Зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в Российской Федерации.

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговое стимулирование инновационного развития российской экономики.
Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационного развития экономики и возможности его применения в России.
Акцизы на алкогольную продукцию: проблемы и пути их решения
Актуальные проблемы исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации


Введение:

Акцизный налог - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, которые производят и продают подакцизные товары; это индивидуальный налог на определенные виды и группы товаров, включенных в специальный список. Акцизы имеют древнюю историю. В России некоторые дефицитные товары всегда облагались налогом или определенными видами таких товаров, без которых граждане не могли обойтись, потому что они были вынуждены покупать их, несмотря на сбор акцизов. Например, до революции в России существовали акцизы на табак, спички, нефть и сахар. В 1920-х годах на соль, сахар, керосин и спички были наложены акцизы. В СССР акцизный налог использовался в период новой экономической политики, что было вызвано острой потребностью государства в наличных деньгах. После распада СССР акцизная система была вновь введена в России.

Формирование современной российской налоговой системы, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения в течение последних нескольких лет обуславливают необходимость всестороннего научного анализа причин, сущности и последствий определенных аспектов происходящих явлений. Система косвенных налогов, являясь неотъемлемой частью налоговой системы, обеспечивает получение значительной части финансовых ресурсов государства. Что касается акцизных сборов сегодня, то утверждение о том, что косвенные налоги часто уже давно были не просто налоговыми законами, а законами о регулировании производства и потребления, было справедливо обосновано; и социально-политические задачи, стоящие перед косвенными налогами, часто определяют структуру этих налогов.    Исследование и юридическое обоснование наиболее оптимальных методов освобождения от налогов в виде акцизов; Требуется изучение характера этих налоговых платежей, что обусловлено единством экономической и правовой природы косвенных налогов. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений. Доля доходов от акцизных сборов является самой высокой на самом первом этапе переходного периода, что объясняется относительной простотой их сбора и четким определением налоговой базы.   

Цель: исследовать существующий механизм исчисления акцизных налогов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи: 

  • Рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;
  • Рассмотреть социально-экономическую природу акцизных налогов и показать их роль в формировании доходов бюджета;
  • Изучить динамику акцизов в федеральном бюджете;
  • Определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов.

В качестве основных методов в работе мы использовали изучение и анализ Налогового кодекса Российской Федерации, инструкций и приказов Министерства налогов Российской Федерации по вопросам акцизного налога.

Экономическое содержание акцизных налогов и их роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации    

Социально-экономическая природа акцизных налогов

Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в Российской Федерации, регулируется главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим документом акцизы облагаются: товарами, производимыми в Российской Федерации: все виды алкоголя, спиртосодержащие продукты (растворы, эмульсии, суспензии) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция пиво, табачные изделия, автомобили и мотоциклы с двигателем мощностью более 112,5 кВт, дизельное топливо, автомобильный бензин, моторные масла, прямогонный бензин (то есть бензиновые фракции, полученные при переработке нефти, угля и другого сырья). 

Согласно статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перевозящие товары через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно статье 182 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта налогообложения признаются следующие операции:

  1. продажа на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров
  2. передача права собственности на подакцизные товары от одного лица другому на безвозмездной или бесплатной основе, а также их использование в натуральной форме;
  3. продажа лицами конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, в которых отказано в пользу государства и которые находятся в государственной или муниципальной собственности, переданных им на основании приговоров или судебных решений;
  4. передача на территорию Российской Федерации изготовленными ими лицами из сырья подакцизных товаров владельцу этого сырья;
  5. передача в структуру организации подакцизных товаров, производимых для дальнейшего производства подакцизных товаров, за исключением прямогонного бензина для дальнейшего производства нефтехимических веществ в структуре организации, которая имеет свидетельство о регистрации лица эксплуатация прямогонного бензина, перенос денатурированного этилового спирта;
  6. перемещение на территории Российской Федерации лицами подакцизных товаров, произведенных ими для собственных нужд;
  7. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  8. передача на территории Российской Федерации лицами подакцизных товаров, произведенных ими, в уставный капитал организации;
  9. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на толлинговой основе;
  10. получение денатурированного этилового спирта организацией, уполномоченной на производство безалкогольной продукции;
  11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей сертификат на переработку прямогонного бензина.

