Воспитание как составная часть процесса образования.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Воспитание - это сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность учителей и учеников для реализации целей образования в контексте педагогического процесса. Успех образования зависит от многих факторов, где важную роль играют отношения между учеником и учителем.

Исходя из этого, образовательные технологии можно определить как продуманную модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между учителем и учениками, при которых оптимально достигаются конкретные образовательные цели.

Эффективность образовательных технологий во многом зависит от педагогических условий, в которых они внедрены. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют успех образовательных технологий в той же степени, что и создаваемые педагогические технологии. Педагогические условия, определяющие успех образовательных технологий, включают, прежде всего, индивидуальные особенности учителя. Это эрудиция, самобытность личности учителя, его культура, интересы и увлечения и т. д. Большое значение имеет отношение к ученикам, выраженное в педагогическом такте и оптимизме, в большом тоне. Не менее важным является профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях законов учебного процесса и детской психологии, знании методов диагностики и т. д.

 

Теоретические основы образования

 

Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого определения этого. В связи с тем, что существуют различные педагогические парадигмы, разные подходы к определению образования.

Личность человека формируется и развивается под влиянием множества факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, независимых и зависящих от воли и сознания людей, действующих спонтанно или в соответствии с определенными целями. Более того, сам человек не является пассивным существом, он выступает субъектом своего становления и развития.

Понятие «образование» используется в широком и узком смысле. Образование в широком смысле рассматривается как социальное явление, как влияние общества на человека. В этом случае образование практически приравнивается к социализации. Образование в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность учителей и учеников по реализации целей образования в контексте педагогического процесса. Деятельность учителей в этом случае называется воспитательной работой.

Определение термина «воспитание» содержит некоторые трудности, во-первых, крайнюю сложность самого процесса воспитания, а во-вторых, невозможность отличить процесс воспитания от комплекса жизненных действий (от процесса социализации, обучения и психологического образования человека) и, в-третьих, неопределенности результата, воспитание - воспитанности (сложность структуры и нестабильность). Процесс обучения является многофакторным явлением. Необычное определение образования дано в «Педагогической энциклопедии» А. В. Мудрика «Образование - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». Определение не содержит акта педагогического воздействия на образованного человека и его взаимодействия с учителем.

Воспитание - это сущность воспитательного образования в условиях всестороннего влияния воспитателя на образованного человека при его активном взаимодействии в процессе обучения, становления и развития личности. Именно соответствующее воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором в образовании.

Важной категорией педагогической теории образования должно быть - «воспитание».

Воспитание детей является результатом воспитания, представленного устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания представляет собой последовательное изменение состояний воспитания, на входе которого происходит изменение личности ученика.

 

История происхождения образования

 

Смысл существования предков человека был предопределен их мировоззрением. На первый взгляд, образование первобытных людей казалось бессистемным, спонтанным, оно не было функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья.

Первоначально педагогическая мысль формировалась в виде отдельных суждений и высказываний - своего рода педагогических заповедей. Кроме того, он воспитал образ жизни своих родителей. До начала письма суждения были устными и сохранились в форме пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых выражений.

Вежливые нравы в обществе составляли неотъемлемую часть нравственной культуры людей, их педагогических взглядов. В старославянском языке мы не найдем ни одного оскорбительного слова. Поэтические нравственные правила можно найти в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Позже появились другие учреждения образования и обучения.

Исторически сложившиеся виды образования развивались в рамках соответствующих типов культуры. Итак, первобытная культура соответствует первому историческому типу воспитания, основанному на ориентации детей на воспроизводство взрослой деятельности и носящем обязательный, коллективный характер.

Формирование цивилизации привело к образованию другого типа, определяемого социально-экономическим неравенством, разделением труда и, следовательно, различными педагогическими задачами. Историческое разнообразие моделей воспитания зависит от особенностей местной цивилизации, типологии культур и национальной специфики.

Восточный тип культуры определил восточный тип воспитания, основанный на главенстве общества перед индивидом, строгом соблюдении традиций и канонов, ограничении независимости мышления и индивидуальной свободы. В то же время педагогическая традиция Востока рассматривает человека как единство эмоций, воли и разума, подчиненных, однако, социальным и религиозным нормам.

Западный тип культуры, возникший в древние времена и ставший прототипом современной европейской культуры, породил педагогические традиции, принципиально отличающиеся от восточных, и определил западный тип образования. Его наиболее характерными чертами являются ориентация на развитие человеческой воли и разума, утверждение личности и творческих принципов в человеке, гармонизация отношений между человеком и обществом, отсюда и целенаправленный и ценностно-рациональный подходы к решению образовательных задач.

Традиции российского образования развивались под влиянием западной культуры, перекрывая национальные особенности и социально-исторические особенности российского государства, пережившего экономические и политические катаклизмы, что, однако, не помешало формированию одной из лучших образовательных систем в мире в России.

 

Модели и принципы обучения

 

Для практики воспитания наиболее важно связать эффективность процесса воспитания с теми компонентами, которые влияют на качество воспитания путем регулярных взаимоотношений.

Эффективность зависит от:

  1. Сложившиеся образовательные отношения. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, а в процессе воспитания формируются взгляды и позиции учеников;
  2. Соответствие цели и организация действий, способствующих достижению этой цели. Если организация, т. е. совокупность отношений, условий, влияний и методов работы, не соответствует цели, то учебный процесс не достигает успеха;
  3. Соблюдение правил и практики социального поведения;
  4. Условия, в которых воспитывается человек;
  5. Интенсивность самообразования;
  6. Эффективность развития и обучения;
  7. Интенсивность и качество отношений между самими учениками;
  8. Интенсивность воздействия на духовную сферу ученика;
  9. На качество образовательного воздействия.

Историческая и мировая практика показывает, что основная цель воспитания определяется как формирование всесторонне развитой личности, способной реализовать себя в современном обществе и повысить культурные ценности в будущем. В целях гармоничного развития личности проводится нравственное, умственное, трудовое, физическое, гражданское, экологическое воспитание.

Преподаватель решает учебные задачи, эффективность которых зависит от многих факторов и условий, от последовательности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы человеческого поведения, необходимые для обогащения социального опыта; выступать в качестве конкретной задачи; помочь студентам оценить и понять свои собственные действия.

Формы обучения могут быть в форме приказа, инструкции, запроса, подсказки с целью выявления интересов студента, опыта. Среди важнейших принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, который требует создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития личностных способностей, размещения образования ребенка в центре педагогического процесса, развития личности.

Важнейшую роль в современных условиях играет принцип совместной деятельности учителя, ученика и родителей. В этом случае создается единая образовательная среда. В педагогике также важны принципы связи школы с жизнью с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Особенно необходимо отметить роль принципа опоры на позитивное в человеке, поскольку позитивное воспринимается не так хорошо, как негативное. Особенно важно это заметить при работе с «трудными» детьми.

Образовательный процесс основан на ряде взаимосвязанных принципов и требует от учителя постоянного проявления творчества; исходя из социальной направленности образования; опирается на связь образования с жизнью, работой. Принципы воспитания должны строго воплощаться в жизнь. Среди принципов нет главных, так как они все одинаковые.

 

Образование как неотъемлемая часть образовательного процесса

 

Образование - это процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных поколениями. В системе образования всех уровней и типов происходит накопление интеллектуального и морального потенциала страны.

Социокультурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведения, его ценностей, устремлений и интересов, то есть образа жизни, принятого в обществе, а также на развитие различных форм жизни (труда, профессиональное, социально-политическое, семейное и семейное) и развитие духовного потенциала человека для творчества.

В различных социально-политических условиях образование выступает в качестве стабилизирующего фактора между новыми социальными идеями и идеями предыдущих поколений, позволяет определять преимущества и недостатки действий обоих поколений, помогает адаптировать человека к новым условиям.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Смысл образования заключается в воспроизведении устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

Образовательные системы - это социальные институты, которые целенаправленно готовят человека к самостоятельной жизни в современном обществе. Цели и задачи конкретных образовательных систем зависят от социального порядка во всей образовательной системе страны. Итак, образование в нашей стране долгое время развивалось вне контекста мировой и национальной культуры.

Его основные параметры были похоронены идеологией. В настоящее время необходимо вернуть образование в контекст культуры, то есть ориентировать его на общечеловеческие ценности. Мировая и национальная духовная культура, развитие гуманистических технологий обучения, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой реализации в современных условиях.

Образовательные учреждения - это социальные учреждения, которые приобретают государственный статус системы образования в стране как дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее и дополнительное образование.

Социальная функция этих учреждений заключается в предоставлении образовательных услуг населению страны. Государственная норма того или иного вида образования определяется государственным образовательным стандартом; он также выбирает обязательный учебный план каждой школы или университета.

Государственный стандарт состоит из двух частей: первая часть представляет собой набор обязательных дисциплин для всех школ или университетов, вторая представляет собой дисциплину выбора учащихся.

Духовный принцип в человеке проявляется через его вливание в «культурное» наследие семьи и культурные традиции, которыми он овладевает в процессе обучения, воспитания и профессиональной деятельности на протяжении всей своей жизни.

Образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности. Преподаватели в учебном процессе создают условия, обеспечивающие индивидуальный, личностный рост учащихся, и каждая учебная дисциплина ориентирована на развитие этого качества.

 

Образование и его место в структуре образовательного процесса

 

Образование как педагогический феномен является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой происходит овладение системой знаний основ наук и смежных умений, закладываются основы мировоззрения, когнитивные силы, творческие способности. Развиваются эмоционально-волевые сферы личности, нравственные качества и привычки поведения.

В интегральной структуре образовательного процесса тесно взаимосвязаны два взаимосвязанных и в то же время относительно независимых процесса:

  1. Обучение - целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающему поколению (обучение) и овладение ими (обучение) совокупности знаний, формирование навыков на этой основе, развитие познавательных и творческих способностей;
  2. Воспитание - это целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на формирование системы личностных качеств молодого поколения, основанной на выработке норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах

  1. Оба эти процесса происходят в рамках одного учебного заведения (детский сад, школа, гимназия, колледж, профессионально-техническое училище, университет, учреждение дополнительного образования и т. д.), осуществляются одним и тем же лицом (учителем) и направлены при достижении общей цели - воспитание личности к активной жизни в обществе.
  2. Образование всегда содержит элементы обучения, поскольку, передавая человеку знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание), и т.д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, учитель одновременно обучает человека.
  3. В процессе обучения, направленного на овладение научными знаниями, всегда присутствует аспект воспитания (недаром цель воспитания планируется в рамках любой формы обучения), реализуемая через содержание учебного материала, методика его представления, характер педагогического взаимодействия учителя и учеников.

Воспитание как составная часть процесса образования.

Образование и воспитание являются самостоятельными процессами, каждый из которых имеет свои особенности в интегральной структуре образовательного процесса. Целью образовательного процесса является передача знаний, навыков, то есть формирование интеллектуальной культуры личности; Целью образовательного процесса является развитие поведенческих норм, то есть формирование поведенческой культуры человека. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные рамки (учебный год, квартал, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты измеряются на основе четкого стандарта оценки; процесс воспитания не имеет четкого регулирования, в значительной степени хаотичен, не ограничен во времени и не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания основаны на общем концептуальном аппарате (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.

Учебный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер курса.

  1. Воспитание детей - это целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе учителя является общественный строй как совокупность моральных норм, принятых в обществе. Образование становится эффективным, когда учитель конкретно определяет свою цель, которая отражает личностную модель ученика. Наибольшая эффективность достигается, когда ученик знает и понимает цель воспитания, когда он соглашается с ней, принимает ее и в процессе самообразования опирается на те же руководящие принципы.
  2. Воспитание является многофакторным процессом, так как при его реализации учитель должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, которые усложняют учебный процесс или способствуют успеху его курса. Среди объективных факторов, влияющих на процесс обучения, следует учитывать различные аспекты общественной жизни (экономика, политика, культура, идеология, мораль, право, религия и т. д.), среди субъективных факторов - социальная среда, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные характеристики ученика.
  3. Воспитание - это субъективный процесс, выражающийся в неоднозначной оценке его результатов. Это связано с тем, что результаты обучения не имеют четкого количественного выражения, поэтому невозможно точно сказать, кто из учеников воспитывался идеально, а какой неудовлетворительно. Из-за этого трудно определить, какой учебный процесс можно считать качественным, эффективно влияющим на личность ученика, а какой - «оформление витрины», проводимое «для галочки» и не приносящее желаемого результата. Субъективная природа образования во многом определяется личностью учителя, его педагогическими навыками, чертами характера, личными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием талантов, способностей и увлечений.
  4. Образование - процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента непосредственного образовательного воздействия. Это связано с тем, что воспитание призвано оказывать глубокое, комплексное воздействие на человека (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы ученик осознал, что именно ищет учитель, адекватно отреагировал на образовательное воздействие и сделал для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда это занимает целые годы.
  5. Воспитание детей является непрерывным процессом, так как человека нельзя воспитывать «от случая к случаю». Отдельные образовательные мероприятия, какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на индивидуальное поведение. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий, в том числе постоянный контакт учителя и учеников. Если процесс обучения нерегулярен, то учитель должен постоянно укреплять то, что ученик уже освоил, а потом забыть. В то же время учитель не может углублять и развивать свое влияние, развивать у ученика новые устойчивые привычки.
  6. Воспитание - это сложный процесс, который выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего образовательного процесса идее целостного формирования личности, в которой высокое развитие сознания , гармонично представлены поведение и чувства. Это означает, что человек не может быть сформирован «по частям», либо обращая внимание только на формирование сознания, либо концентрируясь на развитии норм и правил поведения, либо формируя эмоции и чувства.
  7. Воспитание детей - это двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях: от учителя к ребенку (прямое общение) и от ребенка к ребенку (обратная связь). Управление процессом в основном основано на обратной связи, то есть на информации, которая поступает к учителю от учеников. Чем больше информации об особенностях, способностях, склонностях, преимуществах и недостатках ученика доступно преподавателю, тем более целесообразным и эффективным он оказывается в учебном процессе.

В связи с реформой образования и изменением образовательной парадигмы проблема образования на всех уровнях образования стоит особенно остро. Современные реалии университетской жизни показывают, что в постсоветском образовательном пространстве образовательный компонент как элементарный элемент старой системы утратил свое значение, а новая образовательная парадигма только зарождается и приобретает новые аксиологические значения. В этой пограничной ситуации образовательные процессы ослаблены и зависят главным образом от воли и навыков преподавателей, кураторов, инициатив администрации и традиций конкретного учебного заведения.

В процессе развития общества меняется содержание воспитания, но педагогика всегда рассматривает человека как субъект воспитания, а воспитательный эффект направлен на его улучшение. Это дает основание определять феномен воспитания как трансформирующую деятельность педагогов, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности человека, способствующих его качественному росту и совершенствованию.

В процессе обучения в университете могут быть реализованы практически все сферы образовательного влияния, особенно в профессиональном образовании университета.

Блоки дисциплин, достаточно полно представленные в учебном плане по специальности, позволяют получить:

  • моральное, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое образование (гуманитарный блок);
  • психическое, экологическое образование (блок естествознания);
  • труд - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Независимо от того, насколько условной является классификация методов обучения, среди них можно выделить три основные группы:

  • методы, формирующие мировоззренческие и ценностные ориентации студентов;
  • методы, сти мулирующие мотивацию;
  • методы, способствующие раскрытию творческого потенциала личности и его качественному росту.

Отсутствие специальных молодежных организаций делает современный учебный процесс в российских вузах практически единственной сферой применения образовательного воздействия, которая осуществляется через содержательные и процедурные характеристики преподаваемых дисциплин. Трудно переоценить образовательный потенциал гуманитарных курсов, в процессе изучения которых формируются мировоззренческие и ценностные ориентации студентов. Блок фундаментальных и естественнонаучных дисциплин способствует развитию интеллектуальных навыков научного мышления. Блоки общеинженерных и профессиональных дисциплин в учебном плане позволяют применять ранее приобретенные интеллектуальные навыки, развитие творчества.

Контент становится образовательным инструментом только тогда, когда на основе твердых знаний он транслируется в сознание учащихся через их целостное восприятие. Необходимо более широко использовать междисциплинарные связи, интегрированные курсы, способствующие формированию системных знаний, а через них - систем убеждений, взглядов. Только то, что хорошо понято, активно усваивается, поощряет рефлексию, ценностные суждения, превращая в новые черты личности.

Процессуальные характеристики дисциплин часто служат одновременно для достижения дидактических и образовательных целей. Гуманизация образования, основанная на личностно-ориентированном развивающем обучении, неразрывно связанном с воспитанием, - это тот всеобъемлющий процесс, который, проникая во все стороны жизни студента, будет способствовать гармоничному развитию его личности. Образовательные методы реализуются в процессе педагогического общения, активных методов обучения (семинары, дискуссии, контекстное обучение, проблемное обучение и т. д.), которые побуждают учащихся проявить себя в совместной деятельности, принимать оценочные решения. Большую роль в воспитании играют личность учителя, его педагогические навыки, знание психологии студентов.

 

Вывод:

 

Воспитание детей - это универсальный процесс, который включает в себя различные виды деятельности. При всем многообразии толкований термина и уникальности организации образовательных взаимодействий сущность образования остается неизменной. Суть воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится свойством внутреннего (субъективного), переносится в область человеческого сознания, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности.

Цели образования определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать желаемый результат. Образование - это многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся социально-исторические характеристики, культурные традиции страны, принятая в ней система образования, к субъективным факторам относятся личностные качества учителей, уровень их педагогических навыков, психологические особенности и ценностные ориентации участников образовательного процесса.

В заключение представляется целесообразным уточнить ценностные приоритеты образовательных компонентов образования, одинаково затрагивающие учителей и учащихся:

  • Ориентация личности на общечеловеческие гуманистические ценности;
  • Демократия и терпимость;
  • Сочетание космизма и национальной идеи;
  • Раскрытие основных творческих способностей человека;
  • Региональный аспект образования направлен на формирование потребностей в реализации своего творческого потенциала в «обустройстве» малой родины.