Влияние патогенных факторов на изменение основных характеристик эмоциональной жизни

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние эмоций на продуктивность познавательных процессов
Проблема детерминации эмоций
Психологические последствия посттравматического стресса
Физиологические и психологические аспекты стресса


Введение:

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и меняет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни подобной бесстрастной машиной, которая выполняет определенные действия, подобно хорошо скоординированной машине. Действуя, он не только вносит те или иные изменения в природу, в объективный мир, но также воздействует на других людей и испытывает на себе последствия, исходящие от них и от его собственных действий и действий, которые изменяют его отношения с другими; он переживает то, что с ним происходит и что он делает; он ссылается определенным образом на то, что его окружает. Опыт такого отношения человека к окружающей среде - это сфера чувств или эмоций. Чувство человека - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного опыта.

Раннее детство является первым периодом психического развития ребенка и, следовательно, наиболее ответственным. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, когнитивных процессов и деятельности. Именно в этом возрасте учитель находится в самых близких отношениях с ребенком и принимает активное участие в его развитии. Итак, наряду с педагогикой и частными методиками, курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.

В этой статье мы рассматриваем интерпретацию понятия «эмоции» как сложное и многостороннее явление.

Изучены особенности эмоционального развития детей младшего возраста: Выготский Л.С., Кулагина И.Ю., Урунтаева Г.А., Волосова Е.Б. и др.

На фоне всех выдающихся достижений западной психологии Л.С. совершила настоящую революционную революцию в детской психологии. Выготский. Он предложил новое понимание курса, условий, источника, формы, специфики, движущих сил психического развития ребенка; он описал этапы развития ребенка и переходы между ними, определил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

Л.С. Выготский выбрал в качестве области своего исследования психологию сознания. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице развития ребенка и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению развития ребенка. 

В работах И.Ю. Кулагина рассматривает возрастные закономерности развития в младенческом, раннем и дошкольном детстве. Прослеживаются варианты развития личности в зависимости от ее направленности.

Работа Урунтаева Г.А. В дошкольной психологии дается полная картина психологии как науки и ее практического применения. Теория сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

В книге Волосова Е.Б. «Раннее детство: когнитивное развитие» освещены основные проблемы развития детей младшего возраста, даны умственные возможности и педагогические условия когнитивного развития, подробно раскрыты вопросы знакомства с окружающими, развития речи, эмоционального и сенсорное развитие детей первого, второго и третьего лет жизни.

Развитие психических процессов и личностных качеств наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет получает от 60 до 70% информации об окружающем его мире, а за всю оставшуюся жизнь - 30-40%. Очень важно построить жизнь ребенка, чтобы он мог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и учитель могут способствовать успешному умственному развитию ребенка, эффективно решать трудности, возникающие при воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом.

В наше время в обществе усиливается эмоциональная напряженность: нетерпимость между людьми, агрессия, конфликты, различные стрессовые ситуации. Ритм жизни возрастает, стабильности нет, происходят глобальные изменения. Все это оказывает давление на психику каждого человека. А дети тем более восприимчивы и чувствительны к взрослым. Их психику легко сломать. Поэтому задача взрослых - максимально защитить ребенка от факторов, вызывающих негативные эмоции. Поведение взрослых является примером для детей.

Для эмоционального благополучия детей очень важно иметь к ним стабильное отношение взрослых, а в случае конфликтов между детьми необходимо искать пути их мирного разрешения.

Объект: эмоциональное состояние (развитие) детей младшего возраста.

Предмет: факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей младшего возраста.

Цель: изучить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей младшего возраста.

Задачи:

  1. Изучить интерпретацию понятия эмоции;
  2. Изучить особенности развития эмоций у маленьких детей;
  3. выявить факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей;
  4. Определить способы гармонизации эмоционального состояния детей младшего возраста.

Методы исследования: анализ литературных источников.

Интерпретация понятия эмоций

Характеристика эмоций

Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые составляют отношение человека к объектам и явлениям реальности, испытываемым в различных формах. Эмоции и чувства являются специфической формой отражения реальности. Если объекты и явления отражаются в когнитивных процессах, то в чувствах имеет значение значение этих объектов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личный характер. Они связаны с потребностями и служат индикатором их удовлетворения.

Согласно определению, данному в Психологическом словаре, эмоции (от латинского emoveo - возбуждение, шок) представляют собой особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающими в форме непосредственного опыта (удовлетворение, радость, страх и т. д.) значение явлений и ситуаций, воздействующих на человека, для осуществления его жизни". 

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о необходимой значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанными с переживанием приятного, и отрицательными при переживании неприятного; стеноз, повышающий активность личности, и астеник, снижающий его активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (как упомянуто выше) и чувства. Некоторые авторы помещают аффекты в один ряд. Эмоциональный тон ощущений - это прямые переживания, которые сопровождают индивидуальные ощущения (например, температура, вкус, слух) и побуждают субъекта поддерживать или устранять их.

Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением жизненных обстоятельств, имеющих отношение к субъекту и сопровождающихся выраженными моторными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.

Определите еще несколько понятий, которые характеризуют человеческие эмоции. Амбивалентность - несоответствие, несоответствие переживаемых эмоций определенному объекту (любовь, ненависть, радость и печаль и т. д.). Апатия - это эмоциональное состояние безразличия, облегчения чувств, безразличия к жизненным событиям, вызванное усталостью, тяжелым переживанием или болезнью, ослаблением мотивов. Депрессия - это подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением мотивов, угнетением интеллектуальной деятельности и двигательными реакциями. Настроение - это относительно стабильное переживание любых эмоций. Страсть - это сильное, настойчивое и всеобъемлющее чувство, которое доминирует над другими чувствами человека и приводит к концентрации на предмете страсти всех его стремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - это эмоциональное состояние, возникшее в ответ на различные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия - сопереживание, понимание эмоционального состояния, проникновение, ощущение в эмоциональном мире другого человека.

Чувство - это отражение в сознании человека его отношения к реальности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Сенсорный тон, настроение, эмоции, страсти, стресс, разочарование и высшие чувства отличаются формой потока. Наивысшим продуктом человеческих эмоций являются устойчивые чувства к объектам, которые отвечают его высоким потребностям. Высшие чувства четко выражены объектами природы, так как они связаны с каким-либо конкретным объектом. 

С точки зрения ориентации чувства подразделяются на: моральные (чувства, связанные с отношением человека к социальным институтам, к государству, определенной партии, к другим людям, к себе - любви, ненависти и т. д.), Интеллектуальные (чувства, связанные с познавательная деятельность - сомнение, уверенность, любопытство и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетическая (переживание прекрасного или безобразного, проявляющееся в восприятии произведений искусства, природных явлений, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величия и т. д.). 

