Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Психологические последствия посттравматического стресса
Физиологические и психологические аспекты стресса
Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
Психологическая феноменология одиночества: возникновение и его преодоление


Введение:

Актуальность темы. Чувства и эмоции зависят от характеристик отраженных предметов. Между человеком и окружающим его миром складывается объективная связь, которая становится предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах также проявляется удовлетворение или неудовлетворенность человека своим поведением, действиями, высказываниями, действиями.

Эмоции и чувства - это своеобразное личное отношение человека к окружающей действительности и к себе. Чувства и эмоции не существуют вне знания и человеческой деятельности. Они возникают в процессе электронной деятельности и влияют на ее ход.

Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие объекты и явления, совершаемые действия, изменения, которые происходят в нашей психике и организме. В разное время важность одних и тех же предметов не одинакова. Стакан воды, выпитой для утоления жажды, доставляет удовольствие. Однако, если человек вынужден пить воду от человека, который не испытывает жажду, то может возникнуть недовольство или раздражение. Приятно слушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то чувства притупляются и наступает усталость.

Особенность эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характером. С изменением любого из этих компонентов отношение к предмету потребности меняется. Это проявляет личное отношение человека к реальности Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения реальности. - Иваново: издательство пед. Институт, 2003 ..

Мир чувств и эмоций очень сложен и разнообразен. Тонкость его организации и универсальность выражения часто не признаются самим человеком. Сложность психологического анализа переживаемых чувств объясняется также тем, что отношение к объектам и явлениям зависит от познавательной деятельности или волевой деятельности, которую проявляет человек.

Все знают, как сложно говорить о своих чувствах, выражать чувства в речи. Выбранные слова кажутся недостаточно яркими и неправильно отражают различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека интереснее. Он реагирует на самые разнообразные явления реальности: его волнуют музыка и поэзия, запуск спутника и последние технологические достижения. Богатство личного опыта человека помогает ей глубже понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения друг с другом.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию самого человека. Благодаря опыту человек узнает свои способности, способности, достоинства и недостатки. Опыт человека в новой среде часто раскрывает что-то новое в себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, поведению определенный цвет. Положительный опыт вдохновляет человека в его творческих поисках и дерзкой смелости.

Цель работы: проанализировать сущность эмоций и взаимоотношений человека.

Задачи:

  1. Изучить основные теоретические характеристики эмоций.
  2. Рассмотрите отношения эмоций с человеческими отношениями.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Основные теоретические характеристики эмоций

Сущность теории эмоций

Психические процессы - это специфический продукт мозговой деятельности, продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности.

«Продукт» в этом смысле является чем-то существенным. Это особый вид функционального состояния. Эмоциональные процессы являются одним из типов этого состояния.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к объектам и явлениям реальности; они различают три аспекта этих процессов:

  1. Аспект опыта (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров).
  2. Аспект отношений (П. М. Якобсон, В. Н. Мясищев).
  3. Отражательный аспект (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов).

Согласно первой точке зрения, специфика эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. Считается, что «чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружающей среде, к тому, что он знает и делает». Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в определенной целостности, являются не только когнитивными, но и эффективными, эмоциональными и волевыми. Они выражают не только знание явлений, но и отношение к ним; они отражают не только сами явления, но и их значение для окружающего их предмета, для его жизни и деятельности. (С.Л. Рубинштейн).

Многие отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн вывел ряд принципиально важных положений, касающихся зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, их регулирующей роли в этой деятельности и их развития в процессе усвоения человеком общественного опыта.

В связи с этим на оси указана связь эмоций с мотивом деятельности. А.К. Леонтьев подчеркнул, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, ее мотивам. С другой стороны, как А.В. отмечает в своих исследованиях Запорожец и Л.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они полагают, что «... эмоции - это не сам процесс активации, а особая форма отражения субъектом реальности, посредством которой осуществляется психический контроль активации, или, скорее, можно сказать, ментальная регуляция Общее направление и динамика поведения осуществляется».

Отечественные психологи подчеркивают важность тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области был академик П.К. Анохин, создавший биологическую теорию эмоций. ПК. Анохин подчеркнул, что «... физиологическая характеристика эмоций ... в первую очередь связана с распространением возбуждения от гипоталамуса на все эффекторные органы. Биологическая теория эмоций Анохина (от греч. Bio - жизнь + логотипы - учение) - теория возникновения положительных (отрицательных) эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в момент совпадения (несоответствия). ) акцептора действия определяется как афферентная модель ожидаемых результатов с сигналом о фактически достигнутом эффекте.

Говоря об исследовании чувств отечественных психологов, следует отметить, что большинство авторов - С.Л. Рубинштейн П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев рассматривают чувства как высшие, сложные, социальные эмоции.

