Влияние монополий на ценообразование

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Термин «монополия» происходит от двух греческих слов: «монo» - один и «полео» - продаю, т.е. монополия характеризуется наличием одного продавца (или покупателя) какого-либо товара или услуги на рынке. Очевидно, что монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

Особенность ценообразования при монополии заключается в том, что, в отличие от совершенно конкурентной фирмы, монополист может получить максимальную прибыль, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.

Пределами роста цен на рынке монополии являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Объектом в настоящем исследовании являются монополии.

Предметом исследования являются особенности монополии и ее влияния на ценообразование.

Цель исследования заключается в анализе монополии и ее влияния на ценообразование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - охарактеризовать монополию: понятие, условия существования;

    • - рассмотреть механизм ценообразования в современной рыночной экономике;

  • - проанализировать влияние монополий на ценообразование.

В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:

- теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;

- систематизацию, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Монополия: сущность, причины возникновения формы

1.1 Монополия: понятие, условия существования

ценообразование монополия конкуренция рынок

В переводе с греческого «монополия» означает «единственный продавец». Монополия - тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену.

Система конкуренции составляет основу рынка, его фундаментальную платформу. Любое ослабление свободного соперничества индивидов и предприятий неизбежно сказывается на перераспределении доходов, ценах, на поведении хозяйствующих субъектов, на эффективности экономики в целом.

Подобно тому, как двигателю автомобиля для безупречной работы требуется качественное топливо и чистый воздух, смешанные в нужной пропорции, для саморегулирующейся рыночной системы необходима такая смесь из конкуренции, цен и государственного регулирования, которая обеспечит достижение наилучших результатов.

Что же может помешать равноправной конкуренции и свободному рыночному ценообразованию? Таких факторов несколько:

- монополизм производителей, продавцов или покупателей;

- создание преимуществ для избранных участников рынка законодательной властью, центральным правительством или местными сообществами (на основе криминальных, родственных, этнических и иных связей);

- дискриминация производителей или потребителей по какому-либо признаку (полу, возрасту, культурным, религиозным и прочим различиям);

- недобросовестная конкуренция.

На совершенно конкурентном рынке имеется огромное множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого участники такого рынка рассматривают цену, как величину, заданную «извне» и находящуюся вне их контроля.

Однако такая ситуация характерна лишь для абстрактной модели, для системы совершенной конкуренции, рассмотренной нами выше. На реальных рынках отдельные продавцы могут влиять на цену, которую они устанавливают на свою продукцию; причем степень контроля над ценой может быть различной. Рассмотрим основные случаи несовершенных конкурентных рынков.

Монополия и монопольная власть. Монополия представляет собой рынок с единственным продавцом, причем монополист препятствует вхождению в данный рынок других продавцов. В реальной экономической практике случаи чистой монополии найти довольно сложно. Монополистом на какое-то время становится производитель какой-либо инновационной продукции - как это было, например, с компанией «Полароид», изготавливавшей аппараты моментальной фотографии. Впоследствии технический прогресс разрушает данную монополию.

Гораздо более устойчивой является предприятие или организация, поддерживаемая правительством. Например, в России только ОАО Газпром имеет право экспортировать трубопроводный газ. Остальные компании, добывающие газ, лишены права продавать его за границу в силу законодательных ограничений.

Другой класс монополистов представляют локальные или местные монополии. Еще Ж.-Б. Сэй утверждал: «Удаленность равносильна бесплодию», что в практическом плане означает затруднение конкуренции. Единственный магазин в небольшом поселке, банк или местная радиостанция могут воспользоваться своим особым положением для извлечения дополнительной прибыли.

Поскольку монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса (которая чаще всего бывает неэластичной). Поскольку кривая спроса (например, на алмазы) является слабо убывающей, компания «Де Бирс» знает, что чем больше алмазов она поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки алмазов на рынок, «Де Бирс» значительно повышает цены на них. Таким образом, «Де Бирс» имеет возможность воздействовать на рыночные цены, т.е. обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска или объема продаж.

Чтобы обладать монопольной властью, фирме иногда вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие коммерческие палатки имеют известный контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими палатками и, скажем, алмазной монополией «Де Бирс» заключается в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладает большим контролем над ценой своей продукции.

Кроме того, важное различие между монополией и совершенной конкуренцией состоит в том, что при конкурентном режиме не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей и продавцов. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать формированию конкурентного режима на данном рынке, который в конечном счете снизит их прибыли.

