Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе: оценка, прогнозы, рекомендации.

В последние годы внешняя политика России претерпела значительные изменения, отличающиеся многими чертами.

Стоит отметить, что на сегодняшней день внешняя политика, осуществляемая Российской Федерацией, негативно воспринимается в США и ЕС, и как следствие, ведет к эскалации напряженности. Первый звонок был сделан еще в 2008 году во время вооруженного конфликта в Южной Осетии, столкновение России с Грузией означало первый серьезный удар по престижу Москвы на постсоветском пространстве.

Написать краткое эссе

Экономические санкции, наложенные Вашингтоном и союзниками после начала «украинского кризиса» и падение цен на углеводородные энергоносители, привели к стагнации российской экономики и снижению благосостояния населения страны.

Кроме того, «неожиданное» решение об участии ВКС РФ в урегулировании «сирийского кризиса» в сентябре 2015 года увеличило асимметричность информации о положении дел в международной системе. Пиком напряженности стал разрыв сотрудничества Вашингтона и Москвы по координации военных действий в Сирии 29 сентября 2016 года, спустя несколько часов после официального анонса о приостановлении двусторонних контактов по регулированию «сирийского кризиса» эксперты заговорили о начале «Холодной войны 2.0».

Особую роль во внешней политике Российской Федерации занимает борьба с международным терроризмом, и вопрос о «недружественной экспансии» Североатлантического Альянса, которая заставляет Москву всерьез заниматься укреплением своего военного потенциала, на что, в свою очередь, реагирует и НАТО, вовлекая мировое сообщество в новую гонку вооружений.

В последнее время внешние условия для нашего развития резко изменились. Это проявилось в развале мировой социалистической системы, окончании холодной войны, появлении биполярных мировых объектов - монополярных и многополярных, набеге НАТО на российскую границу.

Одним из главных оппонентов становления России – как одного из новых центров силы - являются Соединенные Штаты Америки. Они видят угрозу в этом для своих национальных интересов и потерю мощи своего влияния на фоне возрастания влияния Москвы.

Отношения с Европейским Союзом имеют высокий приоритет для Российской Федерации не только в политическом плане, но и экономическом. После введения санкций товарооборот сократился, нанося урон экономики всех стран, многие коммерческие проекты были заморожены, а также прекращено сотрудничество по стратегически важным направлениям двусторонних отношений. «Крымский вопрос» усилил антироссийские настроения в Брюсселе. Совместно с Вашингтоном стороны пытаются изолировать РФ и превратить в региональную державу, не имеющую влияния на решение вопросов международной повестки.

Необходимо отметить, что отношения между Западом и Россией находятся на «дне», и это «дно» все больше начинает зависеть от урегулирования не только «украинского кризиса», но и «сирийского кризиса». Подавления российских амбиций носит все более агрессивный характер и вызывающие поведение НАТО, которое подбирается все ближе и ближе к границам Российской Федерации, усугубляет положения международной системы и грозит новой волной дестабилизации. В свою очередь, необходимо отметить, что Кремль в свое время допустил не мало ошибок, за которые приходится расплачиваться сейчас.

Иначе обстоят дела у России в другом регионе: Азиатско-Тихоокеанский регион проявляет более дружественную позицию по отношению к РФ, чем ставит под сомнения изоционилистскую политику Запада. Данный факт говорит о формировании многополярной международной системы и о снижении международной напряженности. Москва ускоренным темпом активно включается в деятельность в рамках ШОС и АТЭС, лоббирует проект «Шелковый путь» и пытается привлечь азиатских инвесторов, путем создания особых экономических зон на Дальнем Востоке. Российская Федерация сегодня реализует один из проектов под названием «Поворот на Восток».

Отношения со странами бывшего Советского Союза обстоят не очень-то гладко, хотя и у Российской Федерации в силу исторического прошлого больше возможностей и рычагов влияния в этих странах. Но заложенный еще в конце прошлого столетия неправильный подход и расставление приоритетов внешней политики привели к росту антироссийских настроений в таких странах, как Азербайджан, Грузия, и Молдавия. Москва ведет непростительную среди населения политику по поддержанию искусственного статуса-кво в Нагорном Карабахе, Приднестровье, а также активно вовлечена в территориальные конфликты с Украиной и Грузией. Туркменистан – ведет политику неприсоединения.

