Выбор в условиях неопределенности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Воспроизводство на макроэкономическом уровне и способы определения его эффективности
Социальная политика государства и ее особенности в России
Банкротство предприятий: причины и актуальность для России
Аграрные реформы в России: прошлое и настоящее


Введение:

Деятельность хозяйствующего субъекта постоянно связана с неопределенностью, существуют также ситуации, связанные с риском, когда любая альтернатива приводит к одному из нескольких возможных результатов, но каждый характеризуется известной вероятностью возникновения. Если нет информации о вероятности того или иного исхода, то принятие решений по-прежнему осуществляется в условиях неопределенности и риска. Есть три типа неопределенности. Во-первых, неопределенность ситуации, которая возникает под влиянием природной среды, климата и других процессов, не контролируемых человеком. Эта неопределенность не может быть устранена; это может быть только предсказано, предсказано и адаптировано.

Во-вторых, двусмысленность, двусмысленность целей или их многокритериальность.

В-третьих, неопределенность связана с действиями реальных действующих лиц, которые могут влиять на последствия принимаемых решений. Следовательно, можно выделить два взаимосвязанных компонента категории риска: объективный и субъективный. Риск с объективной точки зрения отражает ту или иную неопределенность в среде деятельности субъекта. Как субъективный компонент экономических связей, риск характеризует поведенческую готовность субъекта принимать решения и предпринимать конкретные действия с учетом характера, масштаба и динамики этой объективной неопределенности. Именно в этом контексте риск рассматривается как ожидаемый риск потери; действие, ориентированное на удачу, требующее мужества, решимости, предприимчивости в надежде получить дополнительные выгоды или минимизировать возможный ущерб.

Актуальность темы исследования определяется процессами, происходящими в экономике. В такой ситуации желание экономического субъекта стабильно и успешно развиваться сталкивается с возникающим аппаратом для управления деятельностью субъекта. Это особенно важно в период социально-экономической трансформации системы, поскольку в условиях меняющейся экономики риски возрастают во много раз. В то же время, нет учреждений, которые минимизируют этот риск.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ и характеристик выбора в условиях неопределенности, выявление сущности выбора как экономической категории, а также выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределенности.

Исходя из поставленной цели, задачи исследования можно выделить:

  • изучить методологические подходы к проблеме выбора;
  • рассмотреть типы выбора;
  • проанализировать предпринимательский выбор в условиях рынка;
  • предложить варианты выбора экономической стратегии компании в условиях неопределенности.

Объектом исследования является выбор предпринимателя в условиях неопределенности и риска.

Предмет исследования: поведение субъектов хозяйственной деятельности.

При написании работы использовались следующие материалы: отраслевые журналы, научная литература, методическая литература и статьи из периодических изданий.

Структура и объем работ. Цель и задачи исследования определили логику и структуру работы, состоящей из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

Методологические подходы к проблеме выбора

Выбор как экономическая категория

Экономический выбор - это выбор лучшего среди альтернативных решений, которые достигают максимального удовлетворения потребностей при минимальных затратах.

В любой момент экономические ресурсы, необходимые для экономической деятельности, ограничены, что ставит объективную границу в возможности производства различных товаров и услуг. Тот факт, что конкретная вещь является редкой или недоступной, не определяется экономистом как «ограниченные ресурсы». Последнее характеризует ситуацию, когда не хватает ресурсов для полного удовлетворения потребностей каждого человека. Ресурсные ограничения возникают во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. В любой стране люди хотят иметь больше товаров и услуг, чем получают.

В реальной жизни человечество не использует все доступные ресурсы. Иногда ранее используемые ресурсы могут стать «ненужными» и ненужными. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент существует определенный объем экономических ресурсов и не более. «Недостаток ресурсов» часто называют нехваткой ресурсов относительно бесконечности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и меняются вместе с развитием общества, ростом экономической активности, расширением рынка и т. д. Не случайно появилось утверждение: «Чем больше у вас, тем больше вы хотите!» Проблема дефицита усугубляется тем, что определенные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограничены, но и незаменимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить свои резервы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Так, на месте срубленного сада можно посадить новые фруктовые деревья. Правда, для их роста потребуется 5-10 лет. С точки зрения своей роли в производственном процессе экономические ресурсы обычно делятся на три типа: трудовые, природные и инвестиционные. Трудовые ресурсы включают людей, их рабочую силу; естественному - земля, ее недра, леса и воды; для инвестиций - средства производства, формирующие капитал. Без наличия всех трех типов ресурсов производственный процесс невозможен.

Поскольку у нас не может быть всего, что мы хотим, мы должны выбирать, основываясь на наших возможностях. Выбирая, мы вынуждены отказаться от чего-то, то есть принести какую-то жертву, чтобы выполнить решение. То, что мы отказываемся, называется вмененной (скрытой) стоимостью достижения выбранного результата. Выбор должен делать человек (если есть определенная сумма денег, пойти в театр или купить видеозапись), компанию (при расширении производства, купить новые машины или нанять дополнительных работников), государство (увеличить армию или построить госпиталь и т. д.). Если бы не было ограниченных ресурсов, не было бы необходимости экономить, проблема выбора исчезла бы. Если экономические ресурсы используются для строительства жилых зданий, то их стоимость - это стоимость земли, материалов, рабочей силы. Альтернативная стоимость - это стоимость больницы, школы, библиотеки и т. д., которые могли бы быть построены с использованием этих ресурсов. Государство может направить все свои ресурсы на строительство жилья или уменьшить его объем, чтобы построить также больницы и школы. Таким образом, объемы строительства жилых зданий, больниц и школ являются не только альтернативными, но и взаимозаменяемыми.

