Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Гендерные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)
Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах


Введение:

Жизнь вокруг нас быстро меняется, одно неизменно - люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и всегда будет чудом, самым удивительным и чудесным событием в жизни каждой семьи.

Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном декларируется, т. е. Обсуждается в средствах массовой информации, но практически нет серьезных научных исследований механизма этого влияния, а главное, его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих состояний необходимо выделить скорость изменения социальной ситуации развития человека.

Помимо факторов, негативно влияющих на развитие детей, некоторые исследователи обсуждают кризис современного детства. Как И.Д. Фрумин пишет, что сегодняшние дети отличаются от детей, которых Ж. Пиаже и Л.С. писал о. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, и кризис, переживаемый современной семьей, также сказывается. И, конечно же, детство становится другим, благодаря широкому внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития когнитивных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушений здоровья детей. В целом современные условия характеризуются широко распространенной социальной депривацией, то есть лишением, ограничением или недостаточностью определенных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полного развития и социализации детей. И, конечно же, социальная депривация ведет к ухудшению здоровья детей: физического, психического, социального. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов и педагогов. Соответственно, целью практической психологической работы с детьми должно быть психологическое здоровье. Психологическое здоровье является предпосылкой полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизни.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные или экологические факторы, а также субъективные, обусловленные индивидуальными и личностными характеристиками

Здоровье будущего ребенка полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планировать беременность, проводя обследование обоих родителей, предпочтительно до зачатия ребенка.

Часто трудности ребенка возникают в младенчестве. Хорошо известно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности ребенка является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какие стереотипные условия использовать, когда и в какое учреждение она отдаст своего ребенка - будущая жизнь ребенка зависит от этих компонентов.

В целом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, и не только внешние факторы могут преломляться через внутренние факторы, но также внутренние факторы могут изменять внешние воздействия.

Планирование ребенка как профилактический фактор успешного развития личности

Материнство изучается в основных направлениях различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. В последнее время возник интерес к всестороннему изучению материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, разнообразие культурных и индивидуальных возможностей, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как о самостоятельной реальности. , требующий разработки целостного научного подхода к своим исследованиям.

В психологической литературе большое внимание уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.

В 1971–74 годах в Праге была обследована группа из 220 детей 1961–1963 годов рождения на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Пара контрольных детей коррелировала с ними попарно. Критерием был возраст и пол ребенка, далее дети посещали один и тот же класс. Возраст матерей и отцов был примерно одинаковым, поскольку эти родители занимали одинаковое социально-экономическое положение.

Хотя статистическая значимость относительно невыразительна, различия все же существуют и свидетельствуют о фактах весьма определенным образом. Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела во время родов), то нежелательные дети не отличаются от положительно или по крайней мере нейтрально принятых детей. Эти дети, однако, имели значительно более короткий период грудного вскармливания, они чаще становились объектом медицинской помощи и характеризовались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (то есть к неуместной полноте).

Матери видели менее благоприятные черты личности у своих «нежелательных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования. Кроме того, учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, дали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (с помощью социометрического опроса) гораздо чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в команде как менее приемлемое. Что касается уровня психического развития, то никаких различий между группами отмечено не было. Что касается успеваемости в школе и способности адаптироваться к разочаровывающим ситуациям, то «нежелательные» дети явно отставали от контрольных детей. Различия между детьми были выявлены более четко у мальчиков, чем у девочек, - по заболеваемости, успеваемости в школе, оценке личных характеристик матерями, учителями и одноклассниками.

Независимые наблюдатели также считают, что «нежелательные» мальчики имеют более низкий интеллект, чем девочки.

Также оказалось, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежелательных» детей очень значительно превышает сумму аналогичных признаков у детей контрольной группы. Это означает, что «нежелательные» дети характеризуются не несколькими выраженными отклонениями, а десятками мелких признаков плохой адаптации, которые затем сдвигают эту группу в целом в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений, скорее всего, можно назвать ментальной картиной «супердеривации», которая при благоприятных условиях в последующем развитии не обязательно должна проявляться негативно. Несомненно, в неблагоприятных условиях это может привести к серьезным травмам пострадавшего в будущем.

