Взаимосвязь издержек, прибыли и объема производства продукции фирмы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Единство и различия кейнсианских и монетаристских подходов к регулированию макроэкономики   
Анализ производственного потенциала России 
Точка безубыточности 
Электронные деньги: возможности и угрозы применения 


Введение:

С переходом государственной экономики к основам рыночной экономики разносторонняя стоимость прибыли предприятия и издержек производства увеличивается. Акционерная, арендная, частная или иная форма собственности предприятия, получив финансовую независимость и независимость, имеет право решать, в каких целях и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, в бюджет и другие обязательные платежи. и вклады.

Основная цель любого производителя - максимизировать прибыль. Основным ограничивающим фактором для прибыли являются производственные затраты. Существуют различные подходы к их определению и оценке, в которых можно выделить точку зрения экономиста, ориентированного на будущее компании, и позицию бухгалтера, которого в первую очередь интересуют финансовая отчетность и бухгалтерские балансы компании.

Прибыль (и ее относительная модификация - прибыльность) приобрела важную ведущую роль в новом экономическом и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Поскольку все типы ресурсов ограничены, любое решение о выпуске продукта подразумевает отказ использовать те же ресурсы для производства какого-либо другого продукта. Таким образом, все затраты являются альтернативными. Точнее говоря, стоимость любого ресурса, участвующего в производстве товаров, отражает его ценность в лучшем случае из всех альтернативных видов использования или ценность тех альтернативных возможностей, которыми необходимо пожертвовать.

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы - объем производства товаров или услуг (продаж) и стоимость - обладает одним важным свойством: он отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объемов производства и естественными сбережениями за счет относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонда оплаты труда (соответственно, сборы идут во внебюджетные фонды), амортизации, энергетического топлива платежи в бюджет за ресурсы, непроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор редко выделяется.

Что касается процесса планирования прибыли и затрат, он стал демократизированным, то есть переместился из центра на предприятия, которые освобождены от контроля сверху до налогообложения. Однако в случае уменьшения объема производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит более быстрыми темпами снижения объема. Это негативное явление особенно чувствительно к "стимулирующей" инфляции: в конце концов, относительная экономия на условно постоянных затратах, в частности на заработной плате (за исключением сдельной рабочей силы), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем резче должна падать прибыль, что подрывает и без того нестабильную базу доходов бюджета.

Курсовая работа направлена ​​на изучение сущности прибыли, ее роли в деятельности предприятия, а также издержек производства и их влияния на формирование прибыли.

 

Денежные накопления и прибыль

 

В народнохозяйственной практике и экономической литературе накопление денег называется чистым доходом общества, реализуемым в денежной форме на предприятиях в сфере материального производства. Чистый доход - это категория производства, связанная с процессом разделения труда на необходимый и прибавочный. Избыточный продукт - это продукт, созданный трудом людей на предприятии, который действует как чистый доход общества.

В любом общественном производстве труд всегда делится на две части - необходимый и прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих социальных потребностей.

Избыточный продукт всегда появляется в двух формах: природно-материальный (в виде определенной массы потребительной стоимости) и стоимости. С точки зрения товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистого дохода общества) реализуется в денежной форме и выделяется в самостоятельную категорию - сбережения денег.

Денежные сбережения реализуются в форме прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное и медицинское страхование и т. д. Большая часть денежных сбережений реализуется в форме прибыли. По своему экономическому содержанию прибыль является денежным выражением части стоимости прибавочного продукта. Как финансовая категория, прибыль выполняет следующие функции: репродуктивная, стимулирующая и контрольная. Репродуктивная функция является одним из источников финансирования расширенного воспроизводства, стимулирующий - источник формирования стимулирующих фондов и социального развития команды, контроль - один из основных показателей экономической деятельности предприятия.

 

Виды прибыли и их состав

 

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем расчета и балансирования всех прибылей и убытков, отраженных на кумулятивной основе, то есть на основе начисления с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых показателей является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), указанная в отчете о прибылях и убытках, не отражает реальный приток денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины величины финансового результата деятельности предприятия в виде увеличения (или уменьшения) стоимости его капитала, сформированного в ходе его хозяйственной деятельности в течение отчетного периода, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

В отчете о прибылях и убытках финансовые результаты предприятия отражаются в двух формах:

  1. как результаты (прибыль или убыток) от продажи продукции, работ, услуг, материалов и другого имущества, с предварительным указанием их на отдельных счетах продаж;
  2. как результаты, которые не связаны напрямую с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыль) и убытки (убытки).

