Задачи по электротехнике

Задачи по электротехнике ТОЭ с решением

 

Если у вас нету времени выполнить задачи по электротехнике ТОЭ вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная! Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Заказать работу по электротехнике помощь в учёбе

 

Задача 1

Для трех заданных схем электрических цепей (рис. 1.1—Г.З) показать распределение тока и напряжения, за-писать уравнения по законам Кирхгофа и баланса мощностей, обосновать виды цепей по методам их анализа.

Решение:

1. Элементы электрической цепи. Все рассматриваемые цепи содержат два вида устройств: во-первых, источники энергии — аккумуляторы, генераторы (активные элементы) и, во-вторых, потребители энергии — сопротивления (пассивные элементы). Кроме того, в двух цепях (рис. 1.1 и 1.2) включены вспомогательные устройства — ключи К, из которых один (рис. 1.1) работает на включение, а другой (рис. 1.2) — на размыкание. При анализе цепей будем считать оба ключа замкнутыми.

Источники энергии изображены различно — в соответствии с принятыми обозначениями аккумулятора (рис. 1.1) и генератора постоянного тока. (рис. 1.2). Кроме указанных конкретных реальных источников приведено изображение произвольного источника ЭДС (рис. 1.3), испол-ь-зуемое в схемах замещения (см. доп. вопрос 5 к этой задаче).

2. Участки электрической цепи. Показанные на рис. 1.1 и 1.2 цепи содержат два принципиально различных участка: внутренний—источник энергии

и внешний — вся остальная цепь, т. е. потребители или приемники энергии. Такое деление на участки («внутренний» и «внешний») применимо только к цепям с одним источником энергии.

Однако используется и другое (более широкое) представление об участке цепи (без добавления «внутренний»

Задачи по электротехнике

Рис. 1.1. Неразветвленная цепь с Рис. 1.2. Разветвленная цепь с дву-одним источником и несколькими мя узлами и тремя ветвями потребителями

или «внешний»), которым обозначают любую часть цепи. Так, сопротивления Задачи по электротехнике (рис. 1.1) совместно образуют участок ВЖ, сопротивления Задачи по электротехнике (рис. 1.2)—участок ВАБ и т.д.

3. Распределение тока. Первый закон Кирхгофа. Ток во всякой электрической цепи и в любомЗадачи по электротехнике ее участке характеризуется значением и направлением.

В цепи рис. 1.1 существует один путь для тока: от вывода «+» источника по направлению движения часовой стрелки. На этом пути ток не изменяется, поэтому он обозначен одинаково ветвями J на всех участках цепи. Такая цепь называется неразветвленной— ток «не разветвляется» (не делится на части).

В цепи рис. 1.2 создаваемый ЭДС Е ток Задачи по электротехнике (в неразветвленной части цепи БГВА) разделяется в узловой точке А на две части Задачи по электротехнике, так как имеются два пути для тока — через сопротивления Задачи по электротехнике Известно (первый закон Кирхгофа):

Задачи по электротехнике

Такая цепь называется разветвленной. Она характеризуется числом узлов (точек разделения тока) и числом ветвей (участков с одним значением тока). Данная цепь (рис. 1.2) имеет два узла (точки А и Б) и три ветви с токами Задачи по электротехнике.

На практике встречаются цепи и с большим числом узлов и ветвей.

Третья заданная цепь (рис. 1.3) также является разветвленной, но в отличие от предыдущей (рис. 1.2) содержит несколько источников энергии, включенных в разные ветви. В такой цепи не представляется возможным заранее (до расчета) установить направления токов. Действительно, ЭДС Задачи по электротехнике задает токам направление по часовой стрелке, а ЭДС Задачи по электротехнике — обратное.

Разветвленные цепи с несколькими источниками питания, включенными в разные ветви, часто называют сложными. В таких цепях направления токов ветвей вначале (до расчета значений токов) выбирают произвольно, что и сделано на рис. 1.3. Затем (после анализа цепи) направления токов уточняются.