Следующие операции не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения):

  1. передача подакцизных товаров одной структурной единицей организации, которая не является независимым налогоплательщиком для производства других подакцизных товаров, другой аналогичной структурной единице этой организации;
  2. продажа подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим вывоза за пределы территории Российской Федерации, с учетом потерь в пределах естественной убыли;
  3. первоначальная продажа (передача) конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, которые были отклонены в пользу государства и которые подлежат обращению в государственной и (или) муниципальной собственности, для промышленной переработки под контролем таможенные и (или) налоговые органы или уничтожение;

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в которых отказано в пользу государства и которые подлежат обращению в государственной и (или) муниципальной собственности, не облагается налогом (освобождается от налогообложения).

Согласно статье 194 Налогового кодекса Российской Федерации установлен следующий порядок исчисления акцизов:

  • Сумма акцизного налога на подакцизные товары, для которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
  • Сумма акцизного налога на подакцизные товары, для которой установлены адвалорные (процентные) налоговые ставки, рассчитывается как процент от налоговой базы, соответствующей налоговой ставке.
  • Сумма акцизного налога на подакцизные товары, для которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердых (специфических) и адвалорных (процентных) налоговых ставок), рассчитывается как сумма, полученная в результате сложения акцизных налогов, рассчитанных как произведение твердого (специфическая) налоговая ставка и объем подакцизных товаров, проданных в натуральном выражении и в процентах от максимальной розничной цены таких товаров, соответствующей адвалорной (процентной) налоговой ставке.
  • Сумма акцизного налога на подакцизные товары рассчитывается по результатам каждого налогового периода в отношении всех операций по продаже подакцизных товаров, дата продажи (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, которые увеличивают или уменьшают налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Ставки твердого (специфического) налога установлены на нефтепродукты (в абсолютном выражении на единицу измерения, а именно: в рублях за 1 тонну). В соответствии со статьей 204 Налогового кодекса Российской Федерации акцизный налог с продажи налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится с фактической продажи этих товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го дня месяц, следующий за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.  

Итак, акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара и уплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, вступили в силу 1 января 1992 года с одновременной отменой налога с продаж и налога с продаж. Плательщиками акцизного налога являются все предприятия и организации, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные отрасли, обособленные подразделения, которые производят и продают вышеуказанные товары, независимо от форм собственности или ведомственной принадлежности.  

Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. Когда вводятся косвенные налоги, производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговых льгот, которые они затем передают государству, то есть они действуют как уполномоченный государством сборщик налогов. Косвенные налоги наиболее значительны в виде НДС, таможенных пошлин, разовых таможенных платежей с физических лиц, налогов с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизов.  

Следует отметить, что акцизы по своей основной части перечисляются в федеральный бюджет. Общая доля акцизов в доходах бюджета была очень ощутимой - 213,6 млрд руб. В 2011 году акцизы и пошлины дадут бюджету 205,4 млрд рублей доходов, в 2012 году - 177,6 млрд рублей.  

Поступления от консолидированной группы акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд рублей - в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25-го дня месяца, следующего за налоговым периодом) вместо двух предыдущих сроков (не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15-го числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи были получены в три срока (за ноябрь, крайний срок 15 января, и за декабрь, крайний срок 25 января и 15 февраля). 

В результате индексации ставок акцизного налога на подакцизные товары увеличение доходов федерального бюджета оценивается в 13,1 млрд рублей;

Ожидаемая сумма дополнительных доходов исключительно за счет повышения акцизных ставок представляется нереальной даже по сравнению с фактическими доходами в 2008 году, когда было собрано 125,2 млрд. Рублей для этой категории подакцизных товаров. Учитывая возможное сокращение производства и продаж алкогольных напитков в 2009 году и 10-процентный уровень индексации ставок по отношению к 2008 году, можно ожидать, что сумма акцизов на алкогольные напитки в 2010 году не превысит уровень 2009г. В абсолютном выражении. Итак, индексация ставок должна привести к увеличению выручки почти на 75%.  

Хотя ставки на алкогольную продукцию были проиндексированы немного ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения может показаться оправданным лишь незначительное повышение акцизных ставок на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9% и на пиво. Учитывая снижение реальных доходов населения и ухудшение финансового положения предприятий отрасли, существенная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь, приведет к снижению общих налоговых поступлений отрасли. В то же время меры, предложенные Министерством финансов для противодействия незаконному обороту алкогольной продукции, за исключением требования о введении минимальных розничных цен на водку и алкогольные напитки, установленных производителями, вряд ли приведут к значительным положительным эффектам.   

