Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)
Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах
Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости


Введение:

Актуальность. Существовать в современном мире, игнорируя при этом такие явления, как средства массовой информации, невозможно. В то же время ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы, чтобы адекватно оценить происходящее на экране, и, к сожалению, полученные знания могут содержать негативную информацию. В наши дни, чтобы получить его, детям просто нужно вставить открытый журнал или просто нажать кнопку на компьютере или пульте дистанционного управления. Как сделать так, чтобы в этих сложных условиях избежать нарушений самооценки дошкольников? Эта проблема послужила началом для выбора темы курсовой работы, актуальность которой бесспорна в современном обществе, поскольку есть исследования по этому вопросу, но время изменилось, появились новые научные факты, новые научные теории; а также перед нами стоит задача обобщения и сравнения фактов, полученных в различных психологических отраслях.

Цель: изучить влияние СМИ на самооценку детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: деятельность СМИ.

Предмет исследования: влияние средств массовой информации на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Научно-исследовательские цели:

  • изучить теоретико-методологические аспекты формирования самооценки.
  • Сформулировать классификацию СМИ и представить ее характерологический анализ.
  • Провести экспериментальное исследование влияния СМИ на младшего школьника.
  • выявить проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения, эксперимента, наблюдения, анализа и обобщения результатов.

Теоретические и методологические аспекты формирования самооценки

Самоуважение как один из регуляторов жизни человека

Самооценка - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также оценивать его навыки, способности, личные качества, сильные и слабые стороны. Самооценка позволяет людям, насколько это возможно, вести себя максимально объективно, строить планы, ставить различные цели и достигать их, оценивать возможности и потребности в различных областях, продумывать действия и принимать обоснованные решения.

Самоуважение - это целостное образование, которое составляет концепцию вашего «я» (я-концепции) и самосознания человека. Благодаря самооценке человек имеет возможность: регулировать отношения с другими, личное поведение в обществе, проникнуться чувством уважения к себе, Почувствуй свою самостоятельность и относительную независимость.

Самоуважение часто приравнивается ко всем выводам о себе, ваших характеристиках, характеристиках, возрасте, планах и опыте. В этом случае он не может выступать в качестве экспертного (объективного) суждения и оценки. Невозможно переоценить необходимость самооценки в прогнозировании индивидуальных успехов.

В современной психологии выделяют несколько типов самооценки.

Адекватная / неадекватная самооценка. Эти типы самооценки личности являются наиболее значимыми, поскольку с их помощью можно определить, насколько правильно и правильно человек оценивает свои силы, поступки и качества.

Высокая / средняя / низкая самооценка. Каждый сорт соответствует уровню рейтинга. Завышенная оценка выражается в сильном преувеличении личной значимости, недооценивается степень заслуг, наоборот, сводятся к минимуму их положительные качества и максимизируются недостатки. Эти типы самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкие препятствуют решительности действий, а высокие предполагают, что все так хорошо, и в целом ничего не нужно делать.

Стабильная / плавающая самооценка. Они характеризуются отождествлением чувства собственного достоинства человека с его настроением или успехами в любых ситуациях (периодах жизни).

Общая / частная / специфическая ситуативная самооценка. Указывает на область, охватываемую этой оценкой. То есть, дает ли человек оценку себя по физическим или умственным данным, в определенной области: бизнес, семья, спортивная карьера. Иногда это может относиться только к определенным ситуациям.

Отечественные психологи, как правило, рассматривают самооценку как сторону самоидентификации личности, как продукт ее развития, порождаемый всей человеческой деятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Оба перечисленных психологических феномена носят преимущественно социальный характер и зависят от социальных условий.

«Важнейшим источником развития самооценки является оценка людьми результатов человеческого поведения и деятельности, а также непосредственно качеств его личности». А Б.Г. Ананьев подчеркнул, что ведущим критерием формирования суждений о себе является жизнь в команде и правильное развитие ценностных отношений, которые формируют самооценку.

Исследования показали, что критерии, которые облегчают оценку качеств окружающих человека людей и с помощью которых они оценивают его, также предназначены для оценки самого себя. Подчеркивая детерминацию самооценки личности в общественных отношениях, С.Л. Рубинштейн писал: «Общественная оценка человека основана на нас ... на его общественно полезной работе ... на том, что он представляет и что дает. Следовательно, его самооценка определяется тем, что он как общественный деятель делает для общества. Это новое ... отношение к работе является основой, на которой перестраивается вся психология личности; оно также становится основой и ядром ее самосознания».

Бг Ананьев отметил, что наличие личности в коллективе и правильное развитие ценностных отношений формируют самооценку имеют большое значение в формировании мыслей о себе.

В связи с тем, что феномен самооценки был включен в структуру мотивации деятельности, человек постоянно соотносит свои способности, умственные ресурсы с целями и средствами деятельности. Следовательно, функции самооценки и самооценки психической жизни личности выражаются в том, что они выступают в качестве внутренних условий для регулирования поведения и деятельности человека.

