Внешнеторговая политика России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

 

Влияние внешней торговли на экономическое развитие является одним из наиболее важных вопросов, имеющих принципиальное значение для осуществления эффективной экономической политики во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Это связано с особой ролью внешнеэкономического сектора в экономиках этих стран: расширение емкости внутреннего рынка за счет экспорта, обеспечение внутреннего производства за счет импорта необходимого сырья и оборудования. Однако, помимо положительного воздействия, внешняя торговля также может оказывать негативное влияние на экономическое развитие, поскольку в ряде случаев она стимулирует сырьевую ориентацию развивающихся стран, деиндустриализацию переходных экономических систем.

Для успешной реализации конкретной внешнеторговой политики (экспортная ориентация, импортозамещение, либерализация внешней торговли и т. д.) необходимо понять влияние внешней торговли на экономическое развитие в принципе, то есть понимание факторов влияния и воздействия открытости на экономику, которые определяют эффективность или, наоборот, деструктивность определенных форм государственного управления внешним сектором экономики.

 

Политика и ее инструменты

 

Внешнеторговая политика является относительно самостоятельным направлением внешнеэкономической политики, связанной с государственным регулированием внешней торговли посредством налогов и прямых ограничений на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства влияют объективные процессы в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, которая усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкуренции на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом оказывает положительное влияние на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с повышением риска экономических потерь от колебаний обменных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, которые не в состоянии противостоять давлению конкуренции со стороны иностранных товаров. Государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему стандартных законодательных, исполнительных и регулирующих мер, принимаемых соответствующими государственными учреждениями для поддержания баланса внешней торговли, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта и стимулирования притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные инструменты.

Поскольку экономика всех стран в той или иной степени зависит от экспорта и импорта, государство устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложилось два противоположных типа внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

 

Протекционизм

 

Протекционизм - это система импортных ограничений, когда вводятся высокие таможенные пошлины, ввоз определенных товаров запрещен, другие меры используются для предотвращения конкуренции между иностранными и местными товарами. Протекционизм - это государственная политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Протекционистская политика поощряет развитие внутреннего производства, которое может заменить импортные товары.

Однако у протекционизма есть и обратная сторона. Он сохраняет цены на продукты, защищенные высокими пошлинами, завышенными. Стимулы для технического прогресса ослаблены в отраслях, защищенных от иностранной конкуренции. Незаконный ввоз товаров без таможенного контроля увеличивается. Кроме того, ответные меры со стороны стран-торговых партнеров могут нанести ущерб национальной экономике, который превышает ее выгоды от мер таможенной защиты.

Протекционизм - это экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Это осуществляется с помощью торговых и политических барьеров, которые защищают внутренний рынок от импорта иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами отечественного производства. Протекционизм характеризуется финансовым стимулированием национальной экономики, стимулированием экспорта товаров. В И. Ленин подчеркивал связь между протекционизмом и определенной исторической структурой социальной экономики, с интересами правящего класса в этой системе, основанной на поддержке правительства.

Характер протекционизма и, соответственно, средств торговой политики (запрет импорта, ставки пошлин и тарифная структура, количественные ограничения и т. д.) менялся в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху современного протекционизма. Среди развитых капиталистических государств он в первую очередь выражает интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, разделение и перераспределение рынков товаров и капитала являются его основным содержанием. Это осуществляется с помощью сложной системы государственно-монопольных мер, которые контролируют и регулируют внешнюю торговлю. Интенсификация интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования используются внутренние экономические и административные рычаги в протекционистских целях, а также денежно-кредитные и финансовые и денежные средства, ограничивающие использование иностранных товаров, растут. Неотъемлемой частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возникший во время глобального аграрного кризиса конца XIX века), который защищает интересы национальных монополий.

Развитие капиталистических интеграционных процессов привело к возникновению некоего «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран Общего рынка Европейского экономического сообщества. Особенностью современного протекционизма является адаптация торговой политики капиталистических государств к новой ситуации в мире.

Протекционизм развивающихся стран принципиально отличается. Их внешнеэкономическая политика направлена ​​на защиту развивающихся секторов национальной экономики от экспансии империалистических держав. Этот протекционизм способствует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Сторонники протекционизма утверждают, что все усилия внешней торговли должны быть направлены на:

  • защиту новых, вновь возникающих отраслей народного хозяйства, которые еще не в состоянии противостоять международной конкуренции;
  • защиту отраслей, важных для обеспечения национальной безопасности;
  • увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест, однако следует учитывать, что ряд секторов экономики нуждаются в защите из-за их недостаточной эффективности.

