Восприятие в процессе общения

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль прошлого опыта в восприятии
Проявление эффекта «другой расы» при восприятии изображений лица
Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений
Межкультурные различия в выражении эмоций


Введение:

Актуальность этой темы заключается, прежде всего, в необходимости понимания роли общения и восприятия людьми друг друга. Содержание и уровень отношений человека с миром различны: каждый человек вступает в отношения, но целые группы также вступают в отношения друг с другом, и, таким образом, человек становится субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

У людей поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных у людей, потребность в общении, контакте является полностью независимым внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в еде, одежде и т. д.). Встречается у человека практически с рождения и наиболее отчетливо проявляется через полтора-два месяца. В процессе общения должно быть взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому тот факт, что партнер по общению воспринимается, имеет большое значение, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого является обязательной частью общения и условно можно назвать перцептивной стороной общения. В общем, процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) заключается в том, что людям доступны только внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешность (физические качества плюс внешность) и поведение (совершенные действия и выразительные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их определенным образом и делает некоторые выводы (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемых наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и находится в континууме «нравится - не нравится»). Явления, перечисленные выше, обычно называют социальным восприятием. Социальное восприятие - это процесс восприятия так называемых социальных объектов, что означает других людей, социальные группы, большие социальные сообщества. Таким образом, человеческое восприятие человека относится к сфере социального восприятия, но не исчерпывает его.

Объектом нашего исследования является восприятие людьми друг друга.

Предметом исследования является социальное восприятие.

Целью работы является изучение социального восприятия и его явлений.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

  • изучать и анализировать представления людей друг о друге;
  • определить социальное восприятие;
  • изучить явления социального восприятия.

Восприятие человека человеком

Общение как элемент взаимопонимания

Общение - это процесс прямых отношений, когда люди обращаются друг к другу, основываясь на разумном понимании и преднамеренной передаче знаний, мыслей и опыта в соответствии с социальными нормами и условиями деятельности. Вне всякой деятельности общение невозможно. 

Общение связывает людей не только с передачей информации, но и с практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Структуру общения можно охарактеризовать, выделив в ней три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Следует помнить, что на самом деле мы имеем дело с процессом общения в целом.

Коммуникативная сторона общения (или общение в узком смысле этого слова) заключается во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и получении знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством общения и общения является речь, с помощью которой передается не только информация, но и участники совместной деятельности под влиянием друг друга. Существует два типа информации - стимулирующая и уточняющая.

Интерактивная сторона общения (от слова «взаимодействие» - взаимодействие) - это обмен действиями, то есть организация межличностного взаимодействия, позволяющая людям осуществлять для них какую-то общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения - это процесс обучения, познания и понимания друг друга людьми с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и, следовательно, означает процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут знать друг друга с целью дальнейших совместных действий или, наоборот, люди, включенные в совместные действия, знают друг друга.

Специфика межличностного общения проявляется, прежде всего, в следующих процессах и явлениях: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, явлении коммуникативного влияния и существовании различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Давайте проанализируем эти особенности более подробно.

Устные средства общения

Вербальное общение является наиболее изученной формой человеческого общения. Кроме того, это самый универсальный способ передачи мыслей. На устном человеческом языке вы можете «перевести» сообщение, созданное с использованием любой другой системы знаков. Например, сигнал красного света переводится как «проход закрыт», «останов»; палец, поднятый вверх, прикрытый ладонью другой руки, как «Я прошу дополнительную минуту перерыва» в спорте и т. д.

Структура речевого общения включает в себя:

  • Значение и значение слов и фраз играет важную роль в правильности использования слова, его выразительности и доступности, правильном построении времен и его разборчивости, правильном произношении звуков, слов, выразительности и значении интонации. 
  • Звуковые явления речи: темп речи (быстрый, средний, медленный), модуляция высоты звука (плавная, резкая), высота голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (скользящий, хриплый, скрипучий), интонация, дикторская речь , Наблюдения показывают, что наиболее привлекательным в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  • Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, которые возникают во время общения: смех, ворчание, плач, шепот, вздох и т. д.; разделительные звуки - это кашель; ноль звуков - паузы, а также звуки назализации - «хмм-хмм», «э-эх» и т. д. 

