Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
Влияние условий жизни и воспитания дошкольников на их общение со сверстниками
Возрастные особенности памяти у детей школьного возраста
Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала


Введение:

Человеческое общество немыслимо без общения. Общение является необходимым условием существования людей, без которых невозможно полноценно сформировать не только отдельные психические функции, процессы и свойства человека, но и личность в целом. Реальность и потребность в общении определяется совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Активный человек всегда общается, чья деятельность пересекается с деятельностью других людей. Коммуникация позволяет организовать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но иногда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в сфере межличностных отношений, поэтому человек должен изучить правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективным только тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в этой ситуации.

В самых общих чертах компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе - своего собственного психологического потенциала, потенциала партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование и развитие коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой важно как для каждого человека, так и для общества в целом.

Общение, будучи сложным и многогранным видом деятельности, требует определенных знаний и навыков, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, полученного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности является залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с раннего детства. Выбирая коммуникацию в качестве объекта исследования, ученые осознают, что в современных условиях она приобретает другое качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создается специфическая коммуникативная среда (компьютерные сети, телемосты и т. д.), возрастает роль диалога в решении проблем международного значения и внутриполитического характера, усиливаются межэтнические контакты. В этом контексте общение и его значение для личностного развития является важной проблемой научных исследований.

Цель: изучить и выявить пути развития коммуникативной компетентности подростков в процессе внеурочной деятельности.

Объект исследования: особенности общения в подростковом возрасте.

Предмет исследования: внеклассная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности подростков.

Исследовательская гипотеза: развитию коммуникативной компетентности подростков способствует:

  1. диагностика исходного уровня коммуникативной компетентности;
  2. с учетом возрастных особенностей студентов;
  3. проведение социально-психологического тренинга.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

  1. Дайте понятие общения, коммуникативной компетенции.
  2. Рассмотрим особенности общения в подростковом возрасте.
  3. Охарактеризовать внеклассную деятельность и ее роль в развитии коммуникативной компетентности подростков.
  4. Провести экспериментальную работу по развитию коммуникативной компетентности подростков в процессе внеурочной деятельности.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, тестирование, констатация и формирующий эксперимент.

Теоретические основы развития коммуникативной компетентности подростков

Понятие общения, коммуникативная компетентность

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального статуса, территории и национальности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. мы активно участвуем в коммуникативной деятельности (В. Кухаренко).

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим Б.Г. Ананьева А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьев Б.Р. Ломова В.Н. Мясищева, что умение устанавливать отношения рассматривается как специфическая форма деятельности субъекта. В общении люди раскрывают свои личные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важно не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это связано с тем, что в процессе общения человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и методы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.

Прежде чем говорить о проблемах формирования коммуникативной компетентности, необходимо проанализировать определения, данные общения в психолого-педагогической литературе и раскрыть ее сущность.

Следует отметить, что в последнее время термин «общение» стал широко распространенным наряду с термином «общение».

Впервые термин «общение» от лат. общение от общения - общение, общение, общение появилось в научной литературе в начале XX века и рассматривалось зарубежными исследователями в контексте двух основных общетеоретических конструкций:

  1. бихевиоризм (в основе общения лежит не язык как система, а прямые речевые сигналы, манипулируя которыми можно поднять человека любого склада; представителем этого подхода является Д. Уотсон);
  2. символический интеракционизм (персонализм), где общение - это внутренняя метафизическая способность человека раскрывать в себе чувства другого (Дж. Г. Мид).

После Второй мировой войны были определены два основных подхода к общению:

  1. информация - рассматривает СМИ как единственный стимул и источник общественного развития (Белл, Бжезинский);
  2. второй подход утверждает, что основным результатом общения является понимание человека другим человеком, то есть взаимопонимание (Schütz).

Некоторые отечественные исследователи различают речевое общение и техническое, что, на наш взгляд, имеет какое-то соответствие с двумя вышеупомянутыми подходами к общению. Технический - это набор устройств, которые обеспечивают прием и доставку информации.

Компоненты общения:

  1. отправитель сообщения;
  2. передатчик сообщений;
  3. канал связи;
  4. приемник;
  5. получатель сообщения.

Речевое общение включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и общение как продукт речи.

Канал связи здесь соответствует условиям потока речевых действий, передатчик и приемник - свойствам речевых механизмов общения. В речевом общении учитывается ситуация общения.

Так, исследователи (М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов речевого общения:

  1. коммуникационная ситуация;
  2. отправитель речи;
  3. получатель речи;
  4. условия хода речевых действий;
  5. голосовое общение.