Олигополия (от греч. «олигос» - малый) подразумевает наличие нескольких продавцов на рынке. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится (или продается) малым количеством крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с монополией.

В данном случае каждой компании приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие предприятия в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. Например, если компания «Рено» намеревается повысить цену на свои автомобили, то она должна предвидеть ответную реакцию «АвтоВАЗа», «Тойоты» и прочих конкурентов с тем, чтобы рассчитать итоговые изменения в объемах своих продаж.

Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля Н. Исчисление этого индекса предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т.е. доли в общем объеме продаж отрасли (в%), обозначаемую за S. Например, если одна из фирм поставляет на рынок 50% всего отраслевого объема продаж, то S = 50. Далее необходимо определить, сколько всего фирм в отрасли (от 1 до n). Показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все показатели суммируются:

H = S1? + S2? + S3? + … + Sn? = У Si?.

В случае «чистой» монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10.000, т.е. S1 = 100%, а Н = 100? = 10.000. Если в отрасли две фирмы-олигополии, и рыночные доли их равны (по 50% у каждой), то

Н = 50? + 50? = 5000.

В случае, приближающимся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм и доля каждой равна 1%, индекс Н равен:

Н = 11? + 12? + … + 1100? = 100.

Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс и ориентироваться только на количество фирм в отрасли, то можно составить неверное представление, что отрасль, в которой функционируют 5 фирм, обязательно более концентрирована, чем та, в которой действуют 6 фирм. В данном случае не учитывается доля рынка S каждой фирмы. Например, в отрасли 6 фирм, у одной из них S = 50%, а у пяти других - доли по 10%. Тогда:

Н = 50? + (10? · 5) = 3000.

Когда же в отрасли 5 фирм и у каждой равные рыночные доли, т.е. S1= S2= … = S5 = 20%, тогда:

Н = 20? · 5 = 2000.

Таким образом, отрасль с 6 фирмами обладает большей степенью концентрации, чем отрасль, состоящая из 5 фирм, но в которой нет доминирующей фирмы.

Рынки с крупными покупателями. На рынках, рассмотренных выше, имеется множество покупателей, которые воспринимают имеющуюся цену как данную. Большинство реально действующих рынков, особенно те, на которых в качестве покупателей выступают конечные потребители, удовлетворяют данному условию, однако существуют исключения.

Понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, когда речь идет о покупателях. Другими словами, речь идет о монополии и олигополии покупателя. Например, правительство России выступает в качестве монопсониста на рынках вооружений, таких товаров, как авианосцы или ядерное оружие.

Олигопсония - это рынок, на котором большая часть продаж приходится на нескольких крупных покупателей. В качестве покупателей автомобилестроители являются олигопсонистами на рынке автомобильных шин.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий:

1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Поскольку на монопольном рынке действует одна фирма, то поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

2. Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.

3. Контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальный доход.

4. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы; наличие положительного эффекта масштаба и др.

Существуют следующие виды монополий:

Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии управляют трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования.

Государственная монополия - монополия государства на производство и / или реализацию товаров массового потребления.

Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.

Чистая монополия (Pure monopoly) - организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Наряду с олигополией и монополистической конкуренцией, монополия является примером несовершенной конкуренции.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтные услуги.

Основные признаки чистой монополии:

- один продавец (на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение);

- уникальность продукта (на рынке отсутствуют идентичные виды продукции);

- владение основными видами сырья (контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей).

Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), точка E на графике. Именно эта точка является равновесием фирмы. Но для получения прибыли цена установится в точке E1. Это обусловлено тем, что именно цена P1 при данном объеме производства (Q1) выше средних издержек (AC) монополиста. В условиях несовершенной конкуренции должно соблюдаться следующее неравенство:

(MR = MC) < AC < P

Конгломерат (концерн, холдинг) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных хозяйствующих субъектов.

В экономике существуют и так называемые естественные монополии-то есть одна фирма может снабжать весь рынок имея при этом более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для предприятий коммунального обслуживания: тепло-, водо-, газоснабжения, телефонной службы, железной дороги, почты.

В чистом виде названные типы монополизаций не встречаются, потому что они, так как и все процессы в экономике, взаимосвязаны и взаимопереплетены. Но для теоретического анализа и выяснения определенных практических действий, например, государства в условиях рыночной экономики, такая классификация достаточно конструктивна.

