Восточные славяне в древности: хозяйство и общественный строй

Содержание:

  1. Восточнославянский язык: время его возникновения и место расселения
  2. Расселение славян.
  3. Класс и быт восточных славян
  4. Занятия по восточнославянскому языку
  5. Жизнь славян
  6. Духовная жизнь
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть образец титульного листа для реферата по ГОСТ:

 

Образец титульного лист реферата по ГОСТу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Законы спроса и предложения в системе рыночного хозяйства

 

Игровые модели взаимодействия ФРС США и ЦБ стран Бенилюкса

 

Закономерности кинетики формирования структуры бетонных смесей в процессе их перемешивания

 

Экспоненциальные законы устройства мира

 

Введение:

Славяне - самая большая этническая группа в Европе, объединенная родством, общей территорией и близостью к языку. В эту группу входят восточные славяне, русские, украинцы, белорусы, западные славяне, поляки, чехи, словаки, кашмирцы, лузеры, южные славяне и болгары.

По их словам, славяне принадлежат к большой семье индоевропейцев, которые издавна жили в Европе и некоторых частях Азии. Семья индоевропейцев включает в себя несколько родственных языков, таких как Славянский, Балтийский, германский, романский, иранский и Индийский. Народ балтийской группы наиболее близок к славянам из литовцев, латышей и древних пруссов.

Вопрос о происхождении и решении славян до сих пор не решен. В VI веке ветви восточных славян (будущие народы России, Украины и Белоруссии) были отделены от единой славянской общности. Примерно в это же время происходит возникновение крупного племенного союза восточных славян (до 100-200 отдельных племен).

Восточнославянский язык: время его возникновения и место расселения

Первое упоминание о восточных славянах.

Во времена появления славян было много споров и споров. Споров об их появлении в Восточной и Центральной Европе, а также о Балканах в исторической науке масса. Сложность заключается в том, что археологические источники не дают сведений о языке населения и не позволяют выявить этнически археологическую культуру. Вопросы об Али и относительности к Венецианской плите также являются спорными. Есть веские основания полагать, что древние историки в данном случае рассказывали истории кельтов и германских племен.

От волны переселения индейцев-европейцев отделились племена, говорившие на Балтийском Славянском диалекте ближе. Они поселились в Восточной и Центральной Европе. По мнению археологов, чтобы точно определить, какая археологическая культура II-I тысячелетий связана с праславянами, и отделить поселение от Балтийской родословной, поздние археологические остатки середины I тысячелетия, несомненно, имеют славянские черты(нижний слой Днепра). Балтийско-славянская общность сохранялась очень долго, и в V веке до нашей эры диалекты славянских и балтийских племен были разделены. Топонимика доказывает и усложняет эту картину. Его данные позволяют говорить о важном слое имен неславянского происхождения на территории востока

В регионе между Европейской Окой и Волгой преобладает название угро-финского языка(на языке угро-финской группы сегодня говорят мордва, марийцы, эстонцы, карелы, Коми и др.). А степь характеризуется гидронимами иранского происхождения(Название реки), состоящими из скифов и сарматов - Днестр, Дон, Днепр и др. Названия многих рек в Московской, Тульской, Калужской, Смоленской областях, Белоруссии и Северной Украине говорят на Балтийском языке (сейчас существуют латышский и литовский языки).

Согласно исследованиям многих ученых, в большей части Восточной Европы славяне появляются в VII-VIII веках. археолог И. И. Ляпушкин предположил, что они двигались двумя путями: Днепр был заселен людьми из Карпат, а север–с берегов Балтийского моря. В последнее время высказывается предположение, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к V веку до развития Днепра, но эта точка зрения не является общепринятой. Окончательное решение проблемы возникновения славянских народов - это все же проблема будущего.

 

Восточные славяне, независимо от того, были ли они восточноевропейцами или пришельцами, насчитывали VII-VIII вв.