В учебном процессе ситуация задается учителем. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в рамках определенной темы. Импульс к речи может быть как внутренним (исходя из потребностей человека), так и внешним (исходя из другого человека). Сама ситуация может содержать противоречия, которые будут разрешаться в процессе коммуникативного взаимодействия. Эта ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их интереса к общению, общности интересов, их отношения друг к другу, к ситуации.

Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения общения. В словаре русского языка С. И. Ожегова «общение» трактуется как сообщение, общение. Речь как средство общения (прил. - исходящий). В словаре синонимов понятия «общение» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам рассматривать эти термины как эквиваленты.

В отличие от предметной и практической деятельности, действие в общении направлено на установление отношений между субъектами, а не на достижение материализованного результата.

A.B. Добрович выделяет четыре основных этапа в процессе общения:

  1. мотивация к действию;
  2. выяснение ситуации действия;
  3. само действие;
  4. свернуть действие.

Основной единицей общения является речевой акт. Чтобы понять природу общения, необходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготский Л.Р. Лурия А.А. Монтиев, Л.А. Чистович и другие. Наиболее активную работу в области речевой деятельности ведет А.А. Леонтьев. Он различает внутреннюю и внешнюю речь и определяет разницу между структурами внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предсказуемостью, речевая техника характеризуется коагуляцией, может быть эмоционально насыщенной. Основными признаками внешней речи, проявляющейся во время разговора, является ее озвучивание, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет в качестве отправной точки внутреннее намерение или внешнюю мотивацию. По мнению А.А. Леонтьев, в общении, студент должен говорить не за саму речь, а для того, чтобы она оказала желаемое влияние.

Способность человека к общению определяется в психолого-педагогическом исследовании в целом как коммуникативная (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Яков). Чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными навыками.

На основании концепции коммуникации, построенной Г.М. Андреева, мы выделяем комплекс коммуникативных навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению.

Исследователь выделяет следующие виды навыков:

  1. межличностное общение;
  2. межличностное взаимодействие;
  3. межличностное восприятие.

Первый тип навыков включает в себя использование невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации и т. д. Второй тип навыков - это способность устанавливать обратную связь, интерпретировать значение в связи с изменением окружающей среды. Третий тип характеризуется способностью воспринимать позицию собеседника, слышать ее, а также умением импровизировать, что включает в себя умение общаться и организовывать его без предварительной подготовки. Владение этими навыками в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

Таким образом, обладание перечисленными навыками, умение устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их было определено как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

Характеристика подросткового возраста

Основным содержанием подросткового возраста является его переход из детства во взрослую жизнь. Тем не менее, хронологические границы этого возраста часто определяются совершенно по-разному. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т. д. На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с образованием. детей в средних классах от 12 до 16 лет. Но следует отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а также анатомо-физиологические изменения в организме.

Наиболее значимыми в подростковом возрасте являются пубертатный период. Его показатели определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в возрасте 7 лет, но интенсивное увеличение секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, созреванием тела и развитием вторичных половых признаков.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в учебном плане. Дубровина И.В. Трудности этого возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

Во время быстрого роста и физиологической перестройки организма подростки могут испытывать чувство беспокойства, повышенную возбудимость, снижение самооценки. Как общие черты этого, изменчивость настроения, эмоциональная нестабильность, неожиданные переходы от веселья к пессимизму возрастают. Тщательное отношение к родственникам сочетается с острой неудовлетворенностью собой. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослой жизни как субъективного переживания отношения к себе как к взрослому.

Волевые черты характера - настойчивость, настойчивость в достижении цели, способность преодолевать препятствия и трудности приобретают заметное развитие в подростковом возрасте. Подросток способен не только на отдельные волевые действия, но и на волевую деятельность. Однако, будучи настойчивым в одном виде деятельности, он может не обнаружить его в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.

Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Восприятие становится избирательным, сфокусированным, анализирующим. Объем памяти значительно увеличивается, что обусловлено характерными изменениями в подростковом возрасте - формированием логических структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной чертой является растущая способность к абстрактному мышлению. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, независимого, творческого мышления.

Эмоциональные переживания подростков становятся более стабильными. Подростки проявляют повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. В анализе и оценке своего поведения они видят наличие предпосылок для самоорганизации, самообразования, самоанализа. Активность, энергия подростков, их стремление к независимости доказывают, что они уже способны самостоятельно организовать свой досуг.