Таким образом, акцизы устанавливаются с целью изъятия части выручки от продажи продукции в доход бюджета. Правильный выбор ставки акцизного налога может привести к снижению рентабельности производства этих продуктов в среднем по отрасли, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. В то же время, как правило, стимулируется переток капитала в ту область, развитие которой государство считает приоритетной. Налоговая система России, включая систему косвенных налогов, далека от совершенства. Нужна смена, качественная реформа. Логично, что стремление в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако недооценка социального аспекта проблемы чревато худшими последствиями, чем дефицит бюджета.     

Зарубежный опыт использования акцизов в государствах-членах ЕС

Аналогично практике применения различных ставок ввозных пошлин, механизм и ставка сбора акцизных сборов на импортируемые подакцизные товары также дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. Таким образом, сигареты имеют наибольшую фискальную стоимость среди всех табачных изделий - на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Для всех других видов табачных изделий применяются дифференцированные ставки, а для сигар и табака для трубок - увеличивается, во-первых, в целях перераспределения, - потребление этих видов табачных изделий более присуще более состоятельным гражданам, а во-вторых, для социальных цели - курение сигар и трубок наносит больший вред здоровью, чем курение других табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курения табака, используемого для так называемых «рулонов сигарет», поскольку последние способны заменить сигареты заводского изготовления при употреблении.   

В Германии акцизы на табачные изделия уплачиваются путем приобретения налоговых марок на сумму акцизных налогов. Акцизы уплачиваются, когда табачные изделия покидают режим «налогового склада», в тех случаях, когда они впоследствии не попадают под тот же режим или вывозятся владельцем «налогового склада». 

В тех случаях, когда товары производятся неофициально зарегистрированным производителем табака, оплата производится непосредственно производителем. Ставка смешанная, в процентах от розничной цены и в пфеннинге для сигареты, но не ниже установленного уровня в пфенинге. 

Основой для исчисления налога является розничная цена одной сигареты, сигары, сигары, килограмма курительного табака, установленная производителем или импортером, и эта цена должна быть не ниже розничной цены аналогичной продукции. Запрещается продавать табачные изделия по цене, превышающей цену, установленную производителем или импортером и указанную на бренде или представленную для расчета акцизного налога. 

Оптовые скидки продавцам не регулируются законом, а розничные скидки устанавливаются в размере 3% от розничной цены табачных изделий. В некоторых случаях (банкротство или прекращение бизнеса по решению суда, с общим снижением розничных цен), с разрешения государственных органов возможно снижение розничной цены на табачный продукт. Запрещается, за исключением вышеуказанных случаев, продажа табачных изделий ниже или выше розничной стоимости, указанной на акцизной марке. Контроль за правильностью торговли табачными изделиями осуществляется налоговыми органами.   

В Великобритании обязательство по уплате акцизного налога возникает во время пересечения таможенной границы или когда табачный продукт достигает стадии готовности, на которой он может быть потреблен. Акцизный налог начисляется в тот момент, когда продукт покидает зарегистрированное место производства, отгружается со склада или покидает место, куда он был ввезен на территорию Всемирного банка. Акциз уплачивается производителем или импортером табачной продукции.  

Применяется смешанная ставка в процентах от розничной цены и в фунтах на тысячу сигарет (за фунт). В то же время, если длина сигареты превышает 9 см, то конкретная часть акцизного налога на каждую сигарету уплачивается в два раза, а если уровень смолы превышает установленную норму, удельная часть акцизного налога увеличивается. Ставка может быть изменена Министерством финансов не более чем на 10% в год.  

Мониторинг реализации осуществляется государственными органами. Если продажа обнаружена по цене, превышающей ту, с которой акцизный налог был уплачен в соответствии с документами, налог взимается с продавца. 

Во Франции действует следующая схема акцизного налога на табак. В случае перемещения табачных изделий в пределах ЕС, налог взимается: а) когда табачные изделия выставляются на продажу во Франции (при выходе из режима «отсрочки налогообложения» или ввозе за пределы ЕС), налог оплачивается лицом, выставляющим товары на продажу; б) в случае выявления недостатка ответственными государственными органами; c) в случае прибытия из страны в пределах ЕС, в которой табачный продукт был выпущен для продажи, налог уплачивается получателем или представителем продавца; в) в случае складирования табачных изделий, с которыми налог во Франции ранее не уплачивался с целью его последующей продажи, налог оплачивает владелец склада. В случае изготовления табачного изделия во Франции или ввоза на его таможенную территорию из страны за пределами ЕС, налог уплачивается официально зарегистрированным поставщиком табачных изделий.     