 

Они уже сформировали значительную часть населения этого региона. В это время славяне постепенно осваивали районы Восточной Европы, которые были покрыты густыми, почти таежными лесами.

Земледельческие славяне этих областей были не завоевателями.

Мало того, что новичкам не приходится конфликтовать с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на южных плодородных землях, была признана коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с Балтийским морем и населением угро-Финляндии постепенно привело к порабощению ее значительной части. Согласно исследованиям антропологов, предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

Но отношения между славянами и другими соседями были не столь идиллическими. IV-VIII ВВ.- Когда орды кочевников вторгаются в Европу из степей Средней Азии. После гуннов (IV-VVV.) VI в середине века. Существует кочевая Федерация Лавин. Хотя сам авар был тюрком, в их союз входили также племена Монголии и угуро-Финляндии. Абар покорил тюрко-болгар, которые были кочевым народом в Азовском и Каспийском морях, и двинулся к Дунаю. Образовав свое собственное государство-каганат, авары вступили в борьбу с Византией, но в 626 году потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат рухнул.

Аварский каганат подавил славянскую племенную коалицию дулебов, которые одно время жили в Карпатском регионе. Древнейшая русская летопись, повествующая о временных годах, сохранила традицию Аварского насилия над дулебами и эпоху "царя Ираклия" (византийский Император правил в 610-641 гг.). "Обры", как называют аварские летописцы, запрягали славянских женщин в телегу и заставляли себя везти их.

Это "тело великого человека и сердце гордости", но они исчезли бесследно. С тех пор, говорят летописцы, сохранилась и пословица- "пропал аки обре". Конечно, эту историческую память вряд ли можно воспринимать буквально, но у нее есть реальный стержень.

В южной степи в середине VII в. Было образовано государство Болгария. Как и Аварский каганат, эта власть была паразитическим коллективом различных племен, а главным источником аристократического богатства были военные трофеи. Внутренние междоусобицы быстро привели к развалу государства. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом заняла Добруджу и эмигрировала на Дунай, где покорила местные славянские племена. Пришельцы быстро становились славянами, но они передавали свои имена славянскому населению. Другая часть болгар, возглавляемая Ханом Батбаем, двинулась на северо-восток, осела в среднем и Нижнем Прикамье Волги, создав большое государство Волжско-Камская Булгария (или Булгария).

Внутренние противоречия были главной, но не единственной причиной распада болгарского государства. На юге появился еще один турок-хазары. Первоначально Хазарский союз племен располагался на территории нынешнего Дагестана,но уже во второй половине VII в. Хазары начали теснить Болгар. Они создали свой собственный каганат (хазарский царь назывался Каганом), расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, в Северном Причерноморье и частично в Крыму. В VII-VIII веках происходило интенсивное развитие феодальных отношений. Языческая религия, характерная для родового строя, вытесняется.

Сначала его приписывали магометанству, а затем христианству. Однако, опасаясь распространения политического влияния византийцев наряду с христианством, элиты Хазарии заимствовали у еврейского населения Крыма, а в VIII веке и иудаизм Советского Союза.

Хазары установили свое господство над племенами восточных славян. Многие из них платили им дань вплоть до конца девятого века.

VII-VIII века. Славяне уже пережили интенсивный процесс разложения родового строя. Из первой летописи мы знаем, что самая многочисленная группа восточных славян-поляне, жившие в Днепре под Киевом, их соседи древляне (Искоростень), словенцы, также вятичи (р. Мы говорим здесь не о племени, а о племенном союзе.

Расселение славян.

Первые отрывочные сведения о племенах славян, живших на берегах Дуная с Вислой, дали римский писатель Плиний Старший и историк Тацит: до Великого переселения народов славяне жили далеко от границ Римской Империи, и они только в VI веке включились в миграционный процесс. В VI-VIII веках славяне расслаивались по трем основным направлениям: на юг-к Балканскому полуострову;на запад-к среднему Дунаю и к реке между Одером и Вязом;на восточноевропейскую равнину, следовательно, произошел раскол славян на Южную, западную и Восточную ветви.

