Воспитание в семье как одно из условий формирования личности школьника

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Воспитательная система сельской школы
Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности
Использование новых технологий воспитания в современных образовательных учреждениях
Гуманистическая направленность педагогической деятельности


Введение:

Актуальность работы заключается в том, что проблема развития личности всегда актуальна. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира. Особенно важным фактором, влияющим на развитие человека, является семья. Семья - это особый вид коллектива, играющий главную, долгосрочную и важнейшую роль в развитии. В большей степени это влияет на ребенка. Младший школьный возраст - это самоценный период, наиболее благоприятный для формирования личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и другими, осваивает новые социальные роли. Семейная среда и приобретенный в семье опыт способствуют когнитивному и социальному развитию ребенка младшего школьного возраста.

Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста является актуальной проблемой, поскольку на современном этапе развития общества очень важно признать значение данного возраста, это необходимо учитывать все аспекты, влияющие на развитие личности, в частности такого важного учреждения, как семья для ребенка. Именно в младшем школьном возрасте помимо родителей появляется еще один важный взрослый - учитель. Личность учителя - это большой авторитет для ребенка. Для многих это становится идеалом, и в своих ответах на вопрос «кем они хотят быть?» Маленькие дети отвечают: «Учитель». Еще чаще они называют учителей, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или лучшего. Педагог пользуется не только сильным влиянием на детей, но и длительным, более того, в чрезвычайно благоприятных условиях воздействия: каждый день в течение нескольких часов он всецело находится в центре внимания детей, причем как образовательный орган. Совершенно очевидно, что личность учителя и педагогическое искусство имеют исключительную важность для воспитания детей в данном возрасте: поведение детей, их знания, образ мышления и т. д. В этом возрасте чрезвычайно влияют на учителя. На основании вышеизложенного можно отметить, что авторитет родителей для ребенка младшего школьного возраста значительно снижается, а личность учителя выходит на первый план. В связи с этим меняется поведение и отношение ребенка к окружающим.

Эта работа может быть практически значимой, поскольку эта проблема в научной литературе недостаточно раскрыта.

Целью данной курсовой работы будет определение важности семьи в формировании личности ребенка ученика.

Объект - родительско-дочерние отношения.

Предметом является влияние семьи на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

В зависимости от цели, основными целями исследования можно выделить:

  • сформулировать теоретические основы воспитания в семье как одно из условий формирования личности учащегося;
  • провести эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на формирование личности школьника.

Теоретической основой послужили работы следующих авторов: Бархатова В.В., Козлова С.А., Курочкина И.Н. Лаврентьева М.В. Петерина С.В. и другие.

Теоретические основы воспитания в семье, как одно из условий формирования личности студента

Сущность понятия «воспитание детей»

Семья для ребенка - это среда обитания и образовательная среда. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, в наибольшей степени превосходит другие последствия для образования. Семья отражает как школу, так и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило учителям вывести зависимость: успешность формирования личности определяется в первую очередь семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: в какой семье такой человек вырос в ней.

Социальное, семейное и школьное образование осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, в которой они контактируют со школой, изучаются общей педагогикой, а в других аспектах - социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • семья оказывает существенное влияние на выбор профессии.

Содержание воспитания в семье определяется общей целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей работе, социальной, семейной жизни.

Компоненты семейного воспитания:

  • физическая - основана на здоровом образе жизни и включает в себя правильную организацию ежедневных занятий, занятий спортом, закаливание организма и т. д .;
  • мораль - ядро ​​отношений, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальный - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении своих детей знаниями, формировании потребностей в их приобретении и постоянном обновлении;
  • эстетическое - предназначено для развития талантов и талантов детей или просто для того, чтобы дать им представление о прекрасном, которое существует в жизни;
  • труд - закладывает фундамент их будущей праведной жизни. У человека, который не привык к работе, есть один путь - поиск «легкой» жизни.

Если семья оказывает такое сильное влияние на процессы и результаты формирования личности, то именно организация должна уделять первостепенное внимание обществу и государству при организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье - это способы целенаправленного педагогического воздействия родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей так много разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, предложение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная перспектива для детей);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что они читают, что их интересует, какие задания они выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • личный опыт родителей, их авторитет, характер взаимоотношений в семье, желание учиться на личном примере также влияет на выбор методов.

Если родители предпочитают совместную деятельность, то обычно преобладают практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм обучения. С древних времен замечено, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше образованы.

Влияние семьи на формирование личностных качеств студента

Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. Дальнейшее формирование его личностных качеств зависит от отношения родителей к ребенку. Этот процесс во многом зависит от того, как основные потребности ребенка удовлетворяются в семье, насколько правильно, с точки зрения его развития и воспитания, проявляются родительские позиции.

У детей много потребностей, но мы ограничиваемся описанием только основных. Первым из них является необходимость эмоционального контакта. Чтобы ребенок "чувствовал себя хорошо, имел надлежащее физическое, умственное и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди довольны его существованием, проявляют доброжелательность и тепло по отношению к нему. Отношение взрослых дает детям возможность чувствовать себя уверенно и безопасно.

Основные потребности ребенка включают постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни своих родителей. Таким образом, между родителями и ребенком возникают отношения, которые являются обязательными для психического, эмоционального и социального развития ребенка.

Воспитание у детей чувства самоутверждения благоприятно сказывается на развитии их самостоятельности, активности и открывает возможности для творческого поиска.

Одной из основных потребностей человека является потребность в уважении, основанная на чувстве собственного достоинства, которое иногда называют стремлением к социальному признанию.

Ребенок чувствует себя плохо, если к нему относятся с пренебрежительным и легкомысленным поведением, если его унижают, критикуют и постоянно учат. Вера в себя, способность к здоровой самооценке у детей основывается прежде всего на мнении других людей, прежде всего отца и матери, а затем братьев, сестер и товарищей - их сверстников.

Когда родители часто говорят ребенку, что считают его глупым и неспособным, он действительно может чувствовать это, и от постоянной критики он будет склонен чувствовать свою неполноценность.

Если родители заметят, что ребенок пытается что-то сделать, воспринимает его всерьез, учитывает его возрастные способности, он разовьет веру в свои силы, что в будущем даст ему силы раскрыть себя как личность на благо общества.

Недовольство основными потребностями детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании негативных черт личности.

Удовлетворение основных потребностей в детстве имеет большое значение еще и потому, что оно определяет как направление развития личности, так и путь к социальной зрелости.

Рассматривая основные типы родительских позиций, необходимо учитывать влияние каждого из них на формирование поведения и определенных личностных качеств ребенка. Чтобы понять это влияние, необходимо понять особенности поведения ребенка с учетом определенной родительской позиции. Особое внимание следует уделить тем чертам личности, которые наиболее характерны для ребенка.

Мы постараемся определить основные черты личности, которые формируются у ребенка под влиянием родительских позиций. Следует отметить, что характеристики этих признаков не могут в полной мере отражать состояние личности ребенка, они лишь направлены на то, чтобы указать тенденции и направления, в которых может протекать формирование поведения детей.

Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, раздражительность, обман, склонность к воровству и антиобщественное поведение. Такая родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев это делает их застенчивыми, беспомощными, затрудняет общение с детьми и взрослыми из-за их задержки в развитии. Физические аномалии, такие как ожирение и невроз, могут даже появиться.

Когда отец и мать искренне любят ребенка, создают в доме атмосферу доброты, покоя, взаимного внимания, ребенок устанавливает прочную эмоциональную связь с родителями, у него развивается чувство привязанности и способность выражать свои эмоции. Дети в таких семьях обычно веселые, дружелюбные, милые, отзывчивые и, благодаря чувству безопасности, смелые и смелые.

Если родители показывают уклонение от общения со своим ребенком, он может вырасти и стать человеком, неспособным установить сильные эмоциональные связи и, следовательно, эмоционально нестабильным. Такие люди легче подвержены асоциальному влиянию. Они непоследовательны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и хвастовству. Они могут чувствовать себя преследуемыми, проникнутыми жалостью к себе. Чаще всего они не способны на настойчивость и концентрацию в учебе, недоверчивы, робки, часто конфликтуют с родителями и школой.

Позиция взаимодействия, как правило, приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий. Он развивает прочные отношения и способность понимать других людей, он учится брать на себя обязанности, выполнять их, заботясь о членах своей семьи.

Чрезвычайно требовательная родительская позиция очень часто лишает ребенка веры в собственных силах, способствует небезопасности, робости, чрезмерной впечатлительности и смирению и мешает сосредоточиться. У него могут быть трудности в учебе и в отношениях с окружающими.

Влияние этой родительской позиции слабее, если ребенок способен восстать против своих родителей, полагаясь на хороший контакт со сверстниками, которые одобряют его поведение. В таких случаях дети иногда теряют самообладание и очень уязвимы для самых нежелательных воздействий.

С родительской позиции признания прав ребенка он постепенно развивает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть максимально независимыми. Эти дети более активны, что способствует появлению их творчества.

Сверхзащита родителей может задержать социальную зрелость ребенка. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение, такие как «испорченный ребенок», могут формировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную уверенность в себе, высокое мнение о своей личности, сдержанность, высокомерие, наглость, чрезмерную требовательность, авантюризм и даже тирания по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, страха, вплоть до психического заболевания.

Когда родители оказывают ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, он может хорошо общаться со сверстниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, умеренно уверенным в себе, понимать различные социальные ситуации. Чаще всего он стремится преодолеть возникшие трудности, не отказывается от начатой ​​работы, не отказывается от выполнения сложных задач.

Семья является основной образовательной средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка. Многие психиатры считают эмоциональный климат семьи основной причиной этих расстройств.

Нарушение эмоциональных отношений и дисгармония семейной жизни могут увеличить отклонения в поведении больного ребенка, и, наоборот, хорошие, сердечные отношения могут оказывать терапевтическое воздействие и способствовать его полному выздоровлению.

Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют важнейшее значение для формирования его личности. Поэтому важным средством предотвращения различных неприятностей в семейной жизни должен быть своевременный диагноз, который выявляет дисгармонию в эмоциональных отношениях отдельных членов семьи.

После постановки диагноза необходимо понять причины, которые создали сложную ситуацию, и выбор методов обучения, которые помогут улучшить семейный климат. Конечно, в диагностике и «лечении» должны участвовать только специалисты.

Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на формирование личности студента

Организация исследования

Изучение семьи позволяет учителю лучше узнать ребенка, понять образ жизни семьи, ее образ жизни, отношения между домохозяйствами, их духовные ценности. В этом случае учитель использует набор традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

Однако изучение семьи имеет свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: каждый новый шаг делается только в том случае, если результат получен на предыдущем. Необходимость диагностики возникает при наличии нарушений в поведении ребенка, причинами которых могут быть искаженные отношения родителей, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония в развитии ребенка.

Педагогический диагноз семьи лежит в основе условной группировки семей по принципу возможности использования их морального потенциала для воспитания ребенка.

В связи с этим семьи делятся на пять типов:

  1. Семьи с высоким уровнем моральных отношений. У них здоровая нравственная атмосфера, дети получают возможность развивать свои способности. Частое вмешательство учителя здесь не обязательно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключены.
  2. Семьи характеризуются нормальными отношениями между родителями, но в то же время не обеспечивают позитивной ориентации в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, и поэтому у ребенка развиваются эгоистичные наклонности, что, конечно, требует внимания учителя.
  3. Конфликт семей. При таких обстоятельствах родители не до детей, они сами не могут выяснить свои отношения. Нет вопроса о каком-либо разумном воспитании; все оставлено на волю случая. Активное педагогическое воздействие необходимо для того, чтобы изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека.
  4. Внешне процветающие семьи, в которых процветает духовность, нет истинных моральных ценностей, эмоциональная связь поколений часто нарушается. Некоторые дети хорошо изучают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно сложна.
  5. Дисфункциональные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания учителя, общественности, а иногда и активного вмешательства с целью защиты интересов детей.

Желательно знать такие типы семей и учитывать их особенности при работе с родителями.

В практике учебных заведений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, укрепление его образовательного потенциала, а также привлечение родителей к воспитанию детей.

Анализ условий решения конкретной образовательной задачи в научных исследованиях и на практике часто упрощается. На практике поиск такого «универсального инструмента» только разочаровывает, поскольку в большинстве случаев эти условия различны. А попытки обобщить даже самые эффективные методики легко опровергаются многочисленными исключениями.

На самом деле ребенок находится в постоянно меняющихся условиях, реакция его психики на происходящее также непостоянна.

Условия, возникающие в результате взаимодействия значимых для воспитания факторов, создаются педагогом в каждом конкретном случае. Это своего рода обстоятельства или ситуация, в которых человек ведет себя таким образом, а не иначе. Родитель, применяя знание законов психики о ситуации, формирует ее, используя существующие воспитательные факторы, в том числе и свои.

Признаки разных уровней воспитания качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют разную степень образования.

В зависимости от полноты возникающих качеств, проявляемых личностью социальной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешнего регулирования и внутреннего саморегуляции, по мнению М.И. Шилова, можно выделить три уровня нравственного воспитания: высокий, средний и низкий:

  • признаком высокого уровня воспитания является наличие стабильного положительного опыта нравственного поведения, самоорганизации и саморегуляции, наряду с желанием организовывать и регулировать деятельность и поведение других людей, проявление общественной позиции ,
  • Для среднего уровня характерно стабильное позитивное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активной позиции по отношению к действиям и действиям товарищей пока не проявляется.
  • Низкий уровень образования характеризуется слабым проявлением позитивного, но нестабильного опыта поведения, наблюдаются сбои, поведение регулируется в основном требованиями старейшин и других внешних стимулов и мотиваторов; саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

При определении критериев уровня нравственного воспитания Л.М. Фридман, Т.А. Пушкин И.Я. Каплунович исходил из следующих положений:

  1. Моральное воспитание человека характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть моральным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами человека, включены ли они в систему его ценности ориентации и установки) и моральное поведение (в какой степени эти отношения реализуются индивидом в конкретных действиях и действиях).
  2. В жизни человека его знания, установки и действия тесно взаимосвязаны, образуют единство, выражающееся в некоторых личных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритика и т. д.).
  3. Наличие этих нравственных качеств у дошкольников можно считать критерием нравственного воспитания.

Уровень развития у детей тех или иных нравственных качеств считают Л.М. Фридман, Т.А. Пушкин И.Я. Каплунович, можно установить, изучив:

  1. представления (знания) ребенка о моральных нормах, соответствующих этому качеству,
  2. отношение ребенка к этим стандартам,
  3. стабильность и сила проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственного воспитания должны обязательно соответствовать возрасту ребенка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения уровня образования детей разного возраста.

Типичная ошибка многих родителей заключается в том, что, присоединившись к воспитанию ребенка того или иного возраста, проводится дифференцированное изучение параметров его развития, различных видов образования (морального, физического, трудового и т. д.) и их оценки не выполнено. В то же время, согласно данным исследования, начало активной стадии воспитания приходится на возраст ребенка, который в среднем составляет 5–7 лет.

Этот возраст ребенка является благоприятным для наброска общего контура готовности родителей к различным видам образования.

Конечно, вся система «ребенок-родитель» должна быть изучена и оценена.

Основными показателями при оценке образовательного процесса в семье могут быть:

  1. для ребенка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; умение играть; уровень внушаемости; тенденции развития гендерной идентичности; характер проявления доминирующих способностей; умение подражать; предрасположенность к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.д .;
  2. для родителей: мотивация родителей; уровень знаний об особенностях этого возрастного периода; умение формулировать целевые и семантические настройки; понимание особенностей различных видов образования; характер и сила собственных психогенных отклонений за этот период и т. д.

Таким образом, доступность родителей для оценки их образовательных возможностей предоставляет им широкие условия для их реализации и исправления, а следовательно, устранения проблем, возникающих в жизни семьи.

Кроме того, семейные традиции влияют на нравственное воспитание ребенка в семье.

В современной науке нет единого понятия «традиция». Этот термин используется в разных значениях и значениях. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова термин «традиция» означает то, что передается от одного поколения к другому, которое наследуется от предыдущих поколений. Во втором смысле обычай, установленный порядок в поведении, в повседневной жизни.

В рамках исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции у вашей семьи?» многие из них либо затруднились ответить, либо сказали, что их не было.

В то же время психологи говорят, что семейные традиции чрезвычайно важны для детей: сохраняется связь поколений и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями чувство стабильности в мире приходит к детям. В потере семейных традиций некоторые психологи видят причину беспокойного подросткового возраста. Между тем семья - это не только общая жизнь, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерные только для вашей семьи.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 51 г. Брянска.

Обследовано 15 семей с детьми школьного возраста.

Анализ результатов исследования

Мы начали нашу работу с опроса детей. Для этого мы использовали метод Л.М. Фридмана «Что хорошо, а что плохо?».

Цель: использование методов допроса (в письменной или устной форме) для установления нравственных представлений детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплине и т. д.).

Прогресс: детям предлагается (в письменной или устной форме) привести известные примеры соответствующих действий.

Обработка полученных данных: введите полные ответы каждого ребенка в матрицу. Качественный анализ ответов детей позволяет определить, в какой степени они сформировали представления об определенных моральных качествах.

Эта степень может быть оценена как:

  1. неправильное представление;
  2. правильно, но не полно и не ясно;
  3. полное и четкое представление о моральных качествах.

Анализ ответов показал, что:

  • из 15 детей 4 ребенка (27%) имеют полное и четкое представление о моральных качествах. Эти дети привели следующие примеры: поделиться угощением с другим ребенком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может расстроить маму и т. д.
  • 3 ребенка (20%) имеют правильное, но не ясное и полное представление о моральных качествах. Их примеры: помогать взрослым, жалеть родителей, не расстраивать папу и маму и т. д.
  • 8 детей (53%) имеют неправильное представление о моральных качествах. Этим детям трудно давать примеры, они запутаны в ответах или даже отказываются отвечать на вопросы учителя.

Техника «Выложи картинки». Л.М. Фридман.

Цель: выяснить, осознают ли дети моральную сторону отношений в основной деятельности.

Прогресс: каждому ребенку предоставляется набор рисунков, на которых изображены различные действия детей. Он должен расположить картины так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены добрые дела, с другой - плохие. Затем ребенок объясняет, почему он выложил фотографии. Сюжеты картинок подбираются учителем в соответствии с изучаемым моральным качеством.

Обработка полученных данных. Все вопросы, комментарии, заявления, ответы и объяснения, а также особенности поведения ребенка во время работы и последующего разговора составлены дословно. Их анализ дает представление о восприятии детьми и понимании соответствующих моральных категорий.

Анализ результатов этой методики дал следующие результаты:

  • 5 детей из 15 (33%) аккуратно разложили картинки в стопки, легко объяснили свои действия;
  • 7 детей из 15 (47%) с помощью наводящих вопросов от учителя сложили картинки в стопки и испытали некоторые трудности при объяснении своих действий;
  • 3 ребенка из 15 (20%) при укладке картинок в стопки нуждались в помощи учителя, не могли объяснить свои действия.

На основании результатов этих методов можно сделать следующий вывод, что не все дети имеют моральные представления о честности, доброте, дисциплине, родители этих детей приложили минимум усилий для формирования своих представлений о некоторых моральных качествах.

На первом этапе опроса родителей мы беседовали с ними на тему: «Традиции в нашей семье».

Цель: определить, какие традиции существуют в современных семьях.

Методология Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам определить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только у двух (13%) семей есть праздники, которые они отмечают в близком семейном кругу. Мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки с своими руками всем членам семьи провести праздничные дни, организовать совместные обеды с семьей в праздничные и выходные дни. Например, в семье Мошкиных кукольные спектакли, которые мать, отец и дочь показывают своим бабушке и дедушке, стали традиционными, что говорит о связи поколений в этой семье.

В семи семьях (47%) традиционно встречаются такие праздники, как: Новый год, 8 марта, 23 февраля, дни рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям на праздники, вместе отдыхают на праздниках. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется, и у них просто нет времени на тихие семейные чтения по вечерам или общие семейные ужины.

Родителям из шести семей (40%) трудно назвать свои семейные традиции, и они ограничиваются только праздником определенного праздника, а у остальных нет ни денег, ни времени.

Таким образом, мы приходим к выводу, что не всем семьям удается поддерживать домашние традиции, переносить их через время, испытания и невзгоды. Однако люди, воспитанные на семейных обычаях, стараются их оживлять при каждой возможности. Конечно, ничто не длится вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что дети будут помнить и даже какие семейные традиции они будут иметь, зависит от родителей.

Для выявления моральных ценностей в семье мы разработали анкету из 10 вопросов.

