Возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Самостоятельная работа обучающихся на уроке как важнейший путь развития их познавательных способностей
Диагностика обученности школьников. Проблемы школьной оценки
Тестовый контроль знаний
Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя


Введение:

В настоящее время в педагогике обучения и воспитания существует множество различных методов и приемов, но такие методы, как поощрение и наказание, в основном популярны. Каждый, кто имеет дело с детьми, знает, что эти методы помогают развить дисциплину у детей, а также ответственность за их деятельность. Многие педагоги, воспитатели, родители часто или неправильно их используют, или недостаточно продуманы. В результате ожидаются только два результата: в лучшем случае это не педагогически эффективно, а в худшем случае это может привести к неисправимой ошибке, за которую иногда ребенок может заплатить за всю свою жизнь.

Проблема, на мой взгляд, в настоящее время заключается в отсутствии педагогической теории понимания сущности поощрения и наказания как образовательного инструмента. Иногда наказания включают только подвергание жестокому насилию, оскорбление личного достоинства ребенка, а награды - только награды, подарки, бонусы. Иногда, наоборот, любое одобрение считается поощрением, любое осуждение объявляется наказанием. Естественно, наличие таких экстремальных и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается на практике использования наград и наказаний. Поэтому актуальность данного исследования заключается в возросшей важности изучения и оценки возможностей использования поощрения и наказания в учебном процессе.

Целью исследования является изучение и анализ методологии использования наград и наказаний как способа стимулирования активности учащихся в образовательном процессе.

Объектом исследования является учебный процесс в 4 классе МБОУ «Гимназия № 8» Советского района г. Казани.

Предметом исследования является возможность использования наград и наказаний в учебном процессе.

Исследовательская гипотеза: использование наград и наказаний в учебном процессе поможет стимулировать активность учащихся в образовательном процессе.

Научно-исследовательские цели:

  1. Изучить теоретические аспекты возможности использования поощрения и наказания в учебном процессе;
  2. Рассмотреть особенности применения поощрения и наказания в учебном процессе;
  3. дать краткое описание методов поощрения и наказания в образовательном учреждении;
  4. Разработать формы и виды поощрения и наказания для стимулирования образовательного процесса;
  5. Проанализировать и оценить применение методов поощрения и наказания в образовательном учреждении.

Методы исследования: комплексные, сравнительные методы, а также вербально-коммуникативные методы: наблюдение и тестирование.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в учебном процессе начальной школы.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы, приложения.

Теоретические аспекты возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе

Понятие, виды поощрения и наказания

В настоящее время поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и самыми распространенными и широко используемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование позитивных проявлений личности с помощью высокой оценки ее действий, генерации ощущений удовольствия и радости от сознания других людей, признающих усилия и усилия личности. Поощрение укрепляет позитивные навыки и привычки. Действие этого метода основано на стимулировании положительных эмоций. Именно поэтому это вселяет уверенность, создает приятное настроение для работы (даже трудного), повышает ответственность.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предотвращать нежелательные действия, замедлять их, останавливать негативные проявления человека с помощью негативной оценки его действий, вызывая чувство вины, стыда и покаяния. Содержание наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный учитель прошлого века, как Н.И. Пирогов, являясь попечителем Киевского района, в учебных заведениях выдвинул систему физических наказаний, в том числе порку, с целью «воспитания верховенства закона», за что подвергался деструктивной критике Н. А. Добролюбова.

Однако многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею, что «истинное» образование - это образование без наказаний и наград; это своего рода идеальная гармония между учителем и учеником, стремящимся к познанию добра и красоты в одной вспышке. Такова была точка зрения великого русского учителя К.Д. Ушинского.

Первым советским учителем, сумевшим не только понять принципиально новую цель и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих образовательных инструментов в системе организации учебного процесса, был А.С. Макаренко.

Основное значение наказания А.С. Макаренко видел, что он должен «разрешать и уничтожать отдельный конфликт, а не создавать новые конфликты».

Вообще говоря, награды и наказания представляют собой набор средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Существующая и общая классификация типов и форм этих методов позволяет нам увидеть единство и неразрывность концепций поощрения и наказания, несмотря на то, что может показаться, что типы и формы этих двух совершенно разных методов могут иметь общий. Главная особенность, которая дает общую классификацию видов и форм поощряющего наказания, - это способ стимулировать и сдерживать деятельность детей, способ вносить изменения в их отношения.

