переработка молока и производство сыра;  
    6. производство продукции мукомольно-крупяной промышленности;  
    7. производство готовых кормов для животных;  
    8. производство хлеба;  
    9. производство детского питания и диетических пищевых продуктов;  
  2. не применять специальные налоговые режимы, за исключением специального налогового режима для малых предприятий;
  3. не осуществлять деятельность по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.

Сумма налога на добавленную стоимость, рассчитанная в соответствии со статьей 244 Налогового кодекса, уменьшается на 70 процентов.

Ставка налога на добавленную стоимость составляет 14 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 246 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Ставка налога на добавленную стоимость составляет 13 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 246 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Ставка налога на добавленную стоимость составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 246 Налогового кодекса Республики Казахстан.

По нулевой ставке налог с оборота применяется к обороту при реализации товаров (работ, услуг), указанному в статьях 222 - 224-1, 224-2. 

Если иное не предусмотрено статьей 246 Налогового кодекса Республики Казахстан, ставка налога на добавленную стоимость по налогооблагаемому импорту составляет 14 процентов от размера налогооблагаемого импорта, установленного статьей 220 Налогового кодекса.

При импорте товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном порядке, налог на добавленную стоимость может быть уплачен в составе общей суммы таможенного платежа в соответствии с пунктом 2 статьи 516 Налогового кодекса, размер которой определяется в соответствии с таможенным законодательством Республика Казахстан.

Налоговым периодом для налога на добавленную стоимость является календарный месяц или квартал по выбору плательщика налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Если среднемесячная сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет за предыдущий квартал, составляет более 1000 месячных расчетных показателей, то налоговым периодом является календарный месяц.

Для плательщиков налога на добавленную стоимость, применяющего специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, налоговым периодом для налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет от видов деятельности, на которые распространяется указанный специальный налоговый режим, является налоговый год.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость, подлежащему уплате в бюджет от других видов деятельности, определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 246 Налогового кодекса Республики Казахстан. 

Плательщик налога на добавленную стоимость обязан представить декларацию по налогу на добавленную стоимость за каждый налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 246 Налогового кодекса Республики. Казахстан

Плательщики налога на добавленную стоимость, применяя специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, представляют декларацию налога на добавленную стоимость за каждый квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Одновременно с декларацией представляется реестр счетов-фактур на товары (работы, услуги), приобретенные в течение налогового периода (в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 246 Налогового кодекса Республики Казахстан, в течение отчетный квартал). Форма реестра счетов-фактур устанавливается уполномоченным государственным органом. 

Если иное не предусмотрено статьей 389 Налогового кодекса, плательщик налога на добавленную стоимость обязан уплачивать налог в бюджет за каждый налоговый период до или в день установленного срока подачи налоговой декларации на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость на ввозимые товары уплачивается в день, определенный таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате налогоплательщиком в случаях, указанных в статье 250 Налогового кодекса, в порядке устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Срок уплаты налога на добавленную стоимость по импортным товарам может быть изменен в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса.

Изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость на ввозимые товары производится налоговыми органами, если:

  • импортные товары предназначены для промышленной переработки;
  • импортными товарами являются вода, газ, электричество.

Для целей настоящей статьи промышленная обработка товаров означает их дальнейшее использование в процессе производства, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • продукт (продукт), полученный после промышленной переработки, имеет код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, отличный от используемого товара на уровне любого из первых четырех символов;
  • в процессе производства товары подвергаются химическому воздействию с использованием дополнительного труда.

Срок уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей устанавливается без начисления пени на срок не более трех месяцев с даты принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом.

Изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей производится на основании следующих документов:

  • заявления в форме, установленной уполномоченным государственным органом;  
  • копии договора (контракта) на поставку товара. 

Для подтверждения права на изменение срока оплаты налоговые органы имеют право проверять производственные помещения и помещения плательщика налога на добавленную стоимость.