Есть и второй блок стран, с которой у России благоприятные отношения – это страны члены ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. К этим странам можно добавить и Таджикистан, который сильно зависит от Москвы в экономическом плане. Но даже эти страны нельзя назвать дружественными государствами во всех позициях, политику балансирования администрации Лукашенко между ЕС и РФ трудно назвать позитивной для Москвы, протесты среди населения Армении также не говорят о лояльности армянского народа политике Кремля, хотя и очевидна зависимость благосостояния экономки Республики Армения от России. Казахстан, в свою очередь, хочет равного статуса во всех совместных проектах и не желает быть в роли «младшего брата».

Первым звонком стала августовская война с Грузией в 2008 году, затем «майдан» в Киеве лишил Россию Украины.

Рекомендации

Хотя внешняя политика Российской Федерации демонстрирует уверенность и силу Москвы на международной арене, качественное достижение поставленной цели требует учета как краткосрочных, так и долгосрочных результатов. Поэтому были предложены некоторые рекомендации по корректировке российской внешнеполитической парадигмы.

  • Приоритеты экономических, а не политических интересов. (Российская экономика слабее и менее конкурентоспособна, чем Соединенные Штаты и Китай, поэтому, прежде всего, необходимо укрепить экономическое положение страны, в противном случае успех внешней политики ослабит экономику, (Это может разрушить систему изнутри.)
  • Разработка многовекторной концепции внешней политики. («Преобразование на восток» означает не разрыв отношений с западом, а полное перенаправление на восток и признание Российской Федерации в качестве центра силы, Требует систематического развития отношений со странами и регионами)
  • Сокращение использования «жесткой силы» и увеличение «мягкой силы» инструментов
Деятельностный подход: А.Н.Леонтьев
Что можно было бы позаимствовать из законодательства о государственной службе этих государств?
Статус и специфика специализированных наук о политике
Какая из тем наиболее актуальна для менеджера в России в современном мире
  • Пересмотр внешнеполитических приоритетов Российской Федерации после распада Советского Союза и переход от политики «кнута и пряника» к практической и сбалансированной внешней политике.
  • Переоценить возможности взаимодействия со странами Африки и улучшить их положение с помощью деловых альянсов, а также создать различные платформы для примирения Российской Федерации и стран африканского континента.
  • Готовность пойти на компромисс со странами ССЗ по «сирийскому кризису».
  • Использование технологии цветной революции в условиях "украинского кризиса".
  • Создание аналитического центра для выработки индивидуальных подходов к внешней политике в каждом регионе с учетом всех особенностей мирового порядка.

Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе: оценка, прогнозы, рекомендации.

Прогнозы

Перспективная экономическая экспансия Китая, вероятно, охладит отношения с Российской Федерацией. Улучшение отношений с Евросоюзом неизбежно. Потому что Брюссель знает, что только обмены с Москвой могут достичь положительных результатов. Нынешнее отсутствие интереса к Африке со стороны внешней политики вызовет новый конфликт между США, Китаем и Россией в борьбе за африканские ресурсы, где Российская Федерация уязвима. Улучшает отношения со странами Латинской Америки. Отношения с блоком НАТО остаются на том же уровне напряженности, поскольку нет никаких перспектив улучшения, но напряженность будет ослаблена, если отношения с ключевыми странами Североатлантического альянса улучшатся.

В то же время следует отметить, что успех внешней политики напрямую зависит от экономической ситуации в России. Если Москва сможет выйти из стагнации с минимальными потерями и осуществить реформы, которые диверсифицируют доходность государственного бюджета, будет создан привлекательный рынок для инвестиций. В результате эти инвестиции заставляют другие стороны уважать роль Российской Федерации как одного из центров силы. Успешная экономическая модель также помогает защищать национальные интересы страны, повышает благосостояние людей и, соответственно, увеличивает общественную поддержку действий властей.