Досуг содержит огромный потенциал для формирования характера подростка. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь подростку реализовать лучшее, что есть в нем. Результаты этого исследования показывают, что подростки не обладают знаниями, навыками и способностями к самоорганизации досуга, которые позволили бы им проводить свободное время продуктивно, занимательно, творчески. Очевидно, что деятельность и поведение подростков в свободное время, когда им приходится делать выбор, будут, прежде всего, зависеть от общей ориентации личности, мотивационной сферы, характера ее духовных интересов и потребностей, а также уровень интеллектуального развития.

Физическая зрелость дает подростку чувство зрелости, но его социальный статус в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание их прав, независимости, что неизбежно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Сущность подросткового кризиса присуща в этом возрасте подростковым поведенческим реакциям. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция расширения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, при котором подросток пытается освободиться от заботы взрослых, их контроля, покровительства. Необходимость освобождения себя связана с борьбой за независимость, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от соблюдения общепринятых норм, правил поведения и принижении моральных и духовных идеалов старшего поколения. Мелкая опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание лишением минимальной свободы и независимости усугубляют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, выход из школы и дома, бродяжничество.

Реакция сверстников. Подростки склонны к инстинктивному желанию сплотиться, объединиться со сверстниками, где развиты и проверены навыки социального взаимодействия, способность подчиняться коллективной дисциплине, способность приобретать авторитет и приобретать желаемый статус. В группе сверстников самооценка подростка практикуется более эффективно. Он ценит мнения сверстников, предпочитающих их общество, а не общество взрослых, чью критику он отвергает.

Реакция хобби. Для подросткового возраста хобби (увлечения) - очень характерная особенность. Увлечения необходимы для формирования личности подростка, потому что благодаря увлечениям, склонностям, интересам и индивидуальным способностям подростка формируются. Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте все когнитивные процессы без исключения достигают очень высокого уровня развития. Для подростка становится возможным преподавать широкий спектр практических и умственных действий.

Главная новая особенность, которая появляется в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, необходимость осознавать себя как личность. Л. С. Выгодский считает, что формирование самосознания является главным результатом переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в себя, как будто он открывает для себя свое «я», стремится узнать сильные и слабые стороны своей личности. Он развивает интерес к себе, к качествам своей личности, необходимости сравнивать себя с другими людьми, потребность в самооценке. Идеи, на основе которых формируются критерии самооценки у подростков, приобретаются у входа в особую деятельность - самопознание. Основная форма самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагина, это сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценку формирует вступление в общение с окружающими его людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с необходимостью быть принятым в группе, коллективе, с необходимостью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как модели, которая ближе, более понятна, более доступна, чем взрослый , Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют отношения со сверстниками, с классной командой.

Как правило, публичная оценка группы в классе значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на влияние команды товарищей. Приобретенный опыт коллективных отношений напрямую влияет на развитие его личности, поэтому представление требований через команду является одним из способов формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются хорошие условия для формирования организационных способностей, работоспособности, предприимчивости, других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения устанавливать деловые контакты, договариваться о совместном бизнесе, распределять обязанности между собой и т. П. Такие личные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток, и которые могут быть организованы на групповой основе: обучение, работа, игра.

Сухомлинский В. А. суммирует основные черты личности, по его мнению, этими основными чертами личности подростка являются следующие:

  1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неспособностью понять сложные явления жизни, с другой.
  2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но ему не нравится, когда его воспитывают прямым способом.
  3. Подросток хочет быть человеком. Делать что-то героическое, романтичное, необычное. Если есть потребность в действии и желание заявить о себе, подросток еще не знает, как этого добиться.
  4. Подросток выразил противоречие между богатством желаний и ограниченными полномочиями. Отсюда и множественность, и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою неудачу, он слишком горд и может спрятаться за показную уверенность, решительность, скрывающую беспомощность.
  5. У подростка романтический энтузиазм и грубые выходки очень сочетаются. Восхищение красотой и хроническим отношением к ней. Ему стыдно за свои чувства. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он боится, что они будут считаться слишком чувствительными, и прячется за грубость.

Прилив физической силы стимулирует активность. Не каждый подросток демонстрирует целый набор противоречий, но их нельзя игнорировать. При работе с подростком следует учитывать основные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Особенности общения (общения) в подростковом возрасте

Одним из основных критериев формирования коммуникативной компетенции человека является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы подросток также обладал навыками налаживания отношений с собеседником, анализа его сообщений, адекватного реагирования на них, умело используя как вербальные, так и невербальные средства общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

Подростки должны не только осваивать языковые формы, но и понимать, как использовать их в реальном общении. В частности, Дж. Виддоусон начал использовать в своем исследовании такое понятие, как «коммуникативные функции». Он различает коммуникативные функции по их принадлежности к определенной социальной ситуации. Это делает процесс обучения подростков не только интересным, но и социально значимым, формирует стиль поведения в обществе среди студентов, то есть учит социальным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов. Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимика и жесты). Существует также четкое внимание к парному или групповому взаимодействию между подростками.