Высшие социальные эмоции или чувства являются продуктом социального влияния. Они возникают только при наличии определенного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам человеческой деятельности, как личности.

Чувства условно делятся на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальный (когнитивный), который можно рассматривать как двигатель процесса человеческого общества; эстетическое, основанное на способности воспринимать гармонию и красоту.

Другой подход к эмоциям и чувствам содержится в А.Н. Леонтьев, который делит их на аффекты. Чувства, по мнению А.Н. Леонтьев, это подкласс эмоциональных процессов. Их главная особенность - объективность. Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И.Батурина и др.) Считают, что основой для выделения эмоций и чувств как качественно различных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие ученые (С. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, В. П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной и динамизмом.

Занимаясь изучением произвольных действий ребенка, Запорожец выявил важность ориентировочных действий в регуляции поведения. Идея запорожцев о действии легла в основу разработанного (совместно с А.Н. Леонтьевым) метода восстановления двигательных функций после травмы. В последние годы своей жизни он разработал теорию эмоций как особое звено в семантической регуляции деятельности.

Российские психологи дают научное объяснение природе эмоций и чувств, хотя в настоящее время нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Кроме того, эмоции всегда учитывались в других процессах. И главная трудность в изучении эмоций заключается в их глубоко интимном содержании.

Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств, хотя еще остается много нерешенных проблем.

Этапы и условия формирования эмоциональной сферы человека

Согласно теории дифференциальных эмоций, выделяются десять основных эмоций: интерес, радость, удивление, страдание горя, гнев-ярость, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Каждая модальность представляет собой сложное явление, содержащее такие компоненты, как:

  • субъективный опыт;
  • нейрофизиологические корреляты;
  • внешнее выражение (мимика и пантомима).

Основываясь на бытовом, деятельностном подходе к познанию эмоций в онтогенезе, мы понимаем концепцию эмоций как результат познавательной деятельности и определяются как совокупность знаний об эмоциональном явлении, которые могут включать в себя знания о причинах эмоций. (ситуации, вызывающие эмоции); стандарт экспрессии (мимический и пантомимный комплекс); содержание внутренних эмоциональных переживаний.

Эмоции возникали в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа определяют биологическую значимость состояния организма и внешних воздействий. Положительные эмоции, вызванные благотворными эффектами, побуждают субъекта достигать и поддерживать их. Отрицательные эмоции стимулируют деятельность, направленную на предотвращение вредных воздействий.

Развитие эмоций в онтогенезе связано с тем, что определенные объекты и ситуации, непосредственно предшествовавшие возникновению эмоций, приобретают способность вызывать их (образуются объективные эмоции, которые являются упреждающими). В экстремальных условиях, когда субъект не в состоянии справиться с возникшей ситуацией, развиваются аффекты - особый вид эмоций, которые отличаются большой силой, быстрым течением, ярко выраженными вегетативными симптомами (например, страх, ярость). Обладая свойствами доминанты (доминантной силы), аффект подавляет другие психические процессы и «навязывает» определенный фиксированный в эволюции метод «экстренного» разрешения ситуаций (например, бегство, агрессия), который оправдывает себя только в типичных биологических условиях.

Таким образом, посредством элементарных и более сложных форм эмоций индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на эмоции, он выполняет необходимые действия (например, избегает опасности, размножается), целесообразность которого остается ему скрытой. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для этих действий, обеспечивается особыми физиологическими процессами, которые происходят в определенном эмоциональном состоянии. Эмоции важны для получения индивидуального опыта. Выполняя функцию позитивного и негативного подкрепления, эмоции способствуют усвоению полезных форм поведения и устранению неоправданных.

Развитие эмоций в обществе определялось необходимостью направить их на новые социально значимые явления. Формирование человеческих эмоций является важнейшим условием его развития как личности. Только став субъектом стабильных эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.

Эмоции возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом, в результате целостных корково-подкорковых комплексов возбуждений, которые формируются на основе наследственного и приобретенного опыта. В реализации эмоций участвуют структуры мозга различных уровней, в том числе новая кора, лимбическая система (гиппокамп, миндалина, гипоталамус). То есть лимбические структуры во взаимодействии с ремикулярным образованием ствола головного мозга составляют субстрат центральной нервной системы. Эмоции. Субъективное ощущение возникает в результате возбуждения этой системы. Любое повреждение головного мозга, изменяющее интеграцию возбуждения, приводит к нарушению эмоциональной реактивности и, прежде всего, способности человека и животных адекватно оценивать результаты совершенной деятельности.

Эмоции, как одно из средств передачи информации о состоянии человека, имеют характерное внешнее выражение: моторные и звуковые реакции, мимика, изменения в дыхании, деятельность желудка, кишечника, мочевого пузыря, эндокринных желез, сердца, просвета кровеносные сосуды и т. д. Реакции, например движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, тогда как другие (артериальное давление, сердцебиение) в обычных условиях не контролируются произвольно.

