«Записки охотника» И.С.Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г.Белинский о «Записках»

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Н.А.Некрасов – организатор и создатель нового «Современника»
Роман И.А.Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.
Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ
Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев, М.А.Антонович и Н.Н.Страхов об «Отцах и детях»


Введение:

Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли огромную роль в духовном развитии российского общества, обогатили социальную и мировую культуру.

Жизнь и литературная деятельность Тургенева протекала в одну из самых значительных эпох мировой и русской истории. Враждебность к крепостному праву, искренняя симпатия к нуждам людей, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли его работу. «Непримиримый враг цепей и верный друг народа», - назвал Некрасов Тургенева.

Взгляды Тургенева наиболее полно и ярко отражены в одной из самых удивительных книг русской литературы - «Записки охотника». Они состоят из 25 работ, которые разнообразны по содержанию и художественным особенностям, но в них также отчетливо проявляются общие черты, что позволяет нам говорить о Записках Охотника как о чем-то внутренне объединенном и художественно законченном. Прежде всего - сходство предмета, общность содержания, взятого из повседневной жизни.

В «Записках охотника» читателю были заданы два основных вопроса:

  1. Что представляет собой русский народ и особенно подавляющее его большинство - крестьянство, каковы его духовные ресурсы, обеспечивающие дальнейшее развитие страны?
  2. Как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право? Если оно оказывает вредное, гибельное влияние на общественную жизнь, - в чем это проявляется?

И.С.Тургенев попытался ответить на эти вопросы. Его внимание сосредоточено на людях.

Тема данной курсовой работы - «Изображение народа в «Записках охотника», и главная цель состояла в том, чтобы проследить образ людей в рассказах, отметить методы и приемы показа людей Автор, охарактеризовать героев из отдельных рассказов И.С.Тургенева, вошедших в сборник.

Статья А.К.Бабореко «Записки охотника» раскрывает исторические предпосылки для создания этой работы, дает полное и глубокое описание отдельных персонажей (Хоря, Калиныч, Пеночкин, Полутыкин). По словам известного литературного критика, Тургенев «изображает дикость, жестокость и тиранию крепостных с беспощадной правдивостью». Автор подчеркивает: «выдающуюся роль «Записках охотника» в истории русской литературы». А.К.Бабореко также отмечает, пейзаж Тургенева, который «поэтически великолепный и полный глубокого смысла».

В.В.Голубков в своей статье «Идеологическое и художественное единство заметок охотника» размышляет о сходстве и целостности произведения. Что объединяет истории, включенные в «Записки охотника»? «Во-первых, общность предмета, сходство явлений, на которых сосредоточено внимание писателя, и реалистичная манера изображения». Вторая особенность, по мнению автора, это «четкая идеологическая целенаправленность рассказов». Голубкова также интересовал образ рассказчика, «который является живым участником событий». И, наконец, есть еще одна особенность «Записок охотника» - это единство жанра. Литературовед поражается мастерством великого писателя.

«И.С.Тургенев является признанным мастером художественного слова, одним из основоположников русского литературного языка», - говорит М.П.Старренков в статье «Язык и стиль заметок охотника». Цель данной статьи - обобщить некоторые результаты изучения языка и стиля «Записок охотника», дать некоторые независимые наблюдения в этой области и поставить задачи их дальнейшего исследования». 

Автор предлагает рассмотреть язык и стиль работы исторически, в контексте общего состояния и развития русской литературы и русского литературного языка своего времени, в связи с:

  • идейно-художественным направлением «натуральной школы»;
  • характерными признаками повествовательных жанров «натуральной школы»;
  • индивидуальными особенностями творчества писателя и его взглядами на литературу и язык.

Записки охотника открыли иностранному читателю великую сокровищницу русской литературы (Пушкин, Гоголь). М.П.Алексеев в своей статье «Мировое значение заметок охотника» говорит, что именно этот цикл историй ввел Тургенева в мировую литературу, подтвердил его популярность в различных европейских странах. Записки Охотника в целом и по частям публиковались сотни раз на разных языках. «Было бы трудно назвать страну, в которой« Записки охотника »не были известны полностью или частично, путем изменений или пересказов, критической литературой на самых разных языках. В разное время и в разных условиях эта книга Тургенева нашла своих читателей и ценителей везде, где ее суровая правда и смелое одаренное слово могли уйти вперёд, учить отношению к жизни и работе, вызывать ненависть к угнетению и угнетению. Влияние, которое оно оказало на читателей по всему миру, всех возрастов и поколений, действительно не поддается исчислению. Великие книги мировой литературы имеют свою судьбу, отличая их от других книг той литературы, в которой они возникли, к которой они относятся, которую они представляют. Эти книги не боятся времени; для них нет места, государственных границ, национальных различий или языковых барьеров. Рано или поздно они найдут свое место на библиотечных полках во всех частях света и в сердцах читателей всех стран. Тургеневские «Записки охотника» - именно такие исторические книги русской литературы, роль которых еще не до конца сыграна.

