Возникновение и становление педагогической профессии

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Гуманистическая направленность педагогической деятельности
Профессиональная компетентность и культура педагога
Роль личности педагога в воспитательном процессе
Школа: обучение или воспитание?


Введение:

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если молодое поколение, заменив старшее, должно было начать все заново без творческого развития и использования унаследованного им опыта. С момента появления педагогической профессии учителя стали укреплять, прежде всего, образовательную функцию. Учитель - это учитель, наставник. Это его гражданская, человеческая судьба.

Ввиду сложности процессов общественного производства, развития методов познания и быстрого роста научных знаний в обществе возникла необходимость в особой передаче знаний, навыков. Вот почему относительно самостоятельная функция - функция обучения - возникла из области «чистого» образования в педагогической профессии. Образовательная функция стала доверяться другим лицам.

Целью исследования является изучение проблем возникновения и становления педагогической профессии.

Научно-исследовательские цели:

  1. Провести анализ в педагогической литературе научной информации о возникновении и становлении педагогической профессии.
  2. Рассмотрим особенности педагогической профессии.
  3. Проанализировать перспективы развития педагогической профессии в современном обществе.

Метод исследования - теоретический анализ научно-педагогической литературы.

История возникновения педагогической профессии

В древние времена, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - на равных участвовали в добыче пищи, которая была основным смыслом существования в те далекие времена. Передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, детям в дородовом сообществе была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с раннего возраста присоединившиеся к ней, приобрели знания о методах деятельности (охота, собирательство и т. д.) и овладели различными навыками. И только с улучшением инструментов, которые позволяли получать больше еды, стало возможным не привлекать больных и старых членов общины. Они были обязаны быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позднее, когда процессы сознательного изготовления орудий труда, повлекшие за собой необходимость особой передачи трудовых навыков, стали более сложными, старейшины клана образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - педагогов, чьей прямой и единственной обязанностью была передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Таким образом, образование стало сферой деятельности и человеческого сознания.

Происхождение русского слова «педагог» интересно. Это исходит из основы "питать". В современных словарях учитель определяется как личность, занимающаяся воспитанием кого-то, принимающая на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знания сами по себе являются ценностью и что необходима специальная организация детских мероприятий, направленных на приобретение знаний и навыков. Такая деятельность называется тренировкой.

В древнем Вавилоне, Египте и Сирии священники чаще всего были учителями, а в древней Греции самыми умными, талантливыми гражданскими лицами: педономами, педотрибами, дадаскалами и учителями. В Древнем Риме от имени императора назначались учителя, правительственные чиновники, которые хорошо знали науки, много путешествовали и, следовательно, много видели, знали языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках упоминается, что еще в 20 веке. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. в стране было министерство, отвечающее за просвещение людей, назначая в качестве учителей самых мудрых представителей общества. В средние века учителями, как правило, были священники-монахи.

В Киевской Руси обязанности учителя совпали с обязанностями родителя и правителя. В «Заветах» Владимира Мономаха (1053-1125) был раскрыт основной набор правил жизни, которым сам государь следовал и советовал своим детям: любить свою родину, заботиться о людях, делать добро, любимых, чтобы не грешить, уклоняться от злых дел, быть милосердным. Он писал: «Что ты умеешь делать хорошо, не забывай, а что ты не умеешь делать, учись этому ... Ведь лень - мать всего: кто знает, как забудет, и что он не может сделать, он не будет учиться. Хорошо делаешь, не ленись ни на что хорошее ... ». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая уважение к наставнику подрастающего поколения.

С момента появления педагогической профессии учителя стали укреплять, прежде всего, образовательную функцию. Учитель - это учитель, наставник. Это его гражданская, человеческая судьба.

Задачи, стоящие перед школой, существенно изменились на разных этапах развития общества. Это объясняет периодическое смещение акцента с обучения на образование и наоборот. Однако государственная образовательная политика почти всегда недооценивает единство обучения и воспитания. Точно так же, как невозможно преподавать без оказания образовательного влияния, невозможно решать образовательные проблемы без оснащения учеников системой знаний и навыков. Продвинутые мыслители всех времен и народов никогда не выступали против обучения и воспитания. Более того, они рассматривали учителя, прежде всего, как учителя.

Великие просветители прошлого

Работа учителя всегда содержит гуманистический, универсальный принцип. Его сознательный акцент, стремление служить будущему характеризовали прогрессивные педагоги всех времен.

Выдающиеся учителя были среди всех народов и во все времена. Так, китайцы называли Конфуция Великого Учителя (VI-V вв. До н.э.). В одной из легенд об этом мыслителе рассказывается его разговор со студентом: «Эта страна обширна и густонаселенна. Чего ей не хватает, учитель?» - обращается к нему студент. «Обогащай ее», - отвечает учитель. "Но она уже богата. Как она может быть обогащена?" - спрашивает студент. "Научи ее!" - восклицает учитель.

