Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития произвольной памяти у дошкольников
Гендерные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)


Введение:

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница этой возрастной стадии сместилась, и многие дети стали школьниками, начиная с 7 лет, как раньше, но с 6. Соответственно границы начального школьного возраста, совпадающие с периодом начальной школы, в настоящее время устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Поэтому уровень достижений, достигнутых каждым ребенком на этой возрастной стадии, так важен. Если в этом возрасте ребенок не испытывает радости от познания, не обретает уверенности в своих способностях и способностях, это будет гораздо сложнее сделать в будущем. Глубокие изменения, происходящие в психологической форме младших школьников, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на этом возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне потенциал развития ребенка реализуется как активный субъект, познающий мир вокруг себя и себя, приобретающий собственный опыт действия в этом мире, поэтому так важно, чтобы ребенок был понят и принимаются сверстниками и взрослыми. Наиболее важные новообразования возникают во всех областях психического развития: интеллект, личность и социальные отношения трансформируются. Ведущая роль образовательной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший ученик активно включается в другие виды деятельности (игры, элементы работы, спорт, искусство и т. д.), в ходе которых совершенствуются новые достижения ребенка и консолидированы.

Человек проводит большую часть своей жизни в группе, и поэтому для человека чрезвычайно важно занять свое место в обществе и окружающих его. Эта работа предназначена для рассмотрения влияния тревоги младшего студента на жизнь человека, и, в частности, на социометрический статус человека в группе. Актуальность данной темы определяется тем, что человек начинает осознавать себя в школе, крайне важно, чтобы ребенок занимал достойное место среди сверстников, но в достижении успеха много проблем, в этом случае мы рассмотрим такая психологическая особенность, как беспокойство. Если человек сможет адаптироваться в команде в мире, будет на порядок меньше депрессии, стресса и разочарования. Самооценка и самооценка младшего студента основаны главным образом на оценках, которые он получает от взрослых, в первую очередь от родителей и учителей, хотя ему иногда приходится самостоятельно делать выводы из некоторых своих действий.

Психологическая характеристика тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Особенности тревожности в младшем школьном возрасте

Понятие тревоги

В этой статье мы рассматриваем такое эмоциональное состояние, как тревога и ее проявления.

Тревога как концепция возникает в рамках психоаналитического подхода; по мнению Фрейда, чувство тревоги связано с чувством беспомощности. К. Хорни определяет тревогу как врожденное свойство. Астахов выделяет функции тревоги: первая - это сигнальная функция (сигнал о состоянии, опасности); вторая функция поиска (поиск источника защиты и безопасности); третья функция оценки.

Спилбергер изложил понятия тревоги и тревоги. Тревога - это негативное эмоциональное состояние, которое сопровождается внутренним стрессом, беспокойством, активацией нервной системы. Тревога - это «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения, рассматривается как личностное воспитание и (или) как свойство темперамента из-за слабости нервных процессов».

Эмоции и чувства являются отражением реальности в форме переживаний. Различные формы чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и т. д.) Образуют совокупную эмоциональную сферу человека. Есть такие виды чувств, как моральные, интеллектуальные и эстетические. В соответствии с классификацией, предложенной К. Исардом, фундаментальные и производные эмоции различаются. К основным относятся интерес, возбуждение, радость, удивление, страдание горя, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные являются производными. Из сочетания фундаментальных эмоций возникает такое сложное эмоциональное состояние, как беспокойство, которое может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес-возбуждение.

В младшем школьном возрасте психологи считают, что нарушения детско-родительских отношений являются основной причиной беспокойства.

Определенный уровень тревожности является естественной и незаменимой чертой активного человека. У каждого человека свой оптимальный или желаемый уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. 

Как вы знаете, деятельность человека зависит от ситуации, от наличия или отсутствия беспокойства человека, но они также подчеркивают ситуативное беспокойство, которое человек испытывает в этой ситуации под влиянием текущих обстоятельств. D.B. Эльконин писал, что «та или иная деятельность выполняет свою ведущую функцию наиболее полно в период, когда она развивается, формируется, младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности». Можно сказать, что наличие беспокойства в большей степени повлияет на ведущий вид деятельности, что, по крайней мере, может повлиять на психологическое развитие младшего студента.

Рассматривая происхождение тревоги в психофизиологии, мы видим ряд механизмов. Собственные потребности, мысли и чувства человека, особенно его личная тревога, определяют когнитивную оценку ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции. Информация обо всем этом через механизмы нейронной обратной связи передается в кору головного мозга человека, влияя на его мысли, потребности и чувства. Одна и та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически запускает реакцию организма на угрожающие раздражители, что приводит к появлению контрмер и соответствующих реакций, направленных на снижение возникшей ситуативной тревоги. 