Заметим, что в сложной цепи задают только направления токов, так как число токов (различных по значению) известно. Оно равно числу ветвей. Например, в рассматриваемой цепи—три ветви и соответственно три тока: Задачи по электротехнике. Эти токи выбраны одинаково направленными (к узлу А), поэтому по первому закону Кирхгофа имеем

Задачи по электротехнике

Очевидно, что все токи не могут притекать к узлу. Хотя бы один из них должен отходить от узла. Поэтому направления токов, выбранные на рис. 1.3 произвольно, будут скорректированы после расчета цепи.

4. Виды цепей и методы их анализа. Расчет неразветвленной цепи (первый вид) можно выполнить, используя закон Ома. Так, в нашем случае (рис. 1.1) при заданной ЭДС и сопротивлениях цепи определяем вначале ток:

Задачи по электротехнике

а затем падения напряжений на сопротивлениях:

Задачи по электротехнике

Второй вид цепи (разветвленная с одним источником энергии) сводится при расчете к первому (к неразветвленной цепи) путем упрощения схемы, выполняемого заменой сопротивлений, соединенных последовательно и парал-

лельно, эквивалентными. Например, цепь рис. 1.2 после замены в ней параллельно соединенных Задачи по электротехнике одним эквивалентным сопротивлением

Задачи по электротехнике

окажется неразветвленной, что позволяет для тока h записать уравнение по закону Ома, аналогичное (1.3), а именно:

Задачи по электротехнике

Сложные цепи (третий вид) отличаются тем, что их схемы нельзя упростить и свести к одноконтурным путем замены последовательно и параллельно соединенных сопротивлений эквивалентными. В этом легко убедиться на примере цепи (рис. 1.3), в которой вовсе отсутствуют названные соединения сопротивлений.

Такие цепи обычно анализируют без преобразования схемы. Методы их анализа рассмотрены в гл. 4. Один из них — метод уравнений Кирхгофа—кратко пояснен в этом параграфе (п. 5).

Итак, метод расчета цепи зависит от вида ее электрической схемы, с анализа которой и следует начинать решение задачи. В самом общем виде можно выделить три типа цепей (с точки зрения метода их анализа): не разветвленную, разветвленную с одним источником и разветвленную с несколькими источниками, включенными в разные ветви. Названные виды цепей рассматриваются в гл. 2-4.

5. Второй закон Кирхгофа. Распределение напряжения. Прежде всего вспомним правило знаков при составлении уравнений по второму закону Кирхгофа. Электродвижущая сила записывается со знаком плюс, если выбранное направление обхода контура совпадает с ее направлением. Падение напряжения на сопротивлении записывается со знаком плюс, если направление тока в рассматриваемом сопротивлении совпадает с направлением обхода контура.

В соответствии с этими правилами для контура ЖАБВГДЖ (рис. 1.1) при его обходе по направлению движения часовой стрелки имеем

Задачи по электротехнике

где Задачи по электротехнике — падение напряжения на внутреннем сопротивлении источника энергии.

Уравнение (1.6), составленное на основании второго закона Кирхгофа, совпадает с полученным выше уравнением (1.3), записанным по закону Ома, и характеризует распределение напряжений в цепи (рис. 1.1).

Чтобы применить второй закон Кирхгофа к сложной цепи (рис. 1.3), нужно прежде всего выделить отдельные замкнутые контуры, например ВГАБВ и БАЖДБ, и затем выбрать направление обхода этих контуров, например по часовой стрелке.

При этом.для первого из выбранных контуров алгебраическая сумма Задачи по электротехнике действует по направлению обхода контура, а Задачи по электротехнике — встречно ему.

Для этого же контура алгебраическая сумма напряжений (падений напряжений на сопротивлениях) Задачи по электротехникеЗадачи по электротехнике, так как ток Задачи по электротехнике совпадает с направлением обхода, а ток Задачи по электротехнике имеет противоположное направление.

