Внебюджетные фонды  практика формирования и функционирования в РФ

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

Переход к рыночной экономике изменил содержание экономического механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, включая модернизацию финансовой системы. Принято считать, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует часть доходов населения в фонды для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решить две важнейшие задачи: обеспечить дополнительные средства приоритетным направлениям экономики и расширить социальные услуги населению.

Мировой финансовый кризис привел к снижению уровня жизни подавляющего большинства населения. В этих условиях, с одной стороны, есть необходимость сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на государственном уровне, а с другой стороны, у государства возникает необходимость ранжировать социальные потребности по степени важности и формировать целевые денежные фонды для их удовлетворения. самые срочные.

Исторически сложилось так, что выделение внебюджетных средств из бюджета происходило постепенно, их создание было необходимо для того, чтобы государство более эффективно использовало свои финансовые ресурсы. Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком закреплении за ними источников дохода и, как правило, строго целевом использовании их средств. Таким образом, недостаточная проработка проблем формирования и развития внебюджетных фондов определила актуальность темы исследования. 

Цель работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации. 

Задачи:

  • определить экономическую сущность внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности; 
  • проанализировать деятельность основных государственных внебюджетных фондов в России и выявить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе; 
  • по результатам анализа предложить пути улучшения функционирования внебюджетных фондов. 

Предмет исследования: деятельность основных государственных внебюджетных фондов. 

Теоретические и методологические аспекты функционирования внебюджетных фондов 

Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе.

Массовое появление внебюджетных фондов относится к началу 90-х годов ХХ века, что связано с системным кризисом экономики государства. Резкий спад производства привел к снижению доходов бюджета, доходы которого перестали покрывать социальные расходы. 

Главный недостаток бюджетного финансирования - обезличивание бюджетных средств и, как следствие, возможность недостаточного финансирования социально-экономических программ; В этих условиях возникла потребность в целевых фондах, обособленных от бюджетов, с закрепленными за ними источниками доходов. Такие средства позволяют государству более эффективно накапливать денежные ресурсы и расходовать их в соответствии с целевым назначением.

Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубежом. Помимо стран Содружества Независимых Государств, структура внебюджетных фондов в которых напоминает российскую, внебюджетные фонды существуют в странах Восточной Европы, в США, Японии, Франции, Германии. Распространенность таких средств наглядно показывает определенную общность факторов, породивших само это явление.

Первый внебюджетный фонд был создан во Франции в 1792 году - пенсионный фонд марсельских моряков. С середины 20-х до конца 30-х годов ХХ века внебюджетные фонды формировались как особые автономные образования для выхода из Великой депрессии: в США фонд поддержки малого бизнеса, пенсионный фонд. Конец 40-х - начало 60-х годов XX века, послевоенный период характеризовался активным формированием фондов в США, Скандинавских странах, Европе. Накопление производилось в социальных фондах.

Во Франции существует большое количество внебюджетных фондов. Самый крупный из них - Фонд экономического и социального развития (ФЭСР), созданный в 1955 году как инвестиционный фонд. Этот фонд управляется Казначейством. В госбюджете Франции также есть дорожные, книжные, национальные спортивные фонды и другие.

Массовое создание фондов во всем мире и их фрагментация по направлениям пришлось на период 70-х - середину 90-х годов ХХ века. Например, в Великобритании в середине 80-х гг. было более 80 крупных внебюджетных фондов, в США - 60, в Японии - 40. Во Франции, Италии и Германии кредитные фонды создавались государством совместно с крупными банками для финансирования жилищно-коммунального хозяйства, транспортного комплекса, связи. и связи, а также фирмы, занимающиеся исполнением госзаказа. 

На сегодняшний день объем средств, которые сосредоточены во внебюджетных фондах зарубежных стран, значителен: во Франции он приближается к бюджету страны, в Японии более половины государственных расходов финансируется из специальных фондов, в Великобритании - треть.

Необходимость формирования государством целевых фондов фондов закреплена в международных документах, например, в двух конвенциях Международной организации труда, принятых 29 июня 1933 года: Конвенция № 35 «Об обязательном страховании по старости рабочих промышленных и промышленных предприятий» коммерческие предприятия, лица свободных профессий, а также работники, работающие на дому, и домашние работники  и Конвенция № 36 « Об обязательном страховании по старости для работников сельского хозяйства », предусматривают, что управление финансовыми ресурсами социального страхования средства осуществляется отдельно от управления государственными средствами (статья 10).