Таким образом, наиболее важным компонентом целостного самосознания человека, который является самооценкой, является необходимое условие гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он взаимодействует на протяжении всей жизни.

Самооценка начинает формироваться на ранних этапах развития ребенка под влиянием оценки личностных качеств взрослыми. В процессе развития способность ребенка самостоятельно оценивать свои действия и себя постепенно возрастает - его самооценка менее подвержена влиянию извне. «Иногда существует несоответствие между личной самооценкой и оценкой других. Если эта оценка выше самооценки, то это может стать стимулом для развития личности. В противном случае такое расхождение может привести к эффекту неадекватности». В таких условиях самооценка ребенка или взрослого требует серьезной коррекции.

Таким образом, можно сделать вывод, что самооценка является результатом сложного и продолжительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы его формирования: оценки других, анализ человеком своих успехов и неудач, результаты деятельности, в которых проявляются качества его личности. проявляется.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (7-11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (например, подросткового возраста), тогда как в этот период происходит активное формирование личности. Вступление в школьную команду становится поворотным моментом в жизни ребенка, так как ведущий вид деятельности меняется. Новые отношения развиваются со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок входит в целую систему коллективов (в общешкольном классе, в небольшие группы, которые в них существуют). Включение в новый вид деятельности - доктрина, которая выдвигает большое количество требований к ученику, побуждает его подчинить свою жизнь строгой организации, регулированию и режиму. Все это напрямую влияет на формирование и консолидацию новой системы отношений с окружающей действительностью, другими людьми, обучением и связанными с этим обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, усваиваются нравственные нормы поведения, и начинает формироваться социальная ориентация личности. Моральное сознание младших школьников претерпевает значительные изменения с I по IV класс. Моральные знания и суждения в конце возраста значительно расширяются и становятся более осознанными. Если моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте их собственного поведения, на конкретных инструкциях и объяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда думая, то учащиеся III-V классов в Помимо собственного опыта, постарайтесь проанализировать опыт других людей. Большое влияние в этом возрасте оказывает чтение художественной литературы, просмотр фильмов.

Моральное поведение также формируется. Дети совершают нравственные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителей (7-8 лет). Школьники III-IV классов гораздо чаще совершают такие действия по собственной инициативе, не дожидаясь инструкций извне.

Характер в младшем школьном возрасте только обретает форму. Характерные проявления у младших школьников могут различаться по непоследовательности и нестабильности. В этом случае иногда временные психические состояния могут быть приняты за черты характера. Иногда кажется, что ребенок настойчив, способен преодолевать трудности в учебной деятельности, доводить каждый случай до конца. Но опытный психолог может определить, что это временное психическое состояние, и ребенок проявляет эти качества только при определенных условиях: наблюдая за примером другого человека или со своей собственной успешной деятельностью. Неудачи тревожат такого ребенка.

В поведении младших школьников можно наблюдать четкие типологические особенности высшей нервной деятельности, которые в последующем пересекаются (маскируются, как говорят психологи) с обычными формами поведения, сложившимися в жизни. Застенчивость, изоляция могут быть прямым проявлением слабости нервной системы, импульсивности, сдержанности - проявлением слабости тормозного процесса, медленной реакции и переключения с одного вида деятельности на другой - проявлением низкой подвижности нервных процессов. Разумеется, этот факт ни в коей мере не снимает задачи воспитания: нервная система, на которую указывает И.П. Павлов очень гибок и способен на некоторые изменения под воздействием внешних воздействий. Кроме того, как известно, контроль над типологическими проявлениями возможен со стороны сознания, что необходимо для обучения студентов.

Характер младшего школьника отличается определенными чертами, например: стремление действовать без промедления под воздействием мгновенных побуждений, побуждений, по случайным причинам, не задумываясь, не взвешивая все обстоятельства. Причина этого явления понятна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, необходимость активного внешнего разряда. Поэтому не все случаи нарушения внутренних правил школы младшими школьниками следует объяснять недисциплинированностью.

Возрастная особенность также является общим недостатком воли: дети младшего школьного возраста еще не способны в течение длительного времени идти к намеченной цели, тщательно преодолевая трудности и барьеры. В случае неудачи он может потерять веру в свои силы и возможности.

Позитивные черты, такие как отзывчивость, спонтанность и доверчивость, также относятся к возрастным характеристикам школьников. Важной возрастной особенностью является подражание - ребенок младшего школьного возраста пытается подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать социально ценные личностные качества через личный опыт, например, с другой стороны, оно также содержит отрицательную сторону: младший ученик приобретает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший школьник играет в волейбол, то все копируется: свободная походка, грубые выражения, вредные привычки старшего.

Младшие ученики очень эмоциональны. Это выражается, во-первых, в том, что деятельность младших школьников, как правило, окрашена эмоциями. Во-вторых, младшие школьники по-прежнему не могут сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. А также младшие школьники отличаются большой эмоциональной нестабильностью, частой сменой настроения, склонностью к аффектам, кратковременными и насильственными проявлениями радости, горя, страха, гнева. С годами развивается способность регулировать свои чувства и контролировать нежелательные проявления.