История создания «Записок охотника». Развитие традиций Пушкина и Гоголя в «Записках охотника»

В 1845 г. под редакцией Н.А.Некрасова был издан литературно-художественный сборник с необычным названием «Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов».

Эта коллекция была значительным явлением в истории нашей литературы: она знаменовала собой решительный поворот от неопрятного риторического романтизма, который в 30-х годах пытался занять доминирующее место в литературе, к консолидации позиций идеологического, критического реализма.

Само название сборника «Физиология Санкт-Петербурга» указывало на то, что перед литературой стояла задача, близкая к научному исследованию: возможно, более точное, реалистичное описание общественной жизни.

Предисловие к сборнику, в котором объяснялась его задача, было похоже на манифест нового направления. Автор предисловия говорит, что наброски, составляющие коллекцию, призваны дать наиболее правдивое и конкретное представление о жизни и характерах различных слоев петербургского общества, при том что в этих набросках нет простого воспроизведения реальность будет дана, но ее объяснение и оценка. Автор, как указано в предисловии, должен обнаружить, что «он может не только наблюдать, но и судить» - иными словами, критический реализм был провозглашен в качестве руководящего метода в литературе.

Сборник начался с блестящего очерка Белинского «Петербург и Москва», за которым последовали другие сочинения, рассказывающие о жизни бедных петербургских крестьян: петербургский дворник Луганского, петербургский органор Григоровича, петербургская сторона Гребенки, петербургские Углы Некрасова. Год спустя, в 1846 году, Некрасов издал «Петербургский сборник», который по своим задачам был близок к «Физиологии Петербурга». Хотя главным местом в нем были уже не очерки, а рассказы и стихи, общее направление и творческий метод остались прежними: это был критический реализм, проникнутый глубоким интересом к вопросам общественной жизни.

Тургенев поместил в «Петербургскую коллекцию» произведение «Помещик», которое Белинский определил как «физиологический очерк жизни помещика» . Так Тургенев поступил на курс русской литературы 40-х годов, который назывался «естественной школой».

От «Помещика», написанного в поэтической форме, Тургенев вскоре перешел к художественной литературе, к очеркам из крестьянской жизни, полагая, что этот жанр в большей степени отвечает его новым творческим задачам. Это были Записки Охотника.

Первый рассказ из «Записок охотника» - Хор и Калинич - был опубликован в журнале «Современник» в 1847 году. Затем в течение пяти лет в том же журнале появились еще 20 рассказов. В 1852 году «Записки охотника» были изданы отдельным изданием; В дополнение к ранее опубликованным 21 рассказам, в этот сборник была добавлена ​​еще одна история - «Два землевладельца».

В 70-е годы Тургенев опубликовал три новые истории в журналах: «Конец Чертопханова», «Стуки» и «Живая сила». Они были включены в издание «Записок охотника» 1880 года и с тех пор включены во все последующие издания, в настоящее время состоящие из 25 историй.

Как можно объяснить поворот Тургенева от стихов и стихов, которые он писал в течение 12 лет, к рассказам из народной жизни?

Дореволюционные исследователи творчества Тургенева, склонные объяснять историю русской литературы западным влиянием, пытались найти истоки новых сюжетов и новых жанров Тургенева в литературном движении зарубежных стран. Так, профессор Сумцов говорил о влиянии Ж.Санда, а профессор А.С.Грузинский утверждал, что Тургенев в большей степени последовал за Ауэрбахом, опубликовавшим первые книги своих «Шварцвальдских сказок» в 1843 году, за четыре года до появления первого рассказа «Записки охотника».

Другие исследователи связывают главную роль в переходе Тургенева с изображением народной жизни с влиянием Гоголя и особенно Белинского.

Нет сомнений, что «Мертвые души» Гоголя, опубликованные в 1842 году, были образцом для Тургенева и оказали на него влияние, увеличив интерес к художественной литературе и критическому реализму. Тем более уверен, что Белинский оказал огромное влияние на Тургенева.

Еще со студенческих лет Тургенев был внимательным читателем литературно-критических статей Белинского, в 1843 году он лично с ним познакомился, а затем в течение ряда лет, вплоть до смерти Белинского, поддерживал с ним дружеские отношения.