Поэтому профилактика нежелательной беременности отличается далеко идущей психологической и социальной значимостью.

Опросы педопсихиатрических и педагогических психологических консультаций показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, гораздо чаще сталкиваются с этой службой и что их проблемы там считаются более серьезными. Различия в успеваемости в школе - при условии одинакового интеллектуального развития - с переходом в более высокие классы школы становятся более выраженными, чем в пользу «нежелательных» детей. Гораздо чаще эти дети оценивают своих матерей и учителей как менее добросовестных, но более импульсивных, менее послушных, а также менее адаптируемых в детской команде. Сами «нежелательные» дети в тестах на семейные связи видят значительно меньший положительный интерес со стороны своих матерей, чем контрольные дети. Они также отмечают значительно меньшую направленность и более несистематичность. В то время как в контрольных семьях значительно выше корреляция воспитательного поведения матери и отца по отношению к ребенку, в семьях с «нежеланным» ребенком эта корреляция очень низкая. Последнее означает, что в таких семьях дети чаще воспринимают поведение своих родителей как отмеченное разногласиями или противоречиями.

Как и результаты первоначального опроса, многие из выводов указывают на то, что положение нежелательных мальчиков является более сложным, чем положение девочек. Например, нежелательные мальчики чаще предполагают, что со временем отношение их матерей к ним начинает скорее ухудшаться. Реже они воспринимают мать как самое значительное лицо своего детства. В отличие от данных, полученных у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на характер их отца, чем на характер их матери. Они часто считают брак своих родителей несчастным.

Хотя со временем, в большинстве случаев, по-видимому, происходит далеко идущая компенсация, которая изначально занимает совершенно негативную позицию в отношении существования этого ребенка, но сам факт того, что различия все еще существуют и, скорее всего, со временем возрастут, свидетельствует о том, что «нежелательная беременность», безусловно, не представляет собой фактор, которым можно пренебречь в жизни ребенка. Картина ментальной депривации, как показано выше, остается неизменной.

Возникает вопрос: отразятся ли отмеченные отклонения в развитии личности нежелательных детей в сексуальном поведении, взаимоотношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях. Можно обсудить гипотезу о том, что эта субдеривация будет также отличаться тенденцией передачи своих негативных последствий следующему поколению, что, впрочем, может быть отмечено в случае других психопатологических единиц.

В последнее время в отечественной психологии появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтические (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.) и психолого-педагогические аспекты беременности и ранних стадий материнства, девиантного материнства. Было выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включая историю жизни женщины, ее семью, социальный статус, личные качества и связь с характеристиками развития ребенка.

Однако сами исследователи считают, что результаты отражают общие индивидуальные характеристики женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же относится и к исследованиям, посвященным изучению психофизиологических основ материнства, психического здоровья матерей и детей (Колосова М.В.), социального статуса женщины и особенностей ее семьи. По мнению многих авторов, такая ситуация обусловлена ​​тем, что для изучения материнства как интегрального явления до сих пор не существует адекватного концептуального подхода. В упомянутых исследованиях выделяются наиболее значимые онтогенетические факторы в развитии материнской сферы: опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства и возможности взаимодействия с младенцами, а также возникновение интереса к ним у детство. Однако детального анализа этапов индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этого развития нет. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцировать отношение к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причин существующих расстройств, разработке методов их коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях с точки зрения предотвращения нарушений отношения матери к ребенку, что в крайних формах выражается в психологической и физической отказе ребенка. Девиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследований в психологии как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Это включает в себя проблемы, связанные не только с матерями, которые бросают своих детей и проявляют открытое пренебрежение и насилие по отношению к ним, но также проблемы с нарушением отношений между ребенком и матерью, которые служат причинами ухудшения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальное психическое развитие (Перегуда И.Н.). В связи с этим большое значение имеет целостный взгляд на материнство, его структуру, содержание и онтогенетическое развитие.