Эти конвенции не были ратифицированы ни СССР, ни Российской Федерацией, однако именно они закрепили принцип отделения фондов социального страхования от государственного бюджета на международно-правовом уровне. 

Целевые государственные фонды фондов возникли в нашей стране задолго до экономического кризиса 90-х годов ХХ века. До 1938 года существовал так называемый бюджет социального страхования, утвержденный отдельно от государственного бюджета. С 1938 года этот бюджет стал неотъемлемой частью Государственного бюджета СССР и формировался за счет страховых взносов предприятий, учреждений и организаций. Бюджет государственного социального страхования формировался Всесоюзным центральным советом профсоюзов (далее - Всесоюзный центральный совет профсоюзов).

С 1970 по 1991 годы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1970 года № 214 в государственном бюджете существовал специальный фонд социального страхования колхозников, формируемый за счет взносов колхозов. в размере 2,4% от фонда оплаты труда. 

Одним из первых внебюджетных фондов в начале 90-х годов прошлого века стал Пенсионный фонд СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». С этого времени в СССР, а затем и в РСФСР начался активный процесс формирования многочисленных внебюджетных фондов социально-экономической направленности, пик которого пришелся на период с 1993 по 1998 гг.

В то время на федеральном уровне существовали Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации, Фонд воспроизводства Минерально-сырьевой базы Российской Федерации, Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Фонда развития таможенной системы Российской Федерации, Фонда развития исполнительного производства и др. 

Такое же количество внебюджетных фондов существовало в уровень субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях. Количество фондов было непостоянным: одни фонды просуществовали не более года, другие все еще работают, например, Пенсионный фонд России.

Новым этапом в развитии трастовых фондов стало вступление в силу с 1 января 2000 г. положений Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, согласно которым всего четыре социальных внебюджетных фонда. Фонды могут действовать на федеральном уровне: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости Российской Федерации (далее - ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН соответственно). Остальные целевые фонды продолжали существовать как бюджетные фонды. С 1 января 2001 года в связи с консолидацией в федеральном бюджете Государственный фонд социальной защиты населения прекратил самостоятельное существование. Сейчас часть его функций выполняет Федеральная служба по труду и занятости.

К 2007 году доходы трех внебюджетных фондов равнялись одной трети доходов федерального бюджета. В последующие годы наметилась устойчивая тенденция к увеличению бюджетов внебюджетных фондов. 

Таким образом, существующие внебюджетные фонды представляют собой своего рода второй, «социальный» бюджет Российской Федерации.

Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 

Проблемы формирования и развития внебюджетных фондов, их роль в становлении и развитии финансовой системы России изучаются многими учеными и практиками. 

Согласно определению, данному в учебнике под редакцией академика Г.Б. Поляки: «Внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, которые не включаются в бюджет и имеют, как правило, целевое назначение». В учебниках под редакцией В. В. Ковалёва «Финансы» и Соколова О.В. «Финансы, деньги, кредит» дается определение, что «внебюджетные средства представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных социальных нужд и расходуемых комплексно на основе оперативная независимость.

Чтобы раскрыть экономическую сущность внебюджетных фондов, следует обратиться к их характеристикам. Основными отличительными чертами внебюджетных фондов являются: во-первых, то, что внебюджетные фонды представляют собой определенный набор фондов, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства. Это касается как доходов, так и расходов этих фондов. Нет внебюджетных фондов только с доходами или только расходами. Другими словами, расходы и доходы фонда всегда взаимосвязаны. 

Во-вторых, создание государственных внебюджетных фондов для финансирования вполне конкретных, специфических задач с запретом направления накопленных в них финансовых ресурсов на иные цели, чем это было предусмотрено при формировании фонда. Другими словами, все внебюджетные средства целевые.

В-третьих, средства, накопленные в государственных внебюджетных фондах, находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создано для выполнения этой задачи. 

В-четвертых, важной особенностью государственных внебюджетных фондов является то, что их средства принадлежат Российской Федерации или субъектам Российской Федерации. 

В-пятых, источники формирования и направления расходования государственных внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти, то есть все расходы и доходы государственных внебюджетных фондов, их размер устанавливается ежегодно в законы о бюджетах этих фондов.

