Возрастная специфика переживаний ребенком своего места в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Специфика восприятия мужчинами беременных женщин
Соотношение рационального (логического) и интуитивного в профессиональных намерениях подростков
Полоролевые аспекты агрессивности в подростковом возрасте
Аффективная сфера ребенка от 2 до 6 лет


Введение:

Взаимодействие человека как человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые развиваются между людьми в их социальной жизни.

В современном обществе, при наличии большого количества развивающихся, досуговых центров для детей, открытого доступа к образовательным услугам учителей, психологов, с одной стороны, и занятости родителей, нехватка времени на воспитание ребенка, потеря значимости В учреждении семейного воспитания, с другой, существует острая проблема взаимодействия ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте.

Российские родители, как правило, переносят ответственность за воспитание и развитие своего ребенка на социальные институты. Действительно, многие люди унаследовали от советской эпохи понимание школы как важнейшего образовательного и образовательного ресурса в жизни человека.

Взаимодействие реализуется, проявляется и формируется в общении. Роль общения в формировании личности ребенка чрезвычайно важна. В школьном возрасте у ребенка развиваются сложные и разнообразные типы отношений с окружающими, которые во многом определяют формирование его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать благоприятный эмоциональный климат для каждого ребенка в группе.

Теперь уже нет необходимости доказывать, что взаимодействие является абсолютно необходимым условием существования людей, без которого невозможно полностью сформировать психическую функцию человека или психический процесс, ни один блок психических свойств, личность в целом. Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку оно всегда развивает взаимопонимание между ними, то или иное отношение установлено, существует определенное взаимное взаимодействие (в смысле поведения, выбранного людьми, участвующими в общении, по отношению друг к другу. ). Это взаимодействие оказывается таким процессом, который, если мы хотим понять его сущность, следует рассматривать как систему человек-человек во всей многомерной динамике ее функционирования.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

Предмет исследования - методы взаимодействия ребенка и взрослых.

Цель данной курсовой работы - изучение взаимодействия детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  • дать теоретическую основу для взаимодействия;
  • рассматривать взаимодействие как форму межличностных отношений;
  • изучить методы исследования межличностных отношений;
  • заключить.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны психологам, педагогам и родителям.

Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольников

Проблема взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослыми

Проблема взаимодействия дошкольников очень актуальна. По словам С.Л. Рубинштейн: «Первым из первых условий жизни человека является другой человек. Отношение к другому человеку, к людям - это основная ткань человеческой жизни, ее ядро. «Сердце» человека соткано из его отношений с другими людьми; они связаны с основным содержанием психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Вопросы взаимодействия ребенка и взрослого в дошкольном возрасте представляют исключительный интерес. Поэтому проблема межличностных отношений, возникшая на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - является одной из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема сочетается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», которая так важна для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Одна из важнейших и оригинальных идей для психологии Л.С. Выготский заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми действует как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку способствует пониманию социальных норм, укрепляет надлежащее поведение и помогает ребенку повиноваться социальным влияниям. Психическое развитие рассматривается как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к внешним социальным условиям.

Согласно позиции Л.С. Выготский, социальный мир и окружающие его взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но органически необходимы для его развития человека. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем больше он социальный.

Такое понимание процесса психического развития подчеркивает роль общения со взрослыми. Процесс интернализации (формирования структур психики человека за счет усвоения структур внешней социальной активности) внешних средств рассматривал Л.С. Выготский и его последователи независимо от характера отношений и взаимодействия ребенка со взрослым. Взрослый действовал как абстрактный и формальный носитель знаков, сенсорных стандартов, интеллектуальных операций, правил поведения, т. е. Как посредник между ребенком и культурой, но не как живой конкретный человек.

Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает общение ребенка со взрослым как вид деятельности, предметом которой является другой человек. Как и любая другая деятельность, общение направлено на удовлетворение особых потребностей. Потребность в общении не может быть сведена к другим потребностям человека (например, еда, впечатления, безопасность, активность и т. д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию себя и других людей. Это знание включает в себя два пути или аспекта.