Роль матери в развитии ребенка и его адаптация к среде

Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно только при хорошей адаптации к социальной среде. Изоляция от родителей и братьев, даже среди приматов, делает невозможным формирование чувства любви, ведет к постоянному страху и агрессивности и становится препятствием для социализации. Рожденный ребенок, почти не имеющий независимости, является в то же время частью диады. Другая часть диады - это мать, главное условие жизни ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям окружающей среды и справляться со стрессом. Фундаментальную роль играет любовь или чувство любви, которое возникает между ребенком и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать защиты от родителя в случае любого проявления опасности, овладевать под ее руководством всеми необходимыми навыками, без которых он не сможет развить чувство уверенности и уверенности в своем способности, необходимые для жизни.

Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка, с которым он уже родился. Новорожденный готов общаться с ним, все его чувства функционируют, хотя они развиты в разной степени. Однако сильная привязанность может возникнуть только в том случае, если мать эффективно реагирует на плач ребенка от боли, голода или скуки. Развитие положительных эмоций, важных для появления любви с одной стороны и укрепления жизненной силы с другой, облегчается играми с ребенком. Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше, чем те, кто не подходит. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть опыт его безопасности и, в значительной степени, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовность немедленно помочь ребенку, когда он встревожен (плачет). Во-вторых, активность материнского взаимодействия с ребенком и умение общаться с ним (Л. Чистович, Е. Кожевникова).

Многие авторы указывают на значительную связь между стимулами, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка. Четыре фактора материнской заботы имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к стимулам и степень физического контакта.

Способность противостоять стрессу (реакции ребенка во время расстройства и его характерные реакции на обычные неприятные моменты повседневной жизни) в значительной степени зависят от того, насколько мать может адаптировать внешнюю среду ребенка к своим индивидуальным характеристикам. В раннем детстве повторяющиеся ситуации, которые приводят к беспокойству или стрессу, не позволяют ребенку противостоять стрессу. Ребенок, который редко испытывает трудности, лучше переносит стресс, чем тот, кто неоднократно испытывал стресс от негативных эмоций. Стабилизации психического состояния, которая снижает риск неблагоприятных последствий в случае трудных жизненных обстоятельств у детей, способствуют принципы заботы, которые не изменяются родителями, и неизменный «образ матери».

Психоаналитическая теория объясняет отношения между матерью и ребенком зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция выдвигает на первый план формирование сильной эмоциональной связи, которая является врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать, и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Одним из механизмов объединения детёныша и его матери является импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом).

Существует ряд предпосылок для психического здоровья ребенка:

  • здоровые отношения между матерью и ребенком;
  • качественные отношения между матерью и ребенком, ведущие к успешному физическому, когнитивному и эмоциональному развитию;
  • позитивные отношения между матерью и ребенком, обучение навыкам доверия и обращения к другим;
  • предоставление родителям своих детей возможностей для оптимального развития.

Признаки постоянной привязанности матери к ребенку:

  • ищет и поддерживает зрительный контакт;
  • произносит слова со специальными интонациями;
  • трогает ребенка, ласкает его;
  • часто держится за руки;
  • чувствует позитивные чувства.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитать ребенка. Установлению глубокой эмоциональной связи в диаде между матерью и ребенком может препятствовать незрелость чувств и характера матери, ее дисбаланс. Препятствием может быть молодой (до 18 лет) возраст матери. Естественно, социальная и психологическая неподготовленность к выполнению обязанностей матери не позволяет женщине создать позитивную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком (Орлов В.И.). Препятствием для возникновения благоприятных отношений в системе мать-ребенок может быть неразвитая гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимость стать матерью. (Добряков И.В.) Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Существует много доказательств в пользу того факта, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция маленького ребенка, особенно в разлуке с родителями, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, общем психическом развитии.