Основные направления протекционизма:

  • Избирательный протекционизм - защита внутреннего рынка от определенного вида продукции или от конкретного государства;
  • Промышленный протекционизм - защита промышленности;
  • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких стран, объединенных в союз;
  • Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.

 

Свободная торговля

 

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, в которой таможенные органы регистрируют только импорт или экспорт товаров. Они не облагают импортными и экспортными пошлинами, не устанавливают никаких количественных или иных ограничений для внешней торговли. Эту политику проводят страны с высокой эффективностью национальной экономики. В этом случае местные предприниматели не только противостоят иностранной конкуренции, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Как правило, правительства имеют гибкую внешнеторговую политику. Они выборочно используют протекционистские методы и вводят элементы свободной торговли. В то же время в экономических отношениях с другими странами создаются благоприятные условия: с ними заключаются торговые сделки, содержащие положения о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность выигрывает больше от свободной торговли, чем от ее ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, способствует развитию конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

 

Внешнеторговая политика России

 

  1. Обеспечение лидирующих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии со своей специализацией в мировой научно-технической сфере;
  2. Продвижение экспорта и достижение глобальной конкурентоспособности в обрабатывающей промышленности и сфере услуг;
  3. Интеграция России в мировую транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;
  4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;
  5. Формирование единого евразийского экономического пространства;
  6. Создание международного финансового центра в России, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешней торговле;
  7. Усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

Непосредственно для агропродовольственного сектора можно выделить развитие таких областей, как:

  • Содействие в привлечении необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями;
  • Содействие созданию в России производства готовой продукции с иностранным участием и локализации производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов;
  • Поощрение формирования кооперационных связей между российскими компаниями и иностранными компаниями, имеющими доступ к зарубежным рынкам, в том числе путем использования преференциальных торговых соглашений;
  • Рационализация импорта и его ориентация, в первую очередь, на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированного таможенного тарифа, ставка (тарифная эскалация) и расширение использования экономических таможенных режимов;
  • Превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем усиления позиции государства на переговорах о либерализации доступа к сельскохозяйственным и продовольственным рынкам;
  • Развитие промышленной и другой инфраструктуры приграничных территорий с учетом потребностей экономики государств, граничащих с Россией.
  • Обеспечение лидирующих позиций в многосторонних международных институтах (G8, ООН, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами;
  • Участие в разработке системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке международных стандартов с целью приблизить национальную систему стандартов и сертификации к международной, а также в решении глобальных проблем содействия устойчивому развитию, в том числе проблема глобального изменения климата;
  • Формирование национального механизма международной помощи в целях развития.

Реализация этих приоритетных направлений предполагает дальнейшее развитие институтов внешнеэкономической деятельности по трем направлениям.

Первое направление - это приведение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации в соответствие с потребностями российских участников внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики.

Второе направление - использование инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для рационализации импорта и привлечения новых технологий.

Третье направление - создание институтов для участия деловых кругов в формировании внешнеэкономической политики.

 

Внешнеэкономические связи России

 

Одной из отличительных черт мировой экономики является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических связей между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Механизм реализации МЭО совершенствуется и реструктурируется. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мировой экономики, повышении открытости национальных экономик, их взаимодополняемости и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Внешнеторговая политика России

Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества противоречивы, диалектичны. Диалектика международных экономических отношений заключается в том, что стремление к экономической независимости, укрепление национальной экономики отдельных стран приводит, как следствие, к большей интернационализации мировой экономики, открытости национальных экономик и углублению международного разделения труда.

Чтобы преодолеть разрыв, отделяющий Россию от мировых лидеров, облегчить бремя и сократить время перехода к рыночной экономике, интеграции в мировую экономику, необходимо:

  1. Установление стабильного политического режима.
  2. Развитие и совершенствование рыночного механизма управления, адекватного российским условиям.
  3. Всестороннее привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата в соответствии с требованиями открытой экономики с учетом российской специфики.
  4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей производственную ориентацию с импортозамещением.
  5. Стимулирование экономического развития на пути научно-технического прогресса.

По мнению многих экспертов, Россия обладает рядом специфических особенностей и преимуществ, которые позволяют ей интегрироваться в мировую экономику и занимать свое должное место в системе международных экономических отношений.

Эти функции включают в себя:

  1. Развитая научно-техническая база.
  2. Высокая степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительная дешевизна.
  3. Высокий кадровый потенциал, особенно в области точных наук, инженерно-технической области. Появляется новое поколение российских предпринимателей, менеджеров и других квалифицированных специалистов.
  4. Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Обеспечение экономической безопасности заключается в минимизации всего ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате факторов глобальной экономической среды, международной конкуренции и неэффективных действий российских экономических субъектов на мировых рынках.