Первый способ заключается в том, что человек стремится учиться и оценивать свои индивидуальные качества и способности (что он умеет, умеет, знает).

Он может сделать это только с помощью других людей. Первый способ познания включает в себя независимый объективный анализ индивидуальных качеств - их обнаружение, оценку и сравнение, способ познания себя и других - это установление связи, взаимодействие с другими людьми. Испытав определенные отношения с другим человеком (любовь, дружба, уважение), мы, кажется, проникаем в его сущность, и здесь стремление к познанию удовлетворяется через связь, общение. В связи с этим новое знание не приобретается, но именно в отношениях с другим человеком он осознает себя, обнаруживает и понимает других во всей их целостности и уникальности, и в этом смысле он знает себя и других.

Общение каждый раз имеет определенные мотивы, по которым оно происходит. В широком смысле мотивом общения является человек, а для ребенка - взрослый. M.I. Лисиной выделены три группы качеств и три категории мотивов общения - деловые, познавательные и личные.

Деловые мотивы выражаются в способности сотрудничать, играть, заниматься общей деятельностью. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Для ребенка важно, как взрослый может играть, какие интересные предметы у него есть, что он может показать и т. д.

Когнитивные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в изучении новых вещей. Взрослый выступает источником новой информации и одновременно слушателем, способным понимать и оценивать суждения и вопросы ребенка. Личные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение стимулируется самим человеком, его личностью. Это могут быть индивидуальные личные качества или отношения с другим человеком как цельной личностью.

Деловые и познавательные мотивы общения включаются в другой вид деятельности (практический или познавательный) и играют в нем официальную роль. Общение является лишь частью широкого взаимодействия ребенка и взрослого.

У младенцев общение со взрослыми играет своего рода триггерную роль в развитии реакции на важные стимулы. M.I. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос матери (взрослого) раньше, чем на другие первичные сигнальные стимулы. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием формирования всех психологических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Уровень и будущее качество ребенка, его характер, его будущее зависят от количества и качества общения. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, своего сознания и самосознания могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что он может получить такое внимание и понимание, прежде всего, в семье. Когда люди общаются, поверхностная картина их общения видна друг другу - кто что говорит, кто выглядит и т. д. Но существует внутренняя, очень важная картина - межличностные отношения, то есть то, что заставляет одного человека тянуться к другому. Когда ребенок задает вопрос, нельзя точно сказать, что послужило причиной этого вопроса. Он может задать вопрос, чтобы привлечь к себе внимание, или он действительно интересуется темой, которую он задает, или ребенок хочет показать свои знания своим сверстникам. Если ребенок жалуется на поведение другого ребенка, как на него реагировать, у взрослого нет точного ответа, видите, мотивация неизвестна.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, своего сознания и самосознания могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Ребенок может, прежде всего, получить такое внимание в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые ребенок будет развивать в будущем.

Ребенок не рождается с необходимостью общения. Он развивается в процессе общения с родителями, когда родители разговаривают с ним, кладут трубку. Именно их в первые месяцы своей жизни видят дети.

В детстве появляются и развиваются четыре разные формы общения, по которым можно судить о характере продолжающегося психического развития ребенка. Важной задачей является умение правильно определять и правильно развивать ту или иную форму общения в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Типы и стили взаимодействия учителя и ребенка

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка, будет более эффективной, если она построена в соответствии с характером, культурой ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности между учителем и ребенком возникает особая коммуникация, в которой участники воспринимают свой взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка имеет две стороны: с одной стороны, укреплять и развивать у ребенка образ мышления, позиции, картины мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с другой культурой (взрослой).

Ведущая роль учителя (взрослого) в организации воспитания и воспитания ребенка достаточно полно определена у А.В. Запорожец, П.Я. Halperina, L.A. Wenger et al. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той мере, в какой педагог направляет его деятельность, а не заменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В.С. Мерлин, Дж. Стрелау, А.Б. Николаева, А.В. Петровский, Р. Бернс и другие.

