Влияние налогов и дотаций на рыночное равновесие в экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Валютная система

Инструменты стратегического управления инновационной деятельностью предприятий информационно-коммуникационных технологий

Модель рынка чистой монополии

Поведение потребителей и потребительский выбор

 

Введение:

Для существования государства необходимы соответствующие финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных централизованных фондах. В рыночных условиях экономики налоговая форма такой централизации становится ведущей. Экономические отношения, связанные с налогами, в той или иной степени касаются всего населения страны, поэтому теоретические и практические аспекты построения налоговой системы интересны не только специалистам, но и гражданам страны. 

Система налогообложения начала формироваться в 1991 году. Несмотря на неизменность основных принципов построения этой системы, заложенных в Законе Украины «О системе налогообложения», некоторые ее элементы постоянно меняются: вносятся дополнения, уточнения, изменения. 

С переходом на рыночные методы ведения хозяйства меняются подходы и принципы за счет уплаты налогов и налоговых платежей. При этом большое значение должно иметь подготовка специалистов по налогообложению и налоговому регулированию, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, способных обобщать приобретенный отечественный и зарубежный опыт и творчески подходить к решению сложных проблем в сфере налогообложения. 

Рыночная экономика это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия стала эпохой в истории экономики. И хотя с того времени прошло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что все экономические процессы описывались через эту модель. 

Общее рыночное равновесие

Концепция рыночного равновесия

Экономика как наука существует почти две с половиной тысячи лет с момента появления работ великих греков Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам экономики. Примерно в это же время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, что позволило выявить и проанализировать закономерности, присущие рыночной экономике. И с тех пор одним из основных вопросов экономической теории стал вопрос о сущности и происхождении стоимости товаров и рыночной цены как формы стоимости. В зависимости от способа ответа на этот вопрос экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность товара определяется прежде всего количеством и качеством живого и материализованного труда (средств производства), затраченного на его создание. Это направление получило название трудовой, или классической теории стоимости, в него входят такие известные ученые, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности, утверждает, что ценность товара основана не на издержках производителя, а на его реальной потребительской полезности, способности для удовлетворения человеческих потребностей. 

Обе теории имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему правильна и в определенном смысле логически неуязвима, хотя и спорна. По-видимому, для точного решения поставленного вопроса экономической науке требовался некий компромисс, а точнее синтез этих двух направлений, который позволил бы объединить положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение стоимости именно в результате взаимодействия. двух равных агентов рынка производителя и потребителя. Над этим синтезом работают многие ученые и экономисты, особенно во второй половине  десятого века, среди которых особое место принадлежит британскому ученому А. Маршаллу. А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равных агентов: покупатели, представляющие рыночный спрос, и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием подразумевается такое стабильное состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересованы в изменении рыночных условий (условий купли-продажи), то есть у них нет серьезных стимулов к изменению. Это возможно, прежде всего, когда объекты спроса и предложения равны и «само уравновешивание происходит за счет действия ценового механизма. 

А. Маршалл продемонстрировал это наглядно и аналитически, доказав существование и устойчивость равновесия. Данная модель по своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем. 

Рыночное равновесие

Спрос и предложение представляют собой форму выражения желаний и решений потребителей и производителей товаров и услуг, которые формируются под влиянием различных факторов. Однако эти решения требуют взаимного согласия для реализации. Такая координация осуществляется на рынке через взаимодействие спроса и предложения. 

Возьмем для примера ситуацию на блочном рынке.

По цене 2 руб. продавец соглашается выставить на рынок 18 кг яблок, но покупатель по этой цене соглашается купить только 4 кг. будет перепроизводиться и не продаваться. Этот излишек заставит продавца снизить цену, чтобы побудить потребителя покупать больше товаров. Если цена упадет до 1,5 руб. за 1 тыс. это увеличит количество, которое покупатель согласится приобрести, до 6 кг, и в то же время снизит поставки от поставщика до 12 кг. Излишек сократится (до 6 кг), но все равно будет. существуют и поощряют дальнейшее снижение цен. Если она упадет до 0,50 руб., Покупатель согласится купить уже 10 кг яблок, но теперь по такой низкой цене поставщик будет предлагать не более 4 кг. В результате возникнет дефицит, который вызовет рост цен. Более высокая цена сократит дефицит за счет сокращения спроса, с одной стороны, и увеличения предложения, с другой. 