1. Экономический монополизм. Этот тип монополизма является стержневым. Именно он дал содержательное наполнение всем другим монополистическим процессам в экономике, которые происходят в результате дальнейшего углубления общественного разделения труда в условиях товарного производства. А конкретно - экономический монополизм вырастает из конкуренции, базируется на концентрации и централизации капитала. Суть его заключается в образовании больших предприятий, объединений предприятий, которые концентрируют в своих руках производство и сбыт основной части продукции определенной отрасли или нескольких отраслей, что дает им возможность влиять на уровень цен с целью обеспечения высокой (монопольной) прибыли. Такой тип монополизма представляет наибольшую угрозу рыночной экономике и потому должен быть постоянно в поле зрения государства, чтобы не допускать превращения большого бизнеса, возникающего на основе концентрации и централизации, в монополию.

2. Технологический монополизм проявляется в том, что власть над рынком больших корпораций (контроль производства и сбыта определенной продукции) предопределена не столько стремлением захватить рынок, подавить конкурентов, максимизировать рынок, сколько спецификой технологии. Речь идет о таких отраслях, как например, металлургия, электроэнергетика, транспорт, то есть отрасли, где сама технология делает экономически эффективными лишь большие производственные мощности.

Технологический монополизм в определенной степени можно назвать естественным именно в той мере, в которой он является естественной своеобразной конфигурацией производства. Отсюда выплывает очень важный, особенно для современной Украины, вывод, что на те секторы экономики, где доминирует технологический монополизм, демонополизация распространяться не должна. Трудно, например, представить себе образование высококонкурентного рынка, если рядом с действующей железной дорогой построится новая, конкурирующая с ней. Рынки, оккупированные технологическими монополиями, являются монопольными полностью на естественной основе и еще долго будут оставаться такими.

3. Рекламный монополизм. Это особенная разновидность монополизма, предопределенная дифференциацией продукта. Суть его в искусственном создании исключительных условий для реализации того или другого товара рекламой или другими действиями коммерческих служб. Например, возникновению такого механизма способствует отметка предприятием своих товаров торговой маркой, заманивание магазинами покупателей необычной упаковкой товара или снижением цен для постоянных клиентов, использование красочных реклам и тому подобное.

Рыночную конкуренцию определены монополистические мотивы, и коммерческий успех попадает в зависимость не только от цены и потребительских качеств самого товара, но и от определенных искусственно созданных условий.

4. Инновационный монополизм. Он характерен для предприятий (фирм), которые лидируют на тех или других направлениях НТП. Суть его в том, что отдельные фирмы, используя передовые технологии, новые формы организации труда или производства, оказываются в лучших условиях, с точки зрения производства и реализации своей продукции, сравнительно с другими фирмами.

При этих условиях конкурентное равновесие на рынке сдвигается в пользу тех фирм, которые обеспечивают им дополнительную (монопольную) прибыль.

Характерной особенностью монополизации этого типа является, во-первых, то, что она имеет временный характер и исчезает в меру распространения и коммерческого усвоения результатов научных исследований и технологических разработок. Во-вторых, она является отражением объективных закономерностей развития человеческого общества, в частности закону экономии времени. Поэтому ограничение такого монополизма со стороны государства должно быть минимальным.

5. Государственный естественный монополизм. Сюда относятся естественные государственные монополии. А именно, монополия государства на организацию и регулирование денежного оборота, монополия государства на рынке социально-приоритетных или социально-вредных товаров, монополия государства на обеспечение населения общественными товарами.

6. Государственный административный монополизм. Он характерен для экономики, где господствует административно-командное управление. Суть его в том, что государство монополизирует все сферы жизнедеятельности общества, максимально ограничивая рыночную конкуренцию. Если подходить к этому с позиций экономической целесообразности, то лишь незначительную часть его можно признать естественным. В целом же монополизм этого типа являет собой негативное явление и подлежит несомненной ликвидации.

Государственный административный монополизм имеет такие основные особенности:

1. Он быстро становится тотальным, охватывает экономику в целом, проникая во все сферы общественного производства (производство, распределение, обмен, потребление).

2. Ему свойственный исключительно высокий уровень монополизации рынков.

3. Государственному монополизму свойственна особенная внутренняя структура. В основе ее лежит государственный сектор. Над ним расположены ведомственные структуры, которые контролируют отдельные сферы производства. Наконец, каждая из них разделена между предприятиями и организациями, которые монополизировали выпуск определенных товаров и услуг. Классическим примером такого типа монополизма была экономическая система бывшего СССР.