Исходя из этого, выделяются следующие виды поощрения и наказания:

  1. Стимулы и наказания, связанные с изменением прав детей.
  2. Стимулы и наказания, связанные с изменением их обязанностей.
  3. Поощрение и наказание моральных санкций.

Внутри каждой из этих групп наград и наказаний существует множество форм их использования, однако их также можно разделить на следующие основные формы:

  1. награды и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
  2. традиционные награды и наказания;
  3. поощрение и наказание в виде экспромта.

Следует также иметь в виду, что эта классификация, как и любая другая, в значительной степени произвольна. Как правило, в практике воспитания и обучения детей виды и формы поощрения и наказания не проявляются в «чистой форме», но в определенной форме сочетаются в определенных педагогических ситуациях. Значение этой классификации заключается в том, что она помогает в анализе сложных ситуаций, позволяет учителям в каждом конкретном случае выбирать типы и формы поощрения и наказания, их комбинации, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность учащихся.

Давайте рассмотрим более подробно особенности каждого типа поощрения и наказания: например, положительную ценность поощрения за счет расширения прав студента в том, что оно способствует развитию элементов самостимуляции, форм ответственного поведения и самости. -контроль. Расширение обязанностей, в частности трудовых, также может служить стимулом. Известно, что дошкольники и младшие школьники, как правило, с удовольствием выполняют различные трудовые задания.

Регулирование прав и обязанностей студентов может быть успешно использовано в качестве наказания. В то же время в зависимости от конкретной ситуации используются как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей.

Применение поощрения и наказания посредством моральных санкций целесообразно в основном в развитой школьной команде с определенными традициями и сильным общественным мнением в отношении таких учащихся, уровень сознания которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на такое поощрение и наказание.

Основные формы поощрения и наказания в учебном процессе

Рассматриваемая классификация видов поощрения и наказания носит в значительной степени условный характер и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Цель этой классификации - помочь понять разнообразие реальных ситуаций поощрения и наказания. Тем не менее, учитель должен знать о наиболее типичных и конкретных формах поощрения и наказания, используемых для стимулирования активности учащихся. Следует иметь в виду, что та или иная форма этих методов напрямую не связана с действиями учащегося, а через анализ конкретной ситуации с учетом всех взаимосвязей, из которых складывается эта ситуация.

Сначала рассмотрим основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присуждение различных почетных званий, присуждение почетного места в конкурсе.

Утверждение является самой простой формой поощрения. Учитель может выразить одобрение жестом, выражением лица, положительной оценкой поведения или работы учеников, команды, одобрением класса, учителей или родителей. Уважение, доверие внушают уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Хвала это словесное поощрение. Похвала также является самой простой формой поощрения, она фокусируется на конечном продукте, успешном завершении чего-либо ребенком. Поощрение похвалы возможно с интересом к успехам и неудачам учеников. Это, как и одобрение, вызывает у ребенка положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам. Из наград, связанных с моральными санкциями, следует также отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитой команде благодарность обычно отмечается студентами, проявляющими инициативу, независимость и творческое отношение к назначенной работе. Благодарность оформляется в виде заметки в дневнике, рекомендательных писем или листов.

Награждение почетного места в конкурсе является широко используемой формой продвижения. Это могут быть места лучших классов, параллели и места спортивных команд, различные кружки и творческие объединения. При правильно организованном конкурсе дети и подростки с разными личными качествами могут показать свои лучшие качества. Или со стороны, которую либо никто не заметил среди учителей и других учеников, либо ребенок не мог раскрыть раньше по каким-то внутренним или внешним причинам. В то же время достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и уверенности в себе, но и стимулировать ребенка к лучшим результатам.

Награждение почетных мест в конкурсе сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - призами, подарками, почетными и служебными грамотами. Такие стимулы вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, которые дают команде длительные стимулы, поскольку они не только венчают долгую и тяжелую работу, но и указывают на достижение нового, более высокого уровня. Его следует торжественно вручать всем ученикам, учителям, родителям: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимуляции и связанный с ней опыт.

Формы коллективного и индивидуального поощрения также включают назначение почетных обязанностей. В школе это может быть назначение обязанностей лаборанта, помощника учителя, дежурного сотрудника, использующего те или иные права. Это поощрение воспринимается учениками как высокая уверенность в себе и признание своей независимой личности, поэтому эта форма поощрения воспринимается очень позитивно и высоко ценится не только подростками, но и учениками старших классов. Форма поощрения - предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального стимула это часто связано с присвоением различных почетных званий.