Внереализационные прибыли и убытки зачисляются и списываются непосредственно на счет прибылей и убытков без предварительной записи на других счетах.

Основными показателями прибыли являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от других внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль.

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи продукции, финансовой деятельности и доходов от других внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в текущих ценах без учета НДС, специальных налогов и акцизов и затрат на их производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и других внереализационных операций определяется как результат операций, отраженных на счетах 47 и 48, а также разницы между общей суммой полученных и уплаченных сумм: штрафы, пени и штрафы, прибыли и убытки прошлых лет и т. д.

Налогооблагаемая прибыль определяется по специальному расчету. Он равен балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

  • отчисления в резервные и другие подобные фонды, создание которых предусмотрено законом (до тех пор, пока размер этих средств не достигнет не более 25% уставного фонда, но более 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
  • арендные платежи в бюджет;
  • доходы от ценных бумаг и долевого участия в деятельности других предприятий;
  • доход от страховой деятельности;
  • прибыль от определенных банковских операций и транзакций и т. д.

Чистая прибыль компании, т. е. прибыль, остающаяся в ее распоряжении, определяется как разница между прибылью баланса и суммой налогов на прибыль, арендных платежей, налогов на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на развитие производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, создание резервного фонда, выплату экономических санкций в бюджет, связанных с нарушением действующего законодательства предприятием, на благотворительные и иные цели.

 

Сущность и формирование прибыли

 

Прибыль генерируется от продажи продукции. Его стоимость определяется разницей между доходом, полученным от продажи продукции, и затратами (расходами) на ее производство и реализацию. Общая масса полученной прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, установленных для продуктов, а с другой - от того, насколько уровень производственных затрат соответствует общественно необходимым затратам.

Первое - объем продаж - зависит от эффективности коммерческой работы: от способности создавать благоприятные условия для продажи своей продукции, то есть проводить маркетинг, организовывать рекламу, продажи, формировать ценовую и товарную политику и т. д.

Второе - уровень себестоимости продукции - зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технического оснащения предприятия.

В то же время прибыль на предприятии зависит не только от продажи продукции, но и от других видов деятельности, которые ее увеличивают или уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяется так называемая «балансовая прибыль». Его название говорит само за себя. Он состоит из прибыли от продажи продукции (выручка от продажи продукции без косвенных налогов за вычетом затрат (затрат) на производство и продажу продукции), а также внереализационных доходов (доходов от ценных бумаг, от долевого участия в деятельности другие предприятия, от аренды имущества и т. п.) за вычетом внереализационных расходов (издержки производства, на которых не производилась продукция, техническое обслуживание навалочных производственных мощностей, убытки от списания задолженности и т. д.).

Кроме того, указывается валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за вычетом или плюс финансовый результат от операций с основными средствами (фондами), нематериальными активами и другим имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято распределять налогооблагаемую прибыль. Последний представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов от деятельности, освобожденных от налогообложения, отчислений на капитальные вложения.

В результате предприятие, как это обычно называют в теории и на практике, остается так называемой чистой прибылью. По своей стоимости он представляет собой налогооблагаемую прибыль за вычетом налога на прибыль и налога на превышение фактических затрат на оплату труда по сравнению со стандартным.

Компания выплачивает дивиденды и различные социальные налоги из чистой прибыли и формирует фонды. В результате возникает неиспользованная прибыль или убыток, раскрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как показывает мировая практика, есть два основных источника прибыли.

Первый - это монопольное положение предприятия в производстве определенного продукта или уникальность продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне подразумевает постоянную инновацию продукта.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания ситуации на рынке и умения постоянно адаптировать развитие производства к нему. Это в основном сводится к маркетингу здесь.

Получение прибыли в рыночных условиях всегда связано с риском - угроза потери инвестированного капитала полностью или частично нависает над предприятием. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которое по своей стоимости должно быть больше, чем проценты, полученные по вкладам в банке.

По своему содержанию термин «риск» относится как к экономической, коммерческой, так и финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. Статистические данные основаны на методах математической статистики (расчет отклонений, дисперсии и стандартного отклонения для показателей финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т. д.

Почти невозможно полностью избежать риска в бизнесе, но существует система методов, чтобы смягчить его негативные последствия. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т. д.