Говоря об определении тревоги, мы можем рассмотреть эту концепцию на основе различных психологических школ.

Понимание тревоги было введено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревогу как врожденное свойство человека, как состояние, изначально присущее человеку. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что у человека есть несколько врожденных побуждений - инстинкты, которые являются движущей силой человеческого поведения, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических побуждений с социальными запретами порождает невроз и беспокойство. Первоначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они сталкиваются с запретами цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои побуждения. Фрейд видит естественный выход из этой ситуации в сублимации «либидинальной энергии», то есть в направлении энергии для других жизненных целей: производства и творчества. Удачная сублимация избавляет человека от беспокойства. Тревога является показателем дисфункции личностного развития и, в свою очередь, оказывает на нее негативное влияние. Такое же негативное влияние на перспективу личностного развития также оказывает «нечувствительность к реальному плохому существованию в результате тревоги,« безопасность », возникающая под воздействием защитных механизмов (и в первую очередь под влиянием механизмов вытеснения»). Это приводит к такому негативному явлению, как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение невроза. По словам Адлера, невроз основывается на таких механизмах, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид не может достичь из-за каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий, то есть ясно видно, что невроз основывается на ситуациях, в которых человек в силу определенных обстоятельств так или иначе испытывает чувство тревоги. 

В гештальт-терапии происхождение тревоги объясняется биологическими предпосылками. Согласно теории, поведение человека подчиняется принципу формирования и разрушения гештальта. В психологии гештальт понимается как определенная организация частей, составляющая определенное целое. Человек и его окружение - это единый гештальт, структурное целое, среда воздействует на тело, а тело трансформирует среду. Возникает нагрузочная нагрузка, которая начинает занимать доминирующее место в теле - фигура появляется на заднем плане, затем тело ищет во внешней среде объект, который позволит ему удовлетворить эту потребность. Обнаружение его потребности удовлетворяется, и гештальт исчезает. Неудовлетворенная потребность образует неполный гештальт, что приводит к беспокойству.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования среди неофрейдистов и, прежде всего, К. Хорни. В теории Хорни, основные источники беспокойства и тревоги человека являются результатом неправильных человеческих отношений. 

Авторы не различают тревогу и тревогу. И то, и другое появляется как ожидание неприятностей, которые однажды могут вызвать у ребенка страх. Тревога или беспокойство - это ожидание того, что может вызвать страх. С тревогой ребенок может избежать страха.

Типы тревоги

Страх и беспокойство - две концепции, объединенные одним и общим

другими авторами. На мой взгляд, в страхе и тревоге есть общая составляющая в виде чувства тревоги. Обе концепции отражают восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если мы продолжим генеральную линию, то тревогу можно сравнить с глубоко скрытым страхом рассеянного характера.

Страх классифицируется как ситуативно и лично определяется; острый и хронический; инстинктивный и социально опосредованный; страх и беспокойство как состояния, соответствующие страху и беспокойству; реальный (с определенной угрозой) и мнимый (на уровне идей). С точки зрения серьезности страх делится на ужас, страх, сам страх, беспокойство, страх, беспокойство и волнение Возрастные и клинические проявления страха служат основой для соответствующего разделения. Клинически страх может быть навязчивым и переоцененным; невротик и психотик.

Вдохновленные детские страхи встречаются гораздо чаще. Их источником являются взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые по неосторожности заражают ребенка страхом, который излишне настойчив, подчеркнуто эмоционально указывает на наличие опасности. Среди внешних можно также отнести страхи, возникающие у чрезмерно взволнованных родителей. Разговор с ребенком о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражается на его психике, калечит ее. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной природе страха, даже если ребенок напуган внезапным стуком или шумом, потому что последний когда-то сопровождался крайне неприятным опытом. Подобная комбинация была запечатлена в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь невольно связана с любым внезапным звуковым воздействием.

Психологи выделяют постоянную тревогу в любой области: эта тревога может быть либо личной, «связанной» (например, школа, экзамен, межличностное общение и т. д.), либо общей, которая свободно меняет объекты тревоги в зависимости от изменения их значимости для человека. человек . Кроме того, психологи также проводят различие между адекватной тревогой, которая является отражением плохого самочувствия человека в определенной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, а тревога неадекватна или сама тревога в благоприятных для человека обстоятельствах.