Младший школьный возраст открывает широкие возможности для воспитания положительных качеств характера. Гибкость и общеизвестная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым учитель пользуется в их глазах, - все это необходимо для поддержки образования.

Роль самооценки в младшем школьном возрасте. Каждый человек в процессе своей жизни, деятельности, общения с людьми формирует определенную самооценку. Он развивается под влиянием двух основных факторов: оценки окружающих вас людей и сравнения результатов вашей деятельности с результатами других людей, с выборкой.

Самоуважение у детей часто не соответствует их реальным достижениям и возможностям в различных видах деятельности. Некоторые дети переоценивают себя, другие недооценивают себя, в то время как оба явления могут касаться только определенных видов деятельности, но также могут быть распространены, когда младший ученик уверен в себе или, наоборот, не уверен в себе, во всем.

Если ребенок этой возрастной группы сталкивается с неудачей, если по сравнению с другими детьми он всегда чувствует, что он в чем-то уступает, особенно если это различают взрослые и дети, у него быстро развивается чувство неуверенности в себе, неадекватная низкая самооценка -почитать. Ребенок с такой самооценкой боится выполнять даже выполнимые задачи: младший ученик боится неудачи, тех переживаний, которые с ним связаны.

Самоуважение, как известно, формируется под влиянием оценок окружающих и результатов его собственной деятельности. Однако по мере развития чувства собственного достоинства оно, в свою очередь, начинает активно влиять на поведение ребенка, определяя его реакцию на воздействие воспитателей.

Если определенная самооценка поддерживается другими в течение достаточно длительного времени и если она также высока и обеспечивает ребенку почетное место в команде и чувство собственного достоинства, то поддержание такой самооценки становится, в конце концов, потребность ребенка Эта потребность в определенном, самоудовлетворенном человеке самооценке лежит в основе его уровня притязаний.

После того, как уровень требований ребенка развился, он сравнивает оценку взрослыми своих знаний, навыков и способностей с собственной самооценкой, и его отношение к взрослому начинает во многом зависеть от того, насколько, по мнению ребенка, он правильно оценил ему. Таким образом, установившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредовать отношение ребенка к другим людям. Если ребенок, например, переоценивает себя, то совершенно справедливая и объективная оценка начинает казаться ему несправедливой. Это создает у него негативное эмоциональное состояние и часто нарушает контакт между ним и взрослым, ведет к непослушанию, нежеланию учиться, конфликтам

Формирование личности ребенка в большей степени зависит от того, как складываются отношения между его самооценкой и претензиями, с одной стороны, и его реальными достижениями, с другой. В то же время отношения могут развиваться по-разному. Самостоятельные требования, претензии и чувство собственного достоинства могут оказаться ниже реальных достижений человека (ребенка), и тогда в процессе развития он, вполне возможно, не реализует свои способности. Может случиться, что претензии требуют концентрации всех сил, и это приведет к интенсивному развитию всех способностей ребенка. Наконец, может возникнуть ситуация, когда претензии в некоторой области или общие претензии будут намного выше реальных и даже потенциальных возможностей ребенка. В таких случаях, как правило, собственный опыт и оценки других людей рано или поздно восстанавливают самооценку и притязания ребенка и приводят их в соответствие с реальными возможностями.

Ученики, с одной стороны, остро испытывают неудачу, а с другой, игнорируют ее, выбирая более сложные задачи. Более того, они обязательно ищут либо объективные причины, либо виновников своих неудач: задача плохая, виноват учитель, мешают ребята. Реакция этих младших учеников на неудачу агрессивна. Они никоим образом не признают свою слабость. И самое главное - они скрывают свои слабости не только от других, но и от самих себя.

Необходимость поддерживать высокую самооценку заставляет такого студента резко реагировать на все и на всех, кто как-то находит свою неудачу. Если учитель, друзья или родители пытаются указать такому ученику на его слабость, он яростно сопротивляется, вступая с ними в конфликт: учитель находит ошибку, его товарищи плохие, его родители его не понимают. Это состояние называется влиянием неадекватности.

Аффективные условия довольно распространены среди детей младшего школьного возраста, хотя эти условия все еще нестабильны и быстро проходят.

На основании теории деятельности А. Н. Леонтьева, согласно которой ведущей деятельностью в этом возрасте является образовательная деятельность. То, что ребенок становится учеником, учеником, оставляет совершенно другой отпечаток на его психологическом облике и поведении - происходят изменения в отношениях с людьми, оценка себя и других. Воспитательная деятельность влияет на ребенка, в связи с этим его ориентация мышления, внимания, изменения памяти.

Серьезные изменения происходят на уровне психического развития ребенка, затрагивая в первую очередь познавательную, эмоционально-волевую и мотивационно-нужную сферы личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной воспитательной деятельности детей.