Рассмотренные основные типы монополизма указывают на то, что монополизм, во-первых, по своей природе неоднородный. Поэтому и отношение к нему не может быть однозначным. Если монополистические структуры, которые относятся к первой и шестой группам, опасные для экономики и должны быть демонтированы или ограничены, то естественные монополии (технологические, государственные, естественные и те, которые предусматривают лидерство в НТП) не противоречат, во всяком случае не совсем противоречат нормальному функционированию современного рыночного хозяйства и могут быть с ним совместимы. Во-вторых, границы действия естественного монополизма не постоянны. Они подвижны хотя бы потому, что, например, монополия, предопределенная выходом тех или других фирм на передовые рубежи НТП, недолговечна, и статус монополиста переходит периодически из «рук в руки» как результат изменения фирм-лидеров на передовых рубежах НТП.

Различают два вида рыночных монополий, каждый из которых имеет свои подвиды.

К первому виду (собственно монополия) относятся фирмы, которые являются единственным производителем товара, который поступает на рынок, причем у него нет товара-субститута. Цена такого товара полностью определяется фирмой и не зависит от конъюнктуры рынка. Монополия - продавец, а точнее производитель (картели, синдикаты, тресты), может быть однородной, то есть такой, которая монополизирует производство и сбыт одного вида продукции, дифференцированной, когда монополизируется производство и сбыт многих видов продукции одной или ряда отраслей. Суть такой монополии заключается в том, что монополизируется производство и сбыт не многих продуктов и даже не одного, а определенной разновидности данного продукта. Например, одна из модификаций двухкамерного холодильника или цветного телевизора. Такая монополия связана с дифференциацией продукта. В результате любое предприятие, если оно имеет возможность заинтересовать продавцов какими-либо особенностями (качествами) своего товара, добывает определенную монополию на этот товар и может пользоваться ею для повышения цен с целью получения дополнительной прибыли. Особенность такой монополии, в отличие от предыдущей, в том, что она не ограничивает конкуренцию, а развивает и углубляет ее.

Вторым видом является монополист-покупатель. В качестве таких монополий может выступать государство (речь об этом шла выше), а также, отдельные фирмы. Например, монополизация одной или несколькими перерабатывающими фирмами сбыта сырья, которое выращивается и реализуется сотнями сельскохозяйственных предприятий. Тоже именно можно сказать о металлургических комбинатах, которые монополизируют сбыт сырья предприятий добывающей промышленности.

Следовательно, в каком бы виде монополия не фигурировала, она так или иначе деструктивно влияет на рынок. Наиболее деформирует рынок двусторонняя монополия, когда взаимодействуют один продавец и один покупатель. В этой ситуации практически невозможный контроль общества за ценами, качеством, потому что они устанавливаются путем соглашения между ними.

1.2 Механизм ценообразования в современной рыночной экономике

 

Ценообразование представляет собой весьма сложный и многоэтапный процесс, требующий проведения тщательных исследований, оценки и анализа рынков, товаров, затрат, конкуренции и ценовой политики. Установление окончательной цены является важным механизмом ценовой политики любых предприятий различных форм собственности, прямо воздействующим на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен отдельных видов продукции, особенно конкурирующих изделий, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых потребителями закупок. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы) в целом. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке.

В современных условиях первоочередной задачей российского общества становится развитие и совершенствование хозяйственного механизма. В этом процессе необходимо различать как частичное улучшение определенных его элементов, незначительные по своей глубине изменения, так и всеобъемлющие преобразования во всей его структуре. В последнем случае можно говорить о реформировании хозяйственного механизма, что является весьма сложной проблемой. Следовательно, одной из основных задач современной науки должно стать осмысление изменений, происходящих в экономике в целом и проявляющихся в отдельных ее составляющих с целью разработки модели нового механизма хозяйствования.

При этом следует отметить, что многие зарубежные эксперты одним из самых сложных в перестройке экономики постсоциалистических государств считают реформирование системы ценообразования - главного элемента хозяйственного механизма. Именно здесь, по их мнению, нас ожидают наибольшие трудности. Поэтому, необходимо «…провести не какое-то частичное совершенствование системы цен, а осуществить радикальную реформу ценообразования, взаимоувязанную перестройку всего нашего «ценового хозяйства»…». В развитии данного подхода представляется необходимым конкретизировать сущность механизма ценообразования в условиях трансформационной экономики.