В страхе, как и в тревоге, есть общая эмоциональная составляющая в форме чувств возбуждения и тревоги, то есть в обоих терминах отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Тревога, в отличие от страха, не всегда воспринимается негативно, потому что это возможно в форме радостного возбуждения, захватывающих ожиданий. Эмоционально недееспособный ребенок, в зависимости от психической структуры человека, жизненного опыта, отношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим принципом страха и тревоги является чувство тревоги. Это проявляется в том, что ребенок теряется, когда его просят, не находит подходящих слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто полностью умолкает. В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, а тревога протекает длительно. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то существует высокий, часто трансцендентный уровень тревоги, потому что он боится или, скорее, боится всего, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Это детский невроз, требующий клинической картины.

По большей части тревога - это предупреждение человеку о надвигающейся опасности, при отсутствии которой человек остается незащищенным от внешних факторов, негативно влияющих на психику.

Особенности тревожности у учеников начальных классов

Младшие студенты являются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко читаются на лице, в позе, жесте, в любом поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение его чувств является важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующим о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информация о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Негативный фон ребенка характеризуется депрессией, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или заискивает, голова и плечи опущены, выражение его лица грустное или безразличное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он проводит много времени в одиночестве, ничем не интересуясь. Во время осмотра такой ребенок находится в депрессии, неактивен, практически не вступает в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревоги. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как оно способствует углублению личных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Также возможно, что ребенок находит психологическую защиту, «входя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты; во сне его не воплощенные потребности удовлетворяются.

Некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности способствуют возникновению тревоги. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней чувствительность. Повышенная чувствительность таких людей выражается в их эмоциональной уязвимости и уязвимости, когда они «принимают все близко к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным реакциям. Подвергаясь страхам, дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и чувств - они «все держат в себе».

В младшем школьном возрасте рост самосознания связан, прежде всего, с новой социальной позицией учащегося. Социальная активность индивида проявляется в формировании чувства ответственности, долга, обязательства, всего того, что объединяет понятие «совесть» как совокупность морально-этических, нравственных основ личности. Переживание соответствия групповым стандартам, правилам и нормам поведения сопровождается выраженной виной в отношении мнимых или реальных отклонений. Л.П. Баданина связывает глубокое беспокойство девочек с тем, что они воспринимают роль школьника с большей осознанностью, чем мальчики. Также в разном возрасте у мальчиков и девочек преобладают разные виды тревожности. У девочек школьная тревога преобладает в 7–9 лет, а в 10 лет сменяется чувством собственного достоинства. В мальчиках 7 лет преобладает межличностное беспокойство, в то время как в школе преобладает 8-9 лет.

Поэтому, несмотря на общее снижение числа страхов, одним из главных страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу (68% для мальчиков в 10 лет; 91 и 92% для девочек в 8 и 9 лет). лет). В более широком смысле, боязнь опоздать означает не успеть, бояться получить порицание, сделать что-то не так, как следует. Социоцентрическая ориентация личности, повышенное чувство ответственности также проявляются в растущем страхе перед смертью родителей (у 98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). Соответственно, «эгоцентрический» страх смерти перед самим собой, хотя и остается относительно выраженным у мальчиков, у девочек заметно снижается. Страх перед нападением, огнем и войной, связанный со страхом смерти, одинаково интенсивен. Специфика тревоги у младших школьников также обусловлена ​​развитием так называемого магического настроения - веры (и страха, возникающего из нее) в несчастливые числа, дней, черного кота, пиковой дамы и т. д. В более широком смысле это страх несчастья, несчастья, фатальной (фаталистической) комбинации обстоятельств, то есть всего, что впоследствии развивается в страхах судьбы, судьбы, загадочных явлениях, предсказаниях, в том числе в положении звезд на небе и т. д. Такие страхи, страхи Предчувствия являются отражением начинающейся тревоги, подозрительности и внушаемости, типичной для младшего школьного возраста.

Обычно тревожные дети - очень уверенные в себе люди с нестабильной самооценкой. Их постоянный страх перед неизвестным заставляет их редко проявлять инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не привлекать внимание окружающих, вести себя дома и в детском саду, стараться четко выполнять требования родителей и воспитателей - они не нарушают дисциплину. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их пример, аккуратность, дисциплина носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудач. Известно, что предпосылкой для беспокойства является повышенная чувствительность (чувствительность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится беспокойным. Многое зависит от того, как родители общаются с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Повышению беспокойства у ребенка могут способствовать такие факторы, как чрезмерные требования со стороны родителей и опекунов, поскольку они вызывают хроническую неудачу. Столкнувшись с постоянными несоответствиями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ожидают от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в беспокойство.