Плательщики налога на добавленную стоимость, регулярно получающие импортные товары для промышленной переработки, уполномочены уполномоченным государственным органом разрешать таможенное оформление товаров с уплатой налога на добавленную стоимость в течение измененного периода, действительного в течение календарного года.

Разрешение, предусмотренное настоящим пунктом, является основанием для таможенного оформления товаров с изменением срока уплаты налога на добавленную стоимость не более чем на три месяца с даты принятия таможенной таможенной декларации на груз.

Для получения разрешения уполномоченный государственный орган должен представить документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, а также заключение налогового органа по месту регистрации плательщика налога на добавленную стоимость о наличии производственных помещений и помещений. 

Решение об изменении срока уплаты налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, принимается налоговыми органами в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и подтверждающих документов, установленных настоящей статьей от плательщик налога на добавленную стоимость.

Возврат сумм налога, для которых сроки оплаты изменены в соответствии с настоящей статьей в течение трехмесячного периода, производится налоговыми органами методом зачета с бюджетом налога на добавленную стоимость с проданных товаров (работ, услуг) ,

На сумму непогашенной задолженности начисляется штраф с первого дня после истечения указанного трехмесячного периода.

В случае продажи товаров без промышленной переработки налог на добавленную стоимость рассчитывается в соответствии со статьей 244 Налогового кодекса со штрафом в установленном порядке. 

Налог на добавленную стоимость уплачивается по методу зачета в порядке, установленном настоящей статьей для ввоза следующих товаров:

  • оборудование;  
  • сельскохозяйственная техника;  
  • грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;  
  • вертолеты и самолеты;  
  • локомотивы железной дороги и вагоны;  
  • морские суда;  
  • запасные части;  
  • пестициды (пестициды). 

Перечень этих товаров и порядок его формирования определяются Правительством Республики Казахстан.

Более того, в этот список входят товары, продукция которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.

Положения пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Республики Казахстан применяются к товарам, ввозимым плательщиком налога на добавленную стоимость для собственных производственных нужд.

Плательщик налога на добавленную стоимость представляет в таможенный орган копию свидетельства о регистрации налога на добавленную стоимость, а также обязанность отразить в декларации по налогу на добавленную стоимость сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате при импорте товаров. упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, и о предполагаемом использовании этих товаров.

Обязательство заполняется в трех экземплярах по форме, установленной уполномоченным государственным органом.

На основании обязательства товары отпускаются в свободное обращение без фактической уплаты налога на добавленную стоимость, при условии уплаты таможенных пошлин в установленном порядке и акцизов на подакцизные товары.

Указанная в обязательстве сумма налога на добавленную стоимость отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость в качестве начисленной суммы налога с одновременной ее классификацией в соответствии со статьей 235 Налогового кодекса.

Дальнейшее использование товаров, указанных в пункте 1 статьи 246 Налогового кодекса Республики Казахстан, облагается налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае вывоза товаров для внешнеторговых обменных (бартерных) операций, при определении суммы подлежащего возврату налога на добавленную стоимость, наличия договора (контракта) о внешнеторговой обменной (бартерной) операции, а также ввозных грузов таможенная декларация на товары, доставленные плательщику налога на добавленную стоимость на стоимость покупателя вывозимых товаров по внешнеторговой (бартерной) операции.

При определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящей статьей, учитывается информация таможенного органа, подтверждающая факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, представленных в форма и в порядке, утвержденные уполномоченным государственным органом по согласованию с уполномоченным таможенным органом.

Ответственность за сведения, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, лежит на таможенном органе.

Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики Казахстан  

Самым крупным среди косвенных налогов, используемых в Казахстане, является налог на добавленную стоимость. Он был введен в 1992 году и, вместе с акцизным налогом, количественно заменил ранее действовавший налог с продаж и налог с продаж. Налог с продаж, основанный на использовании фиксированных оптовых и розничных цен, не мог существовать в условиях их либерализации, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако сбор НДС в 1992 году отразил существенный недостаток недавно введенной налоговой системы - слабую связь между ее отдельными элементами, что допускает возможность многократного налогообложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, необдуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан. Наряду с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения применяются акцизы, установленные на определенные группы товаров. Их введение в 1992 году было связано с отменой налога на добавленную стоимость. 

