Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»)

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф.Рылеев, В.Ф.Раевский и др.)
А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии
Южные поэмы А.С.Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека»
Трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения


Введение:

Признаемся - не без некоторой робости мы начинаем рассматривать такой вопрос, как поэзия Пушкина. И эта робость оправдана по многим причинам. Так, Добролюбов сказал, что «Пушкин отвечал на все, в чем проявлялась русская жизнь, он осмотрел все ее стороны, следовал за ней во всех степенях. «Белинский, однако, выделил свое мастерство», свободно перенесенный во все сферы жизни, во все века и страны». Это, по словам Достоевского, «универсальная отзывчивость» Пушкина постепенно формировалась в процессе его духовного развития и основывалась на на широкой и прочной основе самых разнообразных знаний.

Историки, философы, политики, экономисты, археологи, фольклористы отдали дань уважения поэта в соответствующих областях знаний.

Чтобы понять Пушкина, нужно знать и любить его творчество.

«Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря» (В.Г.Белинский).Стихи Пушкина лаконичны, но вместе с тем полны и выразительны. «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт».

«У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, - и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить».

Каждое из его стихотворений - это отдельный мир, полный своих собственных сил, чуждый всем непривычным для него стихиям, всему постороннему и лишнему, свободно движущемуся в своей сфере.

«Стих Пушкина - поэтический, художественный, художественный», «необычно верный русской реальности, независимо от того, изображает ли он русскую природу или русских персонажей». В конце концов, «для настоящего художника - там, где есть жизнь, там и поэзия». А Пушкин настоящий поэт.

Его чувства кристально чисты и искренни. Все они в его лирике.

Создавая свои шедевры, поэт следовал классическим законам, по которым строятся лирические произведения, используя ритм, композицию, систему ключевых слов, концепцию лирического героя, художественную литературу и автобиографию, сочетание личных и социальных элементов.

Цель нашей работы - проследить творческую эволюцию А.С.Пушкина на основе лирики поэта.

Цель достигается путем решения следующих задач:

  1. Выявить особенности лирики как рода литературы, специфику лирических жанров , определить «вечные темы» лирики.
  2. Выделить периоды творчества А.С.Пушкина.
  3. Отметить основные темы лирики А.С.Пушкина и проследить их эволюцию.
  4. Систематизировать материал, и сделать выводы о творческой эволюции А.С.Пушкина на материале его лирики.

Наша тема очень актуальна, поскольку поэтическое наследие А.С.Пушкина огромно, и лишь малая его часть изучается в школе. Дети знакомятся со стихами и сказками великого поэта, начиная с первого класса, как только начинают читать самостоятельно. Эти работы запоминаются на уроках развития речи в начальной школе. Далее изучение лирики А.С.Пушкина продолжается в средней и старшей школе.

Пушкин - одна из самых значительных фигур в русской литературе и культуре в целом. Народность пушкинского творчества имела глубокие корни.

Это было не внешнее, не поверхностное, а глубокое, истинное, основанное на любви к своим людям, на вере в их духовную силу, на понимании огромной идеологической и эстетической ценности его словесного и художественного творчества, на способности видеть мир глазами своего народа.

И эта работа написана нами для того, чтобы более полно открыть А.С.Пушкина, потому что именно глубокое знание и понимание его произведений могут обеспечить фундаментальную основу для формирования компетентного, чуткого читателя.

Наша новизна заключается в том, что мы не только анализируем лирику А.С.Пушкина, но и структурируем ее, прослеживая эволюцию творчества поэта на протяжении всей его короткой, но яркой жизни.

Лирика - как род литературы: лирические жанры, «вечные темы» лирики

Понятие лирики

Лирика (от греч. lyга - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), Один из трех видов художественной литературы (наряду с эпопеей и драматическим сюжетом), в рамках которого складывается отношение автора (или характер) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и т.д.

В отличие от эпопей и драм, которые изображают законченных персонажей, действующих в разных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния персонажа в определенный момент жизни. Лирический образ - это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, так как все явления жизни - природа и общество - могут вызывать у человека соответствующие переживания. Особенность и сила влияния лирики заключается в том, что она всегда, даже когда речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, прямое чувство, опыт, пережитый автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, каким бы ограниченным оно ни было по размеру, является законченным произведением искусства, которое передает внутреннее законченное состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения также связана с соответствующей формой выражения: лирика требует краткой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика склонна к поэтической речи, что способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

Лирическое произведение фиксирует личный опыт поэта, который, тем не менее, характерен для многих людей, обобщает и выражает их силой, присущей поэзии.

В лирическом произведении через личного поэта он передает жизненное, типичное. Лирика, как и другие виды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, социальной борьбы, вызывая у людей необходимость выражать свое отношение к новым явлениям, свой опыт, связанный с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности с изменением различных литературных течений, направлений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики наступает в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху формировались произведения великих национальных поэтов (Мицкевич - в Польше, Гюго - во Франции, Байрон - в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев - в России).

Виды и тематика лирики

Существуют различные классификации типов текстов песен.

Они различаются по тематике:

  • философская;
  • гражданская;
  • пейзажная;
  • любовная;
  • политическая.

Однако следует иметь в виду, что по большей части лирические произведения являются мрачными, поскольку в одном опыте поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства (например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А.Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу...» М.Лермонтова, «Рыцарь на час» Н.Некрасова, «Товарищу Нетте...» В.Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

  1. Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол...» М.Ломоносова.
  2. Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С.Пушкина.
  3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С.Пушкина.
  4. Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С.Пушкина.
  5. Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.
  6. Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С.Пушкина.
  7. Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый...» А.С.Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Это разделение на жанры очень произвольно, потому что они редко представлены в чистом виде. Стихотворение может объединить несколько жанров одновременно: «К морю» А.Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание. 

Основной формой лирических произведений является стихотворение, но следует помнить, что лирика также существует в прозе: это вставленные лирические фрагменты в эпических произведениях (это некоторые из дополнительных сюжетных элементов «Мертвых душ» Николая Гоголя) и изолированные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева, много рассказов И.Бунина).

Лирика Пушкина. Творческая эволюция поэта

В творчестве А.С.Пушкина, первого русского писателя мирового значения и создателя русского литературного языка, выделяют семь периодов:

  • лицейский (1811-1817);
  • петербургский (1817-1820);
  • южная ссылка (1820-1824);
  • михайловский (1824-1826);
  • Московский период (сентябрь 1826 - начало сентября 1830);
  • Болдинская осень (сентябрь - декабрь 1830);
  • последние годы (1831-1837).

Эта периодизация связана не только с событиями в жизни поэта, но и с эволюцией его творчества. У Пушкина нет двух биографий - повседневной и писательской, все его работы являются примером единства человека и поэта. Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.

Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С.Пушкина лицейского периода

Лицейский период (1811-1817) обычно называют периодом поэтического ученичества. Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после объявления о предстоящем открытии лицея. Его привез дядя Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший некоторое литературное влияние на молодого Пушкина, поскольку этот период творчества поэта приходится на период ожесточенной борьбы между карамзинистами и шишковистами. В своих литературных взглядах Василий Львович был убежденным карамзинистом и врагом всех литературных «старообрядцев» во главе с Шишковым. Учащиеся Пушкинского лицея активно включились в него на стороне последователей Карамзина.

Эпиграммы против «собеседников», многочисленные полемические выходки в поэзии этих лет, его принятие в «Арзамасе» (по прозвищу Сверчок) свидетельствуют о боевой позиции Пушкина в рамках этого литературного направления. На это же указывает ориентация на поэтическую традицию Жуковского и К.Н.Батюшкова, ощутимую в ряде стихотворений этого периода. Однако в то же время ряд признаков литературной позиции молодого Пушкина не только несовместимы с поэтикой карамзинистов, но и глубоко противоречат ей. Даже если мы даже не говорим об интересе к философской прозе в духе XVIII века (идея романа «Фатам, или Человеческий разум»), в творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам, и особенно к сатирической поэме, которая полностью выпала из поэтики карамзинистов, это явно проявляется. Монах (1813), Бова (1814), Тень Баркова и Тень Фонвизина (1815), Руслан и Людмила (также начинавшиеся в лицее) убедительно свидетельствуют о художественной ориентации, связанной с сатирической традицией XVIII-го века... и противоречащим субъективно-лирическому отношению карамзинистов. В тексте можно отметить влияние Д.Давыдова («Пир студентов», «Всадники»), М.В.Милонова и других «гражданских» поэтов 1810-х годов. («Лицинию»). Круг западноевропейских влияний также весьма противоречив - от Вольтера до Оссиана. Тематическая широта творчества начинающего поэта также соответствует стилистическому разнообразию.

