Влияние условий жизни и воспитания дошкольников на их общение со сверстниками

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка
Влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста
Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков
Возрастные особенности памяти у детей школьного возраста


Введение:

Проблема общения между дошкольниками и сверстниками особенно актуальна в тот момент, когда живое общение все больше заменяется компьютерными играми, которые могут разрушить не сформировавшуюся психику ребенка. Невозможно представить человека без общения, без него невозможно установить контакт между людьми. Именно в процессе общения ребенок осваивает жизнь, приобретает социальный опыт. Дошкольники постоянно общаются друг с другом, входят в систему межличностных отношений, повседневного общения. В этом возрасте общение со сверстниками становится главной потребностью.

Актуальность проблемы. Проблема развития общения между сверстниками в дошкольном возрасте является относительно молодой, но быстро развивающейся областью психологии развития. Его предком, как и многими другими проблемами генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он в 1930-х годах привлек внимание детских психологов к своим сверстникам как важный фактор и необходимое условно-социальное и психологическое развитие ребенка, способствующее разрушению эгоцентризма. Однако в те годы эта позиция Ж. Пиаже, не имеющая особого резонанса в психологической литературе, оставалась на уровне общего предложения. Общение является очень важной составляющей жизни ребенка, и насколько он овладеет методами общения, это будет определять его успех в процессе взросления.

По словам С.Л. Рубинштейн: «... первым из первых условий жизни человека является другой человек. Отношение к другому человеку, к людям - это основная ткань человеческой жизни, ее ядро. «Сердце» человека соткано из его отношений с другими людьми; они связаны с основным содержанием психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Концептуальные основы развития проблем общения, связанных с работами: В.М. Анкилозирующий спондилит, Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн А.Н. Леонтьев М.И. Лисина Г.М. Андреева Б. Спок, супруги Х. и М. Харлау, А. Кимпински, В. Хартап, Б. Коутс, Дж. Пиаже и другие отечественные и зарубежные психологи, считавшие общение важным условием психического развития человека, его социализация и индивидуализация, формирование личности.

Поэтому целью работы является: изучить специфику общения дошкольников и их сверстников, а также роль взрослого человека в формировании общения дошкольников.

Объект исследования - общение дошкольников.

Предметом исследования является процесс общения дошкольников со сверстниками.

Задачи:

  • Изучить особенности развития общения между детьми и сверстниками.
  • Определить уровень развития межличностных отношений дошкольников со сверстниками.
  • Определить роль взрослого человека в развитии общения между дошкольниками и сверстниками.

Особенности общения дошкольников и сверстников

Часто возникает вопрос: кто больше нужен ребенку и с кем дошкольники должны проводить больше времени - со взрослым или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что альтернативы быть не может - «или-или». Общение со сверстниками способствует развитию личности, так как имеет ряд существенных особенностей, которые качественно отличают ее от общения со взрослым.

Первой и наиболее важной особенностью общения дошкольников является широкий спектр коммуникативных действий и их чрезвычайно широкий спектр. В общении дошкольника со сверстником можно наблюдать множество действий и призывов, которые практически не происходят при контактах со взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, сожалеет и т. д. Именно в общении со сверстником такие сложные формы поведения впервые появляются как притворство, желание притворяться, выражать оскорбление, сознательно не отвечать партнеру, кокетничать, фантазировать и т. д. Такой широкий круг контактов с детьми определяется широким кругом коммуникативных задач. Взрослый до конца дошкольного возраста остается в основном источником оценки, новой информации и моделей действий. Относительно сверстника, начиная с 3-4 лет, ребенок решает гораздо более широкий круг коммуникативных задач: управление действиями партнера, мониторинг их достижений, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание своих моделей, сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует разработки широкого спектра коммуникативных действий.

Второе поразительное различие между общением сверстников, их обобщением со взрослыми, заключается в его чрезвычайно ярком эмоциональном богатстве. В среднем в общении между сверстниками (по мнению В. Ветровой) выражений-мимиков в 9-10 раз больше, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от сильного негодования до насильственной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей эмоциональной ориентацией. В среднем дошкольники в три раза чаще одобряют сверстника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликт, чем при общении со взрослым.

Столь сильное эмоциональное насыщение контактов дошкольников, по-видимому, связано с тем, что с 4 лет сверстник становится более предпочтительным и привлекательным партнером по общению. Важность общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру стремления к партнеру, гораздо выше в сфере взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми.