Наиболее распространенной задачей педагогической деятельности в образовательном процессе является создание условий для гармоничного развития личности, подготовки молодого поколения к работе и другим формам участия в жизни общества. Это решается организацией лично развивающейся среды, управлением различными видами деятельности учеников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

В педагогической науке различают два типа взаимодействия учителя и ребенка: субъект-объект и субъект-субъект.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности учитель играет роль предмета, а ученик (ребенок) выступает в роли предмета.

Педагог как субъект педагогической деятельности характеризуется постановкой целей, деятельностью, педагогическим самосознанием, адекватностью самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает исполнителем требований и поставленных задач учителем. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: трудолюбие, дисциплина, ответственность; ребенок накапливает опыт в приобретении знаний, осваивает систему, организовывает действия. Однако, пока ребенок является объектом педагогического процесса, то есть мотивация деятельности будет постоянно исходить от учителя, когнитивное развитие ребенка не будет эффективным. В ситуации, когда проявление инициативы не требуется, ограничение независимости часто формирует негативные стороны личности. Учитель «видит» своих учеников очень односторонне, в основном с точки зрения соблюдения / несоблюдения норм поведения и правил организованной деятельности.

Субъективно-субъективные отношения способствуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативе, творчеству, способности конструктивно разрешать конфликты.

Самая сложная работа мыслительных процессов, воображение активируется, знания активируются, выбираются необходимые методы, проверяются различные навыки. Вся деятельность приобретает личное значение для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при неуклонном усилении субъективной позиции могут стать его личностными качествами. Учитель в предметно-предметном взаимодействии понимает своих учеников более лично, это взаимодействие называется личностно-ориентированным. Личностно-ориентированный учитель максимально развивает способность ребенка осознавать свое «я» в отношениях с другими людьми и миром во всем его многообразии, понимать его действия, предвидеть их последствия как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность в такого рода взаимодействиях носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок только в диалоге, вступая во взаимодействие с другим субъектом, познает себя через сравнение с другим, через сравнение своего выбора и своего выбора.

Характер взаимодействия учителя и ребенка определяет стиль педагогической деятельности. В отечественной науке труд И.В. Страхова, Н.Д. Левитова, Е.А. Климова В.Е. Чудновский В.И. Моросанова и соавт.

А.К. Марков дифференцирован по демократическим, авторитарным и либеральным стилям педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

В демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Учитель привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет независимые суждения, учитывает не только успеваемость, но и личные качества. Методы воздействия - это подстрекательство к действию, совет, просьба. Учителя с демократическим стилем взаимодействия характеризуются большой профессиональной стабильностью, удовлетворенностью своей профессией.

В авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического влияния, а не как равный партнер. Педагог самостоятельно принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением представленных им требований, использует свои права без учета ситуации и взглядов ребенка, не оправдывает свои действия перед ним. В результате дети теряют свою активность или выполняют ее только с ведущей ролью воспитателя, они обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Основными методами воздействия этого стиля являются приказы, учения. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная нестабильность.

В либеральном стиле учитель избегает принятия решений, передавая инициативу детям и коллегам. Организация и контроль детских мероприятий осуществляется без системы, проявляет нерешительность, нерешительность.

Каждый из этих стилей, раскрывающих отношение к партнеру по взаимодействию, определяет его характер: от подчинения, следующего - до партнерства и отсутствия направленного влияния. Примечательно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование монологических или диалогических форм общения.

Общение как фактор взаимодействия дошкольников со взрослыми

Если вы посмотрите на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, вы увидите, что оно происходит от слова «общее». Ситуация на языках немецко-романской группы несколько схожа: например, английское слово «общение» происходит от латинского «связать, дать». Во всех этих словах мы можем видеть, как язык отражает одно из главных значений общения - быть связующим звеном между людьми, чтобы помочь найти и передать общее, что существует (или, возможно,) между ними. Более того, этим общим может быть либо то, что только что возникло в процессе совместной деятельности, либо знания, передаваемые на протяжении многих веков.

Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, что влияет не только на психическое, но и на ранних этапах на физическое развитие ребенка. Как это влияние реализуется, каково его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком, эта работа будет посвящена другой.

