Возможность и необходимость подготовки персонала для работы на международных рынках – пример Украины

Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Процесс управления персоналом
Управленческие роли в процессе управления персоналом
Делегирование ответственности и компетентности при управлении персоналом
Типичные (или специфические) модели управления персоналом


Введение:

Социальная работа - это сложная, эмоционально нагруженная деятельность, которая предъявляет особые требования к личности специалиста: способность отражать и оптимально регулировать свою деятельность в трудных ситуациях. Проблема заключается в несовершенстве системы подготовки специалистов по социальной работе в России. 

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы дополнительного непрерывного образования, с помощью которой человек может непрерывно совершенствовать свои профессиональные навыки на протяжении всей жизни, что позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.

Наше общество сталкивается с все более острой проблемой подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Персонал играет важную роль в управлении социальной работой от того, как персонал обучен, каким уровнем профессионализма он обладает, зависит эффективность всех последующих действий организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживания и процветания является качество персонала и его отношение к работе, то есть уровень профессионализма и креативности сотрудников.  

Противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью, является глубоким для системы подготовки специалистов по социальной работе. Эта проблема усугубляется тем, что быстро развивающаяся социальная работа как профессия испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов, несмотря на то, что сегодня переподготовка специалистов по социальной работе проводится на базе 100 государственных, а также большое количество негосударственных образовательных структур. Исследования в области повышения эффективности подготовки и переподготовки социальных работников проводятся в российских вузах, где наряду с постоянным повышением качества подготовки специалистов можно выявить ряд проблем. В частности, содержание профессионального обучения не всегда учитывает общую и специфическую в социальной работе составляющую общечеловеческой культуры и этические особенности региона. В процессе обучения недостаточно внимания уделяется практическому обучению, содержание и методические основы практического обучения специалиста недостаточно развиты.    

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы актуальна для научных исследований.

Научные разработки проблемы связаны с особенностями подготовки социальных работников в России и за рубежом и представлены в исследованиях следующих ученых: Агошкова О.В., Гришанова Н.А., Закатова И., Иванов А.Г., Кремнева Т., Малкова З.А. , Письменная Е.Е., Поддубная Т.Н., Романов П.В., Туринский В., Филатова Е.В., Фокин В.А., Фокин И.В., Черемошкина Л.В., Чернышова Н., Шишкина О.В., Шмелева Н.Б., Шерон Б., Ярская-Смирнова Е.Р.

Объектом исследования курсовой работы является состояние системы подготовки социальных работников в России и за рубежом.

Предметом курсовой работы является проблема подготовки социальных работников.

Целью курсовой работы исследования является рассмотрение особенностей подготовки социальных работников в России и за рубежом, выявление проблем и способов их решения.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить состояние системы подготовки социальных работников;
  • раскрыть опыт обучения социальных работников в России и за рубежом;
  • систематизировать рекомендации по решению проблем подготовки социальных работников в России и за рубежом.

Использовались следующие научные методы: анализ научной литературы, описание, обобщение, систематизация.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Во введении дается актуальность курсовой работы, степень научной проработанности проблемы, предмет, предмет, цель, задачи, методы исследования, краткое изложение работы.

В первой главе «Состояние системы подготовки социальных работников» раскрываются общепринятые требования к подготовке социальных работников, проблемы подготовки социальных работников.

Во второй главе «Опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом» анализируется зарубежный опыт подготовки социальных работников и система подготовки социальных работников в России.

В заключении приведены основные понятия, общие выводы по работе.


Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе

Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе

Не существует единого международного набора требований к обучению и сертификации социальных работников. Каждая страна определяет свой набор требований для подготовки специалистов по социальной работе. 

Для начала остановимся на такой важной проблеме, как отбор и прием молодежи в учебное заведение для получения профессии социального работника. Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента для профессии социального работника. Например, в Норвегии от заявителей требуется соответствующий уровень знаний и практический опыт в органах социального обеспечения, а дополнительная теоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которые принимаются во внимание при принятии решения о приеме заявителей в образовательные учреждения.  

В Дании высокий уровень безработицы среди социальных работников, поэтому критерии отбора соискателей очень строгие: требуется знание датского и английского языков и не менее девяти месяцев опыта работы по специальности штатного сотрудника, также существует возраст предел. В Италии и Испании нижний возрастной ценз - 18 лет, и многие соискатели приезжают изучать социальную работу прямо из школы, не имея практического опыта работы. 