Давайте обратимся к характеристике наиболее распространенных и оправданных форм наказания: наиболее распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть адресовано конкретному нарушителю требований учителя, правил для студентов. Это делается в вежливой, но формальной, категоричной форме и обычно выполняется с помощью непосредственного непосредственного требования. Конечно, форма замечания может быть несколько иной, менее формальной, особенно в младших классах. Однако это безлично - негативные замечания, которые иногда делают некоторые учителя, вызывают раздражение и, когда они становятся очень нервными, обычно приносят больше вреда, чем пользы.

В некоторых случаях учитель может использовать такую ​​форму наказания, как приказ ученика встать за парту. Такое наказание уместно в начальных и подростковых классах по отношению к беспокойным, необъявленным ученикам. Стоя возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая внимание всего класса, ученик невольно концентрируется, обретает самообладание. Убедившись, что смысл наказания дошел до него, учитель должен немедленно поставить его и его место. Учителя допускают ошибку, которая иногда надолго ставит ученика за парту, а иногда им удается, поместив нескольких таких виновных людей в разные классы, удерживать их до самого конца урока.

Не говоря уже о том, что такое длительное положение просто вредно для ребенка, утомляет его, наказание, превращаясь в своего рода унижение, вызывает естественный протест. Удаление из класса возможно только в случае явного, открытого демонстративного непослушания ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и его одноклассникам, когда учитель чувствует, что его поддерживают общественным мнением класса.

Очень серьезной формой наказания является выговор. Смысл выговора - моральное осуждение поступка студента. Таким образом, педагогический эффект этого наказания не может быть сведен только к формальному акту объявления выговора, записи его в дневнике (хотя это необходимо) или в школьном порядке. Обсуждение отрицательного действия студента может не заканчиваться выговором, а ограничиваться только объявлением ему устного замечания или выполнением дисциплинарной записи в дневнике. Такая запись не должна отражать эмоциональную подавленность учителя, а должна содержать только убеждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Исключение из школы или перевод в другой класс в качестве одной из форм наказания является наиболее суровым, но его целесообразность, мягко говоря, вызывает сомнения. Поскольку на самом деле перевод в другой класс и тем более в другую школу редко оправдывает себя, и это следует делать только при наличии достаточной обоснованной уверенности в том, что это наказание принесет реальный образовательный эффект.

Другой формой наказания, которая также определяет регулирование прав и обязанностей студента, является временное отстранение от работы, от участия в коллективном общественно-полезном деле. Использование этой формы целесообразно, если наказанный человек положительно относится к этой деятельности, ценит возможность участвовать в ней вместе со своими одноклассниками. Подводя итоги по этому вопросу, отметим, что мы сосредоточились на самых основных видах и формах поощрения и наказания, которые чаще всего используются в качестве методов стимулирования активности школьников.

Особенности использования поощрения и наказания в образовательном процессе

Целью поощрения и наказания как средства педагогической коррекции, осуществляемой в системе воздействия, является поддержка развития образовательного процесса в соответствии с заданным направлением. Специфика феномена педагогической коррекции заключается в следующем. Из-за воздействий, осуществляемых в различных формах педагогических требований, формируется определенный стереотип отношений. Стереотипная привычка этих отношений очень стабильна. Вот почему в ситуациях, которые диктуют необходимость внесения определенных быстрых изменений в природу этих отношений, действий в формах педагогических требований недостаточно, и используются соответствующие награды и наказания.

Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируют определенные отношения учеников к различным видам деятельности, организованным учителями. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностями детей и подростков в отношении этих видов или других видов деятельности. И опять же, для того, чтобы внести заметные изменения в эти отношения, может потребоваться использование соответствующих поощрений и наказаний.

Вообще говоря, награды и наказания представляют собой набор средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Несмотря на кажущуюся простоту, методы поощрения и наказания требуют соблюдения определенных условий, тщательного анализа ситуации и определенной осторожности, определяющих эффективность этих методов.

В то же время мы переходим к рассмотрению технологии использования поощрения и наказания. Давайте сначала проанализируем технологию применения продвижения.

Многолетний опыт использования этого метода показывает, что неспособность или чрезмерное поощрение могут принести не только пользу, но и вред образованию.

