Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние

Содержание:

  1. Теоретические аспекты изучения применения арт-терапии в коррекции эмоциональных расстройств
  2. История развития арт-терапии
  3. Специфика и виды эмоциональных расстройств
  4. Особенности использования арт-терапии в коррекции эмоциональных расстройств
  5. Практический эффект арт-терапии в коррекции различных психологических расстройств
  6. Методы выявления психологических расстройств
  7. Результаты диагностического обследования
  8. Результаты наблюдения
  9. Практика коррекции эмоциональных расстройств
  10. Анализ результатов экспериментальной работы
  11. Вывод:
Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Психологические особенности возникновения и преодоление депрессии
Психические аспекты возникновения и развития суицида
Массовые психические состояния и явления
Связь эмоционального состояния личности с уровнем ее психического здоровья

Введение:

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире и в нашей стране, и за рубежом растет интерес к использованию методов арт-терапии в психологии, образовании, социальной сфере и других сферах. Арт-терапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого века. Больше К.Г. Юнг утверждал, что зрительная активность - это внутренняя потребность человека. Известный арт-терапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека в первую очередь проявляются в виде образов.

В отечественной психологии методы арт-терапии используются для коррекции психических заболеваний у взрослых (Burno, 1989) и неврозов у ​​детей (Захаров, 1986). Проблемами арт-терапии занимались учителя, разработавшие концептуальные основы применения арт-терапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедев; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказочной терапии, музыкальной терапии: Зинченко Е.В., К. Юнг, В.М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С.В. Шушарджан В.И. Петрушин А.И. Копытин О.А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Е. Бреслав, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева и др.

Особенно высока вероятность возникновения расстройств у детей в подростковом возрасте. Психологами он характеризуется как переходный, сложный, сложный, критический. Изменчивость настроений, эмоциональная нестабильность отмечаются как общие черты этого возраста. В сочетании с неправильным воспитанием, дисфункциональными отношениями с окружающими нас людьми и физиологическими качествами, эти особенности могут стать эмоциональными расстройствами.

Для коррекции эмоциональных расстройств у детей арт-терапия используется как метод невербального, в том числе визуального выражения, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов, детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Е.В. Зинченко называет детский рисунок изобразительной речью.

Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Корректирующие возможности арт-терапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют большой потенциал.

Объектом исследования являются различные психологические расстройства.

Предмет исследования: коррекция различных психологических расстройств с помощью арт-терапии.

Целью исследования является изучение эмоциональных нарушений у человека и возможных способов коррекции с помощью арт-терапии.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю развития арт-толерантности.
  2. Определите наиболее распространенные эмоциональные расстройства.
  3. Протестировать систему художественных лечебных упражнений и показать эффективность их использования при коррекции эмоциональных расстройств.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что программа коррекционного развития с использованием арт-терапии может быть эффективной при коррекции эмоциональных расстройств у подростков.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Теоретические аспекты изучения применения арт-терапии в коррекции эмоциональных расстройств

История развития арт-терапии

Арт-терапия или арт-терапия - это относительно новый метод психотерапии. Арт-терапия возникла в 30-х годах нашего века. Первый опыт использования арт-терапии связан с попытками исправить эмоциональные и личные проблемы детей, эмигрировавших в США из Германии во время Второй мировой войны. Первые попытки использовать арт-терапию для исправления трудностей личностного развития датируются 30-ми годами нашего века, когда методы арт-терапии использовались при работе с детьми, которые испытали стресс в нацистских лагерях и были экспортированы в Соединенные Штаты.

«Впервые термин« арт-терапия »был использован Адрианом Хиллом в 1938 году для описания его работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время они обозначают все виды художественных занятий, которые проводятся в больницах и психиатрических центрах, хотя многие эксперты в этой области считают это определение слишком широким и неточным. Эффективность использования искусства в контексте лечения основан на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к наскальным рисункам первобытных людей. Древние люди использовали символику для определения своего места в мире пространство и в поисках смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные особенности общества, в котором оно существует. Прототип современной арт-терапии был сохранен в архаичных формах искусства - в народном искусстве. Здесь наиболее прямо выражены опора на символический язык «коллективного бессознательного». Человек, склонный к символизации, неосознанно превращал предметы и формы мира в символы и использовал эти символы как в религии, так и в изобразительном искусстве. «Изначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а затем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности.

С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом корректирующего действия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, а также арт-терапия с использованием искусства, значительно облегчают процесс индивидуализации личностного саморазвития, основанного на установлении зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

«В 20-х годах. Принцхорн (1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими расстройствами и пришел к выводу, что их художественные работы отражают наиболее интенсивные конфликты. В США Маргарет Наумбург была одной из первых, кто начал заниматься арт-терапией. Она обследовала детей с поведенческими проблемами в Психиатрическом институте штата Нью-Йорк, а затем разработала несколько учебных программ по психотерапии, ориентированной на арт-терапию. В своей работе Наумбург опирался на идею Фрейда, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме изображений и символов, а не в устной форме (Наумбург, 1966).

С точки зрения представителя гуманистического направления, корректирующие возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждения и познания своих ». Я". Продукты, созданные клиентом, объективируют его аффективное отношение к миру, облегчают процесс общения и установления отношений со значимыми другими людьми (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, коллегами и т. д.). Интерес к результатам творчества со стороны других, их принятие продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самоуважения и самооценки.

В 1960 году в Америке была создана Американская ассоциация арт-терапии. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии и Голландии. Несколько сотен профессиональных арт-терапевтов работают в психиатрических и соматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах. В современном быстро меняющемся мире «самораскрытие» выполняет ряд важных функций для человека. Он укрепляет психическое здоровье, стимулирует личностный рост, способствует развитию самосознания».

В современном мире арт-терапия - это совокупность психокоррекционных техник, которые имеют различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и ориентацией, технологией психокоррекционного терапевтического применения.

Поскольку арт-терапия обеспечивается средствами искусства, ее систематизация основана, главным образом, на специфике форм искусства (музыка - музыкальная терапия; искусство - изотерапия; театр, образ - имаготерапия; литература, книга - библиотерапия, танец, движение - кинезитерапия). В свою очередь, каждый вид арт-терапии делится на подвиды.

Музыкальная терапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в терапевтических или корректирующих целях. В настоящее время музыкальная терапия представляет собой целое психокоррекционное направление (в медицине и психологии), которое основано на двух аспектах воздействия: психосоматическом (в ходе которого осуществляется терапевтическое воздействие на функции организма) и психотерапевтическом (в процесс которого, с помощью музыки, осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии (психоэмоциональное состояние). Именно катарсический (очищающий) эффект музыки позволяет использовать ее как таковую в коррекционной работе с детьми с проблемами развития.

«Согласно мировым исследованиям в области музыкальной терапии, в качестве проявлений терапевтических и корректирующих эффектов этого вида арт-терапии выделяются следующие:

  • регуляция психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
  • катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
  • повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоционального выражения;
  • содействие усвоению новых позитивных установок и поведения, коррекция коммуникативной функции;
  • активация творческих проявлений».

Различные виды арт-терапии дают возможность самовыражения, самопознания и позволяют человеку подняться на более высокий уровень своего развития.

Специфика и виды эмоциональных расстройств

Спектр эмоциональных нарушений особенно велик в детском и подростковом возрасте. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка из-за органического повреждения центральной нервной системы, преневротические состояния и т. д.

Эмоциональные нарушения понимаются как аффективные нарушения, которые создают трудности в формировании адекватного образа мира, активной позиции, стабильности и мобильности по отношению к этому миру. Эмоциональные нарушения впоследствии приводят к дезадаптации человека.

Люди могут постоянно испытывать конфронтацию разнонаправленных эмоций, и если страх, беспокойство, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль мотивирующей силы в конфликтной ситуации, влияющей на успех человека. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофическому развитию мотива самосохранения, самосохранения. Стойкие негативные переживания являются наиболее опасными для развития психики ребенка, они препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки.

В литературе по психологии эмоциональный стресс у детей рассматривается как негативное состояние, возникающее на фоне неразрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец и др .; Е.В. Зинченко и др.). К актуальным психологическим причинам возникновения эмоциональных расстройств у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности, нарушение адекватности его реакции на внешние воздействия, недостаточную выработку навыков самоконтроля. -контроль поведения и т. д.

Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей с проблемами в эмоциональной сфере:

  1. Агрессивные дети. Конечно, в жизни каждого ребенка были случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя эту группу, внимание обращалось прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин. Иногда подразумевается, что вызвало аффективное поведение.
  2. Эмоционально расторгнутые дети. Дети этого типа слишком бурно реагируют на все: если они выражают энтузиазм, то своим выразительным поведением они «начинают весь класс»; если они страдают, их крики и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
  3. Слишком стеснительные, ранимые, обидчивые, робкие, взволнованные дети. Они стесняются выражать свои эмоции громко и четко, они будут спокойно беспокоиться о своих проблемах, боясь привлечь к себе внимание.

Несомненно, характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Ясно, что дети, принадлежащие ко второй группе, скорее всего, холерики, а представители третьей группы - меланхолики или флегматики.

Анализ эмоциональных расстройств у детей с точки зрения разрыва системы взаимоотношений позволяет выделить три основные группы детей с эмоциональными расстройствами:

В первую группу входят дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений. Они характеризуются повышенной возбудимостью, что выражается в сильных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у таких детей могут возникнуть по любой незначительной причине.

Вторая группа детей характеризуется выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении наблюдается усиление торможения, умеренная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержены необоснованным страхам.

Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность. История большинства из них имеет энцефалопатию.

«Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы расстройств в развитии эмоциональной сферы человека: 1. расстройства настроения; 2. расстройства поведения; 3. Психомоторные нарушения».

Нарушения настроения можно разделить на 2 типа: с повышением эмоциональности и ее снижением. 1-я группа включает такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, синдром тревоги и страхи. Вторая группа включает апатию, эмоциональную тупость и паратимию.

Стоит отметить, что эмоциональная тупость и паратимия в основном характерны для людей с шизофренией.

Поведенческие расстройства также включают гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение, инфантильная агрессия, оборонительная агрессия, демонстративная агрессия, целенаправленная агрессивная агрессия.

Психомоторные расстройства включают в себя:

  • аммиак - недостаточная экспрессия мимических мышц, наблюдаемая при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
  • гипомимия - незначительное снижение выраженности мимики;
  • не впечатляющая пантомима.

Нарушения эмоционального развития обусловлены двумя группами причин.

Конституциональные причины (тип нервной системы человека, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования любых органов).

Особенности взаимодействия личности с социальной средой.

Более того, «опыт взаимодействия может быть неблагоприятным:

  • если взрослый систематически подвергает ребенка негативным оценкам, он вынужден выдавливать большое количество информации из окружающей среды в бессознательное. Новые переживания, которые не совпадают со структурой его «я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.
  • при неблагоприятных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся серьезностью и продолжительностью: разочарование, обида, гнев.
  • семейные конфликты, разные требования к ребенку, неправильное понимание его интересов также могут вызывать у него негативные чувства».

Следующие виды родительских отношений неблагоприятны для эмоционального и личностного развития ребенка: отторжение, гиперпротекция, двойное общение с ребенком, чрезмерная требовательность, уклонение от общения и т. д. Среди отмечены эмоциональные черты, развивающиеся под влиянием таких родительских отношений, агрессивность, автоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувство тревоги, подозрительность, эмоциональная нестабильность в общении с людьми. В то же время тесные, насыщенные эмоциональные контакты, в которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, формируют в нем уверенные и оптимистичные личные ожидания».

Особенности использования арт-терапии в коррекции эмоциональных расстройств

Прежде всего, рисунок и изображение связаны с радостью, именно поэтому психотерапевты рекомендуют использовать метод арт-терапии для психокоррекционной работы с пациентами, которые имеют эмоциональные раны, неразрешенные внутренние конфликты и имеют высокий порог тревоги. Они исходят из того факта, что радость повышает уверенность человека, формирует позитивное отношение к жизни, и это именно те качества, которые особенно нуждаются в развитии очень взволнованных людей, страдающих от многих страхов. Изображение заставляет пациентов сосредоточиться на своем опыте, осознавая их. Во время розыгрыша возможно переосмысление событий, формирование своего рода самостоятельности.

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает огромное психотерапевтическое воздействие, воздействует на эмоциональную сферу человека, выполняя коммуникативную, регуляторную, катарсическую функцию.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждения и познания своего «я». Создание человеческих продуктов художественной деятельности облегчает процесс общения, установления отношений с другими людьми. Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, их восприятие произведений художественной деятельности (рисунки, поделки, песни, танцы и т. д.) повышает самооценку человека в любом возрасте.

Регуляторная функция арт-терапии заключается в снятии нервно-психического стресса, регулировании психосоматических процессов и моделировании позитивного психоэмоционального состояния.

Катарсический (очищающий) эффект искусства известен очень давно. Понятие «катарсис» использовалось древнегреческими философами, подразумевая под этим психологическое очищение, которое человек испытывает после общения с искусством. Психологический механизм катарсиса был открыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе что-то, что преодолевает обычные чувства. Боль и волнение, вызванные искусством, несут в себе нечто большее, чем обычная боль и волнение. Обработка чувств в искусстве состоит в том, чтобы превратить их в противоположность, то есть в позитивную эмоцию, которую искусство несет в себе». 

В данной работе арт-терапия была выбрана как наиболее доступная и эффективная в условиях реабилитационного учреждения как психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу человека.

Кроме того, в системе реабилитационных мероприятий есть и другие преимущества арт-терапии:

  • в арт-терапии, как и в творческой деятельности человека, с учетом его самооценки, уровня его притязаний и других характеристик личности также прослеживается психотерапевтическая направленность. Этот эффект достигается благодаря возможности самовыражения пациента в творческой деятельности, способствующей расслаблению, снятию стресса, снижению агрессивности, повышению самооценки и появлению положительных эмоций, развивает чувство внутреннего контроля.
  • арт-терапия полностью соответствует растущей потребности современного подростка в мягком, целостном подходе к его психологическим и соматическим проблемам, дает возможность видеть человека в целом, а не только какую-то его систему (часть) или орган.
  • арт-терапия ориентирована прежде всего на врожденный потенциал здоровья и силы, естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, наряду с его собственными способами самовосстановления и гармонизации.

«Арт-терапия не навязывает человеку« внешние »,« механические »средства лечения или решения его проблем, а« запускает »его внутренние ресурсы. Например, проведение визуальных занятий с детьми помогает обеспечить ребенку социально приемлемый способ преодоления агрессии и других негативных состояний, развития чувства внутреннего контроля и воображения, повышения самооценки, что положительно влияет на процесс лечения».

Таким образом, использование арт-терапии в качестве одного из компонентов лечебно-реабилитационных мероприятий может выполнять, с одной стороны, уточняющую диагностическую функцию, а с другой - коррекционную, которая помогает восстановить жизненно важные функции организма и психическая гармонизация в целом.

Практический эффект арт-терапии в коррекции различных психологических расстройств

Методы выявления психологических расстройств

В связи с тем, что именно в подростковом возрасте дети чаще, чем взрослые, испытывают тревожные состояния, которые можно определить и исправить за короткое время, было решено провести экспериментальную работу, направленную на исправление различных психологических расстройств по отношению к подростку. , В качестве добровольного теста был принят учащийся 6 класса средней школы МБОУ № 77 Василиса Л., 12 лет.

Для выявления психологических расстройств использовались следующие методы: наблюдение, метод диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, метод диагностики состояния агрессии Басса-Дарки, шкала личной тревожности (AM Parishioners), тест «Несуществующее животное».

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса.

Инструкция по тестированию: «Теперь вам предложат анкету, которая состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Постарайтесь ответить искренне и правдиво, нет верных или ложных, хороших или плохих ответов. Не думай о вопросах долгое время. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ «+», если вы с ним согласны, или «-», если вы не согласны».

Тест "Несуществующее животное".

В течение 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. В то же время важно не использовать подсказки-изображения, придуманные ранее другими людьми, такими как «чебурашка», «лошарик» и т. д.

Называть придуманного животного несуществующим, но подходящим для него. Название должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать слова, уже существующие в русском языке (например, «крыло дельфина», «конь» и т. д.).

Составьте описание в любой форме (примерно 10-15 предложений).

Результаты диагностического обследования

Результаты наблюдения

Во время наблюдения за Василисой Л. было замечено, что она часто бывает одна, не любит веселиться, играть с другими детьми на переменах. Она предпочитает сидеть в углу и играть в электронные игры на телефоне. У Алены тихий голос. Она не уверена в себе, с ней сложно найти контакт. Алена очень послушна, боится учителей, боится не повиноваться. Когда Алена чем-то обеспокоена или раздражена, она этого не показывает, предпочитая скрывать свои эмоции.

В то же время, во время наблюдения на уроках для Василисы было отмечено, что она:

  • Не могу работать долго, не уставая.
  • ей трудно сосредоточиться на чем-то.
  • любая задача вызывает ненужную озабоченность.
  • во время выполнения заданий очень напряженно, сдержанно.
  • смущается чаще других.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • ее руки обычно холодные и мокрые.
  • нет хорошего аппетита.
  • робкий, много ее боится.
  • обычно беспокойный, легко расстраивающийся.
  • плохо переносит ожидание.
  • не любит заниматься новым бизнесом.
  • не уверен в себе, в своих силах.
  • боюсь столкнуться с трудностями.

По результатам наблюдения можно сделать вывод, что Василиса Л. - подросток с повышенной тревожностью и страхами.

Существенная характеристика каждого фактора заключается в следующем:

  • Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь.
  • Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (преимущественно со сверстниками).
  • Разочарование в необходимости успеха является неблагоприятным психическим состоянием, которое не позволяет ребенку развивать его потребности в успехе, достижении высоких результатов и т. д.
  • Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанные с необходимостью самораскрытия, представления себя другим, демонстрации своих способностей.
  • Боязнь ситуации тестирования знаний - негативное отношение и беспокойство в ситуациях тестирования (особенно - публичных) знаний, достижений, возможностей.
  • Страх не соответствует ожиданиям других - сосредоточьтесь на важности других в оценке их результатов, действий и мыслей, беспокойстве по поводу оценок, данных другим, ожидании негативных оценок.
  • Низкая физиологическая устойчивость к стрессу - особенности психофизиологической организации, которые снижают адаптацию ребенка к стрессовым ситуациям, увеличивают вероятность неадекватной, разрушительной реакции на тревожный фактор окружающей среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями являются общим негативным эмоциональным фоном отношений со взрослыми в школе, что снижает успешность обучения ребенка.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что у Василисы Л. повышенный уровень тревожности в школе. Более того, тревога проявляется. Результаты диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).

На основании полученных данных можно сделать вывод, что у Василисы Л. низкий уровень агрессивности, но высокий уровень враждебности, раздражительности и негатива, что свидетельствует о накоплении отрицательных эмоций, которые не смогли выйти из положения.

Где:

  • школьная тревога - это тревога в ситуациях, связанных со школой, образованием, общением с учителями;
  • Тревога самооценки - тревога в ситуациях, связанных с самооценкой, самооценкой в ​​глазах других;
  • Межличностное беспокойство - это беспокойство в ситуации общения со взрослыми и сверстниками;
  • Магическое беспокойство - это беспокойство и страх перед потусторонними существами.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что у Василисы Л. повышенный уровень тревожности. Более того, самая высокая межличностная тревога.

Результаты теста «Несуществующее животное».

Высокая самооценка и неудовлетворенность своим положением в обществе и отсутствие признания со стороны других; тенденция к самоутверждению. Явная оборонительная агрессия. Страх критики и осуждения. Страх и беспокойство.

Заключение. В результате диагностического исследования мы смогли установить, что у испытуемой Василисы Л. во время первоначального исследования ее психологических данных повышалась тревожность в социальной и самооценочной сферах.

Практика коррекции эмоциональных расстройств

Чтобы уменьшить тревожность, выявленную в результате психодиагностического обследования субъекта Василисы Л., проводилась коррекционная арт-терапия с ней в индивидуальной и групповой формах.

Коллективная работа была организована в форме тренинга по арт-терапии, в котором приняли участие 9 подростков из ее класса. Тренинг был проведен таким образом, чтобы Алена присоединилась к группе сверстников, чтобы уменьшить ее беспокойство, связанное с общением и межличностными отношениями в классе.

Тренинг по арт-терапии: «Путешествие в Рисовандию».

Цель: развитие коммуникативных навыков; тимбилдинг. Упражнения дают возможность участвовать во всей группе, помогая изучить ролевые отношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, цветные карандаши, простые карандаши, банки с водой, ватман.

Знакомство.

Дети образуют круг.

Вам нужно представиться детям, не прибегая к словам. Из предложенных фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) выберите ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Если у вас возникли трудности, выберите форму, которая впервые привлекла ваше внимание.

Интерпретация рисунков.

Групповой рисунок по кругу («Squiggle»).

На листе бумаги каждый из вас должен нарисовать загогулину. Затем по сигналу каждый должен передать свой рисунок своему соседу слева. Сосед рисует некоторые детали на чертеже соседа и так далее. В результате каждый рисунок возвращается к своему автору.

После упражнения проводится дискуссия, в ходе которой каждый объясняет, что именно он хотел изобразить или выразить, какие ощущения он получает в результате.

Фреска "Животные".

Пусть каждый участник нарисует на отдельном листе какое-нибудь животное, которое ему нравится. Тогда это должно быть нарисовано и сорвано с бумаги. После этого мы приклеиваем все фигуры к большому листу бумаги.

Теперь расскажи нам о своем животном. Почему вы выбрали именно это животное? Где оно живет? С кем это дружить? Что оно ест?

И теперь каждый из нас будет рисовать свое настроение на ладони (выражать его через цвет). Не дожидаясь высыхания рисунка, напечатайте след вашей руки на листе бумаги.

Индивидуальная работа направлена ​​на уменьшение беспокойства и страхов. Он включает в себя упражнения для преодоления страхов и уменьшения беспокойства, снятия напряжения, расслабления и повышения уверенности в себе.

Арт-терапия упражнения, направленные на преодоление страхов и уменьшение тревоги.

«Нарисуй свой страх».

Цель: визуализация страха и дальнейшее манипулирование им.

Нарисуй свой страх на листе бумаги. Работу не нужно никому показывать. Делай так, как хочешь. Вы можете раздавить его, порвать или украсить так, чтобы он вам понравился, подружиться с ним, нарисовать себя рядом с ним.

«Маски страха».

Цель: отделение негативных переживаний.

Нарисуйте страх на листе бумаги в виде маски. Оторвите лишнюю бумагу пальцами - фон. Не используйте ножницы.

Используя резинку, ребенок надевает маску на лицо и смотрит на себя в зеркало.

«Теперь попробуйте написать историю о своем страхе».

С маской ребенок может делать то, что хочет.

Анализ результатов экспериментальной работы

Для проверки эффективности коррекционной работы по арт-терапии, направленной на снижение тревожности у выбранного подростка, был проведен второй диагноз, который позволил проследить динамику снижения тревожности у субъекта.

Для повторной диагностики мы использовали «Методологию диагностики уровня школьной тревожности Филипса» и «Шкалу личной тревожности А. М. Прихожан».

При сравнении результатов, полученных в ходе первичной и вторичной диагностических исследований, можно сделать следующие выводы:

  • уровень самооценки и межличностного беспокойства снизился с высокой до высокой;
  • уровень школьной тревожности, включая проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх перед ситуацией проверки знаний, упал до среднего;
  • Уровень общей тревожности стал средним.

Полученные результаты показывают эффективность психокоррекционной работы по арт-терапии, направленной на коррекцию эмоциональных расстройств.

Вывод:

В результате рассмотрения вопросов данной курсовой работы были сделаны несколько выводов.

Арт-терапия - это метод лечения через художественное творчество. Он активно привлекает в настоящее время все больше внимания во всем мире. Трудно назвать какое-либо другое направление в современной психотерапии, у которого были одинаково большие возможности не только для «исцеления» людей, но и для «социального исцеления».

Арт-терапия использует «язык» визуального и пластического выражения. Это делает его незаменимым инструментом для изучения и гармонизации тех аспектов внутреннего мира человека, для которых слова мало полезны. Развитие арт-терапии связано с надеждой на создание такой гуманной, «синтетической» методологии, которая бы в равной степени учитывала достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувств, необходимость рефлексии и жажду действий, физического плана и духовного плана.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не чувствовать неловкости, стыда, обиды по сравнению с более успешными, по его мнению, людьми, продвигаться в развитии в соответствии со своей природой. В то же время гуманистический подход не декларируется, а фактически применяется на практике.

В ходе этой работы была сделана попытка выявить взаимосвязь между применением арт-терапии и динамикой уровня тревожности и страхов у подростка. Результат показал, что проведенная психокоррекционная работа оказывает положительный эффект, так как уровень тревожности снижается. Это говорит о том, что более длительная коррекционная работа с подростком приведет к тому, что уровень тревожности и страхов у него снизится до минимума, а уверенность в себе увеличится.

Арт-терапия способна сыграть особую роль в коррекции эмоциональных нарушений, поскольку она позволяет высвободить чувства, которые по тем или иным причинам не могут быть выражены в устной форме.