Южные поэмы А.С.Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека»

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии
Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»)
Трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения
Декабристская тема в творчестве А.С.Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»)


Введение:

Пушкин Александр Сергеевич (26 мая (6 июня) 1799 г., Москва-29 января (10 февраля) 1837 г., Санкт-Петербург), русский поэт, драматург и прозаик, реформатор русского литературного языка. Действительный член Российской академии (1833). Родился в семье бедного дворянина, потомка старой боярской семьи. Мать Пушкина-Надежда Осиповна (1775-1836), внучка Ганнибала, военачальника петровской эпохи; отец-Сергей Львович (1767-1848), светский ум и поэт-любитель, дядя по отцу, Василий Львович Пушкин (1766-1830), был известным поэтом из кружка Карамзина. У него также была старшая сестра Ольга (замужем за Павлищевой) и младший брат Лев Пушкин, который был его литературным секретарем.

Значение творчества и масштаб гениальности Пушкина поставили его в число величайших, исключительных явлений мировой культуры. Пушкинский язык, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Пушкина переведены практически на все языки мира.

Южное изгнание - это расцвет пушкинского романтизма, наиболее ярко проявившийся в созданных здесь стихах, которые прочно утвердили славу первого русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и цветов, виртуозному мастерству, созвучию с мышлением передовых социальных и литературных кругов.

Биографический период 1820-1824

Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это будет означать полную изоляцию от общества, от литературы, суровых условий жизни, строгий контроль. Но сам поэт пришел к генерал-губернатору столицы графу М.А.Милорадовичу и добровольно «раздал» тексты запрещенных стихов. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отправился в «мягкое», «образовательное» изгнание на юг под командованием добросердечного генерала И.Н.Инзова. Поэт был лишен права появляться в столицах, в крупных городах, он был обязан выполнять официальные поручения, но он сохранял свою личную свободу, способность творить, наслаждаться приятным теплым климатом.

Но с каждым годом ссыльный Пушкин становился все более болезненным, он все острее ощущал изоляцию от друзей, от жизни в столице, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: в этом году я не смогу приехать ни в Москву, ни в Петербург». До 1822 года Пушкин по крайней мере чувствовал себя «как дома» среди молодежи, враждебной правительству; на пути в изгнание он оставался в киевской усадьбе с будущими декабристами и вел смелые беседы с кишиневцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения со своими руководителями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К.Ф.Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними начинается раздор. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения моральных и политических целей - очень важным, но все же средством. Для Пушкина он всегда оставался загадочной областью «вдохновения, сладких звуков и молитв». И чем дальше, тем больше поэт боялся их культурного диктата, чрезмерного практического отношения к искусству, желания поставить лиру на службу «общему делу», преобразовать литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».    

Отчуждение постепенно увеличивается. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжении гораздо более сурового начальника по отношению к его подчиненным - генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать пораженные саранчой районы, обиженный поэт представил «отчет»: «Саранча летела, летала, садилась... и все ела»). Едва терпя провинциальную скуку, Пушкин либо обдумывал планы побега за границу, либо перебирался в среднюю зону России. В августе 1824 года он был переведен для проживания в усадьбу Михайловских близ Пскова под надзором полиции (отец поэта согласился помочь авторитету поэта, который полностью разрушил бы их отношения).

Но умственное замешательство, страдание, стремление трансформировались в лирическую гармонию - и в поэзии Пушкин, казалось, переживал другую, несравненно более свободную и более гармоничную жизнь.

Характеристика творчества в период южного изгнания

На юге его лирический голос звучал в полную силу. Летом 1820 года на пути в изгнание были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило» и «Редеет облаков летучая толпа». Последнее стихотворение не поддается однозначной интерпретации. Но поэт не стремится к ясности, его стихи должны быть немного туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного моря и закатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, отсутствие согласия - все это «признаки» романтизма, в чьей власти тогда был Пушкин.

