Западноевропейские факторы в истории российского дореволюционного образования

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Русская культура и русские революции. Русская революция 1917 года как фактор рождения и развития мира советского и постсоветского человека
История образования в дореволюционной России
Европейская культура на рубеже ХIХ и ХХ веков: кризис исторического оптимизма и его выражение в философии и искусстве (кризис «модерна»)
Кризис новоевропейских идей «личности», «свободы», «развития» в культуре ХХ века


Введение:

Воспитание - это процесс развития и саморазвития человека, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Образование является необходимым условием сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной способ получить образование - это обучение и самообразование.

Российское университетское образование формировалось на основе исторического опыта воспитания и образования славянских народов. Обращая внимание на этимологию термина «воспитание», необходимо выделить корень этого слова - «питать». Изначально воспитание рассматривалось как созревание члена семьи, клана, сообщества. В настоящее время образование, в частности высшее (университетское) образование, способствует развитию таких социокультурных качеств и формированию интеллектуальной элиты с ее культом книг, письменной работы, самоанализа и независимых суждений.

Современные процессы интеграции науки и образования заставляют нас по-новому осмыслить традиции университетского образования в России. Вступление в Болонский процесс (процесс сближения и гармонизации систем образования европейских стран с целью создания единого европейского пространства для высшего образования, которое официально началось 19 июня 1999 года в Болонье), предполагает понимание достижений университетского образования в нашей стране и сочетая их с международным опытом.

Формирование системы высшего образования в России происходило заимствованием западноевропейских культурных моделей. Учитывая накопленный опыт, все преимущества и недостатки для того, чтобы иметь возможность адаптироваться к уникальности страны.

В истории российского университетского образования наблюдались две альтернативные тенденции: «прогрессивная» и «регрессивная». Первый связан с высокой оценкой университетов и предоставлением им возможностей автономии, а также гарантиями определенных гражданских прав членов «университетской корпорации». Второй - с негативной оценкой деятельности вузов и, соответственно, с серьезными ограничениями их самостоятельности. Последнее привело к следующим университетским реформам, которых было несколько в течение XIX.

В истории российского университетского образования важнейшую роль сыграли не столько социальные модели мира, сколько отдельные личности: первый русский император Петр Великий, по инициативе которого было открыто много учебных заведений, в том числе Академия наук, М.В.Ломоносов первый русский ученый-натуралист мирового значения, Московский университет был основан по его инициативе в 1755 году и др.

История университетского образования не была безоблачной, демократические усилия были перепутаны эпохой преследования свободы мысли и бессмысленного преследования: усиление идеологических требований, сдерживание притока свежей информации и контактов с международным академическим сообществом и многое другое повлияло на развитие университетского образования в свое время.

В настоящее время мы наблюдаем быстрый рост числа университетов в нашей стране. И дело не в общем увеличении числа высших учебных заведений определенного типа, а в том, что называться университетом стало очень модно и престижно. Мы видим, что бывшие педагогические институты становятся педагогическими университетами, технические университеты становятся техническими университетами. Сама суть идеи университета заключается в том, что он должен давать не только специальное, но и общее образование, которое когда-то называлось университетом. «Иногда у ученых появляется узкий профессиональный дух, такой же, как у людей, занятых какой-то другой специальностью. Но, конечно, университет - это как раз то место, где можно преодолеть тенденцию людей разбиваться на замкнутые круги, в которых, благодаря их изоляции, преобладают интересы небольших магазинов. «Мы теряем преимущество того, что являемся сочетанием разных специальностей, если не пытаемся в какой-то степени поглотить дух науки, даже у тех, чья специальная отрасль знаний отличается от нашей».

Цели курсовой работы:

  1. Рассмотрим историю становления системы университетского образования в России и происхождение образования в целом.
  2. Проанализировать историю и традиции университетского образования на примере Санкт-Петербургской Академии наук.

Исходя из цели моей курсовой работы, мы выделяем следующие задачи:

  1. Прочитать литературу по теме работы.
  2. Оценить значимость личности в истории становления системы университетского образования в России.
  3. Установить график.
  4. Определить цели университетского образования.
  5. Узнать о тенденциях развития высшего образования в России.

Теоретической основой работы послужило исследование отечественных ученых по данной теме, в том числе публикаций М.Розова, П.П.Пекарского, И.Н.Емельянова, Н.Кузнецовой и других.

Образование от античности до просвещения

Воспитание, а точнее обучение, у древних славян связано с развалом племенной традиции в связи с образованием государств. В древнерусском государстве воспитание и образование носили семейный характер, а не равноправную общину. Основными слоями общества в то время были общинные фермеры, ремесленники и дворяне. Несмотря на то, что в трудовом воспитании сохранялись многие традиционные черты образа жизни и воспитания, в общинном образовании и ремесленниках преобладало наследственное обучение. Для дворянства приоритетом была потребность в обучении военным делам и общественному руководству. Особая роль в образовании и воспитании отводилась священникам, которые, помимо общего образования, преподавали религиозные знания и пиктографическое письмо. Большое внимание было уделено развитию таких качеств, как честность, трудолюбие, изобретательность. Значительную роль в воспитании сыграли ритуалы и обряды, которые ненавязчиво позволяют передавать опыт поколений и трудовые навыки.

Народная педагогика того времени в значительной степени опиралась на многочисленные природные признаки.

