Взаимосвязь налогов и дотаций

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Доходы населения и проблема их перераспределения в современной экономике 
Распределение доходов между семьями, черта бедности
Аграрная реформа в России: стратегические цели и этапы 
Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике 


Введение:

Государственное регулирование экономики можно определить как комплексную систему мер, принимаемых государством для упорядочения рыночных отношений, минимизации негативных последствий рыночных форм бизнеса, социальной защиты определенных групп населения и создания предпосылок для создания эффективного рынка. 

Но роль государства не всегда должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Существуют обстоятельства и сферы, которые принадлежат исключительной прерогативе государства и никогда не могут быть выполнены кем-либо, кроме него.

Налоги и субсидии как инструмент регулирования рыночной экономики

Таким образом, ряд важнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должен оставаться в руках государства: 

  • научно-технический прогресс;
  • структурная перестройка экономики;
  • социальная политика;
  • экологические проблемы и др.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы воздействия на экономику. Однако весь этот набор охватывает 2 основных формы регулирования: 

  1. направлять через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление промышленными предприятиями;
  2. косвенный с помощью различных мер (инструментов) экономической политики (налоговая, кредитная, денежная, амортизация и т. д.).

Прямая форма государственного вмешательства в экономику может быть представлена ​​следующими взаимопроникающими и взаимосвязанными группами методов.

Наиболее значимой группой в совокупности этих медов является прямое государственное (бюджетное) финансирование. Он включает в себя выделение бюджетных инвестиций, субвенций, грантов, субсидий предприятиям и территориям. 

Субвенция (от лат. Subvenire «прийти на помощь») является формой финансовой помощи государства для восстановления (реабилитации, поддержки) предприятий в периоды экономических кризисов.

Дотации (от лат. Dotatio «дар») денежные отчисления из государственного бюджета предприятиям и организациям для компенсации потерь при производстве и реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки производства и не приносящим определенной суммы прибыли (хлеб, молоко, городской транспорт, ритуальные услуги и т. д. и т. д.).

Государство может оказывать финансовую помощь фирмам в отраслях промышленности и даже целым территориям в форме безвозмездных субсидий (от латинского субсидия «поддержка») в тех случаях, когда оно считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут быть выданы как государственным, так и частным фирмам. Таким образом, государство может финансировать частную школу: оно предоставляет ему средства в сумме, которую получают от нее все государственные школы, а остальные средства должны быть получены самой школой. 

Основное различие между бюджетным финансированием и всеми другими методами заключается в том, что эти средства предоставляются государством бесплатно и безвозвратно. 

Программно-целевые методы экономического регулирования проявляются в разработке целевых комплексных программ. Целевые программы называются потому, что все их задачи и виды деятельности, выделенные ресурсы подчинены достижению определенных конкретных целей. Сложность программ означает, что они предусматривают все необходимые меры социально-экономического, промышленного, научного и исследовательского характера для достижения поставленных целей. 

По содержанию целевые комплексные программы делятся на несколько типов:

  • социально-экономические, направленные на решение проблем развития и улучшения образа жизни людей, повышения их материально-культурного уровня и т. д. (Продовольственная программа, Комплексная программа по развитию производства товаров народного потребления и услуг и т. д.); 
  • научно-технические, обеспечивающие решение научно-технических задач по внедрению достижений науки и техники в народное хозяйство (программа освоения космоса, программа использования термоядерной энергии в мирных целях);
  • производственно-экономическая, направленная на решение основных межотраслевых проблем в сфере производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств (Программа развития топливно-энергетического комплекса, Программа развития транспорта); 
  • территориально-региональный, обеспечивающий комплексное экономическое развитие новых территорий, формирование и развитие ТПК (Программа развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне России);
  • экологические, разработка комплекса природоохранных и природоохранных мероприятий (Программа по ликвидации последствий чернобыльской аварии);
  • организационно-экономические, целью которых является совершенствование организации управления экономическими системами (сокращение числа министерств в связи с реформой управления). 

Особое значение среди прямых методов государственного регулирования имеет государственный заказ, а также квоты и лицензирование продукции.

Государственный заказ является своего рода финансированием деятельности фирм и предприятий. Государство заказывает фирме тот или иной товар и заявляет, что является ее покупателем. Например, если железные дороги в стране принадлежат государству, оно может заказывать вагоны или локомотивы частной компании и покупать «для себя» всю партию. Здесь государство финансирует расходы и заранее предоставляет фирме доход от продажи товаров. 