Формирование коммуникативных навыков помогает повысить мотивацию подростков, помогает налаживать межпредметные связи. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, умений работать в команде и многого другого.

Французский ученый А.Н. Перре-Клемонт описывает общение как общее понимание связей отдельных действий относительно коллективного продукта и последующей реализации этих связей в структуре нового совместного действия.

Это включает в себя следующие шаги:

  1. планирование;
  2. установление контакта;
  3. обмен информацией;
  4. отражение.

Исследователи И.Н. Горелов В.Р. Житников Л.А. Шкатов определяет общение как акт общения (или коммуникативный акт), который включает в себя следующие компоненты:

  1. собеседники (общение, обычно не менее двух человек);
  2. действие, которое включает в себя общение (речь, жесты, выражение лица и т. д.);
  3. содержание сообщения, характеризующееся любой формой и значением;
  4. канал связи (органы речи, слуха, зрительные, зрительно-вербальные);
  5. мотивы коммуникантов (цели, намерения, мотивы).

Сами коммуникативные акты рассматриваются по их типам, выделяются следующие разновидности:

  1. содержание (производственное, практическое, научное, теоретическое, межличностное и т. д.);
  2. по форме контакта (прямой, косвенный);
  3. по типу связи (двунаправленная, однонаправленная);
  4. по степени взаимной переписки авторов сообщения (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная);
  5. по результатам (от отрицательного к положительному).

Исследователи отмечают такую ​​черту личности, как общительность. Быть общительным - значит быть склонным к общению с людьми, проявлять инициативу в установлении и поддержании контактов, хотеть и уметь передавать свои мысли. Исследователи называют способность к рефлексии, эмпатию одним из главных качеств подростка, способного к общению. Подросток должен уметь ставить себя на место другого, проявлять сочувствие и сочувствие.

Ученые также выделяют четыре основных этапа общения:

  1. ориентация в среде, дистанция взаимодействия в зависимости от цели, социального контекста (в зависимости от цели общения);
  2. формирование смыслового содержания высказываний (выбор словарного запаса, разговорной речи и т. д.);
  3. прямой ход общения, обмен высказываниями, ориентированными на партнера, речевое взаимодействие (сам коммуникативный акт);
  4. отключение от собеседника, выход из ситуации.

Кан-Калик определяет следующие шаги, которые формируют решение коммуникативной проблемы:

  1. осознание коммуникативного задания;
  2. анализ исходных данных задания;
  3. гипотеза;
  4. определение системы методов коммуникативного взаимодействия;
  5. решение самой проблемы.

Определив коммуникативное задание, учитель анализирует ситуационные условия, возраст учащихся, организационные возможности. Гипотеза предполагает прогнозирование реакции подростков, их выполнение их ролей. Определение системы методов коммуникативного взаимодействия представляет особый интерес, поскольку этот процесс связан с ориентацией учителя на учет индивидуальных особенностей подростков, уровня их коммуникативной компетентности. Само решение проблемы означает непосредственное выполнение коммуникативного задания с использованием вербальных и невербальных средств общения, которые преподаватель выбирает в зависимости от целей и задач.

Рассмотрев вышеперечисленные этапы, можно выделить основные этапы хода коммуникативных действий:

  1. установление контакта с получателем;
  2. определение семантического содержания (выбор необходимого словарного запаса, ориентация на собеседника и т. д.);
  3. утечка контакта;
  4. выход из контакта.

Одной из основных задач учителя при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых подростки приобретают навыки, соответствующие высокому уровню общения.

Коммуникационные способности включают в себя:

  1. желание вступать в контакт с другими;
  2. умение организовывать общение, в том числе умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять сочувствие, умение разрешать конфликтные ситуации;
  3. знание норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении с другими (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина).

В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии человеческие достижения в области отношений с другими людьми все больше отражаются в понятии «коммуникативная компетентность».

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает в себя следующие компоненты:

  1. эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, сочувствие, чувствительность к другому, умение сопереживать и сочувствовать, внимание к действиям партнеров);
  2. познавательный (связан со знанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
  3. поведенческие (отражает способность подростка к сотрудничеству, совместную деятельность, инициативу, адекватность в общении, организационные способности и т. д.).