Во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры, в первой половине 1-го тысячелетия до нашей эры, лесные районы региона были заселены племенами, известными своей культурой могильников. Они обычно сжигали мертвых, а пепел закапывали в землю с помощью специального глиняного сосуда на кладбище. Они жили в первобытнообщинном строе в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры. Они уже знали колесо пахотного земледелия и Гончаров (Черняховская культура), но с одной стороны начало отделения ремесел от земледелия, а с другой-начало разложения родового строя, археологи считают, что это раннеславянские племена.

Среди этого раннего славянского населения не было прочных экономических и культурных связей, шел процесс этнической дискриминации.

В период поздней бронзы и раннего железного века существовала своеобразная племенная культура, в том числе племенная Поднепровская культура на Востоке,а на Западе-племя.

В эпоху примирения семейная система оставалась доминирующим образом жизни у восточных славян. По крайней мере,"история ушедшего года" четко изображена в виде такой общины.Поэтому понятно, что родственники жили в спецпоселениях, усеянных чужими людьми. Но в процессе примирения и колонизации семейные союзы ослабевают, и совместная жизнь родственников разрушается. Примирение ускоряет разложение племенной системы. В результате дробления и смешения племен в VI-VIII веках нашей эры сформировалась новая славянская общность, которая утратила кровнородственные черты и приобрела территориально-политический характер. Восточные славяне занимали обширную территорию к востоку от Днепра, включая леса и болота, расположенные вдоль Днепра и Дона. Названия племен чаще всего складываются из мест их обитания: особенностей ландшафта (пустыри) или названия реки (мораване от реки Морава).

Признание или непризнание расселения славян на Русской равнине в VI-VIII ст. В начале нашей истории возникновение двух различных взглядов связано между собой. Приверженцы первого взгляда (норманисты) - член Российской академии наук XVIII века, изучавший историю Древней Руси, немецкий ученый Шлецер, а также Карамзин, Погодин,Соловьев.

Так считалось до половины IX века. т.е. до прихода викингов.

Просторы наших равнин от Новгорода до Киева были покрыты мраком, слева направо вдоль Днепра, дикие и пустые. В этой обширной пустыне, населенной бедными, рассеянными дикарями, славянами и финнами, зачатки гражданства были впервые введены пришельцами из Скандинавии.

В. О. Ключевский считал, что изображение обычаев восточных славян соответствует тому, как в "Повести временных лет"рассказывается о начале Русской земли. Составитель пишет, что восточные славяне до принятия христианства жили"скотски, зверски" в лесу, как и все животные. Ключевский из всего этого сказал: "Наша история не должна начаться раньше половины девятого века. Образы человеческих сообществ повсюду, те основные исторические процессы, которые начали рисовать выход из дикого состояния"

Другой взгляд на начало нашей истории, диаметрально противоположный первому, показан в работах историков Беляева и Забелина.

Считалось, что восточные славяне изначально жили на Русской равнине, но, вероятно, переселились еще до наступления исторической эпохи.

Они описывают процессы вне времени и определенные исторические события.

Условия. Кроме того, VI среди тех, кто жил на территории страны до начала века. Существование славян не было замечено и отражено в источниках. Напротив, источник указывает, что это славяне VI века. В Карпатских горах.

Начиная с VII-VIII веков, происходило интенсивное продвижение славян как в северные районы Центральной, так и в Восточную Европу. Славяне шли в Восточную Европу разными путями и в разное время в течение VI-X веков.

Этот процесс расселения славян-прежде всего в рамках процесса аграрной колонизации, Балтийско-славянской преемственности-шел во все времена от "прародины Дуная".

Правда, процесс расселения был не очень связан с прогрессом земледелия, но во время подсечно-огневого земледелия почва быстро истощалась:обнаруженная археологами "подвижность" славян отмечалась даже древними историками, но в самосознании самой славянской культуры,"сидячей", стремление к оседлому образу жизни не проявлялось.

В то время на восточной окраине Европы жили племена Финляндии, Прибалтики и Ирана, в том числе земледельцы, охотники и рыбаки. В таежных степях и лесостепях было достаточно места для всех.

Во время постепенной диффузии. На протяжении нескольких столетий восточноевропейские земледельческие племена сливались в народ, который мы теперь называем древнерусским.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, окруженную четырьмя морями: белым, Балтийским, Черным и Каспийским, а также тремя горными хребтами-Карпатами, Кавказом и Уралом. В древности главным средством сообщения и местом поселения была река с многочисленными притоками.

Климат центральных районов Восточно-Европейской равнины континентальный:жаркое и относительно короткое лето сменяется долгой и снежной зимой. Эти природные условия повлияли на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины.

Расселение славян на Восточно-Европейской равнине было тесно связано с рекой–они оказывали очень благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством межплеменной коммуникации, снабжая людей рыбой для пропитания и обмена. Со временем речной путь приобрел международное значение, соединив не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Там, где происходил процесс урегулирования, было два водных пути. Во-вторых, через Южную Балтику они вышли к берегам Волхова и Ладоги.

Ко времени прихода славян территория страны была занята финно-угорскими, прибалтийскими, тюркскими и иранскими племенами. Однако благодаря большой и низкой плотности населения удалось избежать серьезных проблем.

Военное столкновение. Постепенно Прибалтика(Голиад, ятвяги, Финно-угорское население (чудь, всея, меря, Муром, мордва), которое было поглощено или оттеснено назад, принимало участие в создании бывшего русского государства вместе со славянами.

И это действительно так.

Класс и быт восточных славян

Экономика.

Академик Б. А. Рыбаков отмечал, что начиная со 2-го века произошло резкое увеличение всей экономической и социальной жизни славянского мира, некогда основавшего Днепровско-Сколоцкое царство, а в дальнейшем увеличение количества римских монетных и серебряных кладов, восходящих ко временам царских троянцев (98-11 гг.), обнаруженных в землях восточных славян около экспорта. Заимствование у славян в римских измерениях зерна-позже стало их четвериком (26,26 л) и до 1924 года дошло до нашего весового квадранта.

Во II-IV веках формы жизни славянского мира стали более разнообразными. Основой хозяйственной жизни восточных славян было земледелие. Однако если славяне, жившие в лесах Среднего Поднепровья, знали о слякотном земледелии (зарубинецкая культура), то славяне, жившие в лесостепях нижнего Поднепровья, этого не знали.

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Мы пришли к доказательствам использования родовых складских ям, способных вместить 5 тонн зерна. Если экспорт зерна в Римскую Империю стимулировал развитие сельского хозяйства,то местные рынки способствовали появлению новых методов дробления. Была построена специальная хлебная печь. Славяне разводят крупный рогатый скот и свиней, лошадей, занимаются охотой и рыболовством. В повседневной жизни славяне широко использовали так называемый обрядовый календарь, который был связан с земледельческой магией. Он отмечал день весеннего и летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до сбора урожая и выделял языческие молитвенные дни для дождя в четыре разных времени. Эти четыре дождливых периода считались оптимальными в сельскохозяйственном руководстве конца XIX века, что указывало на существование славян Киевщины и IV века. Надежное агротехническое наблюдение.

Восточные славяне широко развивали кузнечное и литейное дело. Они делали керамику в керамических кольцах, делали украшения и костяные предметы домашнего обихода.

В отличие от северных славянских лесов с характерными небольшими поселениями, у славян лесостепи была большая деревня, которая не была окружена. Они растянулись вдоль берегов реки на 1-1. Через 5 км находятся похожие украинские села с их свободной планировкой усадеб. Наряду с обычным жильем (10-20 квадратных метров) были построены большие дома огнища площадью 100-120 квадратных метров.Они стояли рядом с другими домами и предназначались, пожалуй, не для большой семьи, а для прислуги.

Для славянской жизни очень характерно строительство оборонительных рубежей, известных под названием змеевидной обороны и охватывающих весь промежуточный Днепр. Наличие этих крепостных валов во II-IV веках, в частности, отсутствие самостоятельных оборонительных укреплений того времени и строительство крупных оборонительных линий, о чем свидетельствует находка римских монет в Кургане одного из крепостных валов, может свидетельствовать о возникновении начала государства.

Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На западе от них жили западные славяне, а на юге-южные славяне. На северо-западе земли Балтийского моря были заняты предками современных литовцев, латышей и эстонцев. В лесах и тайге на северо-востоке жили многие финно-угорские племена-мордва, всея Руси, карелы и чудь. В восточной части, в районе Средней Волги, образовалось государство Волжская Булгария. Эти болгары были турками по отношению к чувашам и балкарцам Кавказа. Хозяевами южной степи были тюрки, авары и хазары. В IX веке она появилась у печенегов, а в XI веке-у нас. Половцы пришли в степь. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX веке.Оседлые венгерские племена-они пришли туда с Урала через степи южной России и нашли себе новую родину.

Занятия по восточнославянскому языку

Основным занятием восточных славян известного периода было разведение скота и земледелие в сочетании с различными ремеслами. Далее на севере, в частности, внешняя торговля, особенно в развитых странах Востока и Византии, облегчается вывозом различных пушных зверей, которыми в то время были богаты не только славянские северные, но и южные земли.

Жизнь в лесах и болотах была не из легких. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и относительно открытое место, чтобы расчистить его. Первоначально поселение славян представляло собой редкий островок "моря лесов". Их обитатели занимались сельским хозяйством в соответствии со своим окружением.

Главное место среди их профессий занимало сельское хозяйство. Но уже в VII веке. Плита все еще не знала ни двух, ни трех областей. У славян господствовал земледельческий строй переложной (лесостепи) и подсечно-огневой (в лесу).

При сменной системе на участке сжигали траву и использовали ее до тех пор, пока земля, удобренная золой, не истощалась. Затем участок был заброшен на 2-4 года, пока травяной покров не был полностью восстановлен. Во время пелерлога в лесу земля отдыхала в течение 10-15 лет.

Система подсечки и выжигания названа в честь дерева, которое было срублено, высушило свои корни, выкорчевано и сожжено. Подобно сменной системе, участок использовался до тех пор, пока он не был исчерпан,заброшен и не были очищены новые. Здесь не было настоящей пахоты, только рыхлая земля. Эта аграрная организация вынуждала славян переселяться на новые территории, и неизбежно было освоение более отдаленных территорий.

Только в VIII веке в степных и лесостепных переложных районах вместе с ними распространилось пахотное земледелие:землю обрабатывали и периодически давали отдохнуть под паром. В лесополосе этот подсектор доминировал вплоть до XIII века.

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень и просо, которые давали высокий урожай при резке и обрезке. С продвижением на север и распространением пахотного земледелия возрос урожай ржи и овса, которые раньше занимали небольшое место.

Вместе с земледелием славяне разводили домашний скот. Они держали лошадей, коров и свиней.

Восточные славяне, расселившиеся по лесам и лесостепям, не оставляли без внимания богатство леса. Охота и пчеловодство (сбор меда и воска у диких пчел) требовали столько усилий и терпения, чтобы вспахать землю. В лесу необходимо было устраивать и содержать охотничьи ловушки и летучие вещества (норы для пчел). А лес регулярно кормил людей мехом, медом и воском. Эти "дары леса" во многом легли в основу славянской торговли с соседями по Византийской империи.

Торговый путь, которым пользовались древние греки, основавшие свои колонии в Причерноморье, проходил через восточноевропейскую равнину. "Повесть временных лет" объясняет это так: "от того же озера, вдоль волока Днепра и верховьев Днепра до Ловати в нить великого озера Ильмень, от варягов до гимета, течет в Днепр тендер".

Эта дорога стала главной дорогой Древней Руси. Он перевозил не только меха и мед, но и добычу, которая была захвачена во время военных действий.

Как уже упоминалось, ведущая роль в транспортной торговле через Восточную Европу уступала местным мусульманским купцам только в Халифате еврейского купечества Каспийского моря и вдоль Волги, причем последние, по-видимому, главным образом по суше, добирались до небольшого города Булгар (который был основан в недалеком современном веке в Казани), но уже в IX веке на Волге. на северную границу славян арабские купцы не ходили: хазары держали дороги под своим контролем, и помимо чисто административных мер им удавалось проникать в дикие северные земли, якобы убивая всех иноземцев.

В то же время уже в IX веке, но особенно в X веке, все более актуальным становился другой маршрут, соединяющий северную Европу с Черным морем.

Возможно, его функция была обусловлена господством хазар на Волжском тракте и закладывала всевозможные барьеры для всех торговцев, кроме евреев.

Скандинавия становилась все более активной на севере, в то время как Юг все больше вовлекался в орбиту влияния или непосредственно находился под властью Хазар.

Процесс социально-экономического развития восточных славян был неравномерным. Племена, жившие на Среднем Днепре и Приднепровье, развивали здесь пахотное земледелие в течение длительного времени, чему способствовали благоприятные климатические условия для ведения сельского хозяйства и близость к древним цивилизациям, часть полученной продукции вывозилась на рынки Причерноморья. О стабильности этих торговых отношений свидетельствуют многочисленные клады римских и византийских монет. В то же время на остальной территории Восточной Европы по-прежнему господствовало слякотное земледелие, которое требовало большого количества труда, поэтому коллективная организация труда и общинная собственность были весьма актуальны.

К девятому веку появление новых сельскохозяйственных технологий и инструментов сделало его широко доступным для ведения отдельной независимой экономики для каждой небольшой семьи.

Патриархальная семейная община заменяется территориальным сельским обществом, состоящим из малых семей.

Славяне VI-IX вв. н. э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху, разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу, в качестве вспомогательного промысла занимались охотой, рыболовством, бортничеством.

Важным изменением в жизни славян в VII-IX веках стало отделение ремесел от земледелия. Прежде всего, отделяются металлообработка и керамика.Мастера изготавливали инструменты из железа и создавали замечательные украшения.

Поселение ремесленников со временем превратилось в место производства и обмена товарами, политический и административный культурный и религиозный центр, то есть город. Часто город располагается на месте старого племенного святилища или оборонительных сооружений. Так появились Ладога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Риовек, Смоленск.

Окрестное население приезжало в город на переговоры, приезжали купцы из других стран. В основном они торговали хлебом, мехами, солью, воском, льном, медом, говядиной и рыбой.

Основным маршрутом сообщения была река, вдоль которой располагался город. Меховые деньги(куны, резаны, векши, ноганы и др.) в России в качестве средства обращения использовались восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. Начиная с конца X века. В России они начали чеканить свои собственные золотые и серебряные монеты, которые затем уступили место золотым слиткам–гривне.

Славянские деревни обычно укреплялись крепостными валами и рвами. Дом был небольшой(25-30 квадратных метров), земля и землянки типа пришли.

Жизнь славян

Первые поселения восточных славян появились на берегах рек и озер. Поначалу славяне жили в землянках и начали строить дома–в этих деревянных жилищах посередине был устроен камин, дым проходил через отверстия в крыше и стенах. В каждом доме обязательно есть хозяйственные постройки, они сделаны из плетня, Самана или подобных материалов, свободно разбросаны или размещены по периметру площади, а интерьер выполнен из дерева.

В славянских деревнях было не так уж много дворов. Они были окружены земляными валами для защиты от врага.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, дубины (бруски с тяжелыми набалдашниками и шипами). Красные стрелы, выпущенные из тугого лука, могут достать врага даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубахи" из небольших металлических колец. На сегодняшний день сохранились высокие берега рек и озер это остатки древнего славянского поселения, которые изучают археологи. Во времена волнений, когда войны постоянно происходили не только между разными племенами, но и между соседними общинами, люди часто были окружены высокими склонами, глубокими каньонами или водой.

Развалины такой небольшой крепости называются городищами. Жилище было построено в виде землянки, внутри стояла глинобитная или каменная печь. В каждой деревне обычно были родственники, которые управляли своим домашним хозяйством как общиной.

Каждая семья или группа родственников сделала все для себя в печи из мелкой глины, что надо, ямы из домницы или местной руды плавят железо. Затем кузнец выковал нож, древко, сошник, наконечник стрелы,копье и меч. Женщина делала керамику, ткала ткани, шила одежду. В большом употреблении была не только деревянная посуда и утварь, но и изделия из бересты и лыка. Они покупали только то, что не могли получить на месте. Самым распространенным товаром долгое время была соль-потому что ее залежи нигде не находили.

Они также торговали медью и драгоценными металлами, которые использовались для изготовления ювелирных изделий. Все это оплачивалось товарными и ценными товарами, играющими роль денег: мехом, медом, воском, зерном, коровой.

 

По археологическим данным мы можем в какой-то мере судить о жизни древних славян.

 

Их поселения, расположенные по берегам реки, были классифицированы как своеобразные гнезда из 3-4 поселений. Если расстояние между этими населенными пунктами не превышало 5 км, то между "гнездами" оно достигало не менее 30 км или 100 км. В каждой деревне было по нескольку семей. Пол был в полуметре или под землей, деревянная стена, глиняная или каменная печь топилась черным, а крыша была покрыта глиной, иногда доходившей до земли на концах крыши. Площадь такого полублиндажа обычно была невелика: 10-20 м2.

Некоторые поселения, вероятно, образовали древнеславянскую общину-вервь. Сила общинных институтов была столь велика, что даже при росте производительности труда и общего уровня жизни не сразу привела к собственности, а компания в Вервье так, поселение X века (то есть когда Древнерусское государство уже существовало)–поселение Новотроицк-более или менее богатое хозяйство, следы которого обнаруживаются очень близко. здесь не было места для отдельных конюшен или загонов для скота, которые иногда касались крыши.

Сила общины вначале сдерживается, несмотря на относительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и отделение от нее богатых семей.

Примерно в седьмом и восьмом веках ремесло было окончательно отделено от сельского хозяйства. Есть кузнецы, рабочие литейных цехов, кузнецы золота и серебра, а позже специалисты по гончарному делу. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах-городах или поселениях-погостах.погосты постепенно превращались из военных укреплений в центр ремесленных и торговых городов. В то же время город становится центром обороны и резиденцией сильных мира сего.

Это место обеспечивало более надежную защиту, поэтому город обычно появлялся при слиянии двух рек. Центр города, окруженный стенами крепостных валов и укреплений, назывался Кремль или Детинец. Как правило, Кремль был окружен водой со всех сторон, потому что реки, впадавшие в город, соединялись заполненным водой рвом. По бокам кремля располагались ремесленные поселения. Эта часть города называлась Посадом.

Духовная жизнь

Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, исповедуемой восточными славянами, было язычество (в последнее время-политеизм, т. е.) .

Наши предки почитали силу природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу (Ярило, или конь, или какое - то славянское племя под названием Велес) - Богу Солнца, почитаемому как источник тепла и света. Следует отметить, что Велес иногда становился еще одним богом-покровителем домашних животных, а коня называли самим Солнцем.