Другим фактором, способствующим формированию тревоги, являются частые упреки, вызывающие чувство вины («Вы так плохо себя вели, что у вашей мамы болит голова», «Из-за вашего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится быть виноватым перед родителями. Зачастую причиной большого количества страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предупреждений, опасностей и тревог. Чрезмерная родительская строгость также способствует страхам. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, то есть чем больше мать запрещает дочь или отца сыну, тем больше у них опасений. Зачастую родители, не задумываясь, внушают детям страхи своими неосознанными угрозами, такими как: «Дядя возьмет тебя в сумку», «Я оставлю тебя» и т. д. Это способствует формированию психологических защитных реакций в форме агрессия направлена ​​на других. Итак, один из самых известных способов, которые часто выбирают взволнованные дети, основан на простом выводе: «чтобы они ничего не боялись, нужно убедиться, что они боятся меня». Маска агрессии тщательно скрывает беспокойство не только от других, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души они все еще испытывают ту же тревогу, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой поддержки. Также реакция психологической защиты выражается в отказе общаться и избегать лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, неактивен.

Тревога и страхи окружают человека с самого рождения, некоторые из них оставляют след на всю жизнь, другие проходят со временем. На каждом этапе психофизиологического созревания человека наступает новый этап страхов, и, как оказалось, у них есть свой гендерный аспект, с которым они должны научиться бороться.

Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Понятие социометрического статуса

Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе, по мнению Дж. Морено, является той первичной социально-психологической структурой, характеристики которой во многом определяются не только интегральными характеристиками группы, но и состоянием души человека. 

Социометрический метод используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью их изменения, улучшения и улучшения. Используя социометрию, можно изучать типологию социального поведения людей в групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Ю. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и других.

Внутренняя ориентация человека в системе внутригрупповых отношений - это личное субъективное восприятие его собственного статуса, способа, которым он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на других членов группы. Фактический статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться.

Каждый член группы оценивает остальных, поэтому постепенно развивается цепочка предпочтений и отчуждений. Социометрические методы позволяют выражать внутригрупповые отношения в виде числовых значений и графиков и, таким образом, получать ценную информацию о состоянии группы.

Социометрическая процедура может быть направлена ​​на:

  1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  2. выявление «социометрических позиций», то есть относительного авторитета членов группы по признаку симпатии-антипатии, где «лидер» группы и «отвергнутые» находятся на крайних полюсах;
  3. открытие внутригрупповых подсистем, связанных между собой организаций, во главе которых могут быть их неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет измерить доверие формальных и неформальных лидеров к перегруппировке людей в команды, чтобы уменьшить напряженность в команде, возникающую из-за взаимной враждебности некоторых членов группы.

Особенности социометрического статуса

Социометрический статус характеризует индивидуальные черты личности как члена группы. Это количество вариантов (предпочтений), которые каждый член группы получает в соответствии с результатами социометрического опроса. Позитивный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее влияние на команду, чем другие. Как правило, они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и инициативы, которые они демонстрируют, более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они наметить план действий, направить их и привести членов их группы, которые следуют по намеченному пути и следуют их рекомендациям. Они играют важнейшую роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, а также внушают уверенность другим членам группы в достижении их целей. Функции руководителей - это функции специалиста в определенной области (эксперта), который в течение длительного времени инициирует структуру соответствующей ему задачи и функцию специалиста в области межличностных отношений, которая регулирует психологический микроклимат. в группе. Отрицательный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.

Особой методикой измерения социометрического статуса является социометрия. Простейшим методом определения социометрического статуса является процедура тайного голосования для конкретного кандидата на конкурентных выборах. В процессе отбора такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует взаимный выбор) и триады (могут возникать, когда все три человека похожи друг на друга, когда один привлекает двух других, которые не особенно похожи друг на друга, или когда два человека зависят от третьего, кто их эксплуатирует). Морено также говорит о формациях, звездах, которые состоят из естественного лидера и его последователей.

Социометрические методы действительно интенсивно применяются в теоретической и прикладной психологии и социологии. «Широкое использование социометрии имеет ряд причин, по словам Ю.Л. Коломинского, среди которых можно указать на тот факт, что он, казалось, заполнил вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных методов, и далее это сказалось на том, что он дал результаты в форма количественных показателей в сфере, которая традиционно считалась «неформализованной». По мнению А. В. Петровского, социометрические технологии являются сегодня одним из немногих способов, с помощью которых вы можете увидеть систему межличностных отношений, часто скрытую от непосредственного наблюдения в небольшой группе. 