Многие авторы определяют практические чувства, связанные с работой, учебой и спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают наряду с моральными и обогащаются за счет последних. Моральные чувства испытываются человеком при восприятии явлений реальности и сопоставлении этих явлений с нормами, сложившимися в обществе.

Эмоции - это особый класс психических процессов. Это прямой опыт человеческой реальности. Они отражают значимость для конкретного человека явлений и ситуаций, действующих на него. Эмоции положительные и отрицательные, стенические и астенические.

Чувства - это стабильные эмоции, осознание человеком своего отношения к реальности. Развивайтесь по ходу жизни и отражайте личностное развитие человека.

Эмоции и личность

Эмоции тесно связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции в первую очередь отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, продолжительностью и стабильностью возникающих эмоциональных переживаний, преобладанием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное отличие заключается в силе и глубине чувства, по своему содержанию и предметной родственности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризуют человека как личность.

Эмоциональность врожденная, но аффекты и особенно чувства развиваются в течение жизни, что означает личностное развитие человека.

Такое развитие связано:

  1. с включением новых объектов в эмоциональную сферу человека;
  2. с повышением уровня сознательного волевого контроля и контроля над своими чувствами;
  3. с постепенным включением в моральное регулирование высших нравственных ценностей (совесть, долг, ответственность, порядочность и т. д.).

Эмоциональность врожденная, но чувства человека развиваются в течение его жизни и характеризуют его личностное развитие. А эмоции в первую очередь отражают состояние человека в данный момент жизни и связаны с удовлетворением его потребностей.

Особенности развития эмоций у маленьких детей

Эмоциональное развитие маленьких детей

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, беспокойство, доверие, страх, стыд, гнев и т. д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или вредной так как каждый из них чему-то учит ребенка.

Малыш становится любознательным, дружелюбным по отношению к другим. Ребенок становится доброжелательным - это не значит, что трехлетний ребенок наверняка тянется к каждому с улыбкой на лице - он просто приобретает некоторый опыт и учится общаться с миром немного по-другому. Четко делит мир на родственников и незнакомцев, хороших и не очень, учится доверять.

До полутора лет детей можно и нужно забирать, когда они в этом нуждаются. Для них это необходимо и является доказательством того, что мир надежен и что они сами любимы и необходимы. Кроме того, благодаря телесному прикосновению и привязанности у ребенка есть предпосылки для формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, то есть способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Иногда взрослые, пытающиеся вырастить самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь его испортить и думая, что он уже совсем «взрослый», принимают его все реже и реже, ласкают его. Тогда ребенок решает свою проблему по-своему. Поэтому, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться достигать их различными способами, манипулируя своими родителями.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок был самым непосредственным в выражении чувств: его радость неизмерима, страх искренен, обида глубока. Ребенок имеет повышенную потребность в эмоциональном признании других, и особенно родителей. До 5 лет детям нужен эмоциональный контакт с родителем противоположного пола и любовь к нему.

Однако эмоциональный контакт с мамой может быть нарушен (особенно у мальчиков), если мама слишком принципиальна, действует слишком рационально, формально, без души, хотя это логично и правильно.

Проблема эмоциональной связи с отцом (особенно у девочек) возможна, если он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком или, как это часто бывает в настоящее время, отец практически не видит ребенка, будучи слишком занятым на работе.

Любовь родителей и других близких не должна быть «условной» - то есть, если ребенок «заслужил это». Однако одной только «безусловной любви» родителей также недостаточно для маленького ребенка; ребенок ожидает от взрослого непосредственного участия во всех его делах, совместного решения любой проблемы, оценки его достижений.

Развитие психических функций неотделимо от развития сферы эмоционально-потребностей ребенка. Доминирующее восприятие в раннем возрасте аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но через несколько минут он спокоен и остро интересуется новой ситуацией. Он не может быть расстроен, что у него будут проблемы в будущем, и он не может быть рад, что через 5 дней ему что-то дадут.

Желания ребенка нестабильны и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; они ограничены только наказанием и поощрением взрослых. Все желания имеют одинаковую силу: в раннем детстве нет подчинения мотивам. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросят выбрать одну из нескольких новых игрушек, ему потребуется много времени, чтобы осмотреть и разобрать их. Тогда она все же выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - она ​​снова начнет колебаться. Поставив игрушку на место, он будет разбираться с остальными, пока его не отберут от этих не менее привлекательных вещей. Ребенок по-прежнему не может выбирать, останавливаться на одном - он не может принять решение.

Развитие сферы эмоциональных потребностей зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах, сохраняется. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ожидает, что взрослый непосредственно примет участие во всех его делах, совместно решит любую проблему, будь то разработка столовых приборов или возведение кубовой башни. Вокруг таких совместных действий у ребенка развиваются новые формы общения со взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и еще не становится полным. На втором году жизни, когда приближается сверстник, ребенок чувствует беспокойство, может прервать учебу и броситься под защиту своей матери. На третьем курсе он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры недолговечны, ни о каких правилах игры не может быть и речи. Лучше всего детям добиться успеха в такого рода «играх», таких как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками и приобретать больше опыта в этом отношении, чем те, кто воспитывается дома. Но «детские» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут быть агрессивными - толкать, бить другого ребенка, особенно если он как-то ущемляет их интересы, скажем, пытался завладеть привлекательной игрушкой. Общаясь с детьми, маленький ребенок всегда исходит из своих собственных желаний, полностью игнорируя желания другого. Он эгоистичен и не только не понимает другого ребенка, но и не знает, как сопереживать ему. Эмоциональный механизм эмпатии (эмпатия в трудной ситуации и совместная радость от удачи или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и также способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в такой степени, как общение со взрослыми.

Эмоциональное отношение к сверстнику начинает проявляться. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым вам приходится делиться. Когда взрослый обращает внимание на состояние другого ребенка, ребенок 2-3 лет способен сочувствовать своему сверстнику. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в ярко выраженных симпатиях. В отношении взрослых характерно стремление детей этого возраста восхвалять и поощрять их.

В раннем возрасте яркие эмоциональные реакции связаны с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3-х лет, возникают аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или у него нет взрослого человека в нужное время - нет никого, кто мог бы помочь и сделать это с ним. В такой ситуации возможна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить ее руками и ногами, крича что-то. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдерживаемых» вещей, и недостаток внимания со стороны близких взрослых, которые заняты своими собственными делами в то время, когда ребенок изо всех сил пытается привлечь их внимание; ревность к брату или сестре и т. д. Как вы знаете, аффективные всплески лучше всего подавляются, когда взрослые спокойно реагируют на них и, если возможно, вообще игнорируют их. В противном случае особое внимание взрослых выступает в качестве положительного подкрепления: ребенок быстро замечает, что убеждение и другие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или гневом, и начинает чаще капризничать, чтобы добиться этого. Кроме того, маленький ребенок легко отвлекается. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить сделать с ним что-нибудь интересное, и ребенок, одно желание которого легко заменяется другим, мгновенно переключится и получит удовольствие от нового.