Для достижения поставленной цели, прежде всего, определим место и роль ценообразования в структуре современного хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм представляет собой комплекс специально разработанных, научно обоснованных и законодательно закрепленных государством форм и методов воздействия на социально-экономическое развитие общества на микро-, мезо- и макроуровне с целью реализации интересов всех субъектов хозяйствования с учетом имеющихся ресурсов и складывающейся исторической ситуации.

Центральным звеном хозяйственного механизма трансформационной экономики является индикативное (рекомендательное) планирование и коммерческий расчет, а основными элементами - система экономического стимулирования, ценообразование, финансово-кредитный механизм, система материально-технического обеспечения, управление экономикой.

Роль элементов хозяйственного механизма, конкретные формы их применения и сочетания друг с другом весьма сложны и подвижны. Поэтому при проведении реформы хозяйственного механизма необходимо стремиться к согласованности и синхронизации всех его составляющих. Механизм ценообразования в этом контексте выступает одновременно и связующим звеном, и инструментом, и ориентиром для преобразований.

Анализ экономической литературы в области ценообразования позволил выделить три основных подхода к трактовке сущности механизма ценообразования.

Сторонники первого подхода ставят знак равенства между процессом ценообразования и механизмом ценообразования. Тем самым, они отожествляют два разноуровневых понятия: «процесс» - последовательность операций при расчете цен на различные товары, работы и услуги; и «механизм» - систему (устройство) управления процессом расчета цен.

Второй подход основывается на утверждении, что «управление и самоуправление ценами формирует ценовой механизм, точнее организм». Его сторонники подчеркивают необходимость органического сочетания в ценообразовании рыночных и административных принципов хозяйствования, а также принципов централизованного и децентрализованного управления. С данным подходом можно согласиться, однако, его необходимо дополнить - конкретизировать определения предмета, объекта и субъектов ценообразования на микро-, мезо- и макроуровне.

Сторонники третьего подхода считают, что в социально-ориентированной рыночной экономике не правомерно говорить о механизме ценообразования, а необходимо «…концептуально очертить основные начала механизма государственного регулирования ценообразующих факторов». По их мнению, государство должно регулировать не сами цены, а лишь макроэкономические условия их формирования, и, тем самым, способствовать реализации механизма саморегулирования цен, базирующегося на действии объективных экономических законов: закона спроса и предложения, закона стоимости (цен), закона денежного обращения и др. Данный подход является весьма интересным, однако, по мнению автора, государственное регулирование ценообразующих факторов должно осуществляться не только на макроуровне, но и, в определенной мере, на мезо- и микроуровне.

С нашей точки зрения, механизм ценообразования - это комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, работы и услуги, производимые в социально-экономической системе.

Основой ценообразования являются социально-экономические отношения, определяющие цель ценообразования, и организационно-экономические отношения, характеризующие способ организации и регулирования отношений в области ценообразования. Во времена командно-административной экономики цены устанавливались государством через специально предназначенный для этой цели орган - Государственный комитет по ценам с филиалами в республиках и на местах. Он осуществлял контроль за соблюдением всеми субъектами хозяйствования установленных цен, применяя против нарушителей экономические санкции.

В рамках механизма ценообразования могут использоваться прямые и / или косвенные методы управления, основанные на административно-командных и / или экономических (рыночных) принципах хозяйствования. В тоже время в рамках общих принципов управления экономикой целесообразно выделить принципы ценообразования:

- принцип научного обоснования цен, который состоит в необходимости познания и учета в цене действия объективных экономических законов и ценообразующих факторов;

- принцип целевой направленности ценообразования, заключающийся в определении приоритетных экономических и социальных задач, которые должны решаться с помощью цен;

- принцип непрерывности процесса ценообразования в зависимости от стадий продвижения продукции от производителя к потребителю, а также в соответствии с изменениями в рыночной конъюнктуре;

- принцип единства ценообразования и контроля за соблюдением цен, который состоит в государственном и / или общественном контроле за ценами на продукцию стратегических и социально-значимых предприятий, а также предприятий-монополистов. Цель контроля - проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех правил ценообразования.

В структуре механизма ценообразования, по нашему мнению, целесообразно выделять два блока: процесс ценообразования и регулирование процесса ценообразования. В свою очередь первый блок состоит из процессов определения и формирования цен, а второй блок - процессов сознательного и рыночного регулирования ценообразующих факторов

При этом под ценой следует понимать денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, оказывающих влияние на ее определение, формирование и корректирование в данный промежуток времени. Отсюда все ценообразующие факторы следует разделить на четыре группы: ценоопределяющие, ценоформирующие, ценорегулирующие и ценокорректирующие.