Принимается во внимание, прежде всего, психологическая сторона продвижения, ее последствия:

  1. Рассмотрение мотивов для действий - при поощрении преподаватели должны стремиться мотивировать и направлять поведение учащихся не желанием получить похвалу или вознаграждение, а внутренними убеждениями, моральными мотивами. Поощрение должно подтолкнуть ребенка к усилиям, дать толчок новым усилиям, и тогда сама деятельность, трудовые и умственные усилия сами должны стать ведущим стимулом.
  2. Продвижение требует личного подхода. Ободрение заслуживают не только парни, которые достигли определенного успеха или результата, но и те, кто проявил высокие моральные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помощь другим, хотя они не достигли выдающихся личных успехов.
  3. При выборе акций важно найти меру. Поощрение должно соответствовать наличию конкретной ситуации, поэтому оно должно соответствовать заслугам ученика, его индивидуальным характеристикам, достойным ученика. Действительно, неумеренные похвалы приводят к высокомерию, переоценке их реальных возможностей и достоинств.
  4. При использовании поощрения необходимо учитывать тот факт, что отделение одного из школьников (или группы школьников) от общей массы может привести к тому, что они будут противостоять всем остальным членам коллектива, а также к расслоению студентов на группы «лучших» и «худших», в результате чего может возникнуть личная неприязнь или конфликт.
  5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном образовании - соблюдать справедливость. То есть продвижение должно начинаться с ответа на вопросы - кому, сколько и за что. Поэтому, принимая решение о поощрении, необходимо чаще консультироваться с учениками. Потому что, если общественное мнение коллектива не разделяет мнение педагога о необходимости вознаграждения конкретного ученика, то само вознаграждение может стать для него худшим наказанием. Такие явления, своеобразные «метаморфозы» наград и наказаний также наблюдаются в зависимости от изменения отношения детей к мероприятиям, организуемым учителями.

Теперь рассмотрим технологию применения предложений. Ситуация наказания является конфликтной ситуацией. Неправильно сводить причины всех конфликтов, возникающих в процессе обучения, к ошибкам педагогов.

Следовательно, необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания:

  1. Наказание действует только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и считает его справедливым. После наказания они его не помнят, но поддерживают нормальные отношения со студентом - его наказывают, а потом прощают.
  2. Наказание, справедливо назначаемое любимым авторитетным учителем, обычно оказывает очень положительное влияние на ребенка. Однако такое же наказание со всеми внешними признаками справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой враждебностью, может привести к конфликту, резкому ухудшению отношений в команде, эмоциональному расстройству наказанных. ребенок.
  3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик будет испытывать чувство вины более остро, если его поступок был осужден не только учителем, но и его ближайшими товарищами и друзьями. И, в конечном итоге, это имеет более существенный положительный эффект и помогает разрешить конфликт.
  4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективах комиссаров иногда наказывают за проступки всей команды, но эта проблема настолько деликатна, что требует очень тщательного анализа и анализа всей ситуации.
  5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть, если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесь действует принцип: «Вы опоздали с наказанием - не наказывайте».
  6. Используя наказание, невозможно оскорбить ученика, применить физические наказания и наказания, унижающие достоинство личности. Наказывать надо не личной неприязнью, а педагогической необходимостью. Причем формула «проступок - наказание» должна строго соблюдаться.
  7. При принятии решения о том, что наказывать и как наказывать, рекомендуется придерживаться этой линии развития: от наказаний, направленных прежде всего на подавление негативных действий, черт характера, привычек и наказаний, основной целью которых является развитие определенных положительных качеств ,
  8. Основанием для применения метода наказания является конфликтная ситуация. Но не все нарушения и отклонения от нормы приводят к реальным конфликтам, и, следовательно, далеко не от любого нарушения необходимо прибегать к наказаниям.
  9. Наказание является мощным методом. Ошибку учителя в наказании исправить гораздо сложнее, чем в любом другом случае. Поэтому не следует спешить наказывать, пока не появится полная уверенность в справедливости и полезности наказания.
  10. Нельзя допустить, чтобы наказание стало инструментом мести. Необходимо воспитывать веру в то, что ученик наказан за свою пользу.
  11. Индивидуализация. Личная ориентация наказаний не означает нарушения справедливости. Учитель должен определить для себя: если он использует личный подход, то наказания, а также награды дифференцированы; если он отвергает индивидуальный подход, то он видит только преступление, но не лицо, совершившее его.
  12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания психологии развития, а также понимания того, что наказание само по себе не помогает делу. Поэтому наказания используются редко и только в сочетании с другими методами воспитания.