 

Факторы, влияющие на прибыль

 

Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий. Эти показатели отражают все аспекты деятельности предприятий торговли: объем и структуру розничной торговли, рациональное использование ресурсов, реализацию мер по совершенствованию организаций и технологий торговых процессов и т. д.

Размер и уровень прибыли формируются под влиянием большого количества различных факторов, которые оказывают на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и доходности, вряд ли можно четко ограничить, оно очень велико.

Все факторы можно разделить на основные, которые оказывают наибольшее влияние на величину и уровень прибыли, и на второстепенные, влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, весь набор факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны.

К внутренним факторам, влияющим на прибыль и прибыльность, относятся ресурсные факторы (размер и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничной торговли.

Внутренние факторы включают в себя следующее:

  1. Объем розничной торговли. Благодаря постоянной доле прибыли в цене товара, увеличение объема продаж товара позволяет получать большую сумму прибыли.
  2. Товарная структура розничной торговли. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Увеличение оборота товаров более высокого качества, которые являются престижными, позволяет увеличить долю прибыли в цене товаров, поскольку покупатели чаще приобретают эти товары именно из-за их престижа и в ожидании большей легкости использовать. Это также способствует повышению прибыльности.
  3. Организация товарооборота. Ускоренное продвижение товаров в розничной сети способствует увеличению товарооборота и снижению эксплуатационных расходов. В результате масса и уровень прибыли увеличиваются.
  4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Чтобы получить прибыль, необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажа товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема торговли, а также снижению его стоимостной интенсивности.
  5. Численность и состав работников. Достаточное количество на определенном уровне технического оснащения труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия для получения необходимого объема прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации работников торговли, их способность быстро и качественно обслуживать клиентов, правильно покупать товары и т. д.
  6. Формы и системы экономического стимулирования работников. Влияние этого фактора можно оценить с помощью показателя затрат на оплату труда, а также с помощью показателя рентабельности затрат на оплату труда. В настоящее время возрастает роль морального поощрения работников, и они получают удовлетворение от своей работы.
  7. Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и увеличение прибыльности предприятия.
  8. Капитально-трудовой коэффициент и техническое оснащение рабочей силы. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше производительность труда.
  9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие с более современной и развитой материально-технической базой имеет предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочной перспективе. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и увеличение прибыльности.
  10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение. Размещение сети магазинов напрямую влияет на величину прибыли и рентабельности. Развитие не только сети постоянных магазинов, но и небольшой розничной сети, сети посылок, мобильной связи и т. д. может оказать серьезное влияние на показатели прибыли.

Факторы, влияющие на продажи и предпринимательский доход, можно условно разделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмом, материальным, научно-техническим, организационным и техническим оснащением, соответственно - с параметрами качества продукции, ее ассортиментом и структурой и т. д.

Коммерческие факторы как бы приводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле концепцию маркетинга: заключение деловых контрактов на основе самого тщательного изучения текущих и перспективных рыночных условий, ценового регулирования продаж, его направления и организационно-хозяйственного характера. экономическая поддержка.

Финансовые факторы, охватывающие как выручку от продажи продукции (услуг), так и предпринимательский доход от всех видов деятельности, соответственно, включают в себя: формы оплаты, регулирование цен, включая уценку в случае замедления продаж, привлечение банковского кредита или средства из централизованных резервов, применение штрафных санкций, изучение и сбор дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов и т. д.

 

Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

 

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Ни один орган власти, в том числе государство, не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли компании. Рыночные условия управления определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции обуславливает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим, как он получен, чистая прибыль предприятий направляется на:

  • финансирование НИОКР, а также работы по созданию, разработке и внедрению новых технологий;
  • совершенствовать технологию и организацию производства, модернизировать оборудование;
  • улучшение качества продукции;
  • техническое перевооружение, реконструкция существующего производства.

Чистая прибыль является источником пополнения собственного оборотного капитала. Кроме того, он используется для выплаты процентов по кредитам, полученным для компенсации нехватки собственного оборотного капитала, для приобретения основных средств, а также для выплаты процентов по срочным и отсроченным кредитам.

Некоторые виды сборов и налогов уплачиваются за счет чистой прибыли, например, налог на перепродажу автомобилей, компьютеров и персональных компьютеров, взыскание с транзакций по покупке и продаже валюты на биржах, сборы за право на торговлю, и т.п.