По второму закону Кирхгофа алгебраические суммы ЭДС Задачи по электротехнике и напряжений Задачи по электротехнике равны, поэтому имеем

Задачи по электротехнике

Для второго выбранного контура уравнение по второму закону Кирхгофа имеет вид

Задачи по электротехнике

т.е. аналогично (1.7).

Рассматривая (1.2), (1.7) и (1.8) как систему уравнений, можно определить три неизвестные величины, например токи Задачи по электротехнике (при заданных ЭДС и сопротивлениях). Такой метод расчета сложных цепей рассмотрен в гл. 4.

6. Баланс мощностей. Из закона сохранения энергии следует, что мощность, развиваемая источником, равна сумме мощностей потребителей, т. е. имеет место баланс мощностей. Составим его для двух цепей (рис. 1.1 и 1.3).

В первой из них действует один источник энергии, развивающий мощность Задачи по электротехнике. Часть этой мощности

Задачи по электротехнике теряется внутри источника, а остальная Задачи по электротехнике Задачи по электротехнике поступает во внешнюю цепь и распределяется в сопротивлениях Задачи по электротехнике соответственно.

При этом имеем условие баланса мощностей

Задачи по электротехнике

В другой (сложной) цепи —три источника энергии. Их общая мощность

Задачи по электротехнике

распределяется только в сопротивлениях Задачи по электротехнике (внутренние сопротивления источников по условию задачи не учитываются). Поэтому

Задачи по электротехнике

выражает условие баланса мощностей в данной цепи.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Решение задач по электротехнике с примерами онлайн

 

Задача 2

Генератор постоянного тока с ЭДС E — 230 В и внутренним сопротивлением Задачи по электротехнике = 0,2 Ом питает производственный объект, на котором установлены электрические двигатели и электрические печи. Число работающих потребителей энергии различно в разные часы и смены. В таких условиях ток в цепи генератора изменяется в широких пределах.

Составить схему замещения цепи, определить предельные режимы генератора, построить зависимости тока, мощностей источника и приемника и КПД генератора от отношения сопротивления нагрузки к внутреннему сопротивлению Задачи по электротехнике.

Решение:

Г. Источник ЭДС. В этой задаче, как и во всех предыдущих, используется источник энергии, характеризующийся ЭДС и внутренним сопротивлением. Такой источник энергии называется источником ЭДС. Его электрическая схема (рис. 1.5, показана пунктиром) является схемой замещения заданного генератора и может быть присоединена вместо него к точкам А и Б (рис. 1.5).

Как было показано (§ 1.1), ЭДС источника обеспечивает ток в цепи и энергию в потребителях, а внутреннее сопротивление характеризует потери энергии в самом Задачи по электротехникеисточнике. Чтобы обеспечить малые потери энергии в источнике, его внутреннее сопротивление выбирают много меньшим, чем сопротивление внещнего участка цепи.

Этому условию удовлетворяет большинство источников энергии, используемых на практике (аккумуляторы, генераторы и др.).

В практических условиях часто представляется возможным пренебречь сравнительно малым внутренним сопротивлением источника. Такие источники (без внутреннего сопротивления) являются идеальными источниками ЭДС. В практических условиях их иногда называют источниками заданного напряжения.

Итак, источник ЭДС практически можно считать источником заданного напряжения.

2. Составление электрической схемы. В предыдущем параграфе (доп. вопрос 5) было показано, что электрические схемы являются схемами замещения реальных цепей. При этом сопротивления цепи могут быть рассмотрены как эквиваленты каких-то потребителей.

Однако в этой задаче (в отличие от предыдущей) изменяются режим работы потребителей и ток в цепи источника энергии..Как составить схему замещения в таком случае?

Реальный объект можно заменить на схеме переменным сопротивлением R (рис. 1.5), обеспечивающим изменение тока I в цепи в тех же пределах, что и в реальных условиях.

При заданных ЭДС Е и внутреннем сопротивлении генератора /?Пт напряжение на выводах А и Б (рис. 1.5) Задачи по электротехнике зависит только от тока. Поэтому достаточно установить переменным сопротивлением Я (рис. 1.5) значение тока, соответствующее реальным условиям, чтобы получить значения напряжения U и мощности Задачи по электротехнике, одинаковые для эквивалентной схемы’ и производственного объекта.