Эмоции проходят путь развития, общий для всех высших психических функций - от внешних социально определенных форм до внутренних психических процессов. На основе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем под воздействием более сложных эмоциональных процессов формируются.

Самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с социальными контактами, органическими потребностями ребенка. Это включает в себя проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. д. Наряду с этим такие элементарные чувства, как страх и гнев, начинают появляться рано. Сначала они без сознания. Например, если вы берете новорожденного ребенка на руки и поднимаете его, а затем быстро опускаете, вы увидите, что весь ребенок сжимается, хотя он никогда не падал. Первые проявления гнева, связанные с неудовольствием, испытываемым детьми, когда их потребности не удовлетворяются, имеют ту же бессознательную природу. Сострадание и сострадание также проявляются очень рано у детей. В научной и учебной литературе по психологии мы можем найти множество примеров, подтверждающих это. Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка постепенно развиваются через игровое и исследовательское поведение. Например, исследования К. Бюлера показали, что момент получения удовольствия от детских игр движется по мере роста и развития ребенка. Изначально малыш получает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия играют ободряющую роль. Второй этап является функциональным. Это не только результат, который приносит радость играющему ребенку, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьем этапе у детей старшего возраста появляется предвкушение удовольствия. Эмоции в этом случае возникают в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само исполнение не имеют решающего значения для опыта ребенка.

Еще одной характерной чертой проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но так же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей только в старшем дошкольном возрасте, когда они также имеют более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более сложных отношений с окружающими их людьми.

Развитие негативных эмоций во многом связано с нестабильностью эмоциональной сферы детей и тесно связано с разочарованием. Разочарование - это эмоциональная реакция на помехи, когда достигается сознательная цель. Разочарование можно устранить по-разному, в зависимости от того, преодолено ли препятствие, обойдено ли оно или найдена замещающая цель. Обычные способы разрешения неприятной ситуации определяют эмоции, которые возникают в этом случае. Состояние разочарования часто повторяется в раннем детстве, и стереотипные формы его преодоления в одних усиливают вялость, безразличие, отсутствие инициативы, в других - агрессивность, зависть и горечь. Поэтому, чтобы избежать таких последствий, нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения их требований прямым давлением. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не дают ребенку возможности достичь своей цели и создают разочаровывающие условия, которые способствуют консолидации упорства и агрессивности у одних и отсутствия инициативы у других. Более уместным в этом случае является использование возрастных особенностей детей, что является нестабильностью внимания. Достаточно отвлечь ребенка от возникшей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.

Изучение проблемы возникновения негативных эмоций у детей показало, что наказание ребенка, особенно мера наказания, играет большую роль в формировании такого эмоционального состояния, как агрессивность. Оказалось, что дети, которых жестоко наказывали дома, были более агрессивными во время игры с куклами, чем дети, которые не были наказаны слишком строго. Однако полное отсутствие наказания негативно сказывается на развитии детского характера. Дети, которые были наказаны за агрессивные действия по отношению к куклам, были менее агрессивными и вне игры, чем те, кто не был наказан вообще.

Наряду с формированием у детей положительных и отрицательных эмоций постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы и порицания, когда ребенок слышит от взрослых, что одно возможно, необходимо и необходимо, а другое невозможно, невозможно, не хорошо. Однако первые представления о том, что дети «хорошие» и «плохие», тесно связаны с личными интересами как ребенка, так и других людей. Принцип общественной полезности того или иного акта, осознание его нравственного значения определят поведение ребенка несколько позже. Итак, если вы спросите детей от четырех до пяти лет: «Почему бы вам не сразиться со своими товарищами?» или «Почему бы вам не брать вещи других людей без спроса?», тогда ответы детей чаще всего учитывают неприятные последствия, возникающие либо для них лично, либо для других людей.

К началу обучения дети имеют достаточно высокий уровень контроля над своим поведением. В тесной связи с этим происходит развитие нравственных чувств, например, дети в этом возрасте уже испытывают чувство стыда, когда взрослые осуждают их за проступки.

С переходом детей в школу, с расширением их знаний и жизненного опыта, чувства ребенка значительно изменяются с качественной точки зрения. Способность контролировать свое поведение, сдерживать себя приводит к более стабильному и более спокойному потоку эмоций. Ребенок младшего школьного возраста больше не выражает свой гнев так прямо, как дошкольник. Чувства школьников больше не имеют такого аффективного характера, который характерен для маленьких детей.

Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, участие в студенческих организациях, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств. При успешном сочетании обстоятельств познавательная деятельность становится все более и более привлекательной, что сопровождается положительными эмоциями и чувством удовлетворения от изучения новых вещей.