Отсутствие единства в творчестве Пушкинского лицея иногда интерпретируется как результат творческой незрелости поэта, еще не нашедшего свой путь. В некотором смысле это правда. Многие его стихи, созданные больше под впечатлением от лицея, чем на уроках жизненного опыта. Однако следует отметить, что собственный студенческий период у Пушкина был чрезвычайно коротким. Очень скоро, усваивая различные художественные традиции и интонации, поэт достиг совершенства зрелых мастеров в каждом из них.

Если в элегиях и романах (например, «Желание» или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник такого мастера, уже признанного в то время как Жуковский, то в дружеском послании («Городок») он равняется Батюшкову. Еще интереснее эксперименты по художественному синтезу различных традиций, позволяющие молодому поэту выступать в роли новатора. Так, в «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814), бесспорно, центральная работа периода лицея, Пушкин, синтезирующий художественный опыт исторической элегии Батюшкова с одой Державина, удалось добиться совершенно неожиданный идейно-художественный эффект, давая гражданской Патриотическая поэзия, возбужденный лирический звук и личная интонация.

Пушкин начал издавать в 1814 году, когда ему было 15 лет. Его первой печатной работой стала поэма «Другу поэту».

Здесь другая форма, чем в самых ранних стихах, и другой жанр, но путь по сути тот же: путь свободного, легкого, неограниченного поэтического отражения.

Как писал Белинский, «все, что было необходимо и жизненно важно в поэзии Державина, Жуковского и Батюшкова, - все это было присуще поэзии Пушкина, переработанной ее оригинальным элементом». Связь с Жуковским в период его лицея была особенно заметна в таких стихотворениях Пушкина, как «Мечтатель» (1815), «Убитый рыцарь» (1815).

Державин также оказал несомненное влияние на Пушкина. Его влияние наглядно проявилось в известной поэме лицея периода «Память в Царском селе». Сам Пушкин вспоминал, как читал это стихотворение на торжественной церемонии осмотра в присутствии Державина: «Державин был очень стар. Он был одет в униформу и плюшевые сапоги.

Наш экзамен очень утомил его. Он сидел с головой на руке. Его лицо было бессмысленным, его глаза были мутными, его губы были опущены? его портрет (где он представлен в кепке и халате) очень похож. Он задремал, пока не начался экзамен по русской литературе. Затем он оживился, его глаза сверкали? он был полностью преобразован. Конечно, его стихи были прочитаны, его стихи были проанализированы, и его стихи хвалили каждую минуту. Он слушал с необычайной живостью.

Наконец они позвонили мне. Я читаю свои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не могу описать состояние моей души; когда я добрался до стиха, где упоминаю имя Державина, мой голос прозвучал как мальчик, и мое сердце билось от восторженного восторга... Я не помню, как я закончил читать, я не помню, где я убежал Державин был в восторге? Он потребовал меня, хотел обнять меня... Они искали меня, но не нашли меня.

Близость Пушкина к Державину не в частностях, а в общем тоне и цветах поэмы. Сам Державин чувствовал эту близость и поэтому восхищался чтением Пушкина. В своих стихах он узнавал не чужую, а свою собственную кровь. Именно после этого чтения слава молодого Пушкина растет.

В этот период Пушкин написал множество стихотворений, определяемых жанром, как дружеское послание - распространенный жанр того времени. Его популярность во многом обусловлена ​​его низкой канонизацией, фундаментальной нестабильностью, свободой выражения мнений. Дружеское послание - это некий случайный разговор, не ограниченный строгими официальными границами. Так было в поэзии Батюшкова, так и в поэзии юного Пушкина.

Результат творчества лицея поэта можно определить: прославление дружбы, что очень важно в жизни Пушкина. Начало политической темы, личной свободы и внешней зависимости. За этот период было написано более трехсот стихов. Как мы уже говорили выше, наиболее известное стихотворения этого периода - ода «Воспоминания в Царском Селе», написанный в 1815 году и читать на экзамене Лицея в присутствии Державина.

Политическая лирика А.С.Пушкина Петербургского периода

Петербургский период (1817-1820) начинается в жизни Пушкина после окончания лицея и его назначения чиновником в Коллегию иностранных дел в июне 1817 года, где его коллегами являются Кучельбекер и Грибоедов.

Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и провел около двух месяцев в Михайловском, Псковском имении своей матери. Тогда Пушкин оставался почти без перерыва три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин публикуется в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет издать свою книгу. Он работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую он начал писать в последний год лицея.

Литературная ситуация изменилась после того, как Пушкин окончил лицей. Если в прошлом году лицей подвергался идеологическому влиянию «Арзамаса», то теперь, когда Пушкин наконец получил возможность принимать непосредственное участие в собраниях этого общества, он внезапно прекратил свое существование. Пушкин окончил лицей как раз во время реорганизации тайных обществ. В 1816 году была основана первая революционная община, Союз спасения. Естественно, первое впечатление Пушкина после ухода из лицея было политическим. Расширение политических горизонтов способствовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян Чаадаевым, частым общением с товарищем лицея Пущиным, вошедшим в тайное общество, и с многочисленными представителями либеральных офицеров, с которого Пушкин установил связи с лицеем. Пушкин не вступает в тайные общества. В марте 1819 года он присоединился к Зеленой лампе, дружественному литературному обществу, где либеральные идеи и критика режима Александра распространились по всему празднику. В этот период Пушкин писал политические стихи: «Свобода», «Добрый совет», «Ты и я», «Чаадаеву» (1818). Гражданская поэзия Пушкина в этом стихотворении набрала наибольшую силу. Фактически Александр Сергеевич совершил переворот, ставя в один ряд интимные и гражданские переживания. Гражданская тема становится чем-то очень личным благодаря использованию художественных средств, характерных для любовной поэзии. Мы видим, как элегическое, почти сентиментальное, начало постепенно превращается в призыв и нетерпение. И ожидание гражданской «свободы» похоже на ожидание молодого любовника.

В те годы Пушкин увлекался театром. Но театр «болен» политикой и абсолютно не имеет театрального характера. Пушкин устанавливает связи в театральном мире. Он был принят в круг Шаховского и принадлежит к «левому флангу» театральных кресел. За два года - 1818 и 1819 - Пушкин опубликовал всего шесть стихов. Пушкин интенсивно писал в эти годы «Руслана и Людмила». В петербургский период Пушкин вел очень праздную жизнь, посещая светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной).

Пушкин постоянно проводил время среди молодых офицеров. Напитки, открытки и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой пушкинского времяпрепровождения, не слишком обремененной служением. Пушкин так ярко выставлял напоказ свою позицию оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Сквозным мотивом всех стихов является прославление политической свободы, протест против самодержавной власти и рабского рабства «возмутительно».

Собралась гроза, Александр I, назвав стихи «возмутительными», решил разобраться с Пушкиным и отправить его в Сибирь или Соловки, распространив даже слух, что Пушкина доставили в секретную канцелярию и избили. Карамзин ходатайствовал за него, по этой причине приговор был уменьшен, и было принято решение о высылке Пушкина в Екатеринослав. Его офис находился под юрисдикцией коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела видную форму перевода.

Результатом этих лет стала поэма «Руслан и Людмила» (опубликованная в отдельном издании в начале августа 1820 года, которую Пушкин доверил Всеволожскому, так как он должен был покинуть Петербург 6 мая), который стал исполнением поэтического ордена эпоха, за которую Жуковский и Батюшков воевали напрасно. исторический героизм, элегическая меланхолия, легкомыслие, национальный колорит, фантазия и юмор, «Мелочь» карамзинистов принимает пропорции эпоса, а «протективный» дар позволяет рассказывать историю с немыслимой стилистической свободой. Жуковский сразу после прочтения стихотворения признает у Пушкина «победителя-ученика», и последующие упреки не отменяют колоссального успеха.

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода Южной ссылки

Южная ссылка (1820-1824) Пушкина стала следствием его слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в 1817-1819 гг. (например, ода «Вольность»). Однако формально никакой ссылки не было, Пушкина направили на новое место службы. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), с назначением в канцелярию генерала-лейтенанта И.Н.Инзова Инзову одновременно было направлено специальное письмо, в котором излагались факты виновности поэта. Письмо, однако, возымело обратное действие. Инзов отличался человеколюбием (даже имел орден Почётного легиона за гуманное обращение с пленными французами), был человеком современных взглядов (увлекался модными тогда масонскими идеями), поэтому письмо об опальном поэте оказалось для него хорошей рекомендацией. Инзов сразу взял Пушкина под свою опеку.

Дорога, оторванная от суеты столичной жизни, дала Пушкину возможность осмотреться, спокойно осмыслить события последних лет. Результаты были следующими: в Петербурге Пушкин стал поэтом не только в собственных глазах, но и в глазах общества. Период ученичества, который начался в лицее, где в 1813 году поэт написал свое первое стихотворение, закончился, теперь уже не учителя литературы (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, В.Л.Пушкин и др.), и он сам должен определить судьбу его работы. Как жить дальше? Как писать? Эти мысли и вопросы изменили настроение и психологический облик Пушкина. Вместо взрывного и страстного автора «Вольности», восклицавшего «Тираны мира, трепещите!», теперь мы видим еще одного Пушкина - он стал более сдержанным, более ответственным. Он пришел к четкому пониманию того, что отныне его жизнь неразрывно связана с поэзией, ибо каждое слово в стихе, за которое он отвечает, его стихи влияют на его судьбу - потому что именно из-за поэзии он оказался на пути к «южному изгнанию». Это новое настроение Пушкина было, по сути, романтической позицией «жизнь и поэзия - одно». Именно это отношение стало для Пушкина в период «южного изгнания» точкой опоры, в этот период он создавал «не только совершенно уникальное искусство слов, но и совершенно уникальное искусство жизни. Суть романтического типа поведения заключается в высокой культуре чувств и душевных переживаний или, точнее, в духовной тонкости, способности чувствовать, замечать и выражать самые тонкие, почти неуловимые оттенки чувств, в способности Различают и используют разные стили поведения, сознательно ориентируясь на определенные типы романтических литературных героев (мрачный демон, страдающий Вертер, неистовый Дон Жуан и др.) Романтик не только назначает себе одну из этих «ролей», но и «раздает» их окружающим. Так рождается чувство второй реальности, характерное для романтиков: здесь в повседневной жизни человек идет на работу, заботится о еде, одежде, решает самые обыденные повседневные проблемы, но в то же время романтик чувствует что он принадлежит другому миру - там он воображает себя, например, специально избранным, которого не понимают окружающие, поэтому он убегает от пустой и бездушной «толпы» и в одиночестве посвящает себя самым трудным вопросам о смысле жизни, судьбе народов и т.д. Романтическое поведение может принимать различные формы, например: человек испытывает одиночество, разочарование, безразличие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», в результате к нему приходит ненасытное желание бродить, бродить и в то же время горевать о заброшенной родине (о преданной любви, о клеветнической дружбе и т.д.), с болью осознавая, что впереди полная неопределенность... Подобная «старость души» (свойственная, например, Онегину, Печорину) обычно имела два варианта, две причины: или политическую (например, бегство от несправедливых законов цивилизованного общество к «диким» народам), или любовную (например, неразделенная любовь заставила влюбленного покинуть свет и вытравить в себе способность любви вообще). Такая романтическая мифология человека была в моде в современную Пушкину эпоху и сам Пушкин в период «южной ссылки» тоже включается в эту эстетическую игру.

17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Так получилось, что, еще не приступив к своим служебным обязанностям, Пушкин, купаясь в Днепре, простудился, и Инзов отпустил его на лечение на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубу брига «Мингрелии» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило...», которая стала началом романтического периода в творчестве поэта. В сентябре Пушкин отправился верхом - через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинев, куда к тому времени был переведен офис генерала Инзова. В Кишиневе жизнь была не такой спокойной, как на Кавказе и в Крыму, напоминающих о проблемах столицы. Пушкин жил в Кишиневе с сентября 1820 года по июль 1823 года, и эти годы стали значительным этапом в его жизни.

Однако еще более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно длилось всего несколько недель. Здесь рождались новые поэтические идеи поэта, развивались старые, пейзажи Крыма и Кавказа служили наглядным материалом для романтических выступлений, романтизм оказался реальностью, живой реальностью.

Поэт воспринимал необычный экзотический мир Кавказа, незнакомую речь и обычаи горцев как особый романтический мир, как романтический там. Интересно, что сама жизнь «помогла» романтизму - Пушкин поселился в стоящем на окраине доме Инзова и остался там после землетрясения, в полуразрушенном доме, окруженном заброшенным заросшим виноградником и пустошью.

Все это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнания», который Пушкин чувствовал в то время.

Не случайно здесь были написаны знаменитые романтические произведения поэта: стихи «Кавказский пленник», «Габриэлиад», «Братья-разобойники», стихи «Черный платок», «Кинжал», «Чаадаев», «Наполеон», «Овидию» и другие. - всех их объединяет образ автора - «беглеца».

В это время в поэзии Пушкин создает для себя «вторую» поэтическую биографию.

Пострадала роль романтического героя «в исполнении» Пушкина. Та же роль включала в себя тайную любовь, и это было также сыграно Пушкиным в письме к Бестужеву о публикации поэмы «Редеет облаков летучая гряда...»: Пушкин будто бы расстроился из-за того, что некая «она», то есть его тайная возлюбленная, прочитает стихи в журнале и обидится, хотя, как выяснили исследователи, никакой тайной любви не было, была лишь красивая романтическая легенда.

Помимо роли романтического героя, Пушкину пришлось осмыслить неприятную повседневную реальность: нехватка денег вынудила его искать новые выгодные отношения с книгоиздателями, политические события в Молдове позволили увидеть самые важные события эра не в романтическом ореоле, а во всей наготе правды. В январе 1821 года в турецкой Молдавии началось восстание под предводительством Тудора Владимиреску, после чего генерал А.Ипсиланти пересек границу России и призвал греков Османской империи к восстанию - Пушкин оказался в самом центре событий и видел как революционный энтузиазм, так и раскол в лагере мятежников (между крестьянами и аристократами, между молдаванами, румынами и греками), был свидетелем непоэтических отношений между руководством восстаний, командованием русской армии и лидеры тайных политических обществ в России. Все это дало Пушкину ясность и трезвость его взгляда на жизнь, который многих поразил, без романтического «фильтра».

Поддержкой Пушкина была глубокая вера в его достоинство, привитая ему Чаадаевым. Это ответ на многочисленные дуэли Пушкина в Кишиневе - он бдительно защищает право на «независимость».

Общение Пушкина с декабристами - М.Ф.Орловым, В.Ф.Раевским - важный эпизод в жизни поэта в Кишиневе. Пушкин принимал самое активное и непосредственное участие в жизни декабриста, в дискуссиях в тайных обществах, в критике правительства, поэтому он был очень расстроен поражением кишиневского кружка декабристов (1822 г.) и расследованием против Орлова. Эти события вызвали изменения в административной структуре юга России: вместо генерала Инзова М.С.Воронцов был назначен главой области, местом жительства его канцелярии была Одесса.

В августе 1823 года Пушкин уже был в Одессе - начался один из самых сложных этапов жизни и творчества поэта. Его мучает противоречие: вольности портового города, соблазны и нехватка денег, пыли, грязи. Главным образом его мучает история разгрома круга декабристов, так как он был знаком с его членами и. следовательно, была опасность доноса. В одесских стихах Пушкина встречаются крайне мрачные высказывания: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей» (также цикл стихотворений той поры: «Свободы сеятель пустынный...», «Демон», «Недвижный страж дремал на царственном пороге...», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?...»).

Любовь занимала важное место в жизни Пушкина на юге. Каролина Собанская - красивая польская женщина из образованной и знатной семьи, получившая блестящее воспитание, в которую Мицкевич был безумно влюблен, а Пушкин был любовницей и политическим агентом главы южных военных поселений генерала И.О.Витта. Романтические взгляды Пушкина идеализировали всех женщин. Амалия Ризнич - двадцатилетняя жена одесского купца, яркая красавица, экстравагантная, умерла в нищете в 1825 году в Италии. Елизавета Воронцова - жена босса Пушкина, на 7 лет старше его. Любовь к Воронцовой стала причиной ревности Воронцова и усложнила пушкинскую службу. Пушкин просит отставки, что для опального чиновника равносильно наглости и мятежу.

8 июля 1824 г. Пушкин был уволен со службы и по приказу императора Псковская область, село Михайловское, было назначено местом ссылки поэта. 1 августа 1824 года Пушкин покинул Одессу.

В итоге написаны: Крымский цикл элегий - «Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кто видел край, где роскошью природы...» (1821), «Мой друг, забыты мной следы минувших лет...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «Ненастный день потух, ненастной ночи мгла...» (1824), «К морю» (1824). Последние две элегии написаны в Михайловском, но они «органично входят в цикл как замыкающие звенья». В этих текстах Пушкин использует поэтические открытия Жуковского в жанре элегии, созданные им жанровые модусы: «любовная элегия». «элегия-исповедь». «пейзажная элегия», «элегия-воспоминание», «элегия-раздумье». «Крымский цикл» элегий Пушкина показывает его стремление к крупным поэтическим формам, которые позволят изобразить сложные и длительные переживания героя, и которые, вместе с тем, обладают способностью проникать глубоко в тайны сердца героя Стихотворения - «Кинжал», «Дочери Карагеоргии», «Птичка», «Мне вас не жаль, года весны моей...», «Муза», «К Овидию», «Война», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге», «Демон», «Свободы сеятель пустынный...».

Гражданская поэзия А.С.Пушкина - это множество жанров, но все они имеют одну общую черту: поэт становится «голосом народа», выражая общее несогласие с самодержавием и ограниченной властью.

Оставаясь поэтом публики, поднимая проблемы политики и государственности, А.С.Пушкин, тем не менее, столь же чувствителен, как и в интимной лирике, трактует художественность слога, используя разнообразные приемы и сравнения. И это его сила и величие.

Становление реализма в лирике А.С.Пушкина периода Михайловской ссылки

Ссылка в Михайловском (1824-1826) в Михайловском Пушкине прибыла 9 августа 1824 года, но возвращаться домой было грустно, потому что отец поэта взял на себя обязанности надзора над сыном. Все это вызвало ссору и отъезд от Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкина оставили в покое. После жизни на юге, Михайловский стал прямо противоположным миром: вместо толпы знакомых, там было одиночество, вместо «кочевого» образа жизни, был решен образом жизни.

Основной сферой деятельности поэта в этот период было литературное творчество. Деятельность переносится в душу. В этой концентрации поэта на себе внешние и вынужденные обстоятельства его биографии сочетались с внутренними и органическими потребностями творчества, и все это было окрашено новым настроением из-за изменения впечатлений от окружающей природы (он оставил жаркое одесское лето для осенних северных русских лесов). Атмосфера тихих провинциальных «дворянских гнезд» создала особый тон его жизни в Михайловском, и, конечно же, произошли изменения в творчестве поэта.

Во время своего южного изгнания Пушкин твердо овладел романтическим стилем, который предполагает самонаблюдение; создавая вымышленные ситуации и героев, поэт проживает несколько мгновений и постепенно сливается с литературной маской («пленник», «беглец», «разочарован», «мечтатель»). Однако романтическое поведение Пушкина отличалось своей оригинальностью - он сменил такие «маски» (либо «беглец», либо «изгнанник», либо «заключенный»). Эта особенность привела к двум важным результатам. Сначала ему была предоставлена ​​возможность взглянуть на романтическую психологию со стороны, как на снятую маску, и понять романтического персонажа. Во-вторых, сложился отказ от романтического эгоцентризма, и стало возможным учитывать чужую точку зрения. «Развитие играть со стилями в жизни и играть с стилистическими контрастами в поэзии имело общий психологический корень и общую цель - путь к простоте».

Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на других и менять себя. Такой взгляд на жизнь позволил обрести красоту, правду, радость там, где романтик видит обыденность, рутину, пошлость. Пушкин снова увидел мир - трезво, правдиво, бесстрашно.

Такое мировоззрение вывело на первое место в творчестве Пушкина не столько лирику с ее принудительно индивидуалистическим лирическим «Я», сколько эпические и драматические формы, где сталкиваются исторические силы. Литературные формы соответствуют пушкинскому ощущению себя не на границе непонятных элементов мира (как среди романтиков), а в движении более реальных, но не менее могущественных и неизменных исторических сил.

Пушкин занимается публикацией его «Стихотворений Александра Пушкина», которые были опубликованы в январе 1826 г. (с эпиграфом из Пропертиуса: «Молодежь поет о любви - муж поет о тревогах», цензура разрешила книгу 8 октября 1825 г. но после 14 декабря эпиграф приобрел опасный звук). Через месяц книга была распродана. Лицей имени Пушкина превратился в великого русского поэта, автора стихов, трагедий и сборника лирических стихов. Сами же объясняющие эпитет Пушкинский лицей, Пушкин Младший, племянник Пушкина теперь исчезли, остался только Пушкин (а В.Л.Пушкина теперь стали называть дядей Пушкина). Он стал признанным первым русским поэтом. А.Дельвиг в письме от 28 сентября 1824 г. пишет Пушкину, называя его великим: «Ни один из русских писателей не обратил наши сердца к вам так, как вы». В.А.Жуковский в ноябре 1824 года: «Ты рожден быть великим поэтом. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Пушкин понимал, что его новое положение в литературе накладывает на него новые обязанности, прежде всего организатора литературного процесса. Он планирует издать толстый журнал. Но такой возможности, находясь в Михайловском, нет. Он читает, пишет, формулирует, подводит итоги.

Одной из главных тем лирики этого периода становится тема поэта и поэзии: «К Языкову», 1824, «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824, «Подражание Корану», 1824, «Клеопатра», 1825, «Храни меня, мой талисман...», 1825, «Люблю ваш сумрак неизвестный», 1826, «Пророк», 1826. Поэзия понимается как особый дар человеку, явный как талисман и столь же загадочный. Смыл поэзии Пушкин понимает как пророчество.

Тема дружбы: «19 октября», 1825, «Анре Шенье», 1825. Дружба понимается в романтическом стиле как таинственный союз («он как душа неразделим и вечен»).

Тема любви: «Я помню чудное мгновенье...» 1825, «Анне Н.Вульф» 1825, «Ненастный день потух» 1824, «Сожженное письмо» 1825, «Желание славы» 1825, «Признание» 1826. Тема еще не утратила романтической тональности («гений чистой красоты»).Наиболее ярко выделяется послание «К К***» 1825. Это стихотворение - гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

Пушкин по - прежнему продолжает использовать старые романтические формулы, но новая поэзия это уже рождается - философская лирика с внежанровыми лирическими стихами: «Зимний вечер», 1825, «Зимняя дорога», 1826, «Няне».

Период романтизма закончился с Пушкиным в Михайловском. Герои больше не являются голосом автора, если в «Кавказском узнике» «уши» автора были видны у заключенного в «Цыганах» - в Алеко, в «Борисе Годунове» почти не видно, потому что символы разделены автором. В дальнейшем наше внимание к биографии поэта станет гораздо слабее, но все больше внимания к героям, к поэтическим формам. В Михайловском Пушкин достигает зрелости и ощущает свою высшую свободу и высшую силу - свободу и силу творчества. «Я чувствую, что мои духовные силы достигли полного развития, я могу сделать», - писал он Н.Н.Раевскому в июле 1825 года.

Тематическое и жанровое разнообразие лирики А.С.Пушкина во второй половине 20-х годов

Московский период (сентябрь 1826 - начало сентября 1830)

Новый период творчества Пушкина, начавшийся после его возвращения из ссылки, связан многими нитями прямой преемственностью, логикой и диалектикой внутреннего творческого развития, и в то же время, в соответствии с новыми историческими условиями, новой общественно-политической ситуация в стране.

Во второй половине 1920-х годов (1826 - 1830) до Болдинской осени Пушкин полностью написал, не считая отдельных глав Евгения Онегина, и в печати появилась только одна большая работа - историческая и героическая поэма Полтавская - но работа продолжалась более следующие главы романа в стихах (по возвращении из ссылки, в основном в седьмой главе). Это явное и очень резкое снижение производительности труда у литературного Пушкина вовсе не было признаком снижения его творческой силы, «падения» его таланта (что к концу 20-х - началу 30-х годов будет сложно повторить критика). После 1825 - 1826 гг. Художественный гений Пушкина не только не ослабевал, но, как легко видеть, он рос и созревал непрерывно и мощно.

Кризис пушкинского творчества во второй половине 1920-х гг. Является прямым выражением и отражением острого и болезненного кризиса, вызванного поражением первого этапа развития русского революционного движения, этапа, с которым оно было тесно связано, на нарастающей волне, которая мощно развивалась, ярко и пышно процветали все произведения поэта в первой половине 20-х годов. Среди прочего, это подтверждается тем фактом, что в то время более одного Пушкина переживал еще более выраженный творческий кризис. Достаточно вспомнить еще одного крупного и столь же прогрессивного писателя-художника того времени, который после того, как он создал «Горе от ума» в период до декабря, в первые постдекабрьские годы (в начале 1829 года он был убит в Персии) не написал ни одной законченной новой работы.

Социальный кризис пережил непосредственно Пушкин, как трагедию собственной жизни. В то же время духовный кризис величайшего писателя-художника эпохи нес в себе, отразил переживания, мысли и чувства самой передовой части общества - период мучительных поисков выхода из тупика, попыток осмыслить то, что произошло, и тем самым наметить новые пути продвижения вперед, развития страны, народа. 14 декабря, отметил такой острый и проницательный современный наблюдатель, как Герцен, «прошлым было слишком резко отделенным для литературы, которая предшествовала это событие, чтобы продолжить».

Отличительной чертой пушкинской поэзии предыдущих пяти лет, особенно поэзии 1824 - 1825-х годов, была ее многогранность, тематическое и жанровое разнообразие, широкий охват социальных явлений, все богатство внутренней жизни поэта. Некоторые из друзей Пушкина, непосредственно связанные с деятельностью тайных декабристских организаций, такие как, скажем, не уступающий революционер В.Ф.Раевский, человек с «мраморной душой», поскольку он имел право писать о себе, даже считали широту Тематическим диапазоном лирики Пушкина является его недостаток: «Любить ли петь там, где брызгает кровь...», - спросил Раевский, явно упрекая Пушкина, в своем поэтическом послании из тираспольской крепости. В то же время во всем, о чем он писал, выражал себя прогрессивный человек своей эпохи, борец с тем, что угнетало, подавляло, калечило жизнь людей и жизнь отдельного человека. И если «Вольность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихами-лозунгами, которые непосредственно способствовали развитию и пропаганде революционных идей, то даже его стихи о любви, как, скажем, «Нереида» и «Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный...») или «Редеет облаков летучая гряда», «Я помню чудное мгновенье» и многие, многие другие, были наполнены такой большой силой, глубиной и чистотой чувств, В отличие от традиционной, сдерживающей, феодально-аристократической и новой, лицемерной, буржуазно-филистерской морали, они, несмотря на свой глубоко личностный характер, были в то же время воинственными художественными проявлениями прогрессивного общественного сознания. И в этом размахе и в то же время внутренняя целостность пушкинской лирики имела большое значение. Нет необходимости доказывать, что если бы вместе с «свободными стихами» Пушкина в сокровищнице русской поэзии не было таких слов, как «Нереида» или «Я помню чудесный момент», это нанесло бы огромный ущерб не только поэтическому культура русской литературы, но и вся духовная культура русского народа, русского народа.

Во второй половине 1920-х годов не только продолжали развиваться основные сферы пушкинской поэзии, но и расширялся ее тематический диапазон, расширялись его горизонты, и в то же время элемент мышления в эмоциях поэта и чувства стали еще более очевидными. Как и прежде, в творчестве Пушкина одинаково заметное место занимают как гражданская, так и иногда прямая политическая и личная лирика. Но если его гражданско-политическая лирическая поэзия до этого времени была в основном написана непосредственно декабристскими тонами, то ее содержание и характер после 1826 года стали намного сложнее.

Точно так же, наряду с ранее преобладающей темой любви в личной лирике Пушкина и темой любви, которая все еще остается сегодня (ко второй половине 20-х годов относятся такие величайшие, непревзойденные образцы этого рода, как «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил...»). В нем философские стихи начинают занимать видное место - размышления о жизни, о ее значении, цели, о смерти. Рядом с ними находится цикл стихотворений, непосредственно связанных с новой, пост-декабрьской общественно-политической ситуацией и стоящих как бы на стыке личной и гражданской лирики на тему поэта и его цели и, что наиболее важно, отношений между поэт и общество вокруг него. Наконец, если не очень большое количество, то в принципе очень важное место занимают небольшие поэтические творения произведений Пушкина, вдохновленные миром народной жизни, народным искусством («Утопленник», «Ворон к ворону летит...»).

В лирике Пушкина этого периода можно выделить несколько тематических линий, отражающих разные грани внутреннего мира поэта, его гражданское сознание и чувства, а также различные аспекты его личной жизни в новых, пост-декабрьских исторических условиях. Эти строки можно обозначить примерно так: поэт и царь, поэт и декабрист, поэт и общество, личная лирика - любовь, психологическая, философская.

В порядке борьбы с наивным биографизмом - стремлением каждому произведению писателя дать узколичное, биографическое истолкование - в нашем литературоведении утвердилось, почти как обязательное, и в теории и на практике понятие так называемого «лирического героя», то есть некоего художественно вымышленного «типического» образа, подобного в этом отношении образам других родов литературы - эпоса, драмы - и лишь условно выдаваемого поэтом за свое индивидуальное, авторское «я». В некоторых случаях, чаще всего встречающихся среди романтических поэтов-символистов, вполне приемлемо прибегать к понятию «лирический герой». Но рассматривать присутствие «лирического героя» как неотъемлемую часть лирики как таковой совершенно неправильно. Это означает не только стирание граней между другими видами словесного творчества (эпос, драма), когда взгляд поэта направлен на явления внешней жизни, где он через художественное воображение воссоздает образы других людей, их поступки, мысли, чувства, переживания, и тексты песен, где взор поэта обращен внутрь, в его собственном духовном мире, но и слезной литературы от жизни именно в том месте, где он - через автора лирического «я» - это наиболее непосредственно, заметно и ощутимо связано с этим.

Отказ от такого надуманного и запутанного применения этой концепции, конечно, не должен появляться, и сам по себе он никоим образом не является возвратом к простому биографическому методу интерпретации художественного творчества. Белинский уже подчеркивал, что чем больше поэт, тем шире и богаче мир его индивидуальной внутренней жизни, тем больше в него включается общего, типичного (в смысле характеристики) его времени, класса, людей и, наконец, человечество в целом. Отсюда - высокое общее значение его творчества.

Но поэт выражает это общее в лирическом стихотворении, не отвлекая себя от самого себя, не создавая своего рода средостение между собой и читателями как особого «лирического героя», но, напротив, выражая себя с величайшей художественной правдой и Полнота, выражающая себя, свой опыт данного момента, с удивительной силой поэтического таланта, «останавливая» его, делая его навсегда, как будто «реальным», «сейчас» существующим. В какой-то степени можно говорить о «лирическом герое», анализируя, например, такое стихотворение, написанное Пушкиным в разгар его романтизма, как «Узник» (1822), которое по своему методу является проекцией «Я» поэта. «На какой-то обобщенный художественный образ - ничем не отличается от стихотворения« Кавказский пленник », которое он закончил незадолго до этого. Но даже для романтического периода Пушкина это лирическое стихотворение, безусловно, является исключением. В дальнейшем, после установления реалистического художественного метода в его творчестве, мы с этим вообще не встречаемся.

Одним из самых сложных, трудных и болезненных этапов этой двойной «биографии» является лирика Пушкина в течение первых двух или трех лет после возвращения из ссылки.

Таким образом, каждый из основных тематических рядов не представляет собой нечто замкнутое само по себе, изолированное. Напротив, все они тесно взаимосвязаны, иногда напрямую взаимозависимы, образуют своего рода органическое, хотя иногда противоречивое, единство.

Поэтому не следует прибегать к механической классификации - распределению пушкинской лирики по указанным тематическим линиям, а рассматривать ее в основном в той последовательности, в которой отдельные компоненты ее стихов выходили один за другим из пера поэта.

Лирика А.С.Пушкина Болдинской осени 1830 г.

Болдинская осень 1830 год

Пушкин уехал в Болдино как жених. Решение о женитьбе было продиктовано многими соображениями: конечно, любовь к Н.Гончаровой, а также усталость от хаотичной одиночной жизни, потребность в мире, которая обещала семейную жизнь. Но была и другая, более амбициозная причина - стремление к независимому и достойному существованию. Однако брак был затруднен финансовыми трудностями. Ни у Пушкина, ни у родителей невесты не было избытка денег. Пушкин был готов жениться без приданого, но мать Натальи Гончаровой не могла этого допустить, и сам Пушкин должен был получить деньги за приданое, которые он якобы получил за невесту. Он отправился в Болдино, чтобы заложить фундамент деревни и через месяц вернуться в Москву.

Пушкин прибыл в Болдино в подавленном состоянии, так как перед отъездом он подрался со своей будущей свекровью и в раздражении написал невесте письмо, в котором он вернул свое слово. Теперь он не знал - невеста или нет. Настроение первых болдинских дней отразилось в одном из самых тревожных стихотворений Пушкина, написанных сначала «Демоны», а 8 сентября элегия с настроением глубокой усталости «Сумасшедшие годы, угасшее веселье...».

Но вскоре пришло письмо от Н.Гончаровой. что успокоило Пушкина: она согласилась выйти замуж без приданого.

Стихотворение «Мадонна» посвящено Н.Гончаровой и отражает реальную ситуацию. Как писал Пушкин в письме к своей жене, в этот период он «провел целые часы» перед картиной, изображающей «белокурую Мадонну», которая напоминает ее «как две капли воды».

Стихотворение написано в форме сонета, который ни в коем случае не случайно. Строгая, традиционная форма отразила внутреннее содержание поэмы, ее идеологический смысл: прославление истинного чувства «без прикрас», без показного блеска и похвалы.

Стихотворение по сути делится на три части. В первой части, которая является своего рода экспозицией, поэт говорит, что хотел бы украсить свою «обитель» не «множеством картин старых мастеров», которые бы удивили посетителей и ценителей искусства. Во второй части поэт раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет рассмотреть среди своих «медленных работ» одну - единственную картину, которая бы в полной мере выразила его представление о прекрасном, его взглядах на мир и людей, живущих в нем. Эта картина должна изображать «самого чистого», то есть Мадонну и «божественного спасителя», более того, «без ангелов», одних, «под ладонью Сиона». Она должна «выглядеть» «с величием», он - «с умом в очках». В таком разделении четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины это материнство, для мужчины - свет разума, который он несет с собой в окружающую реальность. Но это не просто интеллект. По словам Пушкина, разум - это только то, что освящено моральным принципом. Цель Мессии, Спасителя, - сделать мир и людей лучше, просветить своих собратьев. И разум в его глазах - не более чем осознание своей судьбы, следуя Божественному провидению. Вот почему поэт называет Мадонну и Спасителя «кроткими». Они не ворчат против своей Божественной судьбы в мире, принимают свою судьбу с радостью и благодарностью по отношению к Творцу.

В третьей части поэмы Пушкин проецирует свои взгляды на реальную жизнь, говоря, что Творец исполнил его желания. Поэт считает, что все в мире происходит по воле Творца. Мир изначально благословен и прекрасен, так как это творение Бога, проявление силы неизмеримо более высокого порядка, чем у человека, а потому более разумного и гуманного. Бог любит свое творение, поэтому самое прекрасное из чувств - любовь не может быть благословлена. Любовь - это то, что человек может использовать, чтобы стать подобным Творцу: женщина - интуитивно, несущая в себе, а затем рождающая потомство; Человек - разумно постигает моральный закон как основу мирового порядка и основу великого замысла Творца.

Чтобы придать языку большей выразительности, Пушкин, несмотря на общий аскетизм изобразительных средств в поэме, использует метафоры (медленные произведения, чистейшее обаяние), эпитеты (важное суждение). Язык и сама форма - сонет - отсылают нас к лучшим образам эпохи Возрождения, в которых искреннее чувство было выражено с необычайной силой, несмотря на отсутствие языковых средств и отсутствие многословия. Такое подчеркнутое обращение к поэтике и образам эпохи Возрождения, разумеется, имело значение, что поэт выражал тем самым свое несогласие с романтической концепцией человека и романтической интерпретацией любовных чувств.

Основная идея поэмы заключается в том, что автор принимает естественные законы бытия и воплощает природу, которая является воплощением вечного потока жизни. По словам Пушкина, осознание своей судьбы и приверженность ей - это высочайшая кротость по отношению к Творцу, тот «чистый идеал», который может принести человеку счастье.

На настроение Пушкина также повлияла эпидемия холеры в Москве, которая не позволила ему покинуть Болдино. В письме к Плетневу он пишет: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает. Что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь, соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы, и стихов».

Это настроение смешивалось с острым чувством опасности - вблизи холеры. Сочетание счастливого мира и смертельной опасности - характерная черта пушкинской осени в Болдине:

Всё, всё, что гибельно грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья

В Болдино Пушкин завершил Евгений Онегин. Он работал над этим романом 7 лет 4 месяца 17 дней! Этот роман - первая работа в духе реального реализма - не только здесь, но и во всей Западной Европе. Пушкина начал Евгений Онегин, сильно сомневаясь в возможности его печати, и действительно, первая глава была опубликована только в 1825 году. Роман Пушкина и его изображения вошли и в нашу русскую классическую литературу, во многом определив ее дальнейшее развитие. Здесь написана стихотворная повесть «Домик в Коломне», цикл «маленьких трагедий», «Повести Белкина», много лирических стихотворений («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье...», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам...» и др.). Если мы попытаемся определить в одной фразе общая тема пушкинских произведений о Болдинской осени, то, вероятно, это будет «человек и стихия». Пушкин ищет смысла в противостоянии человека и слепого элемента. Здесь, в Болдино, родились последние мысли Пушкина, в том числе и о Главный вопрос о свободе: «Самостоятельность человека - залог его величия». «Маленькие трагедии» были написаны в Болдино всего за несколько дней. С 3 по 9 сентября он писал «Гробовщик» - первый работа в прозе, выполненная Пушкиным, 14-го - «Сторож», 20-го, в девять часов вечера, - «Молодая крестьянка».

В те же месяцы Болдина поэт создал ряд чрезвычайно мощных лирических стихов. Темы этих вещей чрезвычайно разнообразны, но легко видеть, что, когда человек начинает с темы гробовщика и заканчивает темой чумы, он находится недалеко от мысли о смерти. Это станет ясно, если вспомнить, что сильная холера охватила всю страну. Поэт здесь, в Болдино, прощается со своим прошлым, которое предстало перед ним с душераздирающей ясностью: это были стихи «Элегия», «Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной...», «Пью за здравие Мери...» и, наконец, поэма «Домик в Коломне», совсем отличная по тону от этих стихотворений.

Достаточно еще раз мысленно представить себе всю эту гигантскую работу Пушкина в «Болдинскую осень», как нас снова и снова охватывает удивление: «Да, разнообразие удивительно. И какое огромное творческое давление одновременно, какой размах» идей! Такого кропотливого труда хватило бы на несколько лет, но великий поэт как бы раздвигает само время и тем самым обретает воздух, пространство и свободу творчества, в которых он нуждается. Эта пушкинская «болдинская осень» - исключительное явление Во всей мировой литературе и до сих пор его ждет внимательный исследователь-художник! Это был первый визит поэта в Болдино в 1830 году.

Зрелая лирика А.С.Пушкина 30х годов: Темы, образы, жанры

Последние годы стали предметом особенно пристального внимания исследователей Пушкина - как профессионалов, так и любителей - поэтому о его последних годах особенно много слухов и легенд, это в еще большей степени относится к дуэли и смерти поэта.

Летом 1836 года, живя со своей семьей на даче на Каменном острове в Санкт-Петербурге, Пушкин написал ряд стихотворений, которые воспринимаются как результат духовного пути поэта, как своего рода поэтическое завещание Пушкину: «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Подражание италиянскому», «Мирская власть», «Напрасно я бегу к сионским высотам...», «Из Пиндемонти», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Эти стихи объединены в серии исследователей, основанных на - христианской теме. Этот цикл, который исследователи назвали «Каменноостровским», является сегодня одной из наиболее актуальных проблем пушкинских исследований, так как его состав, состав и, следовательно, сам смысл - «воля поэта до сих пор остается непрочитанным» до сих пор неясны.

В цикле есть сквозной сюжет, связанный с событиями Страстной недели Великого поста. В «Отцы пустынники...» названо время действия: «во дни Великого поста», стихотворение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, которая используется последний раз в среду Страстной недели. Следующее стихотворение связано с четвергом Страстной недели, так как именно в четверг, в ночь после среды, Иуда Искариот поцелуем предательски указал стражникам на Христа. Следующее стихотворение («Мирская власть») посвящено распятому Христу, что совершилось в пятницу.

Не все исследователи согласны с этим конкретным порядком (в основном речь идет о первом и последнем стихах цикла), но все согласны с тем, что, отказавшись от идеи опубликовать цикл, Пушкин тем не менее «для себя» закончил его писать, полностью завершив приведенный в первых четырех стихах сюжет о «крестной дороге» поэта, который, несмотря на «жестокий век», «растоптал смерть на смерть». Стихотворение, которое замыкает цикл, по-видимому, «Памятник» (хотя у него нет нумерации), поэтому «Памятник» занимает чрезвычайно важное место в творчестве Пушкина - финал духовного завета поэта. «Памятник» - это перевод знаменитой оды Горация, который переводили Ломоносов и Державин, и каждый раз это была программная работа. Отличительной чертой пушкинской поэмы и ее ключевого слова является слово «не сделано руками». Это слово Пушкин мог найти в Библии в Евангелии от Марка и от многих других. Очевидно, что в творческом сознании Пушкина слово «не сделано руками» ассоциировалось с легендой о происхождении образа Спаса, не сделанного руками, эта легенда могла вызвать у Пушкина аналогию с чудом поэзии: поэт оставляет свой образ в таких работах, как Христос, Его Лицо, на холсте. Однако этот «чудесный памятник» появился не в результате мгновенного чуда, а в результате интенсивного творчества. Как следует понимать оксюморонное сочетание «воздвиг нерукотворный»?

По-видимому, поступок поэта сравнивается с обещанием Христа построить «храм, сделанный не руками», в словах Христа о строительстве «храма, не сделанного руками» за три дня содержалось пророчество о смерти и Воскресении. Таким образом, в памятнике Пушкину сочетание «не сделанное руками» следует понимать не как метафору, а как символ (более неоднозначный, всеобъемлющий). Этот памятник противопоставлен «Александрийскому столпу» - как бы ни относился к нему Пушкин, он означал символ преходящего земного владычества, царство кесаря ​​противопоставлено царству поэта, царству духа (стихотворение 1830 г. «Поэту» со словами: «Ты царь...»).

Бессмертие поэта противопоставлено смертной смертной жизни, выраженной знаменитой пушкинской формулой: «Нет, я не умру всем - душа в заветной лире. Мой прах выживет, а распад убежит». Эта формула не имеет соответствий в мировой поэзии и является индивидуально пушкинской и основной в этой поэме. Поэтический путь здесь понимается как религиозный путь. Поэтическое бессмертие Пушкина не заменяет личного спасения, но он уверенно отождествляет себя с ним. Самым загадочным в этой формуле является мистический союз души и лиры: лира включает в себя, содержит душу, душа прячется, прячется в лире, они неразделимы в вечности.

В «Памятнике» Пушкин утверждает, что религиозное значение и призвание поэзии, поэзии и религии приравниваются, слиты воедино.

Тема морали и этики волновала практически всех русских писателей. Обладая развитым моральным инстинктом, они все резко отреагировали на жестокую, порой аморальную жизненную реальность и предложили способы переделать мир на основе справедливости и добра.

Конечно, тема морали является одной из главных в творчестве А.С.Пушкина.

Он присутствует в текстах, в стихах и в прозе великого поэта, но поскольку моральные идеалы Пушкина наиболее полно отражены в его текстах 30-х годов XIX века.

Пушкин всегда соотносил мораль с верой в Бога. Всем его мыслям и чувствам доверял высший авторитет Христа. Пушкин всегда верит в Бога, даже когда он пытается убедить себя и других в обратном: например, сочинять насмешливую «Габрилиаду».

Религиозная тема пронизывает все творчество Пушкина. Еще в 1817 году вера была для него высшим моральным законом, позволяющим человеку не потерять себя перед лицом смерти. Об этом - стихотворение «Безверие».

Потом, уже в зрелом возрасте, Пушкин пишет стихотворение «Странник», где изображен сам процесс поиска и обретения человеком веры, размышляет о нравственном падении Иуды в стихотворении «Как с древа сорвался предатель-ученик...», говорит о ничтожности земных властителей перед лицом нравственной власти Христа в стихотворении «Мирская власть».

Однако вера покойного Пушкина - это не только вера в Бога. Это также глубокая вера в традиционные общечеловеческие моральные идеалы, без которых, по мнению Пушкина, человек не может быть. И отправной точкой этого осознания является уважение человека к своей семье, к своим предкам, к их роли в истории России.

Всю свою жизнь Пушкин прославлял всепобеждающую силу любви.

Некоторые из произведений Пушкина пронизаны сочетанием любовной темы с философскими мыслями поэта о собственной жизни, о радости бытия, о притоке творческих сил в удивительные и редкие моменты встречи с очаровательной красотой. В любовной лирике Пушкина - восторг всепоглощающей любви, восторг от красоты любимой женщины, которая сама по себе приносит несравненное счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновения». В более поздних работах Пушкина любовная лирика теряет свою специфическую направленность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу женщины, идеалу вечной женственности, недоступному греховным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Это главная тема сонета Мадонны. Конкретная женщина, жена поэта, сравнивается в нем с Девой Марией.

Тема дружбы в более поздней лирике Пушкина также основана на традиционном представлении о ней как о высшей моральной добродетели. Дружба для людей в возрасте 20 - 30-х годов XIX века - это чувство, не дающее сложного времени, стойкого к ударам. На самом деле жизнь многих современников Пушкина была полна практических примеров такого отношения к дружбе. Например, известна ситуация, когда карьерист и блестящий дипломат князь Горчаков в декабре 1825 года предложил, рискуя своей карьерой и свободой, выдать загранпаспорт «государственному преступнику» Пущину.

Это понимание дружбы пронизано стихами Пушкина, посвященными друзьям и, прежде всего, друзьям-ученикам лицея. Пушкину абсолютно все равно, кто его друг в обществе. Это может быть государственный преступник, поэт-единомышленник, дипломат, офицер. И все они имеют место в сердце великого поэта.

Важнейшим этапом нравственного самоопределения Пушкина было его отношение к русскому государству. Можно с уверенностью сказать, что покойный Пушкин, безусловно, был примером: приверженец традиционной монархической идеи. Поделившись свободолюбивыми идеалами декабристов в своих ранних текстах, пережив трудный период переосмысления политических позиций в середине 1920-х годов, к концу своей жизни Пушкин пришел к пониманию российского государства как абсолютной моральной ценности. И идеалом правителя для Пушкина был Петр I, монарх, который был жесток к своим подданным, но поднял Россию на задние лапы и поднял ее до уровня передовых европейских держав.

Этот консервативно-традиционный, в хорошем, лучшем смысле этого слова, предстает перед нами покойным Пушкиным в своих моральных идеалах. Очевидно, что такая позиция позволила духовно развиваться в сложной социальной атмосфере 30-х годов XIX века. Вера, уважение к традициям помогли Пушкину осознать свое «самообладание», свою независимость не только от «толпы», «черни», но и от конкретных обладателей власти и провозгласить в своих последних стихах высочайший моральный идеал свободы творческой мысли человека, свободы, которую не может отнять ни один тиран.

Творческий путь Пушкина выглядит незавершенным, много нового и интересного остается в черновиках и идеях. Однако духовный путь Пушкина был полностью завершен, Пушкин нашел ответ на все свои вопросы.

Заключение

А.С.Пушкин - прежде всего поэт и лирик. В своей работе он обратился к темам, которые его больше всего беспокоили: темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихах поэт выразил свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полную картину идеалов поэта и жизненных ценностей. В стихах все имеет значение: каждый образ, каждая художественная деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Поэт считает свободу обязательным условием для творчества. К семнадцати годам Пушкин был уже известным поэтом, способным конкурировать с такими почтенными светилами, как Державин и Капнист. Стихи Пушкина, в отличие от громоздких строф Державина, обрели ясность, грацию и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзином, было завершено Пушкиным. Его новаторство кажется нам незаметным, потому что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их работа холодная и тенденциозная. Другие слишком много внимания уделяют форме. Но стихи Пушкина присущи гармонии.

Пушкин, как никто другой, умел наслаждаться красотой и гармонией мира, природы и человеческих отношений. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Всю свою жизнь он дружил с Дельвигом, Пущиным, Кучельбекером, зародившимся в лицее.

Многие вольные стихи Пушкина адресованы друзьям и соратникам. Это стихотворение «Чаадаеву». В линиях, лишенных какой-либо аллегории, поэт призывает своего друга посвятить свои силы освобождению народа.