Они различают рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих отношений, официальную и формальную структуру общения. В любой социальной группе всегда существует психологическая структура неформального или неформального порядка, которая формируется как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга. Как правило, в группе существует несколько неформальных структур (например, структуры взаимной поддержки, взаимного влияния, популярности, престижа, лидерства и т. д.). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии этот эффект можно оценить. Наиболее распространенной задачей социометрии является изучение неформального структурного аспекта социальной группы и психологической атмосферы в ней.

Л. Десев предлагает рассмотреть сильные и слабые стороны социометрических методов:

  • Положительная сторона.
  1. «Демократия» опроса - регистрируются чувства и настроения всех членов группы или коллектива (для социометрического опроса необходимо опросить всех членов этой группы)
  2. Количественная диагностика структуры группы и коллектива, межличностных отношений и их динамики, спонтанных побуждений и скрытых чувств, положения (статуса) личности и его удовлетворенности общением в группе или коллективе.
  3. Возможность применения системно-структурного анализа и моделирования личных (преимущественно эмоциональных) отношений в группе или команде.
  4. Возможность в короткие сроки собрать материал значительного объема, который поддается математически-статистической обработке и может быть представлен визуально.
  • Отрицательная сторона.
  1. Ограниченные познавательные возможности (отсутствие возможностей для достаточно глубокого и всестороннего анализа личности, группы и команды):
  2. записаны не все, а преимущественно эмоциональные отношения, выражающиеся в симпатии, антипатии, равнодушии;
  3. оставаться в тени мотивации, причин определенных взаимоотношений отдельных лиц;
  4. сравнительно небольшая информативность;
  5. они подходят для исследования групп и коллективов, численность членов которых не превышает 40 человек.
  6. Опасность субъективности - реальные отношения в повседневной жизни и в процессе труда между людьми не всегда совпадают с теми, которые фиксируются социометрией.
  7. Число взаимных выборов, используемых в социометрических технологиях для установления командной сплоченности, является ненадежным показателем - большое количество взаимных выборов может отражать большое количество автономных групп, между которыми нет коллективистских отношений.
  8. Относительно сложный и длительный метод статистической обработки (особенно социометрические данные для больших групп и множество критериев). 

Итак, говоря о социометрическом статусе, мы говорим о предпочтениях и отклонениях человека, о том, какое место он занимает в межличностных отношениях из-за выборов и какие проблемы могут возникнуть из-за несогласия с его позицией.

Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Как известно, на стыке перехода от дошкольника к младшему школьнику ребенок переживает кризис 7 лет. Это кризис саморегуляции.

Ребенок начинает регулировать свое поведение по правилам. Ранее гибкий, он вдруг начинает претендовать на внимание к себе, его поведение становится претенциозным. С одной стороны, он демонстрирует в своем поведении демонстративную наивность, что раздражает, так как интуитивно воспринимается другими как неискренность. С другой стороны, это кажется излишне взрослым: устанавливает нормы для других. Для ребенка единство аффекта и интеллекта нарушается, и этот период характеризуется преувеличенными формами поведения. Ребенок не может контролировать свои чувства (он не может сдерживать, но и не может их контролировать). Дело в том, что, потеряв некоторые формы поведения, он еще не приобрел другие. 

Ребенку нужно уважение со стороны взрослых, сверстников, учителей, родителей. Любой младший ученик требует этого уважения, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому и независимому человеку, и если он увидит, что его понимают и его потребности удовлетворены, тогда он будет строить отношения с этим человеком на основе понимания. Д.И. Фельдштейн отмечает, что дети 10–11 лет отличаются очень своеобразным отношением к себе: около 34% мальчиков и 26% девочек абсолютно отрицательно относятся к себе. Оставшиеся 70% детей отмечают положительные черты в себе, но отрицательные черты все еще перевешивают. Это еще раз подтверждает, что ребенок только формирует отношение себя к себе, он начинает замечать не идеальность со своей внешностью, фигурой, статусом, сравнивая себя с другими, детскими комплексами которые могут прочно сесть в сознание человека, начинаются здесь.

Ребенок, получив некоторую самостоятельность в школе, начинает задумываться о себе как о личности. У него есть желание иметь свою собственную точку зрения на все, появляется суждение о его социальной значимости - самооценке, которая развивается благодаря развитию самосознания и получению обратной связи от людей, значимых для него.