Значительную роль в воспитании сыграли народные сказки. Их герои часто были воплощением лучших черт русского национального характера. Характерно, что трудолюбие, патриотизм, доброта, присущие героям сказок, уроженцам простого народа (сыну Ивана Крестьянскому, Никите Кожемяку, знаменитым трем героям), часто сочетались с воспитанием.

В ранний период русской государственности (X-XII вв.) принципиально важным шагом в российской общественно-политической истории, развитии культуры и образования стало создание государства Киевская Русь. На развитие образования в тот исторический период повлияло, среди прочего, принятие христианства на Руси в 998 году, это событие определило дальнейшую судьбу русского народа и русских культур. Это событие не было результатом воли одного правителя или стечения обстоятельств, но имело солидный исторический фон. Славянские племена были связаны торговыми и культурными связями между собой и с Византией. Лингвистическое сообщество различных славянских народов получило особенно устойчивую основу с созданием письменного славянского языка и алфавита, в котором византийская культура и образование играли большую роль. Создатели славянской азбуки братья Кирилл и Мефодий учились в Магнавре во времена расцвета Византии. Старославянский, или староболгарский письменный язык был подходящим и непосредственно предназначался для «книжного обучения», столь характерного для византийской христианской культуры.

Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885), создав алфавит, открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в 863 году в Велиграде, столице княжества Моравии). И уже ученики братьев-основателей расселились по всему славянскому миру, в том числе и по Киевской Руси, где нашли могущественного и образованного покровителя в лице Ярослава Мудрого (978-1054).

Каждый народ чтит своих героев, и совершенно естественно, что Кирилл и Мефодий признаны святыми всеми славянами. Они не были знамениты подвигами оружия, не были мучениками веры, но заложили бесценные камни в фундамент храма славянских культур. Понимая знания всех времен и народов, пришедших в Византию из Древнего мира и античности, Кирилл и Мефодий протянули золотую нить «мудрости веков» в славянскую культуру. Создав язык и письменность, они позаботились о том, чтобы «дорога в храм» не заросла.

Отмечая роль христианства в развитии образования в славянских государствах, следует отметить, что если западные славяне (например, поляки) больше всего пострадали от римско-католических, западноевропейских традиций образования, то восточные славяне приняли Православный характер этих обычаев. Важную роль в особенностях славянского, в том числе древнерусского образования, сыграло использование для богослужения и литературы, а также для преподавания единого древнеславянского языка. В результате слияние славянской языковой традиции и восточного христианства произошло вполне органично, не нарушая культурной самобытности, древних корней. Но следует обратить внимание на тот факт, что, оставив свой выбор в восточном христианстве, Киевская Русь поделилась с Византией враждебной настороженностью против католицизма и западноевропейской «латинской науки».

Благодаря языковому сообществу славян, когда в X в. Болгария и ее столица Преслав были разорены Византией, болгарские книжники нашли приют в Киеве, практически готовя первое поколение образованных в России людей в России. Первые учебники «Азбука молитвы», «О писаниях» Черноризца Храбра, «Шестидневный» Джона Экзарха пришли сюда из Болгарии. С другой стороны, из византийской культуры были заимствованы «Жития святых», настолько укоренившиеся в России, что по сей день воспринимаются как чисто русские по жанру и стилю. Обладая важным воспитательным и воспитательным влиянием, они служили идеалами воспитания, особенно аскетизмом и духовной выносливостью.

Сохранение и развитие национально-культурных традиций, языка, образования и воспитания, в конце концов, оказалось единственным верным путем, защищающим национальную независимость народов и государств, которые уделяли большое внимание творчеству, будь то маленькая Армения или Грузия или огромная Россия. Теперь, когда Россию раздирают противоречия - экономические, политические, национальные, когда угроза ее распада реальна, взгляды обращаются к общему состоянию и перспективам образования.

Специфика формирования университетского образования в России

История становления высшего образования в России поучительна. Но «учения», то есть исторические уроки, как вы знаете, могут интерпретироваться по-разному, что ведет непосредственно к противоположным оценкам. История европейских университетов сложна и противоречива, и в России формирование системы университетского образования происходило по собственному сценарию. Поскольку Россия заимствовала западноевропейские, стало возможным учесть накопленный опыт, взвесить «за» и «против» и наметить оптимальный для себя путь. Вообще, политологи ХХ века очень часто писали о преимуществах «догоняющего развития». Главной задачей России было уметь адаптировать накопленный европейский опыт к уникальности исторического развития страны.

В истории университетского образования наблюдались две альтернативные тенденции: «прогрессивная» и «регрессивная». Первый связан с высокой оценкой университетов и предоставлением автономии, а также определенными гражданскими правами для членов «университетской корпорации». Второй - с негативной оценкой деятельности вузов, соответственно, с серьезными ограничениями их самостоятельности. Последнее привело к следующим университетским реформам, которых было несколько в XIX веке.

История университетов глубоко «персонализирована», это следует правильно оценить. Е.Т.Гайдар в своей книге однозначно отметил: «Опыт ХХ века, полученный после написания работ К.Маркса и Ф.Энгельса по законам истории, показал, что они не менее жесткие, чем казалось основоположникам марксизма. Выбор стратегии развития на десятилетия зависит от факторов, которые нельзя предсказать. Роль личности в истории выше, чем считали классики марксизма.

