Влияние либерализации на динамику газовой отрасли

Содержание:

  1. Теоретические основы монополизации рынка
  2. Тип монополии
  3. Состояние рынка природного газа в РФ
  4. Концепции либерализации российского рынка газа
  5. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно описывать актуальность темы курсовой работы:

 

Как описать актуальность темы курсовой

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и характеристика экономических преступлений и правонарушений
Проблема производства и потребления общественных благ: теория и практика современного государства
Проблема монополизации российского рынка
Международная миграция рабочей силы

Введение:

Нефтегазовый сектор Российской Федерации является ключом к нашей экономике, обеспечивая более 45% доходов государства каждый год, что делает его одной из наиболее привлекательных платформ для монопольного строительства.

Именно поэтому существует направление для национальной экономической политики, такое как антимонопольное законодательство.В современных ситуациях для эффективного функционирования производители должны управлять рынком и концентрировать свои силы своими руками. Поэтому всегда есть тенденция доминировать на рынке. Однако это неизбежно приводит к нерациональному использованию производственных мощностей и, следовательно, к снижению эффективности всей рыночной системы. Прежде всего, это возможность устанавливать неоправданно высокие цены на товары, плохое производство товаров, низкое качество продукции, застойное развитие технологий, неэффективное распределение ресурсов между компаниями и отраслями.

Несмотря на очевидные недостатки такой системы, хорошо известно, что российский рынок природного газа является доминирующим. Например, в 2011 году доля Газпрома на рынке составляла 76%, в 2012 году - 73%, а в 2013 году - 73%. -72%, 2014 -72%, 2015 -72%. Монополия является фундаментальной чертой газового рынка нашей страны. Как видно из приведенных выше данных, доля Газпрома медленно снижается, но его темпы не так велики, поэтому давняя ситуация кардинально изменилась.

Основная цель моей работы - охарактеризовать функционирование и развитие газового рынка Российской Федерации. В связи с этим особое внимание уделяется формированию и функционированию естественных монополий. Кроме того, будет проанализирован потенциал реформ и либерализации в отрасли.

Теоретические основы монополизации рынка

Возникновение, сущность и особенности монополии

В первой главе моего исследования рассматриваются основные теоретические аспекты возникновения и существования монополий на рынке.

Следовательно, монополия - это независимая крупная компания или объединение компаний, которое является единственным производителем продукта. Это дает им доминирующее положение на рынке, дает им возможность влиять на ценообразование других участников рынка, навязывать им условия и достигать еще более высокой монопольной прибыли. На таких рынках цены неоправданно высоки, а объем производства низок, потому что только один производитель предлагает предложение.

Однако, исходя из экономического опыта, монополия, захватившая власть в любой отрасли, со временем утратила темпы развития и роста эффективности.

Это связано с тем, что преимущества крупномасштабного производства не являются постоянными и абсолютными, а только увеличивают финансовые показатели до определенной точки.

Возникновение монополий имеет три основные причины. Во-первых, это ситуация, когда только одна компания имеет доступ к ресурсу определенного типа и контролирует его. Во-вторых, существуют государственные ограничения, если государство имеет исключительные права на производство определенного продукта только для одной компании. Наконец, если производство товаров компанией намного выгоднее, чем два или три, выделяется так называемая естественная монополия. Поэтому в российской экономике этот фактор является наиболее важным и важным.

Кроме того, при характеристике монополии необходимо иметь концепцию, которая является барьером для входа в отрасль.

Стать монополистом очень сложно, и это происходит из-за того, что поддерживать эту позицию еще сложнее. Другими словами, это конкретные барьеры для выхода на рынок дополнительных производителей того же продукта. Барьеры могут быть юридическими, экономическими или естественными. В этом отношении нефтегазовый сектор экономики не является исключением. В Российской Федерации почти весь рынок углеводородов находится в руках крупных вертикально интегрированных компаний, которые осуществляют все операции в нефтегазовой цепочке, от разведки до переработки и сбыта. Таким образом, существуют определенные барьеры для входа независимых производителей в отрасль. Во многих случаях это приводит к негативным последствиям, таким как угроза производственного кризиса, расточительное использование ресурсов и негативные последствия социально-экономических свойств.

Поэтому основными характеристиками монополии являются: доминирующее положение на рынке, контроль цены и предложения, уникальность выпускаемой продукции, наличие барьеров для входа.

Влияние либерализации на динамику газовой отрасли

Тип монополии

Существует три основных формы монополии, которые соответствуют причинам возникновения этих экономических агентов: природа, управление и экономика.

