Заказать черчение онлайн

Если у вас нету времени на черчение вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная! Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Заказать чертежи

 

ЛЕКЦИЯ 1

Графическое оформление чертежей

 

Тема: Выполнение чертежей по стандартам

 

Изучаемые вопросы:

1. Введение.

2. Стандарты ЕСКД

3.Форматы

4. Линии чертежа

 

Изучение черчения имеет большое значение для общего и политехнического образования. Черчение учит составлять чертежи изделий, зданий, сооружений одновременно развивая навык в чтении готовых чертежей, правильном и рациональном использовании чертежных принадлежностей и инструментов, а также работе от руки. Оно воспитывает способность и стремление к творчеству, конструированию, развивает графическую грамотность, внимание и наблюдательность, аккуратность и точность, самостоятельность и плановость и важнейшие элементы культуры труда, развивающие эстетический вкус.

 

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Заказать чертеж в компасе

 

Для того чтобы понять, какой путь прошел современный чертеж с момента его возникновения до наших дней, коротко рассмотрим основные этапы развития инженерной графики и стандартизации.

Графика - это способ отображения окружающей нас действительности на плоскости. Графика вмещает в себя множество способов изображения. Два основных - это рисунок и черчение.

Рисунок - это графическое изображение, выполненное от руки на глаз, которое дает нам представление только о внешнем виде предмета и не дает представления о внутреннем его устройстве и размерах.

Чертеж - это графическое изображение, выполненное при помощи специальных чертежных инструментов и принадлежностей по особым правилам построения изображений, которое дает нам полное представление о внешнем и внутреннем устройстве предмета и о его размерах.

За долго до того, как люди создали письменность, они научились рисовать окружающие их предметы. Для создания графических изображений на различных этапах развития общества использовались разнообразные материалы и инструменты. Сначала материалом служила земля, стены пещеры, камни, на которых рисунки выцарапывались.

Первоначальным прообразом чертежа следует считать разметку на земле планов зданий и сооружений, а также разметку на куске какого-либо материала (коже, доске, пергаменте и т.п.) приблизительной формы изготовляемых изделий. В документах начала XVII века впервые встречается слово чертеж. Содержанием таких чертежей являлись планы земельных участков, дорог, а несколько позднее, планы зданий и целых городов.

Чертежи сооружений и машин появляются во второй половине XVII века.

Карандаш (черный камень) стали применять в конце XVII века, а до этого чертили чернилами и тушью, гусиными перьями.

В начале XVIII века впервые появляются чертежи, выполненные по такому же методу, который применяется и в настоящее время, т.е. по методу прямоугольных проекций.

Черчение - это процесс, в результате которого можно получить различные виды изображений. По своему содержанию, назначению чертежи весьма различны. При выполнении чертежей требуются различные чертежные инструменты, приспособления и материалы. Умение владеть чертежными инструментами и приспособлениями и иметь навыки умения работать с ними при выполнении изображений - это есть техника черчения.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Заказать чертеж в автокаде

 

Курс черчения: вы будете осваивать два семестра, курс состоит из четырех разделов:

1. Выполнение чертежей по стандартам;

2. Основы начертательной геометрии и проекционное черчение;

3. Элементы строительного черчения;

4. Линейная перспектива.

В конце изучения курса проводится дифференцированный зачет. В процессе изучения курса черчения выполняются графические упражнения и обязательные графические работы, которые к зачету сшиваются в альбом. Обязательные графические работы выполняются согласно инструкциям и индивидуальным заданиям.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Контрольная работа по чертежам заказать

 

Стандарты ЕСКД

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) - комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями и предприятиями. Основное назначение стандартов ЕСКД заключается в установлении единых правил выполнения, оформления и обращения конструкторской документации.

Комплексом стандартов ЕСКД введены единые правила оформления конструкторской докумебнтации, единая терминология, четко определены такие понятия как деталь, сборочная единица, изделие, комплекс, комплект, основное производство, вспомогательное производство и т.д.. Стандартизованы основные положения нормо-контроля конструкторской документации, установлены единые правила чтения чертежей. ЕСКД постоянно совершенствуется, развивается, поэтому в ГОСТы вносятся поправки и изменения.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Помощь с чертежами онлайн

 

Форматы

Все чертежи и другие технические документы, предусмотренные стандартами на конструкторскую документацию, должны иметь размеры форматов, установленные ГОСТ2.301-68.

За основу принимается формат А0, прямоугольной формы с размерами сторон 1189мм на 841мм, площадь которого приблизительно равна одному квадратному метру.

Каждый последующий основной формат получается путем деления предыдущего пополам по большей стороне (рис1) (табл.1).

Таблица 1

Заказать черчение онлайн

Заказать черчение онлайн

Допускается применение дополнительных форматов, образуемых увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную размерам (Рис.2).

Для выполнения чертежей по геометрическому и проекционному черчению применяют только основные форматы, для машиностроительных, строительных и технической документации, кроме основных, применяют и дополнительные форматы.

Заказать черчение онлайн

Все чертежи должны быть оформлены рамками, отстоящими от линии обреза формата с левой стороны на 20мм (для подшивки), а с остальных сторон по 5мм. В правом нижнем углу вдоль длинной или короткой стороны чертежа, примыкая к линиям рамки, помещают основную надпись (штамп). На чертежах формата А4 ее располагаю только вдоль короткой стороны. Форма и размеры основной надписи определяется ГОСТ2.104-68.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

РГР по чертежам расчетно графическая работа

 

Линии чертежа

Основным элементом чертежа являются линии (ГОСТ2.303-68). Весь чертеж состоит из линий различного вида и типа. Для единообразия и удобочитаемости ГОСТом установлены начертания и основные назначения линий на чертежах.

В таблице 2 показаны различные виды линий чертежа, их толщина и назначение.

Таблица 2

Заказать черчение онлайн

Процесс выполнения чертежа состоит из двух этапов: предварительное выполнение чертежа - весь чертеж выполняется сплошными тонкими линиями и окончательное выполнение чертежа - обводка линий чертежа. При обводке предварительно выполненного чертежа надо придерживаться следующих положений:

- сплошные основные и штриховые линии проводят с таким расчетом, чтобы предварительно проведенные тонкие линии являлись как бы осевыми более толстых линий;

- при касании дуг с дугами или с прямыми линиями соприкасающиеся линии должны сливаться в одну без каких-либо утолщений;

- перед проведением окружностей надо предварительно провести центровые линии, центром окружности является точка пересечения штрихов центровых линий;

(Центровые линии должны выходить за окружность приблизительно на 5мм.

В том случае, когда диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении меньше 12мм, следует штрихпунктирные линии, применяемые в качестве центровых или осевых линий, заменять сплошными тонкими, выходящими за контур фигуры примерно на 3мм.

- окружность (или контур другой1 фигуры), проведенная сплошной, штриховой или штрихпунктирной линией, должна пересекать штрихи центровых или осевых линий.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Задачи по чертежам с решением

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

 

Изучаемые вопросы:

1. Шрифты чертежные

2. Масштаб

3. Правила нанесения размеров на чертежах

Шрифты чертежные

Шрифтом называется однородное начертание всех букв алфавита и цифр, которое придает им общий характерный облик. Чертежный шрифт должен легко читаться и быть простым в написании. На чертежах и других конструкторских документах всех отраслей промышленности и строительства применяют чертежный шрифт, который устанавливает ГОСТ 2.304 -81. ГОСТ устанавливает следующие размеры шрифта: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.Размер шрифта определяется высотой прописных букв в миллиметрах. ГОСТом установлены следующие типы шрифта: тип А с наклоном 75°; тип А без наклона; тип Б с наклоном 75°; тип Б без наклона. В учебных заведениях применяют шрифт Б с наклоном.