Наряду с финансированием развития производства, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных потребностей. Таким образом, эта прибыль используется для выплаты единовременных пособий и льгот пенсионерам, а также для выплаты пенсий; дивиденды по акциям и отчисления членам трудового коллектива в собственность предприятия. Расходы на оплату дополнительных отпусков превышают установленный законом срок, жилье оплачивается, оказывается материальная помощь. Кроме того, расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (за исключением специального питания для определенных категорий работников, связаны с затратами на производство в соответствии с действующим законодательством).

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться установить оптимальное соотношение между фондом накопления и потребления, чтобы учитывать рыночные условия и одновременно стимулировать и поощрять результаты работа работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производства и социального развития, а также материального стимулирования, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Таким образом, штрафы уплачиваются из чистой прибыли в случае несоблюдения требований по защите окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. Когда регулируемые цены на продукцию (работы, услуги) завышены, прибыль, незаконно полученная предприятием, восстанавливается из чистой прибыли.

В случае сокрытия прибыли от налогообложения или отчислений во внебюджетные фонды также взимаются штрафы, источником выплаты которых является чистая прибыль.

 

Роль прибыли в условиях развития предпринимательства

 

Прибыль является одним из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Многогранная ценность прибыли возрастает с переходом государственной экономики к основам рыночной экономики. Предприятие любой формы собственности имеет право решать, для каких целей и в каких объемах направлять прибыль, остающуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

 

Взаимосвязь издержек, прибыли и объема производства продукции фирмы

Однако ведущее значение прибыли как финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия не означает ее уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в некоторых экономических субъектах преобладает желание извлекать высокие прибыли с целью увеличения фонда заработной платы в ущерб производственному и социальному развитию команды.

В некоторых случаях увеличение прибыли связано с необоснованным ростом цен на продукцию.

Стремление любыми способами получить высокую прибыль с целью увеличения фонда заработной платы приводит к увеличению объема денег в обращении, не обеспеченных товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция и, как следствие, эмиссия денег.

Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно использовать методы комплексного анализа прибыли на основе технико-экономических факторов. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, валовая прибыль анализируется по составляющим ее элементам, основным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Проанализируйте изменения в объеме и структуре продаж, изменения уровня цен на реализуемую продукцию, а также на определенные затраты на сырье, материалы, топливо, энергию и другие. Помимо отмеченных методов факторного анализа прибыли, в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности, используется показатель рентабельности.

Рентабельность является относительной мерой интенсивности производства. Он отражает уровень доходности относительно определенной базы. Предприятие считается прибыльным, если сумма выручки от продажи продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для получения прибыли. Рентабельность может быть рассчитана по-разному. Показатель рентабельности, рассчитываемый как отношение прибыли к стоимости производственных активов, используется для обобщения оценки уровня рентабельности, рентабельности предприятия.

Этот показатель исчисляется по формуле:

П

Р = ----------------- × 100,

ОФ+НОС

  • Где Р – уровень рентабельности производства, %;
  • П – валовая прибыль предприятия, руб.;
  • ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
  • НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, потому рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

П П

Р = ------×100 и Р = --------×100,

Сп Цп

  • Где Р – рентабельность продукции, %;
  • П – валовая прибыль предприятия, руб.;
  • Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
  • Цп – объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
  • индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

 

Максимизация прибыли

 

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставить цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия:

Тп( q )=Т R ( q )- TC ( q )

  • Где Тп (q– совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),
  • Т R (q ) – совокупный валовой доход, или совокупная выручка предприятия от реализации продукции в объеме «q»,
  • TC ( q ) – совокупные экономические (предпринимательские) издержки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап ) и предельную прибыль (Мп ):

                  Тп ( q )

Ап ( q )= ----------------

                      q

  • где Тп ( q ) – совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,
  • q – объем продаж.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

Мп( q )= М R ( q )-МС( q )=0

  • Где Мп( q – предельная прибыль от объема продукции;
  • М R ( q – предельный доход (выручки) от объема продукции;
  • МС( q – предельные издержки от объема продукции.

Из этой формулы следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

М R ( q )=МС( q )

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

Р=МС( q )

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

 

Понятие и виды производственных затрат

 

Издержки производства - это затраты на приобретение факторов производства (ресурсы - земля, рабочая сила, капитал).

Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится получить максимально возможный доход от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продавать свои товары по выгодной высокой цене, но и снижать затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий предприятия, то второй почти исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации производственного процесса и последующего продажа продукции производства.