В рамках первого блока механизма ценообразования субъекты хозяйствования (потребители и производители, государство и регионы) определяют и формируют цены, а в рамках второго - регулируют (корректируют) полученные результаты.

Функция первой составляющей механизма ценообразования заключается в определении верхней границы цен (готовности и возможности потребителей платить за необходимую им продукцию) и нижней границы цен (готовности и возможности производителей ее производить). В рамках процесса определения цен следует учитывать такие факторы, как уровень доходов и сбережений населения, потребности населения и степень их удовлетворенности, емкость рынка, производственные мощности, имеющиеся в обществе технологии, производственные ресурсы и др.

Функция второй составляющей механизма ценообразования заключается в формировании цен на производимые в обществе товары и услуги. При этом в цене необходимо учитывать неконъюнктурные (базовые), трудовые (объективные) и контролируемые факторы: себестоимость, прибыль, качество продукции и др.

За счет сознательного регулирования ценообразования на микро-, мезо- и макроуровне в цене учитываются интересы государства и отдельных регионов, социально незащищенных слоев населения, происходит ограничение монополии и недобросовестной конкуренции. А процесс рыночного саморегулирования корректирует сформированные цены с учетом реальной рыночной конъюнктуры и формирует ориентиры для дальнейшего развития социально-экономической системы.

При определении цен целесообразно комбинаторное использование разновидностей ценностных и рыночных методов, при формировании цен - современные модификации затратных и параметрических методов ценообразования, а при регулировании цен - модификации затратных и параметрических методов ценообразования, разновидности рыночных методов ценообразования.

Таким образом, предлагаемый подход конкретизирует сущность и структуру механизма ценообразования в условиях российской рыночной экономики.

2. Влияние монополий на ценообразование

2.1 Ценообразование в монополии. Влияние монополии и конкуренции на установление цен

 

Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

- выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

- сводит конкретный труд к общественно - необходимому;

- содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры:

- расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей;

- ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

Монопольная цена - особый вид цены, устанавливаемой под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли./29, гл. 1, ст. 6/

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов./29, гл. 1, ст. 7/

Если в условиях чистой конкуренции цена устанавливается извне, то в условиях чистой монополии фирма может влиять на цену. Производителя больше интересует не максимальная прибыль от единицы продукции, а совокупная прибыль, зависящая от количества реализованного товара, величины издержек на его единицу и цены.

Максимизируя прибыль, производитель регулирует объем выпускаемой продукции, фактически занижает его, влияет на цены, устанавливает более высокие. Следует принять во внимание, что часть материальных ресурсов отвлекается на поддержание условий, обеспечивающих монопольное положение на рынке. Отмеченные факторы не способствуют минимизации средних валовых издержек, ведут к меньшей эффективности распределения ресурсов, удовлетворения потребностей, к меньшей экономической эффективности.

2.2 Ценовое регулирование деятельности естественных монополий

 

Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках чистой монополии осуществляется на основе двух различных моделей. Одна из них базируется на регулировании нормы прибыли, а другая - тарифов.

Принципы регулирования отличаются в зависимости от выбора ключевого контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других факторов.

Структура тарифа должна разрабатываться таким образом, чтобы дискриминация исключалась. Поэтому тариф устанавливается по каждому виду продажи или характеру услуги, что, как правило, требует разбивки издержек на основе определенного параметра, например объемов производства и продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, когда норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на последние. Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.

Основное преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.

Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования по принципу «затраты плюс прибыль» состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает его цену, появляется стимул для сверхинвестирования. В связи с указанными недостатками в последнее время данная модель регулирования применяется все реже.

Модель регулирования верхнего предела тарифа заключается в установлении согласованной сроком на четыре - пять лет формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности. При структурировании формулы учитывают следующее: объект регулирования, задание ценового ограничения (срок, абсолютная или относительная величина), фактор повышения производительности, возможность перекладывания издержек.

Существует два основных подхода в установлении объекта регулирования цен. В отраслях с широким спектром выпускаемой продукции регулируется тариф не каждого из них, а их комбинация - корзина. Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки на производство каждого вида продукции) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна в тех случаях, когда цены существенно отклоняются от относительных издержек, а их оптимальные уровни установить вследствие недостаточной изученности издержек и спроса нельзя. Особая проблема возникает при определении принципов агрегирования цен, входящих в корзину товаров и услуг, а также масштабов их относительных изменений.