Налог уплачивается путем приобретения акцизных марок, на которых указана розничная цена суммы уплаченного акцизного налога. Ставка акцизного налога на табачные изделия состоит из специфической и адвалорной частей. В то же время для сигарет, принадлежащих к группе, цены которой наиболее востребованы, общая сумма уплаченного акцизного налога определяется с использованием обычной (общей ставки) ставки, применимой к розничной цене. В связи с тем, что розничные цены на табачные изделия устанавливаются государственными органами и определяются заранее, сумма акцизного налога известна.    

Впоследствии, чтобы применить акцизы к другим типам сигарет и других табачных изделий, ставка делится на специфическую и адвалорную части. Расчет конкретной части основан на известных суммах налога, уплачиваемых с сигарет, принадлежащих группе, цены которой пользуются наибольшим спросом, и составляет 5% от общей суммы налоговых платежей, выплачиваемых за сигареты данного типа, включая акцизный налог, НДС и налог на производимые промышленным способом табачные изделия. Пропорциональная часть акцизного налога равна отношению разницы между общей суммой уплаченного акцизного налога и суммой конкретной части акцизного налога, с одной стороны, и розничной ценой, включая все налоги, с другой.  

Основой для исчисления налога является розничная цена табачного изделия, включая все налоги. Розничные цены определяются совместно производителями и поставщиками табачных изделий и сообщаются ответственным государственным органам, которые собирают и публикуют их в официальных публикациях. Общая сумма оптовых скидок, предоставляемых продавцам, не должна превышать 8% розничной цены табачных изделий. Мониторинг реализации осуществляется государственными органами. Если продажа обнаружена по цене, превышающей ту, с которой акцизный налог был уплачен в соответствии с документами, налог взимается с продавца.    

В связи с этим, с учетом опыта западных стран, предлагается изменить систему акцизного налогообложения алкогольных напитков, которая является значительным источником доходов для территориальных бюджетов. С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акцизных сборов с использованием акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо текущего метода аванса, и, во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащемуся в конечном продукте, с последующим кредитованием для налогообложения конечного продукта и, наконец, в-третьих, для установления Постановочное налогообложение готовой алкогольной продукции с использованием дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольной продукции. Кроме того, необходимо разработать систему гарантирования акцизных платежей аккредитованными кредитными и страховыми организациями при предоставлении отсрочки налогообложения в случае использования толлингового сырья при производстве алкогольных напитков, а также в случае использования этила спирт для производства подакцизных товаров.  

Действующий механизм налогообложения акцизными налогами в Российской Федерации и пути его оптимизации  

Анализ текущего списка подакцизных товаров и действующих акцизных ставок

Нынешняя система акцизного налогообложения в России громоздка, неясна для налогоплательщика и требует больших затрат для налогового администрирования со стороны государства. В то же время созданный в Российской Федерации механизм акцизного налога не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании этого налога, что в некоторых случаях приводит к искажению объекта акцизного налога, создает массу возможностей для недобросовестных Налогоплательщики избегают налогообложения и стимулируют развитие «теневого» бизнеса. 

В некоторых случаях применяемая система акцизного налога позволяет собирать несколько налогов с одного объекта. Много вопросов вызывает содержание и экономическая целесообразность текущего списка подакцизных товаров, политика установления ставок. 

Значительное внимание уделено проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизных сборов российскими экономистами, однако, в основном в статьях периодической печати, учебниках, монографиях, проводится анализ нормативно-инструктивных налоговых документов, вопросы реформирования. выделены некоторые элементы акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акцизов.

«Специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы) и соответствующее законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько изменили функциональную цель акцизов, присущую им в конце XIX - начале XX веков. Целью акцизов сегодня является, прежде всего, целенаправленное регулирование определенных сфер общественной жизни. 

В настоящее время существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования в области акцизного налогообложения. Это сбор акцизов на операции с алкогольной продукцией, на операции с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в этих областях и соответствующим потенциалом обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только за счет компетентного регулирующего (правового) воздействия на эти области.  

