Внутригосударственный механизм защиты прав человека

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Характеристика социально-экономических прав человека
Юридические обязанности человека
Международный механизм защиты прав человека
Особенности формы правления РФ

 

Введение:

Проблемы соотношения и взаимодействия прав человека и гражданина с государством, с его законодательными и иными правовыми актами, с деятельностью органов государственной власти и должностных лиц являются одними из наиболее актуальных и острых.

Защита прав человека является одной из основных задач международного сообщества. Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Тема тезиса сегодня очень актуальна, так как права человека перестали быть лишь «внутренним» делом. Часть 3 статьи 46 Конституции гласит, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый гражданин имеет право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты. Процесс интернационализации прав человека был инициирован Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. 

Международные и региональные организации проделали большую работу по консолидации прав и свобод человека в международных соглашениях и конвенциях, а также по созданию механизмов контроля за их соблюдением. На международном уровне ООН приняла большое количество соглашений. Наиболее универсальными являются международные пакты о политических и гражданских правах, а также об экономических, социальных и культурных правах, принятые в 1966 году и вступившие в силу в 1976 году. Важным документом является также Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой принадлежности. Дискриминация 1965 года.

Сегодня Европа предприняла самые активные шаги для разработки международных гарантий прав человека. Среди эффективных механизмов контроля, применяемых Советом Европы, следует отметить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года. На его основе были сформированы два органа Европейская комиссия по правам человека (1954 г.) и Европейский суд по правам человека (1959 г.). 

Несколько лет назад мало кто в России знал о существовании Европейского суда по правам человека. Ситуация в корне изменилась с вступлением России в Совет Европы и после ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 года, на основании и в соответствии с которой действует этот суд. Граждане России, которые считают, что их права предусмотрены конвенцией, нарушенной действиями государственных органов и не нашли адекватной защиты на национальном уровне, смогли обратиться в Страсбургский суд. 

По количеству жалоб, поданных в Страсбургский суд, россияне являются бесспорными лидерами в остальной части Европы. С 1998 года, когда Россия получила представительство в Европейском суде, граждане Российской Федерации направили в общей сложности 22 тысячи апелляций и жалоб. В то же время в 2002 году было зарегистрировано 2700 претензий, в 2003 году 6000, в 2004 году 66008. Однако, если мы сравним количество жалоб с числом выигранных дел, мы можем сделать вывод, что одна из тысячи жалоб имеет были достигнуты. 

Разработка концепции прав человека в России

Общепризнанные права человека в любой стране зависят от исторического развития ее государственности, характера общественно-политической системы, баланса социальных сил в стране и на международной арене, от национальных, религиозных, культурных, правовых традиций, национальная психология, об общей политико-правовой культуре населения. 

История российской государственности ясно показывает, что на процесс ее реформирования и развития, а также уникальность формирующейся политической и правовой культуры существенное влияние оказали:

  • Во-первых, особое геополитическое положение страны находится между Востоком и Западом;
  • Во-вторых, его пространственно-географические характеристики и климатические условия;
  • В-третьих, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения;
  • В-четвертых, жизнь, традиции и религиозные верования своих народов.

Такие фундаментальные понятия в области государства и права, как верховенство права, конституционализм, демократия, права человека, разделение властей, гражданское общество, возникли на основе политико-правового развития Западной Европы. Они являются продуктом историко-теоретической практики, опыта государственного строительства в европейских странах, олицетворяющего в XVII XIX веках.  

Экстраполяция этих понятий в российскую государственно-правовую реальность, их сравнительно широкое распространение в российских научных кругах происходит значительно позже, в последней трети XIX начале XX в. Разработка этих концепций, которыми являлось создание западноевропейской правовой культуры, осуществлялась в России в основном либералами, к которым относятся К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский, Е. А. Кистяковский, П. Н. Милюков, П. И. Новгородцев и другие. Российские либералы были людьми, которые тщательно изучили работу западных мыслителей и увидели практические результаты воплощения своих идей в государственное строительство европейских стран. 

Другая часть русских мыслителей, связанная с консервативной тенденцией (М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, С. С. Уваров, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, В. Соловьев и др.) подвергла критике идеи западноевропейского и отечественного либерализма.

По их мнению, лучшей формой правления в России является абсолютная монархия, они резко выступают против равенства классов перед законом. Сущность консерватизма в России была четко выражена триадой С.С. Уварова: православие, самодержавие, народность. 

По словам Уварова и Побеноносцева, русские люди религиозны, мистичны, преданы самодержавию, а власть в стране опирается на веру в Бога: вера исчезает государство гибнет.

Таким образом, под заметным влиянием передовой европейской политической и правовой мысли и революционных преобразований в Соединенных Штатах и ​​Франции естественнонаучные идеи о равенстве всех людей, о неотъемлемых правах и свободах человека постепенно стали широко распространяться в царской России.

Одним из первых защитников таких идей был А. Н. Радищев. Он разработал идеи о свободе и равенстве всех людей, о договорном происхождении государства, о неотъемлемых правах человека на свою жизнь, собственность, свободу мысли и слова. 

Естественно, что правовые идеи в борьбе с царизмом и крепостничеством использовали также члены революционного общества петрашевцев, деятели русского демократического движения.

Б. Н. Чичерин охарактеризовал признание человека свободным лицом как величайший шаг в историческом движении гражданской жизни и достижение этапа, когда гражданский порядок становится по-настоящему человеческим. Он обосновал необходимость реформирования российского самодержавия и продвижения страны к гражданскому обществу и верховенству закона. 

Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности нашла отражение в творчестве П.И. Новгородцева. В его понимании естественное право возникает как требование реформ и изменений в существующей системе, выступает в качестве идеала по отношению к позитивному праву. 

Проблемы прав и свобод российских граждан рассматривались также представителями официальной юриспруденции, различными либеральными профессорами права на университетских курсах и в монографических исследованиях. В то же время были представлены учения западноевропейских и американских авторов об индивидуальных свободах, конституционализме и парламентаризме, а также о разделении властей. Соответствующая законодательная, административная и судебная практика была также проанализирована с более или менее тщательным сравнением западноевропейских и российских политических и правовых порядков. 

По мнению юристов, недостаточно признать право на личную свободу самым ценным активом и самой насущной потребностью человека. Недостаточно привести его в ту или иную правовую форму и включить в основные государственные законы. Важно гарантировать жизнеспособность этого права, его полную реализацию на практике. Дополнительные гарантии от нарушений со стороны исполнительной власти и ее вторжения в сферу субъективных прав включали административное правосудие: право гражданина обжаловать в суде любое незаконное действие должностного лица. Наличие такого правосудия, которое может по жалобе частных лиц отменять административные приказы, является одним из признаков правового государства. 

Также были указаны более фундаментальные гарантии: во-первых, право народного представительства определять бюджет и численность армии ежегодно; во-вторых, ответственность министров перед национальным представительством; в-третьих, право судебной власти проверять законность государственных заказов. 