В условиях инфляции, которая в современной экономике имеет хронический характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с точки зрения и потребителей, и производителей, поэтому тариф фиксируется не в абсолютных, а в относительных величинах. Возможные расхождения между динамикой дефлятора и уровня цен должны учитываться при установлении величины фактора повышения производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями издержек зависит от того, являются ли они «контролируемыми», связанными с действиями компании, или нет.

Данная модель регулирования деятельности естественных монополий имеет ряд достоинств:

- установление наиболее важного для потребителей параметра - уровня цен;

- прозрачность и, следовательно, простота отслеживания и принятия решений;

- упрощение процесса регулирования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы;

- стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром фактора повышения производительности.

Данная модель менее подвержена затратной неэффективности и тенденции к завышению капиталоемкости. Поскольку компания имеет право присваивать все прибыли и добиваться неограниченной максимизации, то у нее возникают стимулы для повышения эффективности производства. При правильном определении величины фактора повышения производительности часть предполагаемой возросшей эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.

Рассматриваемая модель действительно стимулирует эффективность, поскольку фирма присваивает (по крайней мере в краткосрочном периоде) всю экономию на издержках. Однако стимулирующий эффект в значительной степени зависит от характера пересмотра цен (в частности, точного соблюдения его сроков) и жесткости фактора повышения производительности. При фиксировании величины последнего повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Рассчитывать на ее собственную инициативу здесь уже не приходится, так как краткосрочные выгоды могут быть перекрыты более жестким значением фактора повышения производительности и тем самым более низкими ценами в последующем периоде, и даже спровоцировать их снижение в текущем периоде.

Кроме того, стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда до пересмотра тарифа остается еще значительный период времени, но с приближением этого момента он падает до нуля. Иными словами, по мере приближения срока пересмотра тарифа у компании возникают основания для занижения результатов своей деятельности, чтобы добиться более «щадящего» режима ценообразования.

При этом необходимо отметить, что величина фактора повышения производительности во многом зависит от объекта информации, которым располагают власти. Если регулируемая компания имеет «монополию информации» в отрасли, то практически нельзя установить обоснованность понесенных ею затрат и полученной прибыли. Решается эта проблема путем получения информации на основе критериальной конкуренции, которая существует на локальных рынках обслуживаемых компаниями-монополистами. Это дает возможность использовать показатели деятельности одной фирмы в качестве критерия для оценки работы другой. Разумеется, чем больше схожесть характеристик компаний и условий их функционирования, тем содержательнее сравнение и слабее монополия информации.

Контраргументом тезиса о прозрачности и гибкости регулирования (при установлении тарифов корзины услуг) является возможность допуска перекрестного субсидирования, которое вызывает неэффективное распределение факторов производства, направленное на подавление конкурентов.

Описанные модели имеют много общего:

- отражение в том и другом случае процесса торга между компанией и регулятором;

- идентичность принципов построения систем регулирования, так как в обоих случаях за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Различие между этими моделями заключается в том, что в одном случае посредством тарифов контролируется норма прибыли, а в другом она фиксируется только на «входе» (т.е. стимулируется минимизация затрат, на которые исчисляется прибыль). В последние годы стали применять модель, совмещающую черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа. При такой модели ошибки в определении тарифа в пользу компании не слишком важны, поскольку они корректируются ограничением нормы прибыли. Кроме того, для установления «справедливой» величины данного показателя все шире используются результаты критериальной конкуренции.

 

Заключение

 

Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Отметим, что с понятием монополии связано понятие ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация - это такое поведение, при котором фирмы, обладающие властью над рынком, назначают различные цены для разных категорий покупателей на основе разницы в эластичности их спроса. Например, автотранспортное предприятие устанавливает разные цены на проездные билеты для обычных граждан, студентов и школьников. Музеи меньше берут за вход со студентов и пенсионеров. Цены билетов в театр варьируются в зависимости от того, какие ряды и места зала предпочитают зрители.

Ценовая дискриминация невозможна на конкурентном рынке, так как фирма может продать все, что пожелает, по рыночной цене. Для того чтобы она имела возможность осуществлять ценовую дискриминацию, ей необходимо обладать определенной властью над рынком.