Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков
Возрастные особенности памяти у детей школьного возраста
Тендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности
Особенности учебной деятельности младшего школьника и подростка


Введение:

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней давности и даже более давние. Случайно пропущенное слово может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный ландшафт.

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет нас действовать так или иначе в большей степени, чем любая другая индивидуальная черта личности. Вся наша жизнь - это не что иное, как путь из прошлого в неизвестное будущее, освященный только в тот неуловимый момент, в тот момент действительно пережитых ощущений, которые мы называем «настоящим». Тем не менее, настоящее является продолжением прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им из памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, мешает ему стать таким же непостижимым, как будущее.

Другими словами, память дает направление течению времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознать свою индивидуальность и личность других людей. Лишенный памяти человек теряет свое «я», перестает существовать.

В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и мы должны что-то помнить и что-то «отбрасывать». Но информации становится все больше и больше, что вызывает острые проблемы (например, перегрузка учащихся). Если взрослый испытывает трудности с запоминанием большого объема информации, то младшему ученику, у которого есть память на следующем этапе развития, еще труднее запомнить объемную информацию. Единственный выход из этой ситуации - хорошее владение мнемоническими приемами и тренировка памяти.

Вначале у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее, результат запоминания обычно выше, если полагаться на визуальный материал, так что широкое использование визуальных учебных пособий является логичным и эффективным.

Основные типы памяти

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или вернуть в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Существует несколько подходов к классификации памяти. В настоящее время принято считать зависимость характеристик памяти от характеристик деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Содержание словесно-логической памяти - наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память о них называется не просто логической, а словесно-логической.

В словесно-логической памяти основная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим, в отличие от двигательного, эмоционального и образного, который в простейших формах характерен и для животных. Опираясь на развитие других типов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, а развитие всех других типов памяти зависит от ее развития. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

Моторная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Большое значение этого типа памяти заключается в том, что он служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, таких как навыки ходьбы, письма и т. д. Без памяти движений нам пришлось бы учиться каждый раз сначала выполнять определенные действия.

Значимое и механическое запоминание

Развитие памяти студента идет не только в направлении роста случайности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но также в направлении развития значимости памяти.

В психологии есть два способа запоминания: осмысленный и механический.

Значимое запоминание основано на понимании того, что запоминается. Основой механического запоминания является только повторное повторение одного и того же материала без достаточного понимания его.

В процессе обучения ученики учитель должен стремиться к содержательному запоминанию учебного материала. При правильной организации запоминания студент сначала старается хорошо понять содержание изучаемого материала (правило, определение, стихотворение и т. д.) И только после этого приступает к его буквальному запоминанию.

Механическое запоминание не является, как считают некоторые люди, особенностью детей того или иного возраста, хотя оно наблюдается в более раннем возрасте (дошкольное и начальное образование) чаще, чем в старшем. Это в основном объясняется тем фактом, что дети младшего возраста часто еще не обладают методами значимого запоминания, которым они должны учиться у взрослых.

Механический способ запоминания, без четкого понимания заученного, обычно называют «зубрежкой». Ученики, которые интеллектуально менее активны, которые не привыкли понимать учебный материал, иногда легко достижимы и которые не привыкли к интеллектуальным усилиям, часто идут по пути такого запоминания. Учеников, которые привыкли к запоминанию преимущественно механическими средствами, мы можем встретить как в младших, так и в старших классах. Привычка к этому методу запоминания формируется уже в младших классах, но иногда обнаруживается гораздо позже, когда ученик не способен таким образом усваивать обширный материал различных учебных предметов. Он постепенно начинает отставать в учебе, теряет к нему интерес, жалуется на плохую память, теряет позитивное отношение к учебе. Привычка запоминать все всегда только механически становится непосредственной причиной неудач таких учеников. Этот недостаток вполне можно преодолеть в учебной работе студента, но это требует много времени, больших усилий со стороны студента, систематической помощи и контроля учителя. Поэтому в первые годы обучения важно не допустить возникновения такой привычки у школьников.

Как было сказано, осмысленное запоминание основано на понимании значения запомненного. С этим запоминанием вновь сформированные временные связи включаются в систему ранее сформированных связей у людей. Преимущество такого запоминания было подчеркнуто Я.А. Комениус, который сказал, что ничему нельзя научить, кроме того, что это хорошо понимают. Хорошие учителя стремятся к глубокому и четкому пониманию студентами материала, представленного им на уроке.

Значимое запоминание, основанное на понимании, гораздо более продуктивно, чем запоминание без достаточного понимания. Преимущество значимого запоминания проявляется при наблюдении за работой школьников.

Понимание материала может быть достигнуто при первом знакомстве с ним. Но школьники должны знать, что такого понимания недостаточно для запоминания, и необходимо более глубокое, более полное и четкое понимание материала. Студенты также должны знать, что специальные методы для значимого запоминания способствуют этому пониманию.