Согласно легенде, даздбог каждое утро выезжал в карете, раскрашенной белой огнедышащей лошадью. Его сестры, утренняя заря и вечерняя заря, по очереди направляют лошадь Дажбога в конюшню, а он также по очереди очищает облака и использует дождь, чтобы очистить свое лицо.

Другим важным божеством был Перун, бог грома и молнии. Кроме того, он был охранником и защитником военных. Славяне верили, что Перун будет стрелять стрелами молнии из огненного лука радуги. Иногда его молния изображалась в виде железного меча. Считалось также, что Перрин был вооружен огромной дубиной. Все эти орудия служили ему для борьбы со злыми демонами-великанами, повелителями облаков и тумана. Перрин, в конце концов, обладает властью над остальными языческими богами. Праздник Перуна отмечался каждый год 20-го числа, в этот день приносились в жертву быки и петухи.

Славяне также поклонялись Сварогу-богу Неба и покровителю ремесленников, Стрибогу-богу ветра,Мокоши-богине земли и плодородия, покровительнице женского рукоделия. Сварог-бог неба и огня, по верованиям древних славян, разорвал небесный покров лучами и стрелами. Если Сварог бросил кузнечные щипцы с неба на землю, то с тех пор люди научились ковать железо.

Первоначально первое место в восточнославянском пантеоне занимал Даздбог, а затем его постепенно оттеснил Перун, которому поклонялись княжеские дружинники.

Внешнее поклонение божеству у славян не развивалось. Храм не был построен,и идолы были помещены на открытых местах, где жертвоприношения, иногда человеческие существа, были обеспечены. Такое место называлось храмом. Славянские колдуны не стали чином священнослужителей, как в Древней Греции, и не стали священниками на востоке.

Культ предков развился гораздо больше. Давно умерший основатель семьи был обожествлен,его звали род. Поэтому почитаемого предка и звали Рожаниц. После распада семейной общины домовой, покровитель дома, в котором он живет, занял место семьи. Культ предков отчасти объясняется обычаем кровной мести, который издавна существовал у славян.

Вода - это дух рек и озер. Славяне верили, что для устрашения людей он мог подражать словам человека или животного, громко смеясь, хлопая в ладоши. Считалось, что вода обладает способностью превращаться и превращаться в бревна, рыбу, свиней, коров и собак.

Хобгоблины верили в человеческое жилище и лесную (болотную) нечисть. Они были представлены восточным славянам как невидимая женщина, кривая и уродливая. Считалось, что они могли выгнать хозяина из дома и покалечить животных, особенно кур. Они враждебно относятся к мужчинам, рвут на себе волосы своих хозяев, бьют посуду, беспокоят их по ночам.

Чтобы обезопасить себя от Бога и злых духов, злых сил и гнева сглаза, славяне придумывали различные обергические предметы, которые якобы спасали их от напастей и избегали колдовства. Каждый человек всегда носил талисман в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего Клыка. В доме резные деревянные фигурки домовых были расставлены на видном месте, они как бы охраняли покой, защищали дом от воров и защищали его от огня. Покровительницей женщин была Мокошь, поэтому многие славяне носили изображение этого Бога на шее и груди.

Основные славянские праздники и обряды были тесно связаны с культом природы и предков. Например, в конце месяца отмечался праздник Коляды. Он был приурочен к началу прибавления дня, "повороту летнего солнца". За колядкой последовали и другие праздники в честь Солнца: наблюдали зиму, встречали весну ("Красная Горка"). 24 мая отмечался праздник Ивана Купалы, Бога изобилия и земных даров. В ночь на Купалу о папоротнике ходила легенда, обещавшая несметные богатства тем, кто сможет его найти. Заключение

Помимо праздников, связанных со сменой года, существовал также Ритуал тризны, который был данью памяти умершим. К ним относятся Весенняя Радуница и летняя русалия.

Тогда многие языческие праздники были приурочены к христианским праздникам: к зимним праздникам-Масленице, Коляды-к Рождеству и Святкам, к Купале и Русалии-к Иванов празднику.