Полученная схема рис. 1.5, так же как и приведенная на рис. 1.1,— неразветвленная с одним источником энергии. Метод расчета такой цепи рассматривался в § 1.1, им и воспользуемся.

3. Режимы цепи при переменной нагрузке.

В цепи с изменяющимся в широких пределах сопротивлением внешнего участка можно установить два предельных режима: холостой ход, когда Задачи по электротехнике (цепь разомкнута), ток Задачи по электротехнике и напряжение Задачи по электротехнике короткое замыкание при Задачи по электротехнике, возникающее в большинстве случаев при авариях, например при случайном замыкании выводов А и Б.

В режиме короткого замыкания ток в цепи Задачи по электротехнике и мощность, развиваемая источником Задачи по электротехнике, достигают максимальных значений.

Так, при заданных параметрах цепи Задачи по электротехнике = 230/0,2 = = 1150 Задачи по электротехнике=230 • 1150 — 26,45 кВт. Напряжение на выводах цепи Задачи по электротехнике=0, и мощность потребителя Задачи по электротехнике.=Задачи по электротехнике Поэтому вся мощность источника Задачи по электротехнике рассеивается на его внутреннем-сопротивлении и в соединительных проводах, имеющих, хотя и малое, • сопротивление. В результате могут перегреться провода или выйти из строя генератор.

Оба режима, очевидно, являются крайними случаями нагрузки источника. Для практических целей интересно также исследовать промежуточные режимы цепи, зависящие от соотношения сопротивлений Задачи по электротехнике. Рассмотрим эти режимы для отношения Задачи по электротехнике, изменяющегося в пределах от 0 до 10, что соответствует в наших условиях (при Задачи по электротехнике=0,2 Ом) изменению Р от 0 до 2 Ом.

4. Определение зависимости 7Задачи по электротехнике. В рассматриваемой цепи ток

Задачи по электротехнике

По этому уравнению на рис. 1.6 построен график тока по точкам, вычисленным для нескольких значений отношения Задачи по электротехнике или R (табл. 1.1).

Задачи по электротехнике
5. Определение зависимости Задачи по электротехнике. Поскольку мощность, развиваемая источником, пропорциональна току Задачи по электротехнике, то кривая тока, построен-

Задачи по электротехнике

ная в другом масштабе по оси ординат, изображает график мощности (правая ордината рис. 1.6).

6. Определение, зависимости Задачи по электротехнике. По значениям тока I и сопротивления R (табл. 1.1) вычисляем мощность потребителя Задачи по электротехнике (табл. 1.2) и строим кривую Задачи по электротехнике

Оказывается, что режим наибольшей мощности во внешней цепи Задачи по электротехнике (рис. 1.6) получается при Задачи по электротехнике (теоретически это положение доказано в доп. вопросе 3 к этой задаче).

Задачи по электротехнике
7. Определение КПД:

Задачи по электротехнике

Вычислим КПД для характерных режимов:

Задачи по электротехнике

Из полученных результатов следует два вывода.

Во-первых, с увеличением отношения Задачи по электротехнике возрастает КПД, который достигает максимального значения (100 %) теоретически в режиме холостого хода. При этом, однако, никакой полезной работы не производится, так как и мощность потребителя, и мощность источника равны нулю.

Во-вторых, при Задачи по электротехнике КПД составляет только 50 %; хотя источник и отдает во внешнюю цепь наибольшую мощность, такая же мощность теряется во внутреннем сопротивлении.