В процессе общения подростки должны прийти к соглашению и заранее спланировать свою деятельность. Формируется субъективное отношение к другим детям, т. е. способность видеть в них равную личность, учитывать их интересы, готовность помочь. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, демонстрирует собственную модель поведения, сравнивает других парней с собой.

Эмоциональная и практическая форма общения побуждает студентов проявить инициативу и влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуационно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма. Вне-ситуационно-личностный формирует способность видеть самоценного человека в коммуникационном партнере, понимать мысли его партнера, его переживания и позволяет подростку прояснить идею самого себя. Таким образом, мы считаем, что общение подростка - это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать выражения лица, жесты для выражения своих мыслей. более выразительно. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.

Внеклассная деятельность и ее роль в развитии коммуникативной компетентности подростков

Внеклассная деятельность школьников - это концепция, объединяющая все виды деятельности школьников (кроме школы), в которой можно и целесообразно решать проблемы их воспитания и социализации.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью учебного процесса в школе. Часы, отведенные на внеклассные занятия, используются по просьбе учащихся и в формах, отличных от системы обучения.

Следующие типы внеклассных мероприятий доступны для реализации в школе:

  1. игровая активность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемное общение;
  4. досуговые и развлекательные мероприятия (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. занятия спортом и фитнесом;
  9. туристические и краеведческие.

В проекте базовой учебной программы учебных заведений Российской Федерации выделены основные направления внешкольной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-воспитательная, военно-патриотическая, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеклассной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной деятельности (спортивная, рекреационная, познавательная деятельность, искусство).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическая, проектная деятельность, могут быть реализованы в любом из этих видов внеклассной деятельности. Фактически они представляют собой основные приоритеты в организации внеклассных мероприятий.

В-третьих, направление, связанное с общественно полезными видами деятельности, может быть выявлено в таких видах внешкольной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие внеклассные мероприятия, важные для развития ребенка, как игра, туризм и местная история, не нашли прямого отражения в направлениях, что усугубляет риск их исчезновения из школьной реальности.

Для успеха в организации внеклассных мероприятий школьников, различие между результатами и эффектами этой деятельности имеет фундаментальное значение.

Результатом является то, что было прямым результатом участия студента в деятельности (например, студент приобрел некоторые знания, испытал и почувствовал что-то как ценность, приобрел опыт в действии). Эффект является следствием результата; к чему привело достижение результата. Например, приобретенные знания, переживаемые чувства и отношения, совершенные действия развивали человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Внеклассные мероприятия школьников могут быть организованы в форме факультативов, познавательных кружков, научного сообщества студентов, киноклубов, школьных газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, культурных фестивалей, образовательных экскурсий, олимпиад, викторин, тренингов и т. д.

Существует много способов получения информации о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.

Методы активной группы очень эффективны, которые можно условно объединить в три основных блока:

  1. методы обсуждения;
  2. методы игры;
  3. Чувствительная тренировка (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Благодаря механизму обсуждения со сверстниками ребенок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться точкой зрения другого. Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго вовлечение участников в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия дает эмоциональный импульс последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

Говоря о методах обучения игре, желательно разделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в котором заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» решения, то есть учащийся видит влияние, которое его решения оказали на будущие события.

Большой интерес для улучшения личности представляют ролевые игры. В ролевой игре человек сталкивается с ситуациями, которые имеют отношение к тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и порождают необходимость изменить свое мышление. Затем создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Особенностью деликатного обучения является стремление к максимальной независимости участников. Основным средством стимулирования группового взаимодействия здесь является феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга заключается в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Учебная группа по чувствительности не имеет очевидной цели. Во время деликатного обучения участники включаются в совершенно новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как их воспринимают другие члены группы, и получают возможность сравнить эти восприятия с самовосприятием.

Область социально-психологического тренинга ориентирована на оказание влияния на развитие личности, группы путем оптимизации форм межличностного общения, иными словами, социально-психологический тренинг рассматривается как средство развития компетентности в общении. Важность и актуальность цели обучения, понимаемой таким образом, подтверждается тенденциями повышения значимости общения в жизни современного общества. Другим аспектом значимости сформулированной выше цели является ориентация метода на широкий контингент возможных участников.

Решение вопроса о выборе средств, подходящих для повышения компетентности в общении, зависит, прежде всего, от того, как общение интегрировано и понято. В социальной психологии в структуре общения выделяют три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из этой идеи структуры общения следует, что компетентность в общении является сложным образованием. В широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии.