Роль отца в развитии ребенка

В предыдущие десятилетия преобладающим мнением было то, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта и самоотверженная забота о ребенке, проявленные отцом, рассматривались только как имитация женского поведения и не являлись необходимыми для воспитания ребенка. На самом деле сходства и отцовства больше, чем различий, поскольку они являются результатом обмена чувствами с родителями обоих полов. Доказано, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений у них, снижает подверженность новорожденного стрессу (И. Добряков).

Исследования боли во время родов показали, что присутствие отца ребенка, который обеспечивает особую поддержку для контроля боли, не только успокаивает и эмоционально поддерживает, но также сопровождается уменьшением дозы анальгетиков, используемых при эпидуральной анестезии, и уменьшение количества женщин. которые испытывают панику, эмоциональное опустошение и невыносимую боль. Участие мужчины в родах позволяет ему проявить свое активное отцовство, которое начинает формироваться даже во время беременности.

С точки зрения психологии переживания, возникающие при родах, можно назвать пиковыми (Маслоу А.). Поскольку момент рождения ребенка воспринимается как триумфальный результат сложной командной работы, чаще всего доминирующими эмоциями отца становятся восторг и восхищение, несмотря на характерную внешность малыша. Часто при родах партнера просят перерезать пуповину, и это очень символический момент - таким образом, «отделяя» ребенка от матери, он тем самым определяет свое место в своей жизни.

Однако нельзя однозначно сказать, что рождение мужа - лучшая модель для организации родов для всех пар: присутствие одних мужчин действительно помогает родам, присутствие других только замедляет их прогресс (Оден М.). Совместные роды должны быть только совместными, сбалансированными и удовлетворяющими обоих партнеров (Дик Рейд Г.).

Исследование детей младшего возраста в присутствии матери или отца и без них выявило одинаково стимулирующий эффект обоих родителей. Отец также влияет на ребенка не только напрямую, но и через мать и через семейный климат, одним из создателей которого он является. Некоторые авторы идут дальше, утверждая, что не только родители воспитывают своих детей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и управление процессами взросления у ребенка. Они считают, что в этом принимают участие близкие родственники, которые составляют большую семью, как и все общество. Социальные стимулы, полученные ребенком от окружающих его людей, высвобождают рефлекторные инстинктивные проявления.

Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка

Воспитание детей при определенных условиях может быть неблагоприятным, если ребенок воспитывается одним из родителей, приемными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, незнакомцами, а также родителями, которые живут с ними нестабильно. В частности, воспитание в неполной семье становится неблагоприятным, когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и, будучи запертым в семье, не в состоянии создать для своего ребенка необходимые условия для формирования положительных чувств и удовлетворения жизни учителями (Матейчек З.) отчим, или мачеха, родственники.

Благосостояние семьи определяется не только характеристиками родителей, но и социальной поддержкой окружающих, с которыми сложились гармоничные, доверительные отношения. Социальная изоляция семьи может быть фактором риска для ребенка, так как противодействует его контактам с окружающей средой. Разделение семьи обычно происходит в результате психического заболевания, отклонений личности родителей или их жестких предпочтений, которые сильно отличаются от принятых в окружающей среде. Гипер-опека родителей, которая мешает ребенку поддерживать отношения с другими людьми и учиться принимать решения самостоятельно, становится препятствием для развития самостоятельного поведения, способствует инфантилизации. Чрезмерно защищающий родитель принимает решения за ребенка, защищает его даже от незначительных или воображаемых трудностей, вместо того, чтобы помогать их преодолевать. Это приводит ребенка к зависимости и препятствует формированию ответственности, приобретению социального опыта вне семьи, изолирует его от других источников социальных влияний. Такие дети испытывают трудности в общении с другими, у них большая опасность невротических расстройств и психосоматических расстройств. Неадекватная родительская забота или ненадлежащее управление поведением ребенка, выражающееся в его очевидной неадекватности возрастным потребностям и окружающей среде, не обеспечивает ему необходимой защиты от попадания в социально неблагоприятные ситуации. Такое воспитание проявляется в том, что родители, как правило, не знают, где находится их ребенок, чем они занимаются, они не понимают его потребностей, трудностей и опасностей, которые его ждут, они не могут ему помочь своевременно и эффективно.