Административные монополии формируются в результате деятельности государственных органов. Есть два варианта развития событий. Государственное объединение организаций, которое предоставляет организации исключительные права на производство продуктов или отчетов для различных министерств. Наиболее ярким примером такой монополии является экономика Советского Союза, основанная на государственной собственности на все средства производства.

Экономическая монополия является самой распространенной в мировой экономике. Здесь также наблюдаются два основных пути. Одним из них является расширение отдельных компаний и их успешное развитие, а другим является централизация капитала. Добровольное приобретение организации или более слабой организации. Так появляются в экономике объединения различных организаций, таких как холдинги, тресты, картели, синдикаты, концерны, финансовые и промышленные группы.

Когда конкуренция невозможна или нежелательна, естественная монополия возникает, когда потребности в конкретном продукте удовлетворяются одной компанией по более низкой цене, чем несколько компаний. Например, это такие отрасли, как телекоммуникации, энергетика и транспорт. В большинстве случаев этот вид монополии представлен одним государственным предприятием. Этот тип псевдонима-технологии-отражает важность технических характеристик конкретной отрасли. Самое интересное в контексте моей работы - это разнообразие. Компании нефтегазового сектора российской экономики, особенно ПАО «Газпром», делают это именно потому, что их деятельность будет рассмотрена позже.

Вопрос о разделении естественной монополии и необходимости разделения является сложным и расплывчатым. В большинстве случаев они считают, что их существование объективно объясняется, но не отрицает необходимости государственного контроля за их деятельностью. Похожая ситуация происходит в нашей газовой промышленности.

Современная наука различает другие виды монополий. Первый из них - монополистическая монополия, чего очень трудно достичь. Второе - монополия как контракт - похоже на объединение некоторых организаций. Третий - это монополия, основанная на дифференциации продукции. Обратите внимание, что основа классификации монополий остается прежней, но сама терминология изменилась незначительно.

Таким образом, в этой главе дано обоснование, необходимое для дальнейшего анализа текущего состояния рынка природного газа Российской Федерации.

Состояние рынка природного газа в РФ

Сегодня газовая отрасль является фундаментальным элементом национальной экономики России. Это самый молодой и динамично развивающийся компонент топливно-энергетического комплекса. Природный газ широко используется в качестве топлива в промышленности и дома, а также в качестве сырья в химической промышленности. Ниже приведены статистические данные, подтверждающие абсолютную достоверность данной статьи.

Российская Федерация обладает почти одной третью мировых запасов природного газа (около 49 триллионов кубометров). На газ приходится около 50% топливно-энергетического баланса, что составляет 8% структуры ВВП и около 20% поступлений государства в иностранной валюте от экспорта и распределения. Кроме того, газовая отрасль обеспечивает около 25% налоговых поступлений в государственные бюджеты.

С точки зрения сырьевой базы газовой промышленности Российской Федерации ее ресурсы составляют около 236 трлн. кубометров, 31 из которых занимают морские месторождения.

Из них категория C2 имеет предполагаемые запасы в размере 14,2 трлн. Кубические метры, прогнозируемые ресурсы категории C3 + D, требуют подтверждения поиском -162,8. Таким образом, доказанные запасы составляют около 49 трлн. Кубический метр природного газа. Полезной особенностью ресурсной базы является ее высокая концентрация. Более 94% ресурсов находятся в собственных крупных и средних месторождениях (Уренгойское, Ямбургское, Медвезие, Запорожное, Оренбургское).

Детали функционирования нашей газовой отрасли, как уже несколько раз упоминалось в главе 1, являются монополией «Газпрома» на этот рынок. Именно эта компания обеспечивает около 85% всей добычи газа, дальнейшей переработки, транспортировки по собственным магистральным и распределительным газопроводам и дальнейших продаж на внутреннем и внешнем рынках. Газпром является регулируемым сегментом рассматриваемого рынка и занимает доминирующее положение на рынке. Кроме того, независимый производитель газа, вертикально интегрированная нефтяная компания, работает независимо в Российской Федерации и работает в газовом секторе, а также операторы, действующие в рамках соглашения о разделе продукции. Расширяется. Все они составляют так называемый нерегулируемый сегмент рынка. Особое внимание в анализе следует уделить нефтяной компании ПАО «Роснефть» и крупнейшему независимому производителю газа ПАО «Новатэк».

Что касается структуры наших участников газовой отрасли, то в начале 2014 года соотношение мощности было следующим: 258 производителей добывали природную и связанную нефть и газ (ПНГ), из которых 97 были нефтяными вертикалями.