Развитие сферы эмоциональных потребностей ребенка тесно связано с возникающим в то время самосознанием.

Самопознание - это самая простая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, от третьего лица: «тата», «саша». Затем в возрасте трех лет появляется местоимение «я». Более того, у ребенка также есть первичная самооценка - осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и не более». Это чисто эмоциональная формация, не содержащая рациональных компонентов (поэтому ее трудно назвать самооценкой в ​​собственном смысле этого слова). Он основан на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена. НА. Менчинская, которая наблюдала за развитием своего сына, описывает ситуации, когда мальчик ценит себя независимо от того, как он на самом деле действует - хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему было запрещено - принимал лекарства своей матери и другие вещи. Поставив их на место, он с удовлетворением заявил: «Теперь хорошо». Однажды с родителями в поезде он плюнул с верхней полки. Мама сказала ему, о чем она думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо для себя сказал: «Хорошо, я», а затем громко, для взрослых: «Я больше не буду там».

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий выводят ребенка на новый уровень развития. Переходный период начинается - кризис 3 года.

Родители должны быть заранее подготовлены к спонтанным вспышкам гнева и вести себя осознанно (сохранять спокойствие, не реагировать слишком эмоционально). Тот факт, что ребенок выражает свои негативные эмоции, является естественным для процесса взросления ребенка. Однако взрослым необходимо следить за соблюдением ограничений, установленных для ребенка.

Задача взрослых - научить ребенка сначала понимать его эмоциональное состояние, а затем состояние взрослых и детей вокруг него.

Как и в младенчестве, эмоции маленького ребенка нестабильны, недолговечны и имеют выраженное насилие Также характерным является эффект «эмоциональной инфекции». Как отметил Г.А. Урунтаева, эмоции на этой стадии онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, поэтому оно столь импульсивно и зачастую непредсказуемо.

Б. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно связаны с успехом или провалом их основной деятельности. Источником этих эмоций могут быть: объект предстоящего действия, ситуация, в которой вы должны действовать, ваши собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, опыт теперь связан с успешным или неудачным овладением навыками, а также с результатами их деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций».

Активность, происходящая на спокойном концентрированном фоне, указывает на развитие этого вида деятельности.

Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребностей (когнитивных, моторных и др.). Опыт теперь ассоциируется именно с навыками и результатами, характерными для независимости человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

Особое значение имеет слово, включенное в ход эмоциональных процессов. Словесное выражение взрослых, выраженное взрослыми, становится основой для дальнейшего развития чувств и нравственных суждений, сначала подкрепленных выражениями лица и интонацией, а затем без них. Таким образом, закладывается фундамент для развития речевой регуляции поведения, заключающейся в соединении слов и идей, что способствует развитию определенной направленности на действия ребенка.

В ситуации развития у маленького ребенка потребность в похвале начинает обретать форму чувства гордости и гордости, а также чувства стыда. Последний, по словам Р.Х. Шакуров, указывает на формирование у ребенка представлений о позитивно и негативно оцениваемых поведениях взрослых.

Ключевые моменты в эмоциональном развитии маленьких детей следующие:

  • эмоции также нестабильны и нестабильны, как в младенчестве;
  • эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
  • интенсивнее начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и моральные эмоции, особое место среди самых высоких эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатии, симпатии и стыда;
  • слово приобретает особый условно-эмоциональный смысл, который становится средством оценки определенных качеств и действий.

Маленький ребенок до сих пор не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и побуждения. Его эмоциональные состояния преходящи и нестабильны. Однако это не означает, что следует поощрять враждебное поведение или приступы гнева.

Примерно через 1,5-2 года простейшие моральные чувства начинают складываться. Стимулом для этого является похвала или осуждение со стороны взрослых, что формирует первоначальное различие «хорошо - плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; Постепенно различия касаются характера музыки, ее «настроения». Но если в младенчестве все ярко и блестяще, то в раннем возрасте ребенок уже пытается отличить действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнений взрослых. Очень часто у детей этого возраста возникает потребность выразить себя и свои чувства с помощью движения, пения, рисования.

Интеллектуальные чувства также развиваются. Они появляются в форме удовольствия в удовлетворении интереса к окружающей среде. В этот период ребенок начинает по мере своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

У ребенка в раннем возрасте начинает развиваться самооценка. Она обычно эмоционально переоценена: «Я хороший, и не более». А для процесса взросления малыша выражение не только хороших, но и отрицательных эмоций естественно. Положительные или отрицательные эмоции являются отражением успеха или неудачи ребенка.

Особое значение имеет слово взрослого, его суждение о тех или иных явлениях. Заложен фундамент для развития речевой регуляции поведения малыша.

Кризис 3 года

Трехлетний кризис - граница между ранним детством и дошкольным образованием - это один из самых сложных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы общественных отношений, кризис отделения себя. Ребенок, разлученный со взрослыми, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение положения ребенка, повышение его самостоятельности и активности требуют своевременной адаптации со стороны близких взрослых. Если новые отношения с ребенком не развиваются, его инициатива не поощряется, независимость постоянно ограничена, и у самого ребенка возникают кризисные явления, которые проявляются в отношениях со взрослыми (и никогда со сверстниками). Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса за 3 года. Первым из них является негативизм. Остановимся на этом более подробно, чтобы понять, как меняется структура поведения ребенка в это время.

Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что какой-то взрослый предложил ему это. В целом, негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одного учителя, а с другими довольно послушен. Основным мотивом действия является противоположное, то есть полная противоположность тому, что ему сказали. 

На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но с обычным непослушанием он ничего не делает, потому что не хочет делать именно это - возвращаться домой с улицы, чистить зубы или вовремя ложиться спать. Если ему предложат другое занятие, интересное и приятное для него, он немедленно согласится. С негативизмом события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит пример из своей клинической практики. Девушку, переживающую трехлетний кризис, очень хотелось, чтобы ее отвели на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, не пошли на встречу. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле она просто хотела пойти, как и прежде, на свой отказ, и, оставшись одна, девушка горько заплакала.