Исполнение республиканского бюджета за 2010 год по НДС составило 94,1%. В то же время исполнение НДС по произведенным товарам, выполненным работам и оказанным услугам на территории Республики Казахстан и нерезиденту составило 69,5%, или 49,6 млрд. Тенге фактически поступило с планом в 71,4 млрд. Тенге.

Несмотря на продолжающиеся меры по совершенствованию налогового законодательства и усилению налогового администрирования, многие проблемы еще не решены.

В республике нормативно-методическое обеспечение возмещения НДС по обороту, облагаемого по нулевой ставке, не осуществляется на должном уровне и в некоторых случаях не обеспечивает своевременного и обоснованного возмещения НДС. Порядок назначения аудита поставщика-плательщика НДС и методика возмещения НДС по международным транспортным услугам не разработаны и не утверждены. В результате отсутствия этой методологии, по состоянию на 1 апреля 2006 года Налоговый комитет города Астаны содержит отчеты, представленные АО «Казахстан Темир Жолы НК» о возмещении НДС в сумме 13,2 млрд. Тенге. Таким образом, несоблюдение требований налогового законодательства, а именно принятие методологии в случае единовременного возмещения указанной суммы, по мнению Счетного комитета, может привести к увеличению нагрузки на республиканца. бюджет.

Принятие совместного приказа об утверждении Правил взаимодействия налоговых органов, прокуратуры, таможенных органов и финансовой полиции по противодействию незаконному возврату налога на добавленную стоимость при проведении налоговых проверок оборота, облагаемого по нулевой ставке в таможенном режиме экспорта товары, усиливая контроль в предотвращении необоснованного возмещения НДС, в то же время создали условия для отсрочки процедуры возмещения НДС. Это обстоятельство приводит к систематическим нарушениям налогового законодательства в отношении периода возврата НДС. Так, например, из-за отсутствия заключений инспекционных органов ЗАО «НИК« Казатомпром », указанных в совместном заказе, по истечении 5 месяцев возврат НДС из бюджета в размере 1,1 млрд тенге еще не произведен.  

Так, контроль Счетного комитета также установил, что в 2011 году в налоговом комитете Алматы доля своевременно проверенных зарегистрированных заявок, по которым был возвращен НДС, составила 37% от их общего количества, а в 2010 году - только 17,0%.

В некоторых случаях не соблюдаются нормы пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, согласно которым возврат НДС должен быть осуществлен в течение 60 рабочих дней, тогда как фактические сроки возврата достигают 180 и более дней. В результате сумма возмещения НДС в начале следующего финансового года увеличивается с каждым годом. 

В результате отсутствия контроля качества в течение года происходит неравномерный возврат сумм НДС из республиканского бюджета. Так, в среднем каждый месяц до декабря 2010 года сумма компенсации составила 5,9 млрд тенге. В декабре 2010 года возмещение НДС составило более 26 млрд. Тенге или 29,0% от общей суммы возмещения за 2010 год. Это в определенной степени повлияло на увеличение денежной массы и уровень инфляции в январе 2006 года, а также на Снижение доходов республиканского бюджета за 2010 год.

Норма, закрепленная в Налоговом кодексе, согласно которой для зачета сумм НДС достаточно иметь счет-фактуру и соблюдать условие, согласно которому получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком НДС, согласно Счетного комитета недостаточно для возмещения сумм, заявленных из республиканского бюджета по возврату НДС. В результате, эта норма позволяет использовать схемы уклонения от уплаты налогов и других схем уклонения от платежей, создавая «однодневные» фирмы из-за отсутствия законодательной ответственности за учет фиктивного счета. Некоторые крупные предприятия, использующие фиктивные счета «однодневных» фирм, необоснованно возвращают сумму НДС из республиканского бюджета.