Личность всегда случайна. Выбор и реализация тех или иных социальных институтов развития российской науки и высшего образования, придавая этим институтам ту или иную организационную форму, зависели от конкретного человека. История высшего образования в России - это не безличный, логичный, «неумолимый» процесс, а ряд личных решений, предпочтений в действиях.

Формирование института русской науки было основано на решении Петра I, подписавшего Постановление о создании Санкт-Петербургской Императорской Академии наук в январе 1724 года с культурной точки зрения, в этом решении российского императора Можно увидеть попытку создания двух основных социокультурных моделей - Лондонского королевского общества и Парижской академии наук. «Протекторат» высшей власти был указан в самом названии нового учреждения, а Парижский институт продемонстрировал, как привлечь «образованных людей» для работы по контракту. Другими словами, академики поступили на «суверенную службу» и получили достаточно высокую «академическую зарплату» за свою работу. Для России XVIII в. другая версия Академии наук, по сути, просто не могла быть реализована. «Ученые», из-за отсутствия своих, были приглашены из-за границы. В 1725 году в Петербурге появилась первая «научная посадка»: 13 ученых, двое из которых были швейцарцы, один француз и десять немцев, начали работу на берегах Невы.

Мы знаем, насколько насмешливая ирония вызвала волюнтаристское решение российского самодержца основать академию - занимать самые передовые области научных исследований - в неграмотной стране, где катастрофически не хватало массовых начальных школ. В ответ на эту инициативу - не только недоразумение современников, но и резкие нападки демократической интеллигенции XIX века. Например, Д.И.Писарев неоднократно презрительно говорил о проекте академической науки, который был «привезен» и «пересажен» на русскую землю по указу императора. Он писал: «Петровский период искусственного насаждения наук в России продолжается до наших времен и, возможно, продолжится для наших детей и внуков».

Петровский сценарий развития академии предусматривал три основных направления деятельности приглашенных ученых:

  • прирост знаний;
  • обучение молодежи;
  • различные виды экспертизы.

Сочетание исследовательской и педагогической работы было необходимо для «воспроизводства персонала», для будущей смены иностранных ученых «естественными русскими», как они тогда выразились. Поэтому в проекте Петра I указывалось на необходимость создания академического университета и гимназии. Таким образом, в словаре русского народа появилось еще два новых слова, две новые практики обучения молодежи. Император объяснил свою идею следующим образом: хотя в Европе уже было принято, что для развития науки и искусства обычно используются два разных учреждения (здания) - «академия» и «университет», в России необходимо создать единое научно-образовательное учреждение. «Сегодня в России началось строительство для воскрешения искусства и науки, невозможно проследить за принятым имиджем здесь, в других государствах». Это было предпочтение русской версии. С первых шагов, таким образом, оригинальность отечественной традиции университетского образования. Именно это одновременное создание академии и университета привело к концу XX-го века. Общепризнанный чемпионат Московского университета стал оспариваться в Санкт-Петербурге.

1747 регулирования до сих пор повторяет это «академическое место» университет: «Россия пока не может быть удовлетворена с тем, что у него есть ученые , которые уже несут плоды их наука, но они всегда инструктирует молодые люди заранее в науках, и особенно что в первом случае академическое учреждение не может быть составлено иначе, как в большинстве своем иностранцы; и теперь это должно быть от естественного русского. Ради этого в Академию поступает другая часть - университет».

Финансирование академии было единым: преподаватели были академическими профессорами, а также адъютантами, клерками и переводчиками, различными техническими работниками, учениками и частично учениками гимназии, поскольку все они были взяты на «государственную кошку». Государство, однако, было не очень большим для такого большого государства: в январе 1726 года 34 человека получали зарплату Академии.

Однако Академический университет никак не мог соответствовать европейским стандартам - по своему значению он был, в современных терминах, «рабочим факультетом», который он готов был поднять по академической лестнице. Студенты были завербованы в качестве новобранцев, в любой момент их можно отозвать и отправить в другое место «суверенной службы». Ни о каких свободах, гарантиях прав, ни о какой «университетской корпорации» не могло быть и речи.

Первым серьезным учреждением, которое можно считать совместимым с западноевропейской «университетской идеей», все еще остается Императорский Московский университет, открытый в 175 году под покровительством дочери Петра Елизаветы. Проект был создан фаворитом императрицы Иваном Ивановичем Шуваловым и первым «естественным русским» академиком Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Только теперь произошла настоящая «трансплантация» социального института, что наиболее важно для России, ее культуры, гражданской идентичности. Трудно переоценить роль этих личных заслуг Шувалова и Ломоносова в истории нашего Отечества. «Университетская идея» на русской почве постепенно приобрела конкретность и видимые очертания. Специфика первого российского университета состояла, прежде всего, в том, что он был чисто светским и включал три факультета, а не четыре, как в Западной Европе: философский, медицинский и юридический. На Западе отсутствие богословского факультета вызывало недоумение - что за университет мог бы быть без такой важной специализации. И дело здесь не в атеистических взглядах основателей нового института, а в том, что подготовка православных кадров высшей квалификации была поручена Синоду. Поэтому проект Московского университета следовал существующей традиции и не вызывал отторжения в рамках господствующей идеологии. В то же время, как и в Западноевропейском университете, философский факультет являлся базовым, общеобразовательным в своей роли: чтобы учиться на юриста или врача, необходимо было получить философское образование. В университете была открыта гимназия, которая подготовила к будущей студенческой жизни. В 1760 году в Московском университете было 30 учеников и 118 учеников гимназии.