С другой стороны, Белинский также относился к Тургеневу с добротой. Для него он был справедливым, но строгим учителем, который прямо и даже резко отмечал все, что казалось ему ложным и художественно слабым в стихах и поэмах Тургенева, и горячо поддерживал его литературные успехи, все, что могло привести Тургенева на путь идеологического реализма. Белинский приветствовал его переход к художественной литературе, к «Запискам охотника».

И тем не менее, главная причина этого перехода не видна во влиянии Белинского, каким бы значительным оно ни было. Белинский только помог Тургеневу осмыслить, ввести в систему те творческие искания, которые были характерны для него прежде, но проявились с особой силой около 1846 года, когда он пришел к полному разочарованию во всей своей предыдущей литературной деятельности. Главной причиной перехода Тургенева к новой теме, к новому жанру стала та же самая причина, которая побудила Григоровича в 1846 году, за год до Тургенева «Коря и Калиныч» написать «Деревню», а в 1847 году - «Антон Несчастный», то же самое, под под влиянием которого Даль (казак Луганский) издавал романы и рассказы из народной жизни в 1846 году, в Некрасове в 1845–1846 писал стихи «На дороге» и «Родина». Именно по этой причине В.Г.Белинский в эти годы с величайшей решительностью призывал рассматривать литературу как средство социальной борьбы.

Основной причиной всех этих явлений было общественное движение, которое в 1840-х годах охватило широкие круги развитой (в то время благороднейшей) интеллигенции и коренилось в глубоком недовольстве, которое с каждым годом росло среди порабощенного крестьянства.

На момент создания «Записок охотника» положение народа, борьба за ликвидацию крепостного рабства находились в центре внимания ведущих общественных и литературных деятелей. Согласно ленинскому определению, «когда наши просветители писали с 40-х по 60-е годы, все социальные проблемы сводились к борьбе против крепостного права и его остатков». Массовые крестьянские волнения в 40-х годах охватили многие регионы страны. Количество крестьянских «бунтов» росло из года в год. Первый помещик России Николай I, напуганный революционным движением во Франции, Германии, Венгрии и Австрии, стремился подавить сопротивление масс жестоким террором. Царствование Николая Палкина, как Лев Толстой назвал коронованным деспотом в одной из своих историй, было, по словам Герцена, «эпохой тьмы, отчаяния и произвола». Удушающая социальная атмосфера вынудила Тургенева покинуть родину на некоторое время в начале 1847 года и уехать за границу. «Я не мог дышать одним воздухом, - писал он в «Литературных и житейских воспоминаниях» по поводу замысла «Записок охотника», - оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для того у меня, вероятно, не доставало надлежащей выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться. Это была моя Аннибаловская клятва, и не я один дал ее себе тогда».

Тургенев остался верен своей клятве: на фоне полицейского преследования и цензурного террора он создал «Записки охотника» - эту глубоко правдивую картину крепостных россиян. Великая работа Тургенева возникла в напряженной атмосфере борьбы против реакции и крепостного права. Отсюда - тот пафос любви к свободе и человечности, который раздувают образы этих историй. «Все, что есть в русской жизни мыслящего и умного, - писал Салтыков-Щедрин об этой эпохе, - прекрасно понимал, что куда бы они ни смотрели, везде они встретятся с проблемой крестьянина».

Тема крестьянства, как наиболее острой и важнейшей в политической ситуации дореформенного периода, становится одной из главных тем художественной литературы. Помимо Тургенева, многие прогрессивные писатели 40-х годов посвятили свои произведения жизни крепостного крестьянства, в том числе Герцена («Сорока-вор») и Григоровича («Деревня», «Антон Бедный»). Тургенев освещал наболевший вопрос о положении крестьянства, требующего немедленного решения с позиций демократии и гуманизма. Это вызвало гневное раздражение в высших правительственных кругах. В связи с публикацией отдельного издания тургеневских рассказов министр образования провел специальное расследование деятельности цензуры. По приказу Николая I цензор, разрешивший публикацию, был снят с должности. Вскоре, используя печатные статьи о Гоголе в качестве предлога, Тургенев был арестован, а затем отправлен в ссылку в село Спасское-Луговиново Орловской губернии. Он писал об этом Полине Виардо: «Меня, в высшей степени, арестовали в отделении милиции за то, что я опубликовал несколько строк о Гоголе в московской газете. Это только послужило оправданием - сама статья совершенно незначительна. Но они долго смотрели на меня косо и поэтому были привязаны к первому инциденту, который представился... Они хотели заглушить все, что было сказано о смерти Гоголя - и, кстати, были рады получить возможность запретить мою литературную деятельность одновременно. В другом письме он писал, что причиной ареста и изгнания Тургенева были «Записки охотника»: «В 1852 году за публикацию статьи о Гоголе (фактически «Записки охотника») его отправили жить в деревня, где он жил два года».