Тот факт, что идеалы детей меняются в школьном возрасте, очень показателен. Так, если дошкольники, находясь в основном в кругу семьи, обычно выбирают одного из своих родственников в качестве идеала, то с переходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуальных кругозоров, начнутся другие люди, такие как учителя. действовать как идеал. литературные персонажи или конкретные исторические персонажи.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является уход со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и привязанности, вырастает холодным и безразличным. Для возникновения эмоциональной чувствительности важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если нет, то и о домашних животных. Надо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого отвечал.

Еще одним условием формирования эмоций и чувств у ребенка является то, что чувства детей не ограничиваются только пределами субъективных переживаний, а получают их реализацию в конкретных действиях, действиях и действиях. В противном случае вы можете легко обучить сентиментальных людей, которые способны только на словесное излияние, но не способны устойчиво воплощать свои чувства в реальность.

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, который проявляется в легкой возбудимости, страсти, частых изменениях настроения и т. д. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют психологический дисбаланс подростков и его характерные резкие изменения настроения, переходы от возбуждения к депрессии и от депрессии к возбуждению увеличением полового созревания общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, то есть того, на какие стимулы реагирует субъект, в подростковом возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности является психологически неблагоприятным фактором. Согласно «Калифорнийской долготе», подростки и молодые люди с низкой эмоциональной реактивностью казались более беспокойными, раздражительными, эмоционально нестабильными, менее решительными и общительными, чем их очень реактивные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) бывшему труднее адаптироваться к окружающей среде и чаще обнаруживаются невротические симптомы.

Эмоционально неуравновешенный, с признаками возможной психопатологии, подростки и молодежь статистически составляют меньшинство в своей возрастной группе, не превышая 10-20 процентов от общего числа, то есть почти такие же, как и у взрослых.

Описывая сферу общения, психологи отводят большую роль способности строить и поддерживать эмоционально близкие отношения с другими людьми («эмоционально близкие отношения с друзьями», «способны на искреннюю, сердечную близость и подлинное противостояние», «способность «Интегрируйте нежность и страсть в партнерские отношения», «Хорошая способность создавать привязанность».) Если опытные психологи описывают взаимодействие EZL с другими через качество отношений (глубина, продолжительность, близость, полнота), то для начинающих - через социальные навыки (« формирование навыков общения с другими людьми »,« общение »,« умеет легко и быстро найти общий язык с человеком »).

Таким образом, мы видим, что эмоции в онтогенезе развиваются и должны привести к формированию эмоционально зрелой личности.

Отношение эмоций с человеческими отношениями

Отношения эмоций с человеком, познание, деятельность

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Итак, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Общеизвестно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и т. д. Чрезмерная интенсивность и длительность переживаний могут вызвать нарушения в организме. M.I. Аствацатуров писал, что сердце чаще страдает от страха, печень от гнева, желудок от апатии и депрессии. Возникновение этих процессов основано на изменениях, происходящих во внешнем мире, но влияет на деятельность всего организма. Например, во время эмоциональных переживаний изменяется кровообращение: частота сердечных сокращений увеличивается или замедляется, тонус кровеносных сосудов изменяется, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате, с некоторыми эмоциональными переживаниями человек становится красным, а с другими - бледные. Сердце так чутко реагирует на все изменения в эмоциональной жизни, что у людей оно всегда считалось резервуаром души, органа чувств, несмотря на то, что изменения происходят одновременно в дыхательной, пищеварительной и секреторной системах.

Под влиянием негативных эмоциональных состояний у человека может возникнуть формирование предпосылок для развития различных заболеваний. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под воздействием эмоционального состояния процесс заживления ускоряется. Это не случайно, что слово также лечит. Это означает, прежде всего, словесное влияние психотерапевта на эмоциональное состояние пациента. Это показывает регулирующую функцию эмоций и чувств.

Помимо того, что эмоции и чувства выполняют функцию регулирования состояния организма, они также участвуют в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным благодаря тому, что человеческие чувства и эмоции имеют долгую историю филогенетического развития, в течение которой они начали выполнять ряд специфических функций, уникальных для них. Прежде всего, эти функции должны включать рефлексивную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют нам определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать до того, как будет определен сам вредный эффект. Например, человек, пересекающий дорогу, может испытывать страх различной степени, в зависимости от сложившейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживания, возникающего в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средств массовой информации и т. д. Благодаря рефлексивной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать объекты и явления с точки зрения их желательности, то есть чувства также выполняют предварительную информационную или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку о том, как идет процесс удовлетворения потребностей, с какими препятствиями он сталкивается на своем пути, на что следует обратить внимание прежде всего и т. д. 

