Внешнеэкономическая деятельность РФ: структура и развитие

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рейтинг коммерческих банков и его виды   
Деньги и денежная масса 
Право собственности как фактор производства 
Конкурентные стратегии фирмы


Введение:

Российская Федерация переживает этап становления новых методов управления и экономики. Изменения, реформы касаются практически всех сфер жизни: производства, науки, образования, торговли, экономики. В связи с этим сфера внешнеэкономической деятельности становится все более значимой и актуальной, привлекает внимание отраслевых ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Внешнеэкономическая деятельность может быть представлена ​​как совокупность определенных функций производственных структур (организационно-экономических, производственно-экономических, коммерческих).

Сегодня глубокие изменения происходят в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, а также во всей экономике страны. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а следовательно, и импорт товаров и услуг были монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация встала на путь либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней для предприятия, организации и другие хозяйствующие субъекты.

Именно это и происходит во внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно:

  • расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, ассоциаций, организаций на выход на внешний рынок;
  • расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;
  • формирование стабильной нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, ассоциации, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, коммерческих структур, торговые и посреднические организации имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

В целом, анализ экономической деятельности предприятия, конкурентоспособности продукции и самого предприятия необходим для оценки потенциальных возможностей конкуренции на конкретном рынке, а также для разработки мер и средств, с помощью которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить свой собственный успех.

 

Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

В России до самого последнего времени велась по сути дела внешнеторговая деятельность, а не внешнеэкономическая, включающая помимо внешней торговли технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество. Наиболее рациональными и эффективными формами научно-технического сотрудничества являются:

  • создание общих научно-технических центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей;
  • совместные эксперименты;
  • совместные изыскание и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда.

Понятие внешнеэкономической деятельности как таковое в России появилось только в 1987 г., с началом осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий.

Так, в результате реформ понятие «внешнеэкономические связи» дополнилось понятием «внешнеэкономическая деятельность».

К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли в нашей стране, такие как:

  • отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта;
  • падение темпов внешнеторгового оборота;
  • устарелые формы организации работы на внешнем рынке.

Это и явилось результатом одностороннего развития внешнеторговых отношений. Экспортные отношения строились на чрезмерном объеме продаж сырья и энергоносителей, в итоге доля российской продукции в общем объеме мирового экспорта к началу 90-х гг. не превышала 3,5 %.

Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Были слишком завышены объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5 – 30,6 % всего импорта.

Перечисленные негативные факторы послужили основной причиной реформирования внешнеэкономических связей, направленных:

  • на расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений.
  • на расширение числа участников внешнеэкономической деятельности за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций;
  • на развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли продукции;
  • на развитие механизма государственного стимулирования экспорта;
  • на формирование современной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Следовательно, проводимые в стране экономические реформы, направленные в целом на формирование рыночных отношений, обуславливают необходимость возможности для предприятий, фирм, кооперативов и их союзов независимо от формы собственности выхода на внешний рынок.

 

Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономические связи представляют собой хозяйственные, торговые, политические отношения между странами, устанавливаемые на уровне правительств тех или иных государств.

Обозначим цели и задачи. Цели внешнеэкономической деятельности: ознакомление с различными аспектами внешнеэкономической деятельности предприятий с зарубежными организациями и фирмами, а так же рассмотрение приемов исследования и оценки перспективных аспектов внешнеэкономической деятельности предприятия.

Основные цели внешнеэкономической деятельности:

  • изменение объема экспорта и импорта;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и др.);
  • изменения соотношения экспортных и импортных цен.

Данные цели достигаются через решение следующих задач:

  1. изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;
  2. изучение приемов и методов международной торговой политики;
  3. изучение методов международного ценообразования;
  4. изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

Следует различать понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность».

Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий) с полной самостоятельностью в выборе номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости, объема и сроков поставки.

Так внешнеэкономическую деятельность можно представить как совокупность определенных внешнеэкономических функций субъекта хозяйствования: производственно-хозяйственных, организационно-экономических, коммерческих.

 

Формы организации внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия

 

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкомической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определёнными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объёма работа – несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

  • планово-экономический отдел – планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;
  • валютно-финансовый отдел – валютное планирование и контроль за банковскими, кредитными и расчётными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;
  • транспортный отдел – планирование и обеспечение перевозок экспертных и импортных грузов;
  • бухгалтерия ВТО – учёт и отчётность, расчёты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата заработной платы, анализ результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по её улучшению.

Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

  • отдел конъюнктуры и цен – исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов.
  • отдел рекламы и выставок – обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;
  • инженерно-технический отдел – изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;
  • отдел совместных предприятий – координация, планирование и
  • контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России и т.д.
  • отдел технического обслуживания и запчастей – организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.

Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

  • отдел развития – совершенствование организационной структуры объединения;
  • отдел АСУ (ВЦ) – автоматизация расчётов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание баз данных и ведение их;
  • отдел кадров – вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;
  • отдел загранкомандировок – оформление командировок за границу;
  • канцелярия – регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;
  • административно-хозяйственный отдел – снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;
  • юридический отдел – помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и т.д.
  • протокольный отдел – выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приёму и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвленной структуры управления внешнеэкономической деятельностью характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность полностью ориентирована на зарубежные рынки.

На промышленных предприятиях, которые активно участвуют во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутренней производственной структуры в форме внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельная единица в форме внешнеторговой компании. ,

За последние 10 лет на предприятиях накоплен значительный опыт внешнеэкономической деятельности.

 

Участники внешнеэкономической деятельности

 

Совокупность современных участников внешнеэкономической деятельности можно классифицировать по ряду принципов: профиль внешнеэкономической деятельности; характер совершаемых внешнеторговых операций; организационно-правовые формы, определяющие порядок их формирования, право собственности на капитал и порядок распределения доходов. Развитие внешнеэкономической деятельности сопровождается изменением внешнего вида ее субъекта. Рассмотрим основные виды современных субъектов внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

  1. государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);
  2. зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту регистрации;
  3. получить печать, штамп в установленном порядке;
  4. зарегистрироваться в государственном реестре.

Определение экономической целесообразности планируемой коммерческой сделки также предполагает соблюдение следующих основных положений:

  • экспортно-импортная операция основана на принципе полной самообеспеченности (включая обмен валюты), самофинансировании, то есть базовых принципах учета полной стоимости;
  • объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия: материальных, валютных, интеллектуальных;
  • коммерческой сделке должен предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, многочисленные варианты возможных коммерческих сделок должны быть рассчитаны и рассмотрены;
  • организация коммерческой сделки должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами (международные законы, указы, решения соответствующих органов; двусторонние правительственные соглашения).

Вновь создаваемое предприятие не должно начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, необходимо накапливать определенный опыт при работе на внутреннем рынке.

Основные формы включают в себя:

Консорциумы являются формой объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля. Их доля в общем количестве участников внешнеэкономической деятельности составляет не более 0,5%. Создаются консорциумы для реализации крупных проектов (например, строительство объектов за рубежом). Членами консорциума являются производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действие консорциума может быть разовым (при строительстве конкретного объекта) и долгосрочным (если это необходимо для реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

 

Внешнеэкономическая деятельность РФ: структура и развитие

 

Внешнеэкономические организации (ВО) Министерства внешних экономических связей обслуживают государственные ветряные электростанции на условиях межправительственных соглашений, включая экспорт по лицензиям Министерства внешних экономических связей (МЭФ), специальный (критический) импорт по отдельным правительственным решениям. 

Отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО) призваны содействовать развитию внешнеэкономической деятельности предприятий и отраслевых объединений.

Смешанные компании создаются за рубежом с участием средств крупных российских экспортеров и зарубежных партнеров. Целью создания смешанных компаний является содействие расширению внутреннего экспорта. Через смешанные компании они получают более полную информацию о рынке сбыта, степени конкурентоспособности продукции.

Торговые дома - это объединения различных типов внешнеторговых, промышленных, транспортных, складских, исследовательских, банковских и страховых организаций, которые являются их членами на добровольной основе и осуществляют свою деятельность как дома, так и за рубежом. Торговые компании близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (продажей собственных национальных продуктов). Основными функциями торговых компаний являются выбор «рынка товаров и товаров для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документов.

Основными задачами ассоциаций по внешнеэкономическому сотрудничеству являются:

  1. оказание практической помощи участникам внешнеэкономической деятельности в вопросах комплексного изучения мировых рынков, юридического сопровождения внешнеторговых операций, содействия в подготовке внешнеторговых контрактов и поиска партнеров;
  2. проведение семинаров, конференций;
  3. издание справочников, сборников.

Пример. Интерэлектро - это ассоциация сотрудничества в области электроники. Создано при участии Германии, Италии, Великобритании. «WEST» - восточноевропейское сотрудничество и торговля (создано в 1991 году): среди учредителей 700 организаций и фирм в Венгрии, Польше, Чехии, России, странах СНГ.

Значительная часть мировой торговли осуществляется через посреднических торговых агентов. Агент обязан соблюдать агентское соглашение.

Простые посредники или «брокеры» осуществляют продажи и покупки от имени и за счет принципала. Они не являются стороной договора, но выполняют функцию поиска товаров и партнеров по сделке, получая за это специальную брокерскую комиссию - ставку (0,25 - 3% от суммы сделки). Сделка с брокером, как правило, оплачивается тем, кто первым связался с брокером.

Комиссионер, с одной стороны, выражает интересы принципала, с другой - выступает в качестве продавца от своего имени, но за счет принципала. Сторонами договора комиссии являются принципал и комиссионер. Агент получает указание продать товар за определенную комиссию на территории определенной страны или группы стран; при этом оговаривается минимальная цена, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Аукционист выступает в качестве агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю, обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившему за него самую высокую цену.