До создания своей опальной книги Тургенев еще не был уверен, что литература была его истинным призванием. Он писал стихи, стихи, рассказы, драмы, но в то же время мечтал об академической карьере и был готов бросить литературные занятия под влиянием чувства неудовлетворенности своим письмом. В «Записках охотника» талант Тургенева был представлен с новой стороны, во всей своей привлекательности и силе. Тургенев сам осознавал значение «Записок охотника». Он написал одному из своих друзей: «Я рад, что эта книга вышла. Мне кажется, это останется моим вкладом в сокровищницу русской литературы».

Как художник, Тургенев продолжил реалистические традиции Пушкина и Гоголя в «Записках охотника» и сумел высказать свое слово в развитии русской романской прозы.

Искусство рассказывания историй многогранно в «Записках охотника». Либо его возглавляет охотник, изображающий то, что он видел, затем он сам становится слушателем всей истории («Доктор графства»). Повесть «Однодворец Овсянникова» состоит из серии миниатюрных портретных рассказов. Повседневный очерк, психологическая история, картина из жизни, лирический очерк, пейзажный набросок, наполненный философскими размышлениями - все эти жанры одинаково доступны для умения автора «Записок охотника». «Тургенев навсегда останется в литературе как неординарный миниатюрист - художник! «Луг Бежина», «Певцы», «Хор и Калинич», «Касьян» и многие, многие другие миниатюры, кажется, не нарисованы, а вылеплены в неповторимых, тонких барельефах! Гончаров однажды заметил.

В рассказах «Доктор уездов», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин» прослеживается тенденция к более сложным художественным формам - к истории. Знаменитые тургеневские предыстории, рассказывающие о прошлом героев произведения, происходят из «Гамлета Щигровского района». Однако Тургенев нигде не нарушает художественных пропорций рассказа. В 1872 году писатель вернулся к образу Чертопханова, который занимал его, и написал «Конец Чертопханова», включив эту историю в «Записках охотника». «Я боялся растянуть его, чтобы не потерять пропорции», - признался Тургенев в письме к М.М.Стасюлевичу. Он мог бы объединить это с ранней историей (в которой действует один и тот же герой), что с точки зрения содержания было бы вполне естественным. Но тогда история вообще бы сформировалась, и Тургенев не хотел разрушать жанровое единство своего цикла.

Поэтическая целостность «Записок охотника» обусловлена ​​единством художественной манеры, присущей этой книге Тургенева. В отличие от Пушкина и Гоголя, Тургенев не создает в своем цикле тщательно разработанных и полностью раскрытых человеческих характеров. С такой задачей не мог столкнуться «охотник». Тургенев ограничился эскизами, набросками, портретными зарисовками. Однако при умелом подборе характерных черт и деталей достигается необходимая реалистичность набора текста, художественного рельефа. Писатель сумел перевести свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения в типичные образы, которые дают обобщающую картину русской жизни эпохи крепостных.

Богатство содержания и новаторских форм «Записок охотника» сочетается с их необычайно разнообразной тональностью. Трагический тон повествования окружного доктора заменяется юмористическим рассказом о спасении француза, барабанщика «великой армии», которого крестьяне просили «уважать их, то есть нырять под лед». Описание славянофильского патриотизма помещика Любозвонова наполнено иронией. Душевная лирика певцов, простота и искренность лугов Бежины, драматический рассказ о Чертопханове, гневные сатирические интонации истории Бурмистера говорят об эмоциональном богатстве «Записок охотника». С самыми первыми набросками своего охотничьего цикла Тургенев прославился как художник с удивительным даром видеть и чувствовать природу. «Он любит природу не как любитель, а как художник и поэтому никогда не пытается изобразить ее только в ее поэтических формах, а воспринимает ее так, как ему кажется. Его картины всегда правдивы, и вы всегда узнаете в них нашу русскую природу», - сказал Белинский. Эта черта таланта Тургенева была оценена Чеховым, который писал Григоровичу: «...пока в России есть леса, овраги, летние ночи, пока плачут кулики и болтовни, ни вы, ни Тургенев, ни Толстой не забуду, как они не будут забывать Гоголь».

