Вождества как этап возникновения государства

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальная организация и нормативная система первобытного общества
Разложение родовой общины и возникновение государства
Восточный и античный пути возникновения государств
Основные концепции возникновения государства

 

Введение:

При анализе любого предмета необходимо, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, происхождение), а также предпосылки. Без этого невозможно понять сущность государственно-правовых явлений и их роль в обществе.

Изучение процесса возникновения государства является не только чрезвычайно информативным, но также политическим и практическим. Действительно, современное государство является результатом многовекового опыта, иногда опыта проб и ошибок. Изучение происхождения государства от самой ранней стадии от первобытнообщинного строя до современных форм, позволяет нам глубже и яснее понять основы функционирования и развития государства, а также основные направления его деятельности. Также важно знать, что повлияло на образование, формирование, развитие государства и изменение его форм. Чтобы понять причины возникновения государства, важно исходить из того, что государство (как и закон) является частью общества. Общество предшествует государству. Количественно качественные накопления в нем или его постепенная эволюция в конечном итоге приводят к возникновению государства. 

Во время разложения первобытнообщинного строя общество было крайне ослаблено, оно находилось на грани краха. Именно тогда впервые возникла необходимость в централизованном регулировании и управлении в государстве, которое могло бы обеспечить жизнеспособность и целостность всего общества. По мере усиления социального расслоения власть была сосредоточена в руках «верхушки» военной аристократии и богатых лидеров. Они использовали власть для защиты своих интересов. Процесс формирования государства начал приобретать все более выраженный политический характер. 

В дальнейшем окончательное становление и развитие государства складывалось иначе. Из-за определенных национальных особенностей внутренние импульсы могут быть разными, несмотря на схожие предпосылки. Каждая страна сформировала свою индивидуальную государственность, отличную от всех остальных. Общие законы развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, основанная на научных результатах историко-правовых исследований, формулирует, раскрывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. 

Первобытнообщинный строй

Характеристика первобытного общества

Учитывая, что общество возникло намного раньше государства, необходимо охарактеризовать социальную власть и нормы, которые существовали в первобытном обществе. Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого, в общем, нет никаких сомнений в том, что первобытное общество было первой формой человеческой деятельности в истории человечества. Эта стадия охватывает огромный период времени от появления человека на Земле до формирования первоклассных обществ и государств. Считается, что возникновение ранних классовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до нашей эры, в Африке в IV тысячелетии до нашей эры, в Средиземноморье в III тысячелетии до нашей эры, в Америке в I тысячелетии до нашей эры. и в других регионах земного шара еще позже. 

Первобытнообщинная система делится на несколько периодов: ранний (первобытное сообщество, стадия формирования), средний (племенное сообщество, стадия зрелости) и поздний (крестьянское сообщество, стадия распада первобытного общества). На поздней стадии бюрократическая формируется аппарат, появляется частная собственность, общество проводит различие между правящим и управляемым, и появляется государство. 

Социальной основой организации первобытного общества была община. Это была универсальная форма организации аграрных и других ранних обществ того периода. 

В период существования общины было завершено биологическое развитие человека, возникли искусственные орудия и жилища. Переход к среднему периоду, к племенному сообществу, связан с усилением социальной организации. Именно в этот период возрастает важность родственных связей, люди объединяются в коллективы, а лидеры выделяются. 

На поздней стадии формируется бюрократический аппарат, появляется частная собственность, общество проводит различие между правящим и управляемым и появляется государство. Эксперты считают, что с появлением семьи происходит разложение кланового сообщества и переход к крестьянскому сообществу. 

Экономической основой первобытного общества была коллективная или общественная собственность. В сфере производства, распределения и потребления материальных благ доминировали принципа: взаимность все, что было произведено, было общей собственностью, и перераспределение все было перераспределено между всеми, и каждый получил определенную долю. 

Важнейшим этапом в развитии первобытного общества был переход от натиска экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производству (сельское хозяйство, скотоводство, металлообработка). Многие ученые считают, что именно переход к продуктивной экономике был начальным шагом в разложении примитивной системы и появлении классовых обществ. Недаром этот поворотный момент, относящийся главным образом к периоду неолита (новый каменный век), получил название «неолитическая революция». 

Власть и управление в первобытном обществе

В первобытном обществе власть носила социальный характер и осуществлялась всеми членами клана. Некоторые ученые считают, что власть в первобытном обществе носила биологический характер. Как стадо животных, обществом управляли самые влиятельные и волевые представители. Однако стадо руководствуется исключительно животными инстинктами и потребностями и не нуждается в другом регулировании. Человеческое общество, напротив, понимало необходимость разработки социальных норм и более сложной системы управления организацией. Поэтому в настоящее время принято выделять  классических институтов власти того периода.

Старейшины Это лидеры, главы семей или кланов общин. Старейшины не были выбраны. Казалось, все родственники молча признают, что этот человек выделяется среди них особыми качествами, за которые его боялись, уважали, слушались и даже уважали. Старейшина организовал жизнь клана, руководил повседневной экономической, социальной и идеологической жизнью коллектива. Он также рассмотрел споры между родственниками. 

Совет старейшин. На более позднем этапе развития первобытного общества, когда население увеличилось и кланы объединились в фратрию, был сформирован круг вопросов, общих для всех соседних племен и фратрий. В этом случае был созван совет старейшин. Он разрешал споры между кланами, координировал действия общинных семей в сельском хозяйстве и т. д. совет старейшин племен (в который вошли старейшины, лидеры объединенных племен) избрал лидера племени и других должностных лиц. 

Военачальники. В основном это племенные лидеры. Объединение кланов и фратрий в племена чаще всего происходило для защиты территории (или для нападения). Вот почему, как правило, отличившимися людьми были особые физические качества: сила, смелость, ловкость, мужество и обязательно чрезвычайно сильная воля, а также умение предсказать нападение или защиту противника и организовать его практически. Жители северных регионов, в основном занимающиеся охотой, постоянно сталкиваются друг с другом. Именно с ними лидер всегда играл выдающуюся роль. В сельскохозяйственных районах роль лидера возросла только в военное время. 

Совет военачальников. Они были объединением нескольких военачальников и собирались для решения самых важных военных вопросов: продолжать длительную осаду или вернуться домой, а также разрабатывать тактику ведения боя. 

Семейная встреча. Это был главный институт власти в клановом сообществе. На семейной встрече взрослые родственники решили основные вопросы общественной жизни. Решения встречи были обязательными для всех, как и инструкции лидера. Для разных народов это учреждение имело свою специфику например, в Средиземноморье во встрече принимали участие только взрослые члены клана, а в северных племенах все войны. Фактически, клановое собрание служило «представительной властью». 

Священники (колдуны, гадалки, колдуны, шаманы, священники, целители). Они выполняли некую идеологическую функцию, влияли на сознание людей. Не зная много о мире и ежедневно убежденный в том, насколько сильны силы природы, люди боялись их, приписывали им божественную силу. Шаманы выполняли своего рода связующую роль между людьми и богами, которых было много. Священники помогали «умиротворять» богов, совершая культовые ритуалы и жертвоприношения, внушая веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность дала примитивным людям силу, которая отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, освобождала их и позволяла им сосредоточиться на творческой работе. Когда случилась засуха, гадалку называли «устроить дождь», чтобы заманить дух, живущий в облаке. Когда человек заболел, целитель встряхнул пациента, чтобы вытрясти дух, произнося ужасные или таинственные слова, которых дух боялся или которые, наоборот, ему нравились. Или сам целитель призывал духа: он ошеломил себя щекоткой и треском бубна, дико поехал, кружился от головокружения, измучился и закричал без сознания, так что у него была пена изо рта; его крики или мрази считались вещами речи самого духа. Как правило, очень умный или одаренный человек может стать целителем. 

Вождество как предгосударственная форма власти

Термин «вождь» обозначает тип общественно-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральной, самой крупной из них, в которой живет правитель (лидер).

Вождь возникает в обществе, состоящем из племен. Такое устройство требует определенной координации, а впоследствии подчинения этих населенных пунктов центру. Неудивительно, что в результате центр начинает занимать привилегированное положение благодаря функциям и обязанностям, которые он выполняет. 

В советской литературе теория господства была полностью опровергнута, поскольку все, что писал Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» по вопросу о происхождении государства, считалось непоколебимым. И он отождествил вождество с военной демократией. Однако на современном этапе можно выделить некоторые существенные различия между этими двумя понятиями. 

Под властью, опираясь на зачаточные органы власти, лидер организует хозяйственную, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии, здесь люди отстранены от прямого контроля. 

Военная демократия это горизонтальная политическая структура, в которой есть три руководящих органа, которые не подчиняются друг другу (лидер, совет старейшин, национальное собрание). В вождествах уже четко видна иерархия поселений, их централизация, расслоение общества более четко выражены. 

В вождествах внутренняя структура власти гораздо более развита, и расслоение аристократии на административное, военное и священническое становится ясно видимым.

Вождества демонстрируют тенденцию к сакрализации (освящению, обожествлению) личности верховного правителя, тогда как при военной демократии может иметь место выражение несогласия с его решениями и действиями.

Западная литература обеспечивает классификацию вождеств по нескольким критериям.

В зависимости от вида деятельности, вождествами являются:

  • Теократический (носил явный храмово-теократический характер; возник в ходе самостоятельной эволюции);
  • Военные (по большей части приобрели ярко выраженный военно-иерархический характер; возникли на периферии цивилизаций);
  • Тропический лес (был ориентирован на экономическое развитие территорий).

По структуре вождества делятся на:

  • Простые (представляли собой минимальную иерархическую структуру; внешне они выглядели как группа поселений, подчиненных одному лидеру, который, как правило, находился в более крупном поселении);
  • Комплекс (состоял из нескольких простых вождеств; их центры «городские» точки имели четкую планировку, плотные здания, иногда существовала этническая неоднородность).

Важным моментом в рассмотрении вождества в качестве предгосударственной формы власти является распределение его основных функций. Именно в функциях отображается назначение вождя и его роль в жизни первобытного общества. 

Организационная функция. Общественная жизнь уже тогда нуждалась в объективном регулировании. Лидер взял на себя такую ​​функцию. Регулирование осуществлялось благодаря неприкосновенности власти лидера, его мудрости и первичных мононорм, которые обязательны для исполнения всеми членами общества. 

Функция перераспределения. Социальная система существовала в нестабильной среде и была по существу неспособна противостоять силам природы. Перераспределение является одним из механизмов повышения жизнеспособности общества в результате катаклизмов (войны, голода, холода, стихийных бедствий и т. д.). Возможность манипулирования социальным продуктом привела к тому, что лидеры стали поощрять одних и сдерживать других. В результате зависимость предметов от линейки увеличилась. 

Контроль ресурсов. Лидер мог предоставлять имеющиеся ресурсы, тем самым повышая свой престижный статус, привлекать к обработке государственные или личные ресурсы и имел право на более высокую долю ресурсов. Из этой функции ясно, что процесс возникновения частной собственности на средства производства начался уже на стадии господства. 

Биржевой и торговый контроль. Эта функция проявлялась в том, что лидеры давали своим соплеменникам разрешение на осуществление этих видов деятельности, поскольку обмен и торговля с другими племенами были запрещены даже на стадии формирования племен (принцип «кто не является его собственным»).  В то время внешняя торговля не имела большого значения, поскольку продукт для широкой торговли еще не был накоплен. 

Военная функция. Это одна из самых важных функций, так как война была довольно распространенным явлением того времени. Благодаря военным победам территория расширилась, авторитет лидера был усилен. Доходы от военных кампаний чаще шли на личное использование лидера и его команды, чем на общее перераспределение. 

Таким образом, вождества это совершенно независимый тип власти, существовавший на поздней стадии первобытного общества, то есть на стадии его распада, и переросший в раннее состояние. 

Итак, можно сделать следующий вывод: что возникло в VI III тысячелетии до нашей эры. как особый политический институт государство, его структура и функции основывались на развитии межплеменных отношений и изоляции определенных групп людей (лидеров, комбатантов, верующих, клановой аристократии), которые, превращая свои социальные привилегии в власть, постепенно концентрировали управленческие функции в их руках. Это стало основой для дальнейшего формирования государственной власти и политической элиты. 

Основные причины и закономерности состояния

Многолетний исторический опыт показывает, что возникновение государства произошло не внезапно, а стало результатом длительного формирования объективных предпосылок его возникновения. Происхождение государства является еще одним необходимым шагом в развитии человеческой цивилизации, которая больше не может оставаться в рамках племенной структуры, ей необходимо дальнейшее развитие, более эффективная организация. Такая организация стала государством, в котором, по сравнению с примитивной общинной системой, более высокий уровень упорядочения отношений между людьми. 

Вождества как этап возникновения государства

В изменяющихся исторических условиях, особенно в связи с переходом от экономики-потребителя к экономике-производителю, племенная организация больше не могла разрешать растущие социальные противоречия отношения в обществе усложнялись, производство развивалось, объем собственности был намного больше был необходим для потребления и использования. Традиционные структуры власти и регулирования оказались беспомощными, и, соответственно, необходимость изменения организации власти возникла объективно. 

В юридической литературе систематизированы те основные факторы, которые оказали существенное влияние на процесс становления государства (А. Б. Венгеров, Т. В. Кашанина, В. И. Червонюк). Очевидно, что формирование государства, безусловно, является объективным процессом, но в возникновении каждого из них сыграли роль следующие факторы. 

Экономический фактор. Рост производительности труда приводит к увеличению объемов выпускаемой продукции, появлению частной собственности, экономической изоляции отдельных членов клана и, как следствие, социального неравенства. Из-за появления частной собственности и социального расслоения, экономических противоречий, противостояния интересов усиливаются, и создаются предпосылки для появления рабства и эксплуатации наемного труда. Чтобы сгладить такие острые экономические и социальные противоречия, а также защитить собственность не только от внутренних, но и от внешних врагов, потребовалась принципиально новая организация. Государство стало такой организацией. Обладая собственным новым аппаратом контроля и принуждения, государство полностью отвечало требованиям того времени. 

Природно-климатический фактор. Климат, географические условия предполагают определенный образ жизни и производства. Они влияют на характер использования инструментов (например, они могут привести к их улучшению), а также на отношения в больших сообществах людей. 

Демографический фактор. Великая миграция народов (IV VII вв.) стала государственообразующим фактором для многих евразийских народов. Миграция, процессы переселения, необходимость противостоять внешней агрессии все это привело к формированию племенных союзов как военно-территориальных образований. Исходя из этого, происходило постепенное разрушение традиционных родовых связей, предгосударственная система и развивались объективные основы для возникновения государства. 

Внешний фактор. Угроза со стороны других племен вынудила определенные племена создать органы власти и правительства для защиты и защиты своих собственных интересов. «Идея врага» способствовала развитию и укреплению внутренней самоорганизации, которая впоследствии превратилась в государство. 

Военный фактор. Это тесно связано с внешним. На ранних этапах развития человеческого общества войны имели большое значение они были одним из основных способов обогащения путем захвата рабов, скота и территорий. В дополнение к этому война способствовала внутренней сплоченности племен. Военная система показала, что существует потребность в высшей власти, которая бы управляла и организовывала общественную жизнь. Кроме того, войны укрепили власть вождей племен, превратив их в эту высшую силу, подчинение которой должно было быть безусловным. Постепенно лидеры стали представлять публичную власть, которая является необходимым элементом государства. 

Географический фактор. Как известно, первые рабовладельческие государства возникли в районах с субтропическим климатом. Народы, которые жили на бескрайних просторах Центральной и Восточной Европы, Средней Азии с умеренным климатом (немцы, славяне, монголы), когда распалась племенная система, имели не рабовладельческие, а феодальные государства. Географический фактор имел принципиальное значение для формирования российского государства. 

Психологический фактор. Он инициирует процессы политического генезиса, отражая психологическую предрасположенность нации к этим процессам. Итак, кочевой образ цыган в сочетании с их любовью к свободе объясняет отсутствие государства в этой этнической группе. Тогда как евреи, напротив, стремились создать собственную государственную организацию, которая объединяла бы всю этническую группу. 

Религиозный фактор. Религия служила мощной силой, объединяющей первобытное общество. Появление единобожия способствовало укреплению единой государственной власти, приданию ей более высокого божественного характера и, следовательно, беспрекословному подчинению этой власти. Религиозные историки считают, что некогда равноправное общество, благодаря объединению религиозной и политической власти, стало абсолютной монархией с сильным аппаратом управления. 

Государство заменяет племенную систему. Это объективная необходимость более совершенной и понятной организации общественной жизни. Государство не навязывается обществу силой. В большинстве случаев это продукт внутреннего развития общества. 

Общие законы, регулирующие возникновение государства, включают разделение общества на классы, необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс, сохранения доминирующего положения «верхов» и защиты собственности. Также одной из важнейших предпосылок была необходимость защищать свои территории от нападений внешних врагов. Внешняя угроза всегда способствует внутреннему единству любой команды, и первобытное общество не было исключением. 

Несмотря на общность законов и факторов возникновения государства, они действовали в разных сочетаниях у разных народов. Это объясняет разницу в способах формирования государства и формы государства. 

Основная теория происхождения государства

До сегодняшнего дня не существует однозначного ответа на вопрос как возникло государство и каковы причины его возникновения. Существующие теории происхождения государства часто противоречивы и не содержат однозначных ответов на эти вопросы. 

Одна из причин разнообразия теорий о происхождении государства заключается в том, что нельзя заглянуть за горизонт его столетия, и каждая новая эра дает истории новые точки зрения и особую форму. Эта идея подтверждается тем фактом, что разные теории происхождения государства возникли в разные исторические эпохи, в разных условиях и часто были продуктом той эпохи, в которой они возникли. 

Другая причина носит исключительно субъективный характер это идеологическая позиция авторов, научное кредо, которому они руководствовались при создании теории.

Теологическая теория. Это одна из древнейших теорий, объясняющая происхождение государства волей Бога, результат божественного провидения. Правитель от Бога наделен правом управлять своими подданными, и никто не осмеливается требовать его власти. Люди должны безоговорочно подчиняться воле монарха. 

Эта теория отражена в трудах мыслителей Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, но получила наибольшее развитие в средние века. В IX X вв. была сформирована так называемая теория мечей, суть которой заключается в том, что для защиты христианства Бог дал церкви  меча церковный и светский. Светский меч был передан монарху. Монарх должен был подчиняться церкви, так как это источник его власти. 

На Западе одним из наиболее ярких сторонников этой теории был Фома Аквинский, который в своей работе «О правлении правителей» утверждал, что возникновение и развитие государства похоже на сотворение богом мира.

Теологическая теория определялась религиозным сознанием людей. Эта теория правильно показывает, что государство возникает вместе с монорелигией. Это отражает то, что первые государства были теократическими, а власть монарха считалась божественной. Позже, основы этой теории были использованы для оправдания неограниченной власти монарха. 

Патриархальная теория. Традиционно считается, что основатель этой теории политический мыслитель 17-го века. Англичанин Роберт Филмер. Однако истоки этой теории уже прослеживаются в работах Платона и Аристотеля. Патриархальная теория предполагает возникновение государства и государственной власти как авторитетной, отцовской власти, в результате объединения кланов в племена, племен в больших общинах, вплоть до государства. В своей работе «Патриарх: защита естественной силы королей от неестественной свободы народа» (1680) Филмер провозглашает, что «люди не свободны по своей природе», они находятся под властью своих родителей. Филмер увидел прототип такой силы в абсолютной монархии. 

Эта теория развивалась в идее государственного патернализма, то есть в заботах государства о своих гражданах. Положительным моментом в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, предлагали устранить все аморальное, вредное, и это возможно только в том случае, если общество построено по типу семейных отношений. 

Недостаток патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить причины революций и внутренних войн. В конце концов, если власть отца (государства) непоколебима и абсолютна, то почему не все люди подчиняются этому? 

Договорная или естественная юридическая теория. Эта теория возникла в XVII XVIII веках, хотя некоторые ее положения встречаются в трудах древнегреческого философа Эпикура. 

В XVI XVII вв. богословское мировоззрение заменяется буржуазно-правовым, в котором государственно-правовые явления рассматриваются как первичные. Именно в это время возникли идеи о естественных правах и общественном договоре. Основоположники теории контрактов Т. Гоббс, Г. Гроций, А. Н. Радищев, Дж. Локк рассматривали государство как результат объединения людей на добровольной и договорной основе. Государство вытекает из соглашения между правителями и подданными, заключенного с целью обеспечения надлежащего порядка и разумной организации общественной жизни. В то же время правители и подчиненные имеют взаимные обязательства друг перед другом. 

Преимущества этой теории включают тот факт, что она провозгласила людей источником государственной власти. Также эта теория имеет ярко выраженный демократический характер, поскольку она исходит из того, что некоторые права и свободы принадлежат человеку от рождения, и все люди равны друг другу. И, наконец, эта теория полностью отвергла религиозную интерпретацию происхождения государства. 

Тем не менее, теория контрактов не может объяснить возникновение государства среди разных народов.

Органическая теория. Оно возникло в XIX веке в результате значительных успехов в естествознании, хотя Платон уже сравнил государство с телом. Представители этой теории Дж. Спенсер, Блюнчли, Пройс превратили биологические паттерны в социальные процессы. Появление человечества объясняется как результат эволюции животного мира, его движения от низшего к высшему. По мнению сторонников этой теории, государство представляет собой биологический организм, все части которого специализируются на выполнении определенных функций. Например, правительство выполняет функции мозга, контролирует весь организм. 

Очевидно, что существует тесная взаимосвязь между природой и обществом, но влияние природной среды все еще не так ясно, как казалось сторонникам органической теории.

Теория насилия (завоевание). Она объясняет возникновение государства военно-политическим фактором завоеванием одних племен и народов другими. Сторонники этой теории (Э. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что история не знает ни одного примера возникновения государства, кроме как через насилие некоторых племен против других другов. Эта теория была основана на конкретных исторических фактах (например, Франкское государство). Но в отличие от этого, есть факт, что восточнославянские государства были созданы без помощи насилия. Это доказывает, что военно-политический фактор, хотя и важный, имел второстепенное значение. 

Расовая теория. Его основателями являются французский социолог Жозеф Гобино и немецкий философ Фридрих Ницше. В основе этой теории лежит идея физического и психологического неравенства человеческих рас, превосходства одних над другими и разделения рас на высших и низших. Те, кто принадлежит к высшей расе, являются создателями цивилизации и судьями судьбы, они призваны доминировать. Представители низшей расы являются объектом господства. Они предположительно не способны сами создавать цивилизацию и управлять ею. 

Расовая теория возникновения государства была особенно развита в таких работах Ницше, как «Греческое государство», «Воля к власти», «Происхождение нравственности» и т. д.

В понимании Ницше, государство является средством возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого формирование привилегированной культурной личности доминирует над остальной массой.

«Независимо от того, насколько сильным является стремление к общению в человеке, только железная хватка государства может объединить большие массы друг с другом, чтобы началось химическое разложение общества и формирование его пирамидальной надстройки».

Расовая теория крайне недемократична, бесчеловечна и способствует враждебности между народами.

Ирригационная или гидравлическая теория. Он был представлен немецким ученым К. Витфогелем в эссе «Восточная деспотия». Суть этой теории заключается в том, что в Древнем Египте люди начали постепенно переходить к оседлому образу жизни, необходимо было строить каналы и другие гидротехнические сооружения для ведения сельского хозяйства. Ирригационные работы требовали некоторого руководства. Его выполняли люди с достаточными знаниями и навыками. Впоследствии именно эти люди стали государственными служащими. Следовательно, для создания государства ирригация стала определяющим фактором. 

Создавая свою теорию, К. Витфогель опирался на реальные факты, однако происхождение государства можно объяснить фактором орошения только в регионах с жарким климатом, но не по всему земному шару.

Помимо вышесказанного, существует множество теорий происхождения государства (марксистская, классовая, психологическая, теория инцеста), но государство является многогранным явлением. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины возникновения государства. Попытка обобщить и осмыслить их в рамках одной универсальной теории маловероятна, хотя такие попытки были предприняты. Каждая из этих теорий раскрывает один из возможных аспектов процесса возникновения государства. 

Заключение

Процесс государственного происхождения является одним из самых сложных в современной юридической науке. На протяжении веков ученые пытались найти ответ, откуда появилось государство, какова его природа. Не менее сложными и запутанными являются отношения между обществом и государством. Между ними долгое время было много противоречий, породивших такие явления, как революции, войны, восстания. Однако сегодня мы можем с уверенностью сказать, что государство и общество, тем не менее, неразделимы. Ведь государство было создано на основе общества. В обществе была объективная потребность в государственном устройстве, верховенстве власти и законах. Вот почему необоснованно считать, что когда-нибудь придет время без государства. Только государство может привести общество к гармонии. Без централизованного регулирования общество потеряет свою целостность и погрязнет в междоусобных войнах. Одним из примеров частичной утраты государственности можно считать период феодальной раздробленности России. Потеряв внутреннюю сплоченность и предпосылки для создания государства, Россия была порабощена более мощным и четко организованным государством Ордой. 

Конечно, процесс возникновения государства среди всех народов отличался специфическими особенностями, но все они проходили через общие этапы и имели одно общее начало первобытную систему. Он дал самый мощный импульс созданию государств, именно в этот период произошли наиболее значительные изменения в обществе и общественном сознании. В это время люди, наряду с осознанием своего индивидуализма и постепенной изоляции от коллектива, обладают общественным сознанием. Они начали понимать, что помимо личного и личного, есть еще что-то коллективное, общее. И со временем этот коллектив стал государством. 

Анализируя все вышесказанное, можно сказать, что на современном этапе государство достигло пика своего развития и стало правовым и социально ориентированным. Наиболее яркими примерами этого являются страны Запада. Россия все еще довольно далека от такого уровня развития, это связано с трудным историческим прошлым и другим менталитетом, но, тем не менее, у России есть большой потенциал для достижения таких успехов и превращения ее в государство правового государства.