Существуют две основные категории затрат - издержки производства и издержки обращения. Производственные затраты означают затраты на заработную плату, сырье и материалы, включая амортизацию трудовых инструментов и т. д. Производственные затраты - это производственные затраты, которые должны понести организаторы предприятия, чтобы создать товары и затем получить прибыль. В стоимости единицы товара себестоимость продукции является одной из двух ее частей. Производственные затраты меньше стоимости товара на сумму прибыли.

Категория издержек обращения связана с процессом продажи товаров. Дополнительные издержки обращения - это расходы на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот тип издержек обращения близок к себестоимости продукции и, входя в себестоимость товара, увеличивает последний.

В центре современной классификации затрат находится связь между объемом производства и затратами, ценой данного вида товаров. Затраты подразделяются на самостоятельные и зависят от объема производства.

Постоянные затраты не зависят от объема производства, они также существуют с оставшимся объемом производства. Это предыдущие обязательства предприятия (проценты по кредитам и т. д.), налоги, амортизационные отчисления, платежи по обеспечению безопасности, аренда, затраты на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплаты руководящего персонала и т. д. Переменные затраты зависят от количества произведенной продукции. они состоят из затрат на сырье, материалы, заработную плату рабочих и т. д.

Сумма постоянных и переменных затрат образует валовые затраты - сумму денежных затрат на производство определенного вида продукции. Чтобы измерить стоимость производства единицы продукции, используются категории средних, средних постоянных и средних переменных затрат. Средние затраты равны коэффициенту деления валовых затрат на количество произведенной продукции. Средние постоянные затраты определяются путем деления постоянных затрат на количество произведенной продукции. Средние переменные затраты формируются путем деления переменных затрат на количество произведенной продукции.

В зависимости от времени затрат затраты делятся на текущие и разовые. Текущие расходы включают в себя расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, расходы на эксплуатацию машин, выплату заработной платы с отчислениями во внебюджетные фонды и т. д. Разовые расходы включают оплату отпусков, премий, бонусов по результатам работай.

Исходя из целесообразности, затраты делятся на производственные затраты - сумму всех средств, потраченных на производство и непроизводственные расходы - потери в производстве.

Стоимость производства

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы и т. д. Для расчета суммы всех расходов предприятия они сводятся к единому показателю, представляющему для этого в денежном выражении. Этот показатель является стоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой смету природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также другие затраты на ее производство и реализацию, используемые в процессе производства продукции. (работы, услуги).

По объему учитываемых затрат различают три вида затрат:

  • стоимость мастерской, которая включает в себя затраты на изготовление продукции внутри мастерской, в частности прямые материальные затраты на изготовление продукции, амортизацию оборудования мастерской, заработную плату основных производственных рабочих мастерской, социальные отчисления, расходы на содержание и эксплуатацию мастерской оборудование, общие затраты на мастерскую;
  • себестоимость продукции (стоимость готовой продукции), помимо стоимости цеха, включает общие затраты завода (административные и управленческие и общие коммерческие расходы) и затраты на вспомогательное производство;
  • общая стоимость реализованной (отгруженной) продукции, является показателем, объединяющим себестоимость продукции (работ, услуг) и затраты на ее реализацию (коммерческие затраты, непроизводственные расходы).

Кроме того, различают плановую и фактическую стоимость. Плановая стоимость определяется в начале планируемого года на основе плановых ставок стоимости и других показателей за этот период. Фактическая стоимость определяется на конец отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических производственных затратах. Плановые и фактические затраты определяются с использованием той же методологии и тех же статей затрат, что необходимо для сравнения и анализа показателей затрат.

Классификация затрат по элементам

Классификация затрат по элементам используется при формировании затрат на предприятии в целом и включает пять основных групп затрат:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • износ основных фондов;
  • другие расходы.

Материальные затраты

Одним из элементов, отражающих стоимость закупаемого сырья и материалов, входящих в состав выпускаемой продукции.

Отражает себестоимость:

  • Сырье, необходимое для изготовления продукции;
  • Закупленные материалы, используемые для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции;
  • Топливо и энергия, расходуемая на технологические и хозяйственные нужды;
  • Закупленные и комплектующие изделия и полуфабрикаты;
  • Затраты на запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • Производственные услуги третьих лиц;
  • Ухудшение МБП;
  • Потери от брака и простоев;
  • Потери от недостачи в пределах естественной убыли;
  • Платежи за воду и древесину, отпускаемые на лозу и мелиорацию.