Тургенев воссоздает глубоко национальный русский колорит в своих описаниях народной жизни. «Мы, реалисты, ценим цвет», - писал Тургенев Полине Виардо в декабре 1847 года, работая над первыми рассказами «Записок охотника». Следуя Гоголю, он использует старый принцип Вальтера-Скотта «кулер локам», рисуя детали народной жизни, которые, по его словам, «добавляют цвет, освещение всей картине». Неприхотливая атмосфера крестьянской хижины, помещичьего дома, цыплят, копающихся в навозе, уток, плещущихся в лужах, коров, раздувающих хвосты («Мой сосед Радилов») - все это проза повседневной жизни, «фламандская школа - пестрый помет» превращается в Тургенева, как Пушкин, в чистое золото поэзии.

Основу тургеневского языка составляет речь культурной части русского общества своего времени. В то же время язык «Записок охотника» широко отражает «живую речь города, усадьбы и русской деревни». В рассказах Тургенева часто встречаются местные слова и выражения, диалектизм орловского диалекта, например «квадрат», «привычки», «бучило», «зеленый». Вообще склонность к диалектизму была характерной чертой ранних произведений писателей «естественной школы».

Борьба за национальные нормы литературного языка, Белинского в письме к Анненкову в феврале 1848 года, упрекал Тургенев «перегрузка слов языка Орловского». Тургенев впоследствии значительно ослабляет этнографический поток и аромат Орловского языка. Он также избегает увлекаться местными словами и каламбурами, что было так характерно, например, для Даля. «С легкой руки г-на Загоскина люди вынуждены говорить по-русски на особом языке с шутками и шутками. Русский говорит так, но не всегда и не везде: его обычная речь удивительно проста и понятна», - писал Тургенев. Крестьяне в« Записках охотника »говорят на том же народном языке, который уже стал достоянием языка художественной литературы того времени Салтыков-Щедрин нашел в Записках Охотника силу, меткость, юмор и поэзию языка простого человека.

Вслед за Пушкиным и Гоголем Тургенев сыграл выдающуюся роль в создании русского литературного языка, который он считал «чарующим», «волшебным» и могущественным. Язык, уникальность речи персонажей в «Записках охотника» отражает менталитет крестьянина, его мудрость, его юмор. Простая, умная речь Хора, сдержанная в словах и «сильная в языке», как нельзя лучше подходит для здравого смысла русского языка. Наоборот, часто в речи крепостного есть отпечаток летаргии и лени мысли, пустота его души. Поза и нарциссизм Пеночкина, его злобная раздражительность неотделимы от маньеризма речи и словоблудия. Он говорит медленно, «с аранжировкой и, как бы, с удовольствием, пропуская каждое слово через свои красивые задушенные усы». Национальность языка и совершенство стиля «Записок охотника» - одной из самых патриотических книг русской классической литературы - делают душевные мысли великого писателя волнующими и близкими современному читателю. Демократия и гуманизм Тургенева позволили ему глубоко погрузиться в суть жизни людей, создать образы, которые прививают людям любовь к своей родине и к великому русскому народу, по его словам - «самых удивительных людей на свете».

«Записки охотника» сыграли огромную роль в творческом развитии самого писателя или, фактически, поворот Тургенева к реализму был завершен. Создав «Записки охотника», книгу о русском народе, Тургенев продолжил и обогатил великие реалистические традиции Пушкина и Гоголя, его учителей и предшественников. Теперь он сам становится учителем других и прокладывает новый путь, распахивая нетронутые целинные земли.

Двадцать пять рассказов и набросков «Записок охотника» объединены общей идеей, согретой авторским чувством патриотического вдохновения, и составляют единый цикл работ о крестьянстве и крепостной России. Будучи шедевром художественного творчества, «Записки охотника» в полной мере сохранили свою глубокую идеологическую и эстетическую ценность. Тургеневская народная книга, это стихотворение о духовной красоте и могуществе русского народа, для современного читателя является одним из самых любимых произведений русской классической литературы. Великий Гоголь говорил о Тургеневе еще в 1847 году: «Его талант замечательный и обещает большую активность в будущем!».

Тема протеста против гнета крепостников

Обращение Тургенева к крестьянской жизни, естественно, вытекало из его настроений против крепостного права. Основной идеей «Записок охотника» был протест против крепостного права. «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться. Это была моя Аннибаловская клятва, и не я один дал ее себе тогда», - вспоминал позднее Тургенев.