 

Внешнеэкономическая политика России на современном этапе

 

В современном мире происходят фундаментальные и динамичные изменения, которые глубоко затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, стоявшая на прочной почве национальных интересов, приобрела полноценную роль в мировых делах.

Различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности уменьшаются. В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов прогрессивного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире.

На современном этапе традиционные громоздкие военно-политические союзы больше не могут служить контрмерами для всего спектра современных вызовов и угроз, которые имеют трансграничный характер. Блочные подходы к решению международных проблем заменяются сетевой дипломатией, основанной на гибких формах участия в многосторонних структурах с целью совместного поиска решений общих проблем.

Наряду с военной мощью в качестве основных факторов влияния государств на международную политику выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Следующее становится все более важным: уровень защиты интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; баланс образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификация экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для появления более устойчивой к кризису международной системы.

Противоречивые тенденции, определяющие современное состояние международных отношений, обусловлены переходным периодом их развития. Эти тенденции также отражают различия в понимании реального значения и последствий окончания холодной войны. Впервые в современной истории глобальная конкуренция приобретает цивилизационное измерение, которое предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентациями и моделями развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики.

Как никогда актуальна задача международного сообщества выработать общее видение современной исторической эпохи, которое возможно только при условии открытых и честных дискуссий, в ходе которых, по сути, будут обсуждаться проблемы, стоящие перед человечеством. Необходимо обеспечить ученым условия для профессиональной деятельности, чтобы установить историческую правду, не допустить превращения исторической темы в инструмент практической политики.

Стратегия односторонних действий дестабилизирует международную обстановку, провоцирует напряженность и гонку вооружений, обостряет межгосударственные противоречия, разжигает межнациональную и религиозную рознь, создает угрозу безопасности других государств и ведет к росту напряженности в межцивилизационных отношениях. Применение принудительных мер с применением вооруженной силы в обход Устава ООН и ее Совета Безопасности не в состоянии устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, подрывает основы международного права и ведет к расширению конфликтного пространства. В том числе в непосредственной геополитической обстановке в окружении России.

ООН призвана сыграть основополагающую роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного на достижение согласия между представителями разных религий, конфессий и культур.

Россия будет и впредь стремиться к укреплению многосторонних принципов в мировых делах, формированию такой архитектуры международных отношений, которая будет основана на признании международным сообществом принципов неделимости безопасности в современном мире и будет отражать ее разнообразие.

Укрепление международных позиций России, а также решение проблем, связанных с установлением равноправных взаимовыгодных партнерских отношений со всеми странами, успешным продвижением ее внешнеэкономических интересов, обеспечением политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом, требуют использования всех финансовых экономические рычаги и адекватная ресурсная поддержка внешней политики Российской Федерации.

Российская Федерация имеет реальный потенциал, чтобы занять свое законное место в мире. В то же время укрепление российской государственности, устойчивый экономический рост, дальнейшие политические и экономические преобразования, решение социальных проблем, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее переход на инновационный путь развития, улучшение демографической ситуации. Укрепление институтов гражданского общества и государственной поддержки национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении интересов российской внешней политики, также являются важными факторами.

Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальными интересами. Россия строит свое международное сотрудничество на основе равенства, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды.

Отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированность и многовекторность. Это связано с геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют насущную необходимость активно продвигать позитивную повестку дня по всему спектру международных проблем.

Россия полностью осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровнях, и готова к совместным действиям со всеми другими заинтересованными государствами для решения общих проблем. Если партнеры не готовы к совместным действиям, Россия должна будет действовать самостоятельно для защиты своих национальных интересов, но всегда на основе международного права.

 

Россия и ВТО

 

ВТО является одновременно и организацией, и в то же время набором правовых документов, своего рода многосторонним торговым соглашением, которое определяет права и обязанности правительств в области международной торговли товарами и услугами.

Основными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, содействие экономическому росту и повышение экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых сегодня насчитывается более 140, решают эти проблемы путем мониторинга выполнения многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, регулирования торговли в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и пересмотра национальных экономическая политика государств.