Стихи, написанные на юге, постепенно переросли в один поэтический сюжет. Они превратились в лирический роман, рассказывающий о поэте, которого власти изгнали на окраину империи, не раз обманутом «юными анемонами», но не предавшем его главной любви - внутренней свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Слишком серьезные друзья декабриста не могут поколебать его творческую веру в свою судьбу. Единственное, что выше силы Пушкина - это «предоставить свободу» его творениям - не все они появятся в печати из-за цензуры, по крайней мере, в неискаженной форме. Возможно, в поэме «Птица» (1823) поэт говорит об этом.

Различные мотивы переплетены в текстах этих лет. Пушкин говорит о «демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет о свободе и царстве рабства, о потерянной любви, которая одновременно разбивает сердце поэта и обещает ему блаженство воспоминаний. А о верной дружбе, которая через пространство и время объединяет разлученных друзей, заводит их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был день разлуки шумной...», 1822 год).

Южные стихи

В творчестве Пушкина наибольшее место занимают стихи и тексты. Пушкин написал двенадцать поэм (одна из них - «Тазит» - осталась неоконченной), и более двенадцати сохранилось в эскизах, планах, начальных строках.

С 1820 года Пушкин входит в эту серию, создавая одно за другим свои романтические стихи, серьезные и глубокие по содержанию, современные с точки зрения проблем и весьма поэтичные по форме. С этими стихами («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан») в русскую литературу входит новое направление: передовой, революционный романтизм-это поэтическое выражение чувств и взглядов самых продвинутых. социальный слой, революционно настроенная благородная молодежь, наиболее активной частью которой были декабристы.

Резкое недовольство всеми окружающими, всем общественным порядком, в котором жизнь кажется тюрьмой, а человек - заключенным, горячее стремление к свободе; свобода как объект почти религиозного культа является одной из сторон отношения революционных романтиков 1920-х годов. В то же время их социальное одиночество, отсутствие живой связи с людьми, страданиям которых они сочувствовали, но чью жизнь они плохо знали и мало понимали, все это придавало трагический и чрезвычайно субъективный, индивидуалистический характер их мировоззрение. Чувства и трагические переживания одинокого, гордого, высоко над толпой стоящей личности стали основным содержанием романтической работы Пушкина. Протест против любого притеснения, которое тяготеет к человеку в «цивилизованном» обществе-политическое, социальное, моральное, религиозное угнетение-заставило его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником, нарушителем всех Нормы, принятые в обществе-религиозные, правовые, нравственные. Любимый образ романтиков-«преступник и герой», который «достоин и ужаса людей, и славы». Наконец, характеристикой романтиков было желание отвлечь поэзию от воспроизведения повседневной реальности, которую они ненавидели, в мир необычного, экзотического, географического или исторического. Там они нашли изображения природы, в которых они нуждались - могучие и мятежные («пустыни, волны края жемчуга, шум моря и груды камней») и изображения людей, гордых, смелых, свободных, еще не тронутых Европейская цивилизация.

Важную роль в поэтическом воплощении этих чувств и переживаний сыграла работа Байрона, во многом близкая мировоззрению русских продвинутых романтиков. Пушкин, а после него и другие поэты использовали, прежде всего, форму «Байронической поэмы», успешно найденную английским поэтом, в которой чисто лирические переживания поэта одеты в повествовательную форму с вымышленным героем и событиями, которые далеко от реальных событий жизни поэта, но прекрасно выражают его внутреннюю жизнь, его душу. «...Он постигал, создал и описал одного персонажа (именно своего), - писал Пушкин в заметке о драмах Байрона. - Он создал себя во второй раз, теперь под тюрбаном ренегата, теперь в плаще корсара, теперь в гьяуре, умирающем под схемой...». Так Пушкин в своих романтических стихах пытался «сотворить себя во второй раз», теперь заключенный на Кавказе, теперь бегущий из «плена душных городов» Алеко. Сам Пушкин неоднократно указывал на лирический, почти автобиографический характер своих романтических героев.