Россия крепостной эпохи была преимущественно крестьянской страной. Крупное крестьянство составляло основной эксплуатируемый класс, труд которого в основном использовался правящими классами при крепостном праве. Крестьянство неоднократно проявляло себя как революционная сила в стране. Крестьянский вопрос имел огромное значение для развития русской общественной мысли и русской литературы. Ленин отметил, что настроение Белинского, выраженное в знаменитом письме к Гоголю, зависит от настроения крепостных. Каждый честно мыслящий писатель в России сталкивался с крестьянским вопросом. Со времен путешествия Радищева из Санкт-Петербурга в Москву крестьянская тема была одной из главных тем русской литературы. Глубокое и правильное понимание развития русской литературы XIX века, особенно крепостной эпохи, возможно только в свете крестьянских и общепринятых настроений на каждом этапе этого развития. Эти настроения подпитывали демократизм русской литературы, были источником оригинальности и глубины ее гуманистического пафоса.

Появление крестьянской темы в творчестве Тургенева соответствовало важной тенденции общего развития реалистической русской литературы 40-х годов и стремлению к художественному познанию народной жизни. Белинский, осуждая пренебрежительное отношение реакционных дворян к культурной теме, утверждал: «Природа - это вечный пример искусства, а величайший и благороднейший объект в природе - человек. Разве мужчина не мужчина? Но что может быть интересным для грубого, необразованного человека? - Как что? - Его душа, разум, сердце, страсти, наклонности - одним словом, все так же, как у образованного человека.

Ближайшим предшественником Тургенева - автором «Записок охотника» - был Григорович. Тургенев признал свою историю «Деревня» как «со временем первую попытку приблизить нашу литературу к народной жизни, первую из наших» деревенских историй. «Заслуга Григоровича заключалась в правдивом изображении тяжелого положения крепостного, насилия и злоупотреблений в отношении его личности. Однако в рассказах Григоровича крестьянин-крепость появляется в основном как тип несчастного, униженного и обездоленного человека. Герои истории Григоровича до сих пор ни в чем не раскрывают свою внутреннюю силу. Сама крестьянская среда в повести «Деревня» производит удручающее впечатление, а жизнь крестьянина казалась автору скучным, угнетенным, почти духовно не просвещенным и не утепленным существованием. Такой образ деревни пробудил протест против крепостного права, но не внушал веры в творческие силы людей, в их способность жить независимо, независимо от помещиков.

В отличие от Григоровича, Тургенев в самом первом сочинении из «Записок охотника» не только вызвал у читателя симпатию к крепостному крестьянину, но и привел к мысли о богатых внутренних силах, скрывающихся среди народа. Это идеологический и художественный пафос Коря и Калиныча.

Защищая неприкосновенность крепостной системы, реакционная журналистика всячески подтвердила необходимость опеки над крестьянами, которые, по их словам, не могли бы жить и управлять без хозяина. Тургенев опроверг это утверждение в своем эссе. В известном противостоянии бывшего калужского крестьянина с орловским крестьянином в корве, Тургенев осуждает крепостную систему в деревне. «Орловец... мрачен, угрюмо выглядит, живет в сырных сосновых хижинах, идет в корвет, не торгует, плохо ест, носит сандалии. Калужский тихий человек живет в просторных хижинах из сосны... он выглядит бодро и смело, его лицо чистое и белое, он продает масло и гудрон и гуляет в сапогах по выходным. Оброк крестьянин чувствовал себя более независимыми, чем барщины крестьянин. Он был отстранен от надзора изо дня в день и вмешательства в его жизнь со стороны помещика и клерки мастера Хорь живет на аренду, мастер Полутыкин, по сути, осталось он один, и Хор стал сильнее. А что привело Калинича к гибели нищеты? «Опека» его хозяина Ордена. В подвергнутой цензуре форме было трудно более ясно высказаться против крепостного права, чем Тургенев в самом первом эссе «Охотника» Ноты.

В «Мертвых душах» с изображениями Митая и дяди Минай, Селифана и Петрушки Гоголь убежден, что господство ноздрей, собачевичей и чичиковых притупляет крепостного крестьянина. В то же время великий писатель в лирических отступлениях пел живую душу народа, не сломленную веками рабства.

На страницах «Записок охотника» появляется немало крестьян, тупых и угнетенных крепостничеством. Но уже в Хоре и Калиниче, в типичных чертах крепостных, Тургенев воплощает лирическую тему Гоголя в реальных образах самой реальной жизни.