Развитое общение всегда включает в себя два тесно связанных лица - общение, основанное на схеме субъект-объект, в котором партнерам по существу назначаются роли манипулятора и объекта, которым манипулируют, и общение, основанное на схеме субъект-субъект. Последняя характеризуется равенством психологических позиций участников (оба являются субъектами), деятельностью сторон, в которой каждая из них не только испытывает воздействие, но и одинаково влияет на другую.

Из двух указанных схем развитой коммуникации определяющей, базовой является субъект-субъектная схема. Эффекты носят продуктивный, творческий характер, совершенно справедливо связаны с психологическим воздействием, которое реализует субъект - субъективная форма общения. Поэтому выбор подходящих средств психологического воздействия, предназначенных для повышения компетентности, должен быть связан с аспектами компетентности.

Анализ возможных последствий социально-психологического тренинга показывает, что в процессе групповой работы так или иначе затрагиваются достаточно глубокие психологические образования участников тренинга. Например, когда речь идет о том, что в процессе обучения человек получает новую конкретную информацию о себе, это означает не только определенный внешний поверхностный разрез, но и такие личные переменные, как ценности, мотивы, отношения и т. д., в которых сложно проверить с помощью текстов самоотчета. Все это поднимает вопрос о том, в каком смысле и в какой степени социально-психологическая подготовка может быть связана с процессом развития личности. Следует подчеркнуть, что в некоторых случаях, выполняя функцию побуждения к личным изменениям, обучение не охватывает весь процесс изменений в целом, а касается его начальной, начальной стадии. Две другие стороны, а именно внутренняя работа по усвоению задания для личного значения и получению поддержки от внешней среды, в основном или полностью, лежат вне обучения, реализуемой в области повседневной деятельности участников после групп.

В то же время не следует упускать из виду тот факт, что у тренинга есть определенные конкретные выигрышные стороны: характерная значительная концентрация новой информации о себе и других людях, которая служит стимулом для личных переоценок: доверчивый характер этого Информация; их отношение к областям личности, которые закрыты для обычной внешней поверхностной коммуникации; их большое эмоциональное богатство.

Пилотная работа по развитию коммуникативной компетентности подростков в процессе внеурочной деятельности

Цель, задачи и методы постановки эксперимента

Цель: изучить и выявить пути развития коммуникативной компетентности подростков в процессе внеурочной деятельности.

На этом этапе были решены следующие задачи:

  1. Определить предпочтительную форму социального поведения человека в ситуации конфликта;
  2. Диагностировать возможности личности в развитии коммуникативных и организационных способностей.

Для решения этих проблем был использован метод тестирования.

Исследование проводилось в 10 классе общеобразовательного учреждения средней школы № 32 города Архангельска.

В группе было 10 человек (девушки).

Чтобы определить предпочтительную форму поведения в конфликтной ситуации, мы использовали анкету К. Томаса «Коммуникация в конфликтной ситуации». Студентов попросили выбрать наиболее типичное для них поведение среди различных ситуаций, сгруппированных в 30 пар.

Способность к общению четко проявляется в конфликтных ситуациях, которые также раскрывают общую направленность человека в общении.

К. Томас выделяет следующие типы поведения в различных конфликтных ситуациях:

  1. Конкуренция (конкуренция) - как стремление к достижению своих интересов за счет другого.
  2. Сотрудничество - когда участники ситуации приходят к альтернативе, которая полностью отвечает интересам сторон.
  3. Компромисс.
  4. Избегание - как отсутствие стремления к сотрудничеству, так и отсутствие склонностей к достижению собственных целей.
  5. Адаптация, в отличие от соперничества, что означает пожертвование своими собственными интересами ради другого.

В результате анализа работ было выявлено, что средний уровень развития коммуникативных способностей преобладает среди студентов (5 человек). Уровень ниже среднего у 1 человека, выше среднего у 1 человека. Высокий уровень развития коммуникативных навыков у 2 студентов.

Уровень развития организаторских способностей у 5 человек выше среднего. Низкий уровень у 1 человека, ниже среднего у 2 человек, средний у 1 человека, высокий у 1 человека.

Цель и методы формирования эксперимента

Цель: провести социально-психологический тренинг для развития коммуникативной компетентности.

Мы занимались развитием коммуникативной компетенции у подростков во время внеклассных занятий. Для этого социально-психологический тренинг К. Рудеш был выбран в качестве наиболее эффективной формы групповой работы. Во время деликатного тренинга участники включаются в совершенно новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как их воспринимают другие члены группы, и получают возможность сравнить эти восприятия с самовосприятием. В некотором смысле и в некоторой степени социально-психологическая подготовка может быть связана с процессом развития личности.