 

Возможно, вас также заинтересует этот блок ссылок:

Контрольная работа по электротехнике заказать

Помощь по электротехнике онлайн

Курсовая работа по электротехнике заказать готовую онлайн

РГР по электротехнике расчетно графическая работа

 

 

Задача 3

Источник тока Задачи по электротехнике с собственной (внутренней) проводимостью Задачи по электротехнике (рис. 1.7) присоединен к переменному сопротивлению R, значение которого изЗадачи по электротехникеменяется от нуля до бесконечности (обрывается цепь). Определить напряжение источника (i^)J П(?м=/- и о тока, развиваемую им мощность и мощность внешней цепи для трех режимов нагрузки: I Источник тока холостого хода Задачи по электротехнике короткого замыкания Задачи по электротехникеЗадачи по электротехникеи номинального с источником тока Задачи по электротехнике, а также составить схему эквивалентного источника ЭДС и найти ес параметры.

Решение:

1. Источник тока. В некоторых областях техники (электронике, радиотехнике, приборостроении) применяются источники энергии с большими внутренними сопротивлениями Задачи по электротехнике. Цепи с этими источниками нередко работают в режиме, при котором сопротивление нагрузки источника Задачи по электротехнике

При таком условии и заданной ЭДС Е ток источника Задачи по электротехнике практически не зависит от сопротивления внешнего участка Задачи по электротехнике. Это требование Задачи по электротехникеЗадачи по электротехнике абсолютно реализуется для любых нагрузок Задачи по электротехнике при условии, что Задачи по электротехнике т.е. в идеальном случае. Такие источники энергии в теории цепей называют источниками тока.

Очевидно, что для идеального источника тока, т.е. такого, который развивает строго неизменный ток при любых нагрузках, невозможен режим холостого хода, так как при этом и сопротивление нагрузки Задачи по электротехнике

Таким образом, идеализированный источник энергии, у которого бесконечно внутреннее сопротивление, обеспечивает одинаковый ток в любой нагрузке и является идеальным источником тока.

Идеальный источник тока обозначается на схемах кружочком с двойной стрелкой внутри (рис. 1.7), показывающей направление тока. Введением двойной стрелки подчеркивается, что внутреннее сопротивление равно бесконечности (разрыв).

Всякий реальный источник имеет внутренние потери энергии, характеризуемые его внутренним сопротивлением. В источнике напряжения, как известно (§ 1.2), внутреннее сопротивление включается последовательно с его ЭДС. Аналогичное включение для источника тока означало бы последовательное соединение бесконечного сопротивления идеального источника и конечного внутреннего сопротивления потерь, что не имеет смысла. Поэтому в реальную схему источника тока вводят параллельную его выводам ветвь (рис. 1.7) внутреннего сопротивления Задачи по электротехнике или внутренней проводимости Задачи по электротехнике

Внутренняя проводимость Задачи по электротехнике (рис. 1.7) учитывает все причины изменения внешнего тока 1 при нагрузке источника тока. Напряжение на источнике тока определяется как произведение тока источника и общего сопротивления внешнего участка цепи.

Итак, источник электрической энергии, характеризующийся током J и внутренней проводимостью Задачи по электротехнике, называется. источником тока.

2. Режимы цепи при переменной нагрузке. При холостом ходе сопротивление внешнего участка Задачи по электротехнике

 

Задачи по электротехнике (обрыв ветви с сопротивлением R). В этих условиях ток во внутренней проводимости источника

Задачи по электротехнике

напряжение на его выводах А и Б (рис. 1.7)

Задачи по электротехнике мощность, развиваемая источником,

Задачи по электротехнике

и в нагрузке

Задачи по электротехнике

При другом предельном режиме (коротком замыкании) сопротивление внешнего участка цепи Задачи по электротехнике ее ток Задачи по электротехнике, так как во внутренней проводимости ток отсутствует Задачи по электротехнике. При этом напряжение источника Задачи по электротехнике; его мощность Задачи по электротехнике

Очевидно, что и мощность в нагрузке равна нулю. Таким образом, источник тока в отличие от источника ЭДС развивает в режиме холостого хода максимальную мощность, а в режиме короткого замыкания — минимальную (равную нулю).