Структура (перечень) подакцизных товаров определяется необходимостью и степенью вмешательства государства в сферу общественной жизни, то есть приоритетами правового регулирования в определенный период существования государства. Законодательная консолидация исчерпывающего списка подакцизных товаров (вместе со списком налогооблагаемых операций с этими товарами) позволяет четко разграничить предмет и объект налогообложения в отношении акцизных налогов: предметом налогообложения являются подакцизные товары, указанные в списке устанавливается налоговым законодательством, а объектом налогообложения являются операции с этими товарами. То есть при установлении акцизного налога субъект налогообложения - признак «фактического характера» - получил прямую юридическую фиксацию.  

В условиях объективно необходимого регулирования определенных вопросов, связанных с исчислением и сбором акцизных сборов, подзаконным актам важно, чтобы органы исполнительной власти не нарушали принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно законами и устранить проблему несоблюдения подзаконных актов налоговым законодательством, что часто является предметом судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства особое значение приобретает судебная практика по спорам, возникающим из налоговых правоотношений, как источника налогового законодательства. Правоприменительные акты, принятые в результате разрешения налоговых споров, образуют правовые ориентиры, которые во многом определяют поведение участников налоговых правоотношений.   

К сожалению, теоретические и практические аспекты влияния акцизного налога на развитие производства и потребления отдельных товаров, вопросы повышения нормативной стоимости косвенного налогообложения остаются слабо разработанными на сегодняшний день. Недостаточно внимания уделяется изучению экономического содержания косвенных налогов, характера акцизного налогообложения, возможности использования альтернативных вариантов налогообложения товаров, которые в настоящее время включены в подакцизный список, и, следовательно, рекомендаций современных экономистов по улучшению Система налогообложения иногда противоречива и спорна. 

Все это делает актуальной проблему изучения экономической целесообразности и эффективности применения действующего в Российской Федерации механизма акцизного налога, его преимуществ и недостатков с целью выявления областей его совершенствования.

Порядок налогообложения отдельных групп подакцизных товаров

В ближайшее время никаких существенных изменений в акцизном налоге не планируется. В то же время планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности. 

Закон устанавливает, что акцизы на шампанское и игристые вина на 2009 год не будут изменены в целях стимулирования российского производителя, и в будущем они будут проиндексированы на минимальном уровне: ставки акцизов на 2010 и 2011 годы будут ниже, чем было предусмотрено по законопроекту, принятому в первом чтении.

В 2009 году индексация сигарет с фильтром составляла 25%, а сигарет без фильтра и сигарет - 30%. В 2010 году ставки акцизов на сигареты с фильтром увеличились на 36% по сравнению с 2009 годом, а на сигареты без фильтра и сигареты - на 73%. В будущем ставки акцизов будут индексироваться на сигареты с фильтрами до 22%, а на сигареты без фильтров и сигареты - на 40%.  

В законе сохраняется действующая редакция кодекса на 2009 год. Акциз на шампанское, игристые, газированные и игристые вина в размере 10 рублей. 50 коп. / Л. Акциз на указанные вина в 2010 и 2011 годах составит соответственно 14 рублей. 00 коп. / Л и 18 руб. 00 коп. / Л. Для других подакцизных товаров акцизы индексируются на 10%.       

Ставка на этиловый спирт из всех видов сырья (включая неочищенный этиловый спирт из всех видов сырья) с 1 января 2009 года увеличена с 25,15 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 27,70 руб. В 2010 и 2011 годах ставки также возрастут и составят 30,50 руб. Соответственно. и 33,60 руб. на 1 литр безводного этилового спирта.    

Несмотря на то, что в ходе доработки законопроекта была учтена возможность более дифференцированного подхода при установлении ставок акцизного налога на нефтепродукты, была выражена обеспокоенность тем, что увеличение акцизов на нефтепродукты в будущем повлечет за собой дальнейшее повышение цен на горюче-смазочные материалы, используемые сельхозпроизводителями . В связи с этим при составлении проекта федерального бюджета необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования для компенсации части затрат сельхозпроизводителей на горюче-смазочные материалы, используемые для сезонных сельскохозяйственных работ. 

В отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя более 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.), а также более 112,5 кВт (150 л.с.)) и для мотоциклов с мощностью двигателя более По сравнению с 112,5 кВт (150 л.с.) налоговые ставки в 2009-2011 годах будут увеличиваться примерно на 9% ежегодно.