Невербальные средства общения

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не основаны на словах. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является обязательным условием эффективного общения.

Наиболее значимые невербальные средства - кинетические средства - визуально воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно - регулирующую функцию в общении. Кинематика включает в себя выразительные движения, проявляющиеся в выражениях лица, позе, месте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится выражениям лица - движениям мышц лица. Взгляд, или визуальный контакт, который является чрезвычайно важной частью общения, очень тесно связан с выражением лица. Общаясь, люди склонны к взаимности и дискомфорту, если выражения лица отсутствуют.

Информация переносится такими движениями человеческого тела, как поза, жест, походка.

Поза - это позиция человеческого тела, типичная для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза ясно показывает, как этот человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих.

Коммуникационные жесты несут много информации. Специфический смысл отдельных жестов различен в разных культурах.

Однако во всех культурах существуют похожие жесты, среди которых можно выделить:

  • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, удовлетворительно, негативно, вопросительно и т. д.);
  • модальный, то есть выражение признательности и отношения (жесты одобрения, неудовлетворенности, доверия, недоверия, растерянности и т. д.);
  • описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

По походке человека, то есть по стилю движения, можно узнать его эмоциональное состояние.

Prosodica - это общее название для таких ритмичных и интонационных сторон речи, как высота, громкость тона голоса, тембр голоса и сила стресса.

Экстралингвистическая система - это включение паузы в речь, а также различные психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех, вздох и т. д.

Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, сохраняют языковые средства общения, дополняют, заменяют и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Тактические средства общения включают динамическое прикосновение в виде рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Рукопожатия, например, делятся на три типа:

  1. доминантный (рука сверху, ладонь опущена);
  2. покорный (рука снизу, ладонь вверх);
  3. равный.

Такой элемент такси, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равного социального статуса общающихся.

Таксические средства общения в большей степени, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общения. Неадекватное использование человеком налоговых средств может привести к конфликтам в общении. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - расстояния, характерные для североамериканской культуры.

Эти стандарты определяются четырьмя дистанциями:

  1. близкое расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;
  2. личное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;
  3. социальные (от 120 до 400 см) - желательно общение с незнакомыми людьми и в официальном общении;
  4. общедоступный (от 400 до 750 см) - при разговоре с различной аудиторией.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. 

Определение понятия «восприятие»

Восприятие - это процесс человеческого восприятия и обработки различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: «Люди больше озабочены не событиями, а их восприятием». В соответствии с этим убеждением, общение во многом зависит от того, как человек воспринимает мир и как он думает о мире. Эту идею как-то подтвердили в своих трудах Платон философы-идеалисты И. Кант и Г. В. Гегель, 3. Фрейд, американские и английские позитивисты и прагматики В. Джеймс, Б. Рассел и другие.

Восприятие другого человека - это процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, их взаимосвязь с личными свойствами воспринимаемого человека и реализация на этой основе понимания его внутреннего мира и поведения.

Проблема взаимодействия когнитивных процессов и коммуникационных процессов активно изучается зарубежными и отечественными исследователями. Ученые концентрируются на понятиях «межличностное восприятие», «межличностное восприятие», «восприятие человека человеком» и т. д. В психологической науке проводятся экспериментальные разработки по различным аспектам этой проблемы. В этом случае большинство ученых анализируют характеристики субъекта и объекта межличностного восприятия, механизмы межличностного восприятия и т. д.

Особый вклад в развитие идей о том, как взаимосвязаны коммуникационные и когнитивные аспекты психики, внесли гештальт-психологи, которые пытались ответить на вопрос о том, как человек воспринимает свое существование и как это восприятие определяет его бытие в мире. 

Восприятие - это умственный процесс отражения предметов и явлений реальности в совокупности их различных свойств и частей с их непосредственным воздействием на органы чувств. Восприятие является отражением сложного стимула. Далее в нашей работе мы рассмотрим основные свойства и принципы восприятия.