Внешние черты пушкинских южных стихов также связаны с байронской традицией: простой, неразработанный сюжет, небольшое количество символов (два, три), фрагментарная и иногда преднамеренная неопределенность изложения.

Неизменным качеством поэтического таланта Пушкина является способность бдительно наблюдать реальность и желание говорить о ней точными словами. В стихах это отражалось в том, что, создавая романтические образы природы и людей, Пушкин не изобретал их, не писал (как, например, Байрон о России или, позже, Рылеев о Сибири) о том, что он сам делал Не вижу, но всегда опираюсь на живые личные впечатления - Кавказ, Крым, Бессарабские степи.

Стихи Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызывали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов.

Помимо «Кавказского пленника», «Братьев-разбойников» и Бахчисарайского фонтана, написанных до 1824 года и вскоре опубликованных, Пушкин придумал и другие романтические стихи. «Я до сих пор бродю по стихам в моей голове»,-написал он Дельвигу в марте 1821 года, в рукописях его стихов было несколько набросков, где Пушкин по-разному, с разными предметами и в разных национальных средах, думал, что разовьется одинаково «Героический» или «Преступный» романтический образ и показать его неизбежно трагическую судьбу. Отрывок из одного из этих стихотворений, где атаман волжских грабителей должен был стать героем, Пушкин опубликовал под названием «Братья-разбойники». Начало великой романтической поэмы «Вадим» также сохранилось.

В те же годы, возможно, под влиянием огромного успеха Руслана и Людмилы, Пушкин также рассматривал стихи совершенно другого типа-магические и сказочные, с авантюрным сюжетом и историческими или мифологическими персонажами: о Бове царя, о сын Владимира Святого Мстислава и его борьба против черкесов, об Актеоне и Диане. Но эти планы, которые отвлекали поэта от его главной задачи-развития и углубления романтических тем-никогда не были реализованы им.

Однако весной 1821 года Пушкин написал короткое стихотворение «Габриэлиада», остроумная, блестящая антирелигиозная сатира - ответ на усиленную политическую реакцию, окрашенную в те годы мистикой и религиозным лицемерием.

В 1823 году Пушкин переживал серьезный кризис в своем романтическом мировоззрении. Разочарованный в надежде на близкое осознание победы революции, сначала на Западе, а затем в России, - и в этой победе Пушкин, полный «небрежной веры», был полностью убежден - он вскоре разочаровался во всем своем романтике идеалы-свобода, возвышенный герой, элитная поэзия, романтическая вечная любовь. В это время он написал ряд мрачных, горьких стихов, изливая в них свои «желчь» и «цинизм» (по его словам) - «Сеятель», «Демон», «Разговор продавца книг с поэтом» (и чуть позже - «Сцена из Фауста») и другие, которые остались незаконченными в рукописи. В этих стихах он подвергает горькой насмешке все основные положения своего романтического мировоззрения.

Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических «южных» стихов. Герои этих стихов во многом похожи на героев «восточных историй» (стихов) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцев в поисках свободы, бегущих от цивилизации в естественный «дикий» мир. Роковая любовь, неразрешимые противоречия, новые разочарования ждут их там. А именно - смертельно, а именно - неуничтожимо. Итак, герой «Кавказского пленника» (1820 - 1821), охладив свое сердце и устремляясь за «веселым призраком свободы», попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека... Так, крымский хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1821 - 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.

Наложница Гирея, наложница Зарема, неспособная простить «измену» хана, убивает смиренную Марию.

Но уже в «Кавказском пленнике» - первом из «южных» стихов - Пушкин столкнулся с серьезным препятствием.