Таким образом, важной особенностью поощрения и наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует использовать гораздо реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного спроса, как одобрение и осуждение. Утверждение, осуждение и другие формы спроса, которые включают элемент этической оценки поведения ученика, используются педагогами на каждом этапе, каждый день. Поощрение и наказание применяются только в определенных трудных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения определенных изменений в права и обязанности учащихся в команде, в их отношениях. В значительной части реальных жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации учебного процесса сочетается, и такая одновременная разнонаправленная стимуляция обеспечивает надежность и скорость коррекции, минимальный конфликт отношений и их оптимальность развитие к сформированным потребностям человека во всех его других качествах.

Анализ образовательные возможности для вознаграждений и наказаний

Краткое описание возможностей применения поощрений и наказаний в образовательном учреждении

Научно-исследовательская работа проводилась в общеобразовательной школе №8 города Казани. В эксперименте участвовали ученики 4 «А» класса и учителя. Среди них 10 девочек и 13 мальчиков. Контрольную группу составили подростки из средней школы в количестве 17 человек.

Задачами на данном этапе исследования являются:

  1. Определить реальное состояние применения поощрения и наказания в учебном процессе.
  2. Определите условия, необходимые для правильного применения этих методов.

Для выявления методов поощрения и наказания эмоционального состояния учащихся использовался метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» содержит вопросы, предложенные отдельно для студентов и преподавателей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для студентов и девять для учителей.

В результате предложенная анкета позволит выяснить, насколько адекватна частота использования методов, какие меры влияния преобладают среди учителей, а также отношение к методам поощрения и наказания учителей и учащихся. Шкала «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова, Н.И. Шелихова. Рассмотрим эту шкалу более подробно. В частности, цель применения шкалы «Эффективность педагогического стиля»: определение индивидуальных различий в саморегуляции образовательной деятельности (при установлении и поддержании дидактического общения).

Шкала «Эффективность педагогического стиля» состоит из 24 утверждений, соединенных попарно (1-2, 3-4 и т. д.) и формулы масштабирования. После прочтения утверждений субъекту предлагается оценить по девятибалльной шкале, насколько правдиво они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия.

В форме ответа напротив номера подтверждения необходимо указать число, соответствующее выбранному ответу.

Есть 9 возможных ответов: «+4» - да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» - да, верно (сильное согласие), «+2» - в целом, да (среднее согласие), «+ 1 »- скорее да, чем нет (слабое согласие),« 0 »- ни да, ни нет,« -1 »- скорее нет, чем да (слабое несогласие),« -2 »- обычно нет (среднее несогласие),« -3 «- нет, неверно (сильное несогласие),« -4 »- нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Формула масштабирования позволяет испытуемому оценивать каждое утверждение как положительно, так и отрицательно и более эмоционально выражать степень своего согласия в каждой категории.

Таким образом, дается интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей и предпочтений эффективных и неэффективных методов продвижения.

Кроме того, в рамках анализа возможностей применения поощрений и наказаний в учебном процессе для родителей была предложена анкета на тему: «Поощрение и наказание при воспитании ребенка». Использование этой анкеты позволяет узнать полную и дифференцированную картину взаимоотношений родителей и детей с точки зрения родителей. Всего предлагается пять вопросов.

Сама процедура анкетирования выполняется анонимно, и после сбора заполненных анкет они анализируются и выполняются соответствующие объяснения. Эта анкета ориентирована на выявление родительских отношений. Понятно ли родительское отношение как система чувств к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним и т. д.?

В то же время учителя отвечали на эти вопросы: они часто применяют наказание (4-5 раз в день) - 22%, не очень часто (2-3) - 50%, редко - 28. Часто 50% учителей используют поощрение, 44% - не очень часто и 6% редко.

Анализируя данные, полученные в таблицах 1,2, следует отметить, что частота использования методов поощрения и наказания вполне адекватна. Положительное преобладает над отрицательным.

Отвечая на вопрос: «Как вас чаще всего наказывают?», Были получены следующие данные: 50% учащихся распределили виды наказания в следующем порядке: замечание, выговор, ограничение и физическое наказание, 4% указали «физическое наказание» как наиболее часто используемый вид наказания, 19% - поставили этот тип на второе место по частоте использования, 38% - выговор как наиболее распространенный, ограничение - 8%.

Результаты ответов студентов на вопрос «Как вас чаще всего наказывают?»