Одним из главных достоинств первого российского университета является создание атмосферы, направленной на воспитание личности, личности, индивидуальности. Весь комплекс образовательных зданий, их оформление и архитектурные решения, связанные с этим, символически подчеркивают, что высшей задачей нового учреждения является формирование интеллектуальной элиты с ее культом книг, кабинетной работы, самоанализом и независимыми суждениями.

Идея университета - действительно живительная идея европейской цивилизации. Россия успешно приняла эту идею, заимствовав просто формальный социальный институт («университет»), но соответствующую социокультурную традицию, доказав тем самым, в частности, «европейский характер» русской культуры и, в более широком смысле, ее менталитет. Однако движение по этому пути не гарантируется прошлым, а остается нашим собственным выбором, определяемым нашими решительными предпочтениями и решениями.

Университеты, Гимназии, Академия наук

По поручению императора Петра I врач-медик Л.Л.Блюментрост подготовил отчет о проекте создания Академии наук и искусств в Санкт-Петербурге. Академия также должна была создать университет и гимназию. Архив Российской академии наук содержит копию этого отчета с поправками и дополнениями, внесенными Петром I, что позволяет нам подтвердить его реальное участие в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок в европейские страны, где он наблюдал за деятельностью классических университетов.

28 января 1724 года Сенат своим указом утвердил создание Академии наук и искусств в Петербурге.

Петр I пригласил нескольких крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, 8 старшеклассников из немецких университетов были приглашены для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях. Академическая гимназия была предназначена для подготовки будущих студентов университета. Он состоял из пяти классов, в которых обучали студентов русскому, латинскому, немецкому, французскому, итальянскому и греческому языкам, основам математики, истории и географии.

27 декабря 1725 года императрица Екатерина I открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России. Академики проводили научные исследования в своих областях знаний и обучали назначенных им студентов. Профессора занимались научной работой, и каждый из них давал четыре лекции в неделю. 24 января 1726 года в Академии художеств и наук началось чтение на латыни публичных лекций для всех желающих (вход был бесплатный). Академические студенты посещали эти лекции в обязательном порядке. Профессорам академии дали право открывать частные курсы.

Становление Санкт-Петербургской Академии наук и искусств и ее учебных подразделений было сложным. После смерти императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году Академия наук потеряла свою покровительницу. Ситуация еще более усугублялась тем фактом, что царский двор вскоре переехал в Москву, за ним последовали высокопоставленные лица и выдающиеся ученые. Таким образом, Академия наук еще не стала твердо стоять на ногах из-за скудного финансирования и отъезда некоторых зарубежных ученых на родину.

Кризис также затронул академическую гимназию, где количество учеников уменьшилось. В 1729 году только 74 мальчика поступили в гимназию. Ситуация со студентами была еще хуже. Иностранные профессора читали лекции только на латыни, так как русский язык был малоизвестен. Найти молодых людей, владеющих латынью в России, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 гг. среди академических студентов было всего 38 человек.

В первые годы учебы в университете студенты не придерживались строгих сроков. Каждый штатный профессор состоял из двух студентов, которые в будущем должны были занимать кафедры. Студенты изучали различные науки, пока этого требовали их профессора-наставники. Академические студенты, помимо посещения обязательных лекций и индивидуальных занятий, должны были участвовать в работе академических собраний. Ученики университета часто проводили занятия в академической гимназии и давали частные уроки на стороне. В то время академические студенты получали хорошее образование.

В 1736 году в истории Академии наук и искусств произошло событие, имевшее важные последствия для развития российской науки и высшего образования. В начале этого года Михаил Ломоносов, один из лучших студентов славяно-греко-латинской академии, был зачислен в академический университет. Природные способности и колоссальная трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и учителем своей эпохи.

Глубокие разносторонние знания и свободное владение латинским языком отличали Ломоносова от других академических студентов. Неслучайно осенью 1736 г. М.В.Ломоносов и его друг Д.И.Виноградов были отправлены для продолжения образования в Германию.

В январе 1742 года Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 году М.В.Ломоносов стал профессором химии и был избран в Академию наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 году академик Ломоносов впервые в России начал давать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение было поддержано другими отечественными учеными и преподавателями.

В 1758 г. М.В.Ломоносов вступил в должность ректора академического университета и обнаружил, что он в упадке. Он добился увеличения финансирования университета в 1,5 раза. М.В.Ломоносов получил звание государственного советника, что упрощало обращения к любым органам власти.

4 апреля 1765 года скончался великий ученый и педагог М.В.Ломоносов. Его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшего образования. Не было достойного преемника в качестве ректора, и академический университет начал быстро исчезать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р.Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета не увенчались успехом.

К концу 18 века академический университет был закрыт.

Этап становления отечественного высшего образования был самым сложным и самым продолжительным, он охватил царствование нескольких императоров - от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и значимые события: история высшей школы России (императора Петра I), открытие Санкт-Петербургского академического университета. (Императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (Императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (Император Павел I).

Основной целью первых высших учебных заведений была подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце 18-го века Московский университет и Горный техникум серьезно конкурировали со специальными военными училищами, которые ранее считались наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских университетах позволило немотивированной молодежи изменить свой социальный статус путем получения классов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что усилило их роль как образовательных и научных центров Российской империи.