Решения обычно принимаются всеми государствами-членами на основе консенсуса, что является дополнительным стимулом для укрепления согласия в рамках ВТО. Решение большинством голосов также возможно, но в ВТО такой практики еще не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимаются Министерской конференцией, которая собирается не реже одного раза в два года. Первая конференция подтвердила приверженность стран-членов либерализации торговли и добавила три новые рабочие группы к существующей организационной структуре ВТО, занимающейся вопросами баланса между торговлей и инвестициями, взаимодействиями в сфере торговой и конкурентной политики и прозрачностью государственных закупок.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, которые следят за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в области торговли товарами. Совет по торговле услугами наблюдает за выполнением соглашения ГАТС. В него входят Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо контроля за осуществлением соответствующего соглашения (ТРИПС), также занимается предотвращением конфликтов, возникающих в результате международной торговли контрафактными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными системными соглашениями ВТО и рассматривают вопросы в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедуры вступления в ВТО и региональные торговые соглашения.

Вступление России в ВТО

В феврале 1994 года российское правительство передало странам-членам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг российского правительства открыл активную фазу переговоров об условиях вступления России в ВТО. В августе 1997 года была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития во главе с председателем Правительство Российской Федерации М. Е. Фрадков. В этот орган входят представители ключевых министерств и ведомств. Основной функцией комиссии является координация процесса вступления и выработка переговорной позиции для российской стороны.

Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с вступлением России в ВТО, а также координация законодательной деятельности в этой области.

Российская делегация регулярно проводит консультации по вопросам ВТО с представителями стран СНГ. На встречах ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 гг. Были приняты решения о направлениях улучшения взаимодействия государств-членов сообщества в переговорах по вступлению в ВТО. Эти вопросы регулярно обсуждаются на заседаниях Межгосударственного совета на уровне глав правительств государств-членов ЕврАзЭС.

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах о вступлении в ВТО ведется с представителями российских деловых кругов. С 2000 года представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч на эту тему с различными союзами экспортеров, импортеров и ассоциаций товаропроизводителей. Также регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

С 2002 года было проведено более 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по вопросам ВТО, поддержки экспорта и доступа российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Министерством экономического развития России с участием комитетов Государственной Думы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004–2005 годов министерство обучало государственных служащих в 24 регионах практическим аспектам их предстоящего участия в ВТО. Согласно независимым опросам общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказались за вступление России в ВТО (в 2001 году - менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вступила в завершающую стадию присоединения, в ходе которой должны быть решены самые сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами происходит практически непрерывно. Следует подчеркнуть, что Россия не может вступать в ВТО ни на каких условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ к рынку услуг, системные вопросы) будут приниматься исходя из реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с целью обеспечения необходимой защиты для национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и ее важности в качестве торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего завершения переговорного процесса по вступлению России в ВТО.

В июле 2006 года стороны приблизились к завершению двусторонних переговоров о доступе на российские рынки товаров и услуг, однако окончательных договоренностей достигнуто не было. Спустя четыре месяца в связи со сближением позиций по вопросу доступа к рынку финансовых услуг, координации совместных шагов по достижению соглашений по ветеринарным мерам и режиму импорта мясных продуктов, а также мер, принятых в Российской Федерации для защиты прав владельцев интеллектуальной собственности, 19 ноября 2006 г. Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о вступлении России в ВТО.

Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с января 2007 года на многостороннем уровне. Согласно оптимистическому сценарию, многосторонние переговоры могут быть завершены летом 2007 года, а точнее, до 31 июля, поскольку ВТО уходит в отпуск в августе. В начале одобрение должно быть получено в рабочей группе. Затем будет процедура одобрения вступления России в ВТО на общем совете этой организации. Генеральный совет обычно проводится несколько раз в год, и одно из заседаний обычно проводится в конце июля. После этого необходимо будет представить пакет документов с условиями вступления в Госдуму и Совет Федерации, а через 30 дней после его ратификации мы станем - уже по закону - членами ВТО. В этом сценарии, скорее всего, процедура будет структурирована таким образом, чтобы обязательства вступили в силу 1 января 2008 года. Но согласно соглашениям, в течение первого года вступления в ВТО ни одна из обязанностей не будет уменьшена. На данный момент вероятность этого оптимистичного варианта можно оценить как высокую.

Основной причиной превосходства развитых иностранных компаний является использование современных технологий производства и управления. Поэтому необходимо рассмотреть возможность устранения отставания отечественных предприятий в этой области. Внедрение современных технологий производства требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но по большей части российские предприятия непрозрачны и неэффективны, поэтому у них мало шансов на получение инвестиционных ресурсов, поскольку их возврат не гарантирован. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Это может быть достигнуто путем внедрения в них современных технологий управления, которые не так дороги и могут дать не менее экономический эффект, чем производственные технологии, поскольку они обеспечивают более рациональное использование финансовых и людских ресурсов.