Оценочная или рефлексивная функция эмоций и чувств напрямую связана со стимулирующей или стимулирующей функцией.

Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет движение по дороге. С. Л. Рубинштейн отметил, что «... эмоция сама по себе воплощает в себе притяжение, желание, желание, направленное к объекту или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается задача, стоящая перед человеком.

Следующая, в частности, человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают непосредственное участие в обучении, то есть выполняют усиливающую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и навсегда запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха и неудачи обладают способностью привить любовь или навсегда утолить ее в зависимости от вида деятельности, которой занимается человек, то есть эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к деятельности, которую он выполняет.

Функция переключения эмоций особенно выражена во время соревнования мотивов, в результате чего определяется доминирующая потребность. Таким образом, может возникнуть противоречие между естественным инстинктом самосохранения человека и социальной необходимостью следовать определенной этической норме, которая, по сути, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страха и стыда. Привлекательность мотива, его близость к личностным установкам направляет деятельность человека в ту или иную сторону.

Другая функция эмоций и чувств - адаптивная. По мнению К. Дарвина, эмоции возникли как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость определенных условий для удовлетворения их реальных потребностей. Со временем возникшее чувство, организм обладает способностью эффективно адаптироваться к условиям окружающей среды.

Существует также коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свой опыт другим людям, информировать их о своем отношении к объектам и явлениям окружающей действительности. Выражения лица, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - это «язык человеческих чувств», средство общения не только мыслей, но и эмоций. Исследования показали, что не все проявления чувств одинаково легко распознать. В рамках коммуникативной функции можно выделить других. Чувства, например, могут выполнять функцию влияния на других. Таким образом, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой влияния на других. Пятилетний ребенок вполне осознанно говорит, что будет плакать, пока родители не исполнят его желание.

Следует отметить, что если, сравнивая эмоции разных людей, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенное сходство, то другие эмоциональные проявления у людей являются строго индивидуальными. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием условий жизни и в зависимости от отношения к ним у некоторых людей преобладает повышенное, веселое, жизнерадостное настроение; другие в депрессии, депрессии, грусти; третий капризен, раздражителен и т. д.

Значительные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди, которые эмоционально мало чувствительны, у которых только какие-то необычные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают это своим умом. Есть еще одна категория людей - эмоционально возбудимые, у которых малейшая мелочь может вызвать сильные эмоции. Даже неважное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Между людьми существуют значительные различия в глубине и стабильности чувств. Некоторые люди полностью улавливают свои чувства, оставляют глубокий след за собой. У других людей чувства поверхностны, текут легко, незаметно, проходят быстро и полностью без следа. Проявления аффектов и страстей у людей заметно различаются. В этом отношении можно выделить неуравновешенных людей, которые легко теряют контроль над собой и своим поведением, которые склонны легко поддаваться страстям и страстям, таким как необузданный гнев, паника, возбуждение. Другие люди, наоборот, всегда уравновешены, полностью контролируют себя, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из самых значительных различий между людьми заключается в том, как чувства и эмоции отражаются в их деятельности. Таким образом, у одних чувства эффективны, они побуждают к действию, у других все ограничивается тем самым чувством, которое не вызывает каких-либо изменений в поведении. В своей наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди обычно склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые они испытывают, не влияют на их поведение.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств во многом определяют уникальность конкретного человека, то есть определяют его личность.

Рассмотрим более подробно место эмоций в структуре личности человека и в процессе его деятельности.

В психологии личности существует три основных направления описания сущности личности, определения ее детерминант, движущих сил и структуры: 

  1. акцент на преобладании внутренних биологических принципов или особого внутреннего экземпляра - субъекта; 
  2. акцент на определение формирования личности по внешним социальным факторам;
  3. интерактивный подход - определение личности путем взаимодействия внутренних и внешних факторов.

В настоящее время, с учетом современных данных по психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетике, построение интегральной (или естественно-культурной, биосоциальной) модели личности и ее структуры актуально для российской психологии, считают ученые. Такая модель в идеале должна основываться как на психологических концепциях, так и на нейрофизиологических коррелятах. В нем должны содержательно сочетаться исходные биологические мотивационно-эмоциональные образования, аппарат субъекта и формирующийся in vivo под влиянием внутренних и внешних факторов расслоения - Я-образований, прижизненных ценностей, ситуационных целей и подцелей, значительного опыта. Поведение, построенное взрослым, очевидно, является функцией всех этих взаимодействующих факторов. Каждый из них занимает свое место в структуре личности, вносит свой особый вклад, выполняет свою специфическую функцию в общем процессе построения оптимального поведения. 