Большая часть государственных заказов размещается, как правило, в отраслях военной промышленности. Но есть и другие цели их использования государством. Таким образом, государственные заказы выдаются фирмам, производящим новые виды продукции, которые еще не известны потребителям. В этом случае гарантией продаж по фиксированным ценам является финансовая поддержка фирм-производителей: со стороны государства и облегчает им привыкание к новым продуктам. 

Государственные заказы используются для решения таких важных социальных, научных, технических и экономических проблем, которые требуют больших первоначальных капиталовложений, большего финансового и научно-технического риска.

Котировка это метод регулирования экспортно-импортных операций путем установления количественных ограничений на объем экспорта и импорта товаров в натуральном или стоимостном выражении за определенный период.

Лицензирование экспорта и импорта представляет собой систему государственного контроля и регулирования экспортно-импортных операций путем установления строгого учета определенных товарных потоков и, при необходимости, их временных ограничений.

Государственное предпринимательство как метод прямого государственного регулирования сводится к управлению экономической, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. В отличие от частного, целью государственного предпринимательства является не только получение прибыли. Помимо коммерческих предприятий, государственные предприятия также сталкиваются с социально-экономическими задачами: обеспечение необходимых темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний, долгосрочная реструктуризация производства, сохранение занятости, стимулирование научно-технического прогресса. Этот метод помогает решать различные проблемы национального характера, которые по ряду объективных причин не могут быть реализованы механизмом частного предпринимательства. 

Государственное предпринимательство выполняет функцию поддержания благоприятных общих условий для функционирования общественного воспроизводства и, следовательно, может быть противопоставлено частному. Государственный сектор должен гармонично вписаться в структуру рыночной экономики. 

Помимо прямых инструментов, государство также использует в своей практике косвенные методы финансового и налогового кредитования и денежно-кредитного регулирования. Они опираются главным образом на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночной экономике и влияют на экономические интересы. 

Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов. 

По способности платить налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с предмета налога, включают в себя:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • водный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на имущество организаций;
  • Коллекция за использование объектов животного мира и за использование объектов водных биологических ресурсов;
  • Общегосударственный налог;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на развитие сельского хозяйства.

Налоги, как правило, идут в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды. Но их важность выходит далеко за рамки обеспечения государственного финансирования ресурсами. Налоги стали важнейшим средством национализации национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, о чем свидетельствует увеличение доли налоговых льгот в общем ВНП. 

Налоги выступают одним из рычагов регулирования экономической деятельности. Управляя налогами на прибыль, государство оказывает очень ощутимое влияние на процесс накопления капитала. Примером является так называемый механизм налога на ускоренную амортизацию, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям вычитать суммы в фонд амортизации, которые значительно превышают фактическую амортизацию основного капитала. В результате сумма налогооблагаемой прибыли значительно уменьшается, и, следовательно, сумма уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом для увеличения капиталовложений в корпоративный сектор экономики. 

Денежно-кредитная политика государства. Кредит это движение ссудного капитала, осуществляемое на основе срока погашения, погашения и погашения. 

Кредит играет важную роль в рыночной экономике.

Во-первых, это позволяет значительно расширить сферу общественного производства.

Во-вторых, выполняя перераспределительную функцию, кредит способствует тому, что сбережения, прибыль предприятий, государственные доходы превращаются в ссудный капитал и направляются в доходные сферы народного хозяйства.

В-третьих, кредит помогает сэкономить на издержках обращения. В процессе его развития появляются различные способы использования банковских счетов и депозитов (кредит в точку, депозитные сертификаты), опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков. 

В-четвертых, кредит способствует ускорению концентрации и централизации капитала. Он активно используется в конкурентной борьбе и способствует процессу приобретений и слияний фирм. Некоторые предприниматели, получившие кредиты на льготных условиях, получают возможность быстрого роста капитала, другие могут использовать кредиты только на худших условиях и проигрывать в конкурентной борьбе. 

Денежно-кредитная политика государства представляет собой метод государственного регулирования экономики, реализуемый через влияние центрального банка на резервы коммерческих банков, ставки банковских кредитов и т. д. через контроль над денежной массой. Его главная цель помочь экономике достичь общего уровня производства, который является полной занятостью и свободен от инфляции. Использование этого метода регулирования вызывает увеличение денежной массы во время спада производства, чтобы стимулировать совокупные расходы и ограничить предложение денег во время инфляции. 