При формировании данного элемента себестоимости важное значение имеет правильность стоимостной оценки приобретенных материальных ценностей и порядок списания их в производство. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты» формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости услуг брокерами, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Затраты на оплату труда

Затраты на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг):

  • заработная плата сдельщиков, повременщиков, специалистов;
  • стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
  • премии, надбавки к окладам за производственные результаты (ночное время, сверхурочные работы);
  • стоимость бесплатно выдаваемых предметов (спецодежда, питание, продукты, оплата бесплатного жилья);
  • оплата очередных и учебных отпусков и т.д.

В себестоимость не включается:

  • материальная помощь и подарки;
  • ссуды на улучшение жилищных условий;
  • оплата отдыха;
  • заработная плата работников столовых, детских учреждений, ЖКХ, числящихся на балансе предприятия (их зарплата идет за счет чистой прибыли).

Отчисления на социальные нужды

При рассмотрении вопроса о правомерности отнесения на себестоимость продукции отчислений на социальные нужды необходимо отметить прямую зависимость источника начисления самого фонда оплаты труда.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления во внебюджетные фонды от расхода труда работников, занятых в производстве продукции. Поэтому бухучет должен быть организован таким образом, чтобы было четкое разграничение заработной платы основного персонала предприятия, занятого в производстве, и заработной плате труда работников, занятых в непроизводственной сфере.

Кроме того, если расходы на оплату труда осуществляются за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то и источником начисления внебюджетных фондов также будет являться чистая прибыль предприятия.

Амортизация основных фондов и НМА

Представляет собой постепенное перенесение стоимости основных фондов и НМА на себестоимость готовой продукции с целью восстановления первоначальной стоимости основных фондов.

Амортизационные отчисления являются одним из элементов текущих издержек производства и подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг). Износ отражает старение действующих фондов, а амортизация представляем собой накопление денежных средств на замену основных фондов путем включения амортизационных отчислений в издержки производства (обращения).

Амортизация объектов основных средств производится несколькими способами:

  • линейный способ;
  • способ уменьшения остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции работ.

Прочие затраты:

  • платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ;
  • по обязательному страхованию имущества предприятия;
  • вознаграждения за изобретения и рацпредложения;
  • затраты по командировкам, подъемные;
  • оплата услуг связи вычислительных центров, банков;
  • оплата за аренду;
  • отчисления в ремонтный фонд;
  • налоги: земельный, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств и т.д.

Калькулирование себестоимости продукции

Классификация затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет стоимости по вышеперечисленным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются:

Прямые затраты:

  • сырье и материалы;
  • топливо и энергия;
  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  • отчисления на социальное страхование;

Накладные расходы:

Общепроизводственные расходы:

  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • цеховые расходы;

Общехозяйственные расходы:

  • расходы по содержанию аппарата управления;
  • общехозяйственные расходы;
  • некоторые виды налогов и отчислений (земельный налог, налог на пользователей, налог с владельцев транспортных средств);

Общезаводские расходы:

  • недостачи и потери от порчи материальных ценностей при их хранении на общезаводских складах;
  • внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства.

 

Экономические или предпринимательские издержки производства и реализация продукции и их влияние на формирование прибыли

 

По своему содержанию экономические и бизнес-затраты шире, чем бухгалтерские. По сути, они представляют все денежные затраты, связанные с производством продукта и выходом на рынок. Это цена продукта, с которым компания выходит на рынок. Оно должно обеспечить предприятие необходимыми минимальными условиями для его существования (простое и расширенное производство).

Вот почему эти затраты называются экономическими (бизнес) издержками. По сути, это дорогостоящая модель ценообразования.

Включает:

  • учетные расходы (рассчитанные в соответствии с Положением);
  • другие расходы, связанные с деятельностью предприятия, но не включенные в себестоимость;
  • нормальная предпринимательская прибыль и соответствующая предпринимательская доходность предприятия и его продукции.

Размер предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которая принимается его руководством и собранием акционеров. При расчете обычной предпринимательской прибыли учитываются:

  • Затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроизводство (преобладающее в отрасли), - капитальные вложения в основной капитал и увеличение оборотного капитала;
  • Расходы из прибыли, направляемые на развитие НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), обеспечение научно-технического прогресса;
  • Операционные расходы на социальные нужды, финансируемые из прибыли;
  • Вклады в различные ассоциации, ассоциации;
  • Выплата дивидендов по акциям;
  • Отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
  • Стоимость жилья и другого социального строительства.

На практике прибыль и рентабельность определяются с точки зрения отраслевых стандартов. Коммерческие расходы (цена товаров) также учитывают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по сути, являются расходами для предприятия, поскольку он приносит их сумму в бюджет.