Также, рассматривая феномен самооценки личности в интересующем нас возрасте, дети открывают для себя новые отношения - «ребенок-учитель», который отражает систему взаимодействия ребенка и общества.

L.I. Божович в своих трудах говорит, что социальная оценка играет двойную роль в формировании личности студента. «Прежде всего, будучи критерием соответствия его поведения требованиям других, он, похоже, указывает человеку на характер его отношений с окружающей средой и тем самым определяет его эмоциональное благополучие, его поведение и его отношение самому себе как субъекту поведения. И что не менее важно, социальная оценка способствует изоляции того или иного качества от конкретных типов поведения и деятельности и делает его предметом осознания индивидуальной оценки».

В дополнение к родителям учитель становится важным взрослым в жизни ученика начальной школы, и одним из основных мотивов обучения является получение школьной оценки как оценки достижений и качеств личности учащегося.

В то же время в процессе обучения постепенно возрастают такие качества, как критичность и требовательность к себе. По большей части первоклассники положительно оценивают свою образовательную деятельность, а неудачи связаны только с объективными обстоятельствами. Ученики второго и третьего классов более критичны по отношению к себе, что делает предмет оценки не только хорошими, но и плохими поступками, не только успехами, но и неудачами в учебе.

Со временем независимость самооценки у младших школьников возрастает. Если самооценка ученика первого класса почти полностью зависит от оценки его поведения и результатов его деятельности учителем и родителями, то ученик второго класса оценивает достижения более независимо, делая, как мы Как уже говорил, сам учитель как субъект критической оценки (всегда ли он прав, объективен ли он).

Во время обучения, уже в начальных классах, значение оценки для ребенка существенно меняется; но в то же время он, тем не менее, находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам студент предъявляет к себе. Отношение студента к оценке своих достижений все больше связано с необходимостью уметь получать более объективную картину о себе.

Следовательно, роль школьных оценок не заканчивается тем, что они должны влиять на познавательную деятельность учащегося. Оценивая знания, учитель, по сути, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других.

На основании экспериментов выяснилось, что дети с повышенной самооценкой не обязательно хвалят себя, но они охотно критикуют все, что делают другие. Студенты с низкой самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения своих товарищей.

Анализируя характеристики младшего школьного возраста, необходимо отметить - кризис 7 лет или «кризис хождения в школу».

Как отмечает Л.С. Выготский - основными характеристиками этого кризиса являются:

  • потеря детской спонтанности - демонстративное поведение, желание вести себя и т. д.
  • «вклинивать» интеллектуальный мотив между переживаниями и действиями ребенка - ребенок стремится показать что-то своим поведением, придумать новый образ, он хочет изобразить то, чего на самом деле не существует.
  • разграничение внешней и внутренней жизни.
  • желание вовлекаться в общественную жизнь.

Одним из наиболее важных новообразований этого периода является обобщение собственного опыта - «я счастлив», «я зол» и т. д. Общение со сверстниками и взрослыми произвольными и косвенными определенными правилами.

Суммируя особенности развития ребенка от 6 до 7 лет, можно сделать вывод, что для данной возрастной стадии характерны некоторые особенности:

  • у ребенка формируется определенный объем знаний и умений, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышление, на которое можно побудить ребенка слушать, обдумывать, запоминать, анализировать;
  • дети учатся технике случайного внимания и избирательного воспроизведения информации.
  • есть обобщение собственного опыта.
  • поведение детей младшего школьного возраста может характеризоваться наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, умением адекватно оценивать результаты своей деятельности и свои возможности;
  • Самоуважение в младшем школьном возрасте отражает представления ребенка о том, что было достигнуто и к чему он стремится. Будучи своеобразным проектом своего будущего, играет огромную роль в саморегуляции поведения ребенка в целом и образовательной деятельности.

Физиологическое и психологическое влияние СМИ на развитие ребенка

Средства массовой информации (средства массовой информации) - это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различной информации любому лицу, использующему специальные технические средства - это относительно независимая система, характеризующаяся множеством составляющих элементов: контента, свойств, форм, методов и определенных уровней. организации (по стране, региону, производству).

К средствам массовой информации, в частности, относятся: 

  • печатные издания: газеты, журналы, информационные бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
  • электронная (радио, телевидение, интернет, видео, кино и аудио записи);
  • Информационные агентства.

Основными функциями СМИ являются: 

  1. коммуникативная - функция общения, установления контакта, которая называется исходной функцией;
  2. непосредственно - организационная (в которой роль СМИ как так называемой «четвертой власти» в обществе наиболее ярко проявляется);
  3. идеологические (социально ориентированные), связанные с желанием оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и устремления, в том числе на мотивацию поведенческих актов;
  4. культурно-просветительские, заключающиеся в том, что, как один из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей в жизни общества, обучать людей образцам мировой культуры тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
  5. реклама - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. д.);
  6. рекреационные (развлечения, отдых, снятие стресса, удовольствие). 