Основание Санкт-Петербургской Академии Наук

Эпоха Петра I внесла много изменений в научную и культурную жизнь России. Важнейшим событием для развития науки стала организация Академии наук. Подготовка к этому вопросу велась с первых лет царствования Петра. С этой целью были проведены переговоры с крупнейшими представителями западноевропейской науки и философии.

13 января 1724 года Петр Великий подписал «Решение об академии» в Сенате, а 20 января он получил от врача-медика Блюментроста последний проект, по-видимому, согласно указаниям Петра, об организации Академии, которая была его первый устав. На полях этого документа король внес свои дополнения и поправки, после чего он был зачитан в Сенате 22 января и одобрен Петром.

«Ранее в сегодняшней России началось строительство для возвращения к науке и искусству», - говорится в «Определении Академии», - «невозможно принять образ, принятый здесь, в других государствах? но нужно смотреть на состояние местного государства, как в отношении учителей, так и студентов, и создать такое здание, благодаря которому к настоящему времени распространилась не только слава этого государства для воспроизводства наук, но и благодаря обучению и его расположению люди продолжали приносить пользу. Таким образом, Академия ставит не только теоретические, но и практические цели - развитие и распространение полезных практических знаний. В то же время Санкт-Петербургская академия наук, в отличие от западноевропейской, должна была стать не только научным, но и образовательным учреждением. Совмещение в одном учреждении научно-образовательной функции «Определение» было мотивировано насущными потребностями страны. Для решения образовательных проблем при Академии были созданы Университет и Гимназия.

Как научно-исследовательское учреждение Академия была разделена на три класса: математический, физический и гуманитарный.

Следующие классы были включены в математический класс:

  • теоретическая математика;
  • астрономия, география и навигация;
  • два механических отделения, которым Петр придавал большое значение.

Физический класс также состоял из четырех отделов:

  • теоретическая и экспериментальная физика;
  • анатомия;
  • химия;
  • ботаника.

Гуманитарный класс был ограничен тремя отделами:

  • красноречие и древности;
  • история древнего и нового;
  • «Права покупаются с политикой и этикой».

Программа деятельности Академии не была скопирована с других Академий, но была полностью независимой, продиктованной потребностями быстро развивающейся страны. В отличие от зарубежных академий, которые в основном подводили итоги научной работы, проводимой другими учреждениями (университетами, частными офисами и лабораториями), в России научная работа велась в стенах самой Академии, в ее кабинетах, лабораториях и мастерских.

Академия была «виновна во всех декретах», открыто сообщая о вашей апробации:

  1. Верны ли эти изобретения?
  2. Сущность велика или мала?
  3. Были ли они известны раньше или нет?

Исследовательские работы проводились в географическом отделе, в библиотеке Кунсткамеры, в физическом кабинете, в астрономической обсерватории, в химической лаборатории, в анатомическом театре, в ботаническом саду. Высшим научным органом была Академическая Ассамблея или конференция. Помимо научных исследований - «дековертов» - ученые были вынуждены заниматься популяризацией науки в форме латинских «систем», то есть курсы для студентов и ежедневное чтение хотя бы одной лекции.

В первой половине XIII в. Петру Первому было выделено 24 912 рублей на содержание Академии в год. Академия должна была предоставить право выбирать президента пожизненно или заменять его один или два раза в год, а также право присваивать ученые степени. Однако эти права не были предоставлены Академии наследниками Петра, и впоследствии Ломоносов тщательно боролся за них.

Академии было поручено руководство переводческой работой, для которой был создан отдел переводов и были приглашены люди, говорящие на иностранных языках: Тарасий Постников, Иван Каргопольский, Иван Горлецкий и др. Для Академии, дом Шафирова на петербургской стороне был временно назначен.

С августа 1725 года собрания Академической конференции начали собираться. Президентом был назначен врач жизни Л.Л.Блюментрост, сын врача, приглашенного в Москву при царе Алексее.

Фактическое управление академическими делами вскоре перешло к канцелярии и ее секретарю, причудливому карьеристу Шумахеру - деспотическому человеку, не знающему научных проблем, но способному служить президентам и находить поддержку у них. Правила, разработанные под его влиянием в 1747 году, разработанные без участия ученых, лишь подтвердили их незавидное положение в зависимости от канцелярии, которую Шумахер широко использовал в ущерб академии и ее научной работе. Попытки отменить власть Шумахера обычно заканчивались его реабилитацией. Некоторые крупные ученые вернулись за границу, не в силах противостоять режиму «Шумахера» (среди них известные математики Даниил Бернулли и Леонард Эйлер). Но разные невежественные авантюристы проникли в академию, использовав при дворе временных работников. Преподаватель французского языка, детский учитель Бирона, прочитал в Академии доклад на тему «О надгробии на могиле Адама, предположительно на острове Цейлон». Некоторые ученые (Байер, позже Миллер) с одобрения суда занимались распространением клеветнических изобретений о русском народе и оскорбляли его прошлое.

Тем не менее, даже в темное время биронизма внутри Академии велась большая научная работа. Академия провела важную работу по изучению природы и производительных сил страны. Географический отдел вел географическую и картографическую работу. В 1735 году было создано Историческое собрание и Русское собрание, которое поставило перед собой цель изучения и совершенствования русского языка. Научные публикации Академии - «Комментарии» и «Новые комментарии» - приобрели всемирную известность.