Для изучения конструкции букв и цифр и приобретения навыков их написания следует выполнить несколько надписей с помощью вспомогательной сетки. Сетка состоит из тонких горизонтальных и наклонных линий, проведенных под углом 75° к горизонтальной линии и выполняется карандашом 2Т. Сетка ограничивает высоту и ширину букв, промежутки между буквами и словами. При достаточном навыке выполнения надписей можно использовать упрощенную разметочную сетку, на которой проводят четыре горизонтальные линии для размеров заглавных и строчных букв и несколько наклонных линий для того, чтобы не сбиваться с заданного наклона в процессе выполнения надписи. Все надписи на чертежах выполняются от руки. Для выполнения разметочной сетки используются размеры букв, приведенные в таблице 1. Конструкции цифр и букв русского алфавита приведены на рисунке 1.

Таблица 1

Основные параметры и размеры шрифта типа Б с наклоном по ГОСТ 2.304-81

Заказать черчение онлайн

Заказать черчение онлайн

Заказать черчение онлайн

Рисунок 1

МАСШТАБ

Выполняя чертеж, не всегда можно изобразить предмет в его действительных размерах. Напимер нельзя вычертить в натуральную величину здание или машину, их изображают в уменьшенном виде. А мелкие предметы, такие, как детали часового механизма наручных механических часов, необходимо увеличить, так как их не только невозможно начертить в натуральную величину и проставить размеры, но и нельзя прочитать такой чертеж. Поэтому при выполнении чертежей пользуются масштабами. Масштаб представляет собой отношение линейных размеров изображенного на чертеже предмета к их натуральной величине. Для изображения предмета в увеличенном виде применяют масштаб увеличения, а в уменьшенном виде - масштаб уменьшения. Масштабы согласно ГОСТ 2.302-68 приведены в таблице 2.

Таблица 2

Заказать черчение онлайн

Предпочтение следует отдавать масштабу 1:1, так как по такому изображению легче судить о форме и действительных размерах предмета. В каком бы масштабе не выполнялось изображение, на чертеже проставляются действительные размеры детали. На чертеже обязательно должен указываться масштаб. Обычно он указывается в специальной графе основной надписи. Если есть необходимость указания масштаба на поле чертежа, то перед числами ставится буква М, что обозначает масштаб, например, М1:1 или М2:1.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Контрольная работа по черчению заказать

 

Правила нанесения размеров на чертежах

Правила нанесебния размеров на чертежах устанавливает ГОСТ 2.307-68. Число размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления изделия. Лишние размеры перегружают чертеж. Каждый размер на чертеже указывается один раз.

Размеры на чертежах указываются размерными числами и размерными линиями со стрелками на концах.

Размеры предпочтительно проставлять вне контура изображения. Для этого с помощью выносных линий размер выносят за пределы изображения. Выносная линия должна выходить за концы стрелок размерной линии на 1...5 мм, на учебных чертежах - на 2...3 мм.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 1

Размерная линия проводится параллельно прямолинейному отрезку, размер которого указывается. Выносные и размерные линии располагаются перпендикулярно друг другу. Допускается проведение выносной линии не под прямым углом к размерной линии, при этом выносные линии, размерная линия и измеряемый отрезок образуют параллелограмм (рис.2). Размерные и выносные линии выполняются сплошными тонкими линиями. Стрелки размерных линий упираются в выносные линии или в соответствующие контурные, центровые или осевые линии (рис.3)

Заказать черчение онлайн

Рисунок 2

Заказать черчение онлайн

Рисунок 3

Форма стрелки и примерное соотношение ее элементов показаны на рисунке 4, где s -толщина обводки линии видимого контура, от которого зависит величина элементов стрелки; h -расстояние между створками стрелки; l - длина стрелки. На учебных чертежах длину стрелки следует брать примерно (5,5 - 6 ) s, что обеспечивает форму стрелки по ГОСТ 2.307 - 68. При нанесении размеров нужно стремиться к тому, чтобы все стрелки были одинаковыми. Выполнять их следует остро заточенным карандашом ТМ или Т.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 4

Нельзя использовать в качестве размерных линий контурные, осевые и центровые линии.

Расстояние от первой размерной линии до линии контура изображенбиядолжно быть не менее 10 мм, а между параллельными размерными линиями не менее 7 мм (рис.5).

При простановке большого числа размеров необходимо избегать пересечения размерных линий с выносными линиями. Для этого следует соблюдать порядок простановки размеров: сначала, ближе к контуру, размеры мелких элементов чертежа, затем крупных. Завершают простановку размеров габаритные размеры: длина, высота, ширина детали.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 5

Нельзя проводить размерную линию так, чтобы концы стрелок упирались в точки пересечения линий контура, осевых или центровых линий. От этих точек нужно провести выносные линии.

Если длина размерной линии недостаточна для размещения стрелок, то размерную линию продолжают за выносные или контурные линии и стрелки наносят снаружи от этих линий обращенными остриями друг к другу (рис.5).

При недостатке места для стрелок на размерных линиях, расположенных цепочкой, их можно заменить точками или засечками (рис.6). Засечки проводят под углом 45° к размерной линии, длиной 3 мм.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 6

Допускается размерную линию проводить с обрывом при указании размера диаметра окружности, при этом размерная линия обрывается за центом окружности. Если на чертеже симметричного предмета элементы изображены только до оси симметрии или с обрывом, то размерные линии, относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом и обрыв размерной линии делают дальше оси или линии обрыва (рис.7).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 7

Размерные числа ставят над размерной линией на расстоянии 1...1,5 мм, параллельно ей, и по возможности ближе к ее середине стандартным шрифтом. На учебных чертежах высота размерных чисел равна 3,5 мм. Размерные числа не зависят от масштаба, в котором выполнен чертеж, они всегда соответствуют действительным размерам изображенного предмета.

Линейные размеры на чертеже указываются в миллиметрах без указания единицы измерения при размерном числе.

Не допускается разрывать линию контура для нанесения размерных чисел и наносить их в местах пересечения размерных, осевых и центровых линий. Если размерные числа попадают на осевые линии, центровые или линии штриховки, то эти линии прерывают (рис.8).
Если размерная линия вертикальная, то размерное число пишут слева от нее (рис.10).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 8

При нанесении нескольких параллельных размерных линий размерные числа над ними располагаются в шахматном порядке (рис.9).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 9

Если размерная линия вертикальная, то размерное число пишут слева от нее (рис.10).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 10

Если для размерного числа недостаточно места, то размер следует наносить как показано на рисунке 11.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 11

Размеры, относящиеся к одному и тому же конструктивному элементу, следует группировать в одном места, располагая их на том изображении, где более полно показан этот элемент (рис.12).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 12

Не допускается наносить на чертеже размеры в виде замкнутой цепи. На одном участке этой цепи размер не проставляют, так как он получится в процессе изготовления детали (рис.13). исключение составляют строительные чертежи или чертежи, на которых один из размеров дается как справочный. Справочным размером называют размер, не подлежащий выполнению по данному чертежу. Он указывается только для удобства пользования чертежом. Справочные размеры на чертежах отмечаются знаком «*»

Заказать черчение онлайн

Рисунок 13

Нанесение размеров радиусов показано на рисунке 14. Перед размерным числом ставится прописная буква R.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 14

Знак радиуса и размерное число выполняются шрифтом одного размера. Размерная линия проводится через центр или в направлении центра дуги окружности. Стрелка на такой размерной лин7ии выполняется только на конце, упирающемся в линию дуги (рис.14).

Если из одного центра проводится несколько размерных линий радиусов дуг, то нужно следить за тем, чтобы две размерные линии не располагались на одной прямой (рис15).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 15

Нанесение размеров диаметров показано на рисунке 16. Перед размерным числом ставится знак Заказать черчение онлайн Высота знака равна размеру шрифта размерного числа. Угол наклона штриха знака примерно 60.70°. Диаметр окружности знака берется несколько меньше высоты цифры размерного числа. В случае нанесения размера диаметра внутри окружности размерную линию следует проводить под углом 30.45° к центровым линиям.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 16

Если для написания размерного числа внутри окружности недостаточно места, то размеры наносят, как показано на рисунке 17.Если недостаточно места и для стрелок, то размеры окружности следует наносить, как показано на рисунке 18.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 17

Заказать черчение онлайн

Рисунок 18

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Оформление чертежей жилых зданий

 

ЛЕКЦИЯ 3

Основы начертательной геометрии и проекционное черчение

Тема: Общие сведения о видах проекций

 

Изучаемые вопросы:

1. Виды проекций. Прямоугольное проецирование.