Исходя из этого, выбор комбинации, соответствующей точке М, считается неудачным для данной экономики, поскольку он не позволяет эффективно использовать производственные ресурсы. Производство на основе выбора точки N, как правило, неосуществимо, поскольку эта точка находится за пределами производственных возможностей. Следовательно, основной проблемой в экономике является выбор. Суть проблемы выбора заключается в том, что, если каждый экономический ресурс, используемый для удовлетворения разнообразных потребностей, ограничен, то всегда существует проблема альтернативного использования и поиска наилучшего сочетания редких ресурсов. Эта проблема отражена в постановке трех основных вопросов экономики: что производить? так как? для кого? Проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономической системы ограничены нехваткой используемых ресурсов (факторов производства). Эта проблема по мере развития общества не только сохраняется, но и иногда усиливается, что объясняется истощением незаменимых природных ресурсов и растущими потребностями общества в потребительских товарах и инвестициях. В экономической теории существует абсолютная и относительная нехватка ресурсов. Под абсолютным ограничением понимается нехватка производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения некоторых избранных, определенных потребностей в ресурсах достаточно. Таким образом, если мы сузим круг потребностей, то абсолютное ограничение станет относительным. Абсолютное ограничение ресурсов превращается в относительное из-за выбора потребностей для удовлетворения. Экономический выбор - это способ распределения ограниченных ресурсов, который максимизирует выгоды. Но выбор - это просто акт воли. Нам также нужна материальная сила, которая могла бы осознать, осуществить этот выбор. Производство - это такая материальная сила. Экономика - это производство, которое реализует свободный выбор каждого из своих участников. Таким образом, выбор порядка удовлетворения потребностей превращает абсолютную нехватку ресурсов в относительную, а производство в экономику. Любое общество, будь то полностью коллективизированное коммунистическое государство, капиталистическая индустриальная нация, индейское племя, затерянное в джунглях Амазонки, или даже если оно состоит из одного Робинсона, должно так или иначе решить три фундаментальные взаимосвязанные экономические проблемы.

Эти три вопроса являются основными и общими для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе различны. В слаборазвитом обществе поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? - можно сослаться на традиции и обычаи, зафиксированные веками. Представителям другой культуры эта практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения. В экономике (например, в СССР) на эти фундаментальные вопросы государство отвечало через свои административные органы (министерства, ведомства, комитеты). Этот антирыночный мир основывался на директивном планировании, государственных ресурсных фондах, назначении предприятий-поставщиков предприятиям-потребителям, системе купонов для продажи товаров народного потребления и бесконечных очередях на различные товары и услуги. В то же время на складах хранилось огромное количество товаров, которые не были востребованы потребителем, но производились по плану. Рыночная экономика в чистом виде предполагает существование ответственных и независимых производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производится продукт, какими потребительскими свойствами он должен обладать, когда его нужно производить и в каком объеме. В то же время производители используют те средства производства, которые позволяют им максимально сэкономить на расходах, поскольку они покрывают их из собственных карманов. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученного дохода. Другими словами, производитель будет производить для тех, кто платит. Таким образом, рыночная экономика является такой формой организации экономики, при которой отдельные производители и потребители взаимодействуют через рынок, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить - используя систему цен, прибылей и убытков, предложения и спрос.

Типы выбора

Потребительский выбор

Разнообразие потребностей создает широкий спектр разнообразных проблем выбора потребителя, которые потребитель может решить все вместе, но часто решает их отдельно.

Традиционной для теории потребительского выбора является задача выбора набора товаров, который наилучшим образом удовлетворяет текущие потребности (в основном, потребности физиологического плана) с фиксированным бюджетом. Примером такой проблемы выбора потребителя является проблема выбора оптимального набора продуктов, приобретаемых в супермаркете, на сумму денег, которая находится в кошельке потребителя. Нетрудно догадаться, что этот тип потребительского выбора определяет спрос на рынках на товары и услуги недлительного пользования.

Второй самый важный выбор - это разделить свое время между работой и игрой. Более того, следует отметить, что этот выбор вполне автономен. Этот тип потребительского выбора определяет предложение на рынке труда.

Экономически важные типы потребительского выбора порождают различные потребности в безопасности. В частности, необходимость обеспечения будущих доходов порождает потребительский выбор между текущим потреблением и сбережениями.

Другой выбор для удовлетворения потребности в безопасности - классический выбор: страхование или экономия денег, которые могут стать резервом или могут быть потрачены на текущее потребление.