Высшие психические функции человека изначально формируются как внешние, то есть в реализации которых участвует не один, а два человека. И только постепенно они становятся внутренними (то есть переключаются с интрапсихического). Развитие ребенка в рамках теории культурно-исторического развития понимается Л. С. Выготским как процесс усвоения детьми социально-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. В то же время общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и определяет его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:

  • ускоряет развитие детей (появление и последующее развитие как оперативно-технических, так и перцептивных навыков);
  • позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (например, прослушивание записанной на пленку речи детьми в школах-интернатах, если она включена в живое общение с другими, помогает нормализовать речь, когда ее развитие отстает);
  • это также позволяет исправлять дефекты, возникшие у детей с ненадлежащим образованием.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от любопытства детей и заканчивая развитием личности, и связано с тем, что:

  • для маленьких детей взрослый является самым богатым источником различных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и т. д.);
  • обогащая опыт ребенка, взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем часто ему ставят задачу овладеть каким-то новым навыком;
  • взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  • ребенок в контакте со взрослыми наблюдает за его действиями и черпает из нее образцы для подражания.

Существует несколько типов средств взаимодействия, с которыми дети взаимодействуют со взрослыми:

  • экспрессивно-мимические: они возникают в онтогенезе первыми (в течение первых двух месяцев жизни) и служат как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, обращенными к другим; они также выражают содержание сообщения, которое не может быть передано с необходимой точностью другими средствами - вниманием, интересом и т. д.
  • субстантивные: возникают позже (до 3 лет) и также имеют символическую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми; отличается от экспрессивно-мимического большим произволом;
  • речевые операции: позволяют выйти за пределы личной ситуации и установить более широкое взаимодействие.

В случае недостаточных контактов со взрослыми наблюдается снижение скорости умственного развития и повышается сопротивляемость болезням (дети из заключенных закрытых учреждений; дети, пережившие войны, случаи из учебников К. Гаузера и т. д.) Полная изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их в положении животных (дети Маугли, дети волка).

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свои особенности и служит разным целям, мы будем рассматривать его последовательно.

Параметры взаимодействия.

Форма общения:

  • некогнитивно-когнитивные (до 4-5 лет);
  • не ситуативно-личностный (5-6 лет).
  • содержание потребности в общении:
  • необходимость внимания, сотрудничества и уважения (4-5 лет);
  • потребность в дружелюбном внимании, сотрудничестве, уважении к взрослым, с ведущей ролью в стремлении к сопереживанию и взаимопониманию (5-6 лет).

Ведущий мотив взаимодействия:

  • Когнитивный: взрослый как ученый, источник знаний о не ситуационных. объекты, партнер для обсуждения причин и отношений; (4-5 лет);
  • Личность: взрослый как целостный человек со знаниями, навыками и нормами (5-6 лет).
  • значение этой формы общения в общем развитии ребенка:
  • первичное проникновение в экстрасенсорную сущность явлений, развитие зрительных форм мышления;
  • ознакомление с морально-нравственными ценностями общества, переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Мы перечислим только некоторые из проблем, которые возникают у дошкольников, лишенных полноценного взаимодействия со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательное отношение взрослого человека характерны, как было показано при распределении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников характерна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании. Они не проявляют обычную для детей этого возраста настойчивость во время когнитивных контактов. То есть они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

Выводы по главе 1. Вопросы взаимодействия ребенка и взрослого в дошкольном возрасте представляют исключительный интерес. В демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Учитель привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет независимые суждения, учитывает не только успеваемость, но и личные качества. Методы воздействия - это подстрекательство к действию, совет, просьба. Учителя с демократическим стилем взаимодействия характеризуются большой профессиональной стабильностью, удовлетворенностью своей профессией.

В авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического влияния, а не как равный партнер. Педагог самостоятельно принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением представленных им требований, использует свои права без учета ситуации и взглядов ребенка, не оправдывает свои действия перед ним. В результате дети теряют свою активность или выполняют ее только с ведущей ролью воспитателя, они обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Основными методами воздействия этого стиля являются приказы, учения. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная нестабильность.