2. Проекции точки. Координаты точки.

 

Виды проекций. прямоугольное проецирование

Начертательная геометрия возникла впервые во Франции и творцом ее является один из выдающихся ученых французский геометр и инженер Гаспар Монж (1746 - 1818).

Начертательная геометрия есть один из разделов геометрии, в нем геометрические фигуры изучаются посредством их изображений - чертежей.

Элементы начертательной геометрии являются теоретической основой черчения, так как это наука о методах изображения геометрических фигур на плоскости.

Начертательная геометрия изучает способы построения изображений пространственных фигур на плоскости и решения пространственных задач на чертеже. Проекционное черчение рассматривает практические вопросы построения чертежей и решает задачи способами, рассмотренными в начертательной геометрии, сначала на чертежах геометрических тел, а затем на чертежах моделей и технических деталей.

Фоорму любого предмета можно рассматривать как сочетание отдельных простейших геометрических тел. А для изображения геометрических тел нужно уметь изображать их отдельные элементы: вершины (точки), ребра (прямые), грани (плоскости). В основе построения изображений лежит способ проецирования. Получить изображение какого-либо предмета - значит спроецировать его на плоскость чертежа, т.е. спроецировать отдельные ег8о элементы. Поскольку простейшим элементом любой фигуры является точка, изучение проецирования начинают с проецирования точки. Для получения изображения точки А на плоскости Р (рис.1) через точку проводят проецирующий луч до пересечения с плоскостью. Точка пересечения луча с плоскостью и будет проекцией точка на плоскость.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 1

Такой процесс получения изображения называют проецированием. Плоскость Р является плоскостью проекций.

Принцип проецирования легко понять на примере получения тени предмета на стене или листе бумаги. На рисунке 2 изображена тень карандаша, освещенного лампой, а на рисунке 3 -тень карандаша, освещенного солнечным светом. Если представить световые лучи прямыми линиями, то есть проецирующими лучами, а тень - проекцией (изображением) предмета на плоскости, то легко представить себе механизм проецирования.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 2 Рисунок 3

В зависимости от взаимного расположения проецирующих лучей проецирование делят на центральное и параллельное.

Центральное проецирование получение проекций с помощью проецирующих лучей, проходящих через одну точку, которую называют центром проецирования (рис.4).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 4

Изображения, получаемые способом центрального проецирования, подобны изображениям на сетчатке человеческого глаза. Они наглядны, понятны, так как показывают предметы такими, какими мы из видим. Но искажение размеров и сложность построения не позволяют использовать этот способ для выполнения чертежей. Центральные проекции широко применяют лишь там, где нужна наглядность в изображениях. Например, в архитектурно-строительных чертежах при изображении перспектив зданий, улиц площадей. Этот способ проецирования мы будем изучать во втором семестре в разделе Линейная перспектива.

Если цент проецирования удалить в бесконечность, то проецирующие лучи станут параллельными друг другу (рис.5).

В зависимости от направления проецирующих лучей по отношению к плоскости проекций параллельные проекции делят на косоугольные и прямоугольные.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 5

При косоугольном проецировании угол наклона проецирующих лучей к плоскости проекций не равен 90° (рис.6).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 6

При прямоугольном проецировании проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекций (рис.7).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 7

При заданном направлении проецирующих лучей на плоскости проекций всегда получается лишь одна проекция точки, но судить о положении точки в пространстве по одной ее проекции невозможно, так как на одном и том же проецирующем луче точка может занимать различные положения, находясь выше или ниже заданной точки А, и какое положение точки в пространстве соответствует изображению (проекции) а, определить невозможно (рис.8).

Для того чтобы по изображению точки можно было определить ее положение в пространстве, необходимо как минимум иметь две проекции этой точки.

Наиболее простым и удобным является проецирование на взаимно перпендикулярные плоскости проекций с помощью проецирующих лучей, перпендикулярных плоскостям проекций.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 8

Такое проецирование называется ортогональным проецированием, а полученные изображения - ортогональными проекциями.

Рассмотрим основные принципы прямоугольного проецирования и способ получения ортогонального чертежа в системе трех плоскостей. На рисунке 9, а показано расположение трех плоскостей проекций, с помощью которых получают ортогональный чертеж. Плоскости располагаются под углом 90° друг к другу.

Плоскость Н (П1) - горизонтальная плоскость проекций, плоскость V(П2) - фронтальная плоскость проекций, плоскость W(П3) - профильная плоскость проекций.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 9

Линии пересечения плоскостей проекций называются осями проекций, или осями координат и обозначаются Ox, Oy, Oz. Точка пересечения всех осей координат является началом координат.

Помещая изображаемый предмет в определенное положение относительно плоскостей проекций, мы фиксируем его положение относительно этих плоскостей, что дает возможность получить взаимосвязанные изображения данного предмета, по которым легко представить его положение в пространстве, его форму. Каждое изображение (проекция) предмета на плоскость отображает то, что мы видим при взгляде на предмет в определенном направлении. Чтобы получить представление о форме предмета, обычно недостаточно рассмотреть предмет с какой-то одной стороны. Проецируя предмет в системе трех плоскостей проекций, его рассматривают с тех сторон, в направлениях, перпендикулярных трем плоскостям проекций.

Получив проекции предмета на трех плоскостях проекций, плоскости координатного угла развертывают в одну плоскость, как показано на рисунке 9, б. При этом плоскости Н и W условно разрезают по оси Oy, Плоскость Н поворачивают вокруг оси Ox, а плоскость W - вокруг оси Oz, получают одну общую плоскость - плоскость чертежа. Совмещенные плоскости проекций разделяются взаимно перпендикулярными осями, которые определяю на чертеже рабочее поле для построения проекций предмета. Каждая плоскость проекций имеет два измерения по взаимно перпендикулярным направлениям. Для горизонтальной плоскости это оси Ox и Oy, для фронтальной плоскости это оси Ox и Oz, для профильной плоскости это оси Oy и Oz. Изображения, полученные в такой системе координатных плоскостей называют эпюром или ортогональным чертежом или комплексным чертежом.

Проекции точки. координаты точки

Для получения проекции точки на плоскость проводят проецирующий луч до пересечения с плоскостью проекций, отсюда проекция точки есть точка. Для получения проекций точки на трех взаимно перпендикулярных плоскостях, необходимо провести из заданной точки проецирующие лучи перпендикулярно к каждой из плоскостей проекций (рис.10).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 10

Точки пересечения проецирующих лучей с плоскостями проекций являются проекциями точки (горизонтальной фронтальной и профильной). Расположение точки в пространстве определяется тремя координатами (X, Y, Z). Расстояние от заданной точки до горизонтальной плоскости проекций называется высотой точки (координата Z заданной точки), расстояние от заданной точки до фронтальной плоскости проекций называется глубиной точки (координата Y заданной точки), расстояние от заданной точки до профильной плоскости проекций называется широтой точки (координата X заданной точки).

На рисунке 10 изображена спроецированная точка А н плоскости проекций в пространстве трехгранного угла. Требуется перейти от наглядного изображения проекций точки к изображению точки А на тех же плоскостях на плоском комплексном чертеже (рис.11). На комплексном чертеже прямые, которые соединяют (связывают) две проекции одной и той же точки, называются линиями проекционной связи, они всегда перпендикулярны к осям координат. Две проекции одной и той же точки всегда располагаются на одной линии проекционной связи, перпендикулярной к оси координат.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 11

Для представления положения точки в пространстве достаточно двух ее проекций. По эти двум проекциям можно построить третью проекцию точки. На рисунке 12 показаны различные способы построения профильной проекций точки по ее горизонтальной и фронтальной проекциям.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 12

Положение точки относительно плоскости проекций определяется соответствующей координатой. На рисунке 13 координата Yточки А определяется отрезком аах- расстояние от точки А до фронтальной плоскости проекций. Координата Z точки А определяется отрезком аха1 -расстояние от точки А до горизонтальной плоскости проекций.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 13

Если одна из координат точки равна нулю, то точка расположена на плоскости проекций. На рисунке 13 координата Z точки В равен нуль, следовательно, расстояние от точки В до горизонтальной плоскости проекций равно нулю и сама точка расположена на горизонтальной плоскости проекций. На этом же рисунка координата Y точки С равен нуля - точка С расположена на фронтальной плоскости проекций. Следовательно, ели точка расположена на плоскости проекций, то одна из проекций, этой точки лежит на оси проекций.