Следовательно, пока существует перепроизводство, цены будут снижаться, а пока существует дефицит, увеличиваться. Просматривая варианты, мы можем убедиться, что существует только одна цена, по которой количество продукта, которое поставщик соглашается предложить, совпадает с количеством, которое покупатель соглашается и может приобрести. В нашем примере это цена 1 руб. 1 кг. При заданной цене не будет излишка или дефицита, и продавец-покупатель не будет заинтересован в изменении своего решения о количестве предлагаемых и приобретенных товаров. Эта цена называется равновесной и отражает баланс или равенство спроса и предложения. Любое отклонение от равновесной цены создает дисбаланс в интересах продавцов и покупателей и стремление цен вернуться к состоянию равновесия. 

Точка пересечения кривых покажет равновесную цену. Все другие варианты цен приводят к образованию разрыва между спросом и предложением, который принимает форму либо избытка, либо дефицита продуктов. 

Как уже отмечалось, под влиянием различных факторов кривые спроса и предложения могут сдвигаться вверх и вниз по графику. Что будет в этом случае с равновесной ценой? Здесь возможны разные варианты. 

Предположим, что кривая спроса смещается вправо и вверх, отражая более высокий уровень потребностей и возможностей их удовлетворения; кривая предложения не изменилась. Затем равновесная цена переместится в новую точку пересечения кривых спроса и предложения, отражая ситуацию более высокого спроса и более высокой цены. Если кривая спроса сдвинется вниз по графику, новая равновесная цена будет меньше, как и количество приобретенных товаров. 

Очевидно, существует прямая зависимость между сдвигом кривой спроса и изменением равновесной цены и количества потребляемого товара.

Если кривая предложения смещается, при условии, что кривая спроса остается неизменной, то с увеличением предложения равновесная цена падает, а с уменьшением растет. Другими словами, существует обратная зависимость между сдвигом кривой предложения и равновесной ценой. 

В случаях одновременного движения кривых возникают более сложные комбинации в зависимости от того, осуществляется ли сдвиг в одном направлении или в противоположных направлениях. Затем эффекты воздействия сдвигов на равновесные цены либо складываются и усиливают их изменения, либо взаимно нейтрализуются. 

Влияние налогов и дотаций на рыночное равновесие в экономике

В свободно функционирующей рыночной экономике цены постоянно стремятся к равновесию, и отклонения возможны только как способ поиска и постепенного приближения к точке равновесия. Однако имеют место стойкие отклонения от равновесных цен, обычно связанные с попытками контролировать цены. В определенных ситуациях правительство может законодательно установить ценовой потолок перед лицом высокого спроса или поддержки в условиях избытка предложения. 

В первом случае цель состоит в том, чтобы сделать продукт доступным для более широкого круга потребителей, которые не могут приобрести его по равновесным ценам. В этом случае спрос, естественно, возрастет, но предложение будет уменьшаться, что приведет к постоянному дефициту этого продукта или услуги. Если в приведенном выше примере мы установили предельную цену на яблоки 0,50 руб. за кг, то потребитель согласится купить 10 кг, но как производитель по этой цене поставит только 4 кг. Поскольку цена не может быть повышена, остается распределить произведенное количество между потребителями, используя нерыночные методы нормирования. 

Они, в свою очередь, вызывают необходимость увеличения и усиления аппарата контроля распределения, порождают протекционизм и утечку товаров на черный рынок. В экстремальных условиях такая система возможна, но при нормально функционирующем хозяйстве неизбежно приводит к снижению эффективности. 

То же самое можно сказать и о случае поддержки цен, когда государство устанавливает определенный минимальный уровень цен, который выше равновесной цены. Примером может служить минимальная заработная плата или поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию. В этом случае предложение будет постоянно превышать спрос и образуется постоянный избыток. Для его устранения государство должно либо разработать и реализовать программы по сокращению предложения (например, нормирование земли для сельскохозяйственного производства), либо выкупить излишки, то есть прибегнуть к мерам административного воздействия на экономические процессы. 

Рассмотренные варианты касались формирования равновесных цен на отдельно взятые и независимо анализируемые товары и услуги. Однако экономика это не совокупность изолированных рынков отдельных товаров, которые совершенно не связаны друг с другом. Напротив, существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние цен на различные товары. Поэтому, наряду с уточнением условий формирования равновесных цен на отдельные товары анализом частичного экономического равновесия, возникает необходимость проследить влияние изменения цен на одни товары на спрос, предложение и цены на другие товары, а также обратное влияние окружающих цен на цены на эти товары. Этот подход представляет собой анализ общего экономического равновесия. 

Предположим, что цена на сырую нефть выросла из-за уменьшения ее предложения. Естественным следствием повышения этой цены станет снижение спроса на этот товар. Но, кроме того, увеличатся затраты на производство тех товаров и услуг, для которых нефть является важной составляющей затрат. Следствием этого станет рост цен на такие товары и услуги: бензин, керосин, смазочные материалы, транспорт и т. д. с другой стороны, возрастет спрос и начнут расти цены на товары-заменители (уголь, газ), что , в свою очередь, приведет к увеличению предложения этих товаров. Что касается дополнительных товаров, то спрос на них упадет, и цены начнут снижаться. Таким образом, цены на авторынке могут упасть, что в будущем должно привести к сокращению их предложения. 