Третьей особенностью контактов детей является их нестандартный и нерегулируемый характер. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Эти движения характеризуются особой раскованностью, нерегулярностью, отсутствием каких-либо закономерностей: дети прыгают, принимают причудливые позы, делают лица, высмеивают друг друга, придумывают новые слова и басни и т. д. Такая свобода, нерегулируемое общение детей дошкольного возраста, предполагает, что общество сверстников помогает ребенку показать свою оригинальность и свое первоначальное начало. Если взрослый человек несет в себе культурно-нормированные модели поведения для ребенка, то сверстник создает условия для индивидуальных, нерегулярных, свободных проявлений ребенка. Естественно, с возрастом контакты детей все чаще подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегулируемое и непринужденное общение, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой общения детей до конца дошкольного возраста.

Еще одной отличительной чертой общения между сверстниками является преобладание проактивных действий над ответными. Это особенно очевидно в неспособности продолжать и развивать диалог, который прерывается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка его собственное действие или высказывание намного важнее, и в большинстве случаев инициатива его сверстника не поддерживается им. Дети принимают и поддерживают инициативу взрослого примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера значительно меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослыми. Такое несоответствие коммуникативных действий детей часто приводит к конфликтам, протестам и оскорблениям.

Перечисленные особенности отражают специфику контактов детей на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание детского общения значительно варьируется от 3 до 6-7 лет.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно меняется: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут происходить плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные изменения, такие как «переломы». От 2 до 7 лет отмечается два таких перелома. Первое происходит в возрасте около 4 лет и внешне проявляется в резком увеличении значимости сверстников в жизни ребенка. Если до 4 лет потребность в общении со сверстником занимает довольно скромное место (для ребенка 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть в игрушки), то для 4-5- летним детям эта потребность ставится на первое место. Теперь дети начинают явно предпочитать общество сверстников взрослому или одиночному игроку. Второй «поворотный момент» внешне менее выражен, но он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей и более стабильных и глубоких отношений между детьми (дружба).

Эти поворотные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения между детьми, которые по аналогии с общением ребенка со взрослым были названы формами общения (Развитие общения со сверстниками, 1989).

Первая из них - это эмоциональная и практическая форма общения со сверстниками (2-4 года). В младшем дошкольном возрасте ребенок ожидает, что его сверстники будут участвовать в их развлечениях и жажде самовыражения. Это необходимо и достаточно для его сверстника, чтобы присоединиться к его шуткам и, действуя вместе с ним или попеременно, поддерживать и усиливать общее веселье. Каждый участник такого эмоционального и практического общения в первую очередь заинтересован в том, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик от своего партнера в виде имитации его движений, поз, звуков.

Главной особенностью такого общения является имитация действий другого. Дети с энтузиазмом воспринимают любое, даже самое странное, копирование звуков, поз или движений другого человека. В своих сверстниках дети видят только свое отражение и, как правило, не замечают его (его поступки, желания, настроения). Для них это как бы «невидимое зеркало», в котором они видят только себя. Эмоциональное и практическое общение чрезвычайно ситуативно - как по содержанию, так и по средствам реализации. Это полностью зависит от конкретной среды, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного объекта в ситуацию может испортить взаимодействие детей: из-за этого они переключают внимание со сверстников на объект или сражаются.

На этом этапе общение детей еще не связано с их объективными действиями и отделено от них. Основным средством общения для детей является локомоция или экспрессивно-лицевые движения. Через 3 года общение детей все чаще опосредуется речью, но речь все еще чрезвычайно ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Содержание контактов детей младшего возраста, несмотря на их внешнюю простоту, не может быть однозначно определено и не укладывается в привычные рамки общения взрослых или ребенка со взрослым. Несомненно, это практические действия, включающие физический контакт, перемещение в пространстве и т. д. Но в отличие от ситуативно-делового общения со взрослыми, эти действия лишены деловой цели. Общение между детьми друг с другом ярко окрашено эмоционально, однако квалифицировать его как личное можно только со значительными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на партнера, они склонны в основном идентифицировать себя.

По-видимому, эмоционально-практическое взаимодействие дает ребенку ощущение его сходства с другим, равным существом. Этот опыт общения с другим человеком, участия в другом вызывает бурю радости. Общение ребенка со сверстниками в свободной, нерегулируемой форме создает оптимальные условия для самосознания и самопознания. Воспринимая свое отражение в другом, дети лучше отличились и получили как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая отклик и поддержку со стороны своего сверстника в своих играх и начинаниях, ребенок осознает свою оригинальность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативу ребенка.