Телевидение предоставляет возможность визуально-образного восприятия и, как следствие, более сильного эмоционального воздействия на человека. Это мощное средство общения с населением и возможность влиять на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Над этим работает большое количество ученых и организаций (ЮНЕСКО, Европейский институт изучения средств массовой информации, Национальный институт психического здоровья США и др.).

Под телевидением (телеканал от греч. «Далеко», «далеко» и «видение») понимается: коллективное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей как изображения, так и звука на расстоянии; средства массовой аудиовизуальной коммуникации; вид искусства.

Современное общество существует в опосредованном пространстве, составляя его новую среду, реальность современной культуры. Средства массовой информации, новые технологии стали проникать практически во все сферы жизни. Медиа стала основным средством производства современной массовой культуры.

Видеокультура представляет собой довольно сложную информационную структуру, которая содержит различные типы телевизионных и видео технологий, а также некоторые разновидности современного искусства, созданные на основе телевизионных технологий. Все они выполняют важную функцию в социализации и формировании структур человеческих ценностей. Общепризнанно, что во многих странах телевидение лидирует среди всех других средств массовой информации, поэтому мы обратимся к телевидению как к репрезентативной модели современных средств массовой информации и проанализируем некоторые его особенности, которые наиболее тесно связаны с формированием эстетических идей и ценностей. 

В нашей научной литературе эта проблема, по нашему мнению, изучена очень мало, что во многом связано с изменением культурной парадигмы. В то же время в зарубежной научной литературе эта проблема гораздо более полно освещена; ему посвящены специальные научные публикации. Однако через 70-80 лет. В прошлом веке появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимоотношений между культурой и средствами массовой информации, которые широко рассматривают последние в их различных аспектах (технических, художественных и т. д.).

Современные западные телевизионные исследователи выделяют следующие основные проблемы и аспекты этого медиа:

  • способ организовать звуки и изображения.
  • Природа телевидения как мощного экономического и социального института.
  • связь человека с миром проецируется на экран.

Насыщенность информацией стала одним из важнейших факторов формирования личностных характеристик ребенка, среди которых значительную роль играют эстетические представления и ценности. Видеокультура содержит огромный потенциал для изучения других культур и стилей жизни, которые имеют характеристики, которые являются необычными для определенных людей. «Авторитаризм» в этом аспекте был заменен движущейся множественностью образовательных / образовательных программ коммерческого телевидения.

Однако если ранние телевизионные передачи можно было классифицировать по различным параметрам - возрастным, социальным, интересам, образовательным, профессиональным, которые соответствовали как ценностным структурам общества, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность теряется и исчезает. Картина, которую сегодня представляют отечественные СМИ, аморфна, расплывчата и, к сожалению, в основном вторична.

Если раньше существовала четкая имидж-модель ребенка, подростка, который руководствовался всей структурой СМИ, то при утрате идентичности формировался образ «идеального потребителя продукции видеокультуры», что абсолютно необходимо Для функционирования технологической системы массовой коммуникации (например, нужно знать, сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа спектакля «Спокойной ночи, малыши»).

В развитых странах Запада, которые стали своеобразной моделью для наших отечественных СМИ, тема насилия долгое время вызывала серьезную обеспокоенность как у государственных учреждений, так и у широкой общественности.

Тенденция в подаче материала в СМИ, особенно на телевидении, заключается в «смешении» жанров, стирая грани между реальными событиями и выдуманными фактами. Детская аудитория с трудом может отличить реальные события от мнимых, которые представлены в реалистичной манере.

Анализируя статистику телевизионных программ, можно сделать следующие выводы: около 5% общего эфирного времени осталось на специальные детские программы, тогда как 5 лет назад их было 30%. Есть мультфильмы и несколько тематических программ, но у большинства детей программы смотрят те же, что и у взрослой аудитории.

Влияние телевидения на многие аспекты жизни современного общества, в частности на формирование эстетических вкусов и идей, во многом определяется тем фактом, что, в отличие от других видов видеокультуры, оно является частью домашней среды; (в этом он гораздо ближе к радио, чем к кино). Этот факт сам по себе очень амбивалентен и оценивается по-разному с разных позиций исследования. Самым мощным эффектом телевидения, помимо его собственной существенной стороны, является сам факт его существования, его всегда доступное, доминирующее, знакомое присутствие в каждом доме, его способность понижать сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей для большинства их жизни. Телевидение минимизирует личные взаимодействия в семье и обществе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: чтобы не превращать ребенка в придаток технологии, нам, конечно, нужна четкая позиция со стороны государства и семьи как с точки зрения контроля над средствами массовой информации, так и с точки зрения коммуникации. и в связи с оптимальным использованием их потенциала для воспитания полноценного поколения.

В настоящее время растет число родителей, обеспокоенных влиянием СМИ на развитие своих детей. Современные дети считают кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, Интернет и мобильные телефоны обычными вещами, хотя все это было совершенно новым и неизвестным для маленьких детей, которые выросли несколько десятилетий назад.