На рисунке 13 точка D имеет две координаты Z и Y равные нулю, следовательно точка D находится на оси проекций Ox и две ее проекции совпадают.

ЛЕКЦИЯ 3

Элементы строительного черчения

Тема: Элементы строительного черчения

 

Изучаемые вопросы:

1. Общие сведения о строительных чертежах

2. Маркировка, выноски и надписи на строительных чертежах

3. Чертежи планов и фасадов зданий

Общие сведения о строительных чертежах

Строительными чертежами называются чертежи, на которых изображены различные строительные объекты - здания, мосты, дороги, тоннели и т.п. В зависимости от вида изображенного объекта строительные чертежи подразделяются на архитектурно-строительные, инженерно-строительные, топографические.

К архитектурно-строительным чертежам относятся чертежи производственных , общественных и жилых зданий.

К инженерно-строительным чертежам относятся чертежи различных сооружений (мостов, шоссейных м железных дорог, тоннелей) и строительных конструкций из различных материалов

К топографическим чертежам относятся чертежи рельефа местности и ситуации (насаждения, водоемов, расположения дорог, строений и т,п.).

В зависимости от вида изображаемого объекта и его размеров, от применяемых для строительства материалов, стадии проектирования и назначения чертежа находятся:

- состав и оформление строительных чертежей, -условные обозначения и изображения,

- применяемые масштабы.

В зависимости от назначения строительные чертежи делятся на рабочие строительные чертежи, по которым производят строительно-монтажные работы, и рабочие чертежи строительных изделий, которые направляются на предприятия строительной индустрии, где по ним изготовляют элементы конструкций зданий и сооружений.

Чертежи, по которым производят строительно-монтажные работы, группируют в основные комплекты рабочих чертежей. Каждому комплекту присваивают самостоятельное условное обозначение - марку Например, архитектурным решениям - АР, интерьерным - АИ, санитарно-техническим - СТ, чертежам железобетонных конструкций - КЖ.

Основной комплект рабочих чертежей какой-либо марки может быть разделен на несколько частей с учетом очередности строительства или по различным участкам здания. В таких случаях им присваивают кроме марки порядковый номер ( арабскими цифрами), например, АР1, АР2 и т.п.

В зависимости от стадии проектирования находится содержание и оформление строительных чертежей. Проектирование может осуществляться в одну или две стадии.

Проектирование осуществляется в одну стадию для объектов, не представляющих технической сложности, или объектов, строительство которых будет вестись по типовым проектам.

Сложные и крупные объекты проектируют в две стадии: сначала разрабатывают проект со сводным расчетом стоимости, а потом после утверждения этого проекта разрабатывают рабочую документацию со сметами.

Выполнение строительных чертежей осуществляется в соответствии со следующими стандартами:

ЕСКД (Единая система конструкторской документации),

СПДС (Система проектной документации для строительства),

СНиП (Строительные нормы и правила).

Строительные чертежи выполняются на форматах, размеры которых установлены ГОСТ 2.301-68. Масштабы этих чертежей определяет ГОСТ 2.302-68.

Надписи и размерные числа на строительных чертежах выполняют в соответствии с ГОСТ 2.304-81, но возможно применение узкого строительного шрифта. Изображения на строительных чертежах выполняют линиями согласно ГОСТ 2.303-68. Сплошной толстой линией обводят видимые контуры зданий и различных сооружений и на разрезах изображают контуры, попавшие в плоскость разреза.

Тонкой сплошной линией обводят видимые контуры зданий и сооружений, видимые контуры элементов конструкций, расположенные за условной плоскостью разреза. Этой же линией обводят пограничные детали (обстановку). Остальные типы линий применяют по назначению, определенному стандартом.

В строительстве применяют разнообразные материалы, которые на строительных чертежах в разрезах заштриховывают согласно ГОСТ 2.306-68. Большие площади сечений заштриховывают не полностью, а только у контурной линии.

Основные правила нанесения размеров на строительных чертежах устанавливает ГОСТ 2.307-68 и СПДС. Как правило, размеры проставляют в миллиметрах, без указания единиц измерения. В случае, когда появляется необходимость указывать размеры в других единицах измерения, то около такого размерного числа ставят обозначение единицы измерения.

Выносную линию проводят тонкой линией как продолжениеб контура изображения. На строительных чертежах размерную линию ограничивают не стрелкой, а засечками. В этом случае размерную линию продолжают за крайнюю выносную линию на 1...3 мм. Засечки проводят под углом 45° к размерной линии

Маркировка, выноски и надписи на строительных чертежах

Строительные чертежи очень разнообразны. Чтобы было легче в них ориентироваться, выработана система координации, маркировки и обозначения строительных чертежей, конструктивных элементов, строительных изделий и узлов. Существуют правила нанесения на чертежах выносок, пояснительных надписей, указания позиций и ссылок на другие чертежи. Для маркировки применяют арабские и римские цифры и буквы русского алфавита (кроме букв з,й,о,ц,ч,щ,ы,ъ,ь)

Каждый чертеж имеет свое наименование: фасад, план, разрез, ферма, колонна и т.п. На чертеже, имеющем одно изображение, наименование этого изображения указывают в основной надписи. Если на чертеже дано несколько изображений, то над каждым изображением пишут его наименование, не подчеркивая линией. Изображение разрезов нумеруют так: «Разрез 1 - 1», Разрез 2 - 2» и т.д.

Иногда наименование изображений «привязывают» к координационным осям или высотным отметкам «Фасад 1 - 12» или «План на отм.0,000» и др. На чертежах фасадов, разрезов, планов и их фрагментах координационные оси наносят штрихпунктирной линией. Марки осей располагают к кружках диаметром от 6 до 12 мм. Диаметр берется в зависимости от масштаба чертежа. Если масштаб чертежа 1 : 400 и мельче, то диаметр окружности рамен 6 мм, а при масштабе 1 : 100 - 10 мм, при более крупном масштабе - 12мм. Обозначение осей (маркировку) выполняют арабскими цифрами и прописными буквами русского алфавита. По стороне здания, имеющей большое число координационных осей, оси маркируются цифрами. Маркируют оси или слева направо, или снизу вверх (рис.1). Для маркировки осей размер шрифта берут на номер или два больше, чем высота цифр размерных чисел. На симметричных планах зданий марки осей располагают по нижней и левой его сторонам. Если план несимметричный, то в местах расхождения координатных осей наносят дополнительную маркировку по правой и верхней сторонам (рис.2).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 1

Заказать черчение онлайн

Рисунок 2

Чертежи планов и фасадов зданий

Чертежи планов, фасадов и разрезов зданий являются основными документами, по которым осуществляется строительство.

Фасадом называют чертеж внешнего вида здания или сооружения с любой его вертикально расположенной стороной. Вид на здание со стороны улицы по длинной его стороне называют главным или парадным фасадом (рис.3 и 5). По отношению к главному фасаду виды на здание с левой или правой стороны называют торцовыми или боковыми фасадами (рис.4). Вид на длинную сторону здания со стороны двора (вид сзади) называют дворовым фасадом. Выполняя надпись над изображением фасада указывают крайне левую и правую координационные оси. По чертежам фасадов модно судить о внешнем виде здания, о расположении окон, дверей, балконов и других внешних частей здания и его архитектурных элементов.

Видимые контуры на чертежах фасадов обводят сплошными тонкими линиями: контуры здания и проемов - линиями толщиной 0.4 - 0,6 мм, контуры оконных и дверных переплетов, членения стен на блоки или панели и различные архитектурные элементы обводят линиями в два раза тоньше; линия контура земли обводится толщиной 1 - 1,5 мм и выходит за пределы фасада на 20 - 30 мм.