На поведение и развитие детей влияет лидерство взрослых: авторитарное, демократическое или коварное (анархистское). Дети чувствуют себя лучше и успешнее развиваются в условиях демократического лидерства. Начиная с шести лет, дети проводят все больше времени со своими сверстниками и почти всегда имеют с ними один и тот же пол. Конформизм усиливается, достигнув своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя комфортно среди своих сверстников и, как правило, умеют сотрудничать.

С началом среднего детства происходят значительные изменения в области социальных взаимодействий. Более того, характер социального взаимодействия детей младшего школьного возраста существенно различается с момента их поступления в школу и до окончания периода среднего детства.

Психологи отмечают, что поначалу общение первоклассника с другими детьми в классе осуществляется в основном через учителя, который постепенно учит детей вступать в прямые контакты друг с другом. 

Сфера общения со сверстниками, как правильно указала Л. Валькова, заключается в мотивации выбора партнера младшими школьниками; по-прежнему существует необходимость в игровом общении. Однако многие ученики мотивируют свой выбор внешними факторами: «мы живем по соседству», «моя мама дружит с его матерью» и т. д. В 3-4 классе ситуация меняется. Детский коллектив начинает формироваться со своими собственными требованиями, нормами, ожиданиями, и чем глубже ребенок «включен» в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения его сверстников. 

С 10 лет группа, группа сверстников занимает значительное место в жизни ребенка; он, безусловно, соответствует их стандартам, нормам и правилам, которые порой могут принимать форму «религиозного культа». Дети объединяются в группы интересов, иногда они могут быть жестокими по природе, для чего они используют шифры, коды, секретные знаки. Они стремятся изолировать себя от взрослого мира, есть тенденция нарушать правила и нормы морали.

Однако, по словам Д. И. Фельдштейна, существует еще одна тенденция объединять детей в группы - это национальность. 

Связь среди младших школьников развивается в соответствии с их интересами, тем выше социометрический статус личности, тем больше вокруг него тех, кто беспрекословно следовать всем желаниям. Такое общение не всегда благоприятно влияет на тех, кто не обладает лидерскими способностями, но, отклоняясь от принятых норм, человек рискует быть «исключенным» из группы в лучшем случае, а в худшем - униженным.

Социометрия является одним из наиболее эффективных способов изучения эмоциональных отношений в небольшой группе. Это уникальный способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявления «слабых», униженных и отвергнутых лиц и их дальнейшей психологической коррекции с целью повышения самооценки ребенка для достижения достойного положения в обществе.

Тревога и страхи окружают человека с самого рождения, некоторые из них оставляют след на всю жизнь, другие проходят со временем. На каждом этапе психофизиологического созревания человека наступает новый этап страхов, и, как оказалось, у них есть свой гендерный аспект, с которым они должны научиться бороться. Чувство тревоги в оптимальном соотношении защищает человека, предупреждая его об опасности, но при высоком или даже критически высоком уровне тревоги это может привести к клиническим последствиям. Поступление ребенка в школу приводит к ряду страхов, расследований и тревог, ему необходимо быстро освоить новые социальные роли, правила и обязанности - в этот момент важно поддерживать и помогать ученику постепенно знакомить его с новый незнакомый мир. Взрослые должны быть предельно осторожны в общении с детьми, так как сами могут навязывать ему беспокойство и страх.

С помощью социометрии вы можете сделать много измерений в группе: статус, сплоченность, взаимность и т. д. В результате вы можете легко определить тех детей, которые нуждаются в помощи. Социометрия выявляет лидеров (формальных, неформальных), отвергнутых, принятых ... можно проследить связи детей, количество подгрупп, взаимность отношений. У детей с низким статусом есть проблемы в некоторых областях, что очень важно вовремя заметить. Любой молодой школьник нуждается в понимании и одобрении родителей и учителей только в том случае, если в будущем у него будет благоприятный статус. Процедура позволяет увидеть скрытую систему межличностных отношений.

Эмпирическое исследование тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Рабочая концепция исследования

Задача данного исследования определяется как взаимосвязь личностных характеристик ученика начальной школы и статуса ребенка в классе. Потому что именно от личных особенностей ребенка зависит его статусное положение.