В прошлом ребенок приобретал культурные ценности у родителей и учителей. Теперь дети, несомненно, подвергаются огромному влиянию новых информационных технологий. Считается, что дети с ограниченным родительским вниманием зависимы от телевидения. В то же время были проведены исследования, которые выявили тот факт, что ребенок приобретает «телевизионные» привычки в процессе общения со взрослыми.

Например, дошкольники, находящиеся дома со своей матерью, проводят больше времени на телевидении, чем дети работающих матерей. Дети начальной школы смотрят телевизор одинаковое количество времени независимо от того, работает их мать или нет. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современные дети много смотрят телевизор, как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большое количество родителей ограничивают своего ребенка в просмотре телевизионных программ. Несомненно, достаточно сложно представить, что просмотр большого количества программ не влияет на развитие детей и их поведение. Чем больше времени дети уделяют этому занятию, тем меньше творческого мышления они развивают, поскольку телевидение дает готовые, легко интерпретируемые образы.

Просмотр телевизионных шоу заменяет общественно желательные занятия (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что сколько часов ребенок проводит по телевизору, зависит от того, сколько он посвящает другим занятиям, таким как чтение книг.

Существует противоположное мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для детей, которые мало читают, час, проведенный за просмотром телевизора, естественным образом заменяет некоторую активность, но дети все равно не будут тратить этот час на чтение.

Что касается физического развития, то просмотр телевизора также приводит к сокращению времени, уделяемого спорту. Дети, которые долго сидят перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят, смотря телевизионные шоу. Результаты телевизионного воздействия зависят не только от количества, но и от того, какие программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная реклама. Как вы знаете, именно через телевидение дети изучают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая самих детей. Итак, девушка с низкой самооценкой видит по телевизору, что все женщины являются идеалом гармонии, начинают худеть, отказываются от еды и приобретают расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия), которые могут привести к смерти. Телевидение может определенно иметь отрицательный эффект, но может ли оно служить просоциальным целям? Может ли просмотр телевизора помочь детям научиться быть добрее, честнее, щедрее и охотнее работать с другими и т. д.? Да, если дети смотрят хорошие сказки и мультфильмы. И не те, в которых герои являются суперменами, мутантами; Телевизионные шоу и фильмы, где повсюду пьяницы, курильщики и люди, ведущие довольно дикий образ жизни. Наше телевидение полно эпизодов насилия. Хотя телевидение не подталкивает детей к совершению актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей.

Что касается рекламы, то именно реклама товаров и игрушек является неотъемлемой частью того, что дети видят по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 клипов в день. И на детей особенно легко влияет реклама. Постепенно они начинают любить именно те товары и товары, которые рекламируются. Телевидение вредит развитию речи! Самым мощным фактором, вредным для развития речи у детей, следует считать телевидение, которое все больше и больше поглощает родителей и детей. Чистое время просмотра (которое не следует путать с гораздо более длительным временем работы телевизора) в 1964 году. В среднем в Германии оно составляло 70 минут в день, в 1980 году для взрослых этот показатель вырос до двух часов, а в 1998 году дополз до отметки (опять же для взрослых) 201 минута в день. Это эквивалентно примерно трем с половиной часам «радиомолчания» между родителями и ребенком. А семейные разговоры оказываются совершенно невозможными, если милым детям также предоставляется собственный телевизор. Согласно статистике, принудительная изоляция вынуждает их значительно увеличить потребление телевидения.

Для детей в возрасте от трех до тринадцати лет без собственного телевизора время просмотра составляет 100 минут в день, а для детей с собственным телевизором оно постоянно увеличивается. В 1999 году Инга Мор, уполномоченная молодежная радиостанция Свободного Берлина, пришла к выводу: «Дети со своими собственными телевизионными программами смотрят более трех с половиной часов каждый день». (Ее примечание заставляет думать, что эти дети больше всего любят смотреть программы для взрослых в вечерних и ночных программах!) Особенно ужасно, что в 1998 году это касалось самых маленьких детей (от трех до пяти лет) - тех, кто смотрит телевизор из два-четыре часа в день, это было 10,3%, а еще 2,4% смотрели программы от четырех до шести часов и более. Хейнеманн отмечает на эту тему: «Но, по нашим данным, именно эти дети также смотрят видео и играют на карманной электронной игрушке или на компьютере». К этому следует добавить: и у них просто есть нарушения речи, которые нужно серьезно лечить. Между тем ущерб развитию речи у детей наносится не только тишиной перед экраном телевизора. Гейнеманн подчеркивает, что в этом отношении телевидение с его "преобладанием визуальной информации" само по себе негативно сказывается на детях. «Даже детские программы, - жалуется он, - часто совершенно далеки от реальности, а быстрые кадровые перестановки не дают ребенку возможности правильно следовать плану действий. Программы часто выстраиваются стереотипно и поэтому не побуждают ребенка развивать собственное воображение и творческие способности. Более того, это именно частные вещатели, в которых доминируют боевики и сцены насилия. Таким образом, детская речь в играх со сверстниками становится недостаточной - они ограничены восклицаниями, подобными тем, которые встречаются в комиксах, несвязными фрагментами фраз и нелепыми имитациями шума, сопровождающими их роботоподобными движениями.