Свойства восприятия

Свойства восприятия включают в себя:

  • Постоянство - относительная независимость изображения от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет для объектов их размер, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого объекта, условий освещения, угла восприятия и т. д.). 
  • Субъективность - объект воспринимается нами как отдельное физическое тело, изолированное в пространстве и времени. Это свойство наиболее ярко проявляется во взаимозависимости фигуры и фона. 
  • Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в изображении. Два аспекта этого свойства должны быть рассмотрены:
  1. сочетание разных элементов в целом;
  2. независимость образованного целого от качества его составных элементов. 

Принципы организации восприятия (свойства объективности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальт-психологии (М. Вертхаймер, С. Осгуд и др.).

Обобщение - отношение каждого изображения к определенному классу объектов, имеющих имя.

Значимость восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сути предмета.

Важнейшим феноменом восприятия является связь изображения объекта с реальным миром - явление проекции (например, человек видит не изображение объекта на сетчатке, а реальный объект в реальном мире). Это явление можно проследить на всех уровнях организации личности.

Восприятие и ориентация личности

Становясь более осознанным и обобщенным, наше восприятие в то же время приобретает все большую и большую свободу по отношению к непосредственно данным. Мы становимся все более свободными в том, чтобы непосредственно разбирать данное, выделять в нем определенные, с определенной точки зрения, существенные моменты и соотносить их с другими.

Восприятие не является чисто пассивным, только актом созерцания. Эмоциональное отношение как бы регулирует и окрашивает воспринимаемое - оно делает яркие и выпуклые одни черты и оставляет другие в тени.

Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии прежде всего в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на разных уровнях. Если на более низких уровнях процесс восприятия протекает как бы «спонтанно», «под действием силы тяжести», независимо от сознательной регуляции, то в его более высоких формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.

В самых передовых формах наблюдение, исходя из четкой постановки целей и приобретения планового систематического характера, превращается в метод научного познания. Восприятие в повседневной жизни относительно редко достигает сознательной ориентации, к которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не опускается до уровня чисто пассивного, полностью ненаправленного опыта.

Таким образом, в ходе изучения восприятия все более и более раскрывается истинное содержание первоначального утверждения о том, что восприятие не является простой суммой ощущений, что это сложный, целостный процесс. Восприятие человека на самом деле представляет собой единство чувственно-логического, чувственно-смыслового, ощущения и мышления. Это всегда не только чувственная данность, но и понимание ее объективного значения, восприятие отражает всю многообразную жизнь личности - ее взгляды, интересы, общую ориентацию и прошлый опыт - восприятие - и, более того, не только репрезентации, но и все реальное существо личности, ее реальный жизненный путь. 

Уровни перцептивного действия

Различают четыре операции или четыре уровня действия восприятия: обнаружение, распознавание, идентификация и идентификация. Первые два относятся к восприятию, последнее к действиям идентификации.

Обнаружение является начальной фазой развития любого сенсорного процесса. На данном этапе субъект может ответить только на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - это различение или само восприятие. Его конечным результатом является формирование перцептивного образа стандарта. Более того, развитие перцептивного действия следует линии выделения специфического сенсорного содержимого в соответствии с характеристиками представленного материала и задачами, стоящими перед субъектом.

Когда образ восприятия сформирован, возможно действие по идентификации. Для идентификации требуется сравнение и идентификация.

Идентификация - это идентификация непосредственно воспринимаемого объекта с изображением, хранящимся в памяти, или идентификация двух одновременно воспринимаемых объектов. Идентификация также включает категоризацию (назначение объекта определенному классу объектов, которые были ранее восприняты) и извлечение соответствующего стандарта из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий; овладение ими требует специальной подготовки и практики.

В зависимости от того, в какой степени деятельность человека будет сфокусирована, восприятие делится на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих объектов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих объектов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет предопределенной цели. В нем нет волевой активности, поэтому она называется непроизвольной. Прогуливаясь, например, по улице, мы слышим шум машин, люди разговаривают, мы видим витрины магазинов, мы ощущаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала определяется задачей - осознать тот или иной предмет или явление, познакомиться с ним. Так, например, преднамеренное восприятие будет состоять в том, чтобы исследовать электрическую цепь исследуемой машины, прослушать отчет, просмотреть тематическую выставку и т. д. Она может быть включена в любую деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебное задание и т. д.), но оно может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение.

Наблюдение - это произвольное систематическое восприятие, которое осуществляется с конкретной, явно сознательной целью через произвольное внимание. Наиболее важные требования, которым должно удовлетворять наблюдение, - это ясность задачи наблюдателя и систематическое и систематическое поведение. Существенную роль играет фрагментация проблемы, постановка конкретных, более конкретных проблем.

Если человек систематически практикует наблюдение, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такая черта личности, как наблюдение.

Наблюдение - это способность замечать характерные, но тонкие особенности предметов и явлений. Он приобретается в процессе систематического занятия любимой вещью и поэтому связан с развитием профессиональных интересов личности.

Отношения наблюдения и наблюдения отражают отношения между психическими процессами и личностными качествами. 

Общие выводы из первой главы.

В заключение первой главы можно отметить, что общение - это процесс прямых отношений, когда люди обращаются друг к другу.

Общение связывает людей не только с передачей информации, но и с практическими действиями, элементом взаимопонимания. Структуру общения можно охарактеризовать, выделив в ней три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Восприятие - это процесс человеческого восприятия и обработки различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

В этой главе мы также рассмотрели основные свойства и принципы организации восприятия. Среди свойств выделяют постоянство, объективность, целостность. Основные принципы организации восприятия: обобщение и осмысленность.

Социальное восприятие и его явления

Довольно часто восприятие человека человеком называется «социальным восприятием». Эта концепция в данном случае используется не очень точно. Термин «социальное восприятие» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году при разработке так называемого «Нового взгляда на восприятие». Первоначально социальное восприятие понималось как социальная детерминация процессов восприятия. Позже исследователи, в частности в области социальной психологии, дали понятию несколько другое значение: социальное восприятие было названо процессом восприятия так называемых социальных объектов, что означало других людей, социальные группы, большие социальные сообщества. Именно в этом использовании термин вошел в социально-психологическую литературу. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к сфере социального восприятия, но не исчерпывает его.

Если вы представляете процессы социального восприятия в полном объеме, вы получаете очень сложную и разветвленную схему. Он включает в себя различные варианты не только объекта, но и предмета восприятия. Когда субъектом восприятия является индивид (I), он может воспринимать другого индивида, который принадлежит к «его» группе (1); другое лицо, принадлежащее к «иностранной» группе (2); собственная группа (3); Группа «Чужой» (4). Если вы даже не включите в список большие социальные сообщества, которые в принципе также могут быть восприняты, то в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых имеет свои особенности.

Ситуация еще сложнее, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (G). Затем к составленному списку процессов социального восприятия следует добавить: восприятие группой своего члена (5); групповое восприятие представителя другой группы (6); восприятие самой группы (7) и, наконец, восприятие группой другой группы в целом (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, в другой терминологии почти каждый из «случаев», указанных здесь, изучается в социальной психологии. Не все из них относятся к проблеме взаимопонимания партнеров по общению.

Целесообразно говорить не о социальном восприятии вообще, а о межличностном восприятии или межличностном восприятии (или - как вариант - о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том смысле, в каком оно здесь рассматривается. Другими словами, в этом контексте речь идет только о позициях 1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого, есть необходимость в другом комментарии. Восприятие социальных объектов имеет так много специфических особенностей, что само использование слова «восприятие» здесь кажется не совсем точным. В любом случае ряд явлений, возникающих при формировании идеи другого человека, не вписывается в традиционное описание процесса восприятия, как это дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе поиск наиболее точного понятия для характеристики описанного процесса все еще продолжается. Основная цель этого поиска - включить некоторые другие когнитивные процессы в процесс восприятия другого человека в более полном объеме. В этом случае многие исследователи предпочитают использовать французское выражение «connaissanse d'autrui», которое означает не столько «восприятие другого», сколько «знание другого». В отечественной литературе выражение «познание другого человека» также часто используется как синоним «восприятия другого человека». 

Такое более широкое понимание термина обусловлено специфическими особенностями восприятия другого человека, которые включают в себя восприятие не только физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоции, установки и т. д. Кроме того, в содержание одного и того же понятия входит формирование представлений о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь значимой роли в восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная особенность, как избирательность (восприятие) восприятия, проявляется здесь весьма своеобразно, поскольку значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т. д. Включены в процесс отбора. Тот факт, что новые впечатления от объекта восприятия классифицируются на основе сходства с предыдущими впечатлениями, обеспечивает основу для стереотипирования. Хотя все эти явления были экспериментально зафиксированы в восприятии физических объектов, их значение в области восприятия людьми друг друга чрезвычайно возрастает.

Другой подход к проблемам восприятия, который также использовался в социально-психологических исследованиях межличностного восприятия, связан со школой так называемой транзакционной психологии, некоторые из которых уже обсуждались в предыдущей главе. Здесь особенно подчеркивается, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта в качестве конкретных детерминант воспринимающей ситуации, что представляется особенно важным, когда Знание другого человека считается не только для понимания партнера, но и для установления согласованных с ним действий, особого рода отношений.

Все это означает, что термин «социальное восприятие», или, в более узком смысле слова, «межличностное восприятие», «восприятие другого человека», используется в литературе в несколько свободном, даже метафорическом смысле, хотя недавние исследования в Общая психология восприятия характеризуются сближением восприятия и других познавательных процессов. В самых общих чертах можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, их соотношение с личностными характеристиками воспринимаемого человека и интерпретацию его действий на этой основе. 

Далее в нашей работе мы подробно рассмотрим явления социального восприятия.

Феномен отражения

Отражение - это психологическая категория, которая имеет довольно сложную историю. Рефлексивность была признана одним из основных качеств психики в период становления психологии как самостоятельной науки в 19 веке, а также во время экспериментальной дифференциации высших психических функций в начале 20 века. Философы и психологи Новой Эры, начиная с Дж. Локка, подчеркивали важную роль рефлексии в процессах сознания (И. Фихте) и мышления (Г. Гегель). Отражение рассматривалось как интроспективный принцип психологического познания (Дж. Локк), как взаимодействие категорий знаний (И. Кант), как средство осознания прямого знания (Л. Нельсон), как способ осознания и самосознания. наблюдения (С.В. Кравков, А.О. Маковельский) и др.

Термин «психологическая рефлексия» был введен А. Будеменом (1925). А. Марк в 1948 г. впервые систематизирует философские и психологические представления о рефлексии; С.Л. Рубинштейн вводит аксиологический аспект понимания рефлексии как «мировоззренческих чувств человека».

Сегодня мы используем понятие «рефлексия» в самой общей форме как способность осознать особенности нашей личности и нашего общения с другими, что позволяет нам «стоять над собой» и исследовать конструктивные и разрушительные связи и отношения: причины, которые служат источником пережитых проблем; связь существующих проблем с прошлым опытом их развития; взаимосвязь собственных черт личности и поведения окружающих; возможности изменения себя, инициирования изменений во взаимодействии в совместном пространстве с другими.

Признаками развитого отражения являются:

  • осознание особенностей вашей личности;
  • независимость от прошлого;
  • ориентация на настоящее и будущее;
  • способность самостоятельно изменять неблагоприятный ход событий;
  • выйти из сложной ситуации;
  • активно вмешиваться в происходящее.

Чтобы стать знатоком общения, совсем не обязательно углубляться в глубины рассуждений теоретиков. Если мы возьмем саму суть их комплексного исследования, мы увидим, что рефлексия - это способность человека осознавать свои действия и образ себя. С помощью рефлексии человек может постигать свои действия, соотносить свои усилия с поведением других людей. Через размышления мы получаем возможность «изолировать» себя от пространства нашего неконструктивного взаимодействия в прошлом и настоящем и строить позитивные перспективы на будущее.

Что касается понимания рефлексии с точки зрения социальной психологии, то рефлексия относится к осознанию действующим лицом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своего рода двойной процесс зеркального отражения друг друга, «глубокая, последовательная взаимосвязь, содержанием которой является воспроизведение внутреннего мира». партнера по взаимодействию, и в этом внутреннем мире, в первую очередь, отражается внутренний мир первого исследователя. 

Изучение рефлексии как ментального феномена имеет корни в философии, где это понятие обозначается как «самоанализ, самоисследование». Однако это понятие уже давно включено в категориальный аппарат психологии, где оно получило иную интерпретацию, связанную со специализацией той или иной отрасли психологии. Социальная психология, с другой стороны, делает акцент на таком проявлении рефлексии, как осознание нынешним человеком того, как он сам воспринимается партнером по общению. Для этой области психологических знаний особую роль играет осознание человеком своей деятельности, ее различных элементов, методов деятельности, возникающих проблем и способов их решения, эмоциональных изменений, форм общения, методов самоанализа и т. д. Следует отметить, что понятие «отражение» стало сегодня довольно популярным, что приводит к стремлению почти каждого ученого внести свой вклад в объяснение этого явления.

Термин «психологическая рефлексия» был введен А. Будеменом в 1925 году. Заслуга систематизации всех философских и психологических представлений о феномене отражения принадлежит А. Марку.

Феномен отражения включает в себя:

  • саморефлексия (например, оценка своей внешности);
  • само отражение (осознание человеком того, как он выглядит в глазах того, кто его воспринимает);
  • взаимное отражение (2 человека задаются вопросом, как они смотрят друг другу в глаза).

Феномен притяжения

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения по отношению друг к другу. Исходя из сделанных оценок, рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследования, связанная с выяснением механизмов формирования различных эмоциональных отношений с воспринимаемым человеком, называется изучением притяжения. Буквально притяжение - это притяжение, но конкретная коннотация в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «притяжение». Притяжение - это и процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторые качественные отношения. Эта двусмысленность термина особенно важна, чтобы подчеркнуть и иметь в виду, когда притяжение исследуется не само по себе, а в контексте третьей, перцептивной стороны общения. С одной стороны, возникает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, враждебности в восприятии другого человека, а с другой стороны, какова роль этого явления в структуре Общение вообще, в его развитии как особой системы, которая включает в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение привлекательности в процесс межличностного восприятия с особой ясностью раскрывает характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение - это всегда реализация определенных отношений (как социальных, так и межличностных). Привлечение связано главным образом с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Долгое время считалось, что сфера изучения таких явлений, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее это область искусства, литературы и т. д. До сих пор существует точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой сталкивается с непреодолимыми препятствиями не только из-за сложности изучаемых явлений, но и из-за различных этических трудностей, возникающих здесь.

Однако логика углубления изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию «принять» эту проблему, и в настоящее время существует довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Притяжение можно рассматривать как особый тип социального отношения к другому человеку, в котором преобладает эмоциональный компонент, когда это «другое» оценивается в основном в категориях, характерных для аффективных оценок. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования в основном посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к возникновению позитивных эмоциональных отношений между людьми. В частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования притяжения, роли «экологических» характеристик, процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч). и т. д.) изучается. Многие работы выявили связь между влечением и особым типом взаимодействия, которое развивается между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностного восприятия нельзя рассматривать вне специфических отношений, возникающих в то же время, то процесс привлечения - это как раз возникновение положительного эмоционального отношения в восприятии другого человека. Теоретические интерпретации, которые даны полученным данным, не позволяют сказать, что удовлетворительная теория притяжения уже создана. В исследованиях западных социальных психологов объяснение феномена дается в основном в методологически узких рамках поведенческого подхода (влечение происходит при условии «подкрепления»).

Изучение притяжения в контексте групповой деятельности открывает широкие перспективы для новой интерпретации функций притяжения, в частности, функций эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такие работы занимают значительное место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие идеи специфики человеческого общения как единства его трех сторон позволяет нам наметить пути изучения притяжения именно в контексте общения между людьми в группе.

Таким образом, «влечение - это особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему».

Благодаря позитивным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т. д. Между людьми возникают определенные отношения, которые позволяют более глубоко узнать друг друга. Согласно образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», то есть увидеть и понять лучшее и достойное, что есть в нем.

Привлечение как механизм социального восприятия обычно рассматривается в трех аспектах:

  • процесс формирования привлекательности другого человека;
  • результат этого процесса;
  • качество отношений.

Результатом этого механизма является особый вид социального отношения к другому человеку, в котором преобладает эмоциональная составляющая.

Притяжение может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью своих подданных. Вероятно, существуют разные причины, по которым мы более симпатизируем одним людям, чем другим. Эмоциональная привязанность может возникать на основе общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или избирательного отношения к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т. д. Любопытным является тот факт, что такие отношения позволяют лучше понять другого человека. С определенной степенью условности мы можем сказать, что чем больше людей нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его действия (если, конечно, речь идет о патологических формах привязанности).

Привлечение также важно в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностным общением, выражать свое самое позитивное отношение к клиентам, даже если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет противоположный эффект - отношение действительно может измениться на положительное. Таким образом, специалист формирует дополнительный механизм социального восприятия, который позволяет получить больше информации о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует привлекательность, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение не всегда может быть выражено улыбкой, особенно если оно выглядит фальшивым и слишком устойчивым.

Атрибутивные процессы (феномен атрибуции)

Атрибутивные процессы характеризуются существенной динамикой в ​​развитии совместной деятельности партнеров. В процессе восприятия происходит перестройка структуры оценочных суждений, деловых характеристик партнера, а также тех качеств, которые связаны со спецификой деятельности, набирают больший вес.

При объяснении причинно-следственной (приписывание причин и мотивов поведения) и личностной атрибуции исходят из следующих положений. Зная друг друга, люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемой информации, но стремятся выяснить причины поведения и сделать выводы относительно личных качеств объекта.

Одним из способов повышения объективности причинно-следственной и личной атрибуции в управленческом общении является анализ результатов деятельности партнера. Особый раздел социальной психологии, называемый причинно-следственной атрибуцией, анализирует эти процессы (Дж. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кеннус, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования причинно-следственной атрибуции направлены на изучение попыток «обычного человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это также включает в себя интерпретацию их собственного и чужого поведения, которое является неотъемлемой частью межличностного восприятия. Если в начале исследования атрибуции речь шла только о приписывании причин поведения другого человека, то позднее стали изучать методы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, черт личности. Сам феномен атрибуции возникает, когда у человека возникает нехватка информации о другом человеке: его необходимо заменить процессом атрибуции.

В жизни люди не знают реальных причин поведения другого человека или не знают достаточно. Затем в условиях недостатка информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и иногда сами модели поведения или некоторые более общие характеристики. Атрибуция осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-либо другим паттерном, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Феномен идентификации

Термин «идентификация» имеет несколько значений в социальной психологии. В проблемах общения идентификация - это умственный процесс ассимиляции себя с партнером по общению, чтобы узнать и понять его мысли и идеи. Сочувствие также понимается как умственный процесс ассимиляции себя с другим человеком, но с целью «понимания» опыта и чувств познаваемого человека. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширенную интерпретацию - он включает процессы понимания как чувств, так и мыслей партнера по общению. В то же время, говоря о процессе эмпатии, необходимо иметь в виду и, безусловно, позитивно относиться к личности партнера.

Это означает наличие:

  1. принятие личности этого человека в целостности;
  2. собственный эмоциональный нейтралитет, отсутствие ценностных суждений по этому поводу.

Таким образом, идентификация - это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставить себя на место, слиться со своим «я». В этом случае даже временное, но отказ от собственного «я» неизбежно. При отождествлении с другим человеком его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки усваиваются. Человек ведет себя так, как, по его мнению, этот человек будет строить свое поведение в этой ситуации. Идентификация имеет особое личностное значение на определенной стадии развития, чаще всего у пожилых подростков или молодых людей, когда она во многом определяет характер отношений между молодым человеком и значимыми взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Феномен понимания

Взаимопонимание - это идентичность значений, значений, поведенческих актов у двух людей, которые воспринимают друг друга.

Чтобы процесс общения состоялся, необходимо наличие взаимопонимания между участниками этого процесса.