Цель: выявить, какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Родителей попросили ответить на вопросы, которые позволили нам определить, какие семейные традиции предпочитают родители. Обработка результатов опроса показала, что:

  • из 15 семей только три (20%) предпочитают посещать культурные и развлекательные места, активно отдыхать на природе, организовывать семейный отдых в свободное время;
  • восемь семей (53%) ведут активный образ жизни только в отпуске;
  • четыре семьи (27%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего смотрят фильмы по телевизору, компьютерные игры и т. д.
  • жен тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.

Цель: выявить родительское отношение к детям.

Родителям задавали анкеты с вопросами (61 вопрос). Каждый вопрос должен был быть положительным или отрицательным.

Основой для оценки послужил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является уровень родительских отношений, таких как сотрудничество - это социально желательный образ родительского поведения. Родитель высоко ценит способности своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и независимость, старается быть наравне с ним.

Нейтральный уровень можно отнести к типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребенка моложе своего реального возраста, стремится удовлетворить его потребности, защитить его от жизненных трудностей, не дает ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы относили такой тип родительских отношений, как неприятие и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребенка как плохого, негодного. Это требует безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части ребенок испытывает гнев, раздражение и раздражение.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину отношения родителей к детям: оптимальное отношение родителей к ребенку наблюдается в 3 семьях (20%), 7 семей (47%) можно отнести к нейтральному уровню Отрицательные родительские отношения проявляются в 5 семьях (33%).

Согласно результатам этой методологии, мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к развитию тревоги у детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются определенные нарушения, затрагивающие все аспекты воспитания, в том числе нравственные.

Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания, которые необходимо учитывать в образовательном процессе, следует рассматривать следующим образом:

  • отсутствие духовности родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;
  • аморальность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  • отсутствие нормального психологического климата в семье;
  • неграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целеустремленности в воспитании, отсутствие принципов, непоследовательность в применении методов воспитания, причинение тяжких моральных страданий детям).
  • отсутствие семейных традиций, что, несомненно, сказывается на нравственном воспитании детей в семье.

Вывод:

Семья характеризуется определенной структурой, известным внутренним устройством и группировкой ее членов. Основа семейной жизни - система общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как во время совместной деятельности, так и в свободное время, обмен информацией, взаимное воспитательное и мобилизующее влияние, взаимопомощь, стремление к единству мыслей и действий. , а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

В результате взаимного влияния отдельных лиц в семье он выступает как личностная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микроокружения развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственный и духовный климат.

Семейные традиции объединяют всех близких родственников, делают семью семьей, а не просто общность кровных родственников. Домашние обычаи и обряды могут стать своего рода вакциной против разлучения детей с родителями, их взаимного недопонимания.

Семья воспринимает и передает своим ученикам культурные и нравственные ценности.

Цель и мотив воспитания ребенка - счастливая, полноценная, творческая и, следовательно, нравственно насыщенная жизнь этого ребенка. Семейное воспитание должно быть направлено на создание такой жизни.

Только с уверенностью в родительской любви возможно правильно сформировать ментальный мир человека, возможно воспитать нравственное поведение.

Мораль ребенка является необходимым условием его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребенка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, нравственного познания добра и зла.

Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает и стремится быть как мать и отец. Когда родители понимают, что формирование личности ребенка зависит от них самих, они ведут себя таким образом, что все их действия и поведение в целом способствуют формированию у ребенка качеств и такого понимания человеческих ценностей, которое они хотят передать ему. Такой процесс воспитания можно считать вполне осознанным, поскольку постоянный контроль за своим поведением, отношением к другим людям, вниманием к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в самых благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В ходе нашего исследования мы разработали и внедрили вопросники, которые помогли нам выяснить, какую роль играет семья в нравственном воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Мы обнаружили, что на процесс воспитания детей дошкольного возраста в первую очередь влияет стиль семейных отношений и то, насколько важна эта проблема для родителей, кроме того, важны семейные традиции, благодаря которым формируются нравственные качества, чувства, потребности. ребенок.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы заключаем, что задача учителя заключается в том, чтобы объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит в первую очередь от них самих, от их желания понять сложный и сложный процесс становления и развития личности, указать пути и условия для формирования нравственности ребенка.