Анти-крепостная направленность «Записок охотника» проявляется, прежде всего, в тех историях, в которых непосредственно сравниваются помещики и крестьяне. Таких историй мало, и в них главный социальный конфликт эпохи проявляется с особой силой. Это «Хор и Калинич» (крестьяне и полутыкины), «Ермолай и мельник» (Арина и Зверьков), «Малиновая вода» (Степушка и Шумихинский мастер, Влас и молодой граф), «Льгов» (Сухок и его господа), «Бурмистр» (крестьяне и Пеночкин), «Офис» (Павел и г-жа Лоснякова с ее главным клерком), «Два помещика» (бармен Вася и Стегунов), «Петр Петрович Каратаев» (Матрена и ее леди).

Другие истории строятся иначе: центральное место занимают либо крестьяне («Касиан с красивыми мечами», «Луг Бежина», «Бирюк», «Живые реликвии»), либо обычные люди из народа («Певцы») изображения помещиков даны либо на периферии, либо полностью отсутствуют, тем не менее, крепостная ситуация полностью понятна читателю, и они придают развитию действия характер какого-то другого драматического конфликта. Действительно, читатель должен представить себе условия крепостного права, чтобы полностью понять жажду справедливости, поиск праведной земли в Касьяне, тьму и суеверие мальчиков на Лугах Бежина, тяжелое положение Бирюка, трагическую судьбу Акулина в повести «Свидание» и Лукерья в повести «Живая сила», гибель талантливых людей от людей в «Певцах».

Не следует думать, что анти-крепостная ориентация «Записок охотника» проявляется только в рассказах, которые показывают их талант или разрушительное влияние крепостных помещиков на них.

В «Записках охотника» есть ряд историй, которые на первый взгляд стоят в стороне от общей идеологической направленности коллекции, в которой нет крестьян, но появляются только помещики, и автор поднимает вопросы психологического, личного Интимная жизнь героев. Таковы, например, рассказы «Районный врач», «Мой сосед Радилов», «Гамлет Щигровского района», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханов».

Но при ближайшем рассмотрении эти истории не выпадают из общего идеологического плана Записок Охотника: поставленные в них вопросы также находят свое конкретное объяснение в условиях жизни помещика той эпохи.

Только благородная крепостная среда могла породить таких людей, как уроженец разрушенной семьи помещиков-чертопанцев, в нем самым странным образом сочеталось духовное благородство, доброта и щедрость с высокомерием благородства, высокомерием и расточительностью, или таких, как Василий Васильевич («Гамлет Щигровского уезда»), также разоренный малоземельный дворянин, человек высокой культуры, оказавшийся совершенно непригодным для жизни, лишним в кругу богатых помещиков и сановников, которых он презирал, но от которого не мог оторваться от происхождения, воспитания и слабости характера.

Чтобы понять семейную драму Радилова, который после смерти должен был вернуться к атмосфере старо-благородного крепостничества, с его предрассудками в области морали, с его ложной претенциозной требовательностью в вопросах брака, его жена решила выйти замуж за сестру, и тем самым нарушила традиционную порядочность.

И даже «поздняя любовь» умирающей девушки (в рассказе «Доктор графства») показана Тургеневым на фоне крепостной жизни. Семья, к которой принадлежала героиня этой истории, и на этот раз была семья разрушенных землевладельцев: «мой отец был ученым, писателем, умершим в нищете», «они жили в небольшом доме, покрытом соломой «У них было мало общего с соседями, потому что они были маленькими, им не нужно было, и гордость запрещала знать с богатыми». Это вынужденное одиночество знатной семьи во многом объясняет тот факт, что когда героиня в последние часы своей смерти пробудила страстную жажду жизни и любви, ее выбор пал на социально чужого человека, простолюдина, районного врача.

Все это придало «Запискам охотника» яркую и последовательную идеологическую направленность, сделало рассказы Тургенева настоящим инструментом социальной и политической борьбы и в то же время скрепило все рассказы в художественное целое.

В условиях цензурного преследования намерения некоторых историй оставались невыполненными. Это, например, очерк «Землеед». Он основан на реальном факте - репрессиях крестьян против их помещиков, которые ежегодно рубят их земли. По словам одного из мемуаристов, Тургенев представил сюжет эссе, основанный на истинном происшествии, следующим образом: «Будучи студентом (как вы можете видеть, это было давно), я приехал в деревню на охоту летом. Старик со дворов соседнего имения взял меня на охоту. Однажды мы гуляли по лесу, устали, сели отдохнуть. Только я вижу, мой старик оглядывается, качает головой. Я был наконец заинтересован в этом. Я спрашиваю: «Ты что?» - «Да место, говорит, знакомое…» и рассказал он мне историю, как когда-то на самом этом месте барина убили. Барин был жестокий. Особенно донимал он дворовых: конечно, потому, что они находились с ним в более близких сношениях, чем крестьяне. Вот дворовые и сговорились вытащить его ночью из дома куда-нибудь подальше и покончить с ним. Старик мой был еще тогда мальчишкой. Он случайно подслушал разговор и в ту ночь следил за заговорщиками, - видел, как стащили барина с завязанным ртом, чтобы он не мог кричать (мальчик бежал за этой процессией сторонкой). Когда мужики пришли в лес, мальчик спрятался в кустарник и оттуда видел все. Были страшные подробности - например, повар набивал барину рот грязью (в тот день шел дождь), приговаривая, чтобы тот его кушанья испробовал».