Чешский педагог-гуманист Ян Амос Комениус (1592-1670) первым разработал педагогику как самостоятельную отрасль теоретических знаний. Комениус мечтал дать своему народу мудрость мира, собравшуюся вместе. Он написал десятки школьных учебников и более 260 педагогических работ. И сегодня каждый учитель, используя слова «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т. д., не всегда знает, что все они поступили в школу с именем великого чешского учителя.

В отличие от Я.А. Коменский, английский философ и учитель Джон Лок (1632-1704) сосредоточил свои основные усилия на теории образования. В своей работе «Мысли об образовании» он излагает взгляды на образование джентльмена - уверенного в себе человека, сочетающего широкое образование с деловыми качествами, изящество нравов с твердостью моральных убеждений.

Швейцарский учитель Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) потратил все свои сбережения на создание детских домов. Он посвятил свою жизнь детям-сиротам, старался сделать детство школой радости и творчества. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все для других, ничто для себя».

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) принес всемирную известность русской педагогике. Созданные им учебники выдержали беспрецедентный тираж в истории. Например, «Родное слово» было перепечатано 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, и педагогические труды сегодня имеют научную ценность. Он описал социальную значимость профессии учителя: «Педагог, стоящий на уровне современного курса образования, чувствует себя живым, активным членом великого организма, борющимся с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что был благороден и высок в прошлой истории людей, и новое поколение, хранитель священных заветов людей, которые боролись за истину и добро, и его скромная по внешности работа - одно из величайших произведений истории. Государства построены на этом бизнесе, и на нем живут целые поколения".

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой (1828-1910) видел в педагогической профессии гуманистический принцип, который находит свое выражение в любви к детям. «Если у учителя есть только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше, чем учитель, который читает все книги, но не имеет любви к делу "Не к ученикам. Если учитель сочетает в себе любовь к делу и к студенты, он идеальный учитель ".

L.N. Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть по-настоящему гуманной, только если учителя не видят в ней «дисциплинированную роту солдат, которой командует один, а завтра другой лейтенант». Он призвал к новому типу отношений между учителями и учениками, устраняя принуждение, поддерживая идею личностного развития как центральную для гуманистической педагогики.

Поиски русских теоретиков и практиков во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко (1888–1939). Несмотря на установившиеся в образовании командно-контрольные методы управления, он противопоставил их гуманистической педагогике, проникнутой верой в творческие силы и возможности человека. Особое значение имеет теория детского коллектива, созданная А. С. Макаренко, которая включает методологию индивидуализации образования. Он считал, что работа педагога является самой сложной, «возможно, самой ответственной и требующей от человека не только наибольшего стресса, но и большой силы, больших способностей».

В 1950-60-х гг. Наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - директор Павлышской средней школы в Полтавской области. Воспитание ради детского счастья - таков гуманистический смысл В.А. Сухомлинский. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая мудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Основой успеха учителя, по его мнению, является духовное богатство, щедрость его души, его хорошо образованные чувства, высокий уровень эмоциональной культуры, способность глубоко вникать в суть педагогического феномена.

Главная задача школы, отметил В. А. Сухомлинский, - открыть творца в каждом человеке, поставить его на путь самобытного, творческого, интеллектуального труда. «Признавать, раскрывать, раскрывать, лелеять, лелеять в каждом ученике свой уникальный индивидуальный талант означает поднять человека на высокий уровень процветания человеческого достоинства».

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к определенной профессии проявляется в особенностях его деятельности и мышления. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которой является другой человек. Но педагогическая профессия отличается от ряда других, прежде всего, по образу мышления своих представителей, повышенным чувством долга и ответственности. Его основное отличие от других профессий, таких как «человек-человек», заключается в том, что оно относится как к классу трансформации, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея формирование и преобразование личности в качестве цели своей деятельности, учитель призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Особенностью обучения и воспитания как вида деятельности в социальном управлении является то, что оно имеет своего рода двойной предмет труда. С одной стороны, его основным содержанием являются отношения с людьми: если лидер (а учитель один) не развивает правильных отношений с теми людьми, которых он возглавляет или кого он убеждает, то в его работе не самое главное , С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в любой области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Таким образом, профессия учителя требует двойной подготовки - человека и специалиста.

В педагогической профессии умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее распространенные «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических проблем: несоответствие взглядов, боязнь занятий, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативное отношение к классу, боязнь педагогической ошибки, подражание. В результате личные контакты с детьми также обнищали, без эмоционального богатства которого невозможно иметь продуктивную деятельность, вдохновленную позитивными мотивами.

Для педагогической профессии исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с адаптацией учащегося, ученика к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой личности.

С одной стороны, учитель готовит своих учеников к нуждам момента, к конкретной социальной ситуации, к конкретным потребностям общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вечный фактор. Имея целью развитие личности как синтез всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Коллективный характер педагогической деятельности

Если в других профессиях группы «человек к человеку» результатом, как правило, является продукт деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т. д.), то в педагогической профессии очень трудно выделить вклад каждого учителя, семьи и других источников воздействия в качественную трансформацию субъекта деятельности - ученика.