Наиболее используемые среди учителей - «замечание» - 56%, «выговор» - 23%, «ограничение» - 21%, «физическое наказание» - никто не заметил.

Что касается анализа наград, мы получили следующие результаты: 40% студентов указали этот порядок типов наград по частоте использования: похвалы, одобрения, рейтинги; 50% - одобрение поставлено на последнее место. 30% учителей расставлены по-другому: одобрение, похвала, оценка. Из них 16% учителей используют похвалу на практике, только оценку - 8% и все одинаково - 30%. Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к более сильным мерам воздействия, минуя простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение».

Следующий вопрос в вопроснике - это справедливость применения поощрения и наказания. Его цель состояла в том, чтобы определить, является ли использование методов вознаграждения и наказания подходящим для студента. 48% студентов говорят, что их наказывают справедливо, 22% - несправедливо, 30% - когда что. Что касается продвижения по службе, 90% говорят о справедливости; 96% учителей уверены, что используют поощрение, а наказание всегда справедливо.

Сравнивая данные, представленные в таблице 4, следует отметить, что учителя должны уделять больше внимания справедливости наказания, поскольку ученики в этом возрасте наиболее остро это чувствуют.

Одним из требований является вопрос: «Всегда ли поощрение (наказание) всегда соответствует деянию?».

Анализируя данные таблицы 5, отметим, что в этой ситуации мнения студентов разделились: 42% согласны, что соответствует, 38% опровергают и 20% не уверены в ответе. 

Далее мы хотели убедиться, с какой целью учителя используют методы вознаграждения и наказания. Были предложены следующие цели: коррекция поведения - 31%; коррекция существующих личностных качеств - 23%; формирование адекватной самооценки - 22%; восстановление порядка - 7%.

Анализируя данные на рисунке 6, мы отмечаем, что 68% учителей говорят, что методы используются успешно, 32% сомневаются в этом.

На вопрос о влиянии наказания на эмоциональное состояние ребенка 50% ответили, что боятся наказания; 38% боятся расстраивать родителей и учителей; 12% ничего не боятся. Последний ответил так, потому что либо они привыкли к систематическим вознаграждениям и наказаниям, либо вообще не были наказаны.

Учитывая вопрос времени, посвященного образованию, были получены следующие данные: 45% родителей круглосуточно обращают внимание на своих детей. 35% - 5-6 часов в день и 20% 1-2 часа. Из этого можно сделать вывод, что такое небольшое количество родителей, которые круглосуточно обращают внимание на своих детей, является причиной их нахождения на работе. Те же 45% родителей, которые занимаются воспитанием в течение дня, на мой взгляд, являются опекунами.

Следующий вопрос в вопроснике касался частоты похвал за успех. Я узнал, что 85% родителей часто хвалят своего ребенка, 13% - иногда и 2% - никогда. Положительным в этой ситуации является то, что большинство родителей по-прежнему используют такой метод, как похвала, и часто используют его. Главное, однако, в том, чтобы похвала была уместной и не приводила к нежелательным последствиям (например, баловство). То же самое с двумя процентами родителей, это неправильно в воспитании детей. И здесь мы можем говорить либо об отсутствии интереса к воспитанию ребенка, либо о невозможности использовать методы воспитания на практике, либо об авторитарном стиле воспитания.

Что касается продвижения по службе, у нас есть следующие данные: большинство родителей указали этот порядок форм продвижения по частоте использования: просто хвалите, радуйтесь с ним за его успех, покупайте подарки, дарите деньги. 40% покупки дорогих вещей ставят на последнее место.

Учитывая использование форм наказания, были получены следующие данные: большинство родителей оценили формы наказания следующим образом: первое место было кричать на ребенка, применение физической силы, второе - запрет на ходьбу, разговоры. с друзьями, потом наказание по труду и, наконец, просмотр телевизора.

Наказывая ребенка, мы часто даже не думаем о том, к каким последствиям это может привести.

Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, скрывающиеся во время наказания:

  1. Хлопая ребенка, ты учишь его бояться тебя.
  2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
  3. Показывая детям худшие черты своего характера, вы подаете им плохой пример.
  4. Телесные наказания требуют от родителей меньшего интеллекта и способностей, чем любые другие образовательные меры.

Фромм также предложил ряд правил - за которые вы не должны хвалить ребенка. Вот некоторые из них, который не стоит восхвалять: за то, что дано от природы, за то, что было достигнуто не своими собственными усилиями, своей собственной работой; более двух раз за одно и то же; из жалости; из желания угодить.