Рассмотрим некоторые из этих трюков. Одним из важных методов, которые способствуют содержательному запоминанию, является семантическая группировка или разбиение, деление материала на части с акцентом на основное, существенное в каждой части и во всем запоминаемом материале в целом. Другими словами, это план запоминания.

Разделение материала на части в соответствии с семантическим содержанием или составление плана создает много трудностей для младших школьников. Разбивка материала часто бывает дробной, согласно отдельным предложениям, поскольку они до сих пор не знают, как отделить основное от вторичного, выделить основное в каждой части и выразить его в обобщенной форме. В результате младшие школьники редко прибегают к семантической группировке материала.

Ученики V-VII классов легче справляются с задачей семантической группировки, будучи подготовленными к этому обучению в младших классах и в связи с развитием у них обобщающего мышления и речи. Но даже в этом возрасте студенты не всегда используют разделение материала на части в процессе самостоятельной работы, они не всегда используют эту технику запоминания. Они часто прибегают к этому, когда им приходится запоминать сложный или обширный материал.
Понятно, что для старших школьников разделить материал на части больше не сложно, и они используют его как технику запоминания. Вся работа в этом направлении среди старшеклассников состоит в основном в совершенствовании этого метода содержательного запоминания.

Одним из основных методов, которые способствуют значимости запоминания, является значимая ассоциация нового материала с ранее изученным. Студент лучше поймет и запомнит содержание литературного произведения по исторической теме, если связывает события, описанные в этой работе, с тем, что он уже знает о них из курса истории. Эта связь нового материала с существующими знаниями помогает оживить и консолидировать временные связи, которые лежат в основе ранее изученных. Это способствует формированию и укреплению новых нейронных связей при приобретении новых знаний.

Важную роль в запоминании нового материала играет сравнение содержания отдельных частей или вопросов в запомненном материале.

При таком сравнении частей материала, подлежащего запоминанию, и ассоциации нового с существующими знаниями и идеями достигается более глубокое и более четкое понимание материала, и это, как известно, делает запоминание более продуктивным и долговечны.

Запоминание визуального и словесного материала

Остановимся подробнее на запоминании наглядного и словесного материала школьниками.

При запоминании каждого из этих типов материала отношения между ролью слова и изображения в процессе запоминания различны.

Вспоминая визуальный материал, мы непосредственно воспринимаем сам объект или его изображение. В этом случае мы не воспринимаем слово, а произносим для себя название рассматриваемого предмета. Вспоминая словесный материал, мы, наоборот, воспринимаем это слово. Объект в этом случае не воспринимается, но мы можем представить изображение объекта. Так, например, запоминая конкретный словесный материал, прочитанный в учебнике, студент может представить картину природы той или иной земли, образ героя литературного произведения и т. д. При запоминании абстрактного, абстрактного материала, Представление заученного может быть сложным. Таким образом, роль слова и изображения, их соотношение различны при запоминании визуального и словесного материала. При запоминании визуального материала роль изображения (объекта или его изображения) повышается по сравнению со словом. При запоминании словесного материала роль слова повышается по сравнению с ролью объективного изображения. Чем абстрактнее словесный материал, тем больше усиливается роль слова в запоминании.

Психологические исследования показали, что с возрастом запоминание как визуального, так и словесного материала становится более продуктивным. В то же время запоминание визуального материала преобладает над запоминанием словесного материала. Однако в разном возрасте это преимущество не одинаково, а именно: чем старше мы растем, тем больше сглаживается разница между запоминанием визуального и словесного материала. При правильном использовании слова и изображения в объяснении учителя на уроке возрастает положительная роль изображения в запоминании словесного материала, а также роль слова «описание в запоминании визуального материала».

Изображение помогает лучше понять материал и лучше запомнить его. Однако в самостоятельной работе школьники не всегда прибегают к этому. Устанавливая некоторые образовательные задачи, учитель может стимулировать учащихся использовать свои изображения при запоминании.

Как показали психологические исследования, различные образовательные задачи стимулируют студентов по-разному использовать визуальные образы в качестве поддержки для запоминания. При обычной задаче запоминания материала школьники недостаточно используют изображения. Подготовка к устному ответу на уроке также мало помогает ученикам использовать изображения в процессе запоминания словесного материала. И наоборот, задача написания знаний по литературе или составления плана заученного материала по географии и истории при подготовке домашнего задания побуждает ученика активно использовать образы или визуальные представления.

Запоминание визуального материала будет более полным, более значимым, если восприятие такого материала сочетается со словесным описанием, с объяснением. Так, например, во время экскурсии на природу или на работу школьники четко воспринимают сами предметы в естественной обстановке. Организуя восприятие этих предметов, учитель дает объяснения, подчеркивает индивидуальные детали и тем самым способствует более полному восприятию и лучшему запоминанию.

При правильном использовании слова и изображения в объяснении учителя на уроке возрастает положительная роль изображения в запоминании словесного материала, а также роль слова «описание в запоминании визуального материала».

Знания, полученные детьми в школе, оказываются формальными, мертвыми знаниями, если они не соотносятся с реальной реальностью, с реальными объектами и их образами. Правильно используя визуализацию в обучении, учитель помогает ученикам осмысленно запоминать знания.