Изучение социометрического статуса ученика начальной школы является сегодня одной из наиболее актуальных тем в становлении личности, оно может быть связано со многими факторами, в результате которых определяется статус личности, в нашем исследовании мы говорить о таком факторе, как беспокойство. Спилберг дает определение тревожности как индивидуальной психологической особенности, проявляющейся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге ее возникновения, рассматривается как личностное образование и (или) как свойство темперамента из-за слабости нервных процессов. З. Фрейд утверждал, что тревога является показателем дисфункции личностного развития и, в свою очередь, оказывает на нее негативное влияние. 

Основатель социометрической техники Дж. Морено определяет термин «социометрия» - это измерение межличностных отношений в группе. Это определение полностью объясняет суть техники.

Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, выборка и методы исследования

Объектом этого исследования является беспокойство ученика начальной школы.

Предметом является уровень школьной тревожности, как фактор социометрического статуса в младшем школьном возрасте.

Целью исследования является выявление взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности ученика начальной школы.

Научно-исследовательские цели:

  1. выявить уровень школьной тревожности младших школьников;
  2. выявить социометрический статус младших школьников;
  3. выявить взаимосвязь социометрического статуса и уровня тревожности ученика начальной школы.

Теоретическая гипотеза - высокий уровень тревоги будет фактором низкого социометрического статуса.

Эмпирическая гипотеза:

  1. младший ученик с высоким уровнем школьной тревожности имеет низкие показатели социометрического статуса;
  2. Младший ученик с низким показателем социального статуса характеризуется высоким уровнем общей школьной тревоги, боязни самовыражения и боязни не соответствовать ожиданиям других.

Выборка включает в себя как мальчиков, так и девочек, учащихся 4 класса, в количестве 29 человек, из которых 16 девочек и 13 мальчиков в возрасте 9-10 лет.

В исследовании используются следующие методы обработки данных:

Для определения уровня тревожности у младших школьников использовалась методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности». Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Текст состоит из 58 вопросов, которые могут быть прочитаны школьникам, и, как в нашем случае, могут быть предложены в письменной форме. Каждый вопрос требует четкого ответа «да» или «нет».

Инструкция для ребенка: «Ребята, теперь вам предложат анкету, которая состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Постарайтесь ответить искренне и правдиво, нет верных или ложных, хороших или плохих ответов. Не думай о вопросах долгое время. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ «+», если вы с ним согласны, или «-», если вы не согласны».

При измерении социометрического статуса эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста была проведена параметрическая социометрическая процедура с возможностью сделать четыре выбора.

Ход обучения: каждому ребенку задавали четыре вопроса:

  1. Кого бы вы пригласили на день рождения?
  2. С кем бы вы хотели сидеть за одним столом?
  3. С кем бы вы хотели отправиться в поход?
  4. Кого бы вы хотели посетить? 

На основании психологического исследования уровня тревожности и социометрического статуса был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r-Пирсона. Задача, с которой мы столкнулись, заключалась в изучении взаимосвязи между двумя метрическими переменными, измеренными на одном и том же образце.

Измерение тревожности у детей младшего школьного возраста

По результатам проведена обработка данных, интерпретация проведена по 8 факторам: общая тревожность в школе, социальный стресс, разочарование в необходимости успеха, боязнь самовыражения, боязнь ситуации тестирования знаний, боязнь не соответствует ожиданиям других, низкая физиологическая устойчивость к стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Анализ результатов показывает, что у группы в целом низкий уровень тревожности, к этой категории относится больший процент школьников. Если рассматривать тревогу по отдельным факторам, то наивысший уровень - это страх перед тестированием знаний - 27% детей и низкая физиологическая устойчивость к стрессу - 26% детей. Это может указывать на то, что в нашем случае большинство детей испытывают страх проверки (задачи, достижения, возможности ...), могут иметь неадекватный, разрушительный ответ, что снижает адаптацию ребенка к стрессовой ситуации.

Низшим показателем тревожности является уровень испытываемого социального стресса - 51%, разочарование в необходимости успеха 52%. Это говорит о хорошем эмоциональном состоянии детей, на этом фоне развиваются социальные контакты, а также благоприятный психологический фон, позволяющий детям реализовать себя.

Измерение социометрического статуса детей младшего школьного возраста

Обработка результатов социометрической методологии осуществлялась следующим образом: в подготовленной социометрической таблице мы фиксируем выбор детей в порядке выбора, отмечаем взаимные выборы и проводим общий подсчет.

Далее мы графически оформляем результаты исследования в виде социограммы (карточки групповой дифференциации). Сначала нарисуйте четыре концентрических круга, разделите их пополам по диаметру. У нас мальчики справа, девочки слева. Мы изображаем мальчиков в форме треугольников с основанием вверх, девочек в форме треугольников с основанием вниз. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу выборов, которые они получили.