Анализ показывает, что схемы, связанные с получением возмещения сумм НДС, уплаченных налогоплательщиками поставщикам товарно-материальных ценностей без уплаты последних налоговых сумм в бюджет, получили широкое распространение.

По результатам проверок Счетного комитета в 2010 году он указал на несовершенство законодательства в сфере возмещения НДС и указал на необходимость разработки и утверждения методологии возмещения НДС по «нулевой ставке» для международных перевозок.

В результате проверки Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета статья 6 Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2010 год» была выполнена не полностью, как и в 2011 году.

Поступления НДС от акционерных обществ - национальных компаний были исполнены на сумму 5,2 млрд. Тенге (с учетом суммы компенсации из республиканского бюджета по НДС по «нулевой ставке» в размере 8,3 млрд. Тенге.) Или меньше на 448,4 млн. тенге от утвержденного показателя.

Анализ зарубежного опыта исчисления и уплаты НДС и его применения в условиях Республики Казахстан

Чтобы усовершенствовать механизм исчисления и уплаты косвенных налогов, необходимо законодательно закрепить принцип стабильности налогового законодательства, поскольку частые изменения налогового законодательства негативно влияют на экономическую среду в стране.

По мере укрепления финансово-банковской системы, аграрного сектора экономики, становления малого бизнеса как среднего класса общества, укрепления экономической основы социальной сферы необходимо принять новую версию Налоговый кодекс.

По мере усиления доходной части и роста государственного бюджета необходимо перейти от политики самосохранения населения и предоставления налоговых льгот отдельным секторам экономики к усилению роли прямого государственная поддержка социально уязвимых слоев населения, а также неэффективных, но имеющих большое социальное значение секторов экономики.

Рост налоговых поступлений в государственный бюджет будет обеспечиваться за счет совершенствования налогового администрирования и неукоснительного соблюдения налогового законодательства.

В ближайшие годы уровень налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет по отношению к ВВП достигнет 30%, учитывая, что с каждым десятилетием доля ВВП, распределенная во всех развитых странах, естественным образом растет и приближается к 50% ВВП. 

В дальнейшем, через 5-7 лет, реформы в налоговой системе будут проводиться по следующим направлениям:

  • социальный налог будет преобразован, со значительным сходством в системе налогообложения с индивидуальным подоходным налогом, в взносы в государственные страховые фонды. В этом случае вкладчики будут знать, для каких целей используются средства, в отличие от социального налога, который обезличивается в бюджете;    
  • будут созданы механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от уплаты налогов, в том числе посредством всеобщего декларирования доходов физических лиц и увеличения налогообложения лиц с самыми высокими доходами, что значительно улучшит ситуацию со сбором налогов из этой категории. налогоплательщиков;  
  • для расширения налоговой базы и более равномерного распределения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики будет рассмотрена целесообразность введения налога с розничных продаж, который является важным источником доходов для местных бюджетов в мировой практике.

Принципиальное значение имеет вопрос о равномерном и справедливом распределении налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Необходимо создать целенаправленную единую систему стимулов, стимулирующих деловую активность в приоритетных секторах. 

Исключаются необоснованные индивидуальные налоговые льготы, которые нарушают принцип справедливости налоговой системы по отношению к тем налогоплательщикам, которые не пользуются налоговыми льготами, поскольку льготный налоговый режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.  

Рост внешнеторговой активности казахстанцев, активные преобразования во внешнеэкономической деятельности усиливают роль таможенных органов Республики Казахстан в обеспечении экономической безопасности на таможенной границе, проверке контрабанды, полном сборе таможенных платежей и налогов.

Повышение качества таможенного администрирования будет обеспечено внедрением единой автоматизированной информационной системы таможенной службы республики..   