В Анатомическом театре были проведены вскрытия, которые имели большое значение для успеха анатомии. Астрономические наблюдения проводились в обсерватории, которой также интересовался Петр I.

Возрождение работы Академии началось в 1940-х годах, благодаря тому, что в галактике выдающихся русских ученых, в том числе математика В.Е.Ададурова, поэта В.К.Тредиаковского, географа С.П.Крашенинникова. В те же годы великий гений русской и мировой науки XVIII века М.В.Ломоносов.

Ломоносов стал главным вдохновителем всей работы Академии наук. Он четко определил свои основные задачи на службе Родине и развитию русской и национальной культуры.

Страстный патриот Ломоносов вел беспощадную борьбу с лженауками, которые наносили ущерб развитию русской науки. Он подверг критике антипатриотическую норманнскую теорию, показав всю глупость филологических спекуляций Байера-Миллеровского.

В отличие от клеветнических измышлений «покупателей» и «мельников», Ломоносов составил «Древнерусскую историю», в которой, понимая неразрывность служения истине и служению Родине, он поставил задачу показать «благочестивых и справедливых». Читатель «праведной славы» отечества. В «Древнерусской истории» Ломоносов выделил раннюю историю восточных славян и происхождение русского государства, развил идею этнического единства славян и ценности славянской культуры.

Ломоносов придавал большое значение в развитии русской национальной культуры дальнейшему совершенствованию великого русского языка, работая над этим как филолог и поэт. Посвящая «русскую грамматику», он прославил великий русский язык, в котором он обнаружил «великолепие испанского языка, живость французского языка, силу немецкого языка, нежность итальянского языка, более того, богатство и короткость греческого языка и латинские языки в изображениях». Общественно-политическое и культурное значение этого «гимна русскому языку» было чрезвычайно велико.

В области естественных наук Ломоносов начал многогранную деятельность: он был химиком, физиком, астрономом, географом, шахтером и геологом. В его блестящих работах ярко выражены те черты, которые стали лучшими традициями прогрессивной российской науки. Замечательный экспериментатор и техник, Ломоносов также имел широкий философский подход к научным проблемам? он смело возвысил данные естествознания в гармоничную природно-философскую материалистическую систему. Материаловед Ломоносов стремился связать свои теоретические исследования с практикой: результаты лабораторных исследований в области химии стекла он спешил перевести на производство. Он неустанно повторял практические задачи наук в прозе и поэзии.

Ломоносов стремился освоить природные ресурсы севера, разработал широкие планы будущих экспедиций по освоению севера, северного перехода в Ост-Индию, который когда-то интересовал Петра I, и «Войну с океаном», признал Ломоносов выгоднее международных войн.

По глубине и точности своих исследований Ломоносов значительно опережает своих современников, как в России, так и на Западе.

Все величайшие открытия Ломоносова в области естествознания, обогатившие мировую науку XVIII века, были сделаны и в Петербурге. Атомистическая теория была заложена Ломоносовым в качестве основы для объяснения Вселенной. Это открыло новую эру в развитии физических и химических наук. Он впервые открыл «универсальный естественный закон природы» - закон сохранения материи и движения.

Ломоносов нанес сокрушительный удар по теории так называемой теплотворной способности, согласно которой состояние тепла объяснялось количеством калорийного вещества, присутствующего в телах. Ломоносов противопоставил эту «теорию» молекулярно-кинетической, действительно научной теории тепла, согласно которой причины нагрева объясняются движением мельчайших частиц - молекул. Движение мельчайших частиц заложено Ломоносовым и основой для объяснения явлений электричества и света. Величайшим открытием Ломоносова, сделанным задолго до Лавуазье, стал закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Это открытие послужило основой для изучения всех химических реакций, подняло химические знания до уровня подлинной науки. Ломоносов разработал теорию атмосферного электричества. Ломоносов предвидел, что использование электричества откроет «великую надежду на благосостояние человека». Большие заслуги Ломоносова в изучении света, фотометрии, астрофизике, научной теории науки о цвете.

Не меньшая заслуга принадлежит Ломоносову в развитии научных основ минералогии, геологии, горного дела, металлургии. С именем Ломоносова связано появление новых научных дисциплин, которые играют огромную роль в наше современное время, таких как физическая химия, физическая оптика и т.д.

В то же время он никогда не оказывался изолированным в области так называемой «чистой науки», но всегда стремился связать свои теоретические исследования с потребностями экономического развития страны. С его именем связано развитие научного приборостроения, горных технологий, металлургии, стекольного и керамического производства.

Вокруг Ломоносова объединились ведущие деятели русской науки середины 18 века. Санкт-Петербургская академия наук стала научным центром мирового значения.

Успеху развития естествознания в Академии способствовало создание для нее в свое время первоклассных научных учреждений: обсерватории, физического кабинета, химической лаборатории и т.д. Обсерватория обладала превосходными инструментами. Леонард Эйлер писал из Берлина об этом: «Мы не можем показать лучший пример здесь». В обсерватории проводилось обучение геодезистов, присланных из Московской академии: в Академии наук составлены инструкции по астрономическим наблюдениям.