Личность - это сфера психики, которая является мотивационно-эмоциональным и организующим поведением, включая все образования, которые побуждают, направляют, оценивают, организуют, контролируют поведение и выражают состояние тела в эмоциях. Это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа человека. Биосоциальная сущность личности признана большинством зарубежных и ряда современных отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Е. Л. Дисы, Р. М. Роян, Л. Н. Собчик, В. М. Русалов, П. В. Симонов и др.). Это было очевидно для И.П. Павлова, В.М. Анкилозирующий спондилит и А.Ф. Лазурский. Последние данные психогенетики с полной уверенностью подтверждают, что не менее 40% - 50% основных качеств личности определяются генотипом (Р. Пломин, А. П. Матени-младший, Т. Э. Бушар и др.). Учитывая эти результаты, мы можем с уверенностью утверждать, что они родились и стали личностью.

Структура личности. В личности существуют как наследственно заданные, так и интравитально сформированные блоки при одновременном воздействии характеристик окружающей среды и внутренних факторов. В нем можно выделить два крупных отдела: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта, аппарат для программирования, принятия решений и контроля поведения.

Мотивационно-эмоциональный отдел содержит пять блоков у взрослого: четыре мотивационных: базовая личность, личность, ситуативная личность, инструментальная личность (значительный опыт) и блок эмоций. Мотивационные блоки строятся на иерархической основе. Основной единицей здесь является Базовая личность, которая в свою очередь состоит из следующих основных компонентов: основные физиологические и психологические потребности (стремления), характерологические и культурные тенденции, жизненные цели (наклонности). Основная личность - это фундаментальная, генетически детерминированная, естественная основа личности, побуждающая и направляющая любое поведение движущей силой, ядром личности. Это система основной метаправленной жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизни создаются различные иерархии, конкретизирующие общую направленность, мотивации. 

Прижизненные мотивации, подчиненные Основной личности, представлены в следующих блоках. Блок Я-личности - это состав из относительно устойчивых и обобщенных отношений Я-концепции, Я-Ты-Ты-концепт, Я-Мир-концепт. Это также включает долгосрочные мотивы и задачи. Блок Ситуационной личности - это ситуативные намерения и цели, которые формируются здесь и сейчас, самооценка и претензии. Блок Инструментальной личности состоит из конкретных представлений, слов и фраз, шаблонов действий, определенных эмоций, мнемонических диаграмм, оцениваемых как важные для удовлетворения стремлений и целей личности, тех. Это значительный опыт организации и реализации поведения в узких, специфических ситуациях, который является результатом механизмов исполнительной психики. Он во многом формируется под влиянием факторов обучения, воспитания и субъективной активности личности. Значимость воспринимаемой информации определяется и определяется изнутри фактическими потребностями и целями. Богатые существенные инструменты облегчают работу субъекта для организации более оптимального поведения.

Блок эмоций - это определенные переживания, выражающие состояния отдельных мотиваций (степень их реализации или нереализации) и организма в целом. Существует набор первичных, данных по наследству, базовых эмоций, на основе которых в ходе жизни формируются более дифференцированные и опосредованные эмоциональные переживания. Любое личное образование имеет ту или иную эмоциональную окраску.

Все компоненты структуры личности постоянно взаимодействуют друг с другом, а через субъект - с исполнительной психикой - с блоками сознания, познания, психомоторизма и речи. Вся эта психическая система постоянно взаимодействует с остальным телом (телом) и окружающей природной и социальной средой, с миром в целом.

Итак, личность является основной регулирующей и регулирующей частью психики. Субъект представляет собой отдельный самостоятельный блок личности. В генотипе изначально были написаны блоки Базовой личности, Субъекта и Базовых Эмоций. Онтогенез включает в себя как биологическое созревание некоторых компонентов Базовой личности, механизм Субъекта и механизмы исполнительной психики, так и формирование прижизненных блоков личности, отличающихся друг от друга по степени обобщения их ориентации - от мета. -ориентация потребностей базовой личности в специфических формациях инструментальной личности.

Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоции, возникающие в составе мотивации, играют важную роль в определении направления поведения и способов его реализации. Эмоция - это особая форма умственного отражения, которая в форме непосредственного опыта отражает не объективные явления, а субъективное отношение к ним. Особенность эмоций заключается в том, что они отражают значимость предметов и ситуаций, действующих на субъекта, благодаря соотношению их объективных свойств с потребностями субъекта. Эмоции выполняют функции связи между реальностью и потребностями..

Эмоции и ощущения в жизни человека

Эмоции охватывают широкий спектр явлений. Относительно того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Вот три из них.