Семья дает ребенку жизненный опыт. Родители стимулируют его развитие с помощью разнообразных игр, занятий, посещений парков, музеев, театров вместе с ним. Разговоры с ребенком развивают его речь и мышление, расширяют его кругозор. Неадекватное общение между ребенком и родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития, но и ставят его на грань психологического риска.

Чрезмерное постоянное родительское давление, которое не отвечает потребностям и потребностям ребенка, обычно направлено на то, чтобы он не стал тем, кем он является на самом деле или кем он может быть. Требования родителей могут не соответствовать полу, возрасту или личностным характеристикам ребенка. Директивное образование зависит либо от образа жизни родителей, либо от их завышенных амбиций, не реализованных ими самими. Некоторые родители, будучи недовольными полом ребенка, относятся к мальчику, как к девочке, одевают его и требуют ненадлежащего поведения, другие, которые разочарованы неудачами ребенка в школе, во что бы то ни стало добиваются от него наилучших результатов. Такое насилие в отношении ребенка, попытки изменить его природу или заставить его сделать невозможное, чрезвычайно опасны для его психики.

Искаженные отношения в семье из-за отсутствия откровенности, бесплодной грязи, невозможности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытия семейных секретов от ребенка - все это крайне затрудняет адаптацию к жизни. Нет сомнений, что такая неопределенная и, как правило, напряженная ситуация, в которой воспитывается ребенок, сопряжена с риском для здоровья.

Психические расстройства, расстройства личности или инвалидность одного из членов семьи представляют потенциальный риск для ребенка психосоматического расстройства. Это может быть связано, во-первых, с генетической передачей повышенной уязвимости ребенку, а во-вторых, с влиянием психических расстройств у родителей на семейную жизнь. Их раздражительность лишает ребенка спокойствия, чувства уверенности. Их страхи могут вызвать ограничение активности детей.

Внутрисемейные отношения нарушаются при наличии антагонистических взаимодействий и взаимоотношений между членами семьи, что приводит к неблагоприятным последствиям для социального и эмоционального развития ребенка. Эти противоречивые отношения связаны с нарушением формирования семьи, хотя механизмы, с помощью которых они влияют, до сих пор плохо изучены. Часть внутрисемейного вреда напрямую влияет на отношения ребенка с членами семьи, в то время как другие создают общую неблагоприятную семейную атмосферу, в которой ребенок должен воспитываться.

Ребенок может быть затронут одним, несколькими или всеми этими опасностями одновременно. Предполагается, что, хотя способы выражения и пороговые значения для проявления чувств различаются в зависимости от культуры, недостатки и искажения в этих областях схожи в любом обществе. Все двусторонние отношения между людьми зависят от поведения каждого из них. В разной степени нарушенные семейные отношения могут возникать частично в результате реакций, отношений или действий самого ребенка. В каждом отдельном случае зачастую трудно судить о его фактическом участии в семейных процессах. Оценка степени нарушения семейных отношений должна производиться только на основе изменений в поведении других членов семьи, независимо от роли ребенка, который своим поведением в ответ на семейные проблемы может ухудшить семейный психологический климат. Особые случаи нарушений семейных отношений включают в себя недостаток тепла в общении между родителями и ребенком, дисгармоничные отношения между родителями, враждебность по отношению к ребенку, жестокое обращение с детьми и сексуальное насилие.