В либеральном стиле учитель избегает принятия решений, передавая инициативу детям и коллегам. Организация и контроль детских мероприятий осуществляется без системы, проявляет нерешительность, нерешительность.

Развитие взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых в детском саду

Постановка задачи исследования

Диагностика уровня взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе МДОУ «Родничок» Неклиновского района.

Для диагностики уровня взаимодействия детей и взрослых в общеобразовательном процессе была проведена экспериментальная работа в МДОУ Полтавский д / с Родничок. В эксперименте участвовали 19 детей дошкольного возраста, их родители и два учителя старшей группы.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методы:

  1. Анализ документации воспитателей старшей группы детского сада и посещаемости воспитателей.
  2. Был проведен опрос среди родителей с целью установления уровня сотрудничества между детским садом и родителями детей дошкольного возраста.
  3. Наблюдение за деятельностью детей во время занятий и в чувствительные моменты.

Анализ документов, наблюдение за занятиями и деятельностью воспитателей в режимные моменты позволили сделать следующие выводы:

МДОУ д / с Родничок работает по следующим программам:

  • «Развитие» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова) - приоритетные направления деятельности:
  1. предоставление ребенку возможности радостно и осмысленно жить в дошкольном детстве;
  2. обеспечение охраны и укрепления здоровья детей;
  3. всестороннее и своевременное умственное развитие;
  4. формирование бережного и активного отношения к миру;
  5. ознакомление с основными направлениями человеческой культуры.
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильева, Т. С. Комарова, В. В. Гербова), задачами которой являются:
  1. Защита и укрепление здоровья детей, полное физическое развитие.
  2. комплексное гармоничное воспитание и развитие детей.
  3. формирование у детей интереса к работе и потребности в работе.
  4. формирование нравственных чувств, навыков, культуры поведения.
  5. воспитание любви к красоте, обогащение духовного мира.

Профессиональная деятельность педагогов старшей группы МДОУ «Родничок» направлена ​​на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытого и дружеского общения.

Задачи, поставленные для достижения этой цели:

  • Содействие формированию базовых личностных качеств: самооценки и образа «Я», моральных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми. Те. помочь ребенку поверить в себя, научить детей осознанно воспринимать собственные эмоции, понять эмоциональное состояние других людей, научить детей этическим ценным формам и поведению в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  • Формирование коммуникативных навыков: установить и поддерживать контакт, сотрудничать и сотрудничать. В группе старшего детского сада соблюдаются следующие принципы:
  • уважение личности ребенка, ориентация на его личность, интересы, способности, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • взаимодействие детей и взрослых, предоставление права выбора, самостоятельность;
  • обеспечение эмоционального и психологического комфорта;
  • использование различных форм организации занятий, занятий, рационально сочетающих фронтальные, групповые и индивидуальные методы взаимодействия.

Методы обучения - стимулирование, формирование опыта и независимости, эмоциональное поощрение, сохранение личности.

Личные качества - самоорганизация, самостоятельность, достоинство, чувствительность. Уважение, подчинение мотивов, культура отношений.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста с целью развития эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, объединения группы по программе А. Ивашова «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель урока - научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, знакомить их с человеческой сенсорной системой, развивать навыки общения детей, привлекать внимание ребенка к невербальной стороне общения, познакомьте их с такими понятиями, как выражение лица, жесты, интонация, походка, движения тела, что позволит вам лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Опрос родителей с целью установления уровня сотрудничества DOE с родителями детей дошкольного возраста.

Полученные результаты показывают, что родители часто не знают, как общаться с детьми, но они не обращаются за помощью к воспитателям детских садов, потому что: они не придают особого значения этим трудностям (11,5%). Они считают это неудобным, поскольку такие консультации не являются обязанностью учителя (36,5%); с трудом общаются с учителем (13%); считают, что они справятся самостоятельно (10%); они сомневаются в профессиональной компетентности учителей и не придают должного значения дошкольному образованию (11%); хочу общаться с учителями (14%). Только 4% родителей смогли выявить некоторые проблемы взаимодействия с детьми в развитии детей (неопределенные, необщительные, агрессивные, капризные и т. д.).