Возможны и более отдаленные отношения: сокращение продаж автомобилей может привести к падению заработной платы рабочих в этой отрасли, к росту безработицы и, как следствие, к снижению спроса на более питательные продукты (мясо, масло ) и их замена менее питательными.

Таким образом, изменение цены на один товар вызвало сложную цепную реакцию почти во всей рыночной системе, и, следовательно, равновесная цена данного товара зависит не только от спроса и предложения самого товара, но и от самого товара. общее равновесие всей системы.

Эта система в виде упрощенной модели может быть представлена ​​как взаимодействие двух наиболее важных секторов экономики: бизнеса и потребителя в двух основных рыночных зонах: на рынке факторов производства и на рынке товаров и услуг.

Если равновесие достигается на обоих рынках, общий денежный поток от фирм к потребителям равен потоку платежей от потребителей к фирмам. Это подразумевает установление набора цен, который уравновешивает спрос и предложение на каждый продукт одновременно на всех рынках. Достижимо ли это состояние? Теоретически да, если выполняется достаточно широкий спектр условий, отвечающих характеристикам модели идеально конкурентной экономики. Практически одновременное обеспечение всех этих условий представляет значительные трудности, чем дальше реальная ситуация от идеальной модели. И все же модель общего экономического равновесия позволяет достаточно адекватно судить о механизме рыночного саморегулирования и применять полученные знания для решения более конкретных задач. 

Налоги и рыночное равновесие

В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может измениться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен невозможно предвидеть, влияние других трудно учесть, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. Последние воздействия включают, например, налогообложение. 

Налог один из экономических рычагов регулирования рынка.

Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законы спроса и предложения.

Налоги также искажают общее равновесие, что приводит к отклонению цен от равновесия. Это влияет, с одной стороны, на производителей (снижение производственных стимулов), а с другой стороны, на выбор потребителей. Последние, стремясь снизить налоговую нагрузку, выбирают продукты-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям в совокупном спросе и, в конечном итоге, к потере эффективности. 

Налог и рыночная равновесная цена

Налогообложение прерогатива государства, которое применяет множество видов прямых и косвенных налогов. Последствия налогообложения негативно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются в повышении цен на товары, с одной стороны, и в уменьшении объемов производства товаров, с другой. Известно, что повышение цены вызывает снижение покупательского спроса, в результате чего неизбежно уменьшение объемов реализации товаров, подлежащих налогообложению. Производители отреагируют на эту ситуацию однозначно: сократят производство и представление на рынке товаров, спрос на которые снизился. 

Нарушений законов спроса и предложения не было, поскольку налог только создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень. При налогообложении кривая спроса не смещается так же, как не изменился спрос. Но точка рыночного равновесия E перемещается на новый, более высокий уровень из-за сдвига вверх кривой предложения товаров. 

Снижение продаж, связанное с ростом цен, привело к падению производства товаров, так как их реализация снизилась. Налог уплачивается непосредственно производителем (продавцом) товара, но большая его часть перекладывается на покупателя за счет увеличения цены. Это вычет из выручки от продаж от проданных товаров и вычет из выручки от продаж покупателей. Но главный негативный эффект это общий спад производства и недопотребление товаров обществом. 

Заключение

Решение сложных экономических, научных, технических и социальных проблем развития рыночной экономики требует необходимости почвенно-теоретического анализа основных экономических категорий кредитно-финансовых отношений и последовательной реализации действенного механизма накопления и перераспределения. 

Анализ результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка за последние годы свидетельствует о том, что без стабильной экономической и правовой основы сбалансированной государственной политики в бюджетной сфере невозможно реструктурировать экономику в необходимых требуемых темпах, требовать качественной трансформационные преобразования и обеспечение реальной конкурентоспособности национального товаропроизводителя в условиях глобализации. -экономические отношения. Теоретическое изучение закономерностей формирования государственного бюджета позволяет эффективно вводить экономические рычаги балансирования доходов и расходов. Найдите объективные и субъективные причины возникновения и роста государственного долга, сознательно предвидите его возможные экономические и социальные последствия. Важно отметить, что формирование и внедрение определенной модели бюджетирования, определение взаимосвязи между государственным и местным бюджетами имеет значительный мультипликативный эффект, и поэтому очень важно проводить сбалансированную экономическую политику, последовательно и систематически внедрять нововведения с учетом долгосрочных последствий нарушения сложных взаимоотношений между субъектами бюджетного процесса.