Был также поднят вопрос о необходимости повышения общего уровня правосудия в стране. Он должен быть пронизан принципами строгой законности. Отсюда требование сбалансировать права обвинения и защиты на всех этапах уголовного процесса. Кроме того, лицо, которое необоснованно предано суду и признано невиновным тем же судом, должно получать вознаграждение от государства. Следует отметить, что либеральные юристы были против смертной казни. Итак, И.Я. Фойницкий пришел к выводу, что государство не имеет права наказывать человека смертью, отнимать у него самое ценное добро жизнь. Он показал несостоятельность доводов сторонников смертной казни, которые либо истолковали ужасную значимость угрозы ее применения, либо необходимость ее удовлетворения чувством справедливости людей. Это касается интересов обеспечения государственной и общественной безопасности. Смертная казнь, заключенная И.Я. Фойницкий лишний, непрактичный и потому несправедливый. 

Отдельные элементы, признаки прав человека нашли отражение в истории государства и права России. Их происхождение восходит к древности. Это Салическая правда, Новгородская и Псковская судебные грамоты как историко-правовые памятники, Судебный кодекс 1497, Соборный кодекс 1649 года и т. д., но теория прав человека с точки зрения социальной и правовой защиты каждого нашла свое Наиболее полное выражение и развитие в законодательстве России в 20 веке. 

Проблемы развития прав и свобод личности в России XX века

К началу 20-го века, несмотря на отмену крепостного права и осуществление императором Александром II судебных, земельных, военных и ряда других либеральных буржуазных реформ 1860-1870 годов, абсолютистское правление создало режим полицейского государства, который характеризовался отсутствием свободы слова, собраний, образования союзов, строгой цензурой прессы, установлением надзора за «ненадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением специальных органов для рассмотрения политических дел. Сохранилось имущественное разделение общества, что предопределило резкое неравенство в правовом статусе отдельных категорий граждан Российской империи. Феодальные пережитки в деревне оставались сильными. Работа в промышленности была чрезвычайно сложной. 

Женщины подвергались дискриминации, статус предметов различался в зависимости от религиозной принадлежности, абсолютного превосходства православия и унижения других конфессий. Правоспособность людей зависит от национальности. 

Между тем произошли значительные позитивные процессы. Демократические движения масс в политической жизни набирали силу, которую не мог не учитывать самодержавие. 

Высшим указом от 6 августа 1905 г. утверждено Положение о выборах в Государственную Думу. Вскоре появился Манифест от 17 октября 1905 года «Об улучшении государственного заказа», в котором было обещано дать населению «незыблемые основы гражданской свободы на основе неприкосновенности личности, свободы совести, собраний. , союзы. » По мнению ряда исследователей, эти документы означали эволюцию формы правления российского государства от абсолютной к конституционной монархии. 

Февральская революция 1917 года положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о своем составе и задачах от 3 марта 1917 года провозгласило полную и немедленную амнистию по всем политическим и религиозным делам, свободе слова, печати, профсоюзов, митингов и забастовок, а также отмене всех классов. религиозные и национальные ограничения. 

Первые годы прихода к власти большевиков были отмечены официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации, во многих нормативных актах, так или иначе, внимание уделялось правам и свободам личности.

Уже первая Конституция РСФСР 1918 года в качестве ведущего раздела включала «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемых людей». Права и свободы были предоставлены всем работникам независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. Но в то же время «эксплуататоры» были лишены права голоса, в том числе лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы (частники, духовенство и т. д.). Конституция СССР 1936 г. формально устранила эти правовые ограничения 

Кроме того, эта Конституция закрепила систему социально-экономических прав граждан с соответствующими гарантиями: на работу, на отдых, на материальную поддержку в старости и болезни с бесплатной медицинской помощью и т. д.

Десятилетия после сталинского правления были отмечены рядом прогрессивных тенденций в развитии прав и свобод граждан. На рубеже 50-60-х годов. существенное обновление отраслевого законодательства: были приняты уголовные, гражданские, процессуальные и пр. нормы, обеспечивающие право человека на неприкосновенность, обжалование действий должностных лиц, распоряжение личным имуществом, включая завещания, защиту авторства и т. д. демократизирован и улучшен; приняты меры по укреплению правопорядка в деятельности правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел. Прокурорский надзор был расширен. 

Основной закон СССР 1977 года значительно расширил и демократизировал правовой статус личности. Впервые права на труд были объединены с выбором профессии, рода занятий и работы, жильем, использованием культурных достижений, участием в управлении общественными делами, свободой творчества и презумпцией невиновности. Развитие законодательства в области личной свободы личности, включая неприкосновенность личности, жилище, тайну переписки, защиту чести и достоинства и т. д. 

Конституция СССР и принятые на ее основе конституции союзных республик, как и все предыдущие советские основополагающие законы, не провозглашали права граждан на свободу передвижения и выбора места жительства в стране, что было сильно затруднено паспортом По сути, это полицейский режим с разрешительной процедурой регистрации граждан по месту жительства.

В 1991 году в правовой системе Российской Федерации начался новый период, отмеченный признанием гарантированных прав человека и гражданских прав.

22 декабря 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая полностью соответствует международным актам, принятым мировым демократическим сообществом:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года;
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г .;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966.

Таким образом, общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах, была принята. Подписав декларацию «Надежды и проблемы времени перемен» 10 июля 1992 года в Хельсинки, Российская Федерация подтвердила свое обязательство соблюдать Заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека. 

Законодательство Российской Федерации в области прав человека и его реализация

Права человека не являются территориальными и не национальными, их признание, уважение и защита являются не только внутренним делом государства. Они давно стали предметом международного регулирования. Права личности не являются собственностью отдельных классов, наций, религий, идеологий, но представляют собой общее историческое и культурное достижение. Это моральная основа любого общества. 

Следуя курсу реформ, Россия также провозгласила эти ценности в качестве приоритетных и наиболее значимых, признала необходимость придерживаться общепринятых международных стандартов в этой области, закрепленных в таких известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г. ); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.  

Подтверждением приверженности российской демократии этим уставам является Декларация прав человека и граждан, принятая в ноябре 1991 года, которая стала неотъемлемой частью новой Конституции Российской Федерации, основой всех действующих законодательных актов, касающихся личности.

Оба этих документа охватывают широкий спектр фундаментальных идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Их первоначальные положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотъемлемыми, предоставленными ему от рождения, признанными высшей ценностью и не носящими исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства. 

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, выбора места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно. 

Обеспечено право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и быть избранным в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять в органы власти личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предоставляет соответствующие права в социальной и культурной областях (в сфере труда, отдыха, образования, социального обеспечения, интеллектуального творчества). 

Равенство всех перед законом и судом подтверждается. Никто не обязан давать показания против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности). 

Многие из вышеуказанных прав являются новыми в российском законодательстве; их не было ни в бывших советских конституциях, ни в конституции РСФСР. Также впервые юридически закреплена прямая обязанность государства защищать права человека (статья 2 Конституции Российской Федерации). 

Подчеркивается, что «права и свободы человека и гражданина имеют прямое применение. Они определяют значение, содержание и применение законов, деятельность представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления обеспечивается правосудием» (статья 18 Конституция Российской Федерации).