И, наконец, желание владеть собственностью, не зависеть от других людей и иметь престижные вещи порождает выбор потребителя между потребительским кредитом или отказом от него. Этот выбор не является полностью автономным, поскольку он связан с несколькими другими вариантами, в частности, с выбором в отношении сбережений, то есть, если у потребителя есть ликвидные сбережения, то он не нуждается в потребительском кредите.

Таким образом, в экономике возникает целая система проблем потребительского выбора, методы, решения которых схожи по основам, но существенно различаются в деталях.

Экономический подход к выбору характеризуется формальностью и аналитичностью, преувеличением роли когнитивных компонентов принятия решений и даже их абсолютизацией. Попытки принятия алгоритмических решений в экономике традиционно осуществлялись на основе критериев прибыльности, рациональности и полезности (полезности). Предполагается (Buchanan J., 1996), что люди делают выбор в соответствии со своими разнообразными предпочтениями.

Экономисты традиционно считают стремление к прибыли главным стимулом для выбора. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Дейнека считает важным фактором, перекрывающим стремление к прибыли, стоимость наиболее выгодного решения. Простой выбор (детерминированный, неокрашенный) обычно противопоставляется уникальному (вероятностному, рискованному или личному выбору). Разные имена подчеркивают разные стороны трудного выбора.

Составим структуру потребительского выбора. Перечислим компоненты выбора: поиск товара (информационный), сравнительная оценка вариантов (альтернатив) товара и источников покупки, признание определенного товара оптимальным.

Предпосылками для выбора являются (1) определенная внешняя ситуация и ее осознание и / или (2) осознание проблемы как противоречия между желаемым и фактическим, (3) потребность, (4) внешняя задача. Может не быть внешней критической ситуации, но проблема (реальная или субъективная) является обязательным стимулом, семантическим источником потребительского выбора. В общем, противоречия являются неотъемлемым элементом выбора: если вам нужен или не нужен продукт; стоит денег или нет; будет ли завтра лучшее в ближайшем магазине; противоречие между желанием выбрать лучшее и выбрать более быстрое и т. д. Процесс выбора потребителя начинается после осознания потребности как проблемы, достаточной для инициирования ряда действий потребителя. В то же время потребительский выбор по своему содержанию представляет собой процесс упорядочения (ограничения) средств удовлетворения потребностей, устранения неопределенности отношения потребителей к ним, генерирования информации, характеризующей разнообразие сделанного выбора.

Первым компонентом потребительского выбора является сбор информации посредством психологического и поведенческого поиска. Поиск товара является неотъемлемой частью выбора, так как выбор рождается не из ниоткуда, а в процессе поиска вариантов и их сравнения.

Второй компонент - это оценка информации о товаре и месте покупки, часто сравнительная (этот товар лучше этого), а не абсолютная (плохая-хорошая). Потребитель оценивает варианты и выбирает его окончательный вариант в соответствии с выбранным критерием (цена, качество, вес и т. д.). Процесс поиска информации о товарах может совпадать с их альтернативной оценкой. Количество атрибутивных функций, используемых для оценки альтернатив покупки, зависит как от продукта, так и от потребителя. Однако, скорее всего, чем менее дорогой и традиционный по потреблению продукт, тем меньше количество используемых критериев оценки. С другой стороны, чем более искушен покупатель, тем выше число критериев оценки. Однако и здесь потенциальный потребитель всегда ограничивает количество критериев требуемым списком, хотя величина этой потребности для потребителей различна.

Признание определенного продукта как оптимального - это выбор как результат или третий компонент выбора. Продукт признается оптимальным, но не лучшим (оптимальным является наилучшее в данных условиях при данных ресурсах). Так, например, условия определяют оптимум следующим образом: при принятии решения о покупке напитка для дома летом холодная газировка или зеленый чай определенной марки часто становятся оптимальными, а зимой - черный чай или кофе. Финансовые ресурсы определяют оптимальный продукт следующим образом: человек выбирает лучший по его мнению, но из той ценовой группы, которой соответствует содержание его кошелька.

Покупка или использование является следствием выбора потребителя. Важно не забывать, что выбор сделан не только перед покупкой, но и перед использованием, потребляя продукт (мы выбираем, что есть из того, что находится в холодильнике, или что надеть из того, что находится в гардеробе). Покупка - это заключение сделки между потребителем и продавцом, включая размещение заказа, его оплату, выставление счета и его передачу. На этапе покупки потребитель выбирает источник покупки, которым могут быть традиционные магазины, отели, ярмарки, электронные магазины, продавцы, каталог продаж, телемаркетинг. Выбор источника покупки также связан для потребителя с ограничением этого и, возможно, более широким списком источников покупки с их требуемым составом, который наиболее полно соответствует требованиям предпочтительной покупки.

Предпринимательский выбор управленческих решений

Способность руководства организации принимать экономически обоснованные, дальновидные решения имеет решающее значение для эффективности бизнеса. Чтобы поддерживать и улучшать финансовую стабильность, руководство должно оценивать результаты деятельности компании в долгосрочной перспективе и принимать решения с точки зрения их влияния на возможные изменения в будущем.

Любая управленческая деятельность, в том числе в сфере предпринимательства, тесно связана с принятием соответствующих решений.