Стоит отметить, что в 2009 году ставка акцизного налога на прямогонный бензин значительно возросла. Это будет 3900 руб. за 1 тонну в 2010 году составит - 4290 руб. а в 2011 году - 4720 руб. за 1 тонну. Хотя в 2008 году акциз на бензин прямогонный был уплачен по ставке 2657 руб. за 1 тонну.      

Предлагаемая система расчета акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в сочетании с увеличением их качественных показателей (классов). Более низкие ставки акцизов на бензин и дизельное топливо, которые отвечают экологическим требованиям классов 3, 4 и 5, позволят налогоплательщикам получать дополнительный доход. В связи с этим срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением производства более экологически чистых автомобильных бензинов и дизельного топлива, будет сокращен.  

Для пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта более 0,5 и до 8,6%, а также более 8,6%, ставка акцизного налога будет увеличиваться ежегодно.

Таким образом, рассматривается действующая система исчисления акцизных налогов на текущий год и на последующие два года и проводится сравнительный анализ ставок налога.

Совершенствование механизма сбора акцизов на подакцизные товары

Инспекционные материалы свидетельствуют о низкой эффективности действующего механизма сбора акцизных сборов на алкогольные напитки, который предусматривает начисление и уплату основной суммы акцизов на продажу алкогольных напитков оптово-розничной сети. Практика многоступенчатой ​​отгрузки алкогольных напитков, широко используемая недобросовестными налогоплательщиками без уплаты акцизов из одного региона в другой при отсутствии эффективного контроля за перемещением алкогольных напитков, а следовательно, акцизов со стороны налоговых органов, приводит к значительным бюджетным потерям на всех уровнях. В ходе встречных проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации , было установлено, что объемы и номенклатура алкогольной продукции, получаемой покупателями акцизных товаров, не совпадают с объемами и номенклатурой алкогольной продукции, отгруженной им поставщиками акцизных товаров.   

Несовершенство системы уплаты акцизных налогов на алкогольные напитки позволило отдельным организациям использовать так называемую схему уклонения от уплаты налогов, когда в соответствии с документами, предоставленными налоговым органам, производственные компании покупали коньяк в бутылках по ценам, включающим 100%. % платили акциз, выливали его или использовали для производства алкогольной продукции. В то же время сумма акцизного налога, уплачиваемого при покупке не бутилированного коньяка, была вычтена при исчислении акцизного налога на алкогольные напитки, который, согласно документам, был поставлен оптовым организациям, действующим, как правило, на Основа однодневных фирм. Кроме того, сумма акцизного налога, взимаемого за вычет переплаты налога на добавленную стоимость, возникла в результате схемы, приводящей к превышению налоговых вычетов по налогу на приобретенные и капитализированные товары над налогом, взимаемым за проданные товары. был сокращен.  

В целях стабилизации ситуации на алкогольном рынке и сокращения потерь в бюджетной системе предлагается еще раз рассмотреть предложение, неоднократно представляемое Счетной палатой Российской Федерации Правительству Российской Федерации о переносе налогового бремени на производство алкоголя и передача в государственную монополию на оборот этилового спирта. Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, а также недостаточный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти в этой области, допускают в некоторых случаях производственные мощности. Из ранее действующих предприятий, имеющих значительные налоговые задолженности и сборы, образуются «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители. 

Поэтому необходимо внести поправки в законы, чтобы исключить возможность создания новых юридических лиц на производственных мощностях предприятий, которые накопили налоговую задолженность. Также необходимо предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка проверять предоставленные им лицензии. Налоговый контроль за сбором акцизов не на должном уровне. Но прежде чем говорить о проблемах, необходимо выяснить, как осуществляется налоговое администрирование производства и реализации алкогольной продукции. Он заключается, прежде всего, в лицензировании производства и обращения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При выдаче лицензии налоговые органы проверяют документы на соответствие лицензионным требованиям организации. Список представленных документов очень обширен. В рамках лицензирования налоговые органы осматривают территорию и помещения, предназначенные для производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Кроме того, они проводят камеральные, выездные и внеплановые тематические проверки, если есть основания полагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. На предприятиях, производящих алкоголь и алкогольные напитки, налоговые служащие контролируют учет производства этой продукции. Для этого они используют устройства, которые определяют концентрацию и объем абсолютного спирта в готовом продукте. Такие устройства установлены на линиях розлива всех ликероводочных заводов. Во время длительных и межсменных простоев налоговые органы блокируют оборудование для розлива алкогольной продукции.            