В Португалии предпочтение отдается кандидатам, окончившим университетские школы с упором на социальные науки. Минимальный возраст для заявителей - 18 лет, предпочтение отдается мужчинам. В Греции предпочтение также отдается мужчинам. В Турции принимается равное количество мужчин и женщин, интервью разъясняет психологическую пригодность и мотивацию заявителей для выбора лучших людей для обучения по профессии социального работника.   

В Швейцарии, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов школы и иметь как минимум год практической работы, кроме того, чтобы знать два официальных языка страны, понимать диалекты, которые отличаются от письменный язык, знание одного иностранного языка, умение считать и хорошо печатать; предпочтение обычно отдается людям более старшего возраста и с более профессиональным и жизненным опытом. 

Лишь в нескольких странах, например в Швеции и Финляндии, не существует радикальных требований к кандидатам в индивидуальном психологическом отношении; Индивидуальные качества соискателей не влияют на решение об их поступлении в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в сфере социальной работы, и у выпускников есть широкие возможности выбрать будущую карьеру. 

Таким образом, большинство стран, являющихся членами Международной ассоциации школ социальной работы, предъявляют целую систему особых требований к претендентам на обучение по социальной работе, что, в свою очередь, влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Общие условия для всех претендентов на получение профессии: высокие оценки по учебным предметам в школе, сильные и глубокие знания предметов выбранной профессии, физическая и эмоциональная устойчивость, социальная зрелость, интеллект, выявленные на основе тестов, данные на слух, зрение и речь, заключение школьного совета о моральных и личностных качествах заявителя, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.

В России указанные требования не предъявляются к соискателям на приобретение профессии. Любой, кто хочет сдать вступительные экзамены, может приобрести эту специальность. 

Давайте рассмотрим содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например, в Канаде и Соединенных Штатах Америки существует шестиуровневая шкала профессиональных квалификаций: два уровня предпрофессиональной подготовки и четыре уровня профессиональной переобучения. Обучение основано на системе непрерывного обучения. Два допрофессиональных уровня готовят помощников по социальной работе (диплом средней школы) и специалистов по социальному обслуживанию (соответствует степени гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся на социальных услугах в рамках программы бакалавриата. На уровне профессиональной переподготовки существует четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, выпускник академии (врач по социальной работе), настоящий социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики)   

Несмотря на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы - практические занятия, социологические и психологические концепции поведения человека и социальной среды, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы. В зависимости от уровня учебного курса, программа иногда включает информацию о методах оценки социальных программ и социальной практики. 

Разногласия по поводу учебных программ для социальных работников и реализации этих планов распространены во многих странах. Некоторые практики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерную академичность, которая, по их мнению, увеличивает разрыв между практиками и специалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях. 

Западная модель преподавания социальной работы, особенно североамериканская, оказывает значительное влияние на учебные планы многих стран. Однако не все педагоги приветствуют это влияние. Они ставят под сомнение целесообразность применения западной модели в тех странах, где культурные традиции, социальная структура и экономические условия в корне отличаются от западных. В некоторых странах были предприняты попытки научить социальной работе, ориентируясь на собственную ситуацию. В некоторых местах они пытались ориентировать программы на социальное развитие, а в других они начали изучать право и экономику. Тем не менее споры о масштабах западного влияния и, в частности, влияния США на преподавание социальной работы в развивающихся странах продолжаются и по сей день.     

Выяснив, что не существует единого набора требований для подготовки специалистов по социальной работе, каждое государство само определяет этот набор, но проблемой является влияние западной модели преподавания социальной работы, которая не приветствуется многими учителей, поэтому дальнейший анализ можно начать с определения круга проблем при подготовке специалистов по социальной работе.

Проблемы подготовки специалистов по социальной работе

Социальные работники имеют дело с людьми всех возрастов - детьми, молодыми людьми, взрослыми, пожилыми людьми. В своей практике они вступают в контакт с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (как физической, так и психической); справедливость; система образования; планирование семьи; финансовые программы; с проблемами занятости населения. Они обеспечивают индивидуальное и групповое консультирование, ведение дел, сети поддержки, а также планируют и координируют социальную работу, управляют организацией и, наконец, формируют ее оценку. Им приходится работать как с традиционным контингентом - с детьми и пожилыми людьми, так и с новыми, нетрадиционными, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники считают себя агентами социальных изменений и реформ. В развивающихся странах система социальной работы ориентирована на развитие общества в целом. В конфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Как педагоги, они работают в контакте с представителями других профессий, используя свои навыки в групповой работе, общении и планировании программ. Они организуют работу в сообществе с учетом его специфики.              

Практически во всех странах работа ведется с бедными. Независимо от того, в какой организации работают социальные работники - правительственные, волонтерские или общественные, они разделяют одни и те же фундаментальные ценности: человеческое достоинство, социальная справедливость, поддержка бедных и наиболее социально уязвимых слоев населения, стремление к мирному сосуществованию, доброжелательность. Большое количество клиентов с различными проблемами обязывает социального работника быть человеком, образованным во всех сферах жизни общества. С этим связаны различные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Социальный работник должен быть разносторонним.    

На современном этапе становления и развития социальной работы приоритет, естественно, отдается проблемам формирования профессионализма социальных работников, расширению интегральной сущности человеческих ресурсов социальных служб и путям ее укрепления, подготовка и переподготовка различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социальных и медицинских работников, реабилитологов и специалистов по трудотерапии, социальных юристов и других специалистов, т.е. подготовка специалистов в области социальной работы. 

В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе является адекватным ответом на сложившуюся сложную социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, одним из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующим реальному преодолению негативного. последствия реформ и более полное удовлетворение социальных потребностей различных категорий. Население нашей страны, проведение реформ и более полное удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

В 2005 году около 670 центров социального обслуживания, 143 центра социальной помощи семьям и детям, 54 центра психологической и педагогической помощи населению и экстремальной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 59 центров социальной реабилитации для несовершеннолетних. Действуй в России. 63 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий. В систему социального обслуживания вовлечено более 300 тысяч человек, в том числе около 100 тысяч специалистов. 

Но, к сожалению, этого количества социальных служб и специалистов, работающих в них, недостаточно для такой страны, как Россия, с множеством пробелов в области социальной защиты населения.

Кроме того, современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы укомплектованы на 80% специалистами, не имеющими специального образования; во-вторых, стационарные факультеты и кафедры высших учебных заведений не могут удовлетворить потребности в услугах специалистов; в-третьих, нынешняя ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения безработных специалистов в систему социальной защиты, в том числе социальных служб, что, естественно, предполагает их переподготовку в направлении «социальной работы».     

Переподготовку нуждаются не только инженеры, технологи, агрономы, пришедшие на социальную службу, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольных учреждений, сотрудники МВД и др.

Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, которые зависят как от основных тенденций развития социальной работы в разных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий формирования профессии. в Российской Федерации.

Неопределенность и нестабильность современного мира создают новые стимулы и возможности для увеличения роли профессиональных социальных работников в разрешении, преодолении или, по крайней мере, смягчении многих социальных конфликтов и формировании государства всеобщего благосостояния.

Формирование профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, постепенного формирования системы практических навыков для системы социальной работы и профессионального образования. Без профессионального образования невозможно организовать социальные службы для разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования. 

Серьезной проблемой при подготовке специалистов по социальной работе является также слабая государственная поддержка, недостаток финансирования, материально-техническое обеспечение процесса переподготовки педагогических кадров, как в стране, так и за рубежом.

Средства нужны для развития общественных наук, для реализации ряда проектов в области социальной защиты.

Также одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики.

Практика остается широкой областью для проверки теоретических знаний, накопленных студентами в университете; это основа для глубокого усвоения проблем в социальной сфере. Сегодня общепринято, что недостаточно строить практику социальной работы только на модели, которая фокусируется на проблемах только отдельных клиентов (модель, ориентированная на индивидуума).  

Работа на макроуровне часто предлагается в качестве альтернативного подхода, в котором основное внимание уделяется изменениям во всем обществе, в том числе в социальной политике, планировании, социальной деятельности, а не на индивидуальном консультировании или рассмотрении дел.

Это привлекательная модель, но следует помнить, что практическая социальная работа происходит в очень политизированном контексте. В интересах здравого смысла социальных работников можно поощрять не ставить перед собой максималистские цели. 

Это не профессиональная ответственность социального работника, чтобы фундаментально изменить социальную структуру.

Кроме того, социальный работник имеет преимущество в выполнении конкретно индивидуальной и групповой работы, и было бы неразумно не уделять этому достаточно внимания.

В результате можно отметить, что конкретное свойство социальной работы заключается в том, что она неотделима от конкретного социального контекста, и ее стратегия должна основываться именно на этом контексте.

Те, кто разрабатывает учебные программы по социальной работе, должны помнить об этом. Следует также отметить, что, как уже подчеркивалось, знания в области социальной работы распространяются в основном из стран Запада в развивающиеся и другие страны. 

В свою очередь, многие новые подходы к работе в ситуациях социальных и семейных конфликтов, отсутствия жилья, которые с разной степенью успеха использовались в других странах, не нашли применения в экономически развитых странах.

Именно поэтому для преподавателей социальной работы в России было бы полезно познакомиться с опытом подготовки специалистов в других странах.


Опыт подготовки специалистов по социальной работе

Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе

Зарубежный опыт подготовки специалистов по социальной работе многообразен и многогранен. До определенного времени Соединенные Штаты Америки были лидером в области разработки программ для подготовки специалистов по социальной работе, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта этой страны. 

Практические занятия в американских образовательных учреждениях социального профиля - это экспериментальная форма преподавания и обучения, при которой студент получает помощь в сознательном приведении полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; развитие профессиональных навыков в форме начального опыта; восприятие профессиональной этики и ценностей социальной работы; формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности. Практическое обучение социальных работников оценивается как сложный, многоуровневый процесс, особая цель которого состоит в том, чтобы создать связь между академическим обучением и практическим обучением, с тем чтобы новый социальный работник мог эффективно выполнять работу, которая требует определенных знаний и приверженности конкретным принципы. Именно наличие этой связи помогает отличить профессионального наставника от непрофессионала или просто от человека, который дает советы из благих намерений.      

Приоритетными направлениями программы обучения социальных работников в Соединенных Штатах являются: политика и услуги в области социального обеспечения, поведение человека и социальная среда, разнообразие человеческой природы, практика социального обслуживания, исследования социальных услуг и практическое обучение. 

Однако в последние годы в профессиональном мире стали выражаться сомнения в универсальной эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. Ведущий американский специалист, профессор Университета Хантер (Нью-Йорк) К. Казетта заявил об окончании американской монополии в учебных программах социальной работы, приводя убедительные аргументы в своем докладе под характерным названием «Упадок американской модели» на XXVII Международном конгрессе Школы социальной работы. Упадок американской модели преподавания социальной работы произошел в результате утраты общего, объединяющего фактора, профессиональной самодисциплины, приверженности общечеловеческим проблемам. Необходимая мера общего и специфического в содержании преподавания социальной работы была нарушена. Вывод К. Казетты: некогда доминирующая американская модель может стать лишь одной из многих моделей и должна оцениваться на предмет ее соответствия местным и глобальным проблемам.     

В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледж и агентство (классные и практические курсы). В последние годы обучение в агентстве стало более важным, чем раньше. Большое внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентства, которые специализируются на работе со студентами. Их называют лидерами практики. Их основной задачей является повышение профессиональных навыков студентов независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождены от практической работы с клиентами и привязаны к трем или более студентам.     

Стажировка в агентстве занимает у студента около половины общего учебного времени, из которых 80 дней обычно отводится на заключительном этапе практики.

Центральным элементом практического образования в сфере социальной работы в Великобритании является лидер практики. Они получают повышенное внимание в профессиональном сообществе. В Великобритании лидеры практики должны быть аккредитованы их агентствами, а затем, в конечном итоге, получить звание «Учитель практики». Это звание присваивается кандидатам, которые представили информацию о своих достижениях на экзаменационную комиссию.    

Французские образовательные учреждения имеют дифференцированную многоуровневую систему подготовки специалистов для социальной сферы. Основой этой системы является своевременное профориентационное и предпрофессиональное обучение, реализуемое в общеобразовательной школе. Во Франции они не стремятся прибегать к ранней специализации, предпочитая ей профилирование, дифференциацию и глубокое общее образование. Существует тенденция постепенного расширения и углубления общего образования в качестве основы для дальнейшей специализации.   

Существующие виды и виды обучения работников социальной сферы последовательно связаны друг с другом, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы трудоустройства, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов с учетом Одновременно меняются спрос и новые требования к работникам в этой сфере.

Важнейшим условием доступа к обучению социальных работников является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявлены на специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, что подтверждается степенью бакалавра. соответствующий профиль или эквивалентный диплом профессионального образования. Обучение на более высоком уровне также предполагает двух-трехлетний профессиональный опыт с обязательной сертификацией работодателя или организации. Все это направлено на защиту сферы социальной работы от профессиональной некомпетентности, которая обходится обществу дорого.  

Подготовка социальных работников включает переменную часть, охватывающую основы науки, широкие области знаний, общие методы. А также региональные компоненты, которые конкретизируют различные аспекты обучения, которые составляют основу для практики, стажировок, тренингов, решения реальных проблем, действуя в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в областных центрах, институтах, специализированных школах по подготовке кадров для социальной работы. Эти учебные заведения концентрируют многолетний опыт социальной практики в этом регионе, испытывают различные модели и формы деятельности, накапливают значительный потенциал в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников.  

Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по принципу непрерывного образования. Обучение построено по принципу попеременного обучения, а теоретическое обучение в образовательном учреждении чередуется с периодами целевой практики, стажировки в различных социальных службах, учреждениях, организациях. 

Таким образом, во Франции существует очень дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы, от междисциплинарного профориентации до профессиональной подготовки в общеобразовательной школе и заканчивая подготовкой ученых-теоретиков, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни образования и имеют серьезную личную практическую подготовку. опыт.

Французская система обучения социальных работников является одной из самых эффективных в мире. Это также один из старейших, но в то же время один из самых динамично развивающихся, обновляющихся, реформированных. Это, наверное, одна из причин его эффективности.   

Социальная работа во Франции имеет долгую и интересную историю. Эта сфера деятельности неразрывно связана с развитием государства и общества в этой стране. Опыт, накопленный за этот период, несомненно, полезен для нас хотя бы благодаря общим культурным традициям, которые связывают Россию и Францию ​​с незапамятных времен.  

В Нидерландах в соответствии с новым законодательством, которое вступило в силу в 2002/2003 учебном году, университеты и высшие учебные заведения внедрили систему бакалавриата и магистратуры. Это позволило им укрепить свои позиции на международном рынке образования. При подготовке специалистов по социальной работе в Нидерландах существует две программы обучения; полный курс и неполный курс. Оба - 4 года обучения.    

В течение года студенты знакомятся с различными теориями, целевыми группами, навыками, методами и профессиональными областями. Программа обучения заканчивается научной работой или финальным проектом (итоговое интервью).

В Исландии социальное образование является официально признанной профессией, утвержденной Министерством здравоохранения и социальных дел. Социальные работники работают в основном с людьми всех возрастов с ограниченными возможностями, а также со своими семьями. Чтобы работать социальным работником, вам необходимо получить справку, выданную Министерством здравоохранения и социальной защиты. Сертификат выдается тем, кто выполнил требования для получения степени бакалавра (3-летняя программа) отделом социального образования Исландского университета образования или эквивалентной иностранной университетской программой.   

Образование основано на формальном регулировании работы, места работы и практики работы специалистов по социальной работе. Он включает в себя: социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую, реабилитационную и этическую подготовку наряду с практическим обучением. Образовательное обучение направлено на удовлетворение потребностей людей с ограниченными возможностями. В настоящее время уровень подготовки специалистов по социальной работе составляет 4 года, а основная программа обучения - 3 года.   

В Норвегии обучение социальных работников происходит в системе университетских колледжей, это 3-летнее обучение, которое дает степень бакалавра. Все специализации социальных работников имеют общие предметы, определяемые структурой национальной учебной программы. Специалисты в этих областях часто работают на общих рабочих местах, сталкиваясь с аналогичными задачами.

Рассмотрев опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что существует множество различий в отдельных моделях преподавания социальной работы в разных странах. Тем не менее, существуют общие подходы к формам обучения социальных работников, в том числе отбор студентов на основе конкретных требований к поступлению в отношении академических стандартов программы и пригодности заявителя для социальной работы; повышение роли и поиск новых технологий для практического обучения в социальной работе.  

Изложив материал об опыте подготовки специалистов по социальной работе за рубежом, целесообразно обратиться к вопросу, посвященному подготовке специалистов по социальной работе в России.

Система обучения социальных работников в России как решение основных проблем

Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие «социальное образование», которое включает в себя множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат.

Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального воспитания в обучении, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, терапевтов по социальной реабилитации. Между тем, профессионализм в социальной работе следует рассматривать с учетом Система таких отношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное воспитание играет важную роль в формировании новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если мы будем использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, то, конечно, будет необходимо, прежде всего, говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е годы, точнее, об особенностях формирования современной системы в стране, ее начальной стадии.  

Нет веских оснований утверждать, что в России существует система социального образования. Что сделано в России в области подготовки специалистов для социальных служб? 

В 90-х гг. В России создана сеть образовательных учреждений, которые обучают и переподготовку социальных работников. А с 1991 года сеть высших учебных заведений, которые начинают подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, постоянно расширяется.  

Профессиональная подготовка проводится в различных формах: на рабочем месте (полный рабочий день), на рабочем месте (неполный рабочий день, неполный рабочий день, вечер), внешнее обучение.

В общей сложности более 30 тысяч будущих социальных работников обучаются в университетах в очной, заочной и заочной формах обучения.

Сегодня мы можем говорить о формировании многоэтапной, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.

Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе для работы в социальных учреждениях, осуществляется по индивидуальному плану с учетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.

Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы разработка дисциплин, включенных в раздел базового обучения (общепрофессиональные дисциплины по социальной работе), осуществлялась на начальных этапах обучения.

Далее профессиональное развитие в социальной работе осуществляется с учетом последующей деятельности специалистов социальных учреждений. Теоретическая подготовка проводится на протяжении всего времени и включает в себя овладение основными разделами социальной работы. Лично и профессионально ориентированные тренинги проводятся на протяжении всего периода обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалистов назначается руководитель, который непосредственно вовлечен в обучение и несет личную ответственность за реализацию учебной программы, осуществляет меры по личной и психологической поддержке студента. Обучение по программе ориентировано на активную самостоятельную работу студента, продолжительность которой может составлять до 50 процентов от общего времени обучения. По окончании обучения, с положительным заключением руководителя, который подводит итоги обучения, слушатель проходит проверочные тесты и получает сертификат (диплом) о завершении профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в социальных учреждениях.      

Для лицензирования учреждений, осуществляющих профессиональную переподготовку специалистов по социальной работе, в том числе научно-исследовательских учреждений, необходимо: наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями для дополнительной подготовки специалиста по социальной работе. Наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалисты по социальной работе в сфере базового образования). Наличие условий для ведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможности проведения обучения на собственной и других (по договорам) клинических основаниях. Собственный потенциал учреждения в целом должен обеспечивать не менее 70 процентов программы обучения социальной работе.   

На протяжении всего процесса обучения социального работника решается комплекс задач не только для овладения теоретическими знаниями, но, прежде всего, для приобретения практических навыков и умений, развития целого ряда личностных качеств студента, которые необходимы для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественное сознание, высокая социальная мотивация). Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических вузах.   

Исследование, проведенное группой совета образовательно-методических объединений университетов в области социальной работы, показало, что не только мультидисциплинарные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные университеты различных министерств проявляют все больший интерес к обучение социальных работников.

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки персонала:

  1. Курсовое или предпрофессиональное обучение в курсах, школах, лицеях. Выпускники со средним образованием вступают в ряды социальных работников в отделениях по уходу за больными, престарелыми и одинокими. Им также предоставляется право поступать в средние специальные учебные заведения или соответствующие университеты.  
  2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После выпуска вы можете работать начальниками отделов по обслуживанию пациентов, одиноких, пожилых людей, социальных педагогов. 
  3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых университетах (педагогических, медицинских и др.) На дневном, вечернем и заочном отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на специальных факультетах (с высшим образованием учатся 1-3 года).

Что касается высшего профессионального образования, то существует также три этапа: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние, получив диплом, имеют право вести образовательную, педагогическую и научно-исследовательскую работу. 

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность деятельности высших учебных заведений. Большинство университетов готовят специалистов-организаторов, менеджеров по социальной работе с населением, некоторые университеты - специалистов службы занятости, для работы с семьями, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах. Ряд университетов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социальных служб или органы управления тех отраслей социальной сферы, в которых он может найти работу.    

Более 3 тысяч преподавателей занимаются подготовкой специалистов по социальной работе в России, 2/3 из них - доктора и кандидаты наук, профессора и доценты.

В стране создано несколько профессиональных ассоциаций, в состав которых входят специалисты по социальной работе: Межрегиональная ассоциация социальных работников, Ассоциация коллективов высших учебных заведений и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.

С марта 1993 года начал работу Совет Учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМО являются: координация деятельности педагогического сообщества вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективных планов, подготовка учебников и учебных пособий, разработка государственных стандартов в соответствии с Законом по образованию, обеспечивающему интеграцию высшего образования в мировое академическое сообщество. 

Большое значение в подготовке высококвалифицированных кадров имеют требования об обязательном минимальном содержании и уровне подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению «Социальная работа», утвержденные в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В соответствии с государственным стандартом, благодаря усилиям УМО, университетских команд, обновляются существующие учебные планы, разрабатываются новые.  

В последние годы подготовлено большое количество учебников, брошюр и статей по проблемам теории и практики социальной работы. В стране издается ряд периодических изданий по вопросам социальной работы, в том числе Российский журнал социальной работы. Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, общероссийского и межрегионального уровня.  

В некоторых университетах были открыты аспирантуры для подготовки высококвалифицированных специалистов.

В заключение можно отметить, что процесс формирования социальной работы как науки и учебной дисциплины идет хорошо. По сути, создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одном из важнейших направлений человеческой деятельности - социальной сфере. 

Среди актуальных проблем подготовки социальных работников следует отметить следующие:

Более тесная связь между подготовкой выпускников и их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины заключается в единстве знаний и умений. Без такого единства социальный работник невозможен.  

Обучение социальных работников, предусматривающее приобретение общих знаний и навыков, а также некую узкую специализацию (специализации) с учетом объектов и направлений социальной работы (например, организатор социальной защиты населения, юрист социальная служба, социальный учитель социальной службы, специалист по социальной работе с пожилыми людьми). Сочетание всеобщего (общего) и специального профессионального обучения позволяет социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.    

Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым государственным стандартом.

Получение, хранение и распространение социальной информации.

Анализ вышеперечисленных проблем подготовки специалистов по социальной работе в России показал, что эта система еще далека от совершенства.

Вывод

Не существует единого набора требований для подготовки специалистов по социальной работе, каждое государство определяет этот набор самостоятельно, но в качестве проблемы существует влияние западной модели преподавания социальной работы, которая не приветствуется многими учителями, поэтому в дальнейшем Анализ можно начать с определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе ...

Специфика социальной работы заключается в том, что она неотделима от конкретного социального контекста, и ее стратегия должна основываться именно на этом контексте. Те, кто разрабатывает учебные программы по социальной работе, должны помнить об этом. Следует также отметить, что, как уже подчеркивалось, знания в области социальной работы распространяются в основном из стран Запада в развивающиеся и другие страны. В свою очередь, многие новые подходы к работе в ситуациях социальных и семейных конфликтов, отсутствия жилья, которые с разной степенью успеха использовались в других странах, не нашли применения в экономически развитых странах. Именно поэтому для преподавателей социальной работы в России было бы полезно познакомиться с опытом подготовки специалистов в других странах.    

Существует много различий в отдельных моделях образования в области социальной работы в разных странах. Тем не менее, существуют общие подходы к формам обучения социальных работников, в том числе отбор студентов на основе конкретных требований к поступлению в отношении академических стандартов программы и пригодности заявителя для социальной работы; повышение роли и поиск новых технологий для практического обучения в социальной работе.  

Процесс формирования социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По сути, создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одном из важнейших направлений человеческой деятельности - социальной сфере. 

Среди актуальных проблем подготовки социальных работников следует отметить следующие:

- Более тесная связь между подготовкой выпускников и их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины заключается в единстве знаний и умений. Без такого единства социальный работник невозможен.  

- Обучение социальных работников, предусматривающее приобретение общих знаний и навыков, а также некую узкую специализацию (специализации) с учетом объектов и направлений социальной работы (например, организатор социальной защиты населения, юрист). социального обслуживания, социального учителя социального обслуживания, специалиста по социальной работе с людьми пожилого возраста). Сочетание всеобщего (общего) и специального профессионального обучения позволяет социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда. 

- Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым государственным стандартом.

Анализ вышеперечисленных проблем подготовки специалистов по социальной работе в России показал, что эта система еще далека от совершенства.