Само понимание может быть истолковано по-разному:

  1. Как понимание целей, мотивов, отношений партнера по взаимодействию;
  2. Как не только понимание, но и принятие, разделение целей, мотивов, установок, что позволяет не только «координировать действия», но и устанавливать особый вид отношений: близость, привязанность, выраженную в чувствах дружбы, сочувствие, любовь

Эти две стороны взаимопонимания обеспечивают основу для двух областей исследований:

  • в первом случае - с точки зрения анализа взаимодействия;
  • во втором случае с точки зрения анализа так называемой «привлекательности».

Однако в обоих случаях факт восприятия партнера по коммуникации имеет большое значение. Другими словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает в качестве обязательного компонента общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Феномен социально-перцептивной компетентности.

Компетентность - это способность эффективно преодолевать любые проблемные ситуации. В этом случае субъект может удерживать любые параметры процесса или результата решения в узких рамках. В определенном смысле это означает свободу от условий деятельности, то есть способность обходить, «убирать» в гегелевском смысле возникающие трудности. Неудивительно, что развитая компетентность часто сравнивается с творчеством, т. е. со способностью справляться с различными ограничениями нетривиальным образом.

Феномен социально-перцептивной компетентности - это система знаний, умений, обеспечивающих успешное взаимодействие между людьми.

В этом случае социально-перцептивная компетентность выступает в качестве устойчивой социальной и образовательной ценности, содержание которой является динамичным и зависит от требований социально-образовательной ситуации. Современное понимание феномена компетенции включает в себя все субъективные черты личности, которые проявляются во взаимодействии и обеспечивают его эффективность.

Вывод:

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Восприятие человека человеком - это процесс, в котором отражаются его внешние признаки, соотносятся с личными свойствами воспринимаемого человека и реализуются на этой основе, понимая его внутренний мир и поведение. В нашей работе мы рассмотрели основные свойства и принципы организации восприятия. Среди свойств выделяют постоянство, объективность, целостность. Основные принципы организации восприятия: обобщение и осмысленность.

Социальное восприятие - это восприятие социальной реальности, восприятие жизни в целом (личностная оценка реальности), наиболее элементарным процессом является восприятие человека человеком. Таким образом, социальное восприятие является важным психологическим процессом, ответственным за реализацию человеком определенного социального поведения. Он включает в себя восприятие внешних характеристик человека, их связь с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование его действий на этой основе.

Социальное восприятие обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, поскольку поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом процессов восприятия для его партнера. Итак, шаг за шагом, взаимодействие строится.

Идея другого человека связана с уровнем самосознания. Каждый из участников общения, оценивающий другого, стремится выстроить определенную систему интерпретации своего поведения, включая причины своего поведения. Для такой интерпретации нет необходимости знать причины такого поведения; люди связывают эти причины друг с другом. Атрибуция осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого мира с каким-либо другим способом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, или анализом собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Атрибуция происходит при отсутствии информации.

Различают три типа атрибуции:

  • личное - когда причина приписывается лицу, совершившему деяние;
  • объект - когда причина приписывается тому объекту, в отношении которого выполняется действие;
  • косвенный - причина приписывается любым обстоятельствам.

Во второй главе нашей работы мы подробно рассмотрели явления социального восприятия.

Среди них есть следующие:

  • Феномен отражения:
  1. саморефлексия (например, оценка своей внешности);
  2. само отражение (осознание человеком того, как он выглядит в глазах того, кто его воспринимает);
  3. взаимное отражение (2 человека задаются вопросом, как они смотрят друг другу в глаза).
  • Влечение (привлекательность для других людей). / Анти-влечение - непривлекательное для других людей, динамическая характеристика.
  • Атрибутивные процессы (феномен атрибуции):
  1. Причинная атрибуция - рассматривается некоторая причинная связь.
  • Феномен отождествления - это отождествление объекта восприятия с другим человеком или группой лиц.
  • Взаимопонимание - это идентичность этих значений, значений, поведенческих актов двух людей, которые воспринимают друг друга.
  • Феномен социально-перцептивной компетентности представляет собой систему знаний, навыков, обеспечивающих успешное взаимодействие между людьми. Компетентность - это способность эффективно преодолевать любые проблемные ситуации.