Таким образом, телевизионный экран не только предотвращает формирование речи и артикуляции. Он блокирует как спонтанные, творческие игры, так и естественные движения, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. В то же время страдают творчество, воображение и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый утверждает, что из-за отсутствия первичных стимулирующих раздражений у современных детей все сложнее формировать функции для восприятия внутренних и внешних состояний - тепла, равновесия, движения, обоняния, осязания и вкус. Этот дефицит только усугубляется нехваткой мест, подходящих для игр и стимулирующих условий в больших городах.

Из невидимого обществу изобретения (катодный телескоп), сделанного 111 лет назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, который захватил умы и души миллиардов людей на Земле. Шаманы, заклинатели, гипнотизеры и психотерапевты всегда били и пугали нас. Но по сравнению с силой влияния телевидения на психику людей, воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше. Дети с их неразвитой психикой и телом в целом особенно подвержены воздействию телевидения. Сергей Образцов пытался привить взрослым простую идею, которой следовала вся его долгая творческая жизнь: детям в возрасте до семи лет нельзя показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости и жестокого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: душа ребенка, эта губка, поглощает все, что происходит вокруг нее, и особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге. Что современное детское телевидение приносит нам?

Изучение влияния средств массовой информации на формирование самооценки у младших школьников

Исследование влияния анимационных фильмов на формирование самооценки детей младшего школьного возраста

В этой статье естественным образом возникает вопрос о том, влияет ли телевидение на развитие ребенка? Попробуем дать ответ на него. Так, по данным различных исследований в средней русской семье, телевидение работает 7-8 часов в день. Из этого времени на изучаемую аудиторию приходится около трех-четырех часов в день, что эквивалентно пяти урокам в школе. В течение этого времени ребенок наблюдает - три сцены насилия и убийства, сцены - поведение, не одобренное общественностью (употребление наркотиков, курение и т. д.) И одну сексуальную сцену. На самом деле все это не повлияет на сознание ребенка. Действительно, к концу школы ребенок увидит около 8 000 сцен с убийствами и 100 000 сцен с насилием.

Действия взрослого воспринимаются ребенком как некое правило, и он копирует это поведение, не придавая особого значения его качествам. И если вы и ребенок пересекаете дорогу не в том месте, то, повзрослев, он тоже сделает это, даже зная правила, но это уже приходит ему в голову и не может быть исправлено. Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональной строгости. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, он начинает меньше беспокоиться о боли и страданиях других людей, которые являются основой духовности ребенка. Часто бывает такая реакция: появление беспричинных страхов. Люди и дети, часто смотрящие детективы, боевики и триллеры, часто подвержены беспричинным страхам, опасаясь, что на них могут напасть.

В современной России есть телевизионные каналы, транслирующие мультики круглосуточно. Все они, конечно, настроены на конкретного потребителя, а это наши дети в возрасте от 3 до 15 лет. Между мультфильмами размещена реклама фаст-фуда, игрушек, персонажей мультфильмов, жевательной резинки и кока-колы. Это, кстати, еще одна проблема, потому что, помимо того, что рядом с вашим любимым героем, который часто является антигероем, дети также сажают нездоровые продукты.

Канадский психолог Альберт Бандура, изучавший влияние экрана на массовую аудиторию, высказал мнение, что даже одна телевизионная модель поведения может стать подражанием для миллионов. Этот факт неоднократно подтверждался экспериментами и жизненной практикой.

Аналогичный эксперимент был проведен для курсовой работы.

Для исследования были взяты два однополых ребенка в возрасте 7 лет: Шаров Артем и Кузнецов Андрей. Оба мальчика воспитаны в благополучной семье и являются единственными детьми. Оба мальчика учатся в первом классе. Они активны и любознательны.

Поговорив с детьми и родителями, мы узнали, что Артему разрешено смотреть иностранные мультфильмы. Спросив испытуемого о его предпочтениях в анимации, мы получили ответ: «Больше всего мне нравятся мультфильмы« Гравити Фолс »и« Звездные войны », здесь много монстров, боев и магии». Родители Андрея запрещают его сыну смотреть мультфильмы иностранного производства, и он ответил на аналогичный вопрос, который ему понравился: «Белка и Стрелка. Озорная семья".

Во время эксперимента дети будут обмениваться любимыми мультфильмами и смотреть их в течение 5 дней в течение 40 минут ежедневно. В то же время родители будут наблюдать за поведением детей и записывать все изменения, замеченные изменениями. Суть эксперимента не была раскрыта родителям из-за его большей объективности.