Права человека это ценность, которая принадлежит всему международному сообществу. Их уважение и защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, которые создают угрозу миру и часто требуют (с разрешения ООН) внешнего вмешательства. 

Конституция Российской Федерации предусматривает процедуру, в соответствии с которой каждый гражданин России имеет право обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если все доступные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны (статья 45). Это положение также закреплено впервые и не нарушает суверенитет страны. Сегодня это абсолютная норма. 

Основная характеристика Конституции России 1993 года заключается в том, что это первая демократическая конституция России, которая отвечает основным общедемократическим требованиям.

Конституция Российской Федерации 1993 года четко определяет сущность России как демократического, федеративного, правового, социального государства с республиканской формой правления. Высшая ценность была провозглашена человеком. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Конституция 1993 года закрепила важнейший принцип демократического государства принцип разделения властей. Принцип идеологического и политического разнообразия означает, что ни одна идеология не может быть государственной или обязательной, многопартийная система признана. Статус человека регулируется более чем 60 статьями Конституции Российской Федерации, наиболее полно в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». 

Конституция Российской Федерации предусматривает полный спектр гражданских, социальных, культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

Конституция Российской Федерации 1993 года обеспечила гарантии справедливости: гарантии юрисдикции, право на юридическую помощь, презумпцию невиновности, запрет на повторное осуждение, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия против самообвинение, права жертв преступлений и злоупотребления властью.

Наряду с судебной защитой прав и свобод человека и гражданина в России функционируют следующие государственные институты внесудебной защиты:

  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека, Ребенок и другие специальные уполномоченные в субъектах Российской Федерации;
  • Прокуратура Российской Федерации, основными направлениями надзора которой являются надзор за законностью правовых актов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, надзор в области экономики и экономической безопасности, предупреждение преступных проявлений;
  • Депутаты законодательных собраний, которые имеют право рассматривать обращения избирателей, принимать граждан, обращаться к соответствующим должностным лицам с просьбой принять меры по немедленному прекращению нарушения прав граждан;
  • Государственные органы и органы местного самоуправления.

Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, которая является консультативно-совещательным органом при Президенте и содействует осуществлению главой государства его конституционных полномочий в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Основными направлениями деятельности комиссии являются: 

  1. подготовка проектов указов, распоряжений, обращений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. разработка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию механизма защиты прав личности;
  3. участие в подготовке законопроектов по защите прав и свобод человека и гражданина;
  4. участие в разработке международных договоров о подготовке материалов для докладов международным организациям в соответствии с обязательствами Российской Федерации;
  5. подготовка общих годовых и специальных отчетов о соблюдении прав человека и гражданских прав в Российской Федерации;
  6. рассмотрение заявлений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, учреждений и организаций, содержащих информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина;
  7. проверка по инициативе комиссии случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  8. комиссия по правам человека в субъектах Российской Федерации;
  9. канцелярия Президента Российской Федерации по работе с гражданами;
  10. общественные приемы полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Продолжается реформирование правовой системы в России, в частности, разрабатываются проекты законов о ювенальной юстиции, здравоохранении, правах пациентов, репродуктивных правах, создан и развивается институт суда присяжных и т. д.

Период 90-х годов. XX век начало XXI в. Это стало временем отказа от норм и стереотипов советского права, права административно-командной системы, этапом формирования нового закона закона демократического, социального, правового государства в России. , В это время был принят ряд законов, направленных на соблюдение, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина: законы от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» от 12 января 1996 года «О профсоюзах, их права и гарантии деятельности»от 15 августа 1996 г.« О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию »16 от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». 

В частности, были приняты следующие законы. От 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями), в которых провозглашалась свобода средств массовой информации и недопустимость цензуры. Свобода СМИ в соответствии со ст. 1 Закона включает в себя: поиск, получение, производство и распространение средств массовой информации, создание средств массовой информации, владение, использование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов. материалы, предназначенные для производства и распространения продукции СМИ. 

В соответствии со ст. 62 Закона, моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации информации, не соответствующей действительности, дискредитирующей честь и достоинство гражданина или причиняющей ему другой неимущественный вред компенсируется решением суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом. 

От 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (с изменениями и дополнениями), в котором государство гарантирует инвалидам право на получение необходимой информации, жилья и образования.

От 10 июля 1992 г. «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 г. было принято во внимание. № 13-II, в котором установлено: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста , состояние здоровья, социальное и служебное положение, судимость. Государство предоставляет гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для образования. 

Все это свидетельствует о том, что в российском законодательстве идет активный процесс гуманизации права, приведения его в соответствие с международным правом и международными стандартами в области прав человека.

Основные права и свободы человека и гражданина для их реализации предполагают существование развитой системы законодательных актов, характеризующихся достаточной конкретностью, определенностью, исключающей саму возможность их ошибочного толкования в подзаконных актах. К сожалению, бывают случаи, когда конституционные права гражданина на практике не реализуются и существует соответствующий закон по вине отдельных исполнительных органов. 

К числу механизмов, деятельность которых направлена ​​на защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Система правовых механизмов защиты прав и свобод человека состоит из:

  1. Конституционный контроль
  2. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
  3. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина
  4. Международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим вышеупомянутые механизмы защиты прав человека и гражданских прав более подробно.

Конституционный контроль. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции Российской Федерации, распространяется на все ветви власти. Реализация этого принципа обеспечивается созданием комплексной системы государственной защиты прав человека и гражданских прав, которая увенчается конституционным правосудием в лице его особого органа Конституционного Суда Российской Федерации. С точки зрения задач, сферы охвата и методов осуществления своей деятельности в области конституционного контроля Суд выступает в качестве органа, чья важнейшая функция заключается в защите прав и свобод человека и гражданина. 

Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод принадлежит гражданам, чьи права и свободы нарушаются в соответствии с законодательством, применяемым или подлежащим применению в конкретном случае.

Жалоба на нарушение прав и свобод является допустимой, если:

  • закон затрагивает конституционные права и свободы;
  • закон был применен или должен применяться в конкретном случае, рассмотрение которого было завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Статья 6 Федерального закона о Конституционном Суде Российской Федерации гласит: «Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений. организации, должностные лица, граждане и их объединения ». Кроме того, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию не подлежат, вступают в силу сразу после их оглашения. 

Однако ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признание ею обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека вносят определенные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть обжалованы в Европейский суд по правам человека. 

Президент Российской Федерации в качестве главы государства в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. 

Конституционно-правовые возможности Президента Российской Федерации влиять на гарантию, предоставление и реализацию прав и свобод посредством принятых законов могут проявляться в участии Президента Российской Федерации в законодательном процессе:

  • право и возможность Президента Российской Федерации через своего полномочного представителя защищать свои законопроекты, доказывая целесообразность и зачастую настаивая на скорейшем их представлении на пленарном заседании,
  • возможность президентской стороне ознакомиться со всеми проектами федеральных законов, рассмотрение которых ожидается в Государственной Думе, на ранней стадии при подготовке их к первому чтению.