Данные опросов свидетельствуют о необходимости индивидуального подхода к работе по организации взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослыми.

Наблюдение за деятельностью детей осуществлялось во время посещений класса и в трудные времена. Наблюдение за поведением детей проводилось по методике Т.М. Сорокина. Результаты наблюдения были записаны в карту наблюдения, которая была установлена ​​для каждого ребенка.

Анализ результатов мониторинга поведения детей в классе и в режимных моментах представлен ниже.

Поведение детей (смущение, робость) в присутствии посторонних:

  1. Движение к вызывающему взрослому 6/32%.
  2. Движение от взрослого 3/16%.
  3. Конфликт локомоции с победой положительной тенденции 2/11%.
  4. Конфликт локомоции с победой отрицательный тренд 5/26%.
  5. Конфликт локомоции с уравновешиванием противоположных тенденций 6/32%.
  6. Положительные эмоции 12/63%.
  7. Отрицательные эмоции 7/37%.
  8. Конфликт эмоций с преобладающим положительным цветом 11/58%.
  9. Конфликт эмоций с преобладанием негативной окраски 8/42%.
  10. Стремление к физическому контакту 16/84%.
  11. Эмоционально окрашенные действия (мазки, отталкивания, флирты) 14/74%.
  12. Участие взрослого в игровой или совместной предметной деятельности 8/42%.
  13. Отказывается выполнять заказ взрослого на 3/16%.
  14. Выполняет запрос медленно, неохотно и не полностью 6/32%.
  15. Выполняет просьбу взрослого быстро, охотно и до конца 10/53%.

Анализ результатов наблюдения за поведением детей на уроках и во время схемных моментов позволил сделать следующие выводы:

У детей старшего возраста уровень развития взаимодействия со взрослыми находится на среднем уровне. Дети не всегда готовы выполнять указания учителей (32%), иногда они даже игнорируют просьбу учителей (16%). Более половины детей не хотят, чтобы взрослые вмешивались в их игровую деятельность. Некоторые дети вступают в конфликт со взрослыми.

Результаты эмпирического исследования привели к необходимости разработки методических рекомендаций по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе дошкольного образования.

Методические рекомендации по развитию взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе дошкольного образования

Семья и детский сад для ребенка на определенном этапе составляют основную образовательную и образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему прививают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для маленького человека, чтобы войти в большой мир. Путь к диалогу между этими двумя социальными институтами осложняется тем, что в процессах воспитания в семье и в детском саду возник дисбаланс. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление переместили образовательные функции семьи на второе и третье места, а в Министерстве образования воспитание всегда идет первым.

Эту ситуацию можно выровнять за счет включения семьи в образовательное пространство DOE, для чего необходимо создать следующие условия:

  1. Социально-правовые: строительство всех работ должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативных документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом МЭ, соглашениями о сотрудничестве, которые регулируют и определяют функции, права и обязательства сторон.
  2. Информация и общение: предоставление родителям возможности быть в курсе текущих программ, быть в курсе специфики организации учебного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в дошкольных учреждениях. школьное образование и др.
  3. Перспективное и целевое: наличие планов работы с семьями на ближайшую и долгосрочную перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей при изучении этих планов, предоставление родителям права участвовать в разработке индивидуальных планов проектов, программ и выбор точек пересечения для семей и дошкольных образовательных учреждений интересов развития ребенка.
  4. Стимулирующее потребности: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно будет основано на результатах исследования:
  • потребности и интересы семей;
  • категории семей;
  • стили семейного воспитания;
  • ребенок во всех сферах его развития;
  • оценка форм взаимодействия с семьей, проводимых в дошкольном образовательном учреждении, позволяющая своевременно корректировать их содержание и структуру. Только в этом случае дошкольное образовательное учреждение сможет обеспечить своевременную социальную, психологическую, медицинскую и педагогическую поддержку семье и ребенку.

Обеспечение постоянной готовности дошкольного образовательного учреждения к участию родителей в образовательном пространстве через конкретные мероприятия.