Следующая форма общения со сверстниками - ситуативная и деловая. Он развивается примерно до 4 лет и остается наиболее типичным до 6 лет. После 4 лет у детей (особенно у тех, кто посещает детский сад) их сверстники по привлекательности начинают настигать взрослого и занимают все более важное место в их жизни. Напомним, что этот век - период расцвета ролевых игр. В это время ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение с другими людьми в ролевых играх разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых отношений (т. е. От имени занятых ролей - врач - пациент, продавец - покупатель, мать - дочь и т. д.) и на реальном уровне, т. е. существующий вне сюжета, в который играют. Дети распределяют роли, согласовывают условия игры, оценивают и контролируют действия других и т. д.). В совместной игровой деятельности происходит постоянный переход с одного уровня на другой: переход на уровень ролевых отношений, дети подчеркивают изменения в манерах, голосе, интонации и т. д. Это может указывать на то, что дошкольники четко различают роль и реальные отношения, и реальные отношения нацелены на общее для них, дело в игре. Если дети не умеют или не любят играть, их общение остается бессмысленным. Как и дети, они бегают, бездельничают, делают лица и т. д. Если для детей 2-3 лет это нормальный способ взаимодействия, то для детей 5 лет это общение слишком примитивно.

Основным содержанием общения детей в дошкольном возрасте является деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. В эмоциональном и практическом общении дети действовали бок о бок, но не вместе, им было важно внимание и соучастие их сверстников. В ситуационно-деловом общении дошкольники занимаются общим бизнесом, они должны координировать свои действия и учитывать деятельность партнера для достижения общего результата. Такое взаимодействие называется сотрудничеством. Необходимость сотрудничества со сверстниками становится центральной для общения детей.

Наряду с необходимостью сотрудничества на данном этапе, необходимость признания и уважения к коллегам четко подчеркивается. Ребенок стремится привлечь внимание окружающих. Он чутко улавливает признаки самоотношения в своих взглядах и выражениях лица, демонстрирует негодование в ответ на невнимательность или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в живой интерес ко всему, что он делает. В возрасте 4-5 лет дети часто спрашивают взрослых об успехах своих товарищей, демонстрируют их преимущества и пытаются скрыть свои ошибки и неудачи от сверстников. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, конкурентное начало.

Среди средств коммуникации на этом этапе начинает доминировать речь - дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в области общения со взрослыми в этом возрасте уже возникают внезитуационные контакты, то общение со сверстниками остается в основном ситуативным: дети взаимодействуют в основном с предметами, действиями или впечатлениями, представленными в текущей ситуации. В то же время сверстник как коммуникационный партнер требует более понятной и подробной речи. Другие дети не будут принимать во внимание недостатки произношения или пытаться угадать, что ребенок хотел сказать, как это делают близкие взрослые. Поэтому общение со сверстниками побуждает дошкольника следить за их высказываниями, делать их более подробными и понятными, что, безусловно, способствует развитию речи.

В конце дошкольного возраста у многих (но не всех) детей развивается новая форма общения, которая получила название экстра-деловой. В возрасте 6–7 лет примерно половина речевых вызовов к сверстнику становится вне-ситуативной. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что они видели, делятся своими планами или предпочтениями, оценивают качества и поступки других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное объектами и действиями с ними. Дети могут долго разговаривать, не совершая никаких практических действий.

Однако, несмотря на эту растущую тенденцию к внерегулярности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного бизнеса, то есть общей игры или продуктивной деятельности (следовательно, эта форма связь сохранила название бизнеса). Но сама игра и форма ее реализации меняются к концу дошкольного возраста. В них на первый план выходят правила поведения игровых персонажей и соответствия игровых событий реальным. Соответственно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение правил начинает занимать гораздо большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, а все реже - на уровне ролей.

Конкурентное, конкурентное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим у старшего дошкольника появляется способность видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые не ситуативные, психологические аспекты - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники не только говорят о себе, но и задают вопросы своим сверстникам: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что он видел и т. д. К концу дошкольного возраста возникает устойчивая избирательная привязанность между детьми, первая появляются ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека в каждой) и имеют явное предпочтение своим друзьям.