И наконец, в-шестых, важной особенностью внебюджетных фондов является наличие собственных источников дохода. Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы. 

По указанным признакам внебюджетных фондов можно дать детальное определение государственного внебюджетного фонда как совокупности средств (финансовых ресурсов), находящихся в государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, изолированные от государственных бюджетов, имеющие адресный характер, источники формирования в виде целевых доходов или целевых отчислений из конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, оперативных управление которыми осуществляется уполномоченными государственными органами.

Как и бюджет, внебюджетные фонды имеют две функции: распределение и контроль. Функция распределения проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в определенные отрасли экономики по порядку способствовать благоприятному макроэкономическому развитию или обеспечивать экологический баланс. 

Управляющая функция внебюджетных фондов проявляется в способности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Таким образом, с институциональной точки зрения государственные внебюджетные фонды представляют собой совокупность независимых финансово-кредитных организаций, учредителями и владельцами которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых отчислений и иных доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов для осуществления наиболее важные государственные расходы, не включенные в бюджет.

Все внебюджетные фонды в зависимости от уровня управления подразделяются на федеральные и региональные; по целевому назначению - на экономическое и специальное (социальное), в зависимости от источников образования, цели и масштабов использования - на централизованное и децентрализованное. 

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К централизованным (государственным) внебюджетным фондам относятся ПФР, ФСС и ФОМС. 

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социально-экономического положения отдельных групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, созданные: по решению региональных и муниципальных властей для решения региональных и местных проблем; для решения отраслевых задач. 

Таким образом, внебюджетные фонды организационно отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение, а их раздельное функционирование позволяет финансировать важнейшие экономические и социальные мероприятия государства. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации: 

  •  Строго адресная направленность; 
  •  Использование средств для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  •  Формирование бюджета Фонда за счет взносов юридических и физических лиц; 
  •  Страховые взносы и возникающие в результате отношения имеют налоговый характер; 
  •  Денежные средства фондов находятся в государственной собственности; 
  •  Расходование средств осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа. 

Таким образом, социально-экономическое развитие государства в посткризисный период предусматривает, с одной стороны, необходимость концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне для удовлетворения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей, а также на с другой стороны, необходимость ранжировать социальные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее актуальных из них формировать целевые денежные фонды.

Анализ характера и динамики внебюджетных фондов в России 

Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов. 

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных нужд, которые не включены в бюджет и расходуются комплексно на основе операционной независимости строго в соответствии с целевым назначением средств. Государственные внебюджетные фонды создаются на основании соответствующих актов высших органов власти, которые регулируют их деятельность, указывают источники формирования, определяют порядок и направления использования средств.

Решение о формировании внебюджетных фондов принимается Федеральным Собранием Российской Федерации, а также государственными представительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды принадлежат государству, но автономны. Как правило, они имеют строго целевое назначение и решают две важные задачи: дополнительное финансирование приоритетных секторов экономики и расширение социальных услуг для населения.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от значительной доли социальных расходов, которые финансировались в рамках бюджета с большими трудностями. В дальнейшем, исчерпав положительный ресурс от функционирования ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение консолидировать их в бюджет, сохранив при этом определенную автономию таких фондов.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является независимой финансово-кредитной организацией. 

Фонд социального страхования (ФСС) был создан с целью предоставления государственных гарантий в системе социального страхования и усиления контроля за правильным и эффективным расходованием средств фондов социального страхования и является независимым финансово-кредитным учреждением. Фонд социального страхования РФ находится в ведении Правительства РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых ресурсов и обеспечения устойчивости государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансовые институты. 

Бюджеты государственных внебюджетных фондов включают бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 

Пенсионный фонд РФ

В Положении «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР) создан постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года с целью государственного управления пенсионным финансированием в Российской Федерации. 

ПФР - независимая финансово-кредитная организация, действующая в соответствии с законодательством Российской Федерации. ПФР осуществляет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности, действующим на территории Российской Федерации. 

ПФР и его фонды являются государственной собственностью Российской Федерации. Средства пенсионного фонда не включаются в бюджеты, другие фонды и не подлежат изъятию.