Еще два примера, описанные Л.И. Божович. Мальчик с затяжным кризисом решил рисовать, но вместо ожидаемого провала он получил родительское одобрение. С одной стороны, он хочет рисовать, с другой - он хочет делать еще больше, наоборот. Мальчик нашел выход из этой сложной ситуации: расплакавшись, он потребовал, чтобы ему запретили рисовать. Выполнив это желание, он с радостью приступил к рисованию. Другой ребенок прочитал «наоборот» знаменитые строки Пушкина: «И не по голубому, и не по волнам, и не по океану, не по звездам, не по сиянию и не на небесах».

Эти примеры показывают, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в визуальной ситуации у него был аффект - прямое эмоционально сильное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые начинает действовать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм - это кризисное явление, которое должно со временем исчезнуть. Но тот факт, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием какого-либо случайного желания, а действовать по другим, более сложным и устойчивым мотивам, является важным достижением в его развитии. 

Вторая характеристика трехлетнего кризиса - упрямство. Это реакция ребенка, который на чем-то настаивает, не потому, что он действительно этого хочет, а потому, что он сам об этом говорил взрослым и требует, чтобы его мнение было учтено. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и ребенок не может отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах. Упрямство - это не настойчивость, с которой ребенок достигает желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего он на самом деле не хочет, или вообще не хочет, или долго болел. Предположим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет ездить на велосипеде, он действительно будет продолжать объезжать двор, независимо от того, чем его соблазняет (игрушка, десерт, гости), хотя и с совершенно скучным видом.

В переходный период может появиться упрямство. Он направлен не против конкретного взрослого, а против всей системы отношений, сложившихся в раннем детстве, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настаивать на своих желаниях и недоволен всем, что другие предлагают и делают с ним. «Ях!» - самая распространенная реакция в таких случаях.

Конечно, тенденция к самостоятельности наглядно проявляется: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это позитивное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к независимости ведет к своеволию, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. 

У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными; кажется, что они постоянно воюют со взрослыми. В этих случаях они говорят о протестном бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко показывает свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что нет, его мать может выйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, обычно возникает ревность: та же тенденция к Власть здесь выступает источником ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые почти не имеют прав в семье, с точки зрения молодого деспота.

Интересной характеристикой трехлетнего кризиса, который будет присущ всем последующим переходным периодам, является амортизация. Что в глазах ребенка обесценивается? Что было знакомо, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (старые правила поведения обесцениваются), сбрасывать или даже ломать любимую игрушку, которая не была предложена вовремя (старые привязанности к вещам обесцениваются) и т. д. 

Все эти явления свидетельствуют о том, что отношение ребенка к другим людям и к самому себе меняется. Он психологически отделен от близких людей.

Это важный этап в эмансипации ребенка; Не менее бурная сцена его ожидает в будущем - в подростковом возрасте.

Кризис 3 лет является переломным моментом в жизни ребенка, когда происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, отделение его «я». В связи с этим возникают кризисные явления в поведении ребенка: негативность, упрямство, упрямство, своеволие, обесценивание. Конечно, эти негативные проявления должны со временем исчезнуть, но тот факт, что ребенок получает возможность действовать по более сложным мотивам, является важным достижением в его развитии. Близкие к себе должны быть быстро реорганизованы, развивать новые отношения с ребенком, поощрять его инициативу и позволять ему что-то делать самостоятельно. В противном случае конфликта не избежать.

Факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка

Социальные эмоции как признак внутреннего мира ребенка

Одной из характеристик детской субкультуры являются эмоции как внешний признак внутреннего мира ребенка. По словам В.В. Зеньковский, раннее детство - это «золотое время» для эмоциональной жизни в нас. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка являются показателем успешного или трудного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими является первичным и искренним для ребенка, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей и практиков.

Ребенок переживает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание уделяется социальным эмоциям. Природа этого типа детских эмоций была рассмотрена в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев Ю.З. Неверович и другие ученые отмечали интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.

Подчеркивая факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивают роль взрослых, семьи и важность взаимоотношений со сверстниками, то есть социальные условия для развития эмоций детей (ОП Урунтаева, М.И. Лисина и др.). Это указывает на то, что развитие эмоций у детей, в частности социальных, является контролируемым процессом, который позволяет вам вызывать эмоции и вызывать их, согласно Л.С. Выготский, культурный.

Взаимозависимость эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью для их удовлетворения, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием мотивационных мотивов личности. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и чаяния в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одной из основных социальных потребностей ребенка является необходимость признания и принятия другими, особенно близкими и значимыми для ребенка, удовлетворение которых не только влияет на характер отношений ребенка с другими людьми и поведение, но также определяет жизненная позиция развивающейся личности. Отрицательные социальные эмоции, которые ребенок испытывает в различных жизненных ситуациях, могут быть вызваны именно отказом и отчуждением от непосредственного окружения.

Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной мобильностью. Ситуационная природа эмоций и динамика типов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, которая включает ребенка в процесс совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

С деформацией личных отношений, выражающейся в агрессивности и изоляции, враждебности и напряженности между людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, который ребенку трудно испытать и оставляющий свой собственный, иногда непознаваемый, отрицательный след. Эмоциональная память ребенка фиксирует и сохраняет эмоциональные образы событий, пережитых в течение длительного времени.

Внутренний мир детей перекликается с внешними обстоятельствами и проблемами. Эмоциональный резонанс усиливается эмпатической реакцией детей на эмоциональные состояния близких. Эта особенность функционирования эмоциональной сферы ребенка позволяет нам понять непроизвольное включение детей в мир взрослых проблем и трудностей. Иногда сами взрослые не задумываются о степени, в которой дети испытывают семейные ссоры, конфликты, отчуждение или разрыв семейных отношений. В жизненном опыте, который интенсивно формируется в период дошкольного детства, накапливаются опытные ситуации, для которых закреплен определенный эмоциональный признак. Доминирование любого знака влияет на ценностные ориентации, которые определяют характер действий ребенка, что, в свою очередь, определяет модель его поведения и модели построения отношений с людьми.

Социальные эмоции детей также можно рассматривать как своего рода признак личного успеха в меняющихся социальных ситуациях. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставит перед ребенком задачу оценки новых условий и выбора соответствующих действий. В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с различными требованиями к своим собственным действиям со стороны других, они сталкиваются с необходимостью овладеть новым социальным статусом, вступить в новый круг друзей и принять другие правила поведения.

В социально-эмоциональном плане успех ребенка в новых жизненных ситуациях требует адекватной реакции на изменения. Адекватность эмоциональных проявлений обусловлена ​​разработкой новых социально приемлемых методов взаимодействия, накоплением положительных эмоций, свидетельствующих о принятии ребенка другими. Именно положительные социальные эмоции являются необходимой предпосылкой для развития у детей открытости, доверия, искренности. Преобладание негативного эмоционального фона в жизни ребенка может иметь пагубные последствия как для его психического здоровья, так и для процесса формирования личности.