В системе негосударственных институтов правовой защиты прав и свобод человека и гражданина центральное место занимают такие институты, как Аппарат Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и Уполномоченный по правам человека в России. Российская Федерация.

Указом Президента Российской Федерации от 24.08.2004 г. № 1102 утверждено Положение о Аппарате Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. В соответствии с этим положением Управление организует прием граждан сотрудниками Администрации Президента и рассматривает письменные запросы граждан или направляет их на рассмотрение в соответствующее подразделение Администрации Президента, Аппарат Правительства и федеральные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации и, при необходимости, осуществляют контроль за своевременным выполнением поручений граждан по обращениям. Для выполнения своих функций Управление имеет право запрашивать и получать необходимые материалы от всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц. 

В феврале 1997 года был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 28. Жалоба на имя Уполномоченного может быть подана, если со дня предполагаемого нарушения прав человека и гражданских лиц прошло не более одного года. прав. Также требуется, чтобы заявитель ранее обжаловал действия любого государственного органа или должностного лица в судебном или административном порядке. После того, как решение лица о действиях нижестоящего органа не удовлетворило лицо, он имеет право связаться с комиссаром, приложив копию решения к заявлению. В компетенцию Уполномоченного не входят споры граждан между собой, с неправительственными организациями, а также правовые конфликты частных организаций друг с другом. Закон предусматривает возможность создания должности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. 

Судебный контроль в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации. Что права и свободы человека и гражданина, как непосредственно применимые, обеспечиваются правосудием. 

Право на судебную защиту принадлежит каждому человеку, включая юридически некомпетентного человека, который может защищать свои права в суде через представителя или одного из родителей. Лица. Чьи права и свободы нарушаются одним и тем же деянием, могут, согласно действующему законодательству, объединить и подать коллективный иск. 

Судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина как неотъемлемого компонента предполагает наличие эффективной системы соответствующего законодательства как материального, так и процессуального.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом случае уголовные и административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Только суд может решить вопрос об аресте, задержании и задержании, и только суд может решать дела, связанные с применением уголовных и административных мер, наложенных в судах, причем на основе принципа равенства всех перед законом. 

Внутригосударственный механизм защиты прав человека

Таким образом, право на судебную защиту осуществляется посредством сочетания различных процедурных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав. В то же время предлагается использовать такие судебные процедуры, которые позволяют лицам, участвующим в судопроизводстве, отстаивать свои интересы на основе принципа состязательности и равных прав сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации). 

Конституционные гарантии реализации прав человека и гражданина на судебную защиту прав и свобод включают в себя следующие права, которые составляют единую правовую систему судебной защиты:

  • равенство всех перед законом и судом;
  • право каждого на публичные слушания компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона;
  • право каждого на рассмотрение своего дела в этом суде и тем судьей, под юрисдикцией которого оно закреплено законом;
  • право каждого нуждающегося в квалифицированной юридической помощи на получение такой помощи;
  • презумпция невиновности;
  • запрет повторного осуждения по тому же делу;
  • право пересмотреть предложение;
  • недействительность незаконно полученных доказательств;
  • запрет на обратную силу закона;
  • государственная гарантия прав потерпевших;
  • непризнание судом ответственности за деяние, которое на момент его совершения не было признано правонарушением;
  • применение судом закона принято после факта совершения преступления, если оно предусматривает устранение или смягчение ответственности.

Административно-правовая форма защиты прав и свобод человека и гражданина определяется в первую очередь законами, изданными Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, которые устанавливают полномочия органов исполнительной власти в определенных сферах государственного управления и определяют взаимоотношения между общественностью. органы власти и отдельные лица в этих областях, обязанности соответствующих органов власти и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой области играет законодательство субъектов Российской Федерации. 

Административно-правовая форма защиты прав и свобод граждан предполагает следующее:

  • законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;
  • административный (внесудебный) порядок обжалования действий органов исполнительной власти при подаче жалобы на действия нижестоящего органа (должностного лица) в вышестоящий орган для подчинения;
  • прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами военного управления, контрольными органами и органами местного самоуправления. Особый вид общего надзора за прокуратурой в сфере исполнительной власти это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что административный порядок рассмотрения жалоб и других обращений граждан в качестве правозащитного механизма объективно необходим, и он никоим образом не снижает важности судебной защиты прав и свобод, тем более что сам человек имеет Право выбора внесудебного способа рассмотрения его административно-правового спора с органом государственной власти. Кроме того, обжалование определенных решений или действий в административном порядке не блокирует путь к судебному обжалованию незаконных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. 

Международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. Мировые войны способствовали признанию политиками необходимости создания организаций для защиты мира от войны и защиты прав человека. Итак, после Первой мировой войны была создана Лига Наций, после Второй мировой войны ООН. 

В настоящее время ООН объединяет 191 государство, готовое выполнить обязательства по Уставу ООН. во второй половине ХХ в. ООН разработала международные стандарты в области прав человека в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сферах, которые носят либо консультативный характер (декларации), либо обязательные (соглашения, конвенции) государства-участники. 

Разработка Организацией Объединенных Наций этих и других международных стандартов в области прав человека, контроль за соблюдением этих стандартов в государствах-участниках, оказание правовой, гуманитарной, экономической помощи и поддержки странам Восточной Европы, Азии и Африки все это и многое другое Основные направления современного универсального сотрудничества государств по защите прав человека в рамках ООН.

Наряду с системой всеобщего сотрудничества государств по правам человека (ООН) существуют формы регионального сотрудничества (ОБСЕ и Совет Европы). В отличие от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), до 1990 года Совет Европы не имел постоянных органов по защите прав и свобод человека, которые имели бы право принимать решения, обязательные для государств-членов. такие тела с момента его создания. Так, на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года в Совете Европы были созданы Комиссия и Суд по правам человека, которые имеют право рассматривать жалобы от государств и отдельных лиц. С 1998 года по настоящее время жалобы рассматриваются одним Европейским судом по правам человека, который работает на профессиональной основе в соответствии с Протоколом № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека. 

Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года 29, не только провозгласила основные права человека, но и создала специальный механизм для их защиты.

Первоначально в этот механизм входили три органа, которые отвечали за обеспечение выполнения обязательств, принятых государствами-участниками Конвенции: Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, после вступления в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым постоянным Европейским судом по правам человека. Его местонахождение Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится сам Совет Европы. 

Согласно первоначальной системе, все жалобы, поданные отдельными заявителями или государствами-участниками Конвенции, стали предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссией по правам человека. Она рассмотрела вопрос о приемлемости и с положительным решением направила дело в Европейский суд по правам человека для вынесения окончательного, обязательного решения. Если дело не было передано в Суд, оно принималось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самостоятельно направлять свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми. 

Европейский Суд призван обеспечить строгое соблюдение и соблюдение Конвенции его государствами-членами. Он выполняет эту задачу, рассматривая и разрешая конкретные дела, которые он принял для рассмотрения на основании индивидуальных жалоб, поданных отдельным лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Также можно подать жалобу на нарушение Конвенции членом Совета Европы другим государством-членом. 

