Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия
Недобросовестная конкуренция
Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации
Проблемы занятости и безработицы в экономике современной России


Введение:

Моя курсовая работа будет посвящена одной из важнейших экономических проблем-проблеме занятости и сокращения безработицы. В данной статье я рассмотрю текущую ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю виды, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.

Приоритетной задачей на период 2004-2007 годов, поставленной перед Правительством Российской Федерации президентом Владимиром Путиным, является борьба с бедностью. Из локальной проблемы в начале 90-х годов бедность переросла в глобальную, объективно став тормозом экономического развития. Мы больше не можем откладывать его решение. Проблема чрезвычайно сложна, многогранна и многослойна.

Важно понимать, что адресная помощь не приведет к сокращению числа бедных людей. Здесь, на мой взгляд, на первый план выходит вопрос занятости и сокращения безработицы. Гораздо важнее подталкивать тех, кто стоит на границе между бедными и средними. На Западе это называется моделью приливной волны, которую реализовал Джон Ф. Кеннеди.

Тема занятости, снижения безработицы и, как следствие, борьбы с бедностью сегодня вызывает огромный интерес во всех четырех отраслях 
власти. Меня тоже очень интересовала эта проблема. В конце концов, это моя страна, в которой я живу. 

 

Понятие занятости населения

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и производительности труда связана не менее важная проблема занятости, которая понимается как мера вовлеченности людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их трудовых потребностей, обеспечивающих рабочие места. Реализация определенной политики занятости и создание условий для рациональной занятости - это задача, которая возникает как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и средства решения этой проблемы и даже ее формулировка несколько отличаются.

Содержание понятия занятость включает как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста производительности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства с учетом социально-демографических факторов.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности занятости в различных сферах хозяйственной деятельности и служащих связующим звеном в воспроизводстве труда на всех уровнях организации общественного труда и производства.
В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости, производительная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь конкретизируют основное содержание занятости, заключающееся в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и материальными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности производства и увеличению доходов населения.

Существуют различные концепции полной и эффективной занятости. Полная занятость определяется как состояние, при котором все, кто нуждается и хочет работать, обеспечены работой, что соответствует существованию баланса между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения, экономической, как наиболее рациональное использование человеческих ресурсов и социальной, как наиболее полное соблюдение интересов работающего человека.

Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная занятость, с качественной.

Концепция занятости, сформулированная в России в период становления рыночных отношений, базируется на следующих основных принципах: 

  • Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в любой форме не допускается, за исключением случаев, специально установленных законом;
  • Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, Содействие занятости трудом, который человек способен и хочет выполнять.

Таким образом, в рамках этой концепции можно достичь полной занятости на любом уровне, если удовлетворяется спрос населения на рабочие места, при условии, что экономически целесообразно создавать и использовать рабочие места.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. Идеология всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепленная обязательством человека участвовать в общественном производстве, заменяется концепцией обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иными словами, государство должно гарантировать каждому возможность работать, а человек имеет право выбирать место и вид работы и принимать решение об участии в ней. Нет сомнения, что для рыночной экономики гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.

Новое законодательство о занятости предусматривает, что каждый гражданин страны имеет право добровольно выбирать любой вид общественно полезной деятельности, не противоречащий закону, а также свободно выбирать место и вид работы. Административное принуждение людей к труду запрещено. Добровольное не трудоустройство трудоспособных граждан в государственном хозяйстве допускается при наличии у них законных источников дохода.

Это понятие занятости гораздо ближе к канонам рыночной экономики, чем к принципам административно-государственного хозяйства. Она легализует полностью легальные, социально признанные формы труда, работу на дому, в быту, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

Во многом этот режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней условиях, на принципах равного доступа, должна быть работа неполный рабочий день, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода и гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Это понятие занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории.

Но не следует забывать, что принципы свободного рынка в формировании трудового сектора рыночной экономики тесно сочетаются с принципами государственного регулирования. Проблемы формирования нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на рабочую силу и ее предложения вынуждают государство перейти к активной политике на рынке труда.