Изучение особенностей социально-эмоционального развития современных детей позволяет выявить ряд противоречий, связанных с характером взаимодействия внутреннего мира ребенка и социальной среды.

В процессе личностного развития ребенка возникают противоречия:

  • между открытостью и ориентацией эмоций ребенка на окружающий его мир, стремлением к доверию и признанию со стороны взрослых и сверстников, с одной стороны, и преобладанием жесткости, агрессивности в межличностных отношениях, с другой стороны;
  • между уязвимостью и хрупкостью мира чувств и эмоций ребенка, его эмоциональной восприимчивостью, отзывчивостью к состоянию другого человека, с одной стороны, и передачей «взрослых», «посторонних» проблем, эскалацией напряжения в эмоциональных отношениях - с другой стороны;

Эти противоречия определяют актуальность научного поиска путей и средств социально-эмоционального развития детей младшего возраста в современных условиях.

Темпы, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и экономические кризисы приводят к усилению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей, что свидетельствует об эмоциональной нестабильности человека и проявляется уже в дошкольном возрасте. Взрослые не всегда способны переносить жизненные трудности, справляться с проблемами, сохранять целостность и уверенность. Дети в этих условиях более беззащитны и уязвимы, испытывают бремя внешнего дурного настроения.

Испытывая ситуацию эмоционального дискомфорта, ребенок, как правило, неосознанно выбирает тот или иной метод психологической самозащиты активного или пассивного характера. Совершая агрессивные действия или находясь в депрессии, дети, таким образом, пытаются жить в определенной ситуации, противостоять эмоциональному негативу, возникающему в процессе взаимодействия с другими людьми, и нарушают духовную связь ребенка с миром.

В связи с этим возрастает функциональное предназначение учителя как духовного наставника в поиске лично приемлемых и социально приемлемых способов взаимодействия ребенка и общества Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время из-за отсутствия систематически разработанных условий и методов, способствующих эмоциональному развитию детей раннего и дошкольного возраста, учителя испытывают трудности в формировании мира чувств ребенка, не обладают педагогическими инструментами тонкое и нежное влияние на опыт детей. В связи с этим существует потребность в специалистах для овладения педагогическими технологиями, направленными на регулирование эмоционального состояния детей, овладение детьми такими формами поведения, которые позволят преодолеть напряжение и возможную стрессоустойчивость ситуаций без значительной эмоциональной потери, а также сформировать положительный эмоционально-оценочный характер. отношение к детям различных жизненных изменений.

Эмоции являются внешним признаком внутреннего мира ребенка. Самое важное для детей - это признание, принятие другими людьми, особенно близкими и значимыми для ребенка.

Маленькие дети учатся общаться с другими людьми. От преобладания положительных или отрицательных эмоций зависит все поведение ребенка, его личностное становление.

Роль учителя как духовного наставника состоит в том, чтобы помочь детям пережить трудную ситуацию без значительной эмоциональной потери, научить их преодолевать трудности. Воспитывать эмоции у детей, делать их более культурными, формировать социально приемлемое поведение.

Социальные эмоции - основа поведения ребенка, причина его благополучия или дисфункции.

Причины эмоционального расстройства у детей раннего детства

Под эмоциональным расстройством понимается негативное благополучие ребенка. Это вызвано многими причинами.

Основной причиной является недовольство ребенка общением со взрослыми, особенно с родителями и сверстниками. Отсутствие тепла, привязанности, разногласий между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических ожиданий личности. Для них характерны неуверенность ребенка, чувство неуверенности, иногда страх в связи с прогнозируемым негативным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого вызывает у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть серьезный «психологический» барьер между взрослым и детьми. При этом близкие, насыщенные эмоциональные контакты, в которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения как личности, формируют в нем уверенные и оптимистичные личные ожидания. Они характеризуются опытом возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких людей.

Еще одной существенной причиной, вызывающей эмоциональные переживания, являются индивидуальные особенности ребенка, особенности его внутреннего мира (чувствительность, восприимчивость, ведущая к страхам).

Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

В раннем детстве даже короткое разлука с матерью недопустима для ребенка, поэтому ребенок становится слезным, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем ​​он пытается быть ближе к матери.

Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и чувствам малыша, готовность прийти на помощь предотвращаются детскими страхами.

Неоправданно строгое положение взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятные условия для возникновения страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары руками, головой, лицом), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка и т. д.

Взрослые стимулируют развитие страхов, когда они заставляют детей сдерживать свои эмоции и не понимают их переживания. Тогда, казалось бы, сдержанные дети на самом деле полны всевозможных сильных негативных чувств.

Если ребенок не получает ответа на тот факт, что он одновременно напуган и заинтересован, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом.

Необходимо дать правильные ответы на вопросы детей. Важно обогащать знания детей об объектах и ​​явлениях.

Вы не должны оставлять ребенка одного в незнакомой, трудной обстановке. Вы должны участвовать в пугающих действиях, например, вместе войти в темную комнату.

Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают:

  1. нарушение режима дня;
  2. неподходящие воспитательные методы кормления, укладки и стирки;
  3. недостаточно продолжительное и эмоционально напряженное общение со взрослыми;
  4. отсутствие условий для самостоятельной игры;
  5. появление «возвышенной» привязанности к любому члену семьи;
  6. отсутствие единства требований к ребенку и несоответствие в методах его воспитания;

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует без колебаний, под влиянием мгновенно возникающих переживаний. Чувства играют стимулирующую роль, являясь мотивом поведения, который поэтому является импульсивным. Чувства подсказывают и действуют в них.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с объективной деятельностью, ее успехом или неудачей. Негативная реакция указывает на то, что способ действия еще не сформирован. Итак, ребенку нужна помощь, подскажите, как действовать.

Невнимательное, пренебрежительное, агрессивное отношение взрослого к ребенку вызывает у последних негативные эмоции и создает предпосылки для возникновения страхов. Внимательное и дружелюбное отношение предотвращает детские страхи. Дети нуждаются в помощи взрослых: в совете, в совместной деятельности с ними, в своевременном разрешении поведения. Так они и развиваются. Ребенок часто не может самостоятельно найти правильный ответ в сложной ситуации

Способы гармонизации эмоционального состояния детей младшего возраста.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Каждый маленький человек - это человек, достойный уважения и понимания. Педагоги должны это хорошо понимать, и поэтому необходимо уделять много внимания благополучию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С приходом двухлетнего ребенка в дошкольные учреждения в его жизни происходят многие изменения: строгий распорядок дня, отсутствие родителей на 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новая комната, таит в себе множество неизвестных, а это значит, и опасно, другой стиль общения. Все эти изменения ложатся на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как настроения, страхи, отказ от пищи, частые заболевания, психическая регрессия и т. д.

