Восприятие терроризма в современной России

Содержание:

  1. Теоретические основы терроризма
  2. Актуальные проблемы психологии терроризма
  3. Типология терроризма
  4. Международный терроризм
  5. Феномен терроризма в современной России
  6. Происхождение и формирование терроризма в России
  7. Социально-психологические проблемы терроризма в России
  8. Вывод:
Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Перспективы развития современной отечественной социологии
Реформы 1990-х и начала 2000-х гг. в сознании россиян
Социальное действие как объект изучения социологии
Основные концепции социального взаимодействия в современной социологии

Введение:

Актуальность исследования. Одним из самых опасных и трудно предсказуемых явлений нашего времени является терроризм, который принимает различные формы и безудержные пропорции. Число государств (включая Россию) постоянно растет, пережив ужасные последствия террористических атак. Известные террористические акты в России, США, Великобритании, Испании, Турции и ряде других стран, повлекшие многочисленные жертвы и огромный материальный ущерб. В настоящее время террористические акты часто сеют враждебность между народами и государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между различными социальными группами, которые иногда трудно преодолеть. Терроризм становится все более кровавым, жестоким, циничным и многогранным.

Можно констатировать, что терроризм стал глобальной проблемой нашего времени, что напрямую влияет на Россию и ее безопасность. Само географическое положение между Европой и Азией превращает нашу страну в объект экспансии террористических сил. Секретарь Совета безопасности России Н.П. Патрушев подчеркивает, что «Россия была одной из первых, кто подвергся террористическим атакам задолго до трагических событий в США, Испании, Великобритании и других странах, и долгое время безуспешно призывал мировое сообщество консолидироваться в бороться с проявлениями этой угрозы».

Необходимость найти способы эффективного противодействия этой "чуме XXI века" не вызывает сомнений. Чтобы успешно противостоять современному терроризму, вам необходимо понять суть этого явления, понять его суть, осознать «внутренние источники», которые толкают человека и организованные группы в мир террора. Очень важно понять психологические аспекты проблемы терроризма, без которой противодействие ему приобретает безудержный характер в поисках решения на основе метода проб и ошибок.

С середины 1990-х годов в мировой исследовательской практике (в том числе отечественной) наблюдается резкое усиление психологических и социально-психологических исследований по этому вопросу. В отечественной социально-психологической литературе появились работы, в которых предпринимаются попытки осмыслить и разработать подходы к анализу этого явления с позиций социальной психологии (Ю.М. Антонян, С.Н. Ольшанский, М.М. Решетников, Н.П. Фетискин, С.В. Цыцарев А.И. Юрьев и др.). Вопросы политического терроризма, к которым относятся работы Е.Г. Ляхова, П.А. Кабанова А.С. Грачев. Но следует признать, что современный терроризм по-прежнему является сложным и плохо изученным явлением. Уместно вспомнить слова Президента Российской Федерации о том, что мы часто говорим о терроризме, но до сих пор не имеем четкого представления о нем.

Объект исследования - терроризм.

Предметом исследования являются социально-психологические проблемы терроризма. психология терроризм международный социальный

Целью курсовой работы является изучение терроризма как глобальной проблемы и изучение феномена терроризма в России.

Научно-исследовательские цели:

  • Опишите текущие проблемы психологии терроризма.
  • Ввести типологию терроризма.
  • Рассмотрим международный терроризм.
  • Изучить происхождение и формирование терроризма в России.
  • Раскрыть социально-психологические проблемы терроризма в России.

Методы исследования: сбор материала, теоретический анализ, изучение литературы и документов, обобщение.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретические основы терроризма

Актуальные проблемы психологии терроризма

На протяжении всей истории своего существования человечество сталкивалось с различными формами и проявлениями терроризма. Это явление приобрело особые масштабы в конце XX - начале XXI века. Насильственные акты терроризма и саботажа широко распространены во всем мире, вызывая не только негодование общественности, но и серьезный страх за мир и безопасность на планете. Терроризм нарушает систему правовой защиты личности, нанося огромный ущерб стабильности мирового сообщества, государственным интересам и, в частности, престижу правоохранительной системы.

В настоящее время проблема терроризма вновь стала особенно актуальной в связи с появлением новой крупной исламской государственной террористической группы, запрещенной в России, которая организовала и провела серию террористических актов по всему миру. Россия, после официального запроса от сирийского правительства, помогла бороться с антиправительственными группировками. 16 ноября 2015 года с трибуны Ассамблеи ООН Владимир Путин, обращаясь к странам Запада и Ближнего Востока, объявил о применении статьи 51 Устава ООН и призвал к созданию всемирной антитеррористической коалиции против «халифат». К сожалению, лидеры других государств проигнорировали призыв главы нашего государства, который превратился в масштабные беспрецедентные террористические акты по всему миру.

В феврале 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время официального визита в Бразилию сделал заявление о том, что в настоящее время терроризм достиг огромных масштабов и что все мировое сообщество необходимо консолидировать, чтобы противостоять таким вызовам реальности.

А.Ш. Тхостов К.Г. Сурнов считает, что терроризм является одним из ключевых явлений растущего хаоса и конца истории (в смысле упадка демократической системы). Авторы предполагают, что терроризм можно рассматривать как форму экономической, военной, политической, криминальной и иной деятельности, направленной на выполнение определенных задач. С их точки зрения, терроризм имеет экономические и религиозные корни.

Помимо насильственного решения проблем, связанных с терроризмом, такие явления, как психология, философия, социология, политология и психиатрия, также изучают это явление. Террористический акт относится к «экстремальным», «кризисным», «аварийным», которые являются предметом изучения новой отрасли психологии - психологии экстремальных ситуаций. Комплексный подход к феномену терроризма (с учетом исторических, политических, экономических, социально-психологических, психиатрических и информационных аспектов) только формируется. Несмотря на особую актуальность и практическую необходимость изучения, основные проблемы психологии терроризма недостаточно развиты.

Таким образом, до настоящего времени четкое определение терроризма как с правовой, так и с социальной точек зрения не было сформулировано.

Однако «даже при первом рассмотрении этого сложного и многомерного явления мы можем выделить:

  • индивидуальный, организованный террор и террор как государственная политика;
  • террор как политический метод борьбы в мирное и военное время;
  • террор как метод внутриполитической борьбы и террористические акты международного террора».

Чтобы изучить психологию терроризма, прежде всего необходимо дать четкие определения понятий «терроризм».

Прежде всего, вы должны понять, что такое насилие в целом.

Насилие - это физическое или психическое воздействие одного человека на другого, которое нарушает право граждан на личную неприкосновенность, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Насилие - это социальные отношения, при которых некоторые индивиды (группы людей), используя внешнее принуждение, которое представляет угрозу жизни вплоть до ее уничтожения, покоряют других, свои способности, производительные силы, имущество; узурпация.

Отличительными чертами современного терроризма являются:

  • создание универсальной опасности;
  • открыто демонстративный характер достижения целей;
  • умышленное формирование на социальном уровне стрессовой среды (напряжение, страх, депрессия);
  • воздействие на определенных людей, чтобы удовлетворить любые требования.

В данном случае речь идет о стратегии и методе, но мы не забудем о постановке целей. Терроризм всегда порождается государственной политикой, он не возникает из воздуха, он основан на несогласии с определенными нормами и отношениями, что часто игнорируется исследователями.

Проявления терроризма влекут за собой огромные человеческие жертвы, уничтожение духовных, материальных, культурных ценностей, которые невозможно воссоздать. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

Многие исследователи считают, что информационно-психологический компонент играет важную роль в проблеме терроризма, поскольку его главная цель - вызвать общественную панику или спровоцировать массовый иррациональный ужас. Однако, чем актуальнее и очевиднее проблема, тем больше мифов и недоразумений она окружает.

С точки зрения Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, В.Н. Шляпников, террористический акт является одним из проявлений экстремальной ситуации, возникшей в результате «организованного насилия», совершенного экстремистами, представителями тоталитарных режимов и сторонниками различных сект. Этот тип чрезвычайной ситуации также включает войны, геноцид, вооруженные столкновения, политические, религиозные, этнические преследования и т. д. Авторы считают, что террористический акт является одним из наиболее опасных воплощений чрезвычайной ситуации, которая является следствием преднамеренных действий лицо или группа людей, направленные на причинение вреда и вреда здоровью других людей.

Типология терроризма

Для более полного понимания терроризма как социального явления необходимо ввести типологию терроризма.

Следующая типология основана на принципе характера террористической деятельности, на которую она направлена, то есть является ли она внутренней, транснациональной или международной, которая определяет уровень законодательного пресечения террористической деятельности:

  1. Внутренние: действия граждан против их государства на их территории.
  2. Транснациональные: действия граждан одного государства против их соотечественников на территории другого государства.
  3. Международные: международные, международные террористические группы действуют против других или других государств.

Террористические группы могут объединять в своих действиях признаки всех трех типов и могут принадлежать только одному типу.

Вторая типология основана на критерии идеологического обоснования террористической деятельности, то есть того, по какому мотиву движут террористы.

Различают следующие виды терроризма:

  • политический терроризм;
  • социальный терроризм;
  • национальный терроризм;
  • территориально-сепаратистский терроризм;
  • идеологический терроризм;
  • криминальный терроризм.

В. Юношев и К.С. Гордеева выделяет следующие направления развития терроризма в XX и XXI веках: ультралевые, ультраправые, этнонационалистические и религиозные.

Крайне правый терроризм обычно основывается на полном отрицании демократическими институтами верховенства закона, жестоком неприятии правящего режима, расизме, религиозной нетерпимости, вере в существование тайных заговоров (например, еврейский финансовый заговор, всемирный масонский заговор и т. д.). Организации такого рода в основном ставят своей целью не изменение существующей экономической системы, а установление другого способа распределения ресурсов, доходов и ценностей. Распространение разочарования в доминирующих политических партиях, ухудшение финансового положения, массовый приток эмигрантов создают благоприятный фон для развития правого экстремизма. В прошлом веке ультраправый терроризм нашел отклик в России, когда было создано много полулегальных организаций (Славянский Союз, Российское национальное единство и т. д.), которые в той или иной форме заявляли о расправе над «кавказцами», «желтыми». Чернокожие и евреи. В настоящее время крайне правый терроризм получил широкое распространение в Украине и Германии. На фоне глобального политического кризиса представители ультраправого терроризма набирают все больше последователей в Западной Европе. Они используют псевдославянское окружение, проповедуют борьбу за чистоту "арийско-славянской" расы, возвращение к язычеству и т. д. то есть они несут в себе все признаки этнонационализма. По мнению экспертов, ультраправые террористические организации в современном мире более активны, чем ультралевые.

Ультралевый терроризм возник в Западной Европе в середине 60-х годов. XX век сначала в Германии, а затем во Франции, Бельгии и Италии. Члены ультралевых группировок считали себя авангардом народной революции (неомарксистская, нео-маоистская, анархистская и т. д.) и выступали за немедленное разрушение существующей государственной системы и построение «более справедливого» общества. Прелюдией к которому стало уничтожение представителей правительства и массовые запугивания населения. Социальное лицо ультралевых групп определялось в основном студентами и маргинальными людьми. Они исповедовали особый, своеобразный, вульгарный марксизм, который резко отличался от православного. С 1968 года в некоторых кругах левой интеллигенции идеология насилия начала созревать, проводилось теоретическое обоснование его необходимости и обоснования. Теоретики левого экстремизма создали обобщенный образ репрессивного государства-угнетателя и стремились уничтожить его. Псевдомарксистская ветвь левого экстремизма была переплетена с анархистской ветвью, которая характеризовалась полным нигилизмом, деструктивизмом, антиинституционализмом и культом спонтанности. Деятельность левых террористов часто переплеталась с активностью ультраправых, что усугублялось сознательно осуществленной неофашистской инфильтрацией в ультралевые группировки. Однако в то время западные страны демонстрировали запас прочности для институтов гражданского общества и правительственных структур, разрабатывая механизмы для направления ситуации в конституционном направлении. Потенциальные сторонники экстремистских действий получили законный политический выход.

Этнонационалистический терроризм в последнее время стал одним из самых распространенных видов терроризма. Это связано с тем, что этнический национализм обладает огромной силой и непредсказуемостью, а этнические конфликты стали настоящей проблемой для многих стран, регионов и всего мирового сообщества. В основе этих конфликтов лежит противоречие между признанием естественного права народов на самоопределение и принципом национального единства и территориальной целостности государства. Целью этнического терроризма является защита и расширение прав этнической группы в политической сфере. Когда террористы, утверждая этническую принадлежность с помощью насилия, провоцируют огонь государственных структур, это привлекает внимание к группе и позволяет им выглядеть в глазах общественности как жертва, что еще больше усиливает общественный резонанс, а также обеспечивает финансовую и политическую поддержку. Насилие - это смысл существования таких групп. Пока люди используют этот метод влияния, идея жива, и наличие этнических различий нельзя отрицать. Этнические террористы уделяют основное внимание в своей деятельности постоянному запугиванию населения. С одной стороны, страх указывает на нелегитимность центрального правительства в этническом анклаве и дает другим этническим группам сигнал о нежелательности их присутствия на этой территории. С другой стороны, страх не позволяет этническим общинам выработать иное отношение к своему самоопределению.

Важно отметить, что в случае такого типа терроризма государство, по-видимому, ограничено в контрмерах. Таким образом, он может быть вовлечен в конфликт и попытаться подтвердить конкурирующую этническую идентичность; Можно использовать силовые методы, но это имеет свою обратную сторону - это приводит умеренных в террористический лагерь. Другой вариант - попытаться наладить сотрудничество с умеренными националистами, но они обычно не имеют возможности контролировать экстремистов. Вы можете попытаться включить террористов (которые в данном случае выступают в качестве борцов за национальное освобождение) в правовой политический процесс, как это было сделано во многих странах Западной Европы, но это очень сложный выход, поскольку в некоторой степени это означает поражение государства и, как следствие, оправдание политического насилия. В отличие от идеологического, этнический терроризм имеет готовую аудиторию.

Идеологические террористы должны сосредоточиться на определенном сегменте политического спектра, религиозные террористы должны обратиться к единоверцам, а этнотеррористы просто говорят своим последователям, что они являются частью целого. Во время контртеррористических операций насилие обостряется, поскольку оно является питательной средой для террористов и успеха в борьбе и сохранения стремления защитить свою этническую принадлежность; угроза насилия со стороны властей должна поддерживаться и преувеличиваться во всех отношениях. Этнический терроризм, в отличие от других террористических зон, существует очень давно. В небольшой этнической группе легче создавать и поддерживать инфраструктуру, легче скрыть. Чем меньше этнотеррористы сосредоточены на других политических проблемах (то есть в дополнение к государственному статусу этнической группы и политической структуре страны), тем они сильнее, поскольку в этнической группе поддерживается высокий уровень сплоченности. группа.

В современном мире в подавляющем большинстве случаев распространены смешанные формы терроризма. Это относится к «сотрудничеству» террористических организаций различных направлений, их объединению для достижения определенных целей, сочетанию во многих конкретных случаях идеологического, этнонационалистического и религиозного компонента. Идеологический этнонационализм апеллирует не столько к рациональному мировоззрению, сколько к иррационально эстетическому опыту представителей данного этноса, его символов, переживаний, традиций, архетипов и т. д.

В последнее время все больше набирают силу этно-националистические группы как в ЕС, так и на «постсоветском пространстве». Это происходит главным образом потому, что использование национализма в качестве мощного фактора, способствующего разжиганию социально-политического конфликта, позволяет резко и качественно увеличить его масштабы и географию, даже придавая ему международный характер, привлекая иностранные национальные диаспоры в различных формах, что в В частности, значительно облегчает финансовую и общественную поддержку этнонационалистов. В последние десятилетия этнонационалистический национализм проявился на Северном Кавказе. Террористические банды, действующие в регионе Северного Кавказа, активно используют опыт, накопленный террористическими группировками на Ближнем Востоке.

Ближневосточный терроризм является наиболее ярким проявлением этнонационалистического терроризма в мире. Ближний Восток - колыбель трех ведущих мировых религий (христианство, ислам, иудаизм) - является одним из тех регионов мира, где на протяжении веков развивались самые сложные социально-экономические национально-территориальные, религиозные и геополитические противоречия. Сформировав основу для непримиримого религиозного фанатизма, исторически терроризм на Ближнем Востоке стал привычной формой выражения конфликта для каждой из сторон. Современные границы ближневосточных государств и характер политических режимов во многих из них являются прямым результатом колониальной политики европейских держав в 19 веке и результатом двух мировых войн.

С 80-х годов прошлого века терроризм на Ближнем Востоке включал в себя несколько разновидностей:

  • взрыв террористов-смертников и другие операции против израильских и западных сил в Ливане;
  • военные операции различных вооруженных групп в Ливане;
  • государственный терроризм Ливии, Сирии, Ирака и Ирана;
  • «Независимый» терроризм различных структур, своего рода «свободный террористический полет»;
  • террористические акты в поддержку палестинского народа;
  • антиизраильские и антизападные террористические акты в Европе;
  • Израильские рейды по ликвидации лиц, подозреваемых в терроризме.

Ближневосточный терроризм в настоящее время является не только социально-политическим, но и экономическим явлением. Он регулирует цены на энергоносители, влияет на котировки акций, приносит прибыль и разрушает. На сегодняшний день самой грозной террористической группой на Ближнем Востоке является террористическая организация Исламского государства, запрещенная в России и во многих странах мира, которая объединила несколько террористических групп в свои ряды и с помощью вооруженного конфликта захватила определенную часть сирийской территории и удерживает ее. Сторонники этой террористической организации осуществляют масштабные террористические акты не только на Ближнем Востоке, но и в Европе, Америке и во всем мире.

Религиозный терроризм. В каждой культурной парадигме есть религиозные фанатики, которые готовы пожертвовать своей (а не только своей) жизнью ради высшей истины, которая распространяется на светскую социальную систему. «Святой террор», во-первых, несет в себе такую ​​целостную систему, которой нет в «светском» терроре. Религиозные фанатики видят мир как поле битвы, между силами света и тьмы. Их победа не имеет политических условий: враг должен быть уничтожен. Во-вторых, убийство для них священный акт, а не просто средство для достижения цели. В то же время создается сложная система богословских доказательств, которая позволяет оправдать убийства невинных людей, женщин, стариков, детей, в том числе благочестивых. В-третьих, поскольку религиозные террористы действуют как бы вне реальности, у них нет никаких сдерживающих факторов в отношении масштабов насилия. Для тех, кто выполняет высшую волю, отождествляя себя с ней, жизнь простых смертных не имеет значения; когда высшим авторитетом является Бог, социальная оценка не играет никакой роли. В-четвертых, они верят, что их борьба и смерть, которая позволяет им достичь личного спасения, имеет космические последствия и в конечном итоге изменит ход мировой истории.

Международный терроризм

У терроризма много лиц. Терроризм - это не только культ и практика насилия, он стремится обосновать свою идеологию. Преступный по своему характеру, он оказывается внутренним, и в этом случае его осуществляют не только криминальные группировки, но и тоталитарный государственный аппарат подавления, то есть государственный терроризм. Большой ущерб мировому правопорядку и международным отношениям наносит международный терроризм, который в значительной степени проистекает из ненависти к миру, междоусобного религиозного экстремизма и шовинизма.

Определение таких понятий, как «терроризм» и «международный терроризм», относится к тем международным проблемам, решение которых имеет исключительно практическое значение. Это достаточно признано международным сообществом, политиками, учеными и, конечно же, сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов различных государств, независимо от их политической, социальной и экономической структуры.

Разработка общепринятого юридического определения терроризма является сложной и до сих пор нерешенной задачей, особенно когда речь идет о международном терроризме. На данный момент не существует универсального определения понятия «терроризм» и его производных видов - национального (внутреннего) и международного, признанного международным сообществом. Трудности в разработке согласованного на международном уровне определения «международный терроризм» обусловлены многими причинами. Среди них много объективных, в связи с разным пониманием национальной безопасности многими государствами, расхождением представлений о различных формах международного терроризма (государственном, неправительственном, транснациональном, индивидуальном и т. д.). Процесс разработки единого определения понятия «терроризм» также осложняется субъективными факторами: нежелание некоторых государств связывать себя твердой формулой, которая может создать препятствия для их связи с террористической деятельностью, скрытой от мира и их собственных. люди. Однако развитие и, что более важно, закрепление в нормах международного права этой концепции необходимо для выяснения реальных позиций членов мирового сообщества по этому вопросу и, следовательно, для формирования конкретной правовой основы для обязательств по международным договорам. для борьбы с этим явлением.

Таким образом, мы можем завершить первую главу. На протяжении всей истории своего существования человечество сталкивалось с различными формами и проявлениями терроризма. Это явление приобрело особые масштабы в конце XX - начале XXI века. Терроризм нарушает систему правовой защиты личности, нанося колоссальный ущерб стабильности мирового сообщества и государственных интересов.

Для более полного понимания терроризма как социального явления необходимо ввести типологию терроризма. Первая типология построена на принципе характера террористической деятельности, на которую она направлена, то есть является ли она внутренней, транснациональной или международной, что определяет уровень законодательного пресечения террористической деятельности. Вторая типология основана на критерии идеологического обоснования террористической деятельности, то есть того, по какому мотиву движут террористы. В. Юношев и К.С. Гордеева выделяет следующие направления развития терроризма в XX и XXI веках: ультралевые, ультраправые, этнонационалистические и религиозные.

Большой ущерб мировому правопорядку и международным отношениям наносит международный терроризм, который в значительной степени проистекает из ненависти к миру, междоусобного религиозного экстремизма и шовинизма.

Феномен терроризма в современной России

Происхождение и формирование терроризма в России

Терроризм в России имеет историческую традицию, проявляющуюся в деятельности радикальных политических группировок и движений царской России в XIX и начале XX веков. История терроризма в России начинается 4 апреля 1866 года. В этот день император Александр II сел в карету после прогулки по Летнему саду, когда неизвестный застрелил его из пистолета. Близкий крестьянин Осип Комиссаров ударил убийцу по руке, и пуля пролетела мимо императора. Убийца был задержан и оказался Дмитрием Каракозовым, дворянином Саратовской губернии. Он принадлежал к московскому популистскому тайному кружку, которым руководил его двоюродный брат Николай Ишутин. Общество поставило перед собой цель свергнуть законную власть путём переворота. В ходе судебного разбирательства Каракозов и Ишутин были приговорены к условной казни. Позже Ишутин был спасен, он провел остаток своей жизни в Шлиссельбургском СИЗО.

Год спустя в Париже поляк Березовский застрелил Александра II, но общественное мнение в стране, под влиянием пропагандистской деятельности революционеров, изменилось настолько, что не вызвало никакого резонанса.

Добровольцы убили императора Александра II 1 марта 1881 года. Имперская карета была взорвана.

Крупнейшими продовольственными объединениями 1890-х годов были Санкт-Петербургская группа народных добровольцев (1891-1896) и Группа пожилых добровольцев.

Несмотря на все попытки крупных террористических организаций возродиться, сыну убитого императора Александра III удалось ослабить волну террора, резко ужесточив карательные и судебные санкции против террористов. Только при Николае II в России вновь ожил террор.

Наиболее значимой из русских террористических организаций начала XX века была партия социалистов-революционеров (эсеров), возникшая в конце 1901 года за рубежом. Террористическое крыло партии возглавлял Г.А. Гершуни, Э.Ф. Азеф и Б.В. Савинков.

Эсеровцы начали первую террористическую атаку в 1901 году. Эсер Карпович смертельно ранен министром просвещения Н. Боголеповым. Следующей жертвой эсеров был избран министр внутренних дел Д.С. Сипягин. Его преемником был В.К. Плев, который также умер от бомбы, брошенной эсером Э.Г. Созонов. Почти все убийства, совершенные эсерами, находили оправдания в либеральной прессе. Героизм террористов был даже высоко оценен обществом.

Террористы-революционеры начали настоящую охоту на премьер-министра и министра внутренних дел П.А. Столыпин. Всего за 5 лет было совершено 11 покушений.

Самый кровавый теракт в Санкт-Петербурге был первой попыткой убийства П. Столыпина 12 августа 1906 года. После него в чрезвычайном порядке в соответствии со статьей 87 Основных государственных законов вводится указ о создании военных судов, согласно которому судебный процесс был завершен в течение 48 часов, а приговор, санкционированный командующим военным округом, был исполнен в течение 24 часов. П. Столыпин счел эти меры оправданными для обеспечения общественной безопасности, полагая, что на насилие необходимо ответить силой.

Петр Столыпин был убит, когда его усилия по прекращению массового террора закончились. 1 сентября 1911 года, когда царская семья находилась в Киеве, Столыпин был смертельно ранен в здании местной оперы. Социалист-революционер Дмитрий Богов застрелил его. Великий террор закончился в России этим убийством.

После победы большевистского переворота 1917 года В.И. Ленин принял тактику красного террора против врагов Советской власти. При И.В. Сталинский террор стал не только средством борьбы с политическими противниками, но и способом установления режима личной власти.

Итак, терроризм как явление возник в рамках государственной политики, а террор использовался политическими фигурами как средство контроля над обществом и подавления врага, а впоследствии приобрел оппозиционный характер.

Социально-психологические проблемы терроризма в России

Терроризм и его индивидуальные проявления не могут быть поняты без изучения социально-психологических явлений и процессов, которые к нему ведут, и определения особенностей его отдельных типов. Социально-психологические проблемы терроризма можно рассматривать на нескольких уровнях: конфликты между крупными национальными и религиозными группами; конфликты между небольшими социальными группами национального или религиозного характера, т. е. своеобразные «массовые» психологические явления; социально-психологические явления и процессы, происходящие в самих группах, больших и малых, которые влияют на формирование специфических мотивов деятельности, определение групповых целей, пути их достижения и т. д. Последний аспект включает социально-психологическую проблему структуры группы, руководителей и подчиненных, а также другие аспекты отношений внутри группы.

Сложность социально-психологического вопроса, с которым мы сталкиваемся при изучении терроризма, требует довольно деликатного анализа и соответствующих оценок. В частности, мы имеем дело со специфическим явлением, которое не вписывается ни в концепцию государства или права, ни в концепцию географически определенных этнических или религиозных общин. Поэтому необходимо исследовать «неформальные сети» - диаспоры, радикальные фундаменталистские и архетипические или наркопреступные коалиции. Такие коалиции не обязательно связаны с какой-либо одной этнической или религиозной группой, в настоящее время появляются и укрепляются транснациональные и «псевдоцивилизационные сообщества» - исламские, арабские, тюркские и т. д.

Солидарность и солидарность транснациональных и «псевдоцивилизационных» сообществ, допускающих террористические акты, обеспечивается, в частности, социально-психологическим путем - путем общения друг с другом различных формальных и неформальных групп и их элиты из одной этнической, религиозной или политический профиль. Другой способ - средства массовой информации, в частности электронные, с использованием Интернета. Но такое общение следует признать социально-психологическим, поскольку, как можно предположить, способ общения не является критическим.

Социально-психологическое единство особенно необходимо для меньшинств (национальных, политических и т. д.), их общение и индивидуальные контакты обычно неформальны. Интересно, что соответствующие социально-психологические сообщества достаточно хорошо разбираются в борьбе против своих оппонентов, обращаясь к великим державам и международным организациям, включая ООН и Европейский Союз, за ​​помощью и защитой. Между тем, многие из этих коалиций сильно скомпрометировали себя террористическими проявлениями. Поэтому в современном мире следует заботиться о защите прав большинства и государства, которые становятся жертвами хорошо организованного меньшинства, в котором также есть опытные лидеры. Последние появляются благодаря неформальным социально-психологическим механизмам, но могут стать лидерами довольно формальных организаций, таких как политические партии. Их интересы большинства просто не могут быть приняты во внимание, тем более что эти интересы чаще всего защищаются государством. Само большинство (как, например, в России) отнюдь не так сплоченно, как меньшинство, и неформально оно хуже организовано.

Для науки и практики борьбы с терроризмом необходимо создать модель функционирования всей террористической группы в целом, поскольку профилактическая, оперативно-розыскная и иная деятельность во многом зависят от понимания социально-психологических механизмов деятельность всей группы. В исследовании терроризма, проведенном в 2007 году, наибольший процент членов группы составляли люди чеченской национальности, а в 2012 году их доля заметно сократилась за счет представителей других северокавказских народов. Но тогда и сейчас террористические группы формируются по принципу братства и являются в основном монолитными формированиями. Эти организации отличаются глубоким заговором, строгой дисциплиной, национальным ритуализмом, стремлением к кровному родству и способностью жертвовать.

Террористические группы также формируются на основе национального и кланового родства. Не случайно их часто называют сообществами. В своей преступной деятельности они постоянно полагаются на диаспору, живущую в этом районе. Роль боевиков могут быть не только постоянными членами группы, но и небольшими, так сказать, единовременными исполнителями отдельных заданий.

Одним из признаков этно-религиозной психологии терроризма является чувство солидарности и безусловной поддержки своих. В то же время террористическое движение вполне организовано. Его структура предполагает существование разветвленных многонациональных и иерархически связанных единиц. Организация, в свою очередь, влияет на характер террористической деятельности, ее содержание и особенности течения социально-психологических явлений. При групповой и, особенно, этно-религиозной поддержке преступных деяний они воспринимаются каждым членом группы как морально справедливые и оправданные, даже одобренные.

Понимание государства как единой нации как совокупности всех граждан и представителя всех их интересов и гаранта их прав направлено на преодоление сопротивления боевого меньшинства. Но в зависимости от исторических и нынешних условий у него могут быть свои конкретные цели, реализация которых должна осуществляться силой, особенно если насилие присуще этому сообществу, закреплено в его традициях с помощью социально-психологических и архетипических законы. Мы видим это среди многих северокавказских народов, сплоченных вместе, в том числе с такими традициями, выражающих свою доблесть. Если такие (и похожие на них) народы чувствуют угрозу из-за своих традиций, ценностей и символов, своей групповой целостности и культурного самовыражения, они готовы на все, включая террористическое насилие.

Как показали исследования терроризма на Северном Кавказе, в состав террористических групп могут входить не только представители коренных народов, но и любые другие, которые подчиняются их правилам. Для большинства «легионеров» риск, приключения, игра со смертью составляют смысл жизни; торжество «правды» тех, с кем они борются с властью, - пустая фраза. Сделав ценности группы (по крайней мере внешне) своими, они тем самым присоединяются ко всему воинствующему меньшинству и становятся его частью. Это явление не уникально для России; его также можно найти в других странах мира.

Известно, что терроризм возникает не там, где люди просто живут плохо, а там, где им говорят, что они живут плохо из-за кого-то другого, что они несправедливо лишены прав, которые для них очень важны, что их интересы и ценности нарушается кем-то, кто богаче и сильнее, а само богатство и сила этих «кого-то» растет из-за эксплуатации «слабых». Такое мнение формируется элитой относительно большой группы боевиков, а затем оно передается небольшим общественным формальным и неформальным объединениям. В процессе воспитания и повседневного общения такие мысли усваиваются людьми и становятся убеждениями, оправдывая в их глазах все действия, в том числе и самые отвратительные.

Таким образом, можно считать установленным, что психологическое состояние общества, его социальная нестабильность являются коренными причинами терроризма.

В этих условиях группы не всегда идут на взаимные уступки и решают возникающие между ними проблемы путем переговоров. Напротив, они пытаются решить их с помощью насилия.

Защищаясь, члены группы укрепляют свое единство и защищают интересы группы. Один из способов усилить это - создать образ «врага», которого можно обвинить во всех видах грехов и которому будет приписана вина за возникший конфликт, за все бедствия, которые пережила обвиняющая сторона. Так поступали немецкие фашисты по отношению к евреям и коммунисты по отношению к кулакам, представителям свергнутых классов и т. д.

С точки зрения психологии объективные факторы находят свое социально-психологическое отражение в индивидуальном и групповом сознании в виде установок, стереотипов и доминирующих психологических состояний. Социальная нестабильность ведет к потере жизненных перспектив и веры в будущее, возникновению отчаяния и, на основании этого, готовности к насилию. Более того, социокультурный, этно-религиозный фактор выходит на первый план, как это произошло в России. Самое главное, что люди чувствуют угрозу своему существованию, которой может и не быть. Они начинают объединяться на основе крови или веры в одни и те же божества.

Для успешной борьбы с терроризмом очень важно учитывать все эти социально-психологические явления и процессы. Они приводят к тому, что люди становятся жертвами массовой мобилизации и радикальных, особенно опасных проектов. Более того, новобранцы ложных лозунгов и призывов сами являются людьми с низкой общей и религиозной культурой. Те, кто их возглавляет, вовсе не заинтересованы в его повышении, раскрытии положительного потенциала религии, особенно ислама. Те группы и те люди, которые в основном руководствуются исламскими ценностями, часто чувствуют себя оторванными от государства, в котором они живут, где ислам еще не стал одной из положительных основ духовного обновления. Названная дистанция также способна стимулировать людей, особенно молодых, переходить на самые радикальные позиции.

Естественно, что, приступая к изучению террористических групп как единиц социально-психологического анализа, вовсе не предполагалось, что их члены обладают такими же психологическими (патопсихологическими) особенностями. Однако было установлено, что основная масса представителей этих объединений характеризуется одинаковыми или сходными признаками.

Это включает:

  • экстернализация, то есть поиск вне источников личных проблем, которые затем становятся объектом агрессии;
  • постоянная готовность к защите, чрезмерное самопоглощение и безразличие к чувствам других;
  • ригидность, застрявшие эмоции и чувства, которые сохраняются в течение длительного времени даже после того, как причина, вызвавшая их, исчезла;
  • нарциссические побуждения, неудовлетворенность которыми приводит к недостаточному чувству самооценки, что является жизненно важным;
  • склонность к игре, опасность, риск, среди которых следует выделить игру со смертью;
  • крайняя нетерпимость к тем, кто мыслит иначе, и фанатизм, порожденный максималистскими идеями спасения его этно-религиозной группы, ее триумфа и полного позора и уничтожения его ненавистных врагов.

Нет необходимости думать, что все вышеперечисленные черты обязательно характерны для каждого члена террористической группы, но они присутствуют в большинстве, которые удерживают его вместе. Следует иметь в виду, что наиболее ярко, как показало исследование, они выражены среди лидеров и среди самых активных участников вооруженной борьбы с федеральным правительством. Все те группы, которые совершали террористические акты, чаще всего формировались из воинских частей.

Большинство террористических преступлений совершаются не в одиночку, а в составе вооруженной группировки, особенно в случае угона самолетов и водных судов, школ, зданий с большой толпой людей. Даже террористические акты самоубийства происходят в результате групповых действий. Поэтому мы должны исходить из хорошо известного фактора, что группа людей влияет на социализацию и поведение человека. Неслучайно, что проявления группового терроризма, по сравнению с индивидуальными, обычно имеют более высокую социальную опасность, поскольку в условиях группы определенные действия психологически облегчаются, особенно те, которые имеют высокую степень риска. Группа устраняет вибрации своих отдельных членов и создает возможность вовлечения новых людей в деятельность. Не менее важно и психологическое асоциальное заражение участников террористического движения.

На пути групповой консолидации в целях экстремистской, а затем и террористической деятельности можно выделить несколько этапов.

Сначала все реальные и мнимые обиды, причиненные группе, ее героям, описываются эмоционально и красочно (в основном в книгах и статьях), хотя в действительности они могут быть довольно вульгарными грабителями.

Второй этап состоит из практических шагов группы, среди которых нас в первую очередь интересуют насильственные, хорошо разогретые предыдущей пропагандой. Если группа или союз групп побеждены в военных действиях, они начинают прибегать к террору, оправдывая это тем, что «мы убиваем вас, как вы убиваете нас». Таким образом, террористический акт морально узаконен.

Террористические проявления в России не происходят, потому что она пытается интегрироваться в систему глобальной западной культуры, но это провоцирует противодействие со стороны групп, сформированных на основе «крови и веры». Россия на самом деле не пытается интегрироваться в эту систему. Негативное отношение этих групп относится не к русскому народу, а к российскому правительству, исходя из того, что, по их мнению, оно всегда угнетало и продолжает угнетать национальные и религиозные меньшинства.

Такие выводы были сделаны на основании опросов осужденных за терроризм и сотрудников органов внутренних дел, участвовавших в контртеррористических мероприятиях на Северном Кавказе.