Начав свою деятельность в 1959 году, к концу 1998 года Европейский суд рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство которых было основано на жалобах граждан. Сегодня мы можем сказать, что все правила, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также правила протоколов, дополняющих этот раздел, применяются так, как они интерпретируются в решениях Европейского суда. 

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают, что их права нарушены, что подтверждается статьей 46 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «каждый имеет право на В соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если все доступные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны. 

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда также означает, что деятельность всех российских государственных органов, особенно судебных органов, их решения и используемые процедуры, а также решения законодательных органов не должны противоречить положениям. Конвенции, тем более что в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации она является неотъемлемой частью российской правовой системы.

Европейский суд не является высшим судом по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Следовательно, он не может отменить решение, принятое государственным органом или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль над национальным законодательством или судебной практикой, не имеет права отдавать распоряжение о принятии мер, иметь юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы, чтобы установить, имело ли место нарушение требований Конвенции. Тем не менее, Суд имеет право присудить «справедливое удовлетворение иска» в виде финансовой компенсации материального и морального вреда, а также компенсации выигравшей стороне всех издержек и расходов. 

За многие годы практики Европейского Суда не было ни одного случая несоблюдения государствами-членами Совета Европы решений Суда. Другие, согласно Уставу Совета Европы, могут привести к приостановке членства государства и, в конечном итоге, в соответствии с решением Комитета министров, к исключению государства из Совета Европы. Если государство заявляет, что, не изменяя закон или юриспруденцию, ситуация, рассматриваемая Европейским судом, может повториться, как правило, реализуются необходимые нововведения. 

В соответствии со статьей 6 Конвенции выполнение решений Суда контролируется Комитетом министров Совета Европы, который в соответствии с этим правилом призван контролировать не только своевременную выплату денежной компенсации. но также и то, как государство-участник Конвенции исправляет несоответствия, которые стали очевидными в свете решения Суда о его внутреннем законодательстве или судебной практике в соответствии со стандартами Совета Европы. Юридически решение, принятое судом, является обязательным только для государства ответчика по делу. Однако значимость решений Суда часто выходит за рамки национальных границ, затрагивая законодательство и судебную практику других государств-участников Конвенции. 

Ситуация с жалобами на Россию выглядит следующим образом. Европейская конвенция о защите прав человека вступила в силу в России 5 мая 1998 года. По состоянию на февраль 2002 года в Европейский суд по правам человека поступило более 8000 жалоб на Россию. Из них более 2800 были объявлены неприемлемыми, а более 2100 были зарегистрированы и ожидают суда. Более 3000 «предварительных досье» открыто и подлежит регистрации. Около 50 жалоб было подано в российское правительство. 

С 1 ноября 1998 года по 31 июля 2001 года в Суд поступило около 6500 жалоб на Россию. По количеству новых жалоб за этот период Россия занимает четвертое место (после Италии, Франции и Польши). 

Состав и процедура Европейского суда по правам человека

Европейский суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию. Сегодня в суде 44 судьи. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, которое его выдвинуло. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов, выдвинутых каждым государством на срок 6 лет. По достижении 70 лет судья должен уйти в отставку. Первые выборы в новый Суд в связи с принятием Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека состоялись в январе 1998 года, а избранные судьи вступили в должность 3 ноября 1998 года. 

Судья на первом заседании должен принять присягу и торжественно заявить, что он будет выполнять свои обязанности честно, независимо и беспристрастно, а также будет соблюдать тайну судебных заседаний. Снятие с должности судьи может быть осуществлено на пленарном заседании Суда квалифицированным большинством голосов. 

В настоящее время председателем суда является Люциус Вильдхабер (Швейцария).

В настоящее время Российскую Федерацию представляет судья Анатолий Иванович Ковлер.

Официальные языки, используемые для разбирательства в Суде, английский и французский. Вся официальная переписка также ведется на этих языках. В дополнение к этим языкам немецкий и голландский языки чаще всего используются на судебных заседаниях, но только в делах против этих государств. 

Европейский суд по правам человека единолично решает все вопросы, связанные с правовой оценкой определенных событий. Две большие палаты в качестве апелляционного суда и палаты в качестве нижестоящего суда, предназначенные для рассмотрения конкретных дел, создаются в суде. 

Две Великие Палаты состоят из 17 судей и трех судей (сверх полного состава), чтобы заменить отсутствующего коллегу. Они созданы на срок 3 года. В каждой такой камере формируются две структуры (группы), которые заменяются каждые 9 месяцев (руководство палат остается неизменным в течение 3 лет). Судья, избранный из соответствующего штата, должен заседать в Большой палате (при отсутствии такового штат может назначить другого члена суда). 

Камеры нижние отделы также создаются на срок 3 года. Все 44 судьи являются членами одной из палат. Семь судей заседают в каждой палате, хотя 10 судей официально включены в их состав с учетом возможной замены отсутствующих. Палаты возглавляются председателем, заместителем председателя. 

В каждой палате создаются комитеты по три судьи именно этот орган начал играть роль фильтра для рассмотрения вопроса о приемлемости индивидуальных жалоб (ранее эта функция выполнялась Комиссией по правам человека).

Судебное разбирательство в Суде не всегда заканчивается принятием решения по существу дела (податель может отозвать жалобу, и спор может быть разрешен на этом этапе). Основанием для исключения из перечня является также заключение сторонами мирового соглашения. Решение об исключении из списка подлежащих рассмотрению дел является прерогативой только Суда, даже если заявитель заявляет о своем намерении закрыть дело: интересы соблюдения Конвенции ставятся выше требований любой из сторон. Ничто не мешает Суду вновь добавить к списку находящихся на рассмотрении дел то, что предписывало прекратить расследование. 

Если заявитель желает остаться анонимным, он должен сообщить об этом в заявлении.

С начала регистрации жалобы начальник канцелярии начинает так называемые согласительные переговоры. Третье лицо может участвовать в разбирательстве. 

Палата может требовать от сторон документальных доказательств, порядка допроса свидетелей, эксперта или другого лица, чьи доказательства, объяснения или показания которых они считают полезными. Если свидетель уклоняется от участия в деле, тем не менее, суд может допросить его в информационных целях. 

На заседаниях Суда ведется протокол, который составляется главой канцелярии.

В новой редакции Конвенции введена процедура повторного апелляционного рассмотрения дела (в Большой Палате вместо Палаты), которая осуществляется в течение трех месяцев после принятия Палатой решения. Но второй обзор может быть проведен только на основе чрезвычайных обстоятельств. 

Существо дела в Европейском суде по правам человека

Европейский суд по правам человека уполномочен рассматривать жалобы как государств, так и отдельных лиц. Любое государство-участник может подать жалобу в Суд на то, что другая сторона нарушает положения Конвенции (статья 24). Суд также уполномочен рассматривать жалобы отдельных лиц, неправительственных организаций и группы лиц о нарушении их прав государствами-участниками Конвенции. Жалобы рассматриваются только в том случае, если государство, против которого они были поданы, признало такую ​​компетенцию в предварительной процедуре Суда (статья 25). В настоящее время все члены Совета Европы признали такую ​​компетенцию Суда. 