Очевидное отсутствие позитивных чувств по отношению к ребенку со стороны родителя обычно выражается в том, что последний не проявляет эмоционального тепла во время словесного или невербального общения, не способен создать ему физический комфорт. В этих случаях родитель обращается к ребенку отстраненным или бесчувственным тоном, не проявляя значительного интереса к тому, что он делает, не сочувствуя его трудностям, редко поощряя и одобряя. Детское поведение, связанное с опытом, встречается с раздражением и обычно подавляется. Дисгармоничные отношения между взрослыми (родителями и другими членами семьи) обычно проявляются в ссорах или постоянной атмосфере сильного эмоционального напряжения, вызванного напряженностью отношений. В результате этого поведение отдельных членов семьи становится неконтролируемым и враждебным, постоянно поддерживается атмосфера жестокого отношения друг к другу. Враждебность одних родителей проявляется в постоянном обвинении ребенка в проступках других, что фактически превращается в психологические пытки. Другие подвергают ребенка систематическим унижениям и оскорблениям, которые подавляют его личность. Они награждают ребенка негативными качествами, провоцируют конфликты, агрессию и несправедливо наказываются. Жестокое обращение с детьми или физические пытки со стороны его родителей опасны не только для соматических, но и для психического здоровья. Сочетание боли, соматических страданий с чувствами обиды, страха, обиды, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим расстройствам.

Для ребенка сексуальное насилие в семье не проходит бесследно. В этой ситуации ребенок не защищен от сексуального насилия, его переживания страха и обиды усугубляются неизбежностью происходящего, безнаказанностью обидчика и противоречивыми чувствами обиженного по отношению к нему.

Многие авторы указывают на участие описанных психогенных и социальных факторов в возникновении нервно-психических и психосоматических расстройств. Но данных о степени вредоносности этих факторов и их участии в этиологии психосоматических расстройств недостаточно.

Неблагоприятные факторы, влияющие на ребенка, связанные с уходом за ребенком

Школа, которая формирует социальную среду, в которой дети находятся значительную часть времени, часто создает им психологические трудности. Для детей школа является причиной четырех проблем.

Первый из них связан с поступлением в школу и связан с переходом от игры к работе, от семьи к команде, от неограниченной активности к дисциплине. Более того, степень сложности адаптации ребенка к школе зависит от того, насколько домашняя обстановка отличалась от школьной, и в какой степени ребенок был подготовлен к школе.

Второе связано с необходимостью адаптироваться к давлению, оказываемому на студента требованиями образовательного процесса. Давление родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и осознание необходимости образования.

Третий комплекс проблем - это «техническая поддержка» общества, которая требует сложности программ обучения. Сложная судьба может постичь плохо приспособленного ребенка, который не достиг функциональной готовности к учебе, медленно усваивает материал или соматически ослабленный ребенок.

Четвертый связан с наличием в школе элемента конкуренции, ориентации на высокие академические показатели. Отстающие дети осуждены, они враждебны к ним. У таких студентов легко развивается саморазрушительная реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неудачников и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск психосоматических расстройств.

К стрессовым ситуациям в школе можно добавить отсутствие дружеских отношений или неприятия со стороны детской команды, что проявляется в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждении к той или иной неприглядной деятельности. Неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и действиям сверстников становится почти непрекращающимся напряжением в отношениях. Серьезной психологической травмой может стать изменение школьной команды. Причина этого заключается, с одной стороны, в потере старых друзей, а с другой - в необходимости адаптироваться к новой команде и новым учителям. Основная проблема учащегося - это негативное (враждебное, пренебрежительное, скептическое) отношение учителя или необузданное, грубое, чрезмерно аффективное поведение необразованного, невротичного или лично измененного педагога, пытающегося справиться с детской командой только «с позиции силы».

Пребывание в закрытых детских учреждениях - круглосуточных детских садах, детских домах, детских домах, интернатах, больницах или санаториях - является отличным испытанием для психики ребенка и его организма, особенно в молодом возрасте. В этих учреждениях постоянно воспитывается большая группа людей, а не только один или два родственника. Естественно, маленький ребенок не может привыкнуть к такому калейдоскопу лиц, привязаться и чувствовать себя защищенным. Это приводит к постоянному беспокойству, страху, беспокойству.