Согласно законам романтизма, лицо романтического поэта обязательно должно сиять через образ героя. Многочисленные намеки были направлены на то, чтобы заставить читателя заподозрить, что сам автор испытал нечто подобное. Но Пушкин в письме своему другу из Кишинева В.П.Горчакову (1822) признал, что он не может быть героем романтической поэмы - разочарован, без следа погружен в себя и потому равнодушен к человечеству. Возможно, именно поэтому характер героя оказался бледным, в отличие от характера черкесской женщины - живой, подвижной.   

Первое южное стихотворение Пушкина, которое для него было признано неудачным, потому что он «скопировал образ узника с себя». Но этот образ отличается от авторского, будучи «демоническим» героем Байрона. Во внешнем заключении герой выбирает для себя внутреннее заключение, предпочитая жить прошлым доброму самоанализу, отвергая настоящее. И для него эта жизнь воспоминаний настолько приемлема, что он даже не думает о побеге и не хочет сочувствия к себе:

Оставь же мне мои железы,

Уединенные мечты,

Воспоминанья, грусть и слезы:

Их разделить не можешь ты.

В следующем стихотворении «Бахчисарайский фонтан» главным героем выступает хан (хотя поэт позднее назвал этот персонаж неудачным). А в самом центре поэмы - две женщины - Мария и Зарема.

В «Бахчисарайском фонтане» добра и зла, веры и неверия разные мировоззрения сталкиваются во дворце хана Гирея, но только с тех пор, как в нем появилась Мария. Без особых действий, просто оставаясь верным себе и своим убеждениям, она настолько повлияла на Гирея, что:

Подъемлет саблю и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг,

Бледнеет, будто полный страха.

И что-то шепчет, и порой

Горючи слезы льет рекой.

Но в своем сердце он остается острым и диким воином. Понимая, что ему больше не нужна Зарема, он приказывает убить ее. И Мария была очень похожа на ангела для хана: она жила, молилась, установить ее на правильном пути, «мгновенно сирота почила».

Она давно желанный свет,

Как новый ангел озарила.

В благодарность ей, уже мертвой, ханом был установлен мраморный фонтан. И это говорит о новом мировоззрении хана.

В поэме «Цыгане» (1824), которая замкнула цикл «Байроник», герой-романтик меняет себя. Становясь чрезвычайно близким к нему, связывая его имя (Алеко) с его (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое стремление, подытожив стихотворение резкими, почти холодными стихами:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!

И под избранными шатрами

Живут мучительны сны,

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

«Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые цивилизация принесла герою. Конец стихотворения трагичен и открыт.

Среди таких произведений есть поэма «Цыгане», написанная в 1824 году. Ее содержание является критическим разоблачением романтического идеала свободы и романтического героя. Романтический герой Алеко, попавший в приятную для него атмосферу полной свободы, возможность свободно делать все, что он хочет-раскрывает его истинную природу: он эгоист и насильник.

Изображения цыган схожи с первыми христианами. У них нет понимания в мире и нет убежища, и они бродят, проповедуя истину.

И Алеко проигрывает на их фоне, он типичный денди XIX века. В стихотворении оказывается, что цивилизованный человек более дикарь, чем дикарь! Идея Пушкина ясна: цивилизация влечет за собой духовный регресс. Цыгане, которые не успели ощутить все блага цивилизации, по-прежнему совершают добрые дела на подсознательном уровне. И те, кто успел попробовать эти фрукты, сознательно отрекаются от Бога. И это отражается на их делах. Алеко:

Я не таков. Нет, я не споря,

От прав моих не откажусь;

Или хоть мщеньем наслажусь.

О нет! Когда над бездной моря

Нашел я спящего врага,

Клянусь и тут моя нога

Не пощадила бы злодея;

Я б в волны моря, не бледнея,

И беззащитного б толкнул;

Внезапный ужас пробужденья

Свирепым смехом упрекнул,

И долго мне его паденья

Смешон и сладок был бы гул».

Понятно, сильная гипербола, но для того чтобы подчеркнуть эффект его непохожести на старика:

Оставь нас гордый человек!