Механизм рассмотрения жалоб довольно сложен. Прежде чем принимать жалобу к рассмотрению по существу, Европейский суд должен убедиться, что все доступные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны и что шестимесячный период после принятия решения на национальном уровне не был достигнут (статья 26). Анонимные жалобы, а также те, которые уже были расследованы или рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования (статья 27), не принимаются к производству.

Суд не рассматривает жалобы, содержащие требования о признании прав, не перечисленных в Конвенции или признаны государствами-участниками. Ряд критериев приемлемости жалоб сформулирован широко и недостаточно окончательно, что позволяет Суду отклонить многие из них. В пункте 2 ст. 27 Конвенции, такие критерии включают «недостаточное обоснование» жалобы, «злоупотребление» правом на подачу жалобы и т. д. но, даже приняв жалобу к рассмотрению, Суд может впоследствии отклонить ее, если в ходе расследования Основания, указанные в ст. 27 Конвенции. Такие обременительные и недостаточно четкие критерии приемлемости жалоб позволяют «фильтровать» поток индивидуальных жалоб, с которыми не может справиться ни один орган. 

После принятия жалобы Суд приступает к рассмотрению дела по существу и, при необходимости, проводит расследование. Он оказывает добрые услуги заинтересованным сторонам с целью дружественного разрешения спора. Если такое решение не будет достигнуто, Суд должен направить в Комитет министров Совета Европы доклад , содержащий выводы по вопросу о нарушении Конвенции и такие рекомендации, которые она сочтет необходимыми, чтобы сделать (статья 31) 35. Having Получив доклад, Комитет министров, прежде всего, решает, была ли нарушена Конвенция (пункт 1 статьи 32). В случае утвердительного ответа он обязывает заинтересованное государство принять в течение определенного времени меры, предписанные ему решением Комитета. По истечении этого периода, если государство не выполнит выданные требования, Комитет примет решение о том, какие дополнительные меры следует принять для выполнения своего первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов (пункт 3 статьи 32). Комитет министров рассматривает жалобы только в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. 

В процессе, происходящем в международном судебном органе, применяются нормы международного права, и на их основе принимается решение. Такое решение исполняется государством в соответствии с его законодательством, нормы которого трансформированы или совпадают с международно-правовыми обязательствами. Если международные нормы, содержащиеся в соглашении, на основании которых было принято решение суда, не трансформируются, то после решения суда государство обязано преобразовать их в свое законодательство или признать приоритет международных норм. 

Более того, прецедентное право Европейского Суда оказывает положительное влияние на судебную практику государств и способствует уважению основных прав и свобод человека.

Решения Европейского Суда по правам человека

По состоянию на февраль 2002 года в Европейский суд по правам человека поступило более 8000 жалоб на Россию. Из них более 2800 были объявлены неприемлемыми, а более 2100 были зарегистрированы. Около 50 жалоб были направлены в российское правительство. Основные вопросы, поднятые в сообщаемых делах против России, включают несколько групп. Прежде всего, это жалобы, касающиеся различных аспектов уголовного процесса, содержания под стражей в местах предварительного заключения и, после вынесения приговора, в исправительных учреждениях. Ряд жалоб связан с условиями содержания под стражей и продолжительностью уголовного процесса. Ряд жалоб связан с разделами статьи 6 о равенстве сторон в процессе и о справедливом судебном разбирательстве. В одной из претензий речь идет о законном отсутствии в первые часы ареста и допроса. В другом случае провокация со стороны полиции послужила основанием для вынесения приговора за распространение наркотических веществ. 

Некоторые жалобы касаются неисполнения судебных решений государственными органами или виновности таких органов в неисполнении решений.

Несколько жалоб, поданных в российское правительство для комментариев, поступили от людей, проживающих в промышленной зоне, в отношении которых суд распорядился предоставить им жилье в других местах, но это решение не было исполнено.

Жалобы на нарушения прав человека в Чечне были представлены российскому правительству для комментариев в июне 2000 года. Они касаются уничтожения частной собственности, убийств и ранений гражданских лиц в ходе расстрелов, преднамеренных убийств гражданских лиц, ограничений свободы передвижения, незаконного задержания, пытки и бесчеловечное обращение с задержанными и исчезновения. Эти жалобы также связаны с недоступностью эффективных средств правовой защиты, поскольку в Чечне не было судов или других гражданских правоохранительных органов. Всего в Суд поступило более 120 жалоб из Чечни. 

С 1 ноября 1998 года по 31 июля 2001 года в Суд поступило около 6500 жалоб на Россию. По количеству новых жалоб за этот период Россия занимает четвертое место (после Италии, Франции и Польши). 

В 2005 году Европейский суд по правам человека вынес 83 решения против России. Эти данные были оглашены на совещании председателей верховных и региональных судов, проходившем в Москве. 

По словам председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева, за прошедший год россиянами в Европейский суд было подано более 8 тысяч жалоб, в то время как в 2004 году более 7,8 тысячи.

Европейский суд по правам человека, представленный его председателем швейцарцем Люциусом Вильдхабером, также подвел итоги работы за 2005 год. Согласно информации, озвученной им в Страсбурге, россияне по-прежнему входят в пятерку самых активных жалобщиков (8781 апелляция в год), хотя, конечно, пропорционально населению они жалуются реже, чем турки и украинцы. Всего в 2005 году Страсбургскому суду пришлось рассмотреть 8088 обращений из России с учетом накоплений предыдущих лет. Из них только 110 были признаны приемлемыми. Согласно 341 жалобе, запросы были направлены российским властям для собственных аргументов по делу.

Если мы проигнорируем статистические данные, станет очевидно, что прогресс в деятельности Европейского Суда состоит не только в количестве полученных и рассмотренных дел, но и в их качестве. Русские явно стали больше доверять страсбургской справедливости. Количество дел с жалобами на плохие условия в российских СИЗО и тюрьмах значительно возросло. Страсбургский суд, со своей стороны, намеревался привлечь внимание российских властей к этой проблеме, увеличив размер денежной компенсации. Так, Донье Худоеров, который провел почти пять с половиной лет в пресловутом Владимирском Центральном, был награжден 50 000 евро за моральный ущерб.

Однако на такое решение суда, вероятно, повлиял тот факт, что у Худойерова не было вины, кроме его характерной среднеазиатской внешности. А Тамара Рохлина, прослужившая семь с половиной лет, получила 8 тысяч за моральный ущерб. Европейский суд также оказался весьма щедрым по отношению к заявителям из Чечни, которые заявляли о нарушении одного из основных прав человека на право на жизнь. Магомед Хашиваев и Роза Акаева, потерявшие родственников в результате «зачисток» и не добившиеся справедливости, получили 15 и 20 тысяч евро соответственно. 

Увеличение суммы компенсации предполагает, что Европейский суд явно устал от медлительности и избирательности российской Фемиды, а также от вседозволенности, которую иногда демонстрируют правоохранительные органы. Так, по делу нижегородского Алексея Михеева, по ложному обвинению и выбрасыванию из тюрьмы, суд принял беспрецедентное решение о лечении за 130 тысяч евро (Михеев сломал позвоночник и теперь прикован к инвалидной коляске) и 120 тысяч моральных убытков. 