Дистрибьюторы (посредники по продажам) заключают договоры купли-продажи с продавцами и покупателями от своего имени и за свой счет, как обычные торговые фирмы, занимающиеся перепродажей товаров.

Экспедитор занимается оказанием услуг по доставке, забирает их у отправителя и передает их основному перевозчику. Он обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отгрузки товаров, их различной специфике (например, о жидком криогенном продукте).

Продавцы являются посредниками в маркетинге продукции экспортера за рубежом.

 

Структура предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью

 

Предприятия, организации, фирмы, занимающиеся внешней торговлей, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно разделить на следующие группы:

Производственные предприятия, производящие продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, строительства и т. д. В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции, производственное предприятие может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое на иностранные. Торговая структура как юридическое лицо. Отдельные подразделения создаются на производственных предприятиях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров.

Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не имеет статуса юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые операции, а также хозяйственные договоры с другими организациями. от имени и от имени организации, в которой он создан.

Организации, фирмы, коммерческие посреднические структуры. К ним относятся фондовые биржи, брокерские конторы, торговые, торговые фирмы и другие торговые и посреднические структуры.

Организации, фирмы, которые обслуживают, осуществляют внешнеэкономическую деятельность. В эту группу входят коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто, авиа, железнодорожные, морские и речные), организации связи, консалтинговые компании и другие.

В эту группу организаций фирм входят:

  • инженерные консалтинговые (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инжиниринговых и консалтинговых услуг на внутреннем и международном рынках. Они выполняют предпроектные работы, строительный менеджмент, обучение персонала и предоставляют множество других услуг.
  • Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товары, услуги, лицензии, ноу-хау и т. д.).
  • организация, оказывающая помощь и консультации предприятиям в области финансов.

Целью аудита является оказание консультационных услуг и контроль за состоянием финансовой деятельности и учета на предприятиях.

 

Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности своего предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности производственно-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности за соответствующий период.

Анализируются такие показатели как активы, основной капитал, качество и стоимость произведённой продукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделений предприятия, как в своей стране, так и за границей и другие показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия.

В анализе хозяйственной деятельности важны разделы, характеризующие изменение показателей общих расходов с разбивкой по статьям, показателей поступления средств (прибыль, амортизация, субсидии и дотации, эмиссия акций, увеличение долгосрочной и краткосрочной задолженности), показателей использования средств(выплата дивидендов, капиталовложения, погашения задолженности).

Очень важное значение имеет анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др. Проводится анализ показателей финансового положения предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности необходим для выявления текущих изменений и отклонений от плановых показателей, а также изменений за текущий (отчётный) период. Глубокий и тщательный анализ производственно-хозяйственной деятельности, в том числе деятельности на внешних рынках, - необходимая база принятия эффективных управленческих решений.

Наряду с параметрами, описывающими основные количественные и качественные характеристики, важно анализировать так называемые мягкие параметры, характеризующие внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его упаковку, товарный знак и др.

После проводится анализа конкурентоспособности товара по потребительским параметрам и установления факта его соответствия требованиям потребителей и нормативным актам, регламентирующим доступ товара на конкретный рынок, проводится анализ конкурентоспособности по экономическим (стоимостным) параметрам товара. Величина экономических параметров определяется ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала. Эксплуатационными расходами, стоимостью ремонта, расходами на техническое обслуживание, налогами, страховыми взносами и т.д. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, т.е все затраты потребителя в течение всего срока службы. Цена потребления – один из важнейших показателей конкурентоспособности.

 

Заключение

 

На всех исторических этапах внешнеэкономическая деятельность влияла на решение экономических проблем на разных уровнях: народное хозяйство в целом, отдельные регионы, объединения, предприятия.

Как часть общей структуры национальной экономики, внешнеэкономические связи оказывают влияние на внутрихозяйственные пропорции, распределение и развитие производительных сил. Реформирование международной деятельности призвано помочь преодолеть сложившуюся ситуацию.

Важное место среди вопросов организации и методики внешнеэкономических операций занимает заключение внешнеторгового контракта. Успех сделки в целом зависит от того, насколько профессионально составлен договор.

Выход на зарубежный рынок требует значительных дополнительных усилий со стороны предприятия, фирмы, компании. В то же время, риск на работе увеличивается, и восприятие производственных и коммерческих затрат также существенно меняется. Предприятиям, участвующим во внешнеэкономических связях, нужны специалисты, которые хорошо разбираются в вопросах зарубежного рынка, и только тогда предприятия смогут пережить всевозможные кризисы, получить прибыль и занять высокие позиции на внешнем рынке.

Итак, подводя итоги своей работы, хочу отметить, что моя тема очень актуальна для нашей страны и, на мой взгляд, наша страна должна уделять большое внимание внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Необходимо поднять экономику страны, тем самым повысить конкурентоспособность на мировом рынке, увеличить различные показатели, которые зависят от этого, и улучшить законы. Наша страна, к сожалению, находится на низком уровне экономики в целом. Поэтому все операции, которые я описал, должны быть улучшены, качество товаров и продуктов - тоже.