С реализацией логического укрепления коллективистских принципов в педагогической профессии, понятие совокупного субъекта педагогической деятельности становится все более распространенным. Общий предмет широко понимается как преподавательский состав школы или другого учебного заведения, а в более узком смысле - круг тех учителей, которые имеют непосредственное отношение к группе учеников или к отдельному ученику.

Те или иные особенности команды проявляются, прежде всего, в настроении ее членов, их работоспособности, психическом и физическом благополучии. Это явление называется психологическим климатом команды.

А. С. Макаренко раскрыл закономерность, по которой педагогическое мастерство учителя определяется уровнем формирования педагогического состава. «Единство преподавательского состава, - полагал он, - является определяющим фактором, и самый молодой, самый неопытный учитель в единой сваренной команде во главе с хорошим мастером-лидером сделает больше, чем любой опытный и талантливый учитель, который идет вразрез». для преподавательского состава «Нет ничего более опасного, чем индивидуализм и ссоры в преподавательском составе, нет ничего более отвратительного, нет ничего более вредного». А. С. Макаренко утверждал, что стать хорошим мастером можно только в преподавательском составе.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования профессорско-преподавательского состава внес В.А. Сухомлинский. Будучи главой школы в течение многих лет, он пришел к выводу о решающей роли педагогического сотрудничества в достижении целей, стоящих перед школой. Вице-адмирал Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче накапливаются и тщательно охраняются духовные ценности в преподавательском составе, тем отчетливее коллектив учеников выступает в качестве активной, эффективной силы, участника образовательного процесса, учителя. В. А. Сухомлинскому принадлежит идея, которая, по-видимому, еще не до конца понята руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и студенческого коллектива. На вопрос о том, как и благодаря чему создается профессорско-преподавательский состав, В. А. Сухомлинский однозначно ответил - он создан коллективным мышлением, идеей и творчеством.

Творческий характер труда учителя

Содержание и организацию работы учителя могут быть правильно оценены только путем определения уровня его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности учителя отражает степень, в которой он использует свои возможности для достижения своих целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является ее важнейшей особенностью. Но в отличие от творчества в других областях, творчество учителя не ставит своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку развитие личности всегда остается его продуктом.

Творческий потенциал личности учителя формируется на основе его социального опыта, психологических, педагогических и предметных знаний, новых идей, навыков, которые позволяют находить и применять оригинальные решения, инновационные формы и методы и тем самым повышать эффективность работы вашего профессионала. функции. Только эрудированный и специально обученный учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сути проблемы посредством творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и решения. Но опыт убеждает нас в том, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к работе, постоянно стремится повысить свою профессиональную квалификацию, пополнить знания и изучить опыт лучших школ и учителей.

Сфера проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее аспекты: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических проблем в меняющихся условиях. Обращаясь к решению бесчисленного множества типичных и нестандартных задач, учитель строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; оформление результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения желаемого результата; оценка полученных данных; постановка новых задач.

Зачастую сфера проявления творчества учителя сводится к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творческий потенциал учителя не менее проявляется в решении коммуникативных задач, выступая в качестве своеобразного фона и основы педагогической деятельности. Вице-адмирал Кан-Калик, подчеркивая наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, подробно определяет коммуникативные навыки, которые особенно проявляются при решении ситуационных задач. Эти навыки включают, в первую очередь, умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в общественных местах (оценивать ситуацию общения, привлекать внимание аудитории или отдельных учеников, используя различные приемы и т. д.). Творческая личность отличается особым сочетанием личных и деловых качеств, которые характеризуют ее творчество.

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков творчества: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрация, четкость, чувствительность. Создателю-учителю также присущи такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность преодолевать инерцию мышления, чувство по-настоящему нового и стремление к его изучению, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает работу своих предшественников, но создатель учитель видит шире и гораздо дальше. Каждый учитель так или иначе трансформирует педагогическую реальность, но только учитель-создатель активно борется за кардинальные преобразования, и он сам является хорошим примером в этом вопросе.

Вывод:

В сфере образования наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это естественный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в раздробленности, сколько в развитии все более совершенных и эффективных отдельных видов деятельности в педагогической профессии. Процесс выделения видов педагогической деятельности обусловлен значительным «усложнением» характера образования, что обусловлено изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

Еще одним обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированную подготовку и образование.

Высшие учебные заведения и педагогические школы готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме того, в рамках каждой специальности университет (педагогическая школа) может открыть несколько специальностей. Например, педагогические специальности объединяются в профессиональную группу «Образование». Основой для разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Вторым основанием для разделения на специальности являются возрастные периоды развития личности, которые различаются, в том числе выраженной спецификой взаимодействия учителя с ребенком. Третьим основанием для разделения по специальностям педагогического профиля являются нарушения в развитии детей.

В настоящее время государственный стандарт профессионального образования предусматривает 41 специальность высшего образования и 16 специальностей среднего педагогического образования; количество квалификаций в связи с тем, что есть и специализации, гораздо больше.

В условиях все более отчетливо проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность учителей разных специальностей характеризуется общими однородными элементами. Все больше отмечается общность решаемых организационно-педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостность педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.