Часть структуры интегрированной нефтяной компании, 16 принадлежат Газпрому, две компании - НОВАТЭК, 140 - независимые горнодобывающие компании, а три - операторы PSA. Именно эти субъекты рынка обеспечивают совокупные поставки природного газа на внутреннем рынке Российской Федерации.

Газовая отрасль, как и другие виды деятельности, основана на определенных юридических действиях в своей деятельности. Поэтому следующие документы составляют институциональную основу для функционирования этого сегмента топливно-энергетического комплекса:

  1. № 69-ФЗГазоснабжение Российской Федерации от 31 марта 1999 г.
  2. Статья 147-ФЗ о естественной монополии 17 августа 1995 г .
  3. Постановление Российской Федерации № 239 от 7 марта 1995 года «О мерах по рационализации государственного регулирования тарифов (тарифов)».
  4. Постановление Правительства № 1021 Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на транспортные услуги в Российской Федерации с 29 декабря 2000 года».
  5. Постановление Федерального правительства Российской Федерации «Об усилении государственного регулирования цен на газ» № 333 от 28 мая 2007 г. и № 1205 от 31 декабря 2010 г.

Монополия на российском рынке природного газа создает проблемы ценообразования. В соответствии с законодательством, действующим в Российской Федерации, Газпром продает газ внутренним потребителям по регулируемым государством ценам. Оптовые цены на газ устанавливаются Правительством Российской Федерации и утверждаются Федеральной таможенной службой (ФТС) на основе факторов, которые отличают потребителей из газодобывающих регионов от конкретных категорий потребителей. В частности, агентство определяет поправочный коэффициент для дифференциации цен на газ по регионам. Розничная цена на газ для населения устанавливается руководством субъектов Российской Федерации.

Ценообразование на природный газ и общая ситуация с неплатежами (главная проблема в газовой промышленности России из-за отсутствия эффективных средств принуждения потребителей оплачивать счета), несомненно, искажают топливно-энергетический баланс страны. Газоснабжение, что приводит к дефициту газа и ослаблению устойчивого развития единой системы.

По сути, государственное регулирование цен на природный газ должно сдерживать его рост, и теперь доля газа в топливно-энергетическом балансе страны значительно возросла, тогда как другие источники энергии (уголь, альтернативные ресурсы и т. Д.) ) Уменьшается. В таблице 1 показан средний уровень российских цен на газ в период с 2011 по 2015 годы. Два участника на газовом рынке - Газпром монополист и независимый производитель Новатэк.

Основываясь на предоставленной статистике, «Газпром» может претендовать на установление более высокой цены на газ в качестве государственной монополии по сравнению с независимыми производителями (в данном случае, Новатек). Так, за последние пять лет конечные потребительские цены Novotech постоянно были на 3-4% ниже цен Газпрома, а средневзвешенная разница в ценах составила 6% в 2013 году по сравнению с 24% в 2011 году.

Однако, несмотря на эти показатели, внутренний рынок был не самым привлекательным для Газпрома из-за низких цен на газ и, следовательно, низкой рентабельности продаж. Это парадокс функции газовой монополии. Цены, установленные государством, завышены по сравнению с поставками газа другими российскими производителями и очень низки по сравнению с ценами на газ, продаваемый за рубежом.

Исключительная организация «Газпрома» имеет юридическое обязательство обеспечивать стабильные и бесперебойные поставки газа внутренним потребителям при соблюдении требований внешних контрактов и повышении рентабельности его реализации. Однако остается вопрос о неспособности рынка природного газа и эффективном функционировании газовой отрасли в целом в условиях общей монополии. Я рассмотрю эту конкретную проблему, проанализирую возможные решения и буду моей задачей в оставшейся части этой работы.

ПАО «Газпром» является вертикально интегрированной организацией для всех звеньев производственного цикла. Его производственная и коммерческая деятельность включает компоненты добычи газа, транспортировки газа, хранения газа в подземных хранилищах, переработки и продажи газа на отечественной и международной арене. Газпром по своей сути похож на советское министерство газовой промышленности. В результате госагентство превратилось в государственный газовый концерн «Газпром» в 1989 году (только открытое партнерство в 1992 году).

К концу 1990-х гг. Необходимость реформирования газовой отрасли, особенно в России и "Газпроме", стала очень прозрачной. С момента завоевания рыночных позиций в 1990-х годах российская экономика не сделала шаг навстречу газовой промышленности в процессе трансформации экономики, общества и правовой системы в целом. На сегодняшний день влияние государства на деятельность компании и монополию Газпрома на рынке было очень высоким. Поэтому была объективно доказана необходимость создания конкуренции на газовом рынке, где условия всех участников, включая «Газпром», должны быть равными.