При заданной (по условию задачи) номинальной нагрузке, определяемой сопротивлением Задачи по электротехнике Ом или проводимостью Задачи по электротехнике См, общая проводимость участка АБ

Задачи по электротехнике

По закону Ома напряжение источника

Задачи по электротехнике

Ток во внешнем участке цепи.

Задачи по электротехнике

Мощность источника в номинальном (рабочем) режиме Задачи по электротехнике

значительно меньше, чем в режиме холостого хода.

Мощность в нагрузке

Задачи по электротехнике

3. Эквивалентная схема с источником ЭДС. Доказано, что источник тока с параметрами 7

и Задачи по электротехнике и источник ЭДС с параметрами Е и Задачи по электротехнике эквивалентны при условиях

Задачи по электротехнике

Используя эти формулы, получаем при наших данных параметры эквивалентного источника ЭДС:

Задачи по электротехникеЗадачи по электротехнике

В результате цепь рис. 1.7 может быть представлена эквивалентной схемой рис. 1.8

В целях проверки вычислений определим ток I и напряжение U в эквивалентной схеме рис. 1.8 для номинального режима Задачи по электротехнике:

Задачи по электротехнике

Получен Тот же результат.

 

 

Задача 4

Цепь рис. 1.9, питаемая от источника напряжением Задачи по электротехнике = 20 В, имеет переменное сопротивление Задачи по электротехнике регулируемое от 0 до 500 Ом. При Задачи по электротехнике = 0 токи ветвей Задачи по электротехнике =40 мА. Для контроля напряжений и токов включены

Задачи по электротехнике
вольтметры и амперметры (их собственным потреблением энергии можно пренебречь).

Требуется: а) выбрать резисторы по значению сопротивления (при допустимой погрешности ±10%), а также по допустимой мощности рассеивания; б) выбрать реостат — переменное сопротивление Задачи по электротехнике в) составить схему соединений (монтажную схему), используя заданное (рис. 1.10) расположение элементов и приборов (соединительные провода, показанные на рис. 1.10, не учитывать).

Решение:

1. Выбор резисторов. Любой резистор характеризуется двумя основными параметрами — сопротивлением и допустимой мощностью рассеивания. Важны.м качественным показателем является также точность значения сопротивления резистора, задаваемая предельным допустимым отклонением (в процентах) от номинального значения.

Для указанной (в условии задачи) допустимой погрешности значения сопротивления ±10% промышленность изготовляет резисторы с номинальными значениями сопротивлений, Ом: 1,0; 1,2; 1,8; 2,2; 2,7; 3,3; 3,9; 4,7; 5,6; 6,8; 8,2 и т.д. с увеличением в 10, 100, 1000 и т. д. раз.

Для определения номинальных значений сопротивлений Задачи по электротехнике (рис. 1.9) воспользуемся законом Ома. Действительно, в заданном режиме (Задачи по электротехнике = 0) падение напряжения на участке АВ цепи отсутствует (сопротивление амперметра и соединительных проводов принято считать равным нулю) и соответственно напряжение на резисторах (Задачи по электротехнике=20 В.

Токи в резисторах Задачи по электротехнике для рассматриваемого режима также известны (заданы по условию задачи).

Соответственно при наших данных имеем

Задачи по электротехнике

Так как промышленность не изготовляет резисторы (по приведенному выше ряду) на 2 кОм и 0,5 кОм, то полученные значения Задачи по электротехнике реализуются несколькими резисторами («составное» сопротивление) (см. доп. вопрос I к этой задаче).

Имея значения сопротивлений, находим мощности рассеивания:

Задачи по электротехнике

Однако резисторы изготовляются не на любые значения мощности, а только на определенные: 0,25, 0,5; 1,0 Вт и др. Как же в таком случае поступить?

Чтобы избежать превышения температуры резистора, следует выбрать ближайшее большее значение номинальной мощности по сравнению с расчетной. Соответственно принимаем: для Задачи по электротехнике—0,25 Вт, а для Задачи по электротехнике—1 Вт (см. также доп. вопрос 1 к этой задаче).