Под решением понимается набор воздействий на объект управления, который позволяет привести этот объект в желаемое состояние или достичь поставленной для него цели.

Для мебельной фабрики, в ассортименте которой присутствует большая доля товаров народного потребления, стабильность финансового состояния во многом определяется наличием и уровнем колебаний спроса на продукцию. Спрос на эти товары достаточно мобильный, он зависит от многих факторов (мода, покупательная способность населения, конкуренция), что требует постоянного внимания со стороны высшего руководства к формированию оптимального ассортимента продукции. Эта работа начинается с согласования интересов производителя с требованиями рынка.

Компания должна исследовать товарный рынок, определить структуру спроса по следующим направлениям:

  • изучение товара;
  • определение потенциала и емкости рынка;
  • анализ конъюнктуры рынка;
  • исследования потребителей и сегментация рынка;
  • анализ деятельности конкурентов;
  • изучение основных форм и методов продажи товаров.

Целью изучения товаров является производство тех товаров предприятием, которые максимально удовлетворяли бы потребности потребителей и приносили высокую прибыль.

Для решения этой проблемы необходимо:

  • определение соответствия выпускаемой или планируемой продукции вкусам и требованиям покупателей;
  • выявление недостатков и преимуществ продукции;
  • сравнение качества и свойств продукции данного предприятия с соответствующими характеристиками продукции конкурентов;
  • прогнозирование перспектив изменения рыночных требований к характеристикам и качеству продукции, выпускаемой предприятием.

Необходимо уделять большое внимание возможностям применения достижений научно-технического прогресса в области производства при изучении свойств и качества продукции. Важно быстро обновлять ассортимент продукции за счет развития науки и техники.

Инвестиционный выбор при размещении капитала

Рассматривая финансовый механизм функционирования фирмы, можно утверждать, что именно инвестиционный процесс определяет ритм существования фирмы за период до начала нового инвестиционного проекта. Логика функционирования фирмы теперь проявляется в следующем виде: инвестиции - период роста постоянных издержек - период достижения некоммерческого развития (порог рентабельности) - увеличение финансовой устойчивости - новые инвестиции ... и и так далее.

Для решения проблемы выбора инвестиций необходимо проанализировать возможные направления инвестирования в различные биржевые инструменты методами фундаментального и технического анализа.

Фундаментальный анализ состоит в изучении корпорации-эмитента, состояния экономики в целом и экономики отрасли, в которой работает корпорация, поскольку это влияет на изменение цены ценных бумаг.

Исследование общеэкономической ситуации основано на рассмотрении показателей, характеризующих динамику производства, степень экономической активности, соотношение потребления и накопления, финансового состояния и инфляционных процессов в стране. Определение показателей позволяет установить общие условия инвестиционной политики и перспективы их изменения.

Общая экономическая ситуация отражает состояние большинства секторов экономики, но в то же время для каждого сектора в силу своей специфики необходимо скорректировать выводы, сделанные на макроуровне. Поэтому в отраслевом анализе важно выбрать правильные сферы, наиболее подходящие для инвестиций.

Особенности предпринимательского выбора в условиях рынка

Экономическая свобода как предпосылка выбора

Экономическая свобода - это экономическое поведение субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы применения их способностей, знаний, возможностей, профессии, методов распределения доходов, потребления материальных благ. Реализуется на основе государственных законодательных форм; неотделим от экономической ответственности граждан. Экономическая свобода возникает из факта существования собственности, которая определяет свободную деятельность человека, его свободный выбор. Собственность как агент экономической свободы порождает цель экономической деятельности, предопределяющую выбор.

Проблема экономического выбора занимает важное методологическое положение при изучении экономической свободы, поскольку возможность выбора более характерна только для тех субъектов экономической деятельности, которые имеют определенный уровень прав собственности. В свое время Л. Мизес спорил о том же, он считал, что люди свободны лишь в той степени, в которой они имеют возможность выбирать. Они лишаются свободы, если вынуждены соглашаться на условия обмена, подвергаются насилию или находятся под угрозой насилия. И не важно, как они к этому относятся сами.

Я считаю методологически необходимым отметить отсутствие эквивалентности в содержании двух понятий: возможность выбора и прямой выбор. Отбор - это процесс выбора среди доступных альтернатив и акт реализации одной из существующих возможностей.

Та же самая возможность возникает в тех случаях, когда есть как минимум две альтернативы. Чем больше число последних, тем выше возможности и богаче выбор. Возможность содержится в самой реальности, основанной на закономерностях внутреннего процесса развития экономических агентов. Каждая возникающая реальная возможность увеличивает степень свободы субъектов, осуществляющих деятельность, в процессе которой она возникла.

Возможность всегда скрыта в предметах и ​​явлениях, как нечто присущее и присущее их внутренней природе. Это может проявиться только в деятельности субъектов. В то же время в различных видах экономической деятельности определяющим структурным и существенным моментом является выбор. Это предопределяет возможность осуществления самой деятельности в форме первоначального выбора, что подразумевает дилемму: осуществлять ли этот вид деятельности вообще или нет? Следовательно, возможность выбора определяет цель деятельности, которая иначе, при отсутствии возможности выбора, не могла быть сформирована. Цель, возникшая на основе свободного выбора, становится критерием последующего выбора соответствующего типа и направления экономической деятельности, способной обеспечить достижение цели с минимальными затратами ресурсов и времени.