В первый день просмотра новых мультфильмов никаких изменений обнаружено не было, но на второй день мама Шарова Атрема заметила, что ребенок уснул быстрее, чем обычно, но второй испытуемый не мог этого делать в течение длительного времени и ложился с его родители впервые за долгое время.

На третий день эксперимента первый испытуемый показал отрицательную реакцию на плохую привычку отца, утверждая: «Папа не курит, курят только бандиты и воры, а хорошие люди не курят». Хотя до этого ребенок был нейтральным по привычке отца.

Но второй субъект, когда ел, отрыгивал, агрессивно реагировал на замечания учителя, утверждая, что взрослые герои мультфильмов делают то же самое, когда ребенок приходит домой, он отказывается делать уроки и просит включить еще одну серию иностранного мультфильма.

Четвертый день не выявил каких-либо изменений в первом предмете, второй субъект начал использовать в своей речи такие слова, как «дурак», «чума», «идиот», «тупица».

Пятый день эксперимента. Первый субъект поделился приобретенным шоколадом в магазине между папой и мамой, хотя до эксперимента он сам никогда не предлагал поделиться чем-то со своими родителями. Второй предмет начал требовать карикатур весь вечер, не слушая родителей, полностью отказался от чтения и математики, объяснив, что дети в мультике не ходят в школу, а спасают город от монстров.

После завершения эксперимента мы пообщались с родителями обоих мальчиков и сделали следующие выводы:

Ребенок, который пять дней смотрел только российские мультфильмы, стал быстрее засыпать, стал менее капризным, более прилежным, внимательным и аккуратным к своим вещам и проявил негативное отношение к негативным действиям прохожих и родителей.

В конце эксперимента второй ребенок перестал спать в своей постели, отказался заниматься и начал драться в школе. В последний день эксперимента, когда он увидел в магазине игрушку от одного из героев мультфильмов, которая стоит 1675 рублей и не включена в бюджет родителей, он разозлился, когда услышал отказ купить дорогой игрушкой, и он также потребовал новый мультфильм дома.

Таким образом, можно сделать вывод, что мультфильмы - это не просто красивые картинки на экране, которые нравятся детям, но и факторы, влияющие на их развитие, в частности, формирование самооценки и поведения.

Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России

Анализ зарубежного опыта показывает, что ни в одной стране, кроме России, ограничения, налагаемые на деятельность СМИ в целях защиты детей, не рассматриваются как препятствие для информирования граждан о событиях в стране и за рубежом.

Проблема защиты детей от агрессивного негативного воздействия российских СМИ является одной из важнейших и актуальных проблем современного российского законодательства. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы, прежде всего по инициативе депутатов от фракции «Родина», установить необходимые правовые ограничения оказались безуспешными. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками правовой защиты детей от информации, вредной для их здоровья, нравственного и духовного развития, является предполагаемая невозможность в случае введения ограничений на деятельность средств массовой информации, связанную с обеспечением информационной безопасности детей, объективно информировать граждан.

Отсутствие в российском законодательстве не только необходимых правовых норм, ограничивающих демонстрацию насилия, жестокости, порнографии, но минимальный контроль за выполнением запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О рекламе» приводит к зависимости от проявлений насилия среди молодежи, о чем свидетельствует опрос, проведенный среди студентов СГУ в 2002 году с целью выявления отношения студентов к антиобщественному поведению.

Таким образом, несоблюдение Российской Федерацией Конвенции о трансграничном телевидении, игнорирование норм международного права и позиции Европейского Суда по правам человека наносит непоправимый вред молодому поколению россиян, является фактором роста криминализация общества, когда каждый гражданин России, выходя на улицу или даже в свой дом, не может чувствовать себя в безопасности

Вывод:

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены, и мы можем сделать следующие выводы.

СМИ прочно вошли в жизнь современного общества. Осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания, опыт и культуру, информируя самые широкие слои населения о текущих событиях, они тем самым выполняют важнейшие функции по поддержанию и укреплению общественных отношений. Известно, что социально определенная сторона личности, ее ориентация, которая включает в себя мировоззрение, идеалы, интересы, стремления, морально-нравственные качества, формируется в основном за счет образования и в результате социально-психологических воздействий на личность младший школьник.

Влияние средств массовой информации на самооценку рассматривается ведущими учителями как неотъемлемый фактор формирования и развития личности учащегося начальной школы.

Проанализировав работу учителей по теме курсовой работы, мы можем дать исчерпывающую концепцию самооценки, а также раскрыть ее сущность.

В ходе курсовой работы нам удалось проанализировать научную литературу по этой теме, проследить взгляды на феномен самооценки у младших школьников. Мы также смогли определить текущее состояние СМИ в обществе и государстве.

Выявлены различные формы диагностики влияния СМИ. И им также удалось определить основные направления и виды работ по этому вопросу.

Материалы курсовой работы могут быть использованы учителями и родителями для выстраивания эффективной работы по формированию правильной самооценки у младших школьников.