Проблемы занятости населения

Проблема занятости - это проблема вовлеченности людей в работу и того, в какой степени их потребность в работе удовлетворяется работой. Невозможно обеспечить занятость всего трудоспособного населения. Ведь одни входят в рабочую силу, другие ее покидают, третьи увольняются или сами увольняются, а третьи находятся в поисках работы, то есть происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на определенный период времени остается без работы.

Одним из видов структурирования рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным характеристикам.

Различать: 

  • Рынок труда молодежи. Ситуация на российском молодежном рынке труда в последние годы достаточно напряженная и имеет тенденцию к ухудшению. Регистрируемая и скрытая безработица среди молодежи растет, и ее продолжительность увеличивается. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий выхода молодежи на рынок труда. Однако возможности молодых людей уже ограничены из-за их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения;
  • Рынок труда для лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Она характеризуется низкой производительностью труда, низкой экономической активностью, отсутствием или ограничением возможностей для переподготовки кадров;
  • Рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные длительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение профессиональных способностей по той же причине.

Поиск решения проблем занятости привел к формированию нестандартных форм занятости, выходящих за рамки стандартного рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование сокращает общее число безработных, ищущих работу, и в первую очередь среди слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, увеличение занятости обычно происходит без увеличения количества рабочих мест за счет разделения их между работниками и сокращения рабочего времени.

Гибкие формы занятости определяются как:

  • Занятость с различными режимами неполного рабочего дня. Работники, рабочее время которых меньше установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах, считаются не полностью занятыми;
  • Трудоустройство с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, включающее трудоустройство по краткосрочным контрактам, в том числе на случайную работу. Во многих странах этот вид занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
  • Самозанятость граждан. Это такая форма трудовой деятельности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), как правило, малым бизнесом в сфере производства или оказания услуг. Независимые работники - это те, кто работает за свой счет, организует свой труд, владеет средствами производства, отвечает за свою продукцию и продает ее самостоятельно. К этой категории работников также относятся члены семьи, которые им помогают.

Проблемы регулирования безработицы

На мой взгляд, безработица оказывает определенное негативное влияние на всех. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни и вызывает серьезные психологические травмы. Это также влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одним из главных негативных последствий безработицы является неработающее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, производимой продукции. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед, используя свой потенциал. В конечном итоге это воспринимается как снижение темпов экономического роста, отставание от роста ВНП. Нельзя сбрасывать со счетов значительные социальные и моральные последствия безработицы и ее негативное воздействие на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Его последствия выходят далеко за рамки материального благополучия. Длительное бездействие приводит к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование ведут к падению нравственности, потере самоуважения, распаду семьи. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств и психических заболеваний, а также высоким уровнем безработицы. Именно поэтому государство не должно опираться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а должно активно вмешиваться в этот процесс.
Но следует также сказать, что безработица, как и любое экономическое явление, не может рассматриваться в одностороннем порядке. Это может быть как зло, так и добро все зависит от меры явления и конкретных обстоятельств.

С экономической точки зрения, если безработица умеренная, то это резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно использовать, с психологической точки зрения, умеренная безработица повышает трудовую дисциплину,  с демографической точки зрения, умеренная безработица может помочь оптимизировать структуру занятости по полу и возрасту. Поэтому можно сделать вывод, что умеренная безработица - это благо.

Безработица, по определению Международной организации труда - это наличие в стране постоянного числа лиц старше определенного возраста, которые являются безработными, в настоящее время пригодными для работы и ищущими работу в рассматриваемый период. 

Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости населения

В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая, является одним из важнейших направлений деятельности любого государства и рассматривается как инструмент управления социально-экономическим развитием общества.