Размеры на фасадах обычно не наносятся; за пределами изображения (справа или слева от него) чертят выносные горизонтальные линии и надписывают высотные отметки уровня земли, цоколя, низа и верха проемов, карниза, балконов и других элементов здания.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 3 Главный фасад здания

Заказать черчение онлайн

Рисунок 4 Боковой фасад здания

Заказать черчение онлайн

Рисунок 5 Оформление фасада здания

В строительном черчении чертежи под названием «План» могут иметь различное содержание и оформление. Это могут быть: генеральные планы, планы этажей, планы межэтажных и чердачных перекрытий, крыш, стропил, планы фундаментов, планы размещения технологического оборудования и т.д. остановимся подробно на планах этажей.

План этажа - это изображение условного разреза, выполненного горизонтальной плоскостью на расстоянии примерно 1 м от уровня пола. Расположенные на этом уровне оконные и дверные проемы должны попасть в разрез.

По изображению планов узнают данные о форме и размерах здания, взаимном расположении помещений каждого этажа, размерах и расположении отдельных конструктивных элементов ( наружных и внутренних стенах, перегородках, лестницах, дверных и оконных проемов, колоннах и т.п.). на планах этажей показывают расположение технологического оборудования. Контуры оборудования и мебели обводят тонкими сплошными линиями. Конструктивные элементы и оборудование зданий изображаются на планах условными обозначениями, установленными ГОСТ 11691 -65 и ГОСТ 11628 - 65. Некоторые из этих обозначений приведены в таблице 1.

В случае применения обозначений, не предусмотренных стандартами, эти обозначения должны сопровождаться пояснениями.

При выполнении и чте6нии планов зданий, ознакомлении с условными обозначениями и их использовании следует обратить внимание на некоторые особенности графики строительных чертежей.

Стены, попавшие в разрез, обычно не заштриховываются. Контуры наружных и капитальных внутренних стен и колонн, лежащих в секущих плоскостях, чертят сплошной основной толстой линией, а контуры межкомнатных перегородок, дверей и окон - сплошной тонкой линией.

В пределах каждого помещения на плане подписывают его назначение. Если надписи разместить трудно, то на плане указывают в кружке (диаметром 5 - 7 мм) номера помещений, а на чертеже выполняется экспликация помещений - таблица с порядковым номером и наименованием помещения.

Планам дают названия: «План 1-го этажа», «План 3-го этажа», «План на отметке ±0,000» и т.п. Если планы этажей аналогичны, то план вычерчивают один раз и называют «План типового этажа».

Планы этажей общественных и жилых зданий обычно вычерчивают в масштабе 1:50 или 1:100, а промышленных зданий - в масштабе 1:200 или 1:400.

Таблица 1

Заказать черчение онлайн

Заказать черчение онлайн

Вычерчивание плана здания начинают с проведения разбивочных (координационных) осей стен и колонн. Расстояние между соседними разбивочными осями называют шагом, который в зависимости от направления может быть продольным и поперечным. Расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении длины основной несущей конструкции называется пролетом.

Разбивочные оси, расположенные вдоль здания, обозначаются на планах снизу вверх буквами русского алфавита, а оси, расположенные поперек здания, - слева направо арабскими цифрами.

После нанесения разбивочных осей чертят контуры стен, колонн, затем размечают и чертят оконные и дверные проемы, перегородки, лестницы, санитарно-техническое и другое оборудование.

Размеры на планах зданий проставляют цепочками. Которые в отличие от машиностроительных чертежей должны быть замкнутыми.

На планах этажей по наружному периметру стен размеры рекомендуется наносить, начиная от стены, в таком порядке:

- размеры простенков и проемов (оконных и дверных);

- расстояния между разбивочными осями;

- расстояние между крайними осями стен.

Пример плана этажа приведен на рисунке 6.

На строительных чертежах разрезом называют изображение здания, условно разрезанного вертикальной плоскостью. Разрез выполняют, как правило, в том месте здания, где есть окна , двери, лестничные клетки, шахты лифтов и др. По назначению разрезы делят на архитектурные (для показа внутреннего вида помещений) и конструктивные (для показа конструкции здания). В зависимости от расположения секущей плоскости разрезы делят на продольные (секущая плоскость проходит вдоль здания) и поперечные ( секущая плоскость проходит поперек здания). На разрезах наносят размеры расстояний между разбивочными осями, высоты помещений, толщины перекрытий, высоты оконных и дверных проемов, а также ставят высотные отметки уровня земли, чистого пола этажей, оконных проемов, карниза и конька крыши (рис.7).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 6 План этажа здания

Заказать черчение онлайн

Рисунок 7 Разрез здания

 

ЛЕКЦИЯ 5

Линейная перспектива

Тема: Центральное проецирование. Линейная перспектива точки и прямой линии

 

Изучаемые вопросы:

1. Основные понятия

2. Аппарат линейной перспективы

3. Перспектива точки

4. Перспектива прямой линии

5. Выбор точки зрения

6. Перспективные масштабы

 

Основные понятия

Перспективой называется изображение предметов построенное методом центрального проецирования с учетом закономерностей и особенностей зрительного восприятия человеком окружающего пространства.

Перспективное изображение сооружения можно получить если перед сооружением поставить прозрачную плоскость (стекло) и по стеклу обвести краской видимые контуры сооружения. Изображение на стекле и будет перспективным.

Название «перспектива» от латинского слова perspisere, что в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».

Различают геометрическую, воздушную, аналитическую и другие виды перспектив.

К геометрической перспективе относятся:

- линейная перспектива - изображение на плоскости;

- панорамная перспектива - изображение на внутренней поверхности цилиндра;

- купольная перспектива - изображение на внутренней поверхности сферы (шара).

Линейная перспектива изучает способы построения перспективных изображений линий контура предметов на плоскости. При этом плоскость проекций чаще выбирают вертикальной (рис.1).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 1

Аппарат линейной перспективы

Для построения перспективного изображения пользуются аппаратом центрального проецирования - системой плоскостей, линий и точек (рис.2).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 2

Основными элементами аппарата проецирования являются:

- предметная плоскость П, на которой расположен изображаемый предмет;

- картинная плоскость (картина) К, вертикальная плоскость , которая расположена между наблюдателем и объектом изображения перпендикулярно к предметной плоскости;

- точка S - точка зрения, она определяет положение глаза наблюдателя относительно картины и предметной плоскости;

- точка S1 - точка стояния (основание точки зрения) - основание перпендикуляра, опущенного из точки S на плоскость П;

- длинна перпендикуляра S S1 - высота точки зрения;

- точка Р - главная точка картины, которая является прямоугольной проекцией точки зрения на картинную плоскость;

- зрительное расстояние - длинна перпендикуляра SP ( расстояние от наблюдателя до картины);

- точки D1 и D2 - дистанционные точки, которые показывают зрительное расстояние Р D1=P D2= SP);

- линия КК! - основание картины (линия пересечения предметной плоскости и картинной плоскости;

- плоскость горизонта Заказать черчение онлайн - плоскость проведенная через точку S параллельно предметной плоскости;

- нейтральная плоскость - плоскость которая проходит через точку S параллельно картинной плоскости;

- картинная и нейтральная плоскости разделяют все пространство на три части: предметное - за предметной плоскостью, нейтральное - между картиной и нейтральной плоскостью и мнимое - за наблюдателем;

- линия hh1 - линия горизонта, которая является линией пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью и проходит через главную точку картины Р параллельно основанию картины.

Перспектива точки

Перспективой точки (центральной проекцией точки на картинную плоскость) называют точку пересечения с картинной плоскостью проекционного луча направленного из центра проекций к точке. Однако эта проекция не определяет положение точки в пространстве, так как все точки, которые лежат на проекционном луче, спроецируются в одну точку. Потому кроме перспективы заданной точки, необходимо построить на картине еще и перспективу ее горизонтальной проекции - основания.

Чем ближе точка к плоскости, тем перспектива ее основания больше отдалена от линии горизонта. Перспектива основания точки, находящейся в бесконечности за картинной плоскостью, будет находиться на линии горизонта.

Положение точки в пространстве проекционного аппарата определяется на картине расположением перспективы точки и перспективы ее основания.