Примеры методов запоминания

Слово «мнемоника» происходит от греческого мнемоника - память и относится к различным методам, которые способствуют запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих отношениях. Вы, вероятно, знаете некоторые приемы, которым вас учили в школе, чтобы помнить грамматические правила или исключать их.
Например, вас могли научить следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «q» написана буква «s»: «Цыган сидит на цыпочках, а« Цык »говорит цыпленку». Это простое предложение, которое сразу врезается в память, содержит четыре слова, в которых буква "s" написана после буквы "c". Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, поскольку считают, что запоминание материала должно основываться на его понимании.

Все мнемонические упражнения основаны на придании некоторой ясности бессмысленному материалу, то есть хаос трансформируется в порядок посредством некоторой систематизации.

Рифма и ритм

Один из наиболее эффективных способов обеспечить запоминание материала - рифмовать его. Этот метод, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также широко используется в рекламе.
Специалисты по рекламе прекрасно понимают важность рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, заметили, что во многих рекламных роликах информация о товаре рифмована, что способствует ее более быстрому запоминанию и, следовательно, быстрой продаже товаров.

Перепечатанные рекламные ролики сами врезаются в нашу память, независимо от нашего желания, и зачастую от них не так легко избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудной для запоминания информацией, тогда вы должны попытаться рифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с номером телефона.

Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14.

Для этого вы можете рифмовать его следующим образом:

  • Шесть шесть три один пять один четыре
  • Я помню все на свете.

И если мы немного изменим этот номер телефона: например, 663-14-15, то мы можем рифмовать его по-другому:

  • Шесть шесть три один четыре один пять
  • Я не забуду.

Теперь давайте попробуем рифмовать число 151-46-63:

  • Один пять один четыре шесть шесть три
  • Никому не говори.

И т.д. Следует напомнить, что этот вид рифмы не должен быть наполнен каким-либо глубоким смыслом. Они просто должны помочь вам вспомнить информацию, которая не имеет логических связей, что очень важно для нас. Как вы, наверное, уже видели, рифмованную информацию гораздо легче запомнить.

Использование разговоров

Использование цепочек чрезвычайно полезно для фиксации в памяти списка имен собственных или просто любых предметов. При запоминании любого списка вам необходимо связать каждый элемент со следующим через возникающие ассоциации. Это можно сделать двумя способами: путем создания истории или с помощью простой цепочки.

Возвращаясь к нашему списку необходимых покупок, который вы, вероятно, уже выучили наизусть, мы видим следующую последовательность: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца, майонез. Чтобы создать цепочку, сначала нужно связать туалетную бумагу с моющим средством. Для этого мы можем представить себе мачту, на которой вместо парусов развевается туалетная бумага, а сама мачта закреплена банками с моющим средством. После этого нам нужно связать моющее средство с консервированным тунцом. Для этого представьте себе тунца, плавающего в моющем средстве. Тогда нам нужно связать тунец с яйцами. Для этого попробуйте представить тунца, изо рта которого вылетают яйца. И наконец, чтобы соединить яйца с майонезом, вы можете представить, как яйца попадают в огромное блюдо с майонезом.

Аббревиатура (Акроним)

Мы встречаем сокращения каждый день, потому что их использование очень популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т. д. Эти сокращения не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, ООН), но и способствуют их запоминанию.

Принцип аббревиатуры также широко используется для закрепления различного материала, который не связан логическими принципами, помогает нам лучше его запомнить и облегчает процесс извлечения необходимой информации из памяти. Вы можете попробовать применить этот принцип и вскоре убедиться в его успехе.

Аббревиатура может быть использована для записи различной информации. Например, чтобы запомнить цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, синий, фиолетовый - мы обычно используем фразу: «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан».
Это, конечно, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые нужно запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, которое имеет некоторый смысл. То есть значение простого предложения и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые необходимо запомнить, способствуют хранению информации. Это своего рода двойной эффект.

Вывод:

Не каждому человеку, естественно, дается идеальная память, которая может овладеть необходимой ему информацией. Конечно, вы можете использовать различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители для хранения и извлечения информации, но в постоянно усложняющейся человеческой среде вам необходимо хранить большой объем данных в собственной памяти. И не только для хранения, но и для того, чтобы эффективно его использовать. Представители многих профессий - летчики, космонавты и т. д. - часто просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме вашей собственной памяти.

Поэтому вам нужно тренировать свою память, развивать свои способности. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, память можно улучшить путем постоянного запоминания стихов.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письма, разговора, чтения вслух монолога, и тогда нет необходимости носить с собой блокноты. Научитесь говорить «да» себе, и это будет решением проблемы.

С развитием общества растет объем информации, которую необходимо учитывать человеку. Есть опасения, что когда-нибудь человеческий мозг больше не сможет вместить все, что ему нужно. Однако природа одарила нас огромными запасами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому мы можем с оптимизмом смотреть в будущее, и наша память останется нашим верным другом и помощником.