Деятельность, направленная на улучшение статуса:

  • ребенок в глазах учителей и родителей;
  • воспитатели в глазах родителей;
  • ДОУ специалистов в глазах учителей и родителей;
  • родители в глазах учителей и ребенка (для этого необходимо научить каждого учителя и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, чтобы помочь осознать важность каждого предмета).

Деятельность направлена ​​на построение, функционирование и развитие детско-взрослого взаимодействия, которое предполагает наличие:

  • правила сотрудничества: взрослый - взрослый (культура общения, права, обязанности, ответственность). Взрослый - это ребенок (как продемонстрировать уважение к детям и т. д.). Ребенок - ребенок (правила разрабатываются самими детьми, в раннем дошкольном возрасте по инициативе взрослого);
  • заповеди («Успех одного - это радость для всех»; «То, что человек не завершает, мы закончим вместе», «Все, что мы делаем, мы делаем ради ребенка» и т. д.), которые объединяют и поощрять всех к достижению общих целей
  • традиции (сентябрьские встречи, поздравление семей с рождением ребенка, семейный день, групповой день рождения и т. д.);
  • регулярные рекламные акции (неделя книг, неделя вежливости и т. д.), в которой учитывается приоритет интегративных форм сотрудничества, предусматривается участие всех участников образовательного процесса, а главное, формируется потребность друг в друге.

Деятельность направлена ​​на формирование партнерских отношений, основанных на обмене не только хорошей и приятной информацией с родителями, но и неприятной. Главное при этом - предоставление этой информации: гарантировать конфиденциальность, уважение родителей и ребенка, педагогический такт. Необходимо помнить правило: насколько DOE будет открытым и доступным для любой информации, представляющей интерес для родителей, в этом смысле семья также будет готова к открытости и доверию в отношениях с преподавателями и специалистами DOU.

Мероприятия, направленные на выравнивание прав родителей и Доу.

Родителям должно быть предоставлено право:

  • об эмоциональной оценке деятельности преподавателей ДОУ;
  • участие в роли экспертов в определении качества работы ДОУ в целом. Это риск, и поэтому необходимо представить инструменты с учетом категорий семей. Например, различные типы анкет, вопросники;
  • изучение достижений ребенка (родители не всегда объективны в своих оценках, наша задача - научить диагностическим технологиям);
  • участие в управлении дошкольными образовательными учреждениями (учительские советы, семейные советы, принятие решений и т. д.);
  • Инициатива и успех требуют прозрачности и доступности. Поощрение любого вида участия (благодарственное письмо, письменное и устное спасибо и т. д.).

Мероприятия, направленные на повышение социально-психологической культуры учителей и родителей посредством:

  • овладение технологией взаимодействия, основанной на знании особенностей семьи и ребенка и осознанном понимании того, что УОО «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов и педагогов ОУ;
  • изучение профессиональных трудностей учителей в общении с родителями и родителей в общении с учителями;
  • обеспечение эффективности, полезности, уместности, адекватности визуальной информации запросам родителей.

Доступ к отдельным формам сотрудничества: разработка программ совместных действий детского сада и семьи для обеспечения развития ребенка в различных сферах, например, в улучшении здоровья, подготовке к школе и т. д. В этих программах изложены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты и сравнение с фактическими данными.

Для диагностики уровня взаимодействия детей и взрослых в общеобразовательном процессе в МДОУ была проведена экспериментальная работа для детей из Родничка. В эксперименте участвовали 19 детей дошкольного возраста, их родители и два учителя старшей группы.

Результаты анализа документации учителей старшей группы показали, что воспитательная деятельность учителей направлена ​​на развитие взаимодействия детей и взрослых. Анализ результатов наблюдения за поведением детей в классе и во время режима привел к следующим выводам: У детей старшего возраста уровень развития взаимодействия со взрослыми находится на среднем уровне. Дети не всегда готовы выполнять указания учителей (32%), иногда они даже игнорируют просьбу учителей (16%). Более половины детей не хотят, чтобы взрослые вмешивались в их игровую деятельность. Некоторые дети вступают в конфликт со взрослыми. Результаты эмпирического исследования привели к необходимости разработки методических рекомендаций по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе дошкольного образования.