Таким образом, развитие вне-ситуативности в общении детей происходит по двум направлениям: с одной стороны, увеличивается количество вне-ситуативных, словесных контактов, а с другой - образ сверстника становится более устойчивым, независимым от конкретные ситуационные обстоятельства взаимодействия. Ребенок начинает изолировать и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая, хотя и не представлена ​​в ситуативных проявлениях своего сверстника (в своих конкретных действиях, высказываниях, игрушках), становится все более важной для ребенка.

Роль взрослого человека в развитии общения между дошкольниками и сверстниками

Для развития полноценного общения детей, формирования гуманных отношений между ними, простого присутствия других детей и игрушек недостаточно. Опыт посещения детского сада или яслей сам по себе не дает значительного «увеличения» социального развития ребенка. У детей из детского дома, которые, казалось бы, имеют неограниченные возможности для общения друг с другом, но которые воспитаны в связи с отсутствием общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети не способны на сочувствие, взаимопомощь, самостоятельную организацию содержательного общения. Для возникновения этих существенных способностей необходима правильная, целенаправленная организация общения детей, которую может выполнять только взрослый.

Какое влияние должен оказывать взрослый для успешного развития взаимодействия детей?

Здесь возможны два пути:

  1. организация совместной предметной деятельности детей;
  2. формирование их субъективного взаимодействия.

Исследования показывают, что для младших дошкольников совместная основная деятельность не очень эффективна. Играя с игрушками, дети сосредотачиваются на них и в основном занимаются индивидуальной игрой. Их активный подход друг к другу сводится к попыткам выбрать привлекательные объекты от своих сверстников. Интерес к игрушкам, характерный для детей этого возраста, мешает ребенку «видеть» своего сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй способ, которым взрослый устанавливает отношения между детьми, обращает их внимание на субъективные качества друг друга: демонстрирует преимущества сверстника, нежно называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия и т. д. С этими влияниями взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, и возникает эмоциональное и практическое взаимодействие, основные черты которого описаны выше.

Таким образом, переход детей к субъективному, фактически коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку «обнаружить» сверстника и увидеть в нем то же существо, что и он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия детей в детском саду являются совместные детские игры, в которых они действуют одновременно и одинаково. Отсутствие объектов и конкурентное начало в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близостью детей, что благоприятно сказывается на развитии общения и межличностных отношений детей.

Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию значимого общения среди сверстников, но и адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду.

Общепринято, что для того, чтобы ребенок привык к ежедневному посещению детского сада, лучше дать ему как можно больше свободы, тем самым приблизив условия жизни в группе к их обычным домашним условиям. Поэтому при подготовке к приему детей все усилия учителей направлены в основном на создание уютного интерьера, подбор достаточного количества привлекательных игрушек. В то же время большие надежды возлагаются на то, что детские игрушки приведут в восторг, а учитель поможет их занять и организовать.

Однако очень часто вместо радости игрушки приносят детям большие печали. Дети отнимают их друг у друга, сражаются за них, вырывают их из рук того, кто тоже хочет приобрести привлекательную куклу или игрушечную машинку. Здесь мало помогают убеждения и объяснения взрослого (игрушки обычны, их нужно использовать вместе или по очереди, уступая друг другу). Слабая эффективность таких советов и указаний объясняется тем, что они вступают в явное противоречие со знакомым опытом детей, играющих дома, где они являются суверенными владельцами своих игрушек и могут играть с ними столько, сколько они захотят. Отсутствие у ребенка опыта в игровом общении и совместной игре со сверстником приводит к тому, что у другого ребенка он видит в основном претендента на привлекательную игрушку, а не дружелюбного и предпочтительного партнера.

Именно поэтому с первых дней посещения детского сада совместные игры были неоценимы для веселого настроения детей и их хорошего отношения друг к другу. В следующем разделе руководства описаны простые и доступные игры даже для младших дошкольников, которые способствуют дружеским отношениям со сверстниками.

В последние десятилетия психологические проблемы общения детей и сверстников привлекают внимание исследователей. Основным вопросом, который волнует ученых разных стран, является роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.

Концептуальные основы развития проблем общения, связанных с работами: В.М. Анкилозирующий спондилит, Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн А.Н. Леонтьев М.И. Лисина Г.М. Андреева Б. Спок, супруги Х. и М. Харлау, А. Кимпински, В. Хартап, Б. Коутс, Дж. Пиаже и другие отечественные и зарубежные психологи, считавшие общение важным условием психического развития, социализации и индивидуализации человека, формирование личности.