Таким образом, анализируя применение методов поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы:

  1. Частота, с которой учителя используют методы, является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.
  2. Учителя прибегают к более сильным мерам влияния, минуя одобрение и неодобрение, поскольку они являются простейшими мерами.
  3. Учителя должны обратить свое внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость, так как это самые простые меры.
  4. Учителя должны обратить свое внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.
  5. Достаточно большое количество студентов боятся самого наказания.

Формы, виды поощрения и наказания для стимулирования образовательного процесса

Педагогический процесс характеризуется многогранностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организованных форм. С этим напрямую связано разнообразие методов реализации педагогического процесса. Существуют методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также образования; существуют методы, непосредственно ориентированные на работу с дошкольниками младшего и старшего возраста; Есть методы работы в определенных условиях. Но есть общие методы реализации целостного педагогического процесса. Их называют общими, поскольку сфера их применения распространяется на весь педагогический процесс.

Ситуации поощрения и наказания - это методы, которые являются частными случаями сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующихся необходимостью корректировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами, их педагогической коррекции.

В настоящее время, по нашему мнению, целесообразно использовать следующие виды поощрений: похвалы, благодарности, различные виды наград (похвалы, награждение медалями после окончания школы). На практике также используются такие стимулы, как почетное право открыть конкурс, провести программу утренников и т. д.

Конечно, стимулы в начальных классах определяются характером того, что делают ученики, и характеристиками младших учеников. Они, например, очень чувствительны к похвале учителя. Их отличная эмоциональная возбудимость, образное мышление требуют большей видимости в использовании наград, гласности. Так, школьники с большим рвением ищут права на выполнение задания в специальной тетради с красной звездой или другим почетным знаком.

Поощрение будет иметь большое образовательное влияние на детей, если учитель будет учитывать не только результат, но также пути и средства, с помощью которых ученики достигли этих результатов при оценке своей деятельности. Если способный ученик достиг результатов быстрее, а другой медленнее, но тяжелее, то работа второго ученика заслуживает особой поддержки.

При использовании наград важно учитывать, с нашей точки зрения, особый характер ученика. Продвижение особенно необходимо для робких, неуверенных в себе детей. Позитивная оценка труда, поведения и действий укрепляет их веру в собственные силы и поднимает новый уровень нравственного развития.

В связи с тем, что поощрение направлено на улучшение ребенка, отмечая успехи в деятельности и поведении детей, учителя заставляют их хотеть делать больше. Поэтому формы поощрения должны быть максимально мобильными и динамичными. Давайте сначала рассмотрим основные меры стимулирования при воспитании детей. Среди наиболее распространенных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать, прежде всего, распределение почетных обязанностей. Полномочия в качестве меры вознаграждения также широко используются в семье. Например, мытье посуды после чая иногда может быть поручено ребенку 5-8 лет в форме поощрения.

Эффективной, на наш взгляд, мерой стимулирования является предоставление дополнительных прав. Следует иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может привести к противостоянию отдельных детей в команде. Поэтому важно, чтобы такое поощрение осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, в значительной степени являющегося функцией коллектива.

Одной из наиболее распространенных мер стимулирования является присуждение почетного места в конкурсе. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами - призами, подарками, почетными грамотами и благодарственными письмами и т. д.

В то же время, чтобы стимулировать учебный процесс в школах, необходимо использовать такие виды наказания, как: замечание, порицание, предложение стоять за партой, у доски, призыв к предложению педагогическому совету. Выговор в приказе директора. Не рекомендуется наказывать студентов трудом. Самым распространенным наказанием является комментарий учителя. Во-первых, оно должно быть адресовано конкретному нарушителю требований учителя, правил для учащихся и, во-вторых, выполнено в вежливой, но официальной категоричной форме и выполнено с использованием прямого прямого требования.

В некоторых случаях учитель может использовать такую ​​меру, как приказ ученика встать за парту. Такое наказание уместно в начальных и подростковых классах по отношению к беспокойным, необъявленным ученикам.

Очень серьезное, на наш взгляд, наказание - это выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка студента. Следовательно, педагогический эффект этого наказания не может быть сведен только к формальному акту объявления выговора, записи его в дневнике или в школьном порядке. Если выговор завершает острое принципиальное обсуждение поведения студента на встрече с директором или педагогическим советом с участием его товарищей, это наказание становится очень сильным. Другой мерой наказания, которая также определяет регулирование прав и обязанностей студента, является временное отстранение от работы, от участия в коллективном общественно-полезном деле. Использование этой меры целесообразно, если наказанный человек положительно относится к этой деятельности, ценит возможность участвовать в ней вместе со своими товарищами.