Существуют определенные факторы, которые влияют на возникновение психосоматических расстройств, делают ребенка уязвимым для психоэмоциональных стрессов, усложняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и обостряют течение соматических расстройств:

  • неспецифическое наследственное и врожденное бремя соматических расстройств;
  • наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;
  • нейродинамические сдвиги;
  • Личные характеристики;
  • психическое и физическое состояние ребенка во время действия травматических событий;
  • фон семьи и другие социальные факторы;
  • Особенности травмирующих событий.

Вывод:

Швальбе впервые использовал термин «дизонтогенез», обозначая им отклонение внутриутробного образования структур организма от норм развития. Впоследствии термин «дизонтогенез» приобрел более широкое значение.

Как известно, практически любое более или менее продолжительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.

Его проявления будут варьироваться в зависимости от этиологии, местоположения, степени распространенности и тяжести поражения, времени его возникновения и продолжительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится ребенок.

Эти факторы определяют основную модальность психического дизонтогенеза.

В.В. Ковалев дифференцирует возрастные уровни нервно-психического ответа у детей в ответ на различные вредности следующим образом:

  1. соматовегетативные (0–3 года);
  2. психомоторный (4-10 лет);
  3. аффективные (7-12 лет);
  4. эмоционально-идейный (12-16 лет).

Важным моментом в изучении нормального и аномального онтогенеза является выделенный L.S. Выготский связал две линии развития: биологическую и социально-психологическую. Нарушения биологической линии развития создают препятствия для социально-психологического развития - усвоение знаний и навыков, формирование личности ребенка.

Определен ряд психологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения. Характер отклонения в развитии будет отличаться в зависимости от того, когда произошло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. (Л.С. Выготский) Третий параметр дизонтогенеза характеризует связь между первичным и вторичным дефектом.

Первичный дефект может быть недоразвит или поврежден. Вторичный дефект, по словам Л.С. Выготский, является основным объектом психологического изучения и коррекции аномального развития. В зависимости от местоположения первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С. Выготский считал главной координатой вторичного недоразвития направление снизу вверх - от элементарных функций к более сложным.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации.

Своевременная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженному вторичному микросоциально-педагогическому пренебрежению, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным чувством неудачи (низкая самооценка, уровень притязаний, возникновение аутистических черт , и т.д.).

Необходимость скорейшей коррекции вторичных расстройств обусловлена ​​особенностями психического развития самого детства. Пропущенные периоды в обучении и образовании не компенсируются автоматически в старшем возрасте, а возникшие задержки требуют более сложных и специальных усилий для их преодоления.

G.E. Сухарев с точки зрения патогенеза расстройств развития личности выделяет три типа психического дизонтогенеза: замедленное, поврежденное и искаженное развитие.

В.В. Лебединский психический дизонтогенез представлен следующими вариантами: недоразвитие, задержка развития, нарушение развития, нарушение развития, искажение развития, дисгармоничное развитие.

Недоразвитие - степень повреждения, связанного с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних послеродовых воздействий, определяет первичность и совокупность недоразвития мозговых систем.

Задержка развития характеризуется замедлением формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных стадиях. Умственная отсталость может быть вызвана генетическими факторами, соматогенной, психогенной, а также церебрально-органической недостаточностью, чаще остаточной по своей природе (инфекция, интоксикация, внутриутробное, натальное и раннее послеродовое повреждение головного мозга).

Поврежденное развитие. Этиология: наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции; Интоксикация ЦНС и травмы.

Развитие дефицита - тяжелые нарушения зрения, слуха, речи и т. д.

Искаженное развитие часто характерно для ряда процедурных наследственных заболеваний.

Дисгармоничное развитие характеризуется врожденной или приобретенной устойчивой диспропорциональностью психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Анализ истории развития ребенка, определение типа психического дизонтогенеза важны для решения следующих вопросов:

  • выбор методов психолого-педагогической коррекции;
  • профилактика ряда вторичных расстройств, основанная на использовании нетронутых, а иногда и ускоренных функций при их развитии;
  • определение прогноза дальнейшего психического развития ребенка.