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел; - оставь же нас,

Прости! Да будет мир с тобой.

Это ключ к разнице между этими людьми. Алеко живет только для себя, а цыгане заботятся друг о друге, они все делают как «дружная толпа». Поэтому история распада Алеко и Земфиры - это история распада Алеко и всех цыган. Все для нее. Здесь просвечивает христианство, что предполагает «любить ближнего как самого себя». Но Алеко может любить только себя. Старик прощает Алеко все, хотя это нелегко, доказывая, что лучше быть «диким», но с чистой совестью, чем «культурным» с грязной совестью, душой и руками.

Цыгане также развенчивают романтический идеал самой неограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни возможны только для примитивных, праздных, ленивых, «робких и добросердечных» людей, а в личной жизни, в любви, оказывается, быть чисто животной страстью, не связанной ни с какими моральными заботами. Неспособность выйти за рамки чисто романтического, субъективного взгляда на жизнь неизбежно приводит поэта к глубоко мрачному выводу о том, что счастье на земле невозможно «и от судеб защиты нет». Цыгане, Стихотворение точки поворота, переходный период, идеологически и художественно огромный шаг вперед по сравнению с предыдущими стихами. Несмотря на совершенно романтический характер и стиль ее, а также экзотическую обстановку и героев, Пушкин здесь впервые использует метод чисто реалистической проверки верности своих романтических идеалов. Он не предлагает речей и действий своим персонажам, а просто помещает их в определенную обстановку и отслеживает, как они проявляют себя в обстоятельствах, с которыми они сталкиваются. На самом деле Алеко, типичный романтический герой, хорошо известный нам по стихам и стихам Пушкина в начале 1920-х годов, не мог поступить иначе в том положении, в котором он оказался. Двойное убийство, которое он совершает из ревности, полностью соответствует его характеру и мировоззрению, раскрытому как в самой поэме, так и в других романтических произведениях той эпохи. С другой стороны, Земфира, как показывает Пушкин, не могла поступить иначе, не могла оставаться верной Алеко навсегда-в конце концов, она цыганка, дочь Мариулы, и ее история только повторяет - за исключением трагического финала - историю ее матери.

Эта «объективная» позиция автора «Цыган» по отношению к действиям и чувствам его героев нашла свое отражение в самой форме: большинство эпизодов стихотворения даны в форме диалогов, в драматической форме, где авторский голос отсутствует, но сами герои говорят и действуют.

«Цыгане» - это произведение, в котором кризис мировоззрения Пушкина - романтика отразился наиболее глубоко, в то же время, согласно методу разработки темы, он открыл новые пути в творчестве Пушкина - путь к реализму.     

Заключение

В творчестве Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль. В этих стихах Пушкин впервые четко наметил философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы назревает кризис в духовной жизни Пушкина, отраженный в стихах, наполненных мрачным скептицизмом «Свободы сеятель пустынный», «Демон» (1823) и раздумий о тайнах человеческой судьбы и путей истории «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Зачем ты послан был...» (1824) и др.

Следует отметить, что все образы в южных стихах являются собирательными. Действия героев часто преувеличиваются, это жестокость Алеко, скромность Марии и задумчивость Гирея. Эти образы идентифицируют добро и зло, их столкновение. И они доказывают, что добро, основанное на христианском мировоззрении, побеждает зло. Таким образом, Пушкин расширяет байронический романтизм, показывая, как «демонический» герой, помещенный на христианскую почву, находит выход из ситуации в христианстве, или предполагается, что он его там найдет. Пушкин зовет увидеть свет Марии, благодаря которой мы будем бояться убивать Старика и установим в нашем сердце памятник Богу, которого знаем.

В этот критический период начинается работа над романом в стихе «Евгений Онегин», в котором представлены противоположные типы сознания - скептическое (Онегин) и мечтательно-романтическое (Ленский) и идеал гармоничного отношения (Татьяна).