Во второй половине XIII в. центром научной жизни Санкт-Петербурга является Академия наук, которая в эпоху Ломоносова сыграла главную роль в развитии национальной русской культуры, во второй половине 18 века, с появлением новых центров культурной жизни. Жизнь, не связанная с Академией, постепенно утратила ведущую роль в научной жизни страны.

Екатерина II, пытаясь показать себя преемницей дела Петра I и дорожить своей иностранной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об учреждении, которое считалось детищем Петра и имело связи с Западной Европой. 6 октября 1766 г. был издан правительственный указ, признающий «великий беспорядок и полный упадок» Санкт-Петербургской академии наук и объявляющий, что императрица везет ее в свой отдел, чтобы привести ее в процветающее состояние. Однако речь шла не о вещательных заявлениях: никаких существенных изменений в организации Академии не было, Академия не получила новый устав. Реальной мерой по расширению научной деятельности стало лишь значительное пополнение преподавательского состава.

Желая добавить блеска научному учреждению, принятому в ее личной заботе, императрица пригласила ученых из-за рубежа, среди которых были крупные представители европейской науки. Математик Л.Эйлер, который уже работал в Петербургской академии в первые годы своей деятельности, но вскоре покинул ее, занял кафедру математики, а его сын И.Эйлер получил физический факультет. Натуралисты тоже были приглашены Паллас и К.Ф.Вольф, ботаники С.Г.Гмелин, И.Гертнер, астроном Г.М.Ловиц, физик Л.Ю.Крафт, химик И.И.Жорж и некоторые другие.

Значительно увеличился ко второй половине XVIII в. кадры академиков. В первые 25 лет Петербургской академии наук в нее вошли 6 российских ученых: В.Е.Ададуров, Г.Н.Теплов, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, С.П.Крашенников, Н.И.Попов, в последующие 25 лет (до 1775 г.) - 8 человек: А.П.Протасов, С.К.Котельников, С.Я.Румовский, М.Софронов, Г.В.Козицкий, И.И.Лепехин, П.Б.Амблерс и И.И.Ислениев, а с 1776 по 1800 г. прибыли еще 10 русских ученых: М.Е.Головин, Н.Я.Озерсовский, В.Ф.Зуев, Ф.П.Моисеенков, Н.П.Соколов, А.К.Кононов, В.М.Севергин, Ю.Д.Захаров, С.Е.Гуриев, А.Ф.Севастьянов. В академии также был талантливый русский дизайнер и изобретатель И.П.Кулибин. В последней четверти XVIII в. во всех отраслях научного знания уже были российские представители.

Среди русских академиков были крупные талантливые ученые, такие как: натуралист Иван Иванович Лепехин, в честь которого названы некоторые растения, С.Я.Румовский, возглавлявший академическую обсерваторию, представитель новой для того времени специальности - минералогия - Василий Михайлович Севергин, отличался точностью наблюдений.

Деятельность российских ученых была многоплановой и во многом вывела их за пределы их специальности. Например, ученик математика Эйлера Степан Кириллович Котельников возглавлял Кунсткамеру и Библиотеку, читал публичные лекции по математике и физике, был членом Российской академии, которая готовила толковый словарь русского языка. Натуралист Николай Яковлевич Озерсовский преподавал русскую литературу, был членом Российской академии и Вольного экономического общества, а также медицинского колледжа. И.И.Лепехин возглавлял Ботанический сад Академии наук, был секретарем Российской академии наук. Многие ученые писали учебники, работали над переводами, редактировали научные публикации, работали над календарями и т.д.

Но хотя в области математических и естественных наук Санкт-Петербургская академия наук, конечно же, сохранила ведущее место в стране, развитие общественных наук, философии и литературы выходило в основном уже за пределы стен Академии и за ее пределы. прямое руководство правительством. Только в области филологии правительство попыталось при содействии Академии сохранить лидерство, хотя и не всегда успешно.

Широко развитая в эпоху Ломоносова, работа над словарем и грамматикой русского языка была продолжена во второй половине 18 века крупными деятелями русской литературы.

В XIX веке Академия наук, которая была важным центром естествознания, не могла играть ведущую роль в развитии передовых социальных наук в условиях крепостного права.

Хотя в Академии в 1841 году, помимо естественных, было образовано 2 новых отделения - кафедры русского языка и литературы, а также кафедры истории и политических наук - Академия наук тогда не была ни единой, ни самый авторитетный центр в области истории и филологических наук.

В связи с известной экспансией научных сил и сфер научных исследований в университете и других высших учебных заведениях Санкт-Петербурга значение Академии наук продолжало несколько снижаться в истории российской науки. «Высший научный класс» России далеко уже занял ту почти монопольную позицию в российской науке, которой ее устав обязывал и которая принадлежала ему в первой четверти XIX века.

Социальный подъем и успехи русской науки в 60-е годы сравнительно мало затронули Академию наук, которую тогда возглавлял один из высших дворян Николаевской монархии Д.Н.Блудов (1855 - 1864).

Академия наук почти забыла о своей обязанности готовить новую смену исследователей, но занималась просветительской деятельностью. Ее книги часто сводились к узко специализированным монографиям и бюллетеням, часто на французском и немецком языках.

Замечательные российские исследователи Тимирязев и Столетов остались за пределами Академии. На выборах в полноправные члены великие русские ученые Д.И.Менделеев и П.М.Сеченов.