Необходимо усилить контроль над алкогольной продукцией непосредственно на предприятиях. Постоянное присутствие налоговых инспекторов на предприятии, на наш взгляд, целесообразно. По нашему мнению, также целесообразно предложить передать контроль над алкогольным рынком от ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) региональным властям. Целесообразно передать все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции субъектам Российской Федерации, что позволит им реализовать меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан.  

Предлагается оставить ЕГАИС только бухгалтерской и аналитической функцией, при этом лишив их разрешительных и запретительных полномочий.

Необходимо также отказаться от обязательной специальной маркировки алкогольной продукции как бесполезного механизма регулирования отрасли и пересмотреть функции Единой государственной автоматизированной информационной системы, которая вводится с 2006 года. В ситуации возврата полномочий Контроль над рынком алкоголя для регионов, каждый субъект федерации будет устанавливать свои правила.

Предлагается ввести единую (фиксированную, недифференцированную) ставку акцизного налога на алкоголь со 100% предоплатой или путем предоставления банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (Покупки алкоголя в качестве сырья), что облегчит расчет акцизов и, следовательно, контроль за их уплатой.

Акцизы на такие товары, как табак, алкоголь, алкоголь, пиво, бензин - желательно взимать на стадии производства. Более того, учитывая специфику ставки акциза на эти товары, только объемы производства должны подлежать контролю. Частным случаем может быть сбор акцизов на автомобили. В связи со спецификой этого продукта - необходимостью получения разрешения на использование, может быть сочтено целесообразным взимать акцизный налог во время регистрации непосредственно с владельца.   

Вывод

Акцизы могут обеспечить как доходы, которые помогают справиться с трудностями переходного периода в период развития экономики, так и помочь налоговому департаменту перейти на новые, более сложные методы налогообложения.

Кроме того, существуют определенные выгоды от акцизов на определенные товары, которые считаются вредными или связаны с негативными побочными эффектами. Налогообложение может частично препятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табак и алкоголь, а также, например, бензина и топлива, потребление которых связано с загрязнением воздуха. Такие косвенные выгоды могут быть побочным продуктом налога, но большинство акцизов вводятся, как и должно быть, для получения налоговых поступлений.   

Для достижения этой цели акцизы должны быть простыми как в организации, так и в применении, что достигается путем поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время в большинстве стран список подакцизных товаров ограничен табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок, и большинство товарных категорий четко определены.  

Во-вторых, налоговые ставки не должны быть слишком высокими. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой, если местные акцизы значительно выше, чем соответствующие налоговые ставки в соседних странах. Незаконное производство, особенно кустарное производство алкоголя, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Такое производство имеет тенденцию уменьшать пользу для общественного здравоохранения, которая была предусмотрена как одно из последствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке создания стоимости. Акциз должен быть наложен либо во время импорта или производства (или отгрузки).     

Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог взимается либо со стоимости, либо с единицы продукции, скорректированной с учетом инфляции. Налог в процентах от стоимости трудно применять на этапе производства из-за сложности расчета заводской цены во время отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего рассчитывается стоимость единицы продукции и налог взимается на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом будет взимание налога с единицы продукции, скорректированной с учетом инфляции, в тех случаях, когда относительные цены изменяются незначительно и инфляция высока.    

Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для зачета акцизов, уплачиваемых за ресурсы, используемые для производства подакцизных конечных продуктов, таких как крепленые вина. Другими словами, следует избегать каскадной схемы акцизных сборов и использовать методы, аналогичные НДС, обеспечивая тем самым акцизный налог, взимаемый только с конечного продукта. 

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что акцизные налоги являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов от акцизных сборов является самой высокой на самом первом этапе переходного периода, что объясняется относительной простотой их сбора и четким определением налоговой базы. Доходы бюджета не являются гибкими в отношении личных доходов, и, следовательно, доходы бюджета стабильны даже в начальных экономических циклах, которые могут возникнуть в течение переходного периода. Следует также отметить, что относительная неупругость акцизов по отношению к доходам приведет к снижению относительной важности акцизов с началом экономического роста.   

Основными направлениями реформы акцизного налога могут быть следующие: установление автоматической индексации конкретных ставок акцизного налога, изменение принципа предоплаты с использованием акцизных марок для определенных видов подакцизных товаров и реформа способов контроля за уплатой акцизы.