Таким образом, «Газпром» сегодня является бесспорным лидером в области добычи природного газа и формирования предложения на рынке, а также является полной монополией на транспортировку газа по сети газопроводов. Таким образом, компания обладает крупнейшей в мире газотранспортной системой, протяженностью 168,9 тыс. км в 2013 году. Основная цель компаний в этой области - постоянные поставки газа на внутренний рынок и для международных потребителей.

Что касается добычи газа, то Газпром, на долю которого приходится 13% мировой добычи, является лидером в мировых нефтегазовых компаниях. Поэтому мы рассмотрим, сколько газа ПАО «Газпром» производит в год, и проанализируем динамику добычи в последние годы.

На основании представленных данных можно сделать следующие выводы: Наибольший рост общего объема добычи газа в Российской Федерации наблюдался в 2010 году, составив 68 609,7 млн. М3, что на 11,8% больше уровня предыдущего года. В то же время рост добычи Газпрома имеет положительное физическое значение, но темпы роста не так важны (10,2%), и наоборот, доля снизилась на 1,1%. Кроме того, межгодовые изменения не были значительными, и производство оставалось примерно на одном уровне. В 2011 году добыча Газпрома (абсолютная) упала на 0,1%. В 2012 году он упал еще на 5,2%, а в 2013 году еще на 1,1%. Аналогичная ситуация прослеживается в количестве значений доли компании в валовой продукции. Таким образом, незначительное, но стабильное, постепенное снижение доли газовых монополий очень очевидно.

До 2008 года производство постепенно увеличивалось год от года, но в 2009 году наблюдалось снижение оползней. Это может быть оправдано рядом факторов. Прежде всего, это снижение спроса на внутреннем российском рынке и некоторые необычные обстоятельства, влияющие на европейские рынки:

  1. Во-первых, это был глобальный кризис с повсеместным снижением спроса на газ.
  2. Во-вторых, постепенное увеличение добычи сланцевого газа в Соединенных Штатах привело к частичному изменению европейского рынка.
  3. В-третьих, значительное увеличение мощностей по производству сжиженного природного газа и агрессивная политика его производителей (прежде всего Катара).

Эти причины стали важными стимулами для появления различных мнений о возможности изменения монопольного характера рынка газа. Тенденция к снижению доли Газпрома в общем объеме добычи сохраняется и по сей день.

На основании представленных данных сделаны следующие выводы: В общей структуре производителей Газпром обеспечивает 71,3% добычи (рост на 2,3% по сравнению с 2012 годом) и вертикально интегрированную нефть. Производство составило 11,4% (+0,6 процентных пункта в 2012 году), независимых компаний -5,3% (+1,1 процентных пункта), НОВАТЭК -7,9% (+0,1 процентных пункта), операторов PSA -4,1% (+0, к 2012 году) 1 процентный пункт). Обратите внимание, что NOVATEK выделен на рисунке отдельным сегментом, но все еще принадлежит к группе независимых производителей и уверенно лидирует.

Определите основные причины, по которым изменилась структура количества поставщиков газа.

Для независимых производителей газа (например, Novatec, North Gas, Сибнефтегаз) ускоренное увеличение доли в общем объеме добычи было обусловлено следующими факторами:

  1. Оживление отрасли и экономики в целом привело к восстановлению и увеличению спроса на внутреннем рынке. Именно этого изначально ожидали независимые поставщики газа в своей работе.
  2. Подготовлено сырье на основе разработки и эксплуатации. Например, стратегическая цель НОВАТЭКа - устойчивое и эффективное увеличение добычи углеводородов.
  3. Некоторая либерализация доступа к Единой системе газоснабжения России (ЕСГ).
  4. Гибкая система для принятия эффективных управленческих, производственных, финансовых и маркетинговых решений для вашей организации.

Вертикально интегрированные нефтяные компании также увеличили свою долю в общем объеме добычи газа в России. В прошлом долгое время газ был для них лишь второстепенным продуктом, но теперь, когда он постепенно становится более популярным по сравнению с «черным золотом», ВИНК постепенно переосмысливает свою позицию по этому вопросу. ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл» действуют прежде всего. В рамках «Роснефти» разработана специальная газовая стратегия, благодаря которой газовый сегмент становится все более важным для компании с каждым годом. Организация обладает значительными, проверенными и проверенными ресурсами благодаря недавним приобретениям Итеры, газовой компании ТНК-ВР, а также геологоразведочным работам на Сахалине. По мнению многих аналитиков, перспективы нефтедобычи в газовой отрасли гораздо более радужные, чем нефть, и они будут добывать 60-70 млрд кубометров. М газа в год к 2020 году (основной ресурсной базой являются месторождения в Западной Сибири).