Учебная программа:

1 день

Цель: Упражнение особенно подходит для первого урока и является хорошим способом «сломать лед».

Требуемое время: 30 минут.

Материалы: бумага, карандаш, ручки.

Подготовка: каждому члену группы дают карандаши и бумагу. Участники получают следующие инструкции. Напишите цифры от 1 до 10 в столбце и десять раз ответьте на вопрос "кто я?" Используйте характеристики, черты, интересы и чувства, чтобы описать себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я» ...

Заполнив этот список, накройте лист бумаги на видном месте на груди. Затем начните медленно ходить по комнате, подойдите к другим членам группы и внимательно прочитайте, что написано на каждом листе. Не стесняйтесь комментировать списки других участников. Кроме того, каждый член группы может громко читать свой список для остальной части группы [21].

День 2

Цель: упражнение используется для расширения сенсорного прикосновения и развития межличностного доверия.

Требуемое время: 30 минут.

Материалы: с завязанными глазами; достаточно места для работы; Предпочтительно выполнять упражнения на открытой площадке.

Подготовка: никакой специальной подготовки не требуется.

Процедура: Группе дают следующие инструкции. Разделитесь на пары, выбрав в качестве партнера наименее известного человека. Один человек в каждой паре становится лидером. Другой - раб, и он носит повязку на глазах. Через 15 минут поменяйтесь ролями.

Если вы играете главную роль, возьмите своего партнера за запястье, руку или талию и проведите его для сенсорного исследования пространства. Молча веди его. Приведите вашего партнера в контакт с интересной текстурой, такой как листья, шторы и ковры. Постарайтесь, чтобы ваш партнер чувствовал тепло солнца, слышал птиц или отдаленные разговоры, гулял и бегал. Через 10-15 минут остановите и снимите повязку с глаз партнера. Тогда поделитесь своими чувствами по поводу лидерства и ответственности за другого.

Как последователь, обратите внимание на то, что вы чувствуете, когда вы вынуждены полностью доверять другому человеку, который берет на себя ответственность за ваш опыт и благополучие. Почувствуй каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнером.

День 3

Цель: язык является важнейшим средством общения, формой существования и выражения мышления. Это упражнение помогает группе изменить структуру своего языка.

Требуемое время: 30 минут.

Материалы: нет.

Подготовка: никакой специальной подготовки не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, произнесите три фразы, каждая из которых начинается со слов «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените слова «я должен» словами «я предпочитаю», оставив оставшиеся части без изменений. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своим опытом.

По очереди с партнером произнесите три фразы, начинающиеся со слов «я не могу». А затем замените в них «я не могу» на «я не хочу». Поделитесь своим опытом с партнером и посмотрите, сможете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.

Наконец, по очереди с партнером произнесите три фразы, начинающиеся со слов «Я боюсь этого», а затем замените «Я боюсь этого» на «Я хотел бы (а)», оставив остальные фразы без изменений. 

Слова «я должен», «я не могу», «мне нужно», «я боюсь этого» лишают вас способности быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за свои мысли, чувства и действия.

День 4

Цель: упражнение используется для развития навыков общения в группе, а также для овладения навыками говорения и принятия отзывов.

Требуемое время: 30 минут.

Материалы: нет.

Подготовка: никакой специальной подготовки не требуется.

Процедура: три члена группы добровольно участвуют в учениях. Каждый волонтер выбирает один из коммуникативных стилей.

Соска - приятный и согласный человек, постоянно извиняющийся и старающийся не вызывать волнений любой ценой. Соска чувствует себя бесполезной, выглядит беспомощной.

Обвинитель противоположен Обвинителю. Он упрекает, провоцирует, считает других виновными. Он говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.

Человек - компьютер - очень рассудительный, спокойный, спокойный и собранный человек, который избегает выражать свои чувства. Он говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.

Увод в сторону - выражает неуместные и недоумляющие суждения. Позы тела кажутся неловкими; интонации могут не совпадать со словами.

Волонтеры, демонстрирующие определенный коммуникативный стиль, вовлечены в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают за взаимодействием; Эта форма упражнений получила название «круглый аквариум». Через пять минут наблюдателям предлагается прокомментировать свое восприятие дискуссии. Затем волонтеры делятся с группой впечатлениями, возникшими в этой ситуации. Экспериментируя с альтернативными средствами общения, участники могут научиться подходить друг к другу более подходящим и менее защищенным образом.

Теперь повторите процедуру с тремя новыми участниками. Попробуйте дать каждому члену группы хотя бы один раз.