Итак, в центральном круге будут дети со статусом «звезды», следующий круг со статусом «предпочтительный», далее «принятый», самый последний круг со статусом «не принятый».

Затем, соединяя линии выбора детей, мы увидим характер взаимоотношений, особенно половой дифференциации, взаимной симпатии. Из условного распределения детей по группам мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все их сверстники из числа тех, кого они сами выбрали, имеют основание для более высокого эмоционального благополучия, бодрости, чем те дети, которые могут быть выбранные, но совсем не те, к которым они стремятся.

Следующим этапом работы является определение диагностических показателей социометрических исследований и их интерпретация.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется количеством полученных выборов. В зависимости от этого детей можно отнести к одной из 4 статусных категорий: «звезды», «предпочтительный», «принятый», «не принят».

Уровень благополучия отношений (BWM). Если большинство детей в группе находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, ИМТ определяется как высокий, с таким же соотношением - средний, если в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом - низкий, что означает большинство детей В системе межличностных отношений неудовлетворены, их неудовлетворенность заключается в общении, признании со стороны сверстников. В нашем случае BWM = 44%, уровень в группе был определен как низкий. 

Таким образом, мы видим, что статусная позиция «звезды» имеет наиболее благоприятную позицию, все выборы, которые они сделали, являются взаимными, большинство предпочтений из класса принадлежат им, и они также занимают лидирующие позиции по количеству выбора. Статус «Предпочтительный» занимает 10 человек, половина выборов - взаимные, большое количество выборов - либо для тех детей, которые имеют такой же статус, либо для «Звезд», выборы по другим статусам занимают небольшой процент. Статус «Принят» имеет большое количество детей - 16 человек, что свидетельствует о низком уровне благополучия отношений, немногочисленных взаимных выборах, почти все выборы подпадают под первые два статуса. Статус «Не принято» имеет одного человека, не имеет единого выбора, она делает выбор «принятый» и «предпочтительный». Группа не является полностью сплоченной, имеет много подгрупп, в основном эти подгруппы являются статусными. Мы видим, что тревога связана с социометрическим статусом, но не для всех факторов. Для достоверности исследования мы проводим корреляционный анализ.

Изучение взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности ученика начальной школы

На основании психологического исследования уровня тревожности и социометрического статуса был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r-Пирсона. Задача, с которой мы столкнулись, заключалась в изучении взаимосвязи между двумя метрическими переменными, измеренными на одном и том же образце. Те. взаимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте. Корреляция проводилась с использованием компьютерной программы Microsoft Excel.

Вероятность ошибочного отклонения составила р = 0,05 в таких факторах, как: переживание социального стресса, разочарование в необходимости успеха, страх самовыражения - это означает, что мы допустили ошибку в 5 субъектах из ста. Вероятность ошибочного отклонения составляла p = 0,01 в отношении коэффициента общей тревоги в школе, что означает, что мы допустили ошибку в 1 из 100 предметов.

Другие факторы: боязнь ситуации с проверкой знаний, боязнь не оправдать ожиданий других, низкая физиологическая устойчивость к стрессу, а также проблемы и страхи в отношении учителей - не дали положительных или обратных результатов исследования, здесь можно сказать, что эти факторы не влияют на социометрический статус.

Уровень тревожности связан с социометрическим статусом младших школьников по таким факторам: общая тревожность, переживание социального стресса, разочарование в необходимости успеха, страх самовыражения.

Эта гипотеза была частично подтверждена:

  1. младший ученик с высоким уровнем школьной тревожности имеет низкие показатели социометрического статуса;
  2. Младший ученик с низким социальным статусом характеризуется высоким уровнем общей школьной тревожности и боязни самовыражения.

Вывод:

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы.

В целом у группы низкая тревожность, к этой категории относится больший процент школьников. Если учесть беспокойство по поводу отдельных факторов, то самым большим уровнем является страх перед ситуацией проверки знаний и низкая физиологическая устойчивость к стрессу.

Низшим показателем тревожности является уровень переживания социального стресса, разочарование в необходимости успеха.

Изучая социометрический статус, мы видим, что статусная позиция «звезды» составляет небольшой процент детей. Статус Preferred занимает менее половины детей в классе. Принятый статус имеет большое количество детей. Статус «Не принято» имеет одного человека. Группа не является полностью сплоченной, имеет много подгрупп, в основном эти подгруппы являются статусными.