Тем не менее, темпы роста добычи газа вертикально интегрированными нефтяными компаниями также сильно отличаются. Таким образом, в 2013 году такие компании, как Газпромнев (31% г / г) и Башнев (25% г / г), показали наибольший рост. Вышеупомянутые Роснефть и Лукойл работают медленнее, но более устойчиво, на 5,8 и 7,7% соответственно. Сургутнефтегаз потерял позиции (-1,6%).

Наконец, осталось найти факторы, которые повлияли на рост доли производства и, следовательно, поставки газа операторами PSA. В настоящее время в нашей стране есть два проекта, которые обеспечивают добычу газа на основе СРП. Сахалин 1 и Сахалин 2. Динамичное развитие и функциональный успех приносят огромную пользу как инвесторам проекта, так и государству. Стабильная и предсказуемая инвестиционная среда. Цель распределения доходов; Гибкий учет разработки месторождений. Кроме того, в рамках проекта «Сахалин-2» 2009 года в России был построен первый завод по производству сжиженного природного газа, в том числе с ростом производства и занятости.

Однако, как уже упоминалось, ведущую позицию поставщиков природного газа на российском рынке всегда занимают такие регуляторные сегменты, как «Газпром». На внутреннем рынке компания продает более половины проданного газа. В таблице 3 приведены показатели эффективности, такие как продажи и выручка за 2009-2013 годы. В 2011 году продажи достигли максимума в 265,3 млрд кубометров и снизились на 14% к 2013 году. Выгодная ситуация немного другая. Наблюдается его стабильный рост. Самый высокий темп роста в 2010 году составил 24%. Кроме того, увеличение не очень заметно, но нужно помнить о его кажущейся последовательности.

Тем не менее, все рынки, включая рынок природного газа, формируются определенным образом на основе соотношения спроса и предложения. Предложение, способность производителей газа поставлять газ рынкам и их собственным потребителям, хорошо обсуждалось выше. Теперь давайте перейдем к характеристике способности потребителей покупать эти продукты.

Для основных потребителей газа на внутреннем рынке структура в 2013 году была следующей:

  1. Электроэнергетика -27%.
  2. Население составляет 21%.
  3. Коммунальный комплекс -15%.
  4. Пестициды -8%.
  5. Металлургия и цементная промышленность -7%.
  6. Другое -22%.

Таким образом, эти группы потребителей обеспечивают потребительский спрос на газ, поставляемый производителями. Обобщая некоторые аспекты текущего состояния газового рынка Российской Федерации, необходимо предоставить статистические данные, которые характеризуют реальное состояние потребления газа на рынке и его участия в поставках монополии Газпром. Похожим показателем является истинное участие компании в удовлетворении спроса на потребительском рынке.

Приведенные данные подтверждают доминирующее положение «Газпрома» на российском газовом рынке. Каждый год участие компании в удовлетворении внутреннего спроса на природный газ остается на очень стабильно высоком уровне: в районе 76-77%. Изменение значения здесь едва ли можно обнаружить. Наибольшая доля Газпрома наблюдалась в 2012 году, около 77,2%, а в 2013 году она составляла минимум -76,2%. Между тем, среди общего снижения добычи газа компанией, такое снижение на 1% за последний год может сигнализировать об эффективном функционировании и развитии «Газпрома» на будущем внутреннем газовом рынке.

Кроме того, для полного описания рынка природного газа нам необходимо рассмотреть его институциональные аспекты и прямые механизмы его функционирования. Одной из особенностей развитой торговли природным газом является использование цен на акции в качестве рыночных индикаторов цен на газ. В некотором смысле эта система противоположна применению командной цены.

На основании этого заявления за 2006-2008 гг. Был проведен конкретный эксперимент, в рамках которого «Газпром» мог бесплатно продать около 5 млрд кубометров газа. Независимые производители могут достичь примерно такой же суммы. Эксперимент проводился на электронной торговой площадке ООО «Газпром медицинский регион Газ», торгового подразделения «Газпром». В 2008 году на этом участке уже было продано 6,1 млрд. м3 газа, три из которых были получены от независимых производителей. Такая практика показала истинную эффективность биржевого механизма, благодаря которому субъекты газового рынка создали взаимодействующую систему и продемонстрировали потенциал прозрачности в ценообразовании на газ. Значительный прогресс достигнут в интеграции электроники и существующих систем газоснабжения, отладке механизма участия независимых поставщиков для обеспечения спроса на природный газ в Российской Федерации. Однако эксперимент был завершен, и электронная торговая платформа была закрыта 1 января 2009 года.