Фонды пенсионного фонда формируются за счет: 

  •  страховых взносов работодателей; 
  •  страховые взносы граждан, занимающихся самозанятостью, в том числе фермеров и юристов; 
  •  страховые взносы других категорий работающих граждан; 
  •  отчисления из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним гражданам по пенсионному обеспечению, их семьям, социальной пенсии, пособиям на детей старше полутора лет, индексация этих пенсий и пособий, а также для предоставления льгот по частям пенсий, льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, для расходов на доставку и пересылку пенсий и пособий;
  •  средства, взысканные с работодателей и граждан в результате подачи регрессных требований; 
  •  добровольные взносы (в том числе валютные) физических и юридических лиц, а также доходы от капитализации средств ПФР и другие поступления. 

Средства ПФР направляются на: 

  •  выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательства, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; 
  •  оказание органами социальной защиты материальной помощи престарелым и инвалидам; 
  •  финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
  •  другие виды деятельности, связанные с деятельностью ПФР.

Бюджет ГФ в рассматриваемом периоде исполнен с профицитом. Исполнение бюджета ОФ в 2012-2013 гг. превысило план, а в 2014 г. меньше плана. 

Фонд социального страхования. 

Фонд социального страхования был создан для предоставления государственных гарантий в системе социального страхования и усиления контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является независимым государственным финансово-кредитным учреждением. Согласно Положению «О Фонде социального страхования Российской Федерации» основными задачами Фонда являются: 

  • Ресурсы Фонда формируются за счет: 
    •  страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от права собственности);
    •  страховые взносы самозанятых граждан, которые обязаны уплачивать взносы социального страхования в соответствии с законом; 
    •  страховые взносы граждан, работающих на иных условиях и имеющих право на получение государственного социального страхования, установленных для работников, при условии уплаты страховых взносов в Фонд; 
    •  доход от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские депозиты; 
    •  добровольные взносы граждан и юридических лиц; получение иных денежных средств, не запрещенных законом;
    •  отчисления из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (льгот и компенсаций) лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других гражданских или военных ядерных объектах и ​​их последствий, а также в иных случаях, установленных закон;
    •  прочие поступления (расходы, возмещенные застрахованным, не принятые к зачету страховых взносов, и не принятые расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания; задолженность по обязательным платежам, суммы штрафов и других предусмотренных санкций по закону; уплаченные в установленном порядке суммы по купонам, приобретенным застрахованным за счет средств Фонда; средства, возмещенные в результате исполнения регрессных требований к застрахованному, и другие). 
  • Средства фонда направляются на:
    •  выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, зарегистрированным на ранних сроках беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года полтора года, а также социальные выплаты на погребение или возмещение гарантированного перечня расходов на ритуальные услуги; 
    •  оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или ребенком-инвалидом с детства до достижения им 18-летнего возраста; оплата путевок для сотрудников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и санаторно-курортные учреждения государств-участников СНГ, не имеющие аналогов в Российской Федерации, а также на лечебные (диетические) еда;
    •  частичное содержание санаториев-профилакторий, находящихся на балансе страховщиков, имеющих лицензии на занятие данным видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и лекарства, заработная плата сотрудников, культурные услуги); 
    •  частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; 
    •  частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата труда тренерско-педагогического состава и аренда помещений, необходимых для учебного процесса); 
    •  оплата проезда к месту лечения и обратно;
    •  создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления средств из него (на возвратной основе или бесплатно) определяется инструкцией о порядке исчисления, выплаты, расходования и учета фондов государственного социального страхования (далее - поручение), утвержденный Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; 
    •  обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фондом
    •  финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения по надзору и контролю за охраной труда) в случаях, установленных законом; 
    •  проведение научно-исследовательских работ по социальному страхованию и охране труда;
    •  реализация иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, в том числе разъяснительная работа среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в осуществлении деятельности по социальному страхованию; 
    •  участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. 
  • Средства фонда используются только для целевого финансирования. Не допускается перевод средств социального страхования на лицевые счета застрахованных. 
  • Средства, полученные от взыскания штрафов и наложения финансовых санкций, формируют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

В рассматриваемом периоде бюджет ФСС был исполнен с профицитом только в 2014-15 гг., в остальные годы имелся дефицит бюджета ФСС. 

Исполнение бюджета ФСС в 2009-2011 годах превысило запланированный объем, а в остальные годы оказалось меньше плана. 

Фонды обязательного медицинского страхования

В целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансовые учреждения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в ЦБ РФ и иных кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. 