M.I. Лисина дает следующее определение коммуникации: общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата. Будет верно, что он согласится со всеми, кто подчеркивает, что общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых в равной степени является носителем деятельности и предполагает это в своих партнерах.

Таким образом, формирование личности возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии упор делается на общение детей друг с другом.

Игры, направленные на развитие общения между младшими дошкольниками и сверстниками

Игры в этой главе завоевали популярность среди многих поколений детей. Они способствуют единению детской группы, формированию внимательного отношения к сверстникам. Кроме того, эти игры дают ощущение принадлежности к группе, настолько веселые и спокойные, что так важно для детей.

Такие игры можно и нужно проводить с первых дней прибытия детей в группу. Игры помогут учителю объединить детей, объединить их общим интересным занятием для всех. Регулярное проведение таких совместных игр не только обогатит детей новым опытом, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка.

Предлагаемые игры основаны на партнерских отношениях в игре, на скоординированном участии каждого ребенка в мероприятиях, которые не основаны на отношениях вторжения и соперничества друг с другом. Первые игры веселые и детские хороводы. Они созданы по образцу народа и несут элементы фольклора и народной культуры. Они привлекают детей прежде всего потому, что удовлетворяют их потребности в движении, общении и образном поэтическом слове. Комбинация движений со словом способствует осознанию содержания игры, а ожидание уже осознанного действия облегчает его реализацию. Эти игры просты и доступны для детей 2-3 лет. Они помогают воспитателю завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Эти игры делают ребенка доступным для взрослых, для различных деловых и личных контактов с ним. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организации поведения ребенка в группе.

Первыми и простыми являются те развлечения и хороводы, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Дождь», «Прыжок-скок», «Поймай-поймай», «Набухай, пузырь», «Карусели» и другие. Общие движения и игровые интересы усиливают радостные переживания и эмоциональное восстановление. Кроме того, в этих играх дети учатся координировать свои движения с партнерами и фокусироваться на пространственных условиях движений.

Несколько более сложными для детей являются игры, в которых нужно по очереди выступать в небольших группах («Труба», «Подарки» и т. д.). Здесь дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушкам и играть активную привлекательную роль. Но ожидание в очереди наполнено еще одним активным действием, которое облегчает детям выполнение этих требований. Такие игры готовят новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и выбирает себе замену («Магазин игрушек», «Валя пошла по тропинке», «Кролик» и т. д.). Эти игры дают начало независимости и дружеским контактам детей.

Дальнейшие игры направлены на воспитание нравственно-волевых качеств личности, устранение негативного отношения к людям. Эти игры побуждают ребенка быть гуманнее своих сверстников и углубляют контакты со взрослыми. Каждый из них содержит пространственно-двигательную задачу, решение которой учит детей координации движений и действий. Движение становится визуальным и понятным средством для достижения ребенком игровой цели. Благодаря наглядности цели и простоте ее достижения, ребенок сам может оценить правильное поведение как других участников игры, так и свое собственное.

В играх «Догоняй» и «Мохнатый пес» дети учатся вместе преодолевать свой страх и смело сталкиваться с опасностью. Помощь в преодолении страха - это чувство локтя и поддержка других: держаться за руки, дети вместе, одновременно продвигаясь к «опасной линии». Удовольствие от совместных движений, эмоциональное восстановление также являются хорошей поддержкой для преодоления внутренних препятствий.

В следующих играх пространственно-моторная проблема решается не детьми одновременно, а в составе небольших групп, действующих по очереди. Желание ребенка получить активную роль слегка задерживается во времени, что учит детей считаться не только с собой, но и с другими. Сигнальное действие требует от ребенка более сознательных усилий.

Поддержка сознательного и более ответственного поведения в этих играх - это роль и воображаемая ситуация. Здесь движения являются средством выполнения игровых ролей, которые воплощены в самих названиях этих игр («Мохнатый пес», «Храбрый Мышь» и т. д.).

Большое значение для эмоциональной вовлеченности ребенка в роль играет образный текст; это также словесный сигнал новым движениям. Активность воображения становится своего рода осознанием игровой ситуации и облегчает реализацию правил игры. В финальных играх («Лиса и гуси», «Салаты-спасатели») дети учатся помогать друг другу (иногда рискуя попасться). Это требует особого сознания и определенных усилий. Опора здесь - это удовольствие, которое ребенок получает от своего доброго дела.