Исполнение решений Европейского суда по правам человека

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конвенции, стороны обязуются выполнять решения Суда по всем спорам. После реформы этот судебный орган стал выглядеть наднациональным, но ни одна из стран, которые признали его компетенцию, никогда не возникала или даже не имеет тени сомнения относительно необходимости каким-либо образом оспаривать любое решение, принятое таким образом. Контроль за обязательностью и точностью исполнения решений Суда, в соответствии с новой версией Конвенции, полностью осуществляется Комитетом министров. 

За многие годы деятельности Европейского Суда не было зарегистрировано ни одного случая несоблюдения государствами-членами Совета Европы решений, принятых Судом. Согласно Уставу Совета Европы, отказ от принудительного исполнения такого решения может привести к приостановке членства государства в Совете Европы, а по решению Комитета министров даже к исключению государства из Совет Европы. Напротив, государство иногда заявляет, что в соответствии с существующим правовым регулированием и существующей судебной практикой ситуация, рассматриваемая Европейским судом, может повторяться; и в этом случае, как правило, вводятся необходимые нововведения. 

Тема исполнения решений Европейского Суда мало известна не только в России, но и во многих других государствах-участниках Конвенции. Можно только сожалеть об отсутствии внимания к этой теме, особенно если принять во внимание ее важность, актуальность и, наконец, уникальный характер вопросов, связанных с ней. 

Совет Европы является единственной организацией, которая обеспечивает систематический контроль за выполнением решений международного судебного органа. Такой контроль отсутствует в других системах международного правосудия, что зачастую негативно сказывается на эффективности принимаемых решений. 

С самого начала Совет Европы признал, что Европейская конвенция о правах человека должна стать эффективным механизмом для конкретной реализации определенных прав, предусмотренных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Через пятьдесят лет после создания Конвенции можно с удовлетворением отметить значительные успехи, достигнутые в продвижении к этой цели. Европейская конвенция, безусловно, является наиболее эффективной международной практикой по осуществлению прав, провозглашенных во Всеобщей декларации. 

Очевидно, что высокая эффективность механизма Конвенции объясняется не только деятельностью Европейского Суда, решения которого имеют обязательную юридическую силу для государств, но и контролируемым выполнением этих решений.

Часть 2 статьи 46 Конвенции предусматривает, что окончательное решение Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который следит за его выполнением.

Комитет министров является основным исполнительным органом Совета Европы и, как таковой, решает все вопросы, связанные с деятельностью организации, включая политические, административные, финансовые, а также многие другие вопросы межгосударственного сотрудничества. Тем не менее в соответствии с Конвенцией Комитет министров выполняет особую функцию надзора за выполнением решений Европейского суда, и эту функцию не следует путать с другими аспектами работы Комитета. 

Согласно уставу организации, Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-участников. Более того, заседания комитета с личным участием министров иностранных дел проводятся только два раза в год. На всех других заседаниях, в том числе посвященных мониторингу выполнения решений Европейского Суда, министры представлены своими постоянными представителями в Совете Европы. 

Комитет министров начинает рассмотрение каждого судебного решения с требования о том, чтобы государство-ответчик информировало его о мерах, принятых для обеспечения исполнения этого решения (Правило 2а Правил процедуры Комитета министров о применении статьи 54 Конвенция).

Следя за выполнением решения Суда, Комитет Министров, конечно, следит за выплатой денежных сумм и возможными процентами за просрочку. При рассмотрении решения суда государство информирует Комитет министров о факте и дате выплаты присужденной денежной компенсации. Секретариат регистрирует факт и дату платежа, и, если они удовлетворяют условиям, определенным Судом в его решении, Комитет закрывает финансовый аспект дела. Следует отметить, что при контроле за выплатой денежной компенсации Комитет министров практически не имеет свободы действий и призван строго контролировать платеж в соответствии с буквой судебного решения. 

История Конвенции знает только два исключения из надлежащей практики государств-ответчиков в отношении денежной компенсации. Одна из проблем касалась выплаты Греции денежной компенсации по делу "Нефтеперерабатывающие заводы стран" и "Stratis Andriadis v. Greece" (решение от 9 декабря 1994 г.). 

В своем решении Суд обязал Грецию выплатить заявителю сумму, эквивалентную более 30 млн. долл. США, для возмещения материального ущерба, причиненного нарушением статьи 1 Протокола № 1. Это самая крупная денежная компенсация, когда-либо назначенная Европейский суд.

В данном случае это было нарушение Грецией прав компании стран и ее единственного акционера Стратис Андриадис, который в 1972 году, т.е. во время военной диктатуры в Греции, заключил с государством договор на строительство нефтеперерабатывающих заводов и сделал масштабные инвестиции в греческую экономику на основе этого контракта. Через некоторое время после свержения диктатуры греческое государство объявило о своем намерении расторгнуть договор с компанией в одностороннем порядке. Контракт содержал пункт, согласно которому любые споры, связанные с его реализацией, должны разрешаться в арбитраже. Арбитражный суд, который рассматривал дело, частично разрешил спор в пользу заявителя и распорядился, чтобы государство возместило ему материальный ущерб. Речь шла о возмещении многих миллионов долларов. 

Государство безуспешно пыталось оспорить решение арбитражного суда в судах общей юрисдикции, которые признали законность арбитражного суда и его решения. Тем не менее, за несколько дней до того, как Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу государства, парламент Греции принял закон об обратном действии, который отменил принцип автономии арбитражной оговорки для всех договоров, заключенных во время диктатуры. Согласно общепризнанному принципу автономии арбитражной оговорки, ее срок действия сохраняется во времени даже после расторжения договора, что является юридическим основанием для арбитражного суда по определению прав и обязанностей сторон. Отменив этот принцип, парламент задним числом лишил арбитражный суд своей правовой основы, в результате чего кассационный суд был вынужден отменить арбитражное решение. 

Г-н Андриадис подал апелляцию в Европейский суд, который, в свою очередь, увидел два действия Конвенции в действиях греческого государства: нарушение части 1 статьи 6 в результате законодательного вмешательства в судебный процесс на последней стадии разбирательства. для того, чтобы принять решение по существу в пользу государства. Второе нарушение, установленное Европейским судом, является нарушением статьи 1 Протокола № 1 в результате несоблюдения государством справедливого баланса между интересами общества и интересами защиты прав собственности частного лица. 

Выявив эти два нарушения Конвенции, Суд обязал Грецию выплатить заявителю материальный ущерб в размере, определенном решением арбитражного суда, а также судебные издержки, то есть на общую сумму более 30 миллионов долларов США.

В ходе контроля за выполнением этого решения Комитетом министров греческое государство неоднократно указывало на трудности с выплатой такой крупной денежной компенсации и поэтому откладывало исполнение решения. Через полтора года после решения Суда Комитет министров отреагировал на тот факт, что государство-ответчик не выполнило это решение, приняв предварительную резолюцию, которая категорически настаивала на том, чтобы Греция немедленно выплатила заявителю полную компенсацию. Это был первый случай, когда Комитет министров прибегнул к такому жесткому публичному методу политического давления (в отличие от обычной конфиденциальной процедуры), чтобы выполнить решение суда. Через несколько месяцев Греция выплатила заявителю полную сумму установленной денежной компенсации. 