Следующий этап биржевых торгов газом в Российской Федерации начнется весной 2012 года, когда в Российской Федерации будет принято решение о продаже природного газа на товарных биржах. Несмотря на то, что «Газпром» выступал за такие реформы, это изменение должно было ослабить его позиции, поскольку он был не в состоянии поднять регулирующие цены. Однако в этом документе не обсуждается электроника, хотя газ можно продавать только на товарных платформах. Газовые монополии также подняли вопросы о них, ссылаясь на тот факт, что невозможно торговать газом отдельно от системы диспетчеризации для производства и транспортировки. В этом случае существует опасность разделения производства и «трубы» и, следовательно, самого Газпрома.

Однако на практике обмен товарами и сырьем для природного газа начался 4 июня 2014 года в рамках подписания проекта торговли газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Его появление связано с тем, что российская экономика не должна доминировать в газовой отрасли и создавать более прозрачные и более дешевые цены на газ для населения.

Концепции либерализации российского рынка газа

Необходимость конкурентного рынка газа

Конкурентные рынки, характеризующиеся ценами, основанными на текущих уровнях спроса и предложения, считаются необходимой основой для получения надежной информации о фактической потребности в газе в экономике и, следовательно, повышения эффективности внутренних поставок газа. Будет В последние два десятилетия в российской экономике наблюдается тенденция к либерализации рынка газа. Его цель - уменьшить прямое вмешательство государства в функционирование рынка и установить эффективные и прозрачные цены на голубое топливо.

При нынешней структуре рынка газа можно выделить следующие довольно очевидные проблемы:

  1. Уровень регулируемых цен на газ определяется макроэкономическими и политическими соображениями, а не соотношением спроса и предложения, что всегда приводит к растрате ресурсов.

  2. Новые потребители и те, кому необходимо увеличить потребление газа, сталкиваются с трудностями из-за определенных ограничений поставок газа в Газпром.

  3. Рост спроса со стороны иностранных потребителей может привести к дефициту добычи газа для внутренних продаж.

Газпром был вынужден закупать ресурсы у независимых производителей и иностранных партнеров по ценам, которые не регулируются государством, поскольку его собственная добыча газа год от года снижается.

Указанные факторы неоднократно считались причиной создания конкурентной среды в газовой промышленности Российской Федерации. Во-первых, подчеркивается необходимость создания эффективной нормативно-правовой базы для этой отрасли. Международный опыт торговли газом показывает, что большая часть торговли является двусторонней. В связи с этим характеристики нашей газовой отрасли требуют обеспечения необходимого уровня прозрачности в торговых условиях.

В марте 2014 года Совет директоров ПАО «Газпром» отметил необходимость создания конкурентного рынка газа и начал поддерживать позицию по созданию равных условий для всех участников.

По мнению монополий, одной из фундаментальных проблем газовой отрасли является взаимная поддержка местных цен на газ. Действующая система предполагает, что «Газпром» обязан компенсировать потери поставок газа в районы, удаленные от газового месторождения, с высоким доходом от продажи газа потребителям поблизости. Однако на практике эти участки (рядом с производственной площадкой) в основном предоставляются независимыми производителями и предлагают гибкие условия доставки. Такая ситуация исказит рынок газа и снизит потенциал для конкуренции на рынке.

Кроме того, «Газпром» сообщает, что «не боится конкуренции» и постоянно работает с федеральными властями над улучшением своего подхода к регулированию газовой отрасли. Компания должна генерировать равную прибыль для всех участников рынка, чтобы поставлять ее в разные регионы и регулировать цены на газ (капитальные и эксплуатационные расходы, размер прибыли) на основе экономических показателей деятельности производителей.

Таким образом, до сих пор сформировался очень объективный фактор, который оправдывает необходимость реорганизации российской газовой промышленности с целью улучшения российской газовой промышленности и повышения эффективности нашей национальной экономики в целом. Это было. Сегодня сформировалось множество различных теорий и концепций, касающихся создания конкурентной среды на рынке газа. Некоторые из них описаны в следующей части моей работы.