Пусть в предметном пространстве задана произвольная точка В1 и ее ортогональная проекция b1 на предметную плоскость (рис.3,а). Построим перспективу точки В1. Проведем из точки зрения S луч в точку В1, тоесть SВ1. Построим проекцию sb прямой SB1. Поместим прямые SB1 и sb1 в горизонтально-проецирующую плоскость Q. Эта плоскость пересекается с картинной плоскостью по прямой О2Т, которая расположена перпендикулярно основанию картины ОО1. Перспектива точки В1 и ее основания b1 лежат на прямой О2Т (рис. 3,6).

Если точка В1 лежит на предметной плоскости Н , то ее ортогональная проекция b1 совпадает с самой точкой В1 (Рис.4). На картине перспектива точки В1 совпадает с ее основанием тоесть В = b.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 3

Заказать черчение онлайн

Рисунок 4

Перспектива прямой линии

Перспективу прямой линии можно строить если представить плоскость, которая состоит из прямых, выходящих из точки зрения S к каждой точке заданной прямой. Линия пересечения этой плоскости с картиной есть прямая. Тоесть, перспектива прямой на картине есть прямая. Для получения перспективы прямой достаточно построить перспективу двух ее точек.

Предположим, что в пространстве находится некоторая прямая M1N1, которая расположена параллельно картине и предметной плоскости (рия. 5, а). Для построение перспективы прямой M1N1, возьмем на ней две произвольные точки А1 и В1 и найдем их ортогональные (горизонтальные) проекции a1, b1 (ортогональные проекции точек на предметную плоскость Н называются основаниями этих точек). Перспективу точек А1 и В1 определяем с помощью плоскостей SA1sa1 та SB1sb1, линии пересечения которых с картинной плоскостью являются прямые О3Т и О2Т перпендикулярные основанию картины ОО1. Перспективы точек А1 и В1 находятся на пересечении прямых SA1 и SB1 с прямыми О3Т и О2Т. Соединив прямой точки А,В и a,b, получим перспективу прямой А1 В1 и ее проекции a1 b1. Полеченная перспектива отрезка А1 В1 на картине уменьшилась и расположилась параллельно основанию картины (рис.6, б).

Заказать черчение онлайн

Рисунок 5

Рассмотрим построение перспективы прямой, идущей в бесконечность. Если в предметной плоскости взять некоторую прямую и продолжить ее в бесконечно далеко от наблюдателя, то перспектива бесконечно удаленной точки заданной прямой называется граничной точкой прямой. Для получения перспективы граничной точки прямой возьмем на прямой MN, лежащей в предметной плоскости Н (рис.6) две произвольные точки 11 и 21 и построим их перспективу. Из построения видно, что точка 11 расположена ближе к наблюдателю чем точка 21, поэтому на картине точка 1 расположилась ниже точки 2. На этой же прямой возьмем еще одну точку 31, которая удалена от наблюдателя больше чем точка 21, и построим ее перспективу. Перспектива точки 31 - точка 3 расположилась на картине выше чем точки 1 и 2. Если продолжить прямую M1N1 дальше и взять на ней ряд других точек, то перспективы этих точек на картине расположатся еще выше. Таким образом, чем дальше от наблюдателя точка, тем выше она располагается на картине. Для того, чтобы построить перспективу бесконечно удаленной точки на прямой M1N1Заказать черчение онлайн нужно из точки зрения S провести прямую параллельно заданной прямой до встречи с картинной плоскостью в точке F. Эта точка будет граничной точкой заданной прямой. И так, перспектива бесконечно удаленной точки прямой M1N1Заказать черчение онлайн расположена на пересечении прямой SF, проведенной параллельно заданной прямой с плоскостью картины. Граничная точка всегда удалена от основания картины ОО1 на расстояние, равное высоте точки зрения Ss.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 6

Продолжаем прямую M1N1 до пересечения с картиной в точке О2. Точку О2 встречи прямой с картиной называют картинным следом. Соединив картинный след О2 с точкой F, получаем на картине перспективу прямой M1N1Заказать черчение онлайн (рис.6, б).

Если взять на предметной плоскости две произвольно расположенные прямые А1А1Заказать черчение онлайн i В1В1Заказать черчение онлайн (рис.7, а) и построить на картине их граничные точки F и F1 то обе точки расположатся на одинаковом расстоянии от основания картинны ОО1, которое равно высоте точки зрения.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 7

На предметной плоскости можно взять множество прямых произвольно направленных, идущих в бесконечность (Рис. 7, б), граничные точки для каждой из них расположатся на линии hh1, параллельной основанию картины ОО1. Эта линия и есть линией горизонта или горизонтом.

Для пучка параллельных прямых, расположенных в предметной плоскости и параллельных ей, существует одна общая граничная точка. Действительно, если наблюдать за железнодорожными рельсами, которые идут вдаль, то можно увидеть, что с отдалением расстояние между ними уменьшается и рельсы видятся сходящимися в одной точке. Точно так все объемные предметы, которые нас окружают, видятся нами с перспективным уменьшением. Это обусловлено строением глаза человека. Поэтому, когда художник рисует предметы, он изображает их такими, какими видит в натуре, тоесть с перспективным уменьшением.

Рассмотрим построение перспективы параллельных прямых. Возьмем на предметной плоскости две параллельные прямые Заказать черчение онлайн перпендикулярные картине и идущие в бесконечность (рис.8). Продолжим прямые до пересечения с основанием картины и определим их картинные следы О2 и О3.Проведем луч зрения из точки S параллельно заданным прямым и определим граничную точку Р. Очевидно, что для двух параллельных прямых граничная точка одна. Построим перспективу каждой прямой на картине. Для этого соединим картинные следы О2 и О3 с граничной точкой Р. На картине перспектива двух параллельных прямых выходит в виде двух прямых, сходящихся в одной точке Р. Точка Р является граничной точкой для всех прямых, параллельных прямым Заказать черчение онлайн расположенных между предметной плоскостью и плоскостью горизонта. И так, если прямые в пространстве параллельны, то перспективы их проходят через одну общую точку схода.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 8

Для параллельных прямых, расположенных перпендикулярно картине, точкой схода всегда будет точка Р - главная точка картины.

И так, при построении перспективы прямых необходимо помнить, что:

• Построение перспективы отрезка прямой линии сводится к построению перспективы двух его точек;

• В общем случае перспективой прямой является прямая линия, но если прямая совпадает с проекционным лучом, то перспективой прямой будет точка;

• Концом перспективы бесконечно продолженной прямой, которая лежит в предметной плоскости, как и любой горизонтальной прямой предметного пространства, является граничная точка (точка схода), которая лежит на линии горизонта картины;

• Линия горизонта - граничная прямая предметной плоскости которая проходит на картине на высоте центра проекций (уровня глаз) параллельно основанию картины. Ее можно рассматривать также как границу перспективы продолженной в бесконечность предметной плоскости предметного пространства;

• Прямые в предметном пространстве могут располагаться относительно предметной и картинной плоскостей по разному (прямая общего положения расположенная под произвольным углом к этим плоскостям, прямые частного положения - параллельные или перпендикулярные к предметной или картинной плоскостям);

• Различают восходящие и нисходящие прямые общего положения. Восходящими называют прямые предметного пространства, направленные снизу вверх с одновременным отдалением их точек от картинной и предметной плоскостей. Нисходящие прямые направлены сверху вниз, их точки приближаются к предметной плоскости, удаляясь от картины.

• Горизонтальные прямые, параллельные картинной плоскости изображают на картине горизонтальными, вертикальные - вертикальными;

• Прямые линии в предметном пространстве могут быть между собой параллельными и скрещивающимися. Перспективы параллельных прямых на картине пересекаются в одной точке схода.

Выбор точки зрения

Для художника, который работает над перспективным изображением любого объекта, важным является передача зрителю правильного, тоесть реалистичного изображения его формы, размеров и пропорций. Для этоговыбор высоты линии горизонта, расстояние зрителя от картины и положение точки зрения не должны быть случайными.