Следует отметить, что как среди прямых, так и среди экономических регуляторов нет единого идеала. Любой из них, принося положительный результат в одном секторе экономики, безусловно, окажет отрицательное влияние на другие. Поэтому государство требует постоянного контроля над такими эффектами и их своевременного подавления. 

Кроме того, необходимо соблюдать осторожность при использовании экономических методов. Если государство игнорирует это требование, не задумываясь о том, как действие этих регуляторов повлияет на рыночный механизм, последний начинает выходить из строя. 

Если мы хотим построить современную, эффективную рыночную экономику, мы не должны начинать с подавления самого рынка, пусть даже экономическими методами.

Выбор методов воздействия государства на структурные процессы, их ранжирование и рациональное сочетание должны осуществляться исходя из целей соответствующего этапа структурных преобразований и сложившейся экономической ситуации. 

Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • На втором уровне находятся бюджеты субъектов Российской Федерации (89 бюджетов 21 республиканского бюджета, 55 областных и региональных бюджетов, 10 районных бюджетов автономных округов, бюджеты автономного еврейского региона, городские бюджеты Москвы и ст. и др.) Бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). 

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета Российской Федерации (федеральных, территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) и их реализация очень сложный, многофакторный процесс, качество из которых определяет финансовое положение в стране на следующий финансовый год, среднесрочный и долгосрочный. В этой работе планирование и мобилизация налоговых поступлений особенно сложны. 

Несмотря на довольно большое количество налогов и других обязательных платежей, наиболее значительную часть в доходах бюджетов всех уровней составляют НДС, подоходный налог, акцизы, платежи за использование природных ресурсов и подоходный налог с населения. На их долю приходится более 4/5 всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет. 

Суммируя роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней, можно сделать вывод, что доходная база местных бюджетов в основном определяется долями и суммами отчислений из налогов вышестоящих бюджетов, а также финансовой поддержкой в форма грантов, субвенций, трансфертов. Наиболее значимым налогом в формировании доходной части региональных и местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, его доля в бюджете Республики Молдова составляет 12,7%, а в Зубово-Поляне 81,4%. Подоходный налог и НДС также играют важную роль. 

Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы как консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех трех уровней. Объективное и эффективное распределение доходов между бюджетами разных уровней является довольно сложной задачей. Это связано с тем, что обеспечение темпов экономического развития страны может не совпадать с интересами и потребностями региональных властей по финансированию выделенных сфер и субъектов юрисдикции, а также по решению локальных проблем. В связи с этим проблема сбалансированности бюджетов каждого уровня неизбежно возникает. Одновременно с решением этой проблемы распределение налоговых поступлений должно также обеспечить определенный уровень финансовой независимости региональных и местных бюджетов, чего нельзя достичь, не обеспечив им достаточный уровень собственных налогов. 

С 2005 года в Российской Федерации установлено распределение между бюджетами на постоянной основе всех федеральных налогов, но проблема обеспечения местных бюджетов собственными налогами и постоянными налоговыми поступлениями остается нерешенной. В частности, система местных налогов включает только два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. С 2005 года подоходный налог с предприятий исключен из источников местных бюджетов с фиксированным доходом, что серьезно ослабляет эти бюджеты. 

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что основным методом обеспечения региональных бюджетов постоянными источниками доходов в России является установление с 2005 года постоянных стандартов отчислений из федеральных налогов. Следует также отметить, что роль собственных налогов, как в региональном, так и в местном бюджетах, невелика, и стабильная консолидация источников доходов не обеспечивается для местных бюджетов. 

Роль и характер субсидий в регулировании рыночной экономики

Согласно принятому законодательному акту, регулирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее значимые налоги в количественном выражении закрепляются за федеральным бюджетом. Региональные и местные налоги невысоки, их доля в консолидированном бюджете страны незначительна. В то же время нагрузка на территориальные бюджеты постоянно увеличивается. Это связано не только с тенденцией переноса из федерального бюджета в территориальные бюджеты многих расходов на финансирование промышленных и социально-культурных объектов, но и с инфляцией, в результате которой обслуживание этих объектов становится дороже, а затраты связано с социальной защитой населения. Территории нуждаются в финансовой помощи. 

Наиболее важным способом перевода средств из бюджетов более высокого уровня в более низкие являются отчисления в% от налогов, отнесенных в бюджет более высокого уровня.

В тех случаях, когда территории не имеют достаточного налогового потенциала и, следовательно, невозможно регулировать территориальные бюджеты с помощью налоговых вычетов, используется метод субсидирования, то есть запланированный перевод средств из вышестоящих бюджетов в абсолютном размере. Разновидностью субсидий является субвенция, то есть целевое перечисление средств и предоставление субсидий в другой бюджет на основе долевого финансирования целевых расходов. Субсидия (от лат. Dotatio дар, пожертвование) Субсидия это деньги, выдаваемые невозвратным способом из государственной системы. Гранты из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, субсидии могут предоставляться для покрытия убытков, понесенных предприятием в результате продажи его продукции по государственным ценам, которые не покрывают расходы предприятия. 

Другими словами, если для продукта установлена ​​субсидия, это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть государством. Таким образом, потребительская цена снижается. 

Недавно субсидии были заменены субвенциями. Субвенция это фиксированная сумма государственных средств, которые бесплатно выделяются национальным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов. 

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций принадлежит территориям России, для которых доля бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышает среднюю для России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования назначенных им капитальных государственных инвестиций, имеют право на инвестиционные субвенции. 

Субсидии представляют собой особую форму связи между финансово-экономическими отношениями между отдельными звеньями бюджетной системы и служат главным образом для поддержания сбалансированного бюджета. В отличие от субвенций, субсидии не подлежат возврату, если они не используются или используются не по назначению. Это позволяет получателям субсидий маневрировать полученными финансовыми ресурсами.  

Средства, выделенные из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, чьи денежные средства поступают от продажи произведенного продукта, меньше затрат на производство и продажу этого продукта, чтобы сократить бюджеты для покрытия разрыва между их доходами и Расходы позволяют, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допустить превышения розничных цен на некоторые потребительские товары и услуги, поскольку часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств посредством субсидий. Если бы не было субсидий, производители переместили бы свою долю расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако субсидии являются тяжелым бременем для государственного бюджета, порождают его дефицит, в результате чего необходимо проводить дополнительную эмиссию денег, ведущую к инфляции. Субсидии широко распространены в странах с преимущественно государственным административным управлением экономикой и в гораздо меньшей степени в странах с рыночной экономикой, в которых требования к самофинансированию и самодостаточности довольно жесткие. 

Вы также можете рассматривать субсидию в качестве государственных денежных пособий в форме дополнительных выплат, предоставляемых гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или для специальных целей или средств, выделяемых из федерального бюджета для поддержки региональных и местных бюджетов, когда их собственный доход недостаточен.

Субсидии как вид прямого бюджетного финансирования входят в совокупность административных методов государственного регулирования экономики. И они являются наиболее значимой группой в этой группе населения. 

Расходы бюджета на хозяйственные нужды осуществляются в следующих областях: инфраструктура, сельское хозяйство, субсидии на государственную собственность (далее ГС), поддержка экспортеров товаров, услуг и капитала. Важность определенных областей расходов на экономические нужды в разных странах, в разных ситуациях может различаться, но расходы на инфраструктуру и сельское хозяйство неизменно занимают первые места. Типичным направлением государственных субсидий являются субсидии убыточным объектам ГС, покрывающие их потери или финансирующие расширение объектов ГС, независимо от их прибыльности. Значительное количество государственных компаний в ряде стран хронически недоплачивают. Руководствуясь не рыночными, а национальными критериями экономической эффективности, государство не только ежегодно покрывает дефицит текущей деятельности таких компаний, но и выделяет субсидии на их модернизацию и расширение. 

Размер субсидий ГС зависит, во-первых, от его масштаба, а во-вторых, от рентабельности. В последнее десятилетие во многих странах с развитой ГС существовала компания по приватизации государственных объектов, многие из которых были переданы в частные руки. Основным аргументом сторонников приватизации является низкая прибыльность или убыточность объектов ГС, что снижает эффективность национальной экономики страны в целом, а также бремя расходной части бюджета субсидиями на ГС. 

Сумма субсидий из средств Фонда, выделяемых субъекту Российской Федерации, рассчитывается в два этапа, и для каждого из них устанавливается критерий выравнивания сметного бюджетного обеспечения.

Субсидии в основном предоставляются, как упоминалось ранее, убыточным объектам государственной собственности, но именно такие объекты, как железные дороги, больницы, школы, почтовые отделения, телеграфы, городской транспорт и т. д. Государственные предприятия и организации являются общественным благом, они исключены из сферы рыночных отношений. Государство обязано финансировать эти объекты, поскольку они сами не способны покрыть убытки от производства и оказания услуг, их прибыль недостаточна. Например, в соответствии с рыночными принципами те, кто готов платить за услуги, могут пользоваться медицинской помощью. Но, согласно современным представлениям, это социально несправедливо. Не все граждане заключают договор о добровольном медицинском страховании. В результате здоровье нации может быть повреждено, эпидемии могут распространяться. Поэтому во многих развитых странах мира с рыночной экономикой введено всеобщее обязательное медицинское страхование. Поскольку услуги больниц в основном бесплатны, необходимы субсидии, а также другие отрасли. 

Взаимосвязь налогов и дотаций

Социальная защита это различные формы поддержки населения, его страхование от негативных последствий функционирования рыночного механизма. Все члены общества нуждаются в социальной защите на минимальном уровне. Субсидии являются одним из основных источников финансирования социальной защиты и социальных гарантий. 

Проблемы налогообложения и субсидий рыночной экономики. Предложения по улучшению налоговые поступления в бюджет

Недостатки налоговой системы

Как упоминалось ранее, субсидии это средства, которые безотзывно выдаются из бюджета, а бюджет формируется в основном за счет налоговых поступлений. Чем эффективнее будет работать налоговая система в стране, тем эффективнее будут субсидии тем региональным и местным бюджетам, а также организациям и предприятиям, которые особенно в них нуждаются. 

«Требовать отмены налогов значит требовать уничтожения самого общества. Государство не может ничего сделать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. « Тургенев российский экономист. 

Во-первых, необходимо выделить основные недостатки существующей налоговой системы, к которым относятся:

  1. нестабильность налоговой политики,
  2. чрезмерное налоговое бремя, возлагаемое на налогоплательщика,
  3. уклонение от уплаты налогов для юридических лиц, вызванное, в частности, отменой инвестиционных стимулов,
  4. чрезмерное распределение налоговых льгот, что приводит к огромным бюджетным потерям (однако в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран показывает, что целесообразно включать льготы в налоговые расходы государства и включать их в расчеты эффективности государственного сектора экономики. 
  5. отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики,
  6. эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную нагрузку, 
  7. чрезмерные выплаты заработной платы,
  8. фиксированная ставка налога на доходы физических лиц.

Во всем мире люди с более высокими доходами платят более высокие налоги в бюджет, и бедные освобождаются от них. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога был нарушен один из важнейших принципов налогообложения, его справедливость. Кроме того, когда устанавливается лимит для стандартных вычетов по подоходному налогу с физических лиц, этот элемент налогообложения, общий для всех налогоплательщиков, «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых не установлены предельные доходы. 

Важнейшим направлением государственной налоговой политики должно стать снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности налога на прибыль, что уже отражено в действующем налоговом законодательстве. Это должно помочь создать благоприятный инвестиционный климат, увеличить самофинансирование производства, стимулировать деятельность малых и средних фирм, которые в наибольшей степени способны обновлять свою продукцию и внедрять технические инновации. 

В то же время проблема обеспечения местных бюджетов собственными налогами и постоянными налоговыми поступлениями остается нерешенной. Как упоминалось ранее, в местную налоговую систему включены только два налога: налог на землю и имущество для физических лиц. Источники доходов должны быть расширены, в частности, за счет полного зачисления платежей в рамках специальных налоговых режимов. Также необходимо вернуться к ставке налога на прибыль организаций, которая была зачислена в местные бюджеты, которая действовала до 2005 года. 

Другие недостатки текущей налоговой политики в России включают в себя: выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые работники платят подоходный и социальный налоги в полном объеме).

Предложения по налоговой реформе

Среди наиболее актуальных направлений налоговой реформы можно выделить следующие:

  1. полнота реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны быть запущены одновременно и в полном объеме. Для этого нужно принять два принципиально политических решения: значительно (примерно на треть) снизить налоговую нагрузку, в основном за счет снижения налоговых ставок, в первую очередь для производителей; при этом обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законодательством.
  2. повышение уровня справедливости налоговой системы за счет: выравнивание налоговых условий для всех налогоплательщиков (прежде всего на основании отказа в обосновании льгот и льгот); отмена неэффективных налогов и сборов, которые оказывают наиболее негативное влияние на экономическую деятельность; исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.
  3. упрощение налоговой системы путем создания исчерпывающего перечня налогов и сборов при одновременном сокращении их общего количества и максимальной унификации действующих режимов расчета и порядка уплаты различных налогов и сборов;
  4. отмена всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.
  5. переход от налогообложения факторов производства к налогообложению природных ресурсов и различных форм природной ренты.
  6. отказ от налогообложения малого бизнеса. Конечно, такая мера должна распространяться только на реальные малые предприятия, где: их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении; среди учредителей нет юридических лиц; Численность работников либо ограничена членами семьи, либо составляет не более 5-10 человек, а текучесть кадров не превышает установленного максимума. 

Многовекторная модель налоговой системы представляется весьма перспективной, которая предлагает резкое сокращение числа неэффективных налогов, а также замену подоходного налога налогом на расходы.

Сторонники этой модели налогообложения предлагают перейти от принципа «производил больше, платил больше» к более справедливому и рентабельному принципу «тот, кто имеет и потребляет больше, платит налоги». Это придаст налоговой системе многовекторный характер, когда искусственная минимизация одного налога приведет к увеличению другого или нескольких налогов. 

Противоположное направление налогов является одним из наиболее важных отличий этой модели налогообложения от существующей системы. Например, в последнем случае НДС и подоходный налог являются однеквадратическими налогами. По сути, тот же объект подлежит налогообложению, а именно выручка (доход) от предпринимательской деятельности. 

Принципиально другая модель налоговой системы сможет решить эту проблему благодаря различным направлениям применяемых налогов. Таким образом, минимизация НДС в виде завышенных налоговых вычетов на приобретенные товары, работы, услуги приведет к увеличению налога на расходы. Дивергенция налогов может рассматриваться как своего рода встроенный компенсатор потери налоговых поступлений в результате неправомерных действий налогоплательщиков. Если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов, то их разнонаправленность компенсирует соответствующие убытки. 

Принимая во внимание преимущества различных векторов налогообложения, целесообразно отменить все неэффективные налоги, заменить подоходный налог налогом на расходы. Только пять налогов (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций, ЕСН, подоходный налог с физических лиц) должны взиматься на постоянной основе, а остальные, в зависимости от характера бизнеса. 

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (CMASP) придерживается иной позиции при назначении НДС, по мнению экспертов по НДС «бессмысленного налога». Его возмещение растет гигантскими темпами и к 2013 году будет равно налоговым поступлениям. НДС составляет 30-40% налоговых поступлений федерального бюджета. Но вскоре существование этого налога утратит смысл, поскольку объем поступлений будет равен объему его возврата, говорится в отчете CMASF «Взыскание НДС». Если в 2002 году доля вычетов и возмещений в отношении начисленного НДС составляла 85,1%, то в 2003 году она увеличилась до 87,5%, в 2004 году до 89%, а в 2005 году до 89,5%. Если эта ставка сохранится, то к 2013 году сумма собранных и возмещенных налогов будет равна, подсчитал автор доклада Дмитрий Белоусов. 

Налоговики согласны с прогнозами Белоусова. С 2007 года была введена единая декларация по НДС: налог, подлежащий возврату, будет автоматически вычитаться компаниями из подлежащего уплате НДС. «Из-за этого поступления НДС могут стать минимальными», говорит начальник отдела косвенных налогов одной из региональных УФНС. По его мнению, значительная часть отчислений приходится на схемы уклонения от НДС. 

Провал доходов по НДС обусловлен исключительно «эффектом 2006 года» и будет восстановлен в следующем году, возразил Илья Трунин из Института экономики переходного периода. С 1 января порядок уплаты этого налога серьезно изменился, напоминает он. Компании могут использовать ускоренные вычеты еще до того, как они оплатят товары своим поставщикам. Если бы не эти изменения, поступления НДС увеличились бы, уверен Трунин. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Наталья Комова разделяет это мнение. Минфин включил в проект бюджета на 2007 год увеличение доходов от НДС на 420,6 млрд руб. (44% больше, чем ожидалось, будет собрано в этом году). А Федеральная налоговая служба подсчитала, что при средней рентабельности бизнеса в 2005 году 14,6% объем внутренних отчислений должен был составить 70,5%. Представители ФНС утверждают, что этот показатель не станет обязательным ориентиром для проверок. «Расчеты для обучения сотрудников и иллюстрации влияния рентабельности на отчисления в идеальных условиях», говорит источник в ФНС. Однако местные налоговые органы уже начали создавать специальные комиссии, которые будут расследовать деятельность компаний, получающих слишком большие (по их мнению) отчисления. 

Реформирование подоходного налогообложения граждан должно сыграть особую роль в стратегии российской налоговой политики. В условиях, когда государство отказывается финансировать многие программы в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и социального обеспечения, подоходный налог должен приобрести социальную направленность. Средства, оставшиеся у плательщика после уплаты подоходного налога, должны удовлетворять необходимые потребности гражданина и его семьи. Кроме того, социальная направленность подоходного налогообложения граждан будет фактором, который поможет снять напряженность, которая неизбежно возникает в переходный период из-за переноса налогового бремени на физических лиц. 

Кроме того, на основании расчетов рационального потребительского бюджета целесообразно оценить уровень средней заработной платы, а также исходя из прожиточного минимума, включенного в расходы федерального, регионального и местных бюджетов. Таким образом, система подоходного налога с населения может быть использована в качестве эффективного инструмента для реализации стабилизирующей функции в рамках национальной налоговой политики. В то же время следует учитывать целесообразность увеличения доли бюджетных налоговых поступлений от налогообложения доходов граждан. Эта цель может быть достигнута путем дифференциации процентных ставок социальных отчислений и льгот в зависимости от категории налогоплательщика и значительного расширения налоговой базы, т.е. включения в нее (как это принято в большинстве развитых стран мира) налогообложения по льготным пенсии, пособия по инвалидности и безработице, страховые выплаты из страховых и негосударственных пенсионных фондов, субсидии и доплаты к заработной плате за транспорт, еду, рабочую одежду, медицинское обслуживание и т. д. 

Новый подход к системе подоходного налога должен сопровождаться стимулированием развития всех форм негосударственных пенсионных и страховых фондов и компаний (страхование жизни, здравоохранение, жилье, коммерческие риски и т. д.),которые также являются основными источниками инвестиционный капитал в рыночной экономике.

Важно выделить отдельную группу так называемых экологических налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. Они могут включать в себя дополнительные акцизы на нефть, бензин, другое топливо, автомобили, налоги на использование природных ресурсов, платежи за вредные выбросы и т. д. следует иметь в виду, что, хотя функции природопользования являются предметом совместное управление всеми уровнями власти, но в действительности они могут быть эффективно реализованы на региональном и муниципальном уровнях. В то же время рационально распределять доходы от экологических налогов в пропорции: одна треть на федеральном уровне, две трети на местном и региональном уровнях. 

Отметим, что налог на право пользования недрами, действовавший в последние годы, в основном соответствует предлагаемой схеме.

Значимость всех вышеперечисленных предложений для построения эффективной налоговой системы может быть оценена только после их применения на практике, поскольку само понятие эффективности любого процесса не находит однозначного толкования в экономической литературе. По сути, для такой оценки эффективность процесса используется как степень достижения поставленной цели. Примером является налоговая реформа, которая обещала российскому бизнесу ежегодное снижение налоговой нагрузки на 1 процент ВВП до 2008 года, которая была приостановлена. В проекте бюджета на 2006 год указывалось, что сумма всех изменений в налоговом законодательстве приведет к снижению доходов федерального бюджета на 0,07 процента ВВП (18,6 миллиарда рублей). Министерство финансов объяснило это возросшими социальными обязательствами бюджета, связанными с монетизацией льгот. Протесты бенефициаров и пенсионеров заставили правительство в 2005 году выделить около 500 миллиардов рублей на социальные пособия вместо запланированных 300 миллиардов рублей. А в 2006 году эти расходы увеличатся еще на 28 процентов. По мнению экономистов, есть и другая причина: более половины налоговых поступлений идет в региональный и местный бюджеты. Правительство не решается радикально снизить налоги, чтобы не задеть интересы регионов. 

Вывод бизнеса из тени за счет снижения налогов главная цель налоговой реформы, начатой ​​пять лет назад. Правительство рассчитывало снизить номинальную налоговую нагрузку на компании с 37 до 28 процентов ВВП. И реальный сбор налогов должен был приблизиться к 100 процентам. И хотя чиновники обещают не отказываться от своих планов, налоговая реформа может затормозиться. Например, глава налогового департамента Минфина Михаил Моторин говорит, что чиновники вернутся к обсуждению вопроса снижения ставки НДС не ранее 2008 года. 

Заключение

В российской экономической системе 90-х гг. Налоговая политика трансформировалась в следующем направлении: в результате уменьшения объема государственного имущества и развития инфляционных процессов объем налоговых поступлений уменьшился, поэтому реструктуризация налоговой системы была направлена ​​на восстановление объем налоговых поступлений. 

Приняв структуру налоговых систем, характерную для рыночной экономики, и воспроизведя основные принципы налогообложения, отечественная налоговая система, тем не менее, сохраняет чисто фискальный характер.

Низкая эффективность, неприятие как субъектами хозяйствования, так и гражданами современной системы налогообложения во многом зависит от функциональной направленности внутренней налоговой политики, не соответствующей современному рыночному мышлению.

Оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует исходить из понимания, что Россия это страна, стремящаяся стать равноправным участником мировых и европейских рынков, чьи экономические субъекты последовательно включаются в процесс международного разделения труда. В этих условиях необходимо переориентировать налоговую реформу на приоритетные направления развития мировой налоговой политики, конечно же, с учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать существование единой концептуальной основы, определяющей важнейшие направления развития налоговых систем в современной рыночной экономике. 

Также важно учитывать мировые тенденции гармонизации национальных налоговых структур и унификации принципов расчета основных видов налогов, которые постоянно углубляются в процессе активного развития интеграционных процессов в мировом экономическом комплексе. 

Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики, можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики, включающие следующие положения.

Прежде всего, это формирование и последовательное развитие системы налоговых методов стимулирования инвестиционной активности корпораций, предпринимателей и частных лиц. Более того, список стимулируемых инвестиций должен включать все этапы научно-производственного цикла: от инвестиций в развитие производства до различных форм налоговых льгот для финансирования фундаментальных исследований, различных форм малого и среднего бизнеса, обеспечивающих непрерывный процесс. модернизации производства в целом, а также в области профессиональной подготовки и повышения их квалификации. 

Задача обеспечения достаточного объема средств для инвестиций должна решаться политикой либерализации подоходного налога, последовательного снижения ставок налога на доходы предпринимателей, сопровождаемого расширением налоговой базы при налогообложении корпораций, фирм и частных предпринимателей. 

Для решения проблемы пополнения бюджета, который несет неизбежные убытки в результате либерализации подоходного налогообложения, предназначена политика последовательного расширения сферы применения налогов на потребление.

Важной тенденцией в развитии налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социального обеспечения для самых бедных слоев населения. Основными налоговыми инструментами должны быть налог на заработную плату в виде взносов в Фонд социального страхования, который финансирует сеть программ социальной поддержки, и систему налоговых льгот для подоходного налога с населения. 

Важнейшим направлением в разработке методологии расчета налоговой базы и системы социальных выплат в рамках подоходного налога должна стать приоритетная поддержка института семьи как основы социально-экономической структуры общества.

Рационально последовательное введение специальных акцизных сборов на загрязняющие энергоносители и социально опасные виды товаров, расширение сферы применения и повышение ставок налога на вредные выбросы. Основная цель введения этой группы налогов не фискальная, а нормативная; они призваны обеспечить решение экологических и социальных проблем экономическими методами, достигнув поставленной цели, может не потребоваться субсидий, которые очень негативно влияют на бюджет страны. 

Специфика природно-географических и социально-экономических факторов структуры национальной экономики при разработке модели налоговой системы России требует учета:

  • региональная дифференциация производства, а также проблема изъятия и перераспределения природно-географической ренты;
  • необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы, транспортные тарифы на относительно низком по сравнению с мировым уровнем из-за льготных налоговых ставок;
  • необходимость формирования специальной системы налоговых льгот для производства и экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Развитие в современной рыночной экономике таких явлений, как взаимозависимость народнохозяйственных комплексов и интернационализация научно-технического развития производства, стимулирует процесс унификации налоговых ставок и гармонизации национальных налоговых систем России и ее экономических партнеров, прежде всего Страны СНГ.

Взаимосвязанная и скоординированная реализация этих направлений налогообложения составляет основу концептуального подхода в политике государственного налогового регулирования рыночной экономики.

Весь мировой опыт регулирования рыночной экономики подтверждает, что слаженный фискальный механизм, учитывающий максимальные особенности современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно имеет материальную основу для выполнения своих обязательств, а общество в том, что оно обеспечено верховенством закона и стабильным развитием.