В 60-70 годы, в эпоху особенно сильного роста естествознания, технологий и всей науки в России, Академия наук стала очень похожа на многие западноевропейские академии с их кастой, изоляцией и низкой эффективностью.

Неудивительно, что авторитет Академии наук в кругах передовой интеллигенции был поколеблен. Передовое общественное мнение становилось все более враждебным по отношению к Академии - в конце концов, самые выдающиеся деятели науки сияли в ней своим отсутствием. Такая академия не могла служить индикатором движения науки в стране. Салтыков-Щедрин не раз выступал с сатирическими заметками в Академии.

Первая вспышка возмущения произошла в 1880 году, когда на выборах в Академию сознательно проголосовали за Д.П.Менделеева, и в то же время был избран иностранец, который даже не знал русского языка.

В ответ последовало демонстративное избрание Менделеева почетным членом научных обществ. 14 сотрудников Московского университета выразили свое осуждение действиям Академии. Они были возмущены тем, что голос народа науки был подавлен противодействием темных сил, которые ревниво закрывали двери Академии русским талантам.

Гневная статья А.М.Бутлерова «Российская или только Императорская Академия наук в Санкт-Петербурге?», Которую великий ученый написал в ответ на циничное утверждение одного из зарубежных ученых о том, что Академия наук принадлежит не России, а царю Бутлеров, сам академик, был совершенно беспристрастным, когда дал четкую, но вполне оправданную оценку роли Академии наук в тот период. Он писал, что последствия сложившейся ситуации в Академии очевидны: интерес к делам Академии и симпатия к ней полностью исчезли в российском обществе, инициатива на научных предприятиях относительно редко принадлежит Академии и сосредоточена главным образом в различных образовательных обществах, представители российской науки часто не академики, а ученые, не принадлежащие к академии. Русские научные труды обходят издание Академии.

Борьба прогрессивных деятелей русской науки против рутины и реакции, воплощенной в «немецкой партии» в Академии, не прекращалась. Только к концу XIX-го века «немецкая партия», которая была покровительствована и посредством которой правительство осуществляло свое влияние на Академию, постепенно теряла свое значение. Однако даже тогда Академия так и не вернула себе положение центра национальной науки. По отношению ко многим естественным наукам Академия часто занимала даже подчиненное положение, но по сравнению с университетом. Академик Бутлеров, например, был больше связан с университетом, чем с академической лабораторией. Однако следует признать, что экспериментаторы также не нашли поддержки со стороны бюрократии в высших учебных заведениях. Даже в столичном университете оборудование химической лаборатории часто считалось личным делом ученого, который его возглавлял.

В академии продолжались работы по изучению фольклора и быта русского народа В.В.Стасов, Н.И.Костомаров и др. По истории Академии наук, а также по научной биографии М.В.Ломоносова работали в 80-90 годах П.П.Пекарский, П.С.Билярский, М.И.Сухомлинов.

Академия, фактически кафедра русского языка и литературы, стала важнейшим направлением в изучении древнерусской литературы и языка. Над этим работали Срезневский, В.И.Ламанский, М.И.Сухомлинов.

Эпоха Петра I внесла много изменений в научную и культурную жизнь России. Важнейшим событием для развития науки стала организация Академии наук. Подготовка к этому вопросу велась с первых лет царствования Петра. С этой целью были проведены переговоры с крупнейшими представителями западноевропейской науки и философии.

Заключение

В ходе написания курсовой работы я изучил историю становления университетского образования и просвещения в России. Я также проанализировал историю и традиции университетского образования на примере Санкт-Петербургской Академии наук. Для этого я читаю литературу по теме моей работы.

В первой главе я рассмотрел историю и особенности формирования образования в России и пришел к выводу, что на развитие образования в России влияют многие факторы, такие как семейно-классовая природа образования в древнерусском государстве традиции трудового воспитания ремесленников, роль священников, преподававших религиозные знания и пиктографическое письмо, народную педагогику, где большое значение придавалось народным знакам, сказкам и т.д. В ранний период российской государственности, принятие христианства в россии сыграли большую роль.

Учитывая специфику формирования университетского образования в России, я пришел к выводу, что в России формирование университетского образования происходило по собственному сценарию, отличному от европейского. Но в то же время российское образование во многом приняло западноевропейские традиции и имело возможность учесть полученный опыт. Важно было правильно адаптировать этот опыт к уникальности исторического развития российского государства.

Вторую главу моей работы я посвятил изучению Петербургской академии наук. Здесь я оценил важность личности в истории формирования системы университетского образования, а также установил хронологические рамки.

Из чего она пришла к выводу, что этап появления отечественного высшего образования был самым сложным и самым продолжительным, он охватил царствование нескольких императоров - от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и значимые события: история высшей школы России (императора Петра I), открытие Санкт-Петербургского академического университета. (Императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (Императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (Император Павел I).

История становления и развития образования в России была описана и изучена многими выдающимися учеными, но по сей день актуальность не оставляет этих работ. Действительно, образование, как процесс развития и саморазвития личности, еще не исчерпало всех способов его изучения. Особенно в наше время, в новых условиях жизни, его изучение поможет выявить общие закономерности развития общества, которые позволят нам понять процессы, которые происходят сейчас, в наше время. Кропотливый исследователь всегда найдет что-то новое, особенно в такой интересной теме, как история. Ибо тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего.