Внутрипроизводственное ценообразование

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая заинтересованность как принцип хозяйствования 
Развитие самофинансирования в период перехода к рынку
Сущность и принципы коммерческой деятельности
Финансовые результаты деятельности предприятия

 

Введение:

Рентабельность промышленного предприятия характеризует эффективность функционирования всех факторов этого производства. Сама рентабельность, как известно, определяется как отношение чистого дохода компании (налога на прибыль и оборота) к себестоимости или суммы основных и оборотных активов предприятия или общего фонда заработной платы.

Чистый доход общества, отрасли или самого предприятия является источником формирования средств для развития производства, материального стимулирования, социально-культурных целей и т. д.

В условиях полного экономического расчета рентабельность должна обеспечивать возможность формирования средств для развития производства и выплаты средств в государственный бюджет.

Уровень цен на продукцию должен соответствовать затратам на рабочую силу и прибыль, соответствующим коллективному вкладу в создание прибавочного продукта.

 

Методика определения отраслевого и по предметного уровня рентабельности

 

При расчете отраслевого стандарта прибыльности следует различать два тесно связанных этапа. Непосредственному развитию отраслевого стандарта рентабельности предшествует расчет среднего уровня нормативной рентабельности в целом по народному хозяйству. Во время реформы оптовых цен в 1967 году уровень рентабельности определялся на основе чистого дохода (налога на прибыль и добавленную стоимость) в промышленном производстве. Отношение чистого дохода к общей стоимости основных и оборотных активов составило 20,6%, к стоимости - 28,1, к общему фонду заработной платы - 101,3%.

Учитывая особый характер налога с продаж алкогольных напитков, сахара, табачных изделий и текстиля, его значение было исключено из расчета среднего уровня нормативной рентабельности в национальной экономике. В расчете также исключены затраты на производственные активы отраслей, производящих эти виды продукции. В результате этой корректировки средняя национальная норма рентабельности составила 14,7% (округлено - 15%) от первоначальной стоимости производственных активов. Экономическая сущность этого стандарта рентабельности заключалась в том, что он воплощал национальную экономическую экономическую эффективность производственных фондов во время реформы оптовых цен.

Во время реформы оптовых цен в 1967 году и определения среднего стандарта доходности оплата производственных активов была установлена ​​на уровне 6% от их стоимости. Плата за производственные активы устанавливается до их первоначальной стоимости. Это исчисление, по-видимому, стимулирует рациональное использование основных средств.

Второй этап формирования нормативного уровня рентабельности касается создания фондов развития производства, когда часть прибыли предназначена для формирования хозрасчетных стимулирующих фондов (фонд развития производства, фонд материального стимулирования, социально-культурные мероприятия и др.). фонд жилищного строительства).

Создание хозрасчетных стимулирующих фондов является объективной необходимостью, вытекающей из наличия коллективных интересов предприятия. Основной целью этих фондов является стимулирование работы коллективов на пути к улучшению показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятий. Размер автономных стимулирующих фондов должен обеспечивать максимальную заинтересованность работников в повышении коллективных результатов труда, в том числе таких, как снижение себестоимости, себестоимости и цены на промышленные товары.

В связи с тем, что все предприятия, входящие в соответствующий сектор народного хозяйства, отличаются друг от друга по степени технической оснащенности производства, стоимости основных и оборотных средств, а также уровню организации и управления производством, Рентабельность каждого предприятия, а значит и всей отрасли, характеризуется его количественной стоимостью. Все вышеперечисленное приводит к разнице в затратах, сумме созданной прибыли и разнице в цене за единицу. Это как раз экономическая основа существования дифференцированных стандартов рентабельности в различных отраслях. Отраслевой стандарт прибыльности играет огромную роль в ценообразовании хозрасчетного предприятия.

При определении цен на конкретные изделия используются различные методы и формулы, соответствующие этим методам. В отраслях, производящих монопродукт (газ, руда, уголь), может быть с успехом использован норматив рентабельности конкретных изделий, соответствующий отраслевому нормативу рентабельности.

В многономенклатурных отраслях для определения цен на соответствующие изделия применяются расчетные нормативы рентабельности. Чаще всего этот норматив находится пропорционально себестоимости. Определение расчетного норматива рентабельности пропорционально себестоимости можно проиллюстрировать на следующем примере.

  1. Утвержденный норматив рентабельности к производственным фондам составил 15%.
  2. Производственные фонды (по министерству и отрасли) - 800 млн. руб.
  3. Сумма расчетной прибыли-120 млн. руб.; она определяется как произведение величины производственных фондов 800 млн. руб. и величины рентабельности, деленное на 100, т. е. (800 х 15) / 100 =120
  4. Себестоимость товарной продукции или отрасли составляет 600 млн. руб.
  5. Расчетный норматив рентабельности к себестоимости определен как частное от деления суммы расчетной прибыли 120 млн. руб. на себестоимость товарной продукции по министерству или отрасли, выраженное в процентах, т. е. (120х100) / 600 = 20%.

Оптовая цена (Ц) конкретного изделия при таком методе исчисления норматива прибыли определяется с помощью следующей формулы:

Ц = Ск + (Рс/о х Ск) / 100

  • где Ск - себестоимость конкретного изделия;
  • Р - расчетный норматив рентабельности к себестоимости. Если применять в качестве условных значений
  • Ск - себестоимость конкретных изделий в 30 руб,

Рс/о - расчетный норматив рентабельности к себестоимости конкретного изделия 20%, тогда оптовая цена будет иметь следующее числовое значение:

Ц=Ск(ЗО)+(Рс/о(20) х Ск(30)) / 100 =36руб.

При соответствующем нормативе рентабельности конкретного изделия предприятие всегда будет заинтересовано в более высоком уровне себестоимости, так как при фиксированном нормативе рентабельности величина прибыли зависит от величины себестоимости.

Такой показатель толкает производителей товаров на путь затратно - расточительного использования ресурсов, поскольку количественная сторона прибавочной стоимости в конкретном товаре будет больше при большей себестоимости. С целью блокирования затратно - расточительного механизма определения цен на единицу конкретного изделия прибегают к использованию другого метода определения норматива рентабельности.

 

Внутрипроизводственное ценообразование

 

В этом случае рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Тогда цена конкретного товара включает себестоимость и прибыль, рассчитанную по формуле:

Ц = Ск + (Рс.м.з.(Ск - МЗк) / 100

  • где Рс.м.з - расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат.
  • МЗц - прямые материальные затраты изделия. Рентабельность является показателем, характеризующим эффективность производства. Поэтому большое значение имеют все те факторы, которые способствуют повышению рентабельности производства.
  • Ск - себестоимость конкретного изделия.

Среди главных факторов, повышающих рентабельность производства, в первую очередь необходимо указать на факторы, снижающие себестоимость продукции. Но поскольку себестоимость, как видно, включает огромное количество статей, то каждая из них может быть предметом специального анализа, на основании чего может быть принята целая серия организационно-технических мер, обеспечивающих снижение затрат труда по соответствующей статье себестоимости.

При пересмотре оптовых цен с 1 января 1982 года были определены различные уровни рентабельности, что нашло отражение в следующих стандартах доходности для отдельных отраслей машиностроения. Средняя норма прибыли на машины составила 15%, в том числе 12 на Минавтопроме, 13 в Министерстве энергетики, 18 в Минхиммаше и 25% в Министерстве промышленности.

В практике хозяйственной деятельности отраслевой стандарт рентабельности является исходным показателем при определении стандарта рентабельности конкретных товаров, с помощью которого определяются цены на конкретные товары данного предприятия.

Группировка затрат по статьям расходов дает представление о их значении и возможностях повышения эффективности производства при соответствующем снижении этих затрат.

Главными факторами снижения себестоимости являются такие, как снижение норм расхода сырья, материалов, топлива, улучшение использования основных фондов. Это всецело определяется исключительно высоким удельным весом материальных затрат в себестоимости промышленной продукции. Несмотря на то, что заработная плата занимает сравнительно небольшой удельный вес в себестоимости промышленной продукции (14,0%), живому труду, как фактору, определяющему сам процесс производительного потребления вещественных элементов производства, принадлежит исключительно роль в снижении себестоимости. Человеческий фактор в современных условиях становится решающим в переводе нашей экономики на интенсивный путь развития, а следовательно, и на осуществление более эффективных методов формирования себестоимости продукции. Важным фактором снижения себестоимости продукции является удешевление аппарата управления промышленностью и всем народным хозяйством.

 

Противозатратный механизм во внутрипроизводственном ценообразовании

 

Одной из функций цены, как было сказано в главе 1, является ее стимулирующая роль в повышении эффективности производства. Наибольший эффект эта функция обнаруживает в тех случаях, когда результаты труда непосредственно на рабочем месте получают соответствующую оценку в стоимости произведенных изделий, получивших форму внутризаводской цены соответствующих видов продукции. Одной из таких цен является так зазываемая нормативная чистая продукция (НЧП).

Этот показатель выступает в качестве нового оценочного показателя, характеризующего более точно и достоверно конкретный вклад трудовых коллективов в повышение эффективности производства. Методическими указаниями предусматривается определение величины (нормативной чистой продукции) на конкретное изделие следующей формулой:

Нчп = Зпр + Зо Пн или Нчп = Зпр + Зпр х Кз + Пн.

  • где Зпр - заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих с отчислением на социальное страхование в калькуляции себестоимости изделия;
  • Зо - заработная плата основного промышленно-производственного персонала по обслуживанию и управлению производства в расчете на единицу изделия;
  • Пн - нормативная прибыль на единицу изделия;
  • Кз - коэффициент, отражающий отношение зарплаты основных рабочих и остального производственного персонала по обслуживанию и управлению производством на единицу изделия.

В данном случае нормативная чистая продукция с одинаковой объективностью оценивает работу всех подразделений предприятия или всего предприятия в рамках определенной отрасли.

Определение рентабельности с помощью норматива чистой продукции исключает всякое влияние "чужого" овеществленного труда на рост прибыли.

В связи с развитием оптовых цен, которые вступили в силу 1 января 1982 года, были утверждены стандарты рентабельности в отношении себестоимости за вычетом прямых материальных затрат в следующих процентах: для продукции: электротехническая промышленность - 55%, контрольно-измерительные приборы и автоматика, а также систем управления - 54, станкостроения и станкостроения - 47, тяжелого машиностроения - 45, энергетического машиностроения - 61, автомобилестроения-46, сельскохозяйственного и тракторного машиностроения - 45, машиностроения для животноводства и кормопроизводства - 58, машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовой техники - 40%. Эти стандарты дают представление о возможном значении прибыли, включенной в оптовую цену отрасли.

Стандарты нетто-продукции были утверждены Госкомитетом СССР по ценам и теми органами ценообразования, которые утверждают цены на соответствующую продукцию.

В этом случае стандарты чистого продукта имеют ту же экономическую базу, что и цена. Развитие уровня цен и стандартного уровня чистых продуктов связаны друг с другом. Утверждение цен и АЭС происходит по одной организационной форме.

В 1982-1983 годах большинство секторов экономики перешли на использование этого показателя. Основное значение нормативного показателя нетто-продукта заключается в следующем:

  1. Чистый стандарт производства - показатель, свободный от влияния прошлого труда; это в полной мере позволяет оценить экономию живого труда. Новая оценка исключает интерес к росту материалоемких продуктов и в этом случае стимулирует прогрессивные изменения в структуре производства.
  2. Оценка фактического состояния производительности труда всегда была приоритетной. В этом случае этот показатель способен объективно оценить уровень экономической работы как предприятия в целом, так и каждого его подразделения.
  3. Нормативное чистое производство также используется для контроля за использованием заработной платы и определения соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы.
  4. Этот показатель является незаменимым инструментом при определении внутрихозяйственных цен на продукцию различных производственных единиц, что имеет особое значение в условиях функционирования полного экономического учета.
  5. Применение нового ориентира является важным шагом в разработке мер по совершенствованию рентабельного механизма управления производством.

В условиях полного экономического расчета особую важность приобретает проблема внутрихозяйственных цен, которые отражают затраты на рабочую силу и размер прибавочного продукта, создаваемого живым трудом. Нормативный показатель чистого производства позволяет определить рентабельность различных продуктов, произведенных в рамках незавершенного производства.

Необходимой организационной предпосылкой использования нормативной нетто-продукции во внутреннем производственном учете является определение внутренних цен на соответствующую продукцию. Это имеет большое значение, поскольку внутрихозяйственный учет становится незаменимым средством экономической работы отдельных мастерских, подразделений и даже бригад.

Стимулирование трудовых коллективов должно осуществляться за счет созданной прибыли, которая используется для формирования фонда развития производства, фонда материального стимулирования и фонда социально-культурных целей. Определение точной доли прибыли за счет вознаграждения мастерской или отдельной команды на основе результатов работы - не простой вопрос. Более того, выравнивание здесь недопустимо. Внутрипроизводственные цены, построенные на основе нормативных чистых продуктов, создают объективную и реальную основу для определения эффективности работы различных отделов хозрасчетного предприятия и, следовательно, надежную основу для оплаты и стимулирования труда работников.

В хозяйственной практике при определении внутрихозяйственных цен необходимо руководствоваться следующими требованиями. Внутрихозяйственные расчетные цены должны быть сопоставимы, должны объективно отражать эффективность использования материальных ресурсов производства, учитывать качество продукции, характеризовать вклад соответствующего подразделения в результаты производства. Все эти требования могут быть реализованы, если в основу внутрихозяйственной расчетной цены будет положена фактическая себестоимость.

 

Методы определения внутрихозяйственной расчетной цены 

 

Первый метод основан на расчетном способе определения прибыли, которая должна обеспечить цехам возможность покрытия платы за фонды и образования фондов материального и социального стимулирования. В этом случае в качестве прибыли цеха принимается расчетная сумма платы за производственные фонды, за трудовые ресурсы и сумма фонда материального поощрения, установленного для цеха. Данный подход к определению внутрихозяйственной цены выражается с помощью следующей формулы: Ц = С + (Цф.v.п. + СФ) / Q

  • где С - себестоимость единицы продукции (руб.);
  • Ц - внутренняя цена единицы продукции данного цеха:
  • Q-количество единиц произведенной продукции цеха:
  • СФ- сумма платы за фонды цеха;
  • Цф. м. п - цеховой фонд материального поощрения.

Второй метод определения уровня прибыли внутренней учетной цены основан на поэтапном расчете.

Первый этап включает в себя распределение балансовой прибыли по цехам пропорционально производственным фондам, себестоимости продукции либо заработной плате цехов.

Второй этап требует расчета соответствующей доли прибыли, выделенной для цеха, непосредственно по группам продукции цеха в зависимости от удельного веса этой продукции в общем объеме продукции. Зная объем прибыли, соответствующей объему выпущенной продукции, можно определить ее величину, приходящуюся на единицу продукции.

Вопросы определения внутрицеховых цен имеют огромное значение в условиях углубления и развития полного хозяйственного расчета в различных отраслях народного хозяйства. Полный хозяйственный расчет по настоящему превращается в действенную экономическую силу, если он доведен до рабочего места, становится понятен и близок широким слоям рабочих.

Внутрихозяйственный расчет и внутрихозяйственные цены неотделимы друг от друга как важнейшие условия учета всех сторон работы и трудового вклада различных подразделений предприятия в общие итоги производственной деятельности трудовых коллективов.

Схему расчета норматива чистой продукции конкретного изделия можно представить в следующем виде:

  1. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих в калькуляции себестоимости (затраты на единицу продукции), руб. ............................ 300
  2. Коэффициент ............................................................................................. 2
  3. Полная себестоимость единицы изделия .. ......................................... 1500
  4. Прямые материальные затраты, руб. ................................................... 500
  5. Норматив рентабельности, %.. ................................................................ 50

В этом случае норматив чистой продукции изделия (внутрихозяйственная цена изделия) будет составлять: 300 + ЗОО х 2 + 50(1500 - 500) : 100 = 1400.

Аналогичный подход применяется и к расчету внутрихозяйственной цены на изделия, производимые в разных цехах предприятия.

Поскольку величина цены зависит от уровня прибыли, уровень которой, в свою очередь, зависит от нормы рентабельности и величины заработной платы в себестоимости изделия, то предприятие или цех будут заинтересованы в увеличении удельного веса заработной платы в цене изделий. Это, в сущности, является тем фактором, который будет провоцировать увеличение затрат на указанный элемент себестоимости.

 

Заключение

 

В таком случае могут быть явные тенденции в сторону затратно - расточительного метода хозяйствования. Для того чтобы этого не было, целесообразно устанавливать не только норматив рентабельности на длительный срок, но и норматив базовой величины заработной платы на единицу изделия на такой же срок.

Такой подход позволит предприятиям, цехам осуществлять снижение затрат заработной платы по сравнению с базовой величиной, обеспечивая получение прибыли за счет экономии на заработной плате при росте производительности труда в условиях применения новой более производительной техники.

Этот базовый норматив заработной платы должен пересматриваться в течение пятилетия один раз. Такой подход обеспечит развитие творческих начал в производстве, рост экономии труда, а следовательно, экономии времени при росте заработной платы и производительности труда, что наиболее полно соответствует принципам эффективного хозяйствования.