Однако необходимо. Помните, что в качестве наказания невозможно лишить ребенка прогулок, еды, того, что ему нужно для нормального развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с определенными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном только для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, подводя итоги этой главы, отметим, что в современной школе нет единых требований к применению стимулирующих методов, но можно сказать, что эффект от применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. К ним следует прибегать только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания строго и недвусмысленно продиктована конкретной ситуацией.

Используя поощрение, учитель работает таким образом, чтобы пробудить желание детей руководствоваться высокими идеологическими и моральными мотивами, а не внешними мотивами.

В свою очередь, анализируя вышеизложенные, на наш взгляд, формы поощрения и наказания в учебном процессе следует систематизировать следующим образом:

  1. поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
  2. традиционные награды и наказания;
  3. поощрение и наказание в виде экспромта.

Вывод:

Подводя итоги первой главы исследования, мы сделали следующие выводы.

В настоящее время поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и самыми распространенными и широко используемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование позитивных проявлений личности с помощью высокой оценки ее действий, генерации ощущений удовольствия и радости от сознания других людей, признающих усилия и усилия личности. Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предотвращать нежелательные действия, замедлять их, останавливать негативные проявления человека с помощью негативной оценки его действий, вызывая чувство вины, стыда и покаяния. определены оптимальные условия для применения возможностей поощрения и наказания.

Повышение по службе и наказание должны все больше использоваться в качестве педагогической коррекции, четко рассчитанного и тонко реализованного влияния учителя и общественного мнения коллектива.

Совместные усилия ученых различных областей, учителей и широкой общественности помогут позитивно разрешить значительные трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются школа и семья в связи с проблемой поощрения и наказания детей.

Подводя итог второй главе исследования, мы сделали следующие выводы.

Методы поощрения и наказания требуют соблюдения определенных условий, тщательного анализа ситуации и определенной осторожности, которые определяют эффективность этих методов. Прежде чем перейти непосредственно к технологии применения поощрения и наказания, мы рассмотрим общие правила, которые следует соблюдать при принятии решения о целесообразности поощрения и наказания.

Во-первых, анализ конкретной ситуации должен побудить учителя внести коррективы в отношения с этим учеником, его права и обязанности, которые могут быть достигнуты только путем поощрения или наказания.

Во-вторых, запланированным образовательным результатом использования поощрения или наказания должно стать общеизвестное движение учащегося в целом с моральной точки зрения. Чтобы помочь ребенку, подростку выбрать правильную линию поведения в трудной ситуации - это главная цель поощрения и наказания как средство педагогического стимулирования.

В-третьих, с точки зрения их содержания и характера поощрение и наказание должны соответствовать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые наиболее важны для работы с этой возрастной категорией учащихся, с этими конкретными детьми.

При анализе и оценке применения методов поощрения и наказания в образовательном учреждении было выявлено, что у преподавателей этого учебного заведения есть склонность использовать эффективные методы продвижения по службе. Стиль преподавателя ориентирован не на результат, а на действие. Относительная мера методологии поощрения и наказания, основанная на результатах исследования, демонстрирует положительную асимметрию в предпочтении эффективности поощрения, то есть упрощения формальностей, что свидетельствует об эффективности педагогического стиля обучения учителя в средней школе. № 8 в Казани.

Таким образом, подводя итоги исследования по применению методов поощрения и наказания в педагогическом процессе общеобразовательной школы № 8 города Казани, мы сделали следующие выводы:

  • Частота, с которой учителя используют методы, является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.
  • Учителя прибегают к более сильным мерам влияния, минуя одобрение и неодобрение, поскольку они являются простейшими мерами.
  • Учителя должны обратить свое внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость, так как это самые простые меры.
  • Учителя должны обратить свое внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.
  • Достаточно большое количество студентов боятся самого наказания.

Ситуации поощрения и наказания являются частными случаями сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующихся необходимостью регулирования отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами, их педагогической коррекции. Использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. Они должны проявлять заботу о личностном росте.

Таким образом, цели в курсовой работе достигнуты, задачи решены.

Гипотеза исследования была подтверждена.

Цель «Изучение и анализ использования наград и наказаний как способа стимулирования активности учащихся в образовательном процессе» была достигнута.