Коммерческие расходы также включают таможенные пошлины, тарифы и сборы в размере, установленном законодательными актами и постановлениями правительства. И, наконец, они включают альтернативные или вмененные затраты, которые понимаются как потеря или потеря возможности в результате отказа от некоторых других альтернативных решений. Эти затраты иногда называют неявными.

 

Производственные затраты, прибыль и валовой доход

 

Каждое предприятие, фирма перед началом производства, определяет, какую прибыль, какой доход оно может получить.

Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены на товар и затрат на его производство. Цена товара на рынке является следствием взаимодействия спроса и предложения. Под влиянием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена товара не может быть выше или ниже по требованию производителя или покупателя, она автоматически выравнивается.

Другое дело стоимость производства - издержки производства. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, у производителя есть множество рычагов для экономии средств, которые могут быть реализованы при умелом руководстве.

В целом, затраты на производство и продажу (стоимость продукции, работ, услуг) представляют собой смету расходов на продукцию (работы, услуги), природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные средства, трудовые ресурсы и другие используются в процессе производства. затраты на его производство и продажу.

Затраты на производство и реализацию продукции включают расходы, связанные с:

  • непосредственное производство продукции, обусловленное технологией и организацией производства;
  • с использованием натурального сырья;
  • подготовка и освоение продукции;
  • совершенствование технологий и организации производства и др.

Разумеется, результат деятельности фирмы (прибыль или убыток) складывается из финансового результата от продажи продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия, фирмы и доходов от непродажи операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Окончательный результат определяется как разница между выручкой от реализации продукции в текущих ценах без учета НДС и акцизов, а также затрат на их производство и продажу.

Валовой доход - это показатель, который характеризует конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, рассчитанный путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без учета НДС и акцизов) всех затрат на производство и реализацию. продуктов, включенных в себестоимость, за исключением затрат на оплату труда. Валовая прибыль - это часть валового дохода компании, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Это сумма прибыли от продажи продукции (работ, услуг), основных средств, другого имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.

Для практического использования в системе управления формированием затрат и расходов целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом вида затрат по статьям расчета и видам затрат.

Перечень элементов расчета, их состав и методы распределения по видам продукции, работам, услугам определяются отраслевыми руководящими принципами по планированию, учету и расчету себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. 

В качестве примера рассмотрим калькуляцию предметов, которые широко используются на предприятиях машиностроения.

  1. Сырье и материалы (кроме отходов).
  2. Закупаемая продукция, полуфабрикаты и услуги кооперативных предприятий.
  3. Заработная плата основных производственных рабочих.
  4. Дополнительная заработная плата для производственных рабочих.
  5. Взносы социального страхования от заработной платы основного и дополнительного производственного персонала.
  6. Затраты на подготовку и освоение производства.
  7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
  8. Стоимость семинара.
  9. Общие затраты на производство.
  10. 10. Потери от брака.
  11. 11. Непроизводственные расходы.

Первые восемь статей затрат составляют стоимость мастерской. Стоимость семинара плюс общие затраты завода и отходы от лома составляют стоимость производства. Наконец, все 11 наименований представляют общую стоимость производства.

В современных условиях перехода к рыночной экономике многие малые и средние предприятия используют сокращенную номенклатуру статей затрат, в том числе:

  • материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели) в прямом выражении;
  • затраты на оплату труда (также в прямом выражении);
  • другие прямые расходы;
  • затраты на управление и обслуживание производства (косвенные).

Перед предприятиями (фирмами) стоит задача получения максимально быстрой и достоверной информации о себестоимости продукции. Предприниматель нередко составляет смету расходов на основе конкретных предложений. В то же время целью калькуляции является получение ориентировочной информации, которая позволяет выявлять отклонения от установленных норм, планов, предварительно установленных стандартов, определять причину этих отклонений и принимать необходимые меры для устранения или уменьшения таких отклонений.

В отличие от элементов калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием в соответствии со следующими общепринятыми элементами:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • износ основных фондов;
  • другие расходы.

Таким образом, группировка затрат по статьям калькуляции отражает место происхождения этих затрат и используется для планирования, учета и расчета затрат на производство и реализацию единицы продукции, всех коммерческих продуктов. Во многих случаях он содержит сложные статьи затрат.

Группировка затрат по видам затрат включает экономические элементы, израсходованные независимо от того, где они возникают. Обычно это прямые расходы.