Контроль за исполнением постановлений Европейского Суда не ограничивается мониторингом выплаты денежной компенсации. Согласно подходу, принятому как Судом, так и Комитетом министров, установление нарушения Конвенции подразумевает обязанность государства, помимо выплаты денежной компенсации, если таковая имеется, принимать, с одной стороны, индивидуальные меры устранить возможные последствия нарушения для заявителя, и, с другой стороны, общие меры по предотвращению риска подобных нарушений Конвенции в будущем. 

Именно контроль за принятием индивидуальных и общих мер является основным направлением деятельности Комитета министров по надзору за исполнением решений Суда.

Индивидуальные меры направлены на прекращение нарушений, которые продолжаются с течением времени, и устранение последствий нарушений, совершенных в прошлом, с тем чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, имевшую место до нарушения Конвенции (restitutio in integrarum). Во многих случаях restitutio in integrarum не представляется возможным, учитывая характер нарушения. Например, в случае нарушения статьи 3 Конвенции в результате пыток или жестокого обращения по определению невозможно восстановить ситуацию в том виде, в каком она существовала до совершения нарушения. Единственной компенсацией в этом случае может быть компенсация за материальный и моральный ущер. 

Первый тип индивидуальных мер это меры, принимаемые государством-ответчиком после выявления нарушений Конвенции (главным образом, статей 3 и 8) в результате высылки иностранцев с их территории.

Другим видом индивидуальной меры является удаление судимости, наложенной в нарушение Конвенции, и / или восстановление незаконно отозванных прав. Так, например, если частное лицо было осуждено за публикацию каких-либо материалов или мнений, и Европейский суд установил нарушение статьи 10 Конвенции по этому факту, исполнение решения предполагает, помимо выплаты возможной денежной компенсации, отмена приговора или снятие судимости, наложенной этим предложением. 

Наконец, одной из наиболее интересных, с юридической точки зрения, индивидуальных мер, принятых при исполнении решений Суда, является рассмотрение национальными судами дела, в котором было установлено нарушение Конвенции.

Процедура внутреннего судебного надзора иногда проводится после нарушения основных положений Конвенции, в частности с целью исправления последствий судимости. Однако подобный результат часто быстрее и проще достичь с помощью административных мер, что устраняет необходимость повторного запуска всего процесса. 

В России судебный пересмотр дела после нарушения Конвенции возможен на основании толкования Конституционным судом статьи 46 (часть 3) Конституции, которая признает право каждого на апелляцию в межгосударственный органы по защите прав и свобод человека, в соответствии с международными договорами России, если все они исчерпаны, доступные внутренние средства правовой защиты (решение от 2 февраля 1996 г. по делу Кульнева и др.). По мнению Конституционного Суда, это положение «означает, что решения межгосударственных органов могут привести к рассмотрению конкретных дел высшими судами Российской Федерации, и, следовательно, открывает возможность последним пересмотреть дело в порядке изменить решения, которые были приняты ранее, в том числе принятые высшим национальным судом. 

Принимая во внимание это решение Конституционного Суда, мы можем с уверенностью сказать, что в Российской Федерации нет серьезных правовых препятствий для судебного рассмотрения дел, если в будущем возникнет такая необходимость при исполнении решений Европейского Суда.

Общие меры это меры, которые государство обязано принимать для предотвращения будущих нарушений, например, те, которые определены в судебных решениях.

Большое значение общих мер заключается в том, что по определению они выходят за рамки данного конкретного случая и затрагивают широкий круг людей. Принятие общих мер подразумевает, прежде всего, анализ причин, приведших к нарушению Конвенции, и поиск путей устранения этих причин. 

Фактически, строгое исполнение судебных решений является ключом к эффективному функционированию правосудия.

Заключение

Проблема прав человека, само существование которой давно оспаривается или принижается, особенно актуальна для России. Эта проблема до начала 90-х годов. XX век оставался в большей степени предметом научных знаний культурология, политические и юридические науки, философия права, а не реальная практика реформирования социальной реальности. 

Значительные изменения в правовой сфере, предпринятые за последние 13 лет и закрепленные в Конституции Российской Федерации в 1993 году российским законодательством, приводят к установлению прав человека и гражданских прав. Но нам нужно время, чтобы выработать привычку, потребность в законе. 

Основные права и свободы человека и гражданина для их реализации предполагают наличие развитой системы законодательных актов, исключающих саму возможность их ошибочного толкования в подзаконных актах. Не менее важно, чтобы подзаконные акты, детализирующие и разрабатывающие нормы закона, соответствовали требованиям правового, целевого, существенного соблюдения этого закона. К сожалению, бывают случаи, когда конституционные права гражданина на практике не реализуются и существует соответствующий закон по вине отдельных исполнительных органов. 

С вступлением в силу 1 ноября 1998 года Протокола № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод была проведена реформа механизмов защиты прав человека в Европе. Новый единый Европейский суд по правам человека заменил два ранее существующих надзорных органа Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, взяв на себя функции, ранее выполнявшиеся этими органами. 

Изучив эту тему, мы можем сделать следующие выводы: Европейский суд по правам человека призван обеспечить строгое соблюдение и соблюдение Конвенции о защите прав человека его государствами-членами. Он выполняет эту задачу, рассматривая и решая конкретные дела, которые он принял для рассмотрения на основании индивидуальных жалоб, поданных отдельным лицом, группой лиц или неправительственной организацией. 

Европейский суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу государств, подписавших Европейскую конвенцию. Сегодня это 44 судьи. 

Механизм рассмотрения жалоб в Суде довольно сложный, но даже приняв жалобу к рассмотрению, суд может впоследствии отклонить ее. С другой стороны, решения Европейского Суда являются обязательными для государств-членов, и за многие годы практики не было зарегистрировано ни одного случая неисполнения решений Суда. 

Поскольку нормы международного права применяются в процессе рассмотрения жалобы, решения Европейского суда по правам человека являются своего рода прецедентом, более того, это прецедентное право оказывает положительное влияние на судебную практику государств и способствует соблюдение основных прав и свобод человека.

В течение полувека Суд рассматривал жалобы отдельных лиц и групп лиц на государства, под юрисдикцией которых они находятся на момент предполагаемого нарушения (статья 1 Конвенции), и оказывает реальное влияние на законодательство и правовые нормы.

Европейский суд по правам человека посредством применения принципа «эффективного» толкования значительно превысил первоначальную волю государств-участников Европейской конвенции о правах человека в отношении содержания статьи 6. Таким образом, он вызвал Ряд штатов должен существенно изменить свое национальное законодательство и провести радикальную реформу своей судебной системы. Учитывая тот факт, что суд считает себя связанным своими предыдущими решениями (то есть закрепленные в них правила предназначены для повторного применения), мы можем сказать, что Европейский суд создал несколько новых элементов права на справедливое судебное разбирательство.