Важно подчеркнуть, что успешная реализация всех этих задач комплексно связана с решением одной очень важной социально-экономической задачи, созданием условий для обеспечения наиболее полной и эффективной занятости населения в нашей стране. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна ориентироваться на меры, способствующие созданию условий для максимально полного использования трудового потенциала и деловой активности трудоспособных граждан, противодействию обнищанию населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще теснее увязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. На практике это означает, что интересы политики занятости должны учитываться при принятии решений в области инвестиционной, налоговой, финансово-кредитной политики, реализации производственных, научно-технических и социальных программ.

При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в сфере занятости и рынка труда, прежде всего, необходимо учитывать значительный рост численности трудоспособного населения в 2002-2004 годах с 87,9 млн до 89,3 млн человек, или на 1,4 млн человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения ситуации на рынке труда в эти годы, где может усилиться конкуренция между молодыми людьми, вступающими в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в дальнейшем основной задачей остается предотвращение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже близка к критическому уровню.

В то же время на рынке труда в связи с усилением конкуренции, внедрением современного оборудования и высоких технологий, международными требованиями к качеству будет наблюдаться значительный дефицит квалифицированных рабочих, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д. это потребует значительных усилий по обеспечению необходимого качественного уровня работников, подготовке и переподготовке рабочих и специалистов, внедрению эффективных систем управления, организации и мотивации.

Для регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

  • В период массовой безработицы сокращается законодательно установленная продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
  • Рекомендует предприятиям делить рабочие места между работниками (для увеличения занятости);
  • Досрочно увольняются работники бюджетной сферы экономики, не проработавшие 2-3 года;
  • Создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.

Реализация государственной политики занятости также должна осуществляться, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:

  • О создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
  • О создание государством условий для самозанятости населения;
  • О подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • О поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это означает, что государство должно оказывать всю возможную помощь и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили сменить место жительства и переехать в районы, где не хватает рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости населения должны стать меры по организованному найму рабочей силы.

С этой целью должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие движение рабочей силы между государствами.

Я также считаю, что основные направления государственной политики на рынке труда должны включать в себя:

  • О осуществление мероприятий по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений путем проведения предзанятийных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования работодателей о потребности в кадрах, возможностях профессиональной подготовки и переподготовки с последующим трудоустройством;
  • О создание единой информационной системы о спросе и предложении рабочей силы, расширение публичного доступа к информации о вакансиях с целью сокращения времени граждан на поиск работы;
  • О оказание помощи безработной молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии или специальности и впервые выходящей на рынок труда, в направлении учреждений профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

Будущий рост занятости также зависит от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое перевооружение предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капиталовложений означает создание новых рабочих мест.

Следует отметить, что структурные изменения в российской экономике, сопровождающиеся высвобождением большого количества работников из предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетной задачей государственной политики занятости является содействие трудоустройству и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктуризация или ликвидация крупных предприятий, что приводит к массовому высвобождению работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является ежедневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые широко используются в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профайлинг позволяет использовать специальные опросы для выявления категорий безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также для реализации наиболее эффективных подходов к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости по трудоустройству становятся более эффективными, если они становятся обязательным дополнением к системе пособий по безработице.

Заключение

Проблема занятости и безработицы, тесно связанная с проблемами труда, трудовых отношений, заработной платы и производительности труда, является ключевой проблемой рыночной экономики, и без ее решения невозможно построить экономически сильную державу.

Это требует реализации мер, способствующих созданию условий для более эффективного использования трудового потенциала и предпринимательской активности трудоспособных граждан, противостоящих обнищанию населения и массовой безработице, а также разработки мер по развитию системы рабочих мест и повышению потребностей предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствованию системы оплаты труда, расширению возможностей получения населением дополнительных доходов, развитию системы социальных льгот, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, регулирование международных трудовых потоков, создание единой информационной системы по спросу и предложению рабочей силы, внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

Государство должно содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Необходимо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости, снижая уровень безработицы и, как следствие, укрепляя экономическую мощь страны.