Влияние институтов на экономическое поведение индивидов

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Аналитическая справка по теме: Италия

Зарубежный опыт нормирования труда и рекомендации по использованию в отечественной практике

Особенности финансирования проектов коммерческой недвижимости

Договор форфейтинга

 

Введение:

 

Экономическая социология зародилась в России в конце ХХ века, хотя, по мнению многих уважаемых социологов, ее зарождение началось задолго до обозначенного периода и сравнимо с возникновением социологической науки, как бы сразу выделившейся в отдельную отрасль - экономическая социология. С одной стороны, возможности и ограничения реализации интересов социальных групп, изучаемые экономической социологией, с другой стороны, часто рассматриваются как социальные факторы и условия функционирования экономики, объект исследования, служащий конкретные механизмы связи между экономическим и социальным развитием. Основная задача экономической социологии - определить пути и средства влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения.

Экономическое поведение - поведение, связанное с перечислением экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, при котором затраты минимизируются, а чистая прибыль и выгоды максимизируются. Предпосылками экономического поведения являются экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. Более того, каждое явление по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это своего рода предпосылка, которой руководствуется человек в своем поведении. Основываясь на балансе рациональности и эмоциональности своего мышления, люди предпринимают только те действия, которые принесут им наибольшую чистую выгоду, другими словами, выгоду за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

В общении друг с другом, особенно в отношении распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая прогнозировать его разными способами. Действуя в своих собственных интересах, люди создают выбор для других, а социальная координация формируется как процесс постоянной адаптации к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы социальной координации.

 

Типы экономического поведения

 

Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, основана на признании компенсирующей роли заработной платы как основы экономического поведения субъекта.

Функционирование модели определяется пятью основными условиями, которые «компенсируют небольшие денежные заработки в одних профессиях и уравновешивают высокие заработки в других:

  1. приятность или неприятность самой деятельности;
  2. легкость и низкая стоимость или сложность и высокая стоимость их обучения;
  3. постоянство или непостоянство занятия;
  4. более или менее уверенность в тех, кто с ними работает;
  5. вероятность или маловероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс реальных или предполагаемых выгод и издержек, на котором основан рациональный выбор человека. Альтернативные варианты, выбранные в каждом из пяти условий зарабатывания денег на основе склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.

Экономический анализ. Поведение индивида в контексте методологии А. Смита показывает, что в отечественной экономике в процессе формирования рыночных отношений однозначно доминируют два основных типа экономического поведения индивидов: перед рынком и перед рынком. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход по цене минимальных затрат на рабочую силу» или «минимальный доход при минимальных затратах на рабочую силу».

В целом для носителей докрыночного типа поведения характерны неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, на которую сильно влияют социальные стереотипы, сложившиеся в годы советской экономики.

Рыночный тип поведения характеризуется формулой «максимальный доход по цене максимальных затрат на рабочую силу». Это предполагает высокую степень экономической активности со стороны человека, его понимание того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния в соответствии с вложенными усилиями, знаниями и навыками. Реальный рыночный тип поведения только начинает складываться и в значительной степени зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных людей.

Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к появлению другого типа экономического поведения - псевдорынка. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «максимальный доход по цене минимальных затрат на рабочую силу». Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что в той или иной степени характерно для развивающихся стран.

Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Гейне, предполагает, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанных свойства:

  • люди выбирают;
  • выбирают только люди;
  • люди выбирают рационально;
  • все социальные отношения можно интерпретировать как рыночные.

Эти условия создают определенный баланс реальных или предполагаемых выгод и затрат, на котором основан рациональный выбор человека. Делая этот выбор, человек предпринимает действия, которые принесут ему наибольшую чистую выгоду в соответствии с его ожиданиями. Причем, чем серьезнее экономическое обоснование выбора, тем вероятнее, что он будет рациональным.

Необходимые свойства-ограничения экономической теории П. Гейне:

  • во-первых, признание безусловной рациональности человека;
  • во-вторых, абсолютизация рационального выбора;
  • в-третьих, сосредоточение внимания на возможности сделать выбор одним человеком.

Делая рациональный выбор, основанный на ожидании чистой выгоды, люди предпринимают определенные действия, предсказанные другими людьми. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемой стоимостью действия увеличивается, люди выполняют его чаще, если уменьшается - реже. Тот факт, что почти все предпочитают больше денег меньшему, невероятно упрощает весь процесс; деньги подобны смазке, которая необходима для механизма социального сотрудничества.

Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в некоторых случаях могут побудить большое количество людей изменить свое поведение таким образом, чтобы оно выглядело более согласованным с действиями других, выполняемыми в то же время. Это основной механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечить удовлетворение своих потребностей с помощью имеющихся для этого средств.

 

Влияние институтов на экономическое поведение индивидов

Ограниченные объяснительные возможности экономической теории П. Гейне преодолеваются в ходе создания социологизированной модели экономического поведения. К последним относятся:

  • во-первых, действия, определяемые коллективным выбором;
  • во-вторых, иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с наличием компонентов бессознательного в структуре психики человека;
  • в-третьих, действия, определяемые экономическими интересами и социальными стереотипами.

Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется:

  • состоянием баланса между рациональным и эмоциональным в экономическом мышлении;
  • подвижность баланса нормативного и индивидуального в социальном стереотипе;
  • и, наконец, более глубокие причины (часто не зависящие от них) - их экономические интересы.

Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, приспосабливаясь к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом затрат) в результате своего выбора.

Анализ экономического поведения индивидов в контексте методологии П. Гейне позволяет создать типологию экономического поведения индивидов, основанную, например, на оценке различными группами безработных того, для чего предназначалась предыдущая профессия. их как ценность. На этой основе анализ выявил стратегии прагматичного, профессионального и безразличного поведения лиц, потерявших работу.

Стратегия прагматичного поведения формируется на основе целевых установок, с которыми выпускник заканчивает (а безработный - выпускник) школу, ПТУ, среднюю школу, университет, чтобы достичь материального благополучия и сделать карьеру. Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и практически не зависит от пола. При этом с возрастом он существенно увеличивается и в старших возрастных группах выражен в три раза сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к реальному рыночному типу.

 

Стратегия профессионального поведения

 

Происходит из стремления получить интересную работу в будущем. Этот тип поведения наиболее тесно связан с уровнем образования людей. Парадоксально, но в нынешний переходный период ситуация такова, что чем больше лет уходит на образование, тем меньше горизонтальная мобильность у человека, тем хуже его социальное благополучие.

Стратегия равнодушного поведения основана на том, что нужно просто получить образование. Этот тип поведения практически не зависит от уровня образования и пола человека. Это мало связано с возрастом, не имеет четких субъективных характеристик и тенденций в его изменениях. Он очень подвержен влиянию (как положительному, так и отрицательному) всего социального развития и конкретной социальной ситуации.

Каждая из рассмотренных моделей содержит необходимое количество компонентов системы, взаимодействие которых создает устойчивую структуру типов экономического поведения индивидов. Действие каждой модели экономического поведения подчинено определенному социальному механизму регулирования экономических отношений, что открывает возможности научного управления ими, повышает надежность прогнозных оценок и создает предпосылки для прогрессивного изменения практики.

В рамках концепции экономического поведения можно объяснить социальные явления, в том числе изменение уровня безработицы, как следствие изменения соотношения воспринимаемых выгод и затрат. Таким образом, уровень безработицы складывается из целого комплекса решений, которые принимаются как теми, кто предлагает свою работу, так и теми, кто ее требует. Очевидно, что все они принимают во внимание ожидаемые выгоды и возможные затраты в результате принятия собственных решений.

Разные уровни безработицы среди разных групп населения отражают не только различия в спросе на услуги людей, но и различия в затратах, связанных с поиском, началом или продолжением работы для разных людей. Реальное представление о социальных механизмах включения различных категорий населения на рынок труда позволяет государственным органам уравновешивать пассивные и активные меры социальной политики по отношению к разным социальным группам в условиях развивающихся рыночных отношений.

 

Влияние экономической культуры на экономическое поведение

 

В самом общем виде экономическую культуру можно определить как набор социальных норм и ценностей, которые регулируют экономическое поведение и играют роль социальной памяти экономического развития, способствуют (или препятствуют) трансляции, выбору и обновлению ценностей, нормы и потребности, которые функционируют в экономической сфере и ориентируют на нее субъектов других форм экономической деятельности.

Авторами этого определения являются известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р. Рывкина подчеркивает, что экономическая культура не может рассматриваться как отдельная, самостоятельная часть культуры, так как это проекция культуры в широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в разной степени влияющих на экономическое поведение:

  • ценности и мораль (трудовая этика);
  • научные и инструментальные знания (профессиональные,
  • специализированный);
  • нормы и нормативное регулирование поведения.

Среди ценностных норм экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой обычно понимается отношение людей к работе, воплощенное в нормах и ценностях преобладающей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере труда.

Как убедительно показал М. Вебер, мировые религии по-разному определяют важность экономической деятельности, но трудовая мораль занимает важное место в системе религиозных ценностей. По его мнению, протестантская этика, зародившаяся в ряде западноевропейских стран в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая важность добросовестного труда, прилежного, бережного отношения к хозяйственной деятельности, была моральный стимул к появлению «рационального духа капитализма».

В годы социалистического строительства в СССР отношение официальной власти и идеологии к ценностям трудовой деятельности было неоднозначным: с одной стороны, официальная пропаганда представляла труд как «дело чести и славы», а с другой - другой - система принудительного труда была введена как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. ферма. Отчуждение трудящихся от средств производства, монополизация этих средств партийно-государственной бюрократией привели к утрате подлинной экономической мотивации, уклонению от работы и возникновению зависимых настроений в массах.

Кризис тоталитарного общества, его морали и культуры тесно переплетается с кризисом трудовой этики. Основные проблемы современной экономической культуры на уровне ценностей - это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика будет работать эффективно только тогда, когда эти ценности станут общими, то есть будут приняты и ассимилированы большинством населения, что создаст новую экономическую мотивацию для работы.

В системе экономической культуры важную роль играют и другие ценности, влияющие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.

Традиционно в России, особенно в конце XIX - начале XX веков, укоренилось представление о «порочности» и «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не прижился в сознании российского общества. Радикальная русская интеллигенция внесла большой вклад в укоренение в людях идеи, что буржуазия - их главный, главный враг. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии интеллектуального труда» были в основном из низших слоев общества и составляли ядро ​​российской радикальной интеллигенции, они были «духовными лидерами русской революции».

Так, историк С.С.Ольденберг приводит ряд убедительных утверждений, подтверждающих, что российское общество имеет сильные предубеждