Восточный и античный пути возникновения государств

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Разложение родовой общины и возникновение государства
Вождества как этап возникновения государства
Основные концепции возникновения государства
Понятие и признаки государства

 

Введение:

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что обобщение теорий происхождения государства и права позволяет более четко определить все основные функции их деятельности, присущие их функциям, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда прежде не было, и в настоящее время существует не только единство, но даже общность взглядов относительно процесса возникновения государства и права.

В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, потому что каждый из них отражает или разные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных сообществ на этот процесс. Или взгляды и суждения одного и того же социального сообщества на разные аспекты этого процесса возникновения и развития государства и права. 

Объектом данного исследования является теория происхождения государства и права, предметом является выделение сходств и различий между восточным и западным направлениями возникновения теорий государства и права, а также определение причин и основы государства.

Общая характеристика восточного общества: энергетические и социальные нормы

На появление признаков государства в любой стране указывает, прежде всего, отделение от общества особого слоя людей, которые не производят материальные или духовные блага, а занимаются только управленческими делами. Это также подтверждается наличием у этого слоя людей особых прав и полномочий; введение различных налогов и всех видов налогов и займов; разделение членов общества не на основе родства, как в случае с примитивно-общинной системой, а на административно-территориальной основе; появление на постоянной основе специальных отрядов вооруженных людей, отрядов, признанных, с одной стороны, для защиты территории и общества от нападений извне, а с другой, для самостоятельного руководства новыми территориальными завоеваниями. 

Другие признаки свидетельствуют о появлении признаков государственной организации общества и вытеснения его из первобытно-общинной организации. Среди прочего они указывают, что государство не навязывается обществу извне. Возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и улучшается. 

Подобные процессы происходят с государственной (или общественной) властью, которая является признаком государства, и с правом. Будучи неразрывно связанным с государством, закон по тем же причинам, что и государство, появляется в мире и изменяется под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов. 

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в законе. Его вполне можно было обойти и обойти с помощью обычаев, основанных на авторитете советов старейшин и регулирующих все общественные отношения. Однако ситуация радикально изменилась, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, конфликтующими и конфликтующими интересами. 

Старые обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях были бессильны. Настоятельно необходимы новые правила регуляторы общественных отношений, которые будут учитывать фундаментальные изменения в обществе и будут обеспечены не только силой общественного влияния, но и государственным принуждением. Закон стал таким регулятором. 

Наиболее важными признаками, свидетельствующими о его появлении, были, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе; появление классов антагонистов бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенная концентрация частной собственности и права на нее в одних руках и их полное отсутствие в других; возникновение наряду с имущественными, семейными и брачными и другими правоотношениями. Социальное регулирование приходит к человеческому сообществу от далеких предков, и его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. 

При первобытнообщинной системе обычаи были основным регулятором общественных отношений. Они объединили наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения, выработанные веками в определенных ситуациях, передаваемые из поколения в поколение и отражавшие интересы всех членов общества в равной степени. обычаи менялись очень медленно, что соответствовало темпам изменения самого общества, имевшим место в то время. 

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения, социальные нормы. Социальные нормы первобытного общества, как существовавшей там власти, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов клана, благодаря чему, как правило, они казнились добровольно. 

Не было никакой разницы между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, а обязанность, например, служба в милиции или участие в публичных собраниях, как право. Кровная месть или коллективный труд, охота и т. д. также были правом и обязанностью. Строгое соблюдение было привычкой. Если существующие правила были нарушены отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всей семьи в целом, как уже упоминалось. 

Социальные нормы включали, в основном, обычаи, исторически сложившиеся правила поведения, которые стали привычкой в ​​результате многократного использования в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей. Таможня была естественным продуктом самой примитивной коммунальной системы, результатом и необходимым условием ее жизни. Обычаи возникли в связи с общественной необходимостью принять общие правила ежедневного повторения актов производства, распределения и обмена продукции, создать такой порядок, при котором отдельное лицо будет подчиняться общим условиям производства. 

На мой взгляд, следует отметить, что некоторые и, кроме того, очень важные обычаи первобытного общества не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни даже порождены повторением известных процессов. Равенство всех членов общества, включая женщин, которое, по-видимому, является таким достижением в настоящее время, вытекает из существующих отношений первобытнообщинного строя как естественного исторического результата присоединения индивидов к первоначальным формам коллектива. Равенство существовало потому, что не было оснований для неравенства, и последнее не было признано чем-то возможным, что не исключало авторитет и признание особых качеств, продвижение некоторых выдающихся личностей. То же самое можно сказать и о обычае владения общей землей. 

Общая собственность на землю и инструменты, равенство членов общества и кровные отношения, лежащие в основе кланов и племен, то есть всей социальной структуры, которая заменила орду, вместе составляют реальную основу для всей массы обычаев, несмотря на их разнообразие , Возможность установления обычаев, правил, навязываемых человеку в силу взаимозависимости индивидов, между которыми разделен труд, породила трудовые процессы, сформировавшие язык с его способностью общаться, абстракции. 

Многие обычаи были одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с осуществлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе и даже простейшее разделение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматриваются как обычай, норма морали и заповедь от религии.

Принятие существующих норм поведения как «своих», безусловной солидарности с ними было также связано с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не думал о себе отдельно от клана и племени. И поскольку все нормы считались отправленными сверху, правильными, справедливыми, то, естественно, для многих народов содержанию этих норм, а зачастую и самим нормам и их совокупности были присвоены такие названия, как «закон», «истина», и т.д. В этом смысле закон предстал перед государством, и обеспечение его реализации, соблюдение всех правовых требований стало одной из причин возникновения государства. 

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным образом верховенство права возводится в закон, освященный сверху, поддерживаемый и предоставляемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного управления обществом. Но в то же время возникает противоречие между правом и правом, поскольку последнее перестает выражать универсальное правосудие, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части общества. 

Государство это естественный процесс развития человека. Есть несколько основных причин: 

Необходимость единого руководства компанией, управления компанией. Он основан на законе растущего разнообразия форм человеческой деятельности как следствие постоянного роста потребностей. 

Необходимость крупномасштабной работы эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая могла организовать огромные массы людей для крупномасштабной работы, и государство действовало как эта единица. 

Необходимость поддержания общественного порядка общества представляет собой сложную, противоречивую и противоречивую систему, государство стало важным элементом социальной стабильности. Государство также выступало в качестве основного элемента в разрешении конфликта между бедными и богатыми. 

Необходимость проводить военные операции и организовывать оборону, только государство могло организовать все население определенной территории для ведения военных действий (атака, оборона).

Законы и формы происхождения государства и права. особенности происхождения государства и права на востоке 

Рассматривая законы и формы государственного происхождения, необходимо выделить две основные области, с точки зрения которых рассматривается развитие: восточную и западную, т.е. целесообразно отдельно рассмотреть развитие государства на Древнем Востоке и в Европе. 

Восточный способ возникновения права. Это характерно для тех стран, в которых государственная собственность занимала доминирующее положение. Основным источником (способ установления правовых норм) являются сборники моральных и религиозных норм. Нормы носят случайный характер и при необходимости дополняются другими обычаями или указами монарха. 

Западный способ возникновения права. Присущие странам, в которых явно доминирует частная собственность, где установлено равенство собственников, нормы характеризуются более высокой степенью формализации и определенности. Очень хорошо развито гражданское право. 

Периодизация связана со сменой власти. На востоке все происходило медленно, закон развивался эволюционным путем (в отличие от Европы). Периодизация связана с государством и правительством. Трудно четко определить периодизацию, поскольку закон и государство преуспели эволюционно, четкого разрыва нет. 

Древний Египет:

  • Раннее царство (3100-2800 гг. до н.э.). царствуют первые три династии. 
  • Древнее (старое) царство (2800 2250 гг. до н.э.). 3-4 династии. 
  • Срединное царство (2250-1700 гг. до н.э.). династия 11-12. 
  • Новое Королевство (1575-1087 гг. до н.э.). династия 17-20. 

Новое королевство первая мировая империя, созданная завоеванием соседних народов. В конце нового царства Египет пришел в упадок и стал добычей персов и римлян 30 г. до н.э. 

Египет превратился из протогосударства в империю с Африкой и частью Азии.

Древний Вавилон. В отличие от Древнего Египта, шумерская цивилизация с высоким уровнем сельского хозяйства формируется здесь рано. Здесь сформировались предгосударственные формы, что привело к развитию городов, ремесел и сельского хозяйства. Каждый город стремился занять высшую позицию (Урук, Лагаш, Ур, Умма, Киш). 

Население постоянно росло, были созданы условия для социального неравенства. С 4 по 3 тысячелетие бурное развитие городов. Особенно рано возникли особенно сильные города Вавилон, которые объединили и захватили регион Шумер и Акада. Урук и Акада боролись за эти цели, и в результате Вавилон победил. К 18 веку до нашей эры Вавилон становится главной силой объединения городов Месопотамии. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Во время его правления Вавилон становится империей, в которую входят города Месопотамии (реки Тигр и Евфрат). К 7-6 г. до н. э. Нововавилонское царство возникло в 3 в. до н.э. перестает существовать. Цивилизация Шумер и Акада погибла. 

Древняя Индия. Раскопки в Махендро и Даро показали, что в начале 4-го тысячелетия до н.э. начинается складывание государства. Государство Хараб это призрак, о нем известно только крупица информации. Во междуречье Инги и Ханта во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. возникают протосостояния, информация о них содержится в книгах Вед. Сворачивание крупнейшего государства империи Маулева с 4 по 2 век до н.э. упоминается в политических трактатах Аркашастры, которые приписываются советнику правителя Каутилья. 

Древний Китай:

  1. Период Шан (Инь) 15-11 века до нашей эры
  2. Период Джоу 11-3c до н.э.
  3. Период Цинь и Хань 3 в. до н.э. 3 г. н.э. 

Первые города обретают форму во 2-м тысячелетии до нашей эры. Вынуждены бороться с плотинами, ирригационными сооружениями из-за постоянного разлива рек. Что дало прибавочный продукт, а значит и стратификацию общества. Начинают появляться менеджеры, которые затем превращаются в высший класс. Развитие государства было ускорено новичками. Династия Джоулей, самый острый период борьбы за власть. Китай существовал до начала 3-го тысячелетия нашей эры. 

Восточный способ формирования государственности отличался тем, что политическое доминирование основывалось на управлении какой-то социальной функцией или положением.

Внутри сообщества главной целью власти было управление специальными резервными фондами, в которых была сосредоточена большая часть избыточного общественного продукта. Это привело к выделению в сообществе особой группы должностных лиц, выполняющих функции администраторов сообщества, казначеев, наблюдателей и т. д. 

Получив от своей должности ряд преимуществ и преимуществ, администраторы сообщества были заинтересованы в обеспечении этого статуса, стремились сделать свои посты наследственными. По мере того, как им это удавалось, коммунальная «бюрократия» постепенно превращалась в привилегированный закрытый социальный слой, важнейший элемент формирующегося аппарата государственной власти. 

Следовательно, одной из основных предпосылок как формирования государства, так и образования классов по восточному типу было использование правящими слоями и группами существующего аппарата контроля и управления экономическими, политическими и военными функциями.

Постепенно выполняя эти функции, племенная аристократия превратилась в отдельную социальную группу (класс, сословие, касту), которая все больше и больше отделялась от других членов общества, приобретала свои собственные интересы.

Экономика была основана на государственной и общественной собственности. Частная собственность также существовала там. На вершине государственного аппарата находились дворцы, ювелирные украшения, рабы, но частная собственность не оказала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство внесла работа «свободных» членов сообщества. Кроме того, «частный» характер этого имущества был очень произвольным, поскольку чиновник обычно терял свое положение с имуществом, а часто и с головой. 

Постепенно, по мере роста масштабов сотрудничества коллективной трудовой деятельности, «начала государственной власти», возникшие в племенных коллективах, превращаются в руководящие органы и доминируют над суммами сообществ, которые, в зависимости от широты экономических целей, превращаются в микро и макро государства, объединенные властью централизованной власти.

В этих регионах он принял деспотический характер. Ее авторитет был достаточно высок по нескольким причинам: достижения в экономической деятельности объяснялись исключительно ее способностью к организации, ее желанием и способностью действовать в общих социальных целях; принуждение также окрашивалось идеологически: «власть от Бога», правитель является носителем и представителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми6. 

В результате получается структура, похожая на пирамиду: на вершине (вместо лидера) находится неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) его ближайшие советники, визири; далее чиновники более низкого ранга и т. д. и у основания пирамиды сельскохозяйственных общин постепенно утрачивают свой клановый характер. 

Основные средства производства земли формально принадлежат общинам. Члены сообщества считаются свободными, но на самом деле на самом деле все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех граждан, которые находились в неделимой власти государства, персонифицированные в бюрократически-бюрократическом аппарате во главе с абсолютным монархом. 

Восточные государства по некоторым своим характеристикам значительно отличались друг от друга. В некоторых, как в Китае, рабство было домашним, семейным по своему характеру. В другом Египте было много рабов, которые вместе с членами общины внесли значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов. 

У восточных штатов было много общего. Все они были абсолютными монархиями, деспотами; обладал мощным бюрократическим аппаратом; их экономика основывалась на государственной форме собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение. 

Восточным путем возникновения государства был плавный переход, рост примитивного племенного общества в государство.

Основными причинами возникновения государства здесь были:

  • необходимость масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия;
  • необходимость объединения для этой цели значительной массы людей и больших территорий;
  • необходимость единого централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из администрации племенных объединений. Выделяясь из общества, государственный аппарат во многих отношениях стал его противоположностью в своих интересах, постепенно отделялся от остального общества, превращался в правящий класс, эксплуатируя работу членов сообщества. 

В отличие от восточного маршрута, который имел универсальный характер, западный маршрут был уникальным явлением. Однако следует иметь в виду, что именно «западное общество» стало «локомотивом истории», а именно европейские государства обогнали восточные, появившиеся намного раньше за короткий исторический период, и в решающей степени определили весь жизненный путь человека. 

Ведущим государственообразующим фактором в Европе было классовое разделение общества. Здесь, на этапе прото-государства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства скота, рабов. 

Ф. Энгельс отметил, что в наиболее «чистой» форме это можно наблюдать на примере Древних Афин; где государство развивалось, частично преобразовывая органы племенной системы, частично вытесняя их, вводя новые органы, постепенно заменяя их реальными властями. Место «вооруженных людей» занимает вооруженная «общественная власть», которая больше не совпадает с обществом, отчуждается от нее и готова противостоять народу. 

Уже на ранней стадии разложения коммунальной системы наблюдается экономическое неравенство: аристократы (герои, basileus) имеют больше земли, рабов, скота и орудий труда, чем обычные члены сообщества. Наряду с рабством, которое носило преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не являлись основной производительной силой, появились наемный труд и труд безнадежных коммун. 

С развитием частной собственности усиливается влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль национального собрания, Василия (который служил военным лидером, первосвященником, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, которые иногда принимали очень острые формы, были усугублены борьбой за власть другой группы владельцев частной собственности, приобретенной в результате морского грабежа и торговли. В конечном счете, самые богатые владельцы начали занимать ответственные правительственные посты, и власть кланового дворянства была отменена. 

Следовательно, генезис афинского государства характеризуется тем, что оно возникло непосредственно и, прежде всего, из классовых антагонизмов. Постепенно сформировавшаяся частная собственность стала основой, основой для утверждения экономического господства классов, обладающих собственностью. В свою очередь, это позволило захватить институты государственной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины часто называют классической формой государственности. 

В Древней Спарте особенности возникновения государства были вызваны рядом других обстоятельств: спартанская община покорила соседние территории, население которых превратилось в общинных, а не в личных рабов илотов, численность которых была во много раз выше чем количество спартанцев. Необходимость руководить ими и держать их в повиновении требовала создания новых органов власти, нового аппарата. 

В то же время стремление предотвратить имущественное неравенство и, как следствие, социальную напряженность среди «коренных» спартанцев в этих условиях не позволяет частной собственности на рабов и землю, которая, оставаясь в государственной собственности, была разделена на равные разделы по количеству полных жителей.

Постоянная угроза восстания Илота и других обстоятельств привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с очень жесткими, даже террористическими методами управления и значительными пережитками примитивной общинной системы. Жестокость режима, проводившего курс на выравнивание, как бы способствовала сохранению существующего порядка и не позволяла появиться той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков племенной организации. 

В Риме процесс образования классов и государства был замедлен по ряду причин, и переходный период к государству длился веками. В борьбе, продолжавшейся 200 лет между двумя группами свободных членов римского племенного общества, плебеи вырвали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед в общественной организации Рима появилась значительная демократия. Например, было подтверждено равенство всех свободных граждан, был установлен принцип, согласно которому каждый гражданин является и фермером, и воином, и была установлена ​​значительная общественно-политическая значимость общинной земли. Все это замедлило развитие имущественного и социального неравенства среди свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора формирования классов. 

Восточный и античный пути возникновения государств

Ситуация изменилась только в конце второго века до н.э. с началом массовой депопуляции крестьян. С другой стороны, в результате продолжающихся завоеваний в городах и сельской местности накопилось так много рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованную функцию подавления, удержания и повиновения несвободным, не смогла его осуществить.

Население всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывало не более 2 миллионов человек.) В конце концов, необходимо смягчать столкновения различных социальных групп огромной империи и держать в подчинении подчиненных и зависимых эксплуатируемые народы вели во II в. до н.э. создать мощный государственный автомат. 

В основном и главном государстве процесс образования в Риме был таким же, как в Афинах. Разложение племенной системы пошло по тому же пути, что и в Греции. Как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, сформировав для нее благоприятные органы. Однако в Риме третья группа плебейского населения решительно вмешалась в эти процессы. Представители инопланетных племен, лично свободные, не связанные с римским кланом, обладали торговым и промышленным богатством. 

Экономическая сила плебса увеличилась. Их длительная борьба против патрициев клана римской аристократии, разворачивавшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением разграничения собственности, перекрывала процесс формирования классов в римском обществе, стимулировала разложение племенной системы и была своего рода катализатора для формирования государства. 

Формирование Франкского государства пошло несколько другим путем. Германские племена долгое время служили поставщиками для могущественного соседа Рима. Если положение Греции и Рима способствовало ускоренному разрушению патриархального положения, то эти же природные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках кланового общества. Рабство, как оно существовало в Средиземноморье, даже экономически не выгодно. 

Разрушенные коммуны попали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало долгосрочному сохранению коллективной формы управления. Военные нужды, а также полукочевое сельское хозяйство способствовали сохранению коллективной формы социально-экономической организации, в которой рабы просто не могли иметь места. Поэтому имущественная дифференциация и социальное расслоение там постепенно привели к формированию протофеодального общества. 

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, ясно показало неспособность племенной системы обеспечить господство над ними, что привело к формированию государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческий строй и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи. 

Этот пример возникновения феодального государства не является исключением. Развитие многих других государств на территории Европы, таких как Ирландия, Древняя Русь и другие, шло тем же путем. Рассматривая процесс возникновения государств в разных странах и на разных континентах, можно отметить, что при всем разнообразии форм и путей существуют некоторые общие законы, которые характерны для всех социальных формаций. 

Основными причинами появления государств были следующие. Необходимость совершенствования управления обществом связана с его усложнением. Это осложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых производств, разделением труда, изменением условий распределения общественных продуктов, изоляцией социальных структур, их расширением, ростом проживающего населения. на определенной территории и т. д. старый контрольный аппарат не мог обеспечить успешное управление этими процессами. 

Необходимость организовывать крупные общественные работы, объединять большие массы людей для этих целей. Это было особенно заметно в тех регионах, где основой производства было орошаемое земледелие, для чего требовалось строительство каналов, водоподъемников, поддержание их в рабочем состоянии и т. д. 

необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Процессы, происходящие во время разложения первобытного общества, неизбежно ведут к разделению общества, появлению богатых и бедных, эксплуатации большинства меньшинством, и в то же время к возникновению социальных антагонизмов и сопротивлению часть общества, которая эксплуатируется. 

Необходимость поддержания общества в порядке, обеспечения функционирования общественного производства, социальной стабильности общества, его стабильности, в том числе в отношении внешних воздействий со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка и применением различных мер, в том числе принудительных, с тем чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе те, которые они считают не отвечающими их интересам, несправедливыми. 

Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и хищных. Накопление общественного богатства, происходящее в этот период, приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захвата ценностей, скота, рабов, взимания дани с соседей, порабощения их. С точки зрения подготовки и ведения войн у государства значительно больше возможностей, чем у первобытного общества. Следовательно, появление государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощены или, в свою очередь, организованы как государства. 

В большинстве случаев вышеуказанные причины действовали коллективно, в разных сочетаниях. Более того, в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и др.) основными, решающими могут быть различные из этих причин. Таким образом, для большинства восточных штатов необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ имела первостепенное значение. Для возникновения афинских и римских государств процессы формирования классов и необходимость подавления эксплуатируемых классов в этом отношении сыграли гораздо большую роль. 

Право формируется одновременно и параллельно с государством (и в определенном смысле перед государством). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства ведет к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. 

Анализируя уникальность и динамику процессов формирования государства у разных народов, следует учитывать теоретико-методологические принципы, сформулированные Ф. Энгельсом в работах «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг».  и другие. Энгельс пришел к выводу, что «любая политическая власть изначально основана на некоторой экономической, социальной функции и растет как члены общества, в результате разложения первобытных сообществ превращаются в частных производителей и, следовательно, в отчуждение между ними и Носители общих, социальных функций возрастают еще больше. 

В другой работе он возвращается к этой идее: «Изначально общество посредством простого разделения труда создало для себя специальные органы для защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, а главное государственная власть, служащая их особым интересам, превратились из служителей общества в его хозяев », и появление аппарата государственной власти не является результатом усилий только правящий класс, это продукт общества в целом на определенном уровне его развития. 

Основные теории происхождения государства и права

Формирование государства у разных народов шло по-разному. Это привело к различным точкам зрения при объяснении причин состояния. 

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Это вытекает из того факта, что происхождение и существование государства является результатом проявления воли Бога. Согласно богословским учениям, государство служит воплощением божественного провидения, и поэтому государственная власть вечна, непоколебима, и подчинение ей является естественным. Правители действуют от имени Бога, их власть божественна, а изданные законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая теологическая теория нашла четкое выражение. 

Эта теория наиболее широко использовалась в средние века, и ее основным направлением было обоснование превосходства церковной власти над светской.

Начиная с 9-го и 10-го веков сформулирована так называемая теория двух мечей, согласно которой, для защиты христианства, Бог дал два меча церковного и светского. Оба они переданы церкви, которая, сохранив духовный меч, светским перешла к монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога. 

Существуют современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и непоколебимой.

Теологическая теория довольно многомерна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея богословской теории божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. 

Основоположником патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своей знаменитой работе «Государство» создает идеальное справедливое государство, растущее из семьи, в которой власть монарха олицетворяется властью его отца над членами его семьи , где существует соответствие между космосом в целом, государством и индивидуальная человеческая душа. Идеи патриархальной теории были развиты в 17 веке в работе Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает, что получил власть от Бога, а затем передал ее своему старшему сыну, патриарху, а затем своим потомкам. 

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического роста патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и формированию семьи, а развитие семьи ведет к формированию государства. Аристотель трактовал государство как продукт разведения семей, их переселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть является продолжением и развитием отцовской власти. Он отождествил государственную власть с патриархальной властью главы семьи. 

В Китае эта теория была разработана Конфуцием (551479 г. до н.э.). Он считал государство большой семьей. Власть императора была уподоблена власти его отца, а отношения правящего и подчинены семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть верными правителям, уважать и подчиняться всем старшим. Правители должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. 

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII век), который в своей работе «Патриарх» утверждал, что власть монарха неограниченна, поскольку он исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от Бога. Адам был не только отцом человечества, но и его правителем. Монархи являются наследниками Адама и унаследовали его власть от него. 

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842, 1904).

Эта теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, то есть когда государство заботится о своих гражданах и гражданах в случаях болезни, инвалидности, безработицы и т. д., что для них неблагоприятно. Положительным моментом в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали к ликвидации всего безнравственного, вредного и необоснованного по отношению к человеку. И это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. 

Согласно теории договора, государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиниться ей. Необходимость объединения людей была продиктована появлением социального неравенства, которое привело к несправедливости и конфликтам, а также целям выживания в условиях стихийного бедствия и враждебных племен. 

Представители договорной теории возникновения государства считали, что соглашение о формировании государства заключалось между каждым членом общества и государством. В соответствии с соглашением люди передают часть своих прав государству, которое обязуется защищать свою собственность и безопасность. Таким образом, не божественная воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной формирования государства. 

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Это было по-разному интерпретировано различными учеными. Итак, Гоббс считал, что это было состояние «войны всех против всех». Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом государстве имели естественные, естественные права и свободы, что это был «золотой век» человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. 

По словам Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители являются только уполномоченными людьми и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть заменены волей народа, в том числе путем восстания. 

Согласно этой теории, государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, которое превращает их в единое целое, в людей.

На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма государство. Последний обеспечивает защиту частной собственности и безопасность лиц, с которыми заключен договор. Впоследствии заключается второе соглашение о подчинении их конкретному лицу, которому передается власть над ним, которое обязано осуществлять ее в интересах народа. В противном случае люди имеют право на бунт. 

Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович. Сторонником этой теории был К. Каутский. Они видели причину возникновения и основы политической власти и государства не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия формируется единство противоположных элементов государства: правящих и подчиненных, победителей и побежденных. 

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т. Е. Военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и сформировать государственную организацию для этих целей. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 1938) утверждал, что рабство возникает в результате войны с иностранными общинами, племя победителей подчиняет племя побежденных, присваивает их землю и затем заставляет побежденное племя работать на победителей, отдать дань или дань им. Существует также принудительный аппарат для контроля над побежденными. Этой концепции придерживались Э. Дюринг, Л. Гумплович. 

Его ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в XIX веке. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сравнивал общество с биологическим организмом, тщательно исследуя их сходства и различия. Результатом этого сравнения стало обнаружение определенных закономерностей. Так, Г. Спенсер полагал, что общество, как и живой организм, подвержено поэтапному развитию, например, переходу от простого к сложному. Он видел это осложнение, в частности, в объединении людей в такие социальные группы, как племя, союз племен, города-государства и т. д. по мнению Спенсера, общество функционирует как человеческое тело. 

Касаясь происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство возникло иначе, чем через насилие. Государство является результатом завоевания и порабощения более сильными племенами более слабых, и с расширением практики завоеваний структура общества усложняется, возникают сословия и выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единства на основе государства, власти, иерархической организации. 

Г. Спенсер рассматривает состояние как результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как сильнейшие выживают в дикой природе, так и в обществе, в процессе войн и завоеваний, происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции. 

Один из его основателей, профессор Л.И. Петражицкий (1867–1931), объяснил возникновение государства особыми свойствами человеческой психики, в частности, стремлением людей искать авторитет, которому можно было бы повиноваться и которому следует следовать указаниям в повседневной жизни. Таким образом, государство и закон порождаются не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. 

Петражицкий, например, утверждал, что без правового опыта людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной состояния является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, министров язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к появлению государственной власти, которой люди добровольно подчиняются. 

Ученые Г. Тарде (США), английский этнограф Д. Фрейзер (конец девятнадцатого и начало двадцатого веков), русские юристы также придерживались психологической теории. Коркунов, М.М. Ковалевский. 

З. Фрейд, основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии, сделал вывод о необходимости создания государства из психики человека.

Из изначально существовавшей патриархальной орды, главу которой убили ее мятежные, мятежные сыновья, движимые особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс), возникает государство, чтобы подавить дальнейшие агрессивные побуждения человека.

Э. Дюркгейм, напротив, развил представление о человеке как о прежде всего социальном, а не биопсихическом существе. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности и создаются соответствующие государственно-правовые институты для ее обеспечения. 

В середине XIX в. возникла марксистская теория происхождения государства. Его основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 

Основными причинами возникновения государства основатели марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было связано с изменениями в экономической основе, что, в свою очередь, привело к появлению частной собственности. Все это подорвало клановое общество. 

Следовательно, они определили государство как результат, прежде всего, социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения экономически доминирующего класса, который также становится политически доминирующим классом. Государство возникает как инструмент в руках владеющих классов для поддержания послушания и подавления сопротивления бедных. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных правоохранительных органов (армия, полиция, суд, тюрьмы и т. д.). 

С марксистской точки зрения государство является продуктом развития общества, продуктом непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и в той степени, в которой, когда и с тех пор классовые противоречия не могут быть объективно урегулированы, когда общество разделено на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда, наряду с ростом и укреплением этого разделения, возникает и развивается специальный государственный институт. 

Общество создает орган для себя, чтобы защитить свои интересы от внутренних и внешних нападок. Это тело государственной власти. Едва появившись, он обретает независимость по отношению к обществу, и чем больше он в этом преуспевает, тем больше он становится органом политических сил и тем более четко проявляет свое господство. 

Теория полива связана с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в сельскохозяйственных районах. Действительно, в первых городах-государствах Месопотамии, Египте, Индии и Китае происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим был сформирован слой менеджеров, которые знали: как поддерживать работу этих структур, обеспечивать отгрузку, распределять воду, ремонтировать сооружения и т. д. эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали строгого централизованного управления, распределения, учета и т. д. эта теория отразила некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы формирования государства и ирригационные работы были параллельными, хотя формирование государства было первичным, поскольку именно государство могло выполнять такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство ирригационных систем. 

Большинство ученых исходят из того, что возникновение государства невозможно связать только с одним фактором, а именно с комплексом факторов, объективные процессы, которые происходили в обществе, обусловили возникновение государственной организации.

Заключение

Причины возникновения государства по-прежнему спорны. Из всех теорий возникновения государства марксистская теория остается наиболее развитой сегодня, поскольку только она имеет научные и практические доказательства ее правильности, по крайней мере, сегодня. 

Марксистская теория связывает возникновение государства и права с развитием производства и возникновением частной собственности на землю, средства производства и другие блага. Поскольку владелец пытался каким-то образом защитить свою собственность от посягательств, ему был нужен некий аппарат насилия, который мог бы защитить его от посягательств. Поскольку частная собственность возникла в результате возникшего избытка товаров, что, в свою очередь, было вызвано развитием средств производства, она, естественно, стала концентрироваться в руках лиц, которые обладали той или иной властью. 

Если говорить о первобытнообщинной системе, то это были священники, лидеры, военачальники, и они самостоятельно начали создавать систему государственных органов, а также закон, который должен был соблюдаться. Прежде всего, был введен принцип «частная собственность является священным», который было трудно понять обществу после прежней государственной собственности на землю. По-видимому, это объясняет крайнюю жестокость наказания за посягательство на чужую собственность. 

Существует множество теорий возникновения государства и права, и, как правило, каждая из них имеет рациональное ядро, поэтому изучение всех теорий не только повышает правовую культуру, но и приводит к более глубокому пониманию проблемы. 

Основными теориями возникновения права также являются:

  1. Теологическая теория. Определяет закон как нечто божественное, вечное, но в то же время приспособленное к земным порядкам. 
  2. Теория естественного права. Сторонники этой теории утверждают, что наряду с законом, установленным государством, существует естественный закон, вытекающий из природы человека. 
  3. Историческая школа права. Эта теория определяет право как нечто, возникающее и развивающееся исторически, с учетом национальных особенностей, и не одобренное законодателем. 
  4. Нормативная школа права. Согласно этой теории, право возникает само по себе, и нет никаких оснований для формирования права. Верховенство права подчиняется верховенству права, но определенная верховенство права, действительность которого не оспаривается, венчает эту пирамиду. 
  5. Психологическая теория права. Он видит причины закона в психике людей. Право это психологическое желание людей устанавливать правила поведения, утвержденные в обществе, потому что человек не терпит неопределенности. 

Государство многогранное явление. Теории, которые мы исследовали, по-разному объясняют причины возникновения государства. Попытка обобщить и осмыслить их в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя такие попытки предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает один из возможных аспектов процесса возникновения государства. 

В самой общей форме все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к конфронтации двух исходных принципиальных позиций. Один из них состоит в объяснении государства и права как средства силы, средства преодоления социальных противоречий и обеспечения порядка, в первую очередь, с помощью насилия, путем принуждения. С этой точки зрения, государство и закон являются инструментами и средствами в руках одной части общества, чтобы обеспечить свою волю, подчинить эту волю другим членам общества. 

Сущность государства и права сила принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обосновывается теорией насилия. Вторая точка зрения заключается в том, что государство и закон обеспечивают порядок в обществе путем устранения противоречий и достижения социальных компромиссов. 

С этой позиции в деятельности государства функционирование права выражает общие согласованные интересы различных групп общества. Суть государства и права социальный консенсус, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.