Основными задачами Федерального фонда являются: 

  •  финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинское страхование граждан в РФ »;
  •  обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, оказываемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; 
  •  накопление финансовых ресурсов Федерального фонда для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. 

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сфере финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых ресурсов в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции: 

  •  аккумулируют финансовые ресурсы территориальных фондов;
  •  осуществлять финансирование обязательных медицинских услуг, оказываемых страховыми медицинскими организациями; 
  •  осуществлять финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; 
  •  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, выделяемых на обязательное медицинское страхование; 
  •  совместно с органами государственной налоговой службы Российской Федерации осуществлять контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в территориальный фонд, а также за рациональным использованием полученных средств;
  •  согласовывать совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими объединениями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносить предложения по финансовым ресурсам, необходимым для ее реализации, по тарифам на медицинское и иное услуги по обязательному медицинскому страхованию. 

Финансовые ресурсы Федерального фонда являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов, иных фондов и изъятию не подлежат. 

Финансовые ресурсы Федерального фонда формируются за счет: 

  •  части страховых взносов (отчислений) субъектов предпринимательства и иных организаций по обязательному медицинскому страхованию в размере, установленном федеральным законом;
  •  отчисления из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; 
  •  добровольные взносы юридических и физических лиц; 
  •  доход от использования временно свободных финансовых ресурсов; 
  •  стандартизированный резервный фонд Федерального фонда; 
  •  поступления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются субъектами хозяйствования и иными организациями в установленном порядке. 

Временно свободные финансовые ресурсы Федерального фонда в целях защиты от инфляции размещаются на банковских депозитах и ​​могут быть использованы для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых ресурсов и стандартизированного резервного фонда Федерального фонда могут использоваться для финансирования только той деятельности, которая осуществляется в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными настоящим уставом. 

Расходы на содержание Федерального фонда, создание и содержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в прошлом году, изъятию не подлежат и не учитываются при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год. Федеральный фонд имеет право осуществлять доходоприносящую деятельность.

Доходы, полученные от такой деятельности, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и имущества, приобретенного за счет этих доходов, направляются на выполнение уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно составляет бюджет и отчет о его исполнении, которые по предложению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом. 

Рассмотрим динамику основных показателей ФОМС. 

Данные показывают, что динамика доходов ФОМС была нестабильной - был рост.

Так что внебюджетные фонды являются важным звеном в финансовой системе государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных нужд, которые не включены в бюджет и расходуются комплексно на основе операционной независимости строго в соответствии с целевым назначением средств. В России есть три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. 

Вертикальный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов в 2006-2011 гг. 

За исследуемый период доля доходов ПФ увеличилась на 7,2 процентных пункта, а доли прочих фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно.

Значительно увеличилась доля расходов ПФ в общих расходах внебюджетных фондов (на 7,1%), снизилась доля прочих фондов. 

Итак, при сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что самые высокие темпы роста доходов в 2009-2013 гг. Были характерны для Пенсионного фонда. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичной - расходы Пенсионного фонда растут самыми высокими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ увеличилась на 7,2 процентных пункта, а доли прочих фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. Доля расходов ПФ в общих расходах внебюджетных фондов значительно увеличилась (на 7,1%), тогда как доля расходов прочих фондов снизилась.

Структурный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов в 2006-2010 гг. 

Очевидно, что преобладающую долю в структуре доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, и эта доля неуклонно растет. Второе место по доходам принадлежит ФСС. 

В структуре расходов повторяется картина - преобладают расходы ПФ. ФСС также занимает второе место по расходам. 

Прогнозируем доходы и расходы внебюджетных фондов на 31 декабря 2013 г. методом экстраполяции. 

Существует несколько модификаций метода экстраполяции: по среднему значению ряда, по средней скорости роста, по функциональной зависимости.

Поскольку исследуемые индикаторы практически не изменили свою динамику за последние годы, можно использовать метод экстраполяции с использованием среднего темпа роста. 

Итак, структурный анализ показал, что преобладающую долю в структуре доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, и эта доля неуклонно растет. Второе место по доходам принадлежит ФСС. В структуре расходов повторяется картина - преобладают расходы ПФ. ФСС также занимает второе место по расходам.