Сложность адаптации организма к новым условиям и новым видам деятельности и высокая цена, которую детское тело платит за успехи, определяют необходимость тщательного рассмотрения всех факторов, которые способствуют адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляют его и предотвратить его адекватную адаптацию.

Можно выделить следующие цели, которые в своей работе должны реализовывать работники дошкольных учреждений в период адаптации у детей:

  • создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
  • формирование у детей чувства уверенности в окружающей среде,
  • педагогическое воспитание родителей по вопросам адаптации детей.

 Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения, прежде всего необходимо создать в нем позитивное отношение, позитивное впечатление о детском саду, чтобы он туда ходил с желанием. И это в первую очередь зависит от педагогов, от их умения и желания создать в группе атмосферу тепла, доброты, внимания. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора учителей, их психологического воспитания с использованием традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

Другим важным моментом в создании благоприятной атмосферы в группе является празднование датирования 1 сентября, то есть первый день пребывания ребенка в детском саду становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба учителя, их помощник. Они знакомят детей с родителями в группе (показывают шкафчики, игрушки, детские кроватки и т. д.), проводят игры, направленные на то, чтобы представить детей себе и своим родителям; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, педагоги. Праздник заканчивается чаепитием, приготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей забирали в первый день сразу после праздника, чтобы родители оставались с ним все время, пока ребенок находится в саду в этот день.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной обстановке, насыщенной положительными эмоциями, приводит к положительному отношению детей к посещению детского сада, знакомству родителей, что еще больше упрощает работу с ними учителей (например, организация групповой отдых).

Проведение праздника знакомства необходимо, и его эффект проявляется, даже если он проводится в середине сентября в форме своего рода родительского собрания или утренника, который проводится после обеда: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад , Родители больше доверяют учителям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т. д.

Поскольку все меняется в процессе перехода ребенка к новому образу жизни: режим, окружающие его взрослые, дети, окружающая среда, еда, учителя пытаются расспросить родителей и узнать как можно больше об их привычках. время, когда новый ребенок прибывает в группу и пытается создать хоть какие-то условия, аналогичные домашним (например, сидеть с ребенком перед сном, попросить помочь убрать игрушки, прочитать его любимую сказку, накормить ему ужин, предлагают поиграть в лото). Чтобы получить дополнительную информацию о ребенке, учителя используют различные анкеты и просто общаются с родителями. (одиннадцать)

С первого дня очень важно сделать так, чтобы пребывание его ребенка в детском саду было радостным.

Формирование чувства уверенности в окружающей среде

Представляете, какие впечатления от ребенка, впервые входящего в детский сад? Представьте, что вы оказались в незнакомом городе, с путаницей улиц, заполненных его жителями, и все они крупнее вас, а есть только гиганты. А в квартире, в которой нужно жить, живут еще 15-20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет места, где можно было бы спрятаться от всего этого кошмара, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что за люди что бы помочь, поддерживается.

Согласитесь, картина не из приятных. Но это не что иное, как видение ситуации его прихода в детский сад двухлетним ребенком: действительно, его окружают незнакомые взрослые - воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают его, а разговаривают ему что-то спросить, о чем они спрашивают. А рядом находятся незнакомые дети, которые могут взять понравившуюся игрушку, толкнуть, даже ударить.

Конечно, со временем малыш привыкнет к новым условиям, познакомится с детьми, учителями, будет ориентироваться в группе. С первого дня кто-то почувствует себя «дома», а неспособность кого-либо освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателям. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку максимально быстро и безболезненно привыкнуть к новой ситуации, чувствовать себя более уверенно, хозяином ситуации. И ребенок будет уверен, если узнает и поймет, какие люди его окружают; в какой комнате он живет и т. д.

Чтобы создать чувство уверенности в окружающей среде, вам необходимо:

  • знакомство, сближение детей между собой;
  • знакомство с учителями, установление открытых, доверительных отношений между учителями и детьми;
  • знакомство с группой (игровая комната, спальня и др. комнаты);
  • знакомство с детским садом (музыкальная комната, медицинский кабинет и т. д.);
  • знакомство с воспитателями и работниками детского сада;

Вывод. Чтобы ребенок быстрее и лучше адаптировался к детскому саду, учитель должен установить с ним открытые доверительные отношения и представить остальных детей, учителей и помещения детского сада.

Педагогическое воспитание родителей по вопросам адаптации детей

Чтобы процесс адаптации был менее болезненным, необходимо, чтобы родители и персонал детского сада поддерживали тесный контакт. Это может быть посещение воспитателей ребенка дома (разумеется, с согласия родителей), а также приход матери или бабушки ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и ребенок постепенно становится Привыкали к детской: сначала мама водит его только на прогулку, потом на один-два часа в группе, позже - на несколько часов подряд оставляет его с учителями.

Опекуны должны оказывать родителям необходимую педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними, консультировать родителей по материалам родительского уголка, на родительских собраниях, на досуговых вечерах. Воспитатели должны знакомить родителей с основными принципами организации жизни ребенка в период адаптации и методикой игр с детьми от 2 до 3 лет, которые были определены в ходе практической работы и показали их обоснованность и необходимость реализации.

Информация, передаваемая родителям о своих детях, всегда своевременна и разнообразна во всех видах деятельности детей. Опекуны хранят «Лист адаптации» для каждого ребенка и знакомят своих родителей с нормами адаптации, чтобы родители знали, что даже если ребенок быстро и легко привыкнет к детской, вы не должны оставлять его здесь на 8–10 часов. Если родители решили отвести ребенка в детскую, они должны прийти к учителю накануне, рассказать о своем ребенке и спросить, ожидается ли появление нескольких новых детей на следующий день.

Учителя обращают внимание взрослых на то, что обычно дети, впервые попавшие в детскую садовую группу, заболевают острыми респираторными инфекциями на 5-7 день. Поэтому родителям лучше сделать перерыв и, во избежание заболевания, не брать ребенка в детскую с 4 до 10 дней.

В первые дни и недели посещения яслей, когда ребенок испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны сохранять спокойную атмосферу дома, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать людные места и не принимать громкие компании дома.

Если родители попытаются выполнить все эти условия, то дети отлично справятся с изменениями в своей жизни. Задача родителей в это время - быть спокойным, терпеливым, внимательным и заботливым.