5 день

Цель: это упражнение может уменьшить беспокойство, связанное с межличностным общением, и позволяет практиковать навыки общения.

Необходимое время: 30 мин.

Материал: нет.

Подготовка: никакой специальной подготовки не требуется.

Процедура: Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, что позволяет партнеру отвечать более полно. Другой член пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрытия произвольной информации, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Оставайтесь в роли около пяти минут, чтобы оба партнера могли практиковаться в задании открытых вопросов и предоставлении произвольной информации.

На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно предоставлять бесплатную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо попросив разъяснений, либо перефразируя.

Между двумя фазами упражнения позвольте парам поделиться своим опытом и трудностями. Когда вы можете легко открыть свой внутренний мир, задавать вопросы, которые дают широкий спектр ответов, используя активные методы прослушивания, вы овладеваете искусством разговора.

В конце экспериментальной работы была проведена повторная диагностика.

Цель, задачи и методы контрольного эксперимента

Цель: изучить уровень коммуникативной компетентности после проведения социально-психологического тренинга.

Были решены следующие задачи:

  1. Опишите уровень развития коммуникативной компетентности подростков в конце ООР.
  2. Сделайте выводы об эффективности работы.

В результате анализа работ было выявлено, что уровень коммуникативных способностей студентов стал выше, уровень организационных способностей изменился у 3 человек.

Таким образом, мы видим, что у подростков экспериментальной экспериментальной группы уровень развития коммуникативных навыков стал выше. Эти результаты могут быть улучшены с индивидуальным подходом к студентам.

Подростки склонны к инстинктивному желанию сплотиться, объединиться со сверстниками, где развиты и проверены навыки социального взаимодействия, способность подчиняться коллективной дисциплине, способность приобретать авторитет и приобретать желаемый статус. В группе сверстников самооценка подростка практикуется более эффективно. Он ценит мнение сверстников, предпочитает их общество.

В этом возрасте создаются хорошие условия для формирования организационных способностей, работоспособности, предприимчивости, других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения устанавливать деловые контакты, договариваться о совместном бизнесе, распределять обязанности между собой и т. п. Такие личные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток, и которые могут быть организованы на групповой основе: обучение, работа, игра.

Итак, можно утверждать о положительном прогрессе в развитии коммуникативной компетентности.

Вывод:

Человек, будучи общественным существом, с первых месяцев своей жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которое постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте до глубокого личного общения и сотрудничества. Это обстоятельство определяет потенциальную преемственность общения как необходимое условие жизни.

Проблема общения является одной из самых важных и сложных в психологии. Общение рассматривается как процесс, условие для реализации различных форм человеческой жизни, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Распределение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимозависимость общения как деятельности, процесса, средств и условий для осуществления других видов человеческой деятельности, по мнению Б. Ф. Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти ориентир.

M.I. Лисина использует понятие «общение», является синонимом коммуникативной деятельности. Б.Ф.Ломов также ссылается на это, прямо и косвенно, в определениях Г.А. Андреева, В.П. Зинченко и С. А. Смирнова в определениях общения, данных в психологическом словаре, понимают общение как общение или обмен информацией при изучении поведения животных.

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий общения и общения, коммуникативных навыков, выявлены основные компоненты речевого общения, определены основные фазы в процессе общения, определена коммуникативная компетентность личности на основе На фундаментальных концепциях и выводах ученых (А.Б. Добрович, Ю.М. Жуков, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровский, П.В. Растянников) дается характеристика подросткового возраста и перечисляются особенности общения в подростковом возрасте, внеклассная деятельность и ее роль в формировании. коммуникативной компетентности подростков.

Результаты этой работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Исходя из того, что в современном обществе растет значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

2. Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетенций в общении

3. Активное использование социально-психологического тренинга для решения реальных практических задач является актуальной задачей психологии.

В нашем исследовании целью было изучение и выявление путей развития коммуникативной компетентности подростков в процессе внеклассной деятельности.

Для достижения этой цели мы проанализировали научно-психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, изучили особенности подросткового общения.

На основании полученных знаний нами были выбраны методы диагностики уровня формирования коммуникативной компетентности подростков и проведено экспериментальное исследование. Полученные результаты показали, что уровень развития коммуникативных навыков у подростков опытной экспериментальной группы стал выше.

Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи и достигли цели исследования.

В заключение следует отметить достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитию коммуникативной компетентности подростков способствуют: диагностика исходного уровня коммуникативной компетентности; с учетом возрастных особенностей студентов; проведение социально-психологических тренингов.