Прогноз доходов и расходов внебюджетных фондов на конец 2013 года выполнен методом экстраполяции. В прогнозе отражено увеличение доходов ПФ и ФСС (5777,7 млрд рублей и 532,5 млрд рублей) и снижение доходов ФОМС (99,6 млрд рублей). Прогноз расходов: рост расходов в ПФ и ФСС (6062 млрд руб. И 573 млрд руб.) И снижение расходов ФОМС (106,1 млрд руб.).

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных нужд, которые не включены в бюджет и расходуются комплексно на основе операционной независимости строго в соответствии с целевым назначением средств. В России есть три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. 

Фонды формируются за счет взносов работодателей, граждан, а также отчислений из федерального бюджета. Финансовые ресурсы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования ежегодно росли в течение 2009-2013 гг. Фонды ФОМС были сокращены в 2011-2012 гг.

При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что самые высокие темпы роста доходов в 2009-2012 гг. Были характерны для Пенсионного фонда. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичной - расходы Пенсионного фонда растут самыми высокими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ увеличилась на 7,2 процентных пункта, а доли прочих фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. Доля расходов ПФ в общих расходах внебюджетных фондов значительно увеличилась (на 7,1%), тогда как доля расходов прочих фондов снизилась.

Структурный анализ показал, что преобладающую долю в структуре доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, и эта доля неуклонно растет. Второе место по доходам принадлежит ФСС. В структуре расходов повторяется картина - преобладают расходы ПФ. ФСС также занимает второе место по расходам. 

Прогноз доходов и расходов внебюджетных фондов на конец 2013 года осуществлялся методом экстраполяции. В прогнозе отражено увеличение доходов ПФ и ФСС (5777,7 млрд рублей и 532,5 млрд рублей) и снижение доходов ФОМС (99,6 млрд рублей). Прогноз расходов: рост расходов в ПФ и ФСС (6062 млрд руб. И 573 млрд руб.) и снижение расходов ФОМС (106,1 млрд руб.).

Направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов 

Основные проблемы в деятельности внебюджетных фондов 

Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных социальных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. 

Устойчивое развитие пенсионной системы в долгосрочной перспективе невозможно без принятия таких мер, как введение разумного уровня минимальной заработной платы и механизмов ее индексации с целью достижения повышения заработной платы, опережающего рост потребительских цен.

Важной задачей является создание дифференцированной по категориям застрахованных пенсионной системы, позволяющей застраховать различные группы граждан от определенных видов социальных рисков (северные риски, риски профессионального труда) и определить гарантированный размер субсидии из федерального бюджета в систему обязательного страхования для их компенсации.

Также необходимо создать правовой механизм реализации известного определения Конституционного Суда, направленный на доведение общего объема государственной и социальной поддержки, оказываемой каждому конкретному пенсионеру, до величины прожиточного минимума, установленного в регионе. где он живет. В частности, крайне важна разработка порядка стимулирования регионов, обеспечивающих пенсионерам наибольший объем мер социальной поддержки с учетом необходимости повышения уровня социальной защиты, в первую очередь для тех пенсионеров, пенсии которых ниже прожиточного минимума.

Сегодня в Российской Федерации большое количество пенсионеров социально незащищено, а их пенсии низкие. И если мы хотим оценить эффективность действий региональных властей, это один из тех индикаторов, которые действительно будут работать для жителей регионов. 

В деятельности Фонда социального страхования существуют проблемы с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, связанной с верхним размером пособия.

Что касается фонда обязательного медицинского страхования, здесь фиксируются проблемы более глобального характера. Давно назрела проблема принятия нового закона о медицинском страховании, отвечающего современным реалиям. Необходимо ввести одноканальную систему финансирования оказания медицинской помощи гражданам, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о создании вертикали управления. 

Одна из первоочередных задач - определение компетенции фондов обязательного медицинского страхования, четкое регулирование расходования средств федерального бюджета, поступающих в бюджет фонда.

Объем трансфертов из федерального бюджета на выполнение возложенных на них функций превышает 50 процентов от общих доходов фонда. Всего в стране есть два федеральных фонда, которые перешагнули 50-процентный порог, это Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 

До недавнего времени Фонд социального страхования имел профицит, но последние наложенные на него обязательства делают его дефицитным, и зависимость Фонда социального страхования от федерального бюджета начинает возрастать.