По мере обогащения духовной жизни ребенка важность общения становится все более сложной и глубокой, расширяется в связи с миром и появлением новых способностей. Основным и наиболее ярким положительным влиянием общения является его способность ускорять развитие детей.

Таким образом, для самых маленьких детей очень важно, чтобы взрослый был богатым источником различных воздействий, без которых младенцу может не хватать опыта. В то же время опыт ребенка обогащается. Процесс развития личности является этапом развития отношений между ребенком и взрослым.

Навык не приходит сам по себе, он приобретается за счет усилий, затраченных на обучение. Однако взрослые педагоги могут очень помочь детям в этой сложной работе, если они начнут прививать навыки общения с раннего детства. Именно они демонстрируют детям модели общения с разными людьми, стандарты эмоциональных проявлений, организуют их взаимодействие друг с другом и учат адекватному эмоциональному общению. Знания, полученные дошкольниками в классе, дадут им представление об искусстве человеческих отношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям они будут формировать эмоциональное и мотивационное отношение к себе, другим, сверстникам и взрослым. Они приобретут навыки, способности и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие лучшему развитию ребенка и подготовке его к жизни. Ребенок и взрослый равны, самоценны как участники диалога культур. В последние годы идеи М.М. Бахтин, который утверждал, что истина не рождается между людьми, которые совместно ищут истину в процессе их диалогического общения. Сознание - это отождествление двух равных систем знаний, благодаря которым происходит взаимное обогащение. Формирование ценностных ориентаций, жизненных целей - творческих действий, т. е. они совершаются в сотворчестве ребенка и взрослого.

Целью взаимодействия учителя и ученика является вовсе не формальное установление равенства и не механическое добавление вклада участников совместной деятельности.

Достижения сотрудничества, по мнению Г.А. Цукерман, следует учитывать:

  • децентрализация личности как способность строить свои действия с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, выявлять разницу в эмоциональных состояниях участников совместной деятельности;
  • инициатива (получение недостающей информации посредством вопросов, готовность предложить партнеру общий план действий);
  • разумное разрешение конфликтов, то есть не агрессивное, а рациональное, основанное на самокритике и дружелюбии при оценке партнера.

Результаты экспериментальной работы в МДОУ для села «Родничок» показали, что деятельность воспитателей направлена ​​на развитие взаимодействия детей со взрослыми. Мониторинг активности детей показал, что более половины детей старшей группы не способны взаимодействовать со взрослыми. Мы рассматриваем причины нежелания взаимодействовать со взрослыми в семейном воспитании, так как опрос родителей показал, что во многих семьях авторитарные отношения между детьми и взрослыми.

Результаты теоретического и эмпирического исследования привели к необходимости разработки методических рекомендаций по развитию взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе дошкольного образования.

Вывод:

Жизнь каждого нормального человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении является одной из самых важных человеческих потребностей. Самые трудные человеческие переживания связаны с одиночеством, неприятием, неприсоединением со стороны других людей. Человек испытывает самые радостные и яркие чувства в понимании окружающими, любви, дружбе, все это порождает близость и связь с окружающими. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять и почувствовать себя, найти свое место в мире. Общение - это всегда взаимная, взаимная деятельность, предполагающая противоположное направление партнеров. Любое действие не может считаться коммуникацией (даже если оно напоминает взаимодействие по внешним признакам), если субъект является телом, лишенным способности воспринимать или реагировать на умственную деятельность.

Для взрослых иногда кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само по себе, но это не так. Взрослые являются не только условием создания нормальной жизни для детей, но и источником, двигателем психического развития.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение между ребенком и взрослым является основным и решающим условием формирования всех психических способностей и качеств ребенка.

Это взрослый, который раскрывает ребенку все разнообразие эмоций, речи, восприятия и т. д., и если взрослый не объясняет ребенку, что снег белый и земля черная, тогда ребенок сам никогда не узнает.