2. Выбор реостата. Значение его сопротивления задано 0—500 Ом. Остается рассчитать мощность рассеивания и, очевидно, ее наибольшее значение (чтобы обеспечить безопасную работу реостата). Для этого заменим параллельно соединенные сопротивления Задачи по электротехнике эквивалентным Задачи по электротехнике Ом и преобразуем исходную схему (рис. 1.9) в эквивалентную (рис. 1.11), в которой измерительные приборы исключены, так как не влияют на искомую мощность.

В полученной схеме (рис. 1.11) наибольшая мощность рассеивания в реостате достигается при сопротивлении Задачи по электротехнике (см. § 1.3) и составляет половину мощности всей цепи, состоящей из двух равных сопротивлений Задачи по электротехнике.

Так как мощность всей цепи Задачи по электротехнике, то максимальная мощность в реостате

Задачи по электротехнике

Полученная наибольшая мощность имеет место только при одном значении Задачи по электротехнике=400 Ом, а при всех других его значениях Задачи по электротехнике=0,25 Вт и запас Задачи по электротехникетепловой надежности возрастает.

3. Сборка электрической цепи. Сборка (монтаж) электрической цепи выполняется либо по принципиальной схеме (при экспериментальной работе, в учебных лабораториях и др), либо по монтажной схеме (в производственных условиях).

При сборке цепи по принципиальной схеме (что обычно вызывает затруднения у обучающихся) приходится мысленно представлять «геометрию» цепи (образование узлов, ветвей) и токопрохождение в ней. Убедимся в этом на примере сборки цепи рис. 1.9, имея расположение ее элементов и приборов (рис. 1.10).

Вначале выполним соединения, обеспечивающие основное прохождение тока, т. е. соберем цепь токов Задачи по электротехнике (рис. 1.9), а затем подключим вспомогательные параллельные ветви (вольтметры Задачи по электротехнике).

Неразветвленный участок цепи АВ (рис. 1.9) реализуется просто: присоединением трех проводов А-1, 2-4, 3-5 (рис. 1.10), образующих путь для тока Ц от вывода «-}-» источника через ключ К и реостат Задачи по электротехнике

Для получения переменного сопротивления реостат можно включить двумя способами: либо без провода 6-7 (показан пунктиром), либо с ним. При первом варианте включения иногда наблюдаются обрывы цепи во время перемещения ползунка П реостата (вследствие плохого прилегания ползунка к диску), при втором варианте этот недостаток исключается. Поэтому чаще применяют включение с дополнительным проводом 6-7.

Разветвленный участок цепи ВБ (рис. 1.9) можно выполнить (смонтировать) несколькими способами, зависящими отварианта соединения выводов 6,7,9,11 (рис. Г.10), объединяемых между собой для получения узловой точки В (рис. 1.9). Один вариант их соединения приведенна рис. 1.10, а, а другой —на рис. 1.10,6. Можно предложить и третий вариант.

Все они одинаково удовлетворяют принципиальной схеме, так как сопротивления соединительных проводов не учитываются (принимаются равными нулю), что, кстати, дает право рассматриваемые выводы обозначить одной и той же буквой В на схеме (рис. 1.10), соответствующей данному узлу на принципиальной схеме (рис. 1.9).

Однако по затратам труда и меди (длине проводов) варианты соединений не равноценны и на практике выбирают наиболее экономичный.

Соединения 8-12 и 10-14 (рис. 1.10) очевидны по принципиальной схеме (рис. 1.9). Чтобы закончить сборку основной токовой цепи, образуем узловую точку Б (рис. 1.9), которую аналогично узловой точке В можно также смонтировать по-разному. На рис. 1.10 показан один из вариантов ее выполнения, который может вызвать сомнения: почему, например, длинный провод Б-13 (от вывода «—» источника питания) не заменен более коротким Б-19 или4еще лучше 17-19? Указанная замена действительно экономит провода, но лишает возможности отключить вольтметры Задачи по электротехнике, присоединяемые (проводами, показанными на рис. 1.10 пунктиром) после сборки основной цепи.