Поэтому, применяя их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и увеличить свои шансы на успех после того, как на наш рынок придут ветеранские предприятия, которые выжили в течение десятков и сотен лет в жесткой борьбе в суровый капиталистический рынок и будет конкурировать раньше. все друг с другом для нашего рынка. После вступления России в ВТО административный ресурс обесценится, поскольку международные инвесторы будут оказывать давление на президента России и заставлять его обеспечивать свою безопасность, поскольку сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он будет вынужден начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой девальвацию административного ресурса, и предприятия, основанные на административном ресурсе, станут слабее. Поэтому вам придется учиться работать с «парадного крыльца» - чтобы на равных конкурировать на рынке.

Рабочая сила будет дорожать, потому что нерезиденты будут предлагать высокие зарплаты, а лучшие специалисты будут ездить к ним. И нам придется платить больше оставшимся менее компетентным специалистам. Кроме того, идет рост цен на энергоносители. Это является как условием для вступления в ВТО, так и логикой развития рыночной экономики. Лучшие научные умы также будут привлечены к нерезидентам - и не для зарплаты, они для них малоинтересны, их соблазнят инвестиции в научные разработки, потому что для них главное не личное благополучие, но реализация своих идей. В России нет денег на науку, потому что мы не научились на ней зарабатывать. Но на Западе ситуация обратная. Нерезиденты предложат финансирование нашей науки после ее приобретения.

Экологические требования будут усложнены, поскольку законодательство Российской Федерации будет постепенно приводиться в соответствие с международными стандартами. Другими словами, наши сильные стороны будут нивелированы, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом международном российском рынке. Иностранные компании перенесут производство в Россию, привезут самые современные технологии и будут использовать нашу дешевую рабочую и энергетическую базу. Это даст им возможность получить огромное конкурентное преимущество. А наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро расширять свой бизнес.

Одна крупная российская компания, производящая осветительные приборы (мы не будем называть ее название), провела исследование несколько лет назад и сравнила производительность труда с аналогичной компанией концерна Philips. Результаты ошеломляющие - производительность труда была в 17 раз ниже. Остается только представить, как после вступления России в ВТО концерн Philips строит собственный завод рядом с этим предприятием и получает доступ к таким же дешевым ресурсам ... "Если это произойдет, нам можно расходиться по домам", - констатировали специалисты отечественного предприятия.

В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний по уровню развития технологий управления и не можем на равных конкурировать с ними. Но сегодня российские предприятия имеют некоторое время для применения достижений мировой науки управления, построения систем управления, которые позволят им догнать нерезидентов в технологическом плане и, после их массового выхода на российский рынок, конкурировать с ними в искусстве управления.

Важно не терять время. Тем не менее, следует отметить, что преимущества свободной торговли для потребителя очевидны, поскольку это снижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет своего существования организация провела восемь раундов переговоров, и в настоящее время торговые барьеры во всем мире ниже, чем когда-либо в истории современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортные товары и услуги, но и товары отечественного производства, в производстве которых используются импортные компоненты. Невозможно провести четкую грань между влиянием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Например, снижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к увеличению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что мировой доход увеличился с 109 млрд долларов до 510 млрд долларов после Уругвайского раунда в результате перехода к новой системе торговых операций.

Единый рынок в Европейском Союзе также способствовал увеличению доходов и благосостояния. Увеличение государственных доходов от успешных экспортеров может перераспределить дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, увеличить производство, повысить свою конкурентоспособность или переключиться на новые виды деятельности. Этот факт позволяет надеяться, Россия больше выиграет от вступления в ВТО, чем потеряет.

 

Вывод:

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ряд преимуществ можно получить от членства во Всемирной торговой организации.

Во-первых, принцип наибольшего благоприятствования будет применяться к России. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественные товары не будут подвергаться дискриминационным мерам. Россия сможет защитить свои торговые права от незаконных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров в ВТО. По данным Министерства внешних экономических связей, Россия занимает второе место в мире после Китая по уровню дискриминации.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третьих, возрастет роль стимулирования и улучшения международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов и получить передовые технологии.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия должна в значительной степени либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может негативно сказаться на собственном производстве, подорвав его и без того низкую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортных продуктов питания. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Будет очень трудно вытеснить импорт с российского продовольственного рынка без повышения импортных пошлин.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели довольно конкурентоспособной металлургической отрасли в России из-за 30-процентного снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, которые имеют гораздо больший капитал, чем отечественные, и развитой инфраструктурой.

В-пятых, приток дешевого импорта приведет к закрытию ряда отраслей и росту безработицы.