 

Заключение

 

Изменения в социально-экономическом развитии государства при переходе к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что приводит к постоянному увеличению денежных накоплений и в основном прибыли предприятий различных форм собственности.

Интерес предприятий к производству и реализации востребованной на рынке высококачественной продукции отражается в величине прибыли, которая при прочих равных условиях прямо пропорциональна объему продаж этой продукции.

Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, а с другой - как основа для дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает заполнение доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Прибыль в рыночной экономике используется как важнейший инструмент государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, прежде всего через механизм налогообложения. Расчет облагаемого объекта тесно связан с порядком получения прибыли. Многие промышленные предприятия и объединения имеют своих основных поставщиков. Их прибыль напрямую связана с понятием стоимости. Себестоимость состоит из затрат, связанных с использованием природных, трудовых и материальных ресурсов, основных средств в процессе производства, а также других затрат на его производство и реализацию. В последнее время состав затрат, включаемых в стоимость, имеет тенденцию к увеличению. Это в определенной степени уменьшает сумму получаемой прибыли и уменьшает доходы бюджета. Проблема разделения расходов на расходы, включенные в себестоимость и относящиеся к финансовым результатам или другим источникам, уже рассматривалась многими экономистами.

Налог с пользователей дорог также следует исключить из состава себестоимости, которая по своему экономическому содержанию близка к платежам за природные ресурсы. Увеличение себестоимости и, следовательно, цены продукции за счет включения в нее налогов обуславливает дополнительный спрос предприятий - потребителей на оборотные средства. В целом, включение налогов в себестоимость приводит к отвлечению оборотных средств потребителей от их использования для производства. Это также создает дополнительную потребность предприятий в оборотном капитале, который им приходится покрывать банковскими кредитами под высокие процентные ставки, что негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий.

Себестоимость включает увеличение затрат на производство новых видов продукции в период их разработки, а также затраты на подготовку и освоение выпуска продукции, не предназначенной для массового производства. Все остальные расходы, связанные с подготовкой и разработкой новых видов продукции и технологических процессов, возмещаются из чистой прибыли. В результате предприятия получают возможность включить вышеупомянутые расходы, относящиеся к прибыли, в себестоимость продукции. Это создает определенные трудности в организации контроля за правильностью формирования затрат. Размер прибыли и, соответственно, платежей в бюджет уменьшится.

Чтобы равномерно включить предстоящие расходы в затраты на производство и оборот отчетного года, предприятие может создавать резервы:

  • для предстоящей оплаты отпусков работникам;
  • для выплаты годового вознаграждения за трудовой стаж;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • производственные затраты на подготовительные работы в сезонных отраслях.

Среди этих резервных фондов необходимо выделить ремонтные фонды, отчисления в которые в соответствии с действующим законодательством делятся в равных долях и включаются в себестоимость продукции. Такая процедура формирования такого рода фонда вполне оправдана, поскольку главное для него - обеспечить простое воспроизводство основных фондов.

Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), сгруппированы по экономическим элементам, одним из которых являются затраты на оплату труда. Они включают в себя бонусы за производительность и оплату простоя не по вине сотрудника. Работники предприятия должны быть заинтересованы в увеличении прибыли предприятия. Если бонусы являются частью себестоимости продукции, их интерес к ее росту уменьшается.

Таким образом, целесообразно оплатить ряд расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Исключение их из себестоимости продукции будет способствовать росту конечных результатов деятельности предприятий, снижению цен, увеличению доходов бюджета, эффективному использованию имеющихся ресурсов и повышению заинтересованности в получении прибыли. Формирование прибыли в рыночных условиях имеет первостепенное значение при определении налогооблагаемой суммы дохода.

В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. Увеличение стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, увеличение затрат на рекламу и расходы на развлечения приводят к увеличению стоимости. Сумма амортизационных отчислений по основным средствам увеличивается, в том числе за счет их переоценки и введения индексации. Важную роль играет увеличение доли заработной платы в структуре затрат в условиях либерализации цен и социальной напряженности. В то же время увеличиваются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсии, фонд занятости и различные компенсационные выплаты. Все это впоследствии определяет следующий виток инфляции.

Ограниченные ресурсы означают, что вы всегда должны выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В результате к экономическим затратам относятся оплата поставщику фирмой или доход поставщика ресурсов, а также внутренние затраты на ресурсы, которые будут использоваться этой конкретной фирмой и для определенного варианта производства.