Группы крови и веры не способны создать современное независимое государство: печальный опыт так называемой Ичкерии доказывает это. Этническая принадлежность - это общее понятие, высшей ступенью развития которого является современная нация, построенная не только на групповой принадлежности по крови и вере. Провал таких групп в государственном строительстве вызывает желание найти преступников, которых они могут найти только за пределами своего круга, чтобы наказать их.

Но, тем не менее, существование в современном мире такого социально-психологического феномена, как группы по родству или только религиозные связи, является вполне реальным фактом. Поэтому современная цивилизация обязана находить продуктивные и взаимовыгодные контакты с ними, которые исключают насилие и требуют взаимного уважения. В то же время следует учитывать, что группы «крови и веры» вовсе не стремятся изменить свой образ жизни и присоединяются к чужим ценностям для них. Попытки заставить их жить по-другому - трагическая ошибка.

Таким образом, мы можем сделать вывод о второй главе. Терроризм в России имеет историческую традицию, проявляющуюся в деятельности радикальных политических группировок и движений царской России в XIX и начале XX веков. Терроризм как явление возник в рамках государственной политики, а политические деятели использовали террор как средство управления обществом и подавления врага, а впоследствии приобрели оппозиционный характер.

Терроризм и его индивидуальные проявления не могут быть поняты без изучения социально-психологических явлений и процессов, которые к нему ведут, и определения особенностей его отдельных типов. Социально-психологические проблемы терроризма можно рассматривать на нескольких уровнях: конфликты между крупными национальными и религиозными группами; конфликты между небольшими социальными группами национального или религиозного характера. Социально-психологическое единство особенно необходимо для меньшинств (национальных, политических и т. д.), их общение и индивидуальные контакты обычно неформальны. Между тем, многие из этих коалиций сильно скомпрометировали себя террористическими проявлениями. Поэтому в современном мире следует заботиться о защите прав большинства и государства, которые становятся жертвами хорошо организованного меньшинства, в котором также есть опытные лидеры. Само большинство (как, например, в России) отнюдь не так сплоченно, как меньшинство, и неформально оно хуже организовано.

Вывод:

Как и два столетия назад, терроризм - это насильственная деятельность, в которой широко используются самые разные средства уничтожения и запугивания. Такая деятельность, как правило, используется как метод политической борьбы, разрешения реальных и мнимых конфликтов, а также как способ достижения удовлетворения собственных интересов, обусловленных жаждой наживы или какими-то идеологическими и религиозными предпосылками. Следует отметить, что террористические акты совершаются в большинстве случаев против гражданского населения и в мирное время. Терроризм стал антинародным явлением, он затрагивает мужчин и женщин, детей и стариков, то есть людей, которые не имеют ничего общего с требованиями террористов, их амбициями. Психологическая направленность и социальный смысл террора - это запугивание довольно большого числа людей. Террористические акты приводят к гибели людей, наносят значительный материальный ущерб, могут привести к серьезным экологическим последствиям. Такие акты приобретают все более международный характер, создают опасность для межгосударственных отношений и дестабилизируют международную ситуацию.

Корни терроризма лежат в политических, экономических и других социальных отношениях. Проблема терроризма в настоящее время изучается с разных сторон. Чтобы прогнозировать и предотвращать появление террористических групп или нарушать осуществление террористических актов, необходимо знание психологических аспектов терроризма.

Невозможно победить терроризм с помощью современных средств и методов противодействия, поскольку это сложное социальное явление, основы которого глубоко укоренены в традициях, религии, культуре, психологии целых наций и отдельных людей. Несмотря на то, что многие страны непосредственно сталкиваются с угрозой терроризма, политика «двойных стандартов» продолжает существенно усложнять процесс объединения усилий государств в борьбе с этим явлением, считает Н.П. Патрушев. Терроризм - это многогранное явление. Причины его возникновения и развития, а также факторы, способствующие этому, носят системный характер и иногда специфичны для каждого из государств, столкнувшихся с террористическими актами. Поэтому, говоря непосредственно об антитеррористической деятельности, специалисты вынуждены еще раз обратить внимание на то, что успех в этой работе как на национальном, так и на международном уровнях будет напрямую зависеть от сложного, многоаспектного характера действий. Ни отдельные, хотя, возможно, и успешные действия спецслужб и специальных подразделений, ни военные меры, особенно акты возмездия, ни политические и другие меры сами по себе не могут привести к радикальному изменению оперативной ситуации в этом секторе. Необходимость комплексного подхода давно назрела. Ситуация в России сегодня на международной арене самым острым образом делает этот подход актуальным. Для противодействия открытым террористическим актам, направленным против населения с участием большого числа вооруженных боевиков, необходимо привлекать специальные силы и силы Министерства обороны. Чтобы исключить попытки распространения идеологии экстремизма, фашизма, национализма, религиозной нетерпимости, усилия пропаганды и просвещения государственных структур, образовательных и образовательных учреждений, идеологических институтов, общественных объединений и любительских организаций должны быть мобилизованы для разъяснения широкой общественности. опасности этих явлений, которые порождают современный терроризм.

В заключение стоит отметить, что основным субъектом антитеррористической деятельности является государство в лице законодательной и исполнительной власти. Одной из основных задач государства является обеспечение безопасности своих граждан.