Попытки провести реформы на российском газовом рынке начались задолго до конца 1990-х годов. Этот процесс был инициирован по рекомендациям Всемирного валютного фонда «О реструктуризации естественных монополий». Организация предоставила Японии кредит на 6 миллиардов долларов для рыночных реформ. Затем, в 1997 году, был Указ Президента 426 о реструктуризации газовой промышленности и разделении производственного и транспортного секторов Газпрома. Заявление правительства и центрального банка 1998 года также было косвенно связано с этой проблемой, но этот документ был на самом деле общим и не включал объективную оценку состояния рынка газа, поэтому Не было спроса. Кроме того, министерство топлива и энергетики предложило концепцию в 1998 году, в основном анализируя текущую ситуацию и предлагая реформу корпоративной среды ПАО «Газпром».

Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением стратегий повышения цен на газ. В то же время была сформулирована концепция Независимого союза производителей газа, и была предложена постепенная и инновационная реформа рынка в течение 8-10 лет для поддержания энергетической безопасности Российской Федерации.

Долгое время ПАО «Газпром» занимало долгожданную позицию по реформированию газовой отрасли. Однако это не означало, что ничего не было сделано для сохранения привилегированного статуса. Напротив, на все ветви государственной власти оказывалось систематическое давление, о чем свидетельствует только лозунг «Газпром - национальное достояние». Однако неудовлетворенность отрасли еще не сделала вопрос либерализации рынка газа наиболее разговорчивым. Фактически, мнение Газпрома о либерализации отрасли впервые было выражено в апреле 2002 года. Основным требованием компании является поддержание основных средств управления отраслью.

Поэтому почти все теории по этому вопросу основаны на следующих фактах (кроме, конечно, собственной версии «Газпрома»):

  1. Необходимость создания конкурентной среды.
  2. Необходимость разделения газотранспортной системы на отдельные компании и обеспечение равного доступа всех производителей к сети газопроводов. Это оптимизирует подачу газа на государственном уровне.
  3. Возможность участия независимых производителей в экспортных поставках.
  4. Отменить взаимные субсидии в газовой отрасли.
  5. Совершенствование нормативно-правовой базы и усиление санкций за нарушения правового поведения.

Однако все вышеперечисленные концепции были созданы довольно давно, и с течением времени с момента их развития экономическое положение всей страны и, в частности, газовой промышленности, в принципе, было рядом факторов, рассмотренных в главе 2. Итак, вот пример другого прикладного анализа газовой отрасли, который уже проводился в наше время.

В 2013 году специалисты Московской школы управления «Сколково» провели исследование возможных подходов к ценообразованию на газовом рынке Российской Федерации. Они проанализировали три разные модели рынка. Возможность сохранить текущие правила, возможность снизить более низкую цену на газ при формировании фиксированного лимита монополии «Газпрома» (особенно в сфере транспорта) и частичную либерализацию, то есть верхние и независимые производители имеют Устранить минимальные цены на газ, регулируя возможность участия. Более того, последний сценарий является наиболее благоприятным, согласно прогнозным оценкам, и может заработать около 192 миллиардов рублей. Год по налогу на прибыль. Частичная либерализация в этом случае заключается в создании равных рыночных условий для производителей газа и равной конкуренции для потребителей. Одним из механизмов достижения этих целей является замена 33 миллиардов кубометров газа из Центральной Азии, добываемого Газпромом, независимым производителем газа.

Эксклюзивный рынок природного газа в лице ПАО «Газпром» не очень эффективен. Ситуация, которая развивалась в течение многих лет и все еще развивается, должна быть значительно скорректирована только потому, что число участников очень мало и только постоянно. Регулируемые государством цены на природный газ не эффективны. Газпром существенно недооценивает цены на топливо на внутреннем рынке (по сравнению с экспортными ценами), поскольку навязывает потребителям так называемую «социальную защиту». Однако в то же время независимые производители, особенно НОВОТЭК, предлагают еще более низкие цены на газ. По крайней мере, исходя из этого факта, так называемого факта неоптимального ценообразования, эффективности всей отрасли, ее влияния на национальную экономику и необходимости расширения роли нерегулируемого сегмента рынка газа и содействия его конкуренции есть законный вопрос.

Прежде всего, мы хотим определить, насколько эффективно сочетание ключевого производителя и транспортной монополии одной компании. С одной стороны, монополия "Газпрома" на сеть газопроводов приводит к искажениям цен, которые делают различия между независимыми производителями, а с другой стороны, такие связи позволяют планировать добычу газа на годы вперед. Большинство экспертов, исходя из недостатков монопольной системы, опираются на первый вариант. Но опять же, необходимо внести некоторые изменения: внедрить долгосрочную систему и выработать достаточно распределенные риски и выгоды от добычи и транспорта газа из-за отсутствия развития институциональной базы российского NGS. Необходимы прозрачные двусторонние соглашения с полезными «Газпромом» и независимыми производителями газа.