Возможность выбора - это то, что, во-первых, существует до начала деятельности и, во-вторых, стоит над деятельностью, будучи ее лидером и предопределяя ее результат. - Это экономическая свобода. Логически этот процесс можно представить в виде следующей диаграммы.

В экономической деятельности возникают различные возможности для достижения поставленной цели и получения результата. В то же время, чем больше возможностей появляется, тем больше у субъекта путей достижения цели, тем больше возможностей выбрать наиболее эффективный из них для достижения результата с наименьшими затратами.

Следовательно, чем больше возможностей у субъекта, тем выше уровень его экономической свободы.

Количество доступных альтернатив в качестве количественного определения возможностей выбора зависит от внешних и внутренних факторов. неопределенность предпринимательской стратегии

Внешними являются те обстоятельства, на которые экономические агенты не могут напрямую влиять. Например, это состояние развития экономической среды, бизнес-инфраструктуры, правового пространства, уровня налогообложения и налогового администрирования, защиты собственности, уровня коррупции. Эти и другие неназванные внешние факторы оказывают существенное влияние на выбор экономических агентов. Они способны как уменьшить диапазон доступных альтернатив, так и увеличить их.

Внутренние должны включать прямые возможности самих экономических агентов для достижения определенной цели, которая может, например, включать:

  • Набор доступных прав собственности на средства, условия, производственный процесс и его результат, включая положительные внешние эффекты;
  • Количество доступных и доступных средств и ресурсов (например, по ссуде или иным), которые можно обменять на любой набор альтернатив;
  • Способность к политическому влиянию, благодаря которой при необходимости можно создать условия для перераспределения прав собственности (в том числе на нематериальные блага, например, доступ к СМИ) в их пользу.

Конечно, приведенный выше список способностей не является исчерпывающим, в то время как каждая из этих способностей может быть разбита на более подробные и конкретные компоненты.

Однако определяющим фактором для каждого из них так или иначе останутся права собственности.

Нет сомнений в том, что у владельца более широкий выбор возможностей, чем у не-владельца. Исходя из этого, можно утверждать, что возможность более широкого выбора является следствием условия примата собственности и напрямую характеризует существенный аспект экономической свободы. Те, кто имеет больше прав собственности, имеют больше возможностей, более широкий выбор, так как есть больше доступных альтернатив, у них больше экономической свободы. Ограниченный или отсутствующий выбор свидетельствует о крайне низком уровне экономической свободы, отсутствии, размывании или ограниченных правах собственности.

Исходя из вышеизложенного, я считаю разумным и надежным определить экономическую свободу как возможность для экономического выбора.

Экономический выбор делается там, где необходимо принимать экономические решения. Последние представляют собой алгоритмический способ выбора альтернатив, которые наиболее адекватно соответствуют поставленным целям. Право принимать решения принадлежит собственнику или лицу (органу), уполномоченному собственником, поскольку собственность является высшей экономической силой. Экономические отношения в обществе начинаются с отношений собственности. Этот тезис имеет особое значение в современных условиях экономического развития, когда большинство промышленных компаний перестали быть простейшими экономическими единицами, управляемыми исключительно их владельцами. Фактическая конфигурация прав собственности играет решающую роль в формировании конечных результатов деятельность фирм. Например, топ-менеджеры, нанятые компанией с разрозненным владением, могут преследовать свои собственные интересы, преследовать цели, отличные от получения прибыли, и даже жертвовать потенциальной прибылью компании ради неденежных и других выгод, которые они могут получить за счет акционеров. Степень концентрации прав собственности, которая дает владельцу возможность присваивать сам процесс создания объектов недвижимости, превращает его в особого экономического субъекта, который может распоряжаться созданным продуктом и полученным доходом. Владельцами акций могут быть многие физические лица (физические и юридические лица), но только те, кто имеет контрольный пакет акций, могут делать экономический выбор, принимать ключевые решения и распоряжаться результатами деятельности фирмы.

Только свободно действующее лицо или субъект предпринимательства сталкиваются с проблемой принятия решений, проблемой выбора. У тех, кто лишен свободы, такой проблемы нет, у них нет не только возможности, но и необходимости делать какой-либо выбор, поскольку те, кто лишил их экономической свободы, делают это за них.

Исходя из этого, можно утверждать, что экономическая свобода является динамической категорией, содержание которой является возможностью выбора, определяемой набором альтернатив, доступных экономическому агенту. Последние, в свою очередь, зависят от конфигурации прав собственности, которые экономический агент сумел обеспечить сам.

Выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределенности

Экономическая стратегия может быть определена двумя способами. Это:

  1. разрабатывает правила и методы, которые обеспечивают экономически эффективное достижение стратегических целей;
  2. разрабатывает правила и методы достижения стратегических целей, основанные на возбуждении интереса всех участников к разработке и реализации стратегических программ для эффективного достижения этих целей.

Главное в этих определениях заключается в том, что экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Глобальной целью экономической стратегии является создание и поддержание конкурентного преимущества фирмы.