Чтобы сделать процесс адаптации детей менее болезненным, педагоги должны поддерживать тесный контакт с родителями, оказывая им педагогическую помощь.

Совместные игры для маленьких детей и опекунов

Советы для педагогов и родителей

Индивидуальные занятия необходимы для нормального умственного и личностного развития.

Разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различном образовательном влиянии. Ни в коем случае нельзя принудительно (запреты, угрозы, наказания) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача педагога (а это искусство воспитания) - заинтересовать ребенка, увлечь его полезным занятием, поддержать малейший успех. Принуждение может только отбить интерес к игре, что сделает весь образовательный процесс бессмысленным.

Не менее бессмысленными и даже вредными являются прямые требования помнить или изучать что-то в игре. Маленький ребенок не может учиться по просьбе взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что ему самому нужно, в чем он испытывает практическую потребность. Такая необходимость, естественно, возникает в интересной и захватывающей игре. Замена игры упражнениями или уроком, требующая механического повторения некоторых слов или движений, недопустима.

Более того, раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми недопустимы.

Доброжелательность, сюрприз, всевозможные сюрпризы являются гораздо более эффективным средством в работе с детьми. Вы должны быть в состоянии быть удивленными или расстроенными во времени, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать, с выражением лица, интонацией, движением, ваш интерес к игре и успехи ребенка в ней. Конечно, все это требует артистизма от педагога. Только радость успеха, самоотдача, интерес приводят к формированию полноценной личности. 

Правило 1. Первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Необходимо убедиться, что ребенок хочет принять участие в предлагаемой игре. Заставляя, мы можем вызвать у ребенка чувство протеста, негатива, и в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, видя, как другие играют, увлекшись, ребенок сам присоединяется к игре.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на ранних этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организует и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый сочетает в себе две роли - участника и организатора. Более того, взрослый должен совмещать эти роли в будущем.

Правило 3. Повторное повторение игр, что является необходимым условием развития эффекта. Ученики по-разному и с разной скоростью принимают и учат новому. Благодаря систематическому участию в той или иной игре дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для разработки и применения новых впечатлений. И чтобы при повторении игра не уставала, нужно выполнить

Правило 4. Визуальный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) Должен быть защищен, его нельзя превратить в обычный, всегда доступный. Во-первых, таким образом он сохранится дольше, а во-вторых, этот материал надолго останется необычным для детей.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: в этом случае не используются такие слова, как «неправильно, неправильно» или «хорошо сделано, правильно». Дайте ребенку возможность выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он видит мир по-своему, у него свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! (одиннадцать)

Расскажите стихи своими руками

Вы можете играть в эту игру бесконечно - есть множество стихотворений, которые вы можете «потерять», «рассказать своими руками» (почему только своими руками? - всем своим телом!). Эта игра позволяет детям быть раскрепощенными, чувствовать себя уверенно и помогает установить доверительные отношения с педагогом - «Вы можете доверять человеку, который придумывает такие интересные игры и играет со мной!» Сначала учитель читает стихотворение, затем снова читает и одновременно выполняет движения, затем учитель снова читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут изобретать движения - это следует поощрять. Прочитав один раз следующие стихи, мы можем предложить изобразить самих детей, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазий.

Внимание! Учителя должны играть в эту игру со своими детьми!

Ниже приведены стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Вы можете найти других, которые еще интереснее. Ну, для начала (слова стихотворения слева, примерные действия справа):

Кролик

Кролик, (Дети прыгают, сложив руки, подражая кролику.) Маленький кролик, (Присев на корточках, показывая рукой верхушки от пола.) Длинные уши, (Дети прикладывают ладони к головам - «уши».) Быстрые ноги , (Они побежали.) Заяц, зайчик, (Движение повторяется.) Ты боишься детей, зайка-заяц. (Дети обнимают себя, изображая страх, «дрожат».)

Медведь

Медведь, клюшка медведь, Медведь идет по лесу, (Поднимите плечи, обхватите руки, поверните пальцы ног внутрь, пошлите.) Медведь хочет сладких ягод, (поглаживая живот, облизывая губы.) Он выиграл » не могу их найти. (Оглянись, пожав плечами.) Внезапно я увидел много ягод, И он тихо зарычал. (Показать с указательным пальцем, восторг на лице, «собирать» ягоды двумя руками во рту.) Дети подошли к плюшевому медведю, (Марш.) Медведь громко рыдал. (Кулак протри глаза, изобрази плач.)

(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строка будет звучать так: «Медведь дал им ягоду».)

Ниже приведены только тексты стихов, подумайте о движениях вместе с детьми!

Столяры

Мы увидели, увидели доску, утром нам есть чем заняться. Стальные зубья острые - пила идет легко. Ударить-Ударить, Ударить-Ударить Бежит, послушно бежит самолет вдоль доски, И маленькие белые стружки свернулись в кудри. Гул, гул. Ну, мы будем бить молотком веселее, Сильнее, мы будем равномерно молотить гвоздику. Тук тук, тук тук.

Козел

Козлик шел по полю, играя на губной гармошке: нахальный удар, нахальный удар, игра на гармонике. Из леса вышел медведь, начал реветь на козу: чики-брыки, чики-крик, начал реветь на козу. Наш козел не убежал, стал играть веселее: дерзкие удары, дерзкие удары, играли веселее. Когда медведь начал танцевать, он танцует сейчас: Чики-Брики, Чики-Брик, поэтому он танцует сейчас!

Зарядка

Прыгающая лягушка, qua-qua-qua, утенок плавает, кря-кря-кря Все вокруг пытаются, занимаются спортом! Быстрая синица, тур-лу-лу-лу, резвится в воздухе, тур-лу-лу. Все вокруг пытаются, занимаются спортом! Ребенок прыгает, я-я-я, И после него ягненок, будь-будь-будь. Все вокруг пытаются, занимаются спортом! Вот мы на зарядке, раз-два-три, Утром на площадке раз-два-три. Видите, мы стараемся, мы занимаемся спортом!

Пятеро детей

Один малыш качается в саду, Два малыша плавают в пруду. Трое детей ползут к двери квартиры, и еще четверо стучат в эту дверь. С пятью остальными тоже все в порядке: им весело, они играют в прятки. Там, где скрывается ясный и ежик, Но я прищурился и поехал: «Раз, два, три ..., четыре, пять ... Ну, будь осторожен, я посмотрю!»

Игра служит средством общения между детьми и способом самовыражения ребенка как личности. При правильном ведении игры дети развивают чувство уверенности в команде вокруг себя.

Играя в игры с детьми, нельзя заставить ребенка делать то, что он не хочет и к чему не готов. Надо заинтересовать, нести, поддерживать.

