Воспитание в современной школе с позиций деятельностного подхода

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Обучение учащихся умению учиться
Самообразование школьников: сущность, внутренние и внешние условия
Индивидуализация в образовании
Педагогика сотрудничества в школьном классе


Введение:

Что означает «активность»? Действия, в том числе социально ориентированные, всегда являются целенаправленной системой, системой, нацеленной на результат. Говоря об образовании как о ведущей социальной деятельности общества, мы, таким образом, делаем акцент на результатах как системообразующем факторе деятельности.

Процесс воспитания - это процесс преобразования ценностей, идеалов, существующих в культуре, посредством деятельности, в реальные и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в деятельностном подходе результат деятельности как сфокусированных систем выделяется. Образование или воспитание не могут быть созданы, его можно только инициировать, провоцировать его возникновение, устанавливая для этого необходимые и достаточные условия, в которых элементы (моменты) вступают во взаимодействующие (триадные) связи и отношения. Другими словами, установить условия для появления действий культивируемой личности (на что указывает деятельностный подход). Деятельность как система всегда имеет генетически разработанный план анализа, и поэтому, если говорить о разработке различных программ, каждый раз нам необходимо выделить психологические и возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и формы его развития. активность присуща этим чертам. Когда Д.Б. Эльконин сказал, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является детская игра, он предупредил нас: образование должно войти в начальную школу через ворота детской игры. Без этого ничего не получится. Активный подход предостерегает от банальных характеристик типа: дошкольное детство - подготовка к школе; школа - это подготовка к вузу; университет - это подготовка к работе; работа - подготовка к выходу на пенсию; поэтому детство - это подготовка к смерти. Вот и получается, что если мы не выделяем внутреннюю ценность детства, мы не определяем специфику ведущей деятельности ее системно значимым образом.

Краткая история

Теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн о культурно-историческом подходе Л.С. Выготский.

Рубинштейн и Леонтьев развивали теорию параллельно и независимо друг от друга. Более того, они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Основной тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет активность, а активность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности также появляются. Деятельность и сознание не две разные стороны перевернутых аспектов; они образуют органическое единство (но не идентичность). Активность не является комбинацией рефлекторных реакций на внешний раздражитель, так как она регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не предоставляется субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано только через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которого субъект развивается.

Теория деятельности представляет собой систему методологических и теоретических основ изучения психических явлений. Основным предметом исследования является деятельность, опосредующая все психические процессы. Этот подход начал формироваться в российской психологии в 1920-х годах. 

Понятие деятельности

А.Н. Леонтьев: «Мы называем деятельность не каждым процессом. Под этим термином мы подразумеваем только те процессы, которые при осуществлении того или иного отношения человека к миру соответствуют самим себе, соответствуют их потребностям. «Деятельность - это не реакция или комбинация реакций, а система, которая имеет структуру, свои внутренние переходы и преобразования, свое собственное развитие».

С.Л. Рубинштейн: «... человеческая деятельность в целом - это, прежде всего, воздействие, изменение реальности; ... это не только воздействие, изменение мира и создание различных объектов, но также социальный акт или отношение в определенном смысле этого слова. Следовательно, деятельность - это не внешнее действие, а позиция по отношению к людям, обществу, которую утверждает человек всем своим существом, проявляясь и формируясь в деятельности».

Впервые С.Л. Рубинштейн, очерчивая два основных столпа человека в мире (сознание и деятельность), резко проблематизировал рефлексивно-когнитивный образ психики в традиционной психологии. Сознание перестало быть лишь совокупностью познания человеком мира соответственно, а деятельность как научно-психологическая объяснительная категория перестала отождествляться с различными формами деятельности (активность? Рефлекс, реакция, деятельность). Деятельность С.Л. Для Рубинштейна это всегда отношение человека к миру, оно целенаправленное, осознанное.

А.Н. Леонтьев, анализируя основные психические процессы, выделял среди всего многообразия форм человеческой деятельности различные виды комплексных действий, как различные формы отношения человека к реальности (практическая, познавательная, эстетическая деятельность).

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как направление в развитии деятельностного подхода

Следующие идеи можно отнести к основным идеям психологической теории Л. С. Выготского как направления деятельностного подхода:

  1. Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский указал на важную роль анализа практической деятельности людей.
  2. Сознание считалось ЛС. Выготский в тесной связи с работой.
  3. Л.С. Выготским разработано теоретическое утверждение об определении психических процессов (их генезис и структура) исторически развивающейся предметно-практической, инструментальной деятельности человечества (трудовой деятельности). Идея активного определения психики пронизывает всю работу Л.С. Выготский.
  4. Активное определение генеза и структуры психики человека опосредовано. В структуре и генезисе психических функций, сходных со структурой трудовой деятельности, существует момент пушечного посредничества. Продукты культурно-исторической деятельности человечества - символические, коммуникационные системы - играют роль проводников определения (психологические инструменты).

По мнению Л.С. Умственное развитие человека Л.С. Выготского осуществляется через его воспитание и воспитание как одну из форм присвоения социально-исторических способностей. Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как источник развития. Л.С. Выготский сформулировал основной закон развития высших психических функций человека: «Каждая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: во-первых, как коллективная социальная деятельность, то есть как интерпсихическая функция, во второй раз. как индивидуальная деятельность, как внутренний образ мышления ребенка, как интрапсихическая функция. Следовательно, индивидуальная психическая деятельность изначально заложена в социальном общении, в коллективной деятельности.

Активное определение психики предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психических функций (гипотеза психологических инструментов), то есть, по Л.С. Выготскому, существует фундаментальное сходство в В структуре трудовой деятельности и психических процессов существуют аналогии: «трудовой процесс - психические процессы», «инструменты - психологические инструменты».

Л.С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, ориентировался на первую методологическую функцию деятельности - деятельность как общий объяснительный принцип. Генезис и структура психических функций были им объяснены с использованием категории субъектно-практической деятельности (деятельность как надиндивидуальная категория).

Развитие проблемы деятельности в творчестве С. Л. Рубинштейна

Тема, согласно С.Л. Рубинштейн - это человек, люди, на высшем уровне активности. Целостность (системность), автономность и т. д. Для субъекта окружающая реальность выступает не только как система стимулов (с которыми он взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных стимулов, но, прежде всего, как объект действия и познание, и другие люди также действуют как субъекты для него. Тема, согласно С.Л. Рубинштейн является предметом творчества, творчества, инноваций. Любая его деятельность (по крайней мере, в минимальной степени) является творческой и независимой.

Развивая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С.Л. Рубинштейн делает следующие важные теоретические обобщения относительно основных особенностей деятельности:

  1. Субъективная деятельность, т. е. Принадлежит человеку, а не животному и не машине; не может быть без субъектной деятельности (тема деятельности выделяется).
  2. Мероприятия осуществляются в условиях совместной деятельности субъектов (выделяются субъекты деятельности и совместные действия).
  3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е. Всегда предметное, реальное, содержательное.
  4. Деятельность осознанная и целенаправленная.
  5. В творческих и независимых по своей природе действиях люди и их психика не только проявляются, но и создаются, формируются, развиваются и, прежде всего, их можно объективно исследовать.

Подчеркивая как особенность человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С.Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек осознает свои цели, объективирует свои замыслы и идеи. В то же время объективное содержание объектов, которыми он оперирует, и социальной жизни, в которой он участвует в своей деятельности, является определяющим принципом в психике человека. «Значение деятельности заключается, прежде всего, в том, что в нем и через него устанавливается эффективная связь между человеком и миром, благодаря которой существо выступает в качестве реального единства и взаимопроникновения субъекта и объекта». Категория деятельности используется С. Л. Рубинштейном для выявления неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально заложенного в этих фундаментальных отношениях.

Активный подход к организации учебного процесса

Подготовка современного специалиста не может осуществляться на основе старых методов обучения. Необходим активный переход от традиционной системы уроков образовательной организации к активной, ориентированной на личность, индивидуально-виртуальной системе.

Широкое использование в учебном процессе современных образовательных технологий ориентировано на активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Современные педагогические технологии позволяют в достаточно короткие сроки (период обучения в образовательном учреждении) подготовить современного профессионального специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

В связи с этим современная система образования по-новому смотрит на принцип активного подхода в образовании. Применение психологической теории деятельности в образовании, так или иначе, должно быть направлено на особую организацию целостного педагогического процесса как особого вида студенческой деятельности по овладению основным содержанием изучаемых дисциплин (программируемое обучение).

В качестве важнейшей цели образования выдвигается задача овладения деятельностным подходом к самой профессиональной деятельности. Специфика этого подхода на современном этапе развития системы образования должна предполагать специально организованную познавательную деятельность студентов, при которой студент становится активным субъектом обучения, иными словами, учебный процесс должен быть учебной деятельностью.

Цель деятельностного подхода в современной педагогике должна рассматриваться как процесс развития и становления личности будущего профессионала как саморазвивающейся, саморегулирующейся личности с осознанными и гибкими знаниями и навыками.

Профессиональное образование должно осуществляться в деятельности. Студент должен быть максимально вовлечен в самостоятельную познавательную деятельность, решение образовательных задач, задач и задач, предложенных учителем, опираясь на целенаправленно разработанные информационные материалы, справочники, методические рекомендации и т. д. В результате внедрения информатики и коммуникации в учебный процесс, значительные изменения в психологии студента. С позиции пассивного слушателя он превращается в участника продуктивных отношений, в которых он играет активную роль. Это основное значение деятельностного подхода в профессиональном образовании.

Активный подход, являющийся методологической основой профессионального образования, позволяет каждому студенту активно участвовать в процессе освоения нового предметного содержания, овладевать операционными и техническими средствами выполнения новых видов деятельности, самостоятельно планировать и контролировать уровень мастерства профессиональных навыков. Новая роль и активность студента в активной организации обучения требует от него активного развития познавательных и исследовательских навыков, которые позволяют ему самостоятельно использовать современные информационные технологии в учебном процессе.

Роль учителя также существенно меняется. Преподаватель из «основного звена» превращается в куратора, консультанта, руководителя, менеджера, помощника при освоении учеником новых профессиональных знаний. В то же время необходимо учитывать тот факт, что изменение роли учителя требует от него умения целенаправленно применять современные развивающие педагогические технологии в процессе организации познавательной деятельности студентов.

Обучение в деятельности способствует включению учащегося в решение профессиональных задач непосредственно на этапе непосредственного усвоения основ профессиональных знаний и навыков, то есть в период обучения в образовательном учреждении.

Активный подход к образованию

На сегодняшний день значительные изменения произошли в системе дошкольного и начального школьного образования. В настоящее время большинство образовательных программ и технологий ориентированы на развитие личности ребенка и использование знаний, навыков в качестве средства, а не цели развития, т. е. Направленной на развитие активности, инициативы, независимости. Организация таких мероприятий лежит в основе деятельностного подхода к обучению.

Теория деятельности основана А.Н. Леонтьев, широко используется в системе общего образования. Технология активного обучения позволяет превратить ребенка из пассивного объекта педагогического воздействия в активный субъект учебно-познавательной деятельности. Активная теория обучения получила широкое развитие в педагогической психологии в различных формах.

В системе общего образования опыт деятельности означает в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. На современном этапе развития образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт приобрел новое значение. Опыт - это внутреннее условие движения человека к цели; действует как готовность человека к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, навыков. Он включает, помимо образовательной и познавательной деятельности, опыт оценочной, профессионально и социально значимой деятельности.

Согласно теории деятельности, целью обучения является не оснащение знаниями, не их накопление, а развитие умения действовать грамотно. Цель обучения - дать человеку способность действовать, а знания должны стать средством обучения.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решить проблему формирования у учеников способности к выполнению заданий. Система операций, которая обеспечивает решение проблем определенного типа, называется методом действия. Таким образом, конечной целью тренировки является формирование способа действия. В то же время любое обучение основам науки - это также обучение соответствующим умственным действиям, и формирование умственного действия невозможно без овладения определенными знаниями. Следовательно, основными с точки зрения целей обучения являются действия и действия, которые являются его частью, а не знания.

Подход к процессу обучения как деятельности также требует принципиально иного рассмотрения взаимосвязи между знаниями и навыками. Знания не должны противопоставляться навыкам, но должны рассматриваться как их неотъемлемая часть. Знание не может быть ни получено, ни сохранено вне действий ученика.

Критерий знания также неотделим от действия. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с этими знаниями. Качество усвоения знаний определяется разнообразием и характером видов деятельности, в которых могут функционировать знания.

Таким образом, в настоящее время обучение сталкивается с одной проблемой: формировать виды деятельности, которые с самого начала включают определенную систему знаний, и обеспечивать их применение в заданных пределах.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, предметно-специфических навыков, связанных с самоопределением и самореализацией человека, когда знания приобретаются как «учиться жить здесь и сейчас». Наша гордость в прошлом - большое количество фактических знаний - в изменившемся мире утратила свою ценность, поскольку любая информация быстро устареет. Нужно не само знание, а знание того, как и где его применять. Но еще важнее знание о том, как извлекать информацию, интерпретировать или создавать новые. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач.

При таком подходе к обучению основным элементом работы будет решение проблем, то есть развитие деятельности. В этом случае фактические знания будут результатом работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с развитием деятельности ребенок сможет формировать собственную систему ценностей, поддерживаемую обществом.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в различных мероприятиях и постепенно расширять связи.

Активный аспект содержания обучения в модели деятельности обучения выражается в том, что образовательный процесс представляет собой:

  • взаимодействие
  • решение коммуникативных (проблемных) задач;
  • бесплатная творческая работа и сотрудничество.

Учебная среда - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для студентов, проблематичная в способе овладения деятельностью, необходимым условием для этого являются отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равноправного партнерства, общения.

Коммуникативная задача - это проблема, требующая разрешения противоречия: вы знаете - я не знаю, вы знаете как - я не знаю как, но мне нужно знать и уметь. Решение коммуникативной проблемы требует сначала сформировать потребность, затем, как реализовать эту потребность. Субъект может реализовать это сам, он может обратиться к другому. И в том и в другом случае он вступает в общение: с собой или с другим. Ответы на вопросы решают проблему или приводят к новой задаче. Такая деятельность, соотносимая с особыми человеческими познавательными, интеллектуальными потребностями, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации ученика настойчиво и с энтузиазмом работать над учебной задачей, сталкиваясь с другими мотиваторами и отвлекающими факторами. Концепция учебного задания является одной из центральных. По словам Д.Б. Эльконина, «главное различие между учебной задачей и всеми другими задачами состоит в том, что ее целью и результатом является изменение реального предмета, а не изменение объектов, с которыми субъект действует».

Наибольшая степень проблематичности присуща такой воспитательной задаче, в которой ребенок:

  • сам формулирует проблему,
  • сам находит ее решение,
  • решает
  • Самопроверка правильности этого решения.

Таким образом, постоянное решение таких образовательных задач приводит к систематической самостоятельной поисковой деятельности, а само обучение превращается в проблемно-развивающую, в которой принцип активности связан с ориентацией этой деятельности на личность, которая должна каким-то образом развиваться. в результате его осуществления этой деятельности.

Принципы деятельностного подхода в обучении:

  1. Мероприятия (ребенок получает знания не в готовом виде, а с помощью учитель получает их сам в процессе деятельности).
  2. Преемственность (преемственность между всеми уровнями обучения на уровне содержания методологии, технологии.
  3. Целостность идеи мира.
  4. Принцип «Мини-Макс» (содержание обучения на высшем уровне).
  5. Принцип психологического комфорта.
  6. Творчество.
  7. Изменчивость.

Вывод:

Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Модернизация начального образования связана с новым статусом ученика начальной школы как субъекта образовательной деятельности. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым преподаватель сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

В настоящее время важно, чтобы в результате обучения у ребенка происходили изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только знаниями, которые он приобрел в процессе обучения, но и характером его деятельности. отношение к нему, уровень познавательных интересов, готовность к самообразованию и самообразованию

Активный подход является основой концепции развития образования в любом из его вариантов. Во всех системах и учебных комплектах первое место занимает не накопление знаний и навыков у учащихся в узкой предметной области, а формирование личности, ее «самосоздание» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, и не только в индивидуальной, но и в совместной коллективной деятельности.

Процесс обучения - это всегда учебная деятельность - либо предметные и практические действия (например, простейшие трудовые действия, практическое общение на уроках русского языка), либо умственные действия. Преподавать деятельность означает сделать обучение мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения, помогать ребенку развивать навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель должен не просто «обучать» ребенка выполнению каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть поняты и приняты студентом, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие методы решения образовательных задач и в идеале находить свои, не встречающиеся в его методах действия.

Реализуя эти подходы на уроках, учитель должен понимать, что включение ребенка в занятие принципиально отличается от традиционной передачи ему готовых знаний. Активный подход предусматривает такую ​​технологию, которая основана на принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся, чтобы они могли применять полученные знания. Невостребованные знания, как вы знаете, забыты. При введении нового материала задача учителя не в том, чтобы объяснить, рассказать и показать все в ясной и доступной форме, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу для детей так, чтобы дети сами «думали», как решить ключевую задачу урока и объяснить, как действовать в новых условиях.

Таким образом, в учебном процессе деятельностный подход - это своего рода философия образования, методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающегося обучения или образования со своими специфическими технологиями, методами и теоретическими особенностями. Это тесно связано с формированием ключевых компетенций, то есть с готовностью студентов использовать знания и методы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Современному учителю начальной школы необходимо сломать сложившиеся стереотипы, научиться работать по-новому, идти в ногу со временем. Преподавателям, которые работали в традиционной системе более 20-30 лет, будет очень сложно работать над новыми образовательными стандартами, где авторы создали усовершенствованную модель развития образования.