Таким образом, П. Милнер считает, что, хотя принято различать эмоции (гнев, страх, радость и т. д.) От так называемых общих ощущений (голод, жажда и т. д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их Разделение довольно произвольно. Одной из причин их различения является разная степень связи между субъективными переживаниями и возбуждением рецепторов. Итак, опыт жара, боли субъективно связан с возбуждением определенных рецепторов (температура, боль). Исходя из этого, такие условия обычно называют ощущениями. Состояние страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому их называют эмоциями. Другой причиной, по которой эмоции противостоят общим ощущениям, является их нерегулярное возникновение. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, в то время как голод, жажда, половое влечение возникают через определенные промежутки времени. Однако эмоции и общие чувства возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие носит условный характер и определяется характеристиками изменений внутренней среды.

Однако есть и другая точка зрения. Итак, П. Фресс считает, что, хотя существует единый континуум внутренних переживаний - от слабых чувств до сильных, эмоциями можно назвать только сильные переживания. Их отличительной чертой является разрушительное влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными способностями субъекта. Их появление приводит к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения, эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над своими собственными реакциями: свидетельством этого являются возбуждение, бессвязная речь и даже необузданный смех. Такое сужение понятия эмоции соответствует идее, выраженной в теории активации Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку в верхней части шкалы активации с его наивысшим уровнем. Их появление сопровождается ухудшением активности.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и согласно классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьев. Он различает три типа эмоциональных процессов: аффекты, эмоции и собственно чувства. Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся выраженными моторными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызваны биологически значимыми факторами, влияющими на его физическое существование, а также социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на реальную ситуацию. В отличие от аффектов, эмоции сами по себе являются более длительным состоянием, иногда лишь незначительно проявляющимся во внешнем поведении. Они выражают примерное личное отношение к возникающей или возможной ситуации. Следовательно, они способны, в отличие от аффектов, предвидеть ситуации и события, которые еще не произошли. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий тип эмоциональных процессов - это так называемые объективные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с идеей или идеей предмета - специфического или абстрактного (например, чувство любви к человеку, ненависть и т. д.). Объективные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, наименее ясным является вопрос о взаимосвязи эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний с теми переживаниями, эмоциональное богатство которых менее выражено.

Общая характеристика психодиагностических приемов

Слово «психодиагностика» имеет два основных значения в психологии. Один из них соотносит это слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другой указывает на конкретную область практического применения психологических знаний. Как область науки, психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и методы проверки научной природы различных методов психодиагностики. Как область практики, она фокусируется на профессиональных знаниях и навыках, связанных с практическим применением своих методов. И в том, и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это сделать лучше, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии используется много разных методов психодиагностики, но не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относится только к группе методов, которые используются для оценочных целей, то есть они позволяют получить точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют эту цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, называются исследованиями. Они обычно используются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основной целью которых является получение достоверных знаний. Мы приводим два примера, показывающих разницу между психодиагностическими и исследовательскими методами.

Пример 1. Метод психодиагностики личности.

Это 16-факторный тест Р. Кеттеля. Это стандартизированная анкета, которая включает 187 суждений, разделенных на 16 групп - подшкала. С помощью каждой из подшкал оценивается определенная личностная черта, а оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в этот тест, инструкция, порядок его применения, методы получения, интерпретация результатов и выводы - все это остается неизменным и применяется одинаково во всех случаях тестирования.

Пример 2. Метод исследования личности.

Предположим, что разрабатывается эксперимент, чтобы исследовать определенный тип поведения человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может быть построен таким образом, чтобы личностные черты интересов человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее четко, то есть, чтобы их можно было изучить подробно. Экспериментатор устанавливает и проводит заданный для этой цели эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемых черт личности и соответствующей форме поведения.

Исследование, например, также включает в себя метод наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.

Эти методы психодиагностики используются в различных областях психологии и в различных областях человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а также в практической психологии, в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального психолога, таких как, например, профессиональный отбор, профессиональный повышение квалификации.

В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо точно оценивать уровни развития субъектов определенных психологических свойств до и после эксперимента, чтобы установить. Повлиял ли эксперимент на изменение этих свойств. Это также относится к психологическому консультированию и психологической коррекции. При проведении консультирования практический психолог должен оценить степень развития различных психологических особенностей у клиента. Его работа в этом случае несколько напоминает работу врача, который должен предварительно поставить диагноз пациенту. Что позволит установить заболевание и определить метод его лечения.

Психолог должен делать примерно то же самое, если он выступает в качестве диагноста и, поставив свою собственную, психологическую диагностику состояния клиента. Занимался консультированием или исправлением.

Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и поведению человека. Это также требует точной диагностики различных психологических и поведенческих качеств, которые определяют профессиональную пригодность человека. Использование психодиагностических методов в этом случае связано с профессиональным отбором и обучением людей.

В мире существует более тысячи методов психодиагностики, и их практически невозможно понять, не имея определенной схемы в качестве руководства.