Когда художник смотрит в одном направлении, его глаз охватывает пространство, которое ограничено лучами зрения. Лучи света, отражаясь от видимых предметов, направляются в глаз и сходятся в зрачке. Таким образом, совокупность световых лучей, которые идут под определенным углом в глаз человека, создает коническую поверхность. При пересечении этой поверхности с картиной в сечении образуется замкнутая кривая, которая ограничивает поле зрения. Полем зрения называется фигура, которая получается в результате пересечения конуса, который образуется лучами зрения с плоскостью, которая направлена перпендикулярно главному лучу зрения. Строение глаза человека таково, что он охватывает в ширину большее пространство, чем в высоту. У;гол, образующийся двумя крайними лучами зрения, которые ограничивают видимое пространство в любой плоскости, которая пересекает конус, называется углом зрения. Угол зрения вверх от главного луча составляет 45° и к низу 65°. Каждый из боковых углов зрения равняется приблизительно 70°, тоесть боковой охват угла зрения равен 140°.

Наиболее ясно человек модет видеть только в небольшой центральной части поля зрения, которая называется полем ясного зрения. Иначе говоря, человеческий глаз может заметить присутствие предмета, который расположен в периферийной точке поле зрения, но для того, чтобы различить детали, предмет должен разместиться в поле ясного зрения. Поле ясного зрения определяется углом в 28° при отдалении точки зрения от картины приблизительно на удвоенную высоту. Натура тоже должна находиться в пределах ясного поля зрения, тоесть художник должен стоять или сидеть на расстоянии в два раза большем высоты от нее. Для построения изображения отдельных предметов и композиций на открытом пространстве принято выбирать угол в пределах 28-37°, а для построения перспективы интерьеров - до 53°. На основании этого, картина всегда должна вписываться в поле зрения, не зависимо от формы. Если размер диагонали картины удвоить, то получим угол зрения, приблизительно 28°. Поэтому на картине дистанционные точки D и D1 должны располагаться от точки Р на расстоянии двух ее диагоналей.

Перспективные масштабы

Предметы, окружающие человебка в пространстве, имеют три измерения: глубину, ширину и высоту. При построении перспективы разных фигур используются перспективные масштабы. Перспективные масштабы позволяют выполнять на картинной плоскости перспективные изображения не только плоских, но и объемных фигур. В перспективе, тоесть на картине, изображаются не действительные размеры предметов, а только их пропорциональные отношения. Поскольку отрезки, которые лежат на картине, совпадают со своими проекциями, то за натуральные размеры отрезков берем отрезки, которые расположены на плоскости картины. Натуральные размеры отрезков размещают на основании картины и ее боковых сторонах. В предметном пространстве измерения можно выполнять по трем направлениям: перпендикулярно картинной плоскости (глубина); параллельно основанию картины (ширина); перпендикулярно предметной плоскости (высота).

Масштаб глубины, это масштаб построенный на прямой, которая перпендикулярна картине. На картине задана перспектива точки А, которая расположена на прямой О2Р ( рис. 9). Необходимо от точки А отложить отрезок АВ, равный отрезку L. Для лучшего понимания сути построения, обратимся к решению этой задачи, построенной натурально по правилам геометрии (рис.9,6^. Начертим две перпендикулярные прямые, которые пересекаются в точке 1. На вертикальной прямой возьмем точку А. Рядом с горизонтальной прямой начертим отрезок L. Через точку А проведем прямую под углом 45° к горизонтальной прямой до пересечения ее в точке 2. От точки 2 отложим вправо отрезок 2-3,равный L. Через точку 3 проведем прямую, параллельную прямой 2-А до пересечения с вертикальной прямой в точке В. Отрезок АВ равный отрезку 2-3,потому что оба отрезка лежат на сторонах прямого угла и расположены на одном расстоянии от его вершин.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 9

Построение перспективы отрезка АВ, равного L, выполняем по такому же принципу. Через точку А и D1 проведем прямую до пересечения с основанием картины в точке О3 (рис.9,в), тоесть прямую O3D1 под углом к картине. 45°. От точки О3 вправо на основании картины откладываем отрезок О34,равный отрезку L. Через точку О4 проведем прямую в точку D1. Прямая O4D1 пересекается с прямой О2Р в точке В. Отрезок АВ равен отрезку О3О4 и отрезку L. Этот способ позволяет выполнять обратную задачу, тоесть измерять перспективу отрезка по заданному линейному масштабу. На картине задана перспектива отрезка АВ (рис.10). Необходимо измерять его размер, используя для этого линейный масштаб (0, 1, 2, 3, 4). Через концы отрезка АВ проведем прямые в точку D и продолжим прямые до пересечения с основанием картины в точках О4 i О3. Отрезок О4О3 и есть размер отрезка АВ. Измеряв отрезок О4О3 по линейному масштабу, получим размер отрезка АВ в масштабе.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 10

Масштаб ширины, это масштаб построенный на прямой, расположенной параллельно основанию картины. На основании картины возьмем произвольный отрезок О2О3 заданной длины (рис.11, а). Соединим концы отрезка с точкой Р. Получим две параллельные прямые, перпендикулярные основанию картины. На прямой О2Р возьмем произвольную точку А и проведем через нее прямую, параллельную основанию картины. Прямая пересечет прямую О3Р в точке В. Перспектива отрезка АВ равна отрезку О2О3 по масштабу ширины, потому что фигура О2АВО3 является перспективой прямоугольника. И так, отрезки, которые проведены между параллельными прямыми О2Р и О3Р параллельно основанию картины, все равны между собой.

Перспективный масштаб ширины сохраняется и для параллельных прямых, проведенных через произвольную точку схода F. В этом случае фигура O4EQO5 является перспективой параллелограмма. На рисунке 10,б показано тоже построение в натуре по правилам геометрии.

Масштаб высоты, это масштаб построенный на прямой, перпендикулярной предметной плоскости.

Возьмем на основании картины произвольную точку О2 (рис.12) и поднимем из нее перпендикуляр до основания картины О2А. Через точки О2 и А проведем две параллельные прямые в произвольную точку схода F. Очевидно, что любой отрезок, проведенный параллельно отрезку О2А между параллельными прямыми АF и О2F, равен отрезку О2А.

Заказать черчение онлайн

Рисунок 11

Заказать черчение онлайн

Рисунок 12

При решении задач необходимо помнить:

1. В построении перспективных изображений геометрических фигур нужно знать их взаимное расположение, размеры и расстояния между ними, тоесть уметь решать позиционные и метрические задачи;

2. Метрическими называют задачи на построение фигур заданной величины, определение действительной величины отрезков, углов и плоских фигур;

3. Решение метрических задач связано с выполнением измерений, вследствие которых возникает необходимость выяснения соотношений между действительными и перспективными линейными размерами изображаемых объектов. Поэтому нужно знать масштаб картины - единицу длины линейного масштаба картины, тоесть масштаб отрезков, которые расположены в картинной плоскости )масштаб на рамке картины).

4. На картине объекты изображаются в трех измерениях с учетом возможного расположения их в глубину предметного пространства. Поэтому тут удобнее пользоваться перспективным масштабом, который состоит из линейных масштабов трех взаимно перпендикулярных главных направлений: ширины, высоты и глубины;

5. Масштаб, построенный на прямой, параллельной основанию картины, называют масштабом ширины. Чтобы построить действительную величину отрезка, расположенного на картине параллельно ее основанию, нужно выбрать на линии горизонта любую точку схода линий переноса и из этой точки провести прямые через концы отрезка до пересечения с основанием картины в точках, расстояние между которыми и будет искомой;

6. Масштаб, построенный на прямой, перпендикулярной к предметной плоскости, называют масштабом высоты. Чтобы построить действительную величину перспективы вертикального отрезка, нужно провести через перспективу отрезка вспомогательную плоскость и с граничной точки предметного следа этой плоскости провести прямые через концы перспективы отрезка до пересечения с картинным следом вспомогательной плоскости в точках, расстояние между которыми и будет искомой;

7. Масштаб, построенный на прямой, перпендикулярной к картинной плоскости, называют масштабом глубины. Точки схода горизонтальных прямых, направленных слева на право и справа налево, до плоскости картины под углом 45°, называют дистанционными точками. На картине по дистанционным точкам можно строить совмещенную точку зрения и, наоборот, по совмещенной точке зрения можно построить дистанционные точки. Расстояние от главной точки картины до совмещенной точки зрения равно расстоянию от центра проекций до картины. Чтобы построить действительную величину перспективы глубинного отрезка, нужно провести прямые с дистанционной точки (правой или левой) через концы глубинного отрезка до пересечения с основанием картины;

8. Масштаб, построенный на произвольной прямой, называют перспективным масштабом для прямых общего положения. В этом случае используется масштабная точка, из которой проводят прямые через концы отрезка до пересечения с картиной.