Итак, государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных социальных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание пенсионного обеспечения от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности и обеспечение расходов собственными источниками дохода.

Предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов 

Таким образом, назрел целый комплекс изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании государственных внебюджетных социальных фондов. 

Эти изменения должны происходить на четырех уровнях. 

Первый - там, где формируется база для начислений, в сфере функционирования экономики и рынка труда. Это изменения в законодательстве о пенсионном возрасте, о миграции, которые позволят изменить соотношение работающих и пенсионеров.

Второй блок изменений в законодательстве, который необходимо учитывать, касается источников средств, предназначенных для обеспечения, с одной стороны, выплат по страховым случаям, а с другой - нестраховых выплат. Эти источники желательно разделить. Государство, представленное разными уровнями бюджетов, должно нести ответственность за источники, формирующие нестраховые выплаты, а, с другой стороны, страховые взносы являются источником, обеспечивающим страховые выплаты по страховым случаям. Такое разделение, сделанное однажды, уже сегодня позволит решить многие вопросы, которые сегодня являются предметом бурных дискуссий, в частности, по базовой части пенсии.

Третий блок законодательной реформы - это законодательство о функциях государственных внебюджетных фондов и механизмах управления средствами этих фондов. Надо серьезно задуматься над тем, что фондами, которыми сегодня управляют государственные внебюджетные фонды, фондами, являющимися источниками нестраховых выплат, сегодня не стоит управлять через механизм государственных внебюджетных страховых фондов.

Возможно, следует создать один или несколько фондов государственных гарантий социальных пособий или другие, которые возьмут на себя функции управления. Или второй способ решить эту проблему. Можно делегировать управление нестраховыми платежами собственно страховым фондам, но тогда это должны быть совершенно другие механизмы управления. И это должно быть прописано в законодательстве о функциях государственных внебюджетных фондов и механизмах управления этими средствами.

Наконец, четвертый блок законодательных вопросов - это поправки в законодательство, обеспечивающие более быстрый рост доходов, получаемых за счет этих двух источников, о которых говорилось выше, и расходов. В любом случае очевидно, что управление государственными внебюджетными фондами требует реструктуризации, направленной на повышение эффективности системы государственных социальных гарантий. 

Итак, основные меры по совершенствованию управления внебюджетными фондами включают: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте и миграции; разделение источников платежей; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов путем предоставления источников средств для фондов.

Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. 

Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности. Основные меры по совершенствованию управления включают: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте и миграции; разделение источников платежей; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов путем предоставления источников средств для фондов. 

Заключение

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных нужд, которые не включены в бюджет и расходуются комплексно на основе операционной независимости строго в соответствии с целевым назначением средств. В России есть три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. 

Фонды формируются за счет взносов работодателей, граждан, а также отчислений из федерального бюджета. Финансовые ресурсы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования ежегодно увеличивались в течение 2009-2012 годов. Фонды ФОМС были сокращены в 2012-2013 гг.

При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что самые высокие темпы роста доходов в 2009-2013 гг. Были характерны для Пенсионного фонда. 

При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичной - расходы Пенсионного фонда растут самыми высокими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ увеличилась на 7,2 процентных пункта, а доли прочих фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. Доля расходов ПФ в общих расходах внебюджетных фондов значительно увеличилась (на 7,1%), тогда как доля расходов прочих фондов снизилась.

Структурный анализ показал, что преобладающую долю в структуре доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, и эта доля неуклонно растет. Второе место по доходам принадлежит ФСС. В структуре расходов повторяется картина - преобладают расходы ПФ. ФСС также занимает второе место по расходам. 

Прогноз доходов и расходов внебюджетных фондов на конец 2013 года осуществлялся методом экстраполяции. В прогнозе отражено увеличение доходов ПФ и ФСС (5777,7 млрд рублей и 532,5 млрд рублей) и снижение доходов ФОМС (99,6 млрд рублей). Прогноз расходов: рост расходов в ПФ и ФСС (6062 млрд руб. И 573 млрд руб.) И снижение расходов ФОМС (106,1 млрд руб.).

Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных социальных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание пенсионного обеспечения от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности и обеспечение расходов собственными источниками дохода. 

Основные меры по совершенствованию управления внебюджетными фондами включают: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте и миграции; разделение источников страховых и нестраховых выплат; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов путем предоставления источников средств для фондов.