Наряду с этим необходимо реформировать систему оплаты труда сотрудников таможни, особенно непосредственно на контрольно-пропускных пунктах на таможенной границе, поскольку именно низкий уровень оплаты труда вызывает плохой таможенный контроль и, как следствие, увеличивает коррупцию среди сотрудников таможни

Основные направления повышения НДС лежат в плоскости приближения к международным стандартам, поскольку это повысит эффективность и нейтральность налогообложения, сократит административные расходы и затраты налогоплательщиков на реализацию налогового законодательства. Для этих целей необходимо:  

  • осуществить переход к сбору НДС (включая предоставление права на налоговые вычеты) по методу начисления, основываясь на данных о выставлении и получении счетов, или (в зависимости от того, какое событие произошло ранее) отгрузки или оплаты за товары (работы, услуги);  
  • осуществить переход на единую ставку НДС;  
  • сократить срок возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, уточнить механизм применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, включая перечень документов;  
  • перейти к общему порядку принятия к вычету НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений;  
  • освобождают от уплаты НДС операции по передаче в собственность граждан и юридических лиц, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, в том числе ранее принадлежавших приватизированным предприятиям, а также представленных на аукционе;  
  • модернизировать информационные технологии и процедуры, используемые налоговыми органами для мониторинга деятельности налогоплательщиков с целью быстрого выявления фактов уклонения от уплаты НДС;  
  • закрепить обязательство представлять налоговые декларации и расчеты налогов и информации, содержащейся в счетах, в электронном виде.    

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии и ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется налог с продаж, аналогичный методу НДС. 

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Следует отметить, что следующие факторы в значительной степени способствовали его активному внедрению в практику налогообложения. 

Во-первых, недостатки прямых налогов. Они включают чрезмерную сложность налогообложения, широко распространенное уклонение плательщиков от их оплаты. 

Во-вторых, существует постоянная необходимость увеличения доходов бюджета за счет расширения налоговой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, необходимость совершенствования существующих налоговых систем и приведения их в соответствие с текущим уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм сбора НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами налогообложения являются оборот товаров, объем выполненных работ и оказанных услуг. Следует отметить, что налог взимается неоднократно на каждом этапе производства и реализации продукции при его перемещении от первого производителя к конечному потребителю. Налоговая база определяется на основе добавленной стоимости на каждом этапе производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты по кредитам, доходы и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт). В этом случае стоимость основных средств и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Как и во многих налогах, для расчета и уплаты НДС предоставляются льготы, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей налоговой выгодой для всех является необлагаемый минимум оборота реализованных товаров. Прежде всего, это исключение направлено на стимулирование и стимулирование развития малого бизнеса.          

Вывод

Подводя итоги проделанной работы - можно сказать следующее:

Данная работа посвящена изучению НДС - одного из самых сложных при расчете налогов.

Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета.

В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию, воздействуя на механизм ценообразования.

Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить. НДС применяется к государственным налогам и действует на всей территории Республики Казахстан. 

В соответствии с Налоговым кодексом налог является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех этапах производства и определяемой как разница между стоимостью проданных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, выделенных на издержки производства и распределения.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе Республики Казахстан косвенные налоги стали открыто играть решающую роль в мобилизации доходов бюджета.

В консолидированном бюджете Республики Казахстан доходы от НДС уступают только подоходному налогу и составляют около четверти всех доходов. В то же время налог на добавленную стоимость занимает первое место в государственном бюджете Республики Казахстан, превышая все налоговые поступления по размеру. 

Несмотря на огромное фискальное значение этого налога, его регулирующее влияние на экономику нельзя отрицать.

Через механизм налогообложения НДС и, в частности, через систему установления ставок, это влияет на ценообразование и инфляцию, поскольку фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

После анализа действующего механизма НДС в Республике Казахстан стало очевидно, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Республики Казахстан. У него, безусловно, есть свои преимущества и недостатки. 

В целом, налог имеет позитивное значение, и последние тенденции в его развитии позволяют сделать вывод о том, что он будет продолжать играть ведущую роль среди других налогов и платежей в Республике Казахстан.