Заказать черчение онлайн

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

Линейная перспектива

Тема: Построение перспективных изображений методом архитекторов

 

Изучаемые вопросы:

1. Сущность способа архитекторов

2. Выбор точки зрения

3. Построение перспективного изображения здания

 

Сущность способа архитекторов

Построение перспективного изображения заданного объекта по способу архитекторов основано на использовании прямоугольных проекций объекта, по которым выполняется его перспектива.

Этот способ сводится к определению проекций точек объекта на картинную плоскость лучами, идущими из точек зрения к каждой точке объекта. Строится перспектива отдельных точек и линий, взятых с горизонтальной и фронтальной проекций заданного объекта. Вертикальные размеры определяются по масштабу высоты.
Изображение перспективы любого объекта по способу архитекторов включает и художественные моменты, предъявляемые к художнику при построении им композиции картины. Имеется в виду следующее: выбор точки зрения, композиция изображения на листе, графическое выявление светотени (отмывка). Удачный выбор точки зрения и размещения перспективного изображения объекта на листе достигается в основном путем практических упражнений. Окончательная композиция объекта на картине устанавливается архитектором путем выполнения нескольких предварительных эскизов т выбора наилучшего из них.

Выбор точки зрения

Чтобы изображение в перспективе хорошо смотрелось, надо учитывать естественный угол зрения человека, поэтому относительное расположение объекта, картины и точки зрения не может быть произвольным.

Пи выборе точки зрения рекомендуется придерживаться следующих положений:

- главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картинной плоскости и делить картину приблизительно пополам или находиться в средней трети картины. Картиной называется то. Что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету;

- угол между основанием картины и сооружением должен составлять 20°... 40°;

- зритель должен находиться на таком расстоянии от предмета, чтобы предмет был включен в конус ясного зрения или был бы в поле ясного зрения. Для этого угол между крайними лучами зрения (угол зрения) должен быть в пределах 28°. 37°;

- в том случае, когда у сооружения вертикальные размеры больше горизонтальных, зрителю следует отойти на полторы-две высоты от сооружения для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допускаемых границах.

По расположению картинной плоскости относительно объекта перспективы могут быть двух видов: центральная фронтальная перспектива применяется для построения интерьеров, т.е. перспективы внутреннего вида помещений; угловая перспектива применяется при изображении отдельных объектов, в этом случае картинная плоскость располагается под углом к объекту.

По расположению линии горизонта перспективные изображения могут быть (рис.2.1): с нормальной высотой горизонта, т.е. на высоте человеческого роста 1,5 ... 1,7 м, применяется при построении перспективы на ровном месте; при виде снизу применяется для отдельных деталей наблюдаемых снизу, и для зданий, стоящих на возвышении; с высоким горизонтом, при этом высоту горизонта берут до 100 м и выше.

Заказать черчение онлайн

Рис. 2.1

По расстоянию точки зрения от предмета перспективы могут быть разделены на перспективы с острым, резким ракурсом и перспективы с тупым, пологим ракурсом. Ракурсом называется положение изображаемого предмета относительно картинной плоскости, при котором получается резкое укорочение удаленных от переднего плана частей. Мерилом ракурса является отношение перспективного изображения ребер ВВо на переднем плане (рис.2.2) к ребру А1Ао наиболее удаленного ребра той же грани Заказать черчение онлайн

Заказать черчение онлайн

Рис. 2.2

При выборе точки зрения необходимым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наилучшее. Намечая точки стояния, мысленно нужно представить, как будет выглядеть здание. На рисунке 2.3 первое изображение показывает вид здания сбоку. Основная часть фасада скрыта. На втором изображении хорошо раскрыт основной фасад, но не видны боковые стороны; третье изображение дает вид на оба фасада, но так как перспективный ракурс для обоих фасадов одинаков, перспектива здания оказалась невыразительной; четверное изображение можно считать наиболее удачным, так как с этой точки зрения композиция здания раскрывается наилучшим образом.

Заказать черчение онлайн

Рис. 2.3

Построение перспективного изображения здания

При построении перспективы здания методом архитекторов картинную плоскость располагают под углом к зданию и проводят след ее через один из углов (рис. 3.1)

Заказать черчение онлайн

Рис. 3.1

Зрителя устанавливают так, чтобы главный луч зрения был перпендикулярен картинной плоскости, а сам зритель находился бы на таком расстоянии, чтобы угол зрения а, определяемый крайними лучами зрения S1 и S5 , был равен 23° ... 37°. Главный луч зрения SP должен делить картину приблизительно пополам, чтобы точка Р находилась в средней трети картины.

Точки схода для основных направлений плана найдутся, если провести прямые из точки стояния S1 параллельно сторонам сооружения до пересечения с картинной плоскостью в точках F1 и F2. Точка схода F1 (левая) будет являться точкой схода для всех прямых, параллельных сторонам 1-2, 3-4, 5-6, 8-9, а точка схода F2 (правая) - для параллельных сторон 1-7, 11-10, 2-3, 4-5 и им параллельных.

После установки зрителя, картинной плоскости и нахождения точек схода проводятся лучи зрения из всех точек сооружения и на следе картинной плоскости КК фиксируются все точки пересечения 1к ... 6к и т.д.

Для построения самой перспективы переносим след картинной плоскости со всеми нанесенными на нем точками на то место, где будет строиться перспектива (рис. 3.2).

Заказать черчение онлайн

Рис. 3.2

Линию горизонта проводим параллельно основанию картинной плоскости КК на заданной высоте и на нее переносим точки схода с основания картинной плоскости.

Так как картинная плоскость проведена через ребро 4, то оно в перспективе будет в натуральную длину. Из точки 4к восстанавливаем перпендикуляр к следу картинной плоскости и на нем откладываем высоту ребра 4, взятую с фронтальной проекции ортогонального чертежа.

Нижнюю и верхнюю точки ребра 4 соединяем с точками F1 и F2, получая направление сторон здания.

Восстанавливая перпендикуляры из точек 3к и 5к до пересечения с лучами, идущими в точки схода, получим стороны здания. Таким же образом находим все ребра и стороны сооружения в перспективе.

Для получения точек 8, 9, 10, и 11 в перспективе продолжим линии конька 11-10 (Рис3.1) до пересечения с картинной плоскостью КК в точке N11, а линию 8-9 до пересечения в точке N12 и переносим эти точки в перспективу. Из полученных точек восстанавливаем перпендикуляры, на которых откладываем высоты от земли до конька.

Соединяя точки N11 и N12 с точками схода и пересекая полученные линии перпендикулярными прямыми, восстановленными из точек 11к, 10к, 8к и 9к, получим перспективное изображение прямых 11 -10 и 8-9, принадлежащих конькам кровли. Найденные точки соединяем, согласно ортогональному чертежу, с соответствующими точками, получая перспективное изображение кровли. Чтобы сооружение не казалось висящим в воздухе, необходимо около него начертить тротуар, дорогу и т.п., соблюдая при этом направление линий в точки схода.

На рисунках 3.5 и 3.6 приведен еще один пример построения перспективы здания, на плане которого штриховыми линиями показаны крыша и дымовая труба. Точку зрения выбираем так, чтобы была обеспечена видимость основных элементов здания и угол между крайними лучами был равен 30°. Линию горизонта принимаем на уровне низа окон проемов. След картинной плоскости проводим через точку А.

Так как ортогональные проекции здания даются в довольно мелком масштабе и перспектива получается еще мельче, можно при построении перспективного изображения все размеры увеличивать в n раз, например 2 : 1. Если точки схода не помещаются на листе, его следует временно надставить с обеих сторон.

Заказать черчение онлайн

Рис. 3.5

Заказать черчение онлайн

Рис. 3.6