Зрительная активность и музыка как средство коррекции эмоций

Вспомогательные инструменты, используемые для коррекции настроения, поведения и эмоций у детей, включают рисование и музыку.

Картина. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенно их темперамент, эмоции и внутренний мир. Само преобладание серых тонов и преобладание черных на рисунках подчеркивает отсутствие бодрости, низкий тон настроения, большое количество страхов, с которыми ребенок не справится. Напротив, яркие, легкие и насыщенные цвета свидетельствуют об активной жизненной силе и оптимизме. Широкие штрихи при рисовании красками, масштаб, отсутствие предварительных набросков и последующих набросков, которые меняют исходный сюжет набросков, демонстрируют уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в нестабильности изображения, его размытом изображении или в небольшом количестве отчетливых, но пересекающихся линий. С угнетением и особенно беспокойством дети мало рисуют, предпочитая другие занятия.

Рисование помогает научить детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от постоянно практикующих психогимнастических упражнений определенных видов невербального общения - мимики и пантомимики. Возможность использования зрительной активности в психокоррекционных целях упоминается во многих работах, посвященных детской психотерапии. За рубежом это арт-терапия (арт-лечение). В нашей стране метод использования зрительной активности в лечебных целях называется живописной психотерапией (8) или изотерапией (9).

Музыка

Среди вспомогательных средств психотерапии и психокоррекции, пожалуй, наиболее эффективным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет года (В.М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка. Долгое время музыка использовалась как лечебный фактор. Помогает стабилизировать эмоциональное состояние, предотвращает перепады настроения, снимает раздражительность и возбудимость. Кроме того, пение и игра на музыкальных инструментах иногда открывают ребенку путь самоутверждения, повышения самооценки и преодоления неуверенности в себе.

В.М. Бехтерев полагал, что с помощью музыкального ритма можно установить баланс в деятельности нервной системы ребенка, уравновесить слишком возбужденный темперамент и замедлить сдерживаемых детей, а также регулировать нерегулярные и ненужные движения. И на это указал В.М. Анкилозирующий спондилит, необходимо выявить ритмические рефлексы и адаптировать организм ребенка к реагированию на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

Г.П. Шипулин отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детскую команду с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические упражнения помогают вовлекать, активировать и вызывать интерес к деятельности в целом. «Конвейерный» принцип индивидуальных упражнений - это метод вовлечения трудных отрицательных детей в общее дело. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развивать внимание, память и внутреннее самообладание детей (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова). С помощью музыкальных игр можно снять психоэмоциональный стресс в группе, развить навыки адекватного группового поведения, безоговорочно принять (ситуативную) роль лидера или раба, то есть социализировать ребенка через игру ,

Развитие тормозных механизмов поддерживается упражнениями под музыку. Вице-адмирал Гринер отмечает, что можно твердо установить зависимость моторики от психического состояния, тогда не следует забывать об обратных взаимодействиях, то есть влиянии моторики в этом случае, ее расторможенности и регуляции на психику.

Прослушивание различной музыки играет значительную роль в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, помогает ребенку войти в желаемое эмоциональное состояние. Таким образом, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) дает общее настроение спокойствия, тихой радости и грусти, даже внешнего поведения, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) создает настроение возбуждения, повышения жизненности, подвижности и беспокойное поведение (Б. Г. Ананьев).

Музыка может помочь создать благоприятный фон для других видов деятельности. Рисование, рациональные и игровые занятия под музыку открывают большие возможности для преодоления противоречивых переживаний, нормализуя эмоциональное состояние ребенка.

Рисование и музыка выступают в качестве средства коррекции эмоционального состояния у маленьких детей. Способствует созданию положительных эмоций. Рисунок отражает внутренний мир ребенка, служит средством становления его человеком. Ребенок учится культурно выражать свои эмоции, отношения, чувства и стремления. А для взрослого рисунок - это показатель психического состояния ребенка.

Лирическая, правильно подобранная музыка благотворно влияет на психику. Ритмические игры на музыку помогают обучать детей социальному поведению, выступают в качестве средства разрешения конфликтных ситуаций и учат детей жить вместе.

Вывод:

В ходе работы была решена задача по выявлению факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей младшего возраста.

Были решены следующие задачи:

  • изучал толкование понятия эмоций;
  • особенности развития эмоций у маленьких детей;
  • выявлены факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей младшего возраста;
  • избранные средства, игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционального состояния ребенка.

Таким образом, эмоции представляют собой особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающими в форме непосредственного опыта (удовлетворение, радость, страх и т. д.) Значение явлений и ситуаций, воздействующих на человека для реализация его жизни. Эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Класс эмоций включает настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Следующие 10 эмоций чаще всего встречаются в литературе как основные: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоции действуют как внутренний язык, как система сигналов, с помощью которых человек узнает о необходимой значимости происходящего. Особенность эмоций заключается в том, что они напрямую отражают взаимосвязь между мотивами и выполнением действий, соответствующих этим мотивам. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки его хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Развитие эмоций в раннем возрасте проходит ряд этапов. В младенчестве основу для развития эмоций составляют первобытные эмоции, вызванные органическими причинами; социально определенные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми; в ситуационно-личностном общении ребенок испытывает радость от дружеского внимания к себе, неудовлетворенность отсутствием общения; в ситуационно-деловом общении ребенок демонстрирует удовольствие от совместных манипуляций, радость от успехов и наград, обиду или гнев от осуждения, неудачные действия; формируются предпосылки высших чувств - любовь и симпатия к близким, познавательные чувства.

Эмоциональные переживания маленького ребенка сохраняют ряд характеристик, которые характерны для младенца. Они кратковременны, нестабильны, бурно выражены.

Осознание своей неполноценности и беспомощности в попытках общения часто приводит к изменениям характера: изоляция, негативность, насильственные эмоциональные срывы. В отдельных случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, нестабильность внимания. Серьезность таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.

Эмоциональное состояние ребенка зависит от отношения взрослых к нему, от организации и участия взрослых в различных мероприятиях ребенка, от отношения к его результатам, успехам и неудачам.

Для поддержания эмоционально позитивного фона важно:

  • соблюдать режим дня;
  • установить единые требования по воспитанию ребенка;
  • удовлетворить потребность в позитивном общении;
  • создать условия для самостоятельной игры;
  • соблюдать правильные воспитательные методы кормления, укладки, стирки;
  • не балуйте ребенка, удовлетворяя любой его прихоть;
  • проявить дружелюбное, но требовательное отношение к ребенку, как к личности;
  • Избегайте конфликтов в присутствии детей.

Эта работа будет полезна родителям с маленькими детьми, а также педагогам и няням, работающим с маленькими детьми.