Тургенев в детстве наблюдал за крепостным рабством в имении своей матери, присматриваясь к жизни крестьян Спасского-Луговинова и окрестных деревень. «Я родился и вырос, - писал Тургенев, - на фоне избиений и пыток. Ненависть к крепостному праву уже была во мне». Книга Тургенева также пронизана глубоким чувством этой ненависти.

Заключение

В конце работы следует отметить, что именно русский порабощенный крестьянин появился в «Записках охотника» как личность, а не только как «младший брат», и это стало настоящим художественным открытием. С самого начала «Коря и Калиныч» напоминается, что «Записки охотника» начинаются не с портретов, а с кратких характеристик крестьянских «пород»: орловской, калужской. Вместо лиц, персонажей были созданы, по сути, олицетворение определенной профессии, некоторые конкретные условия жизни. Это стало традицией в русской литературе.

Тургенев подключается к этой традиции, чтобы, однако, не продолжать, а свергнуть ее на собственной территории. Он сразу называет своего Калинича (тогда Корю) не человеком, а человеком: «Калинич был человеком».

К крестьянским героям первого наброска «Записки...» присоединяются мельник Арина («Ермолай и жена мельника»), странник Касьян с красивыми мечами, лесник Фома («Бирюк»), который смотрел на «Дерзкий фабричный парень» Яшка-Турок («Певцы»), служанка Лукерья («Живые реликвии»), ребята из «Бежинских лугов». Люди ни в коем случае не идеализированы, неотделимы от своего образа жизни с его особыми заботами и потребностями, и в то же время всегда являются уникальными и зачастую яркими личностями. У этих героев - представителей культурной России что-то национальное и человеческое.

Дело в том, что эти герои «Записок охотника» раскрываются как в «мужике», так и во всероссийском и всеобщем контексте.

Русские крестьяне по образу Тургенева оказались действительно ничем не чуждым человеку. Как и любая развитая личность, они включали - по крайней мере, национальные и вечные духовные и моральные устремления и столкновения, восходящие к основным человеческим архетипам.

Различные историко-культурные ассоциации и литературные «двойники» «заложены» Тургеневым уже во внешних формах крестьянских мальчиков с лугов Бежина - истинного шедевра «Записок». Таким образом, пять крестьянских мальчиков Бежинских лугов - это пять своеобразных типов: в той же степени, что и народно-русская, и всеобщая. Действительно, в типичном характере Тургенева его общее начало не исключает, как это было в стереотипах эссеистов-«физиологов», начало уникально особенное, но оно проявляется именно в индивидуализированном замысле. 

«Записки охотника» - это, прежде всего, книга о людях и их неестественном рабско-рабском государстве. Но ее несомненный пафос против крепостного права воплотил в себе более чем одно проявление барского произвола. Прежде всего, это происходит благодаря открытию и раскрытию крестьян как отдельных лиц, часто сложных или одаренных, но всегда уникальных. Этот официальный приказ выглядел диким и пугающим, в котором всевозможные люди владели такими полутыкинами и зверьками.   

Глубокий интерес Тургенева к русским крестьянам определяется не только гражданским возмущением. Он исходил из уважения к личности и из этой концепции, согласно которой «человек, осознающий свое бесконечное, безусловное достоинство», по словам современного тургеневского историка К.Д.Кавелина, «является необходимым условием для любого духовного развития люди».

«Реальный подвиг автора» Записки охотника «был то , что он видел и показал такой человек в условиях , когда , казалось, полностью нивелируются и растоптали однообразие нищенской жизни и положения бессильного».

Свободное и органическое единство личности Тургенева с самим собой «сочувствие человечеству и художественному самочувствию» (Тютчеву), другими словами, человеку и художнику, позволило ему создать многочисленные образы людей, которые отображаются правдиво и правдиво. поэтическая книга, чье имя «Записки охотника».