В поэтической поэзии периода южного изгнания преобладали романтические и любовные мотивы. Она грустная и даже трагическая. Это связано с тем, что в этот период почти все произведения поэта подчинялись законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, как и Байрон, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - беглец из несвободного мира, который его не понимает. Он изгнанник, который оставил свою любовь в этом мире.

Литературные критики считают, что уныние, тоска прослеживаются в стихотворениях Пушкина, но есть «чудесные моменты», которые связаны с любовью. В период своего южного изгнания поэт пережил много глубоких страстей: любовь к Собанской, любовь к Ризничу и Воронцовой. Любовь заполняет недолгое время, проведенное в Одессе. В многочисленных стихах, посвященных влюбленным, создаются яркие образы любимых женщин. Однако любовь воспринималась как преходящее чувство. Пушкин не искал вечной любви; вечной для него была только необходимость любить.

А.С.Пушкин провел четыре года в южной ссылке, а затем два года провел в ссылке в Михайловском. Село Михайловское, расположенное вдали от городов, затерянных в пустынных сосновых лесах, было тяжелым испытанием для Пушкина. После шумной, многолюдной Одессы, где у него была возможность общаться с друзьями, ему было трудно терпеть одиночество. Это был почти тюремный срок: ему никуда не разрешили, и за ним было установлено полицейское наблюдение. Только творческая работа помогла поэту пережить изгнание и сохранить его твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, и я воскрес в душе», - писал он позже.

Это были почти два года закрытой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством. Во время ссылки самым близким и преданным другом Пушкина была его няня Арина Родионовна. Ей он также обязан своим знакомством с народной поэзией, русской народной речью. Пушкин в своем одиночестве внимательно следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. «Я могу творить», - признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написаны несколько глав романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них «Я помню чудное мгновенье...», «Вакхическая песня», «19 октября 1825 г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Во второй половине 1920-х годов процветала реалистическая лирическая поэзия Пушкина. В лирической поэзии Пушкина, моральной силе, богатстве и обаянии личности поэта особенно ярко отражаются превратности его жизни. «Живость, пыл, впечатлительность, способность увлекаться и уносить, горячее сердце, жажда любви, жажда дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, который привлекает к себе. жизнь, обществу, удовольствиям и тревогам; моральное здоровье, придающее всем пристрастиям и склонностям некую свежую роскошь и полноту, избавляющее от самых крайностей всякую болезненность, от самых прихотей, которыми так обильна его юность, всякое напряжение, в конце концов побеждающее все односторонние увлечения - эти «Черты лица Пушкина понятны каждому, кто читал его произведения, кто хотя бы имеет представление о своей жизни», - писал Чернышевский.

Лирика поэта знакомит нас с его мыслями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви и дружбе.

Любовь в пушкинской поэзии - это глубокое, морально чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, которое облагораживает и очищает человека. Даже когда нет ответа, любовь - это дар жизни. Идеал любимого представляется поэту как «гений чистой красоты», как «самое чистое обаяние, самый чистый образец».

Любовь также присуща трагическому - ревность, разлука, смерть любимого человека. Пушкин затрагивает трагическое в любви, но его «печаль - это свет», и он никогда не впадает в уныние. Лирический герой поэта всегда безнадежно желает счастья тому, кого любит. Часто тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с чувством, которым обладает поэт. Таковы, например, стихи «Кто знает землю, где светит небо» (1828).

Покидая Москву 31 августа, Пушкин 3 сентября прибыл в село Болдино Нижегородской губернии. Здесь он провел осень 1830 года, ознаменованную беспрецедентным подъемом вдохновения, граничащего с чудом, которое было названо - Болдинская осень.

В Болдино Пушкин завершил «Евгения Онегина». Здесь написана стихотворная повесть «Домик в Коломне», цикл «маленьких трагедий», «Повести Белкина», много лирических стихотворений («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье...», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам...» и др.). «Маленькие трагедии» были написаны в Болдино буквально за несколько дней.

Из всех великих вещей, созданных Пушкиным в Болдинскую осень 1830 г., наиболее значимым с точки зрения закономерности дальнейшего развития его творчества является цикл «Сказки Белкина», в котором Постоянная потребность авторов «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» в овладении художественной прозой. С этого времени Пушкин в течение последних шести лет своей жизни писал в основном прозой. Новые, постоянно растущие «прозаические» тенденции отражаются в той или иной степени и почти во всех других областях ее работы.

Количество стихов, которые он написал за эти годы, резко уменьшается. Так, в 1831 году было написано всего пять законченных стихотворений - беспрецедентный случай в творчестве Пушкина. Более того, три из них относятся к области политической поэзии («Перед могилой святого», «Клеветники Руси», «Бородинская годовщина») и только два стихотворения являются лирическими в собственном смысле слова: «Эхо», в котором выражается горький опыт поэта в его творческом одиночестве, недопонимании современниками и «Чем чаще Лицей празднует...», посвященном очередной годовщине лицея.

Среди произведений последующих лет мы находим такие замечательные примеры пушкинской лирики, как великая поэма «Осень» (1833), которая дает не только ярко живописную и в то же время душевную лирическую картину осенней природы, но и ярко изображает одну из вдохновленных моментов мощного всплеска творческой энергии. похож на тот, который проявился осенью 1830 г. в Болдине. В том же году было написано с поистине трагическим ароматом «Боже, дай мне сойти с ума...». Такие стихи, как «Время, мой друг, время!» (1834), «Лидер» (1835), «Я снова побывал» (1835) и т.д. Но субъективно лирический голос звучит в стихотворениях Пушкина 30-х годов все меньше и меньше. Наоборот, в них все усиливается эпическое повествовательное начало. Таковы баллада Гусар (1833), переводы двух баллад Мицкевича Воевода и Будриса и его сыновей (1833), стихотворение Странника (1835), вдохновленное книгой проповедника-писателя эпохи английской революции XVII-го века. Джон Буньян В 1834 году появился надолго не оцененный критиками цикл «Песни западных славян», в основном построенный на подражаниях Мериме, который Пушкин, с его характерной способностью проникать в национальный «дух» других народов, смог дать поистине славянский персонаж. Включенный в этот цикл «Песнь Георгия Черного» - оригинальное произведение Пушкина, материалом для которого стала книга одного русского путешественника - современника поэта.

В двадцать пятую годовщину основания лицея Пушкин начал в середине октября 1836 года писать стихотворение: «Была дыра: наш юный праздник светился, шелестел и женился на розах...». В этом стихотворении, одном из самых последних произведений Пушкина вообще, о создании, когда черные облака все отчаялись над ним - поэт смотрит на грустный, почти прощальный взгляд, и свою личную жизнь, и бурную эпоху войн. и революции, свидетелем и участником которых было его поколение. Пушкин не закончил свое стихотворение и начал читать его в таком незаконченном виде на традиционном собрании своих сокурсников. «Однако, как только поэт, - рассказывает один из присутствующих, - начал читать первую строфу, так как из его глаз текли слезы, и он не мог продолжать читать...». Незавершенность поэмы приобрела почти символический характер. Точно так же - в апогее своего развития - вся работа Пушкина внезапно закончилась.

В стихотворении «Я воздвиг памятник, сделанный не руками...», созданный незадолго до последней годовщины лицея, Пушкин подвел итоги всей своей творческой жизни. Он подчеркнул, как самое ценное в его поэзии, его гуманистический характер («Я пробудил хорошие чувства с моей лирой») и освобождающий пафос («В моем жестоком возрасте я прославлял свободу»).

Белинский, продолжая и развивая самооценку автора в своих знаменитых статьях о Пушкине, прекрасно характеризует реализм пушкинской лирики, ее высокую художественную правду, чистоту, благородство и присущую ему несравненную поэтическую грацию. «Общий аромат пушкинской поэзии, особенно лирической, - это внутренняя красота человека и человечества, питающая душу. К этому мы добавляем, что если каждое человеческое чувство уже прекрасно благодаря самому факту, что оно является человеком (а не животным), то у Пушкина каждое чувство все еще прекрасно, как изящное чувство.

Мы не имеем в виду здесь поэтическую форму, которая у Пушкина всегда чрезвычайно красива, нет, каждое чувство, лежащее в основе каждого из его стихов, грациозно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника... Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать человека в себе... Его стихи чужды всему фантастическому, мечтательному, ложному, призрачному идеалу, все это пронизано реальностью, она не наносит побеление и румянец на лицо жизни, но показывает ее в своей естественной, истинной красоте, в поэзии Пушкина есть небеса, но земля всегда пропитана этим.