В любом случае (как в отношении оставшихся монополий, так и в случае частичной либерализации рынка, если это делается в газовой промышленности Российской Федерации), наблюдаются значительные недостатки в налоговой системе. Газовая отрасль, основной источник налоговых поступлений в государственный бюджет, безусловно, нуждается в разработке дифференцированных и гибких систем. Это может быть дифференциация налогов на добычу полезных ископаемых различными производителями для оптимального распределения риска и отдельных областей недропользования (например, аналогичный подход к добыче может быть используется в промышленности). Нет необходимости говорить о введении налогов на дополнительный доход в газовой отрасли. На любом уровне конкуренции Газпром в некотором роде сохраняет свои лидирующие позиции, но производители газа не имеют права на НДС, чтобы продавать более 80% своей продукции по государственным ценам. Таким образом, почему-то явно возникают неравные условия для участников рынка.

Поэтому проблема реформирования российского газового рынка очень сложна и противоречива. С другой стороны, очень трудно понять, почему высокие монопольные интересы Газпрома делятся с другими производителями газа. Реструктуризация всей системы для создания справедливой доли конкуренции, а также рисков и выгод между участниками рынка является довольно кратковременной, дорогостоящей и непредсказуемой. Гораздо проще построить систему для подписания контрактов с партнерами в конкретных случаях. С другой стороны, системы, которые полностью контролируются в современных формальных рыночных условиях, вряд ли будут работать с максимальной эффективностью. Создание конкурентного рынка газа может помочь решить следующие проблемы: Создание благоприятных условий для развития добычи и реализации природного газа. Разработка новых месторождений, ввод новых транспортных и перерабатывающих мощностей, а также совершенствование государственной системы газоснабжения. Разумное использование ресурсов и оптимальные цены. Он формируется исходя из соотношения спроса и предложения. Открытость торговли и увеличение рыночной информации. Привлечь новых производителей газа

Исходя из этих фактов и целей отраслевых реформ, легко сказать, что изменения необходимы. В частности, в настоящее время все большее значение приобретает развитие зарождающегося газообмена. Однако по мере роста газового сегмента вертикально интегрированной нефтяной компании в России добыча газа Газпромом и его ежегодная доля рыночного спроса снижаются, но условия PSA и добыча газа независимыми производителями незначительны. Время. Существующие системы были отлажены в течение многих лет и не могут быть легко разрушены, поскольку они надежно поддерживаются автором и преемником. Это требует появления глобальных причин и стимулов, что является ключевым фактором в разработке действительно эффективных и действенных нормативных актов, обеспечивающих соблюдение всех отраслевых норм и правил и контроль за их выполнением. Формирование рамок.

Рынок газа является одним из наиболее динамичных элементов национальной экономики Российской Федерации. В этой статье мы рассмотрели ключевые особенности, присущие сегодня, уделяя особое внимание максимальной рыночной монополии, и выделили основные проблемы будущих особенностей и перспектив развития.

Заключение

На основании этого исследования можно выделить следующие ключевые моменты: рынок природного газа, регулируемый сектор, предоставляемый государственной монополией "Газпрома", и независимый производитель газа, вертикально расширяющаяся деятельность в газовой отрасли. Он разделен на интегрированную нефтяную компанию и нерегулируемый сектор, представленный операторами проектов на основе СРП. Монополистическая природа рынка существует уже много лет, и все профессионалы отрасли являются предметом споров, так как первый был полностью доминирующим. С другой стороны, обеспечение максимальной власти, влияния и высокого уровня национального дохода для всех участников полностью несовместимо с рыночными принципами, которые формально преобладают в экономике, с рынками и их инфраструктурой. В этом случае потенциал равного доступа к газопроводной сети подрывает нормы конкуренции на рынках.

Поэтому существующая монопольная структура газового рынка нуждается в коренном реформировании. Определенное начало этого процесса можно назвать долей «Газпрома» в наименьшем, но стабильном годовом снижении общего объема производства «голубого топлива», участии в обеспечении внутреннего потребления газа и формировании биржевых сделок. вы. В любом случае, существует необходимость в совершенствовании национальной системы газоснабжения, чему должно способствовать создание эффективной нормативно-правовой базы в отрасли.