Эта самая общая классификационная схема психодиагностических методов может быть предложена, и это выглядит так:

  1. Методы психодиагностики, основанные на наблюдении.
  2. Интервью психодиагностических методов.
  3. Объективные психодиагностические методы, в том числе учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
  4. Экспериментальные методы психодиагностики.

Первая группа методов - диагностика, основанная на наблюдении - обязательно включает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических заключений. В этом случае в процедуру наблюдения вводятся стандартные процедуры и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, как записывать результаты наблюдения, как оценивать, интерпретировать и делать выводы на их основе. Наблюдение, которое соответствует всем перечисленным психодиагностическим требованиям, называется стандартизированным наблюдением.

Методы психодиагностики с помощью процедуры опроса основаны на предположении, что необходимую информацию о психологических характеристиках человека можно получить путем анализа письменных или устных ответов на ряд стандартных, специально отобранных вопросов.

Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкетирование, анкетирование, интервью. Анкета - это метод, при котором субъект не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социальные и демографические данные о себе. Например, их возраст, профессия, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т. д. Вопросник - это метод, при котором субъекту задают ряд письменных вопросов.

В дополнение к упомянутым письменным опросам существуют устные опросы. Один из них называется интервью. Психолог задает предметные вопросы и сам пишет ответы на них. Эти вопросы предопределены и могут относиться к тем же типам, что и в письменном опросе.

Одним из методов психодиагностики посредством анализа результатов деятельности является контент-анализ, при котором письменные тексты испытуемого, его работы, письма и продукты деятельности подвергаются содержательному анализу по заранее определенной схеме. Задачей контент-анализа является выявление и оценка психологических характеристик человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменной работы.

Особенность эксперимента как метода психодиагностики заключается в том, что для оценки некоторого свойства субъекта устанавливается и проводится специальный психодиагностический эксперимент. Процедура такого эксперимента включает создание некой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у субъекта, а также стандартный метод определения и оценки степени развития этого качества. В результате организации и проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает свои оценки интереса посредством специально организованного наблюдения за поведением субъекта в экспериментальной ситуации.

Предположим, что исследователь заинтересован в оценке такой черты личности, как «беспокойство». Диагностический эксперимент, направленный на точную, жизненно реалистичную оценку этого качества, может выглядеть следующим образом. Испытуемый находится в ситуации, связанной с прохождением экзаменационных испытаний или с необходимостью выполнить любую сложную работу в условиях нехватки времени и строгой оценки его результатов.

Пока субъект выполнит задание, можно наблюдать и записывать различные признаки крайне тревожного поведения. Если таких признаков будет много, можно будет сделать вывод, что изучаемая черта личности в этом предмете достаточно сильно развита. Если таких признаков нет вообще, тогда можно будет сделать вывод, что субъект не беспокоится. Если, наконец, таких признаков будет умеренное количество, то можно будет сделать вывод о средней степени развития качества «тревожности» у данного человека.

Вывод:

Таким образом, эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний чувства приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Класс эмоций включает настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У людей основная функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, мы можем, не используя речь, оценивать состояния друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Примечателен, например, тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны точно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять эмоциональные состояния, такие как радость, гнев, грусть, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится к тем нациям, которые никогда не общались друг с другом.

Этот факт не только убедительно доказывает врожденную природу основных эмоций и их выражения на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности понимать их у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и люди способны воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга по выражению лица.

Совсем недавно исследования показали, что антропоиды, подобно людям, могут не только «читать» эмоциональные состояния своих родственников по лицу, но и сопереживать им, вероятно, испытывая те же эмоции, что и животное, которому они сочувствуют. В одном из экспериментов, где была проверена аналогичная гипотеза, гуманоидную обезьяну заставляли наблюдать за наказанием другой обезьяны перед ее глазами, которая в то же время испытывала внешне выраженное состояние невроза. Впоследствии выяснилось, что похожие физиологические функциональные изменения были обнаружены в теле «наблюдателя» - той обезьяны, которая только что наблюдала за тем, как другую наказывают в ее присутствии.

Однако не все эмоционально выразительные выражения являются врожденными. Было обнаружено, что некоторые из них приобретаются интравитально в результате обучения и воспитания. Прежде всего, этот вывод относится к жестам как к способу культурно детерминированного внешнего выражения эмоциональных состояний и эмоциональных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без чувств. Эмоции, утверждал известный естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость определенных условий для удовлетворения своих реальных потребностей. Эмоционально выразительные движения человека - выражения лица, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, то есть информирования человека о состоянии говорящего и его отношении к происходящему в данный момент, а также о функции воздействия определенного влияние на то, кто является субъектом восприятия эмоциональных выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основе соотношения движения с контекстом, в котором происходит общение.