Наблюдая за действиями других, дети учатся оценивать свою правильность, видеть ошибки и неточности своих товарищей. На этой основе возникает способность оценивать свои действия, то есть появляются элементы самоконтроля.

Особенность всех предлагаемых игр заключается в том, что в них взрослый является центром притяжения: он не только вносит новую жизнь в жизнь детей, но и служит своего рода примером для них при выполнении игровых действий. Все игровые действия и движения сделаны в подражании взрослому и друг другу. Взрослый как бы заражает детей своей страстью. Для того, чтобы игра была активно принята детьми и приносила им не только радость, но и пользу для их развития, нужно умело представить ее.

Это требует понимания психологических особенностей игры и предварительной подготовки к ее реализации (составление четкого плана, умственная игра в нее и, конечно же, знание текстов). Во время игры очень важно оставаться свободным, художественно «заражать» детей весельем. Вы также должны понимать образовательную ценность каждой игры, краткое описание которой дается в начале описания.

Помимо общего веселья и активности, игра несет в себе организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах. Они говорят в ясной и краткой форме, что нужно и что нельзя сделать в этой игре. Конечно, в случае игры с детьми, нельзя начинать с объяснения правил. Однако в процессе проведения игр важно тактично и ненавязчиво донести эти правила до детей, чтобы их действия стали более произвольными и осознанными.

Одним из основных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольное участие детей. Неважно, если не все дети сразу присоединятся к игре. Вы можете начать это с небольшой группы добровольцев, которые быстрее откликнутся на приглашение преподавателя. Для других наблюдение за игрой станет интересным и полезным занятием. Постепенно они сами включатся в игру и станут ее участниками.

Большинство предлагаемых игр разработаны и адаптированы 3. Богуславской и опубликованы в книге 3. Богуславская и Е. Смирнова «Развивающие игры для дошкольников младшего возраста».

Вывод:

Итак, подводя итоги всей работы, хочу отметить, что общение является одной из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам Карла Маркса, люди «создают друг друга как физически, так и духовно ...». Вся человеческая жизнь идет в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он вырастет из человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - это социальное существо. Рассмотрев концепцию общения, мы можем выделить основные характеристики: целеустремленность, взаимодействие с целью достижения общего результата. Динамика содержания общения особенно важна для отечественных исследователей, в частности А.Г. Рузской, М.И. Лисина Е.О. Смирнова. Потребность в общении меняется от младшего дошкольного к старшему, от потребности в дружеском внимании и игровой кооперации - до старшего дошкольного возраста с его потребностями не только в дружеском внимании, но и в опыте. Необходимость общения дошкольника неразрывно связана с конкретными мотивами и средствами общения в определенном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах. Тем не менее, следующие неопровержимые и поддерживаемые в той или иной степени утверждения могут быть отмечены как общие с точки зрения исследований: дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в воспитании, так как это возраст первоначального формирования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные отношения, которые существенно влияют на развитие его личности.

Современные дети в общении со сверстниками более расслаблены, часто проявляют инициативу и креативность, взаимодействуют в различных ассоциациях и мероприятиях. Получая поддержку от сверстника в самых непредсказуемых играх и начинаниях, ребенок наиболее полно осознает свою оригинальность, детскую непосредственность, что иногда приводит к неожиданным открытиям в себе и окружающем его мире и доставляет детям огромное удовольствие. На развитие контактов с другими детьми в дошкольном возрасте влияет характер деятельности и наличие навыков для ее осуществления. В общении со сверстниками дети получают новые яркие впечатления, в совместных играх их потребность в активности наиболее полно удовлетворяется, развиваются эмоциональная и речевая сферы. Следует также отметить, что именно сверстники открывают детям новые возможности для самопознания, сравнивая себя с равным партнером во взаимодействии и общении. Еще одной важной особенностью общения со сверстниками является формирование у детей такого личностного качества, как инициатива (активность). Здесь ребенок должен уметь четко формулировать свои намерения, доказывать свою невиновность, планировать совместные действия, что, следовательно, требует от него развития в соответствии с возрастными нормами.

Взрослым нужно стимулировать эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения между детьми. Также целесообразно организовать детские и совместные игры в сочетании с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и способность действовать сообща, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с окружающими их людьми.