Есть много экономических стратегий - почти столько же, сколько есть фирм (со стратегией). Но большинство стратегий имеют определенные схожие элементы, которые позволяют отнести их к конкретной базовой стратегии. М. Мескон, например, выделяет такие основные альтернативы, как ограниченный рост (большинство фирм используют, установление целей из того, что было достигнуто, наименее рискованная и самая простая стратегия); рост (значительное увеличение целей по сравнению с предыдущим уровнем, используемое в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями); снижение (уровень целей ниже достигнутых); сочетание. Однако эта классификация создает слишком обобщенные группы.

Как отмечалось выше, интегрированные стратегии роста (как обратная, так и прямая интеграция) служат средством снижения неопределенности для фирмы. Теперь рассмотрим, как другие экономические стратегии сочетаются с неопределенностью.

В стратегиях концентрированного роста неопределенность не очень высока, так как изменяется только один компонент (новый продукт добавляется в стратегию развития продукта, новый сегмент добавляется в стратегию развития рынка). С другой стороны, неопределенность в этом случае оказывает большее влияние, поскольку фирма полагается на один продукт / рынок и в случае непредвиденных неблагоприятных изменений может оказаться в очень сложном положении. Однако это не означает, что фирма должна обязательно диверсифицировать свою деятельность в соответствии с пословицей, что вы не должны класть все яйца в одну корзину. Как сказал Марк Твен: «Положи все свои яйца в одну корзину и наблюдай за этой корзиной». Intel, следуя стратегии укрепления продукта на рынке, является одной из самых прибыльных и быстрорастущих компаний в мире, ориентируясь на один продукт - микропроцессоры для персональных компьютеров и серверов. Но она также стала заложницей этой стратегии, поскольку в соответствии с эмпирическим законом развития компьютерных технологий она вынуждена удваивать мощность процессора каждые 18 месяцев.

Диверсифицированные стратегии роста связаны с большой общей неопределенностью. С этими экономическими стратегиями возникает неопределенность для каждого продукта и каждого рынка. Однако в этом случае неопределенность в каждом отдельном элементе оказывает меньшее влияние на фирму в целом, поскольку она может покрывать сбои в одной из областей за счет успеха в других областях. Стратегия конгломерационной диверсификации требует наибольшего внимания, так как в этом случае компания выходит на новый рынок с новым продуктом и неопределенность максимальна.

Стратегии сокращения связаны с наименьшей неопределенностью - в этом случае, как правило, продолжительность стратегии не велика, фирма не пытается делать что-то новое. Однако эти стратегии используются редко.

Определение экономической стратегии зависит от следующих основных факторов: цель предприятия; состояние рынка, положение компании на нем; стратегии конкурентов; технология производства; потенциал продуктов питания. При выборе стратегии невозможно учесть все факторы, поэтому следует определить основные. Как правило, фирма имеет несколько вариантов решения любой стратегической задачи. Поэтому для облегчения выбора эти факторы и альтернативы заносятся в таблицу. Те альтернативы, которые не удовлетворяют ни одному из факторов, отбрасываются. Это уменьшает количество стратегических альтернатив и облегчает выбор в условиях неопределенности.

Области стратегических альтернативных решений (областей) ограничены детерминантами стратегических областей.

Детерминантами выбора рынка являются:

  • непреодолимые барьеры для входа на предприятие;
  • правовые и социально-политические ограничения;
  • привлекательность рынка;
  • влияние общих потерь (от снижения продаж на основном рынке);
  • тенденции и потенциал глобализации;
  • необходимость входа одновременно на несколько подмаркетов;
  • запланированные настройки более высокого порядка (цель, миссия);
  • этические ограничения.

Детерминантами позиции фирмы по отношению к конкурентам являются:

  • структура предложения на рынке;
  • реакция конкурентов;
  • свойства рекламируемого товара;
  • способность проникать на рынок и закрепляться на нем;
  • запланированные установки более высокого порядка.

Ключевые факторы при выборе экономической стратегии:

  • сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы;
  • цели фирмы (они придают уникальность и оригинальность выбору стратегии по отношению к каждой конкретной фирме);
  • интересы и отношения топ-менеджмента;
  • финансовые ресурсы;
  • квалификация работников;
  • обязательства фирмы по предыдущим стратегиям (создание инерции в развитии фирмы);
  • степень зависимости от внешней среды;
  • фактор времени.

Процесс выбора стратегии включает 4 этапа: понимание текущей стратегии; анализ продуктового портфеля; фактический выбор стратегии; оценка выбранной стратегии.

Чтобы упростить выбор базовой стратегии, вы можете использовать матрицу Томпсона-Стрикленда - в зависимости от того, в каком из 4 квадрантов работает фирма:

  • Рост рынка
  • Быстро
  • Слабый сильный
  • Конкурентоспособной позиции
  • Медленный.

Следует также иметь в виду, что выбор стратегии всегда связан с определением альтернативных издержек, то есть с оценкой того, чем необходимо пожертвовать для достижения стратегической цели. Величина трансакционных издержек, связанных с разработкой экономической стратегии, настолько значительна, что она оказывает решающее влияние на направление этой стратегии. Величина этих затрат во многом зависит от неопределенности внешней среды. Чем выше неопределенность, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения.

Психологические основы выбора в условиях неопределенности

До сих пор, говоря о выборе экономической стратегии, я говорил о выборе компании. Но на самом деле выбор экономической стратегии осуществляется не какой-то абстрактной организацией, а человеком (индивидуально или коллективно). Поэтому важно определить, как человек (топ-менеджер) принимает решение в условиях неопределенности. Выбор альтернативы является своего рода вершиной процесса принятия решений. Многим не нравится этот этап, они стараются его избегать или переходят на другой, поскольку на этом этапе лицо, принимающее решения, вынуждено брать на себя определенные обязательства.

Хороший анализ альтернатив может резко сузить область выбора. При выборе альтернативы можно использовать 3 подхода: с учетом прошлого опыта, проведения эксперимента, исследований и анализа. Однако учёт прошлого опыта не всегда может помочь - опыт прошёл, а ситуация новая. Эксперимент может быть очень дорогим, он может занять много времени, и после его окончания может быть потеряно время для принятия решения. Кроме того, довольно сложно проводить эксперименты по экономике из-за уникальности каждой ситуации.

Наиболее распространенным и, возможно, наиболее эффективным методом является исследование и анализ. Он обеспечивает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между его наиболее вероятными переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются в связи с поставленными целями. Метод также включает разбивку задачи на части и проверку каждой из них. Важным инструментом метода является разработка и воспроизведение различных моделей принятия решений с использованием количественных методов и компьютеров. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, отладки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, поскольку они представляют разные уровни одного и того же процесса анализа, но используют разные методы. На первом этапе создаются стратегии - вам нужно создать как можно больше из них. На втором этапе стратегии уточняются до уровня адекватности целям и формируется общая стратегия. В третьих, альтернативы анализируются в рамках общей стратегии, стратегия наполнена конкретным содержанием.

Анализ проблемы принятия решений в условиях неопределенности требует, чтобы лицо, принимающее решения:

  1. составил список доступных ему возможностей для сбора информации, экспериментов и действий;
  2. составлен список событий, которые могут появиться; 3. определить, в какой последовательности во времени расположены события, результаты которых содержат информацию, доступную ему, и те последовательные действия, которые он может предпринять;
  3. решил, насколько ему нравятся последствия различных доступных ему действий;
  4. оцениваются шансы каждого конкретного неопределенного события.

Ответственность и бизнес-риск

Одной из характерных черт предпринимательской деятельности в наше время является экономическая свобода и независимость предприятия в процессе принятия экономических решений. Их обратной стороной является экономическая ответственность за результаты своей деятельности перед работниками, другими предприятиями и обществом в целом.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие не только осуществляет свои права и полномочия, но и выполняет определенные обязанности. В то же время главное - поддерживать разумный баланс между правами и обязанностями. Существование прав при полном отсутствии обязательств может иметь непредсказуемые последствия в виде всевозможных злоупотреблений, преднамеренного вреда, принятия необоснованных и опасных решений. И наоборот: наличие многочисленных обязанностей при отсутствии прав приводит к трудностям при выполнении экономических задач, подавлению любой инициативы и творчества и, как следствие, к низкой эффективности производства.

В условиях административно-командного метода управления предприятия имели больше обязанностей, чем прав. Их возглавляли министерства сверху. Не было и речи о какой-либо инициативе. В этом случае ответственность лежит главным образом на нижних уровнях. В результате эта ситуация привела к экономическому кризису в стране.

В современных условиях ситуация резко изменилась. В настоящее время необходимость рисковать является одним из условий успешной деятельности предпринимателя. Но риск может стать дестабилизирующим фактором производства, если решение принято необоснованно, носит авантюрный характер.

Важной проблемой в процессе управления рисками является разработка специальных мер, устанавливающих степень ответственности за риск предприятий, их руководителей и отдельных работников в случае сбоя. Это связано с тем, что осуществление рискованной деятельности часто приводит к негативным последствиям не только для самого предприятия, но и для других предприятий, работников, государства и общества в целом.

Ответственность является неотъемлемой частью общенациональной структуры. Это можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, ответственность - это административные, уголовные, экономические, политические и иные санкции за нарушение законов, норм и правил, действующих в данном обществе. С другой стороны, ответственность рассматривается как комплекс мер, которые обеспечивают законодательно закрепленную защиту членов общества от нарушителей закона. Кроме того, в результате установления обоснованных ограничений в отношении этой ответственности должна быть обеспечена защита имущества предприимчивых, творческих людей, которые дали отрицательный результат своей деятельности, то есть они должны иметь право совершать ошибки.

Отсутствие правового регулирования в этой области приводит к трудностям в установлении ответственности за последствия решений, возникающих в результате неправильного управления и некомпетентности. Чтобы защитить инициативных работников, стимулировать осуществление скованных операций, необходимо осуществлять правовое регулирование рискованной деятельности. Поэтому в обществе должна быть создана социальная, правовая, политическая и экономическая система, чтобы защитить предпринимателей от возможного наказания в случае неудачи. В обществе таких гарантий нет; у предпринимателя не будет стимула для проведения рискованных операций.

Таким образом, отношение к неудачам среди предпринимателей и общества в целом должно быть четко и недвусмысленно сформулировано: каждый предприниматель имеет право на неудачу, что не должно влиять ни на деловую репутацию предпринимателя, ни на будущую судьбу бизнеса. В этом случае право на ошибку является неотъемлемым атрибутом экономической независимости хозяйствующего субъекта за счет непреднамеренных действий или результатов его профессиональной непригодности.

Экономический риск можно считать законным, если он является единственным возможным средством реализации конкретных экономических задач, если благоприятные и неблагоприятные последствия риска определяются с помощью специального метода, если запрограммированные положительные результаты риска значительно превышают вероятность и степень возможного повреждение.

В этом случае риск должен быть разумным. При определении разумного риска некоторые экономисты предполагают, что используется правило 70:30. решение принимается, если предприниматель на 70% уверен в успехе. Для Украины наиболее успешным считается соотношение 80: 20, что допускает только 20% неудач предпринимателя.

Обязательным условием является также тот факт, что ответственность за риск должна быть разграничена не только между хозяйствующими субъектами. Государство обязано взять на себя часть риска. В нашей стране это отражается в выплате государственных субсидий, предоставляемых на безвозмездной и возмещаемой основе предприятиям, которые пострадали в результате непредвиденных ситуаций по независящим от них причинам. Кроме того, государство полностью или частично компенсирует сельскохозяйственным предприятиям ущерб от засухи, ураганов и т. д. За счет специальных резервов и сбережений за счет доходов, полученных в других отраслях, т. е. осуществляет перенос риска из одного района в другой. Кроме того, в министерствах и ассоциациях предприятий создаются страховые и резервные фонды.

Инновационные банки и венчурный капитал играют большую роль в стимулировании предпринимательства. Инновационные банки предоставляют предприятиям кредит для проведения рискованных операций, связанных с внедрением новых технологий, созданием новых видов продуктов и техническим совершенствованием производства.

Венчурный капитал используется в самых передовых областях научно-технического прогресса.

Венчурный капитал предназначен для финансирования инновационной деятельности и формируется за счет взносов отдельных инвесторов, корпораций, правительства, департаментов, страховых компаний, банков, университетов, пенсионных фондов. Вложенные в него средства не могут быть выведены ранее согласованных сроков, соответствующих периоду образования новой фирмы и возмещению венчурных расходов, которые составляют 8-10 лет.

Вывод:

Практически каждое решение принимается человеком в условиях неопределенности, то есть отсутствия информации о существующих фактах и ​​вероятных будущих событиях. Это утверждение также относится к принятию решений фирмой. Покупает ли человек обувь - он не знает, насколько хороши нитки, купленные производителем, и как скоро последний сломается. Поглощает ли фирма конкурента - она ​​не знает, насколько данные публичных отчетов соответствуют реальному положению дел в компании и запретит ли антимонопольный комитет эту сделку.

Неопределенность увеличивается в геометрической прогрессии с устранением предполагаемого события во времени. А поскольку все, что связано со стратегией, относится к долгосрочному интервалу времени, условия неопределенности применительно к стратегии становятся чрезвычайно важными. Никто не может точно сказать, какими будут параметры внешней среды компании через три года, и компания должна начать адаптироваться к ним уже сейчас.

Выбор экономической стратегии фирмы является одним из основных решений, принимаемых фирмой, если не самым важным. Неправильное решение, принятое на основании недостаточных данных (о которых никто даже не знал, что их недостаточно), может привести к разрушению компании.

Выбор никогда не бывает легким. Это возлагает огромную ответственность на принимающего решения. Еще сложнее выбрать экономическую стратегию в условиях неопределенности, когда возможные результаты принятых решений, возможные события и / или вероятность их возникновения неясны. Этот выбор становится особенно важным, когда фирма приближается к точке стратегического воздействия. Ошибка в принятии решения, задержка в принятии решения или отказ принять решение может привести к краху фирмы. Однако знание теоретических основ неопределенности, которые рассматриваются в данной работе, позволяет правильно учитывать их при принятии такого стратегического решения, как выбор экономической стратегии фирмы. Точка стратегического рычага, описанная в этой статье, может быть идентифицирована с использованием концепции слабых сигналов. Следует иметь в виду, что источником точки стратегического влияния может быть не только внешняя среда компании, но и сама компания. В последнем случае сама фирма создает неопределенность, но не для себя, а для конкурентов. Таким образом, неопределенность становится средством конкуренции.

Существует бесконечно много экономических стратегий, есть даже более десятка базовых стратегий (кратко обсуждаемых в этой работе). Выбор любого из них по-разному влияет на степень неопределенности, в которой находится фирма: некоторые стратегии уменьшают общую неопределенность, но увеличивают силу ее воздействия, другие увеличивают общую неопределенность, но уменьшают влияние. В некоторых случаях экономическая стратегия сама по себе служит средством уменьшения неопределенности (см. Выше). Формализованный выбор экономической стратегии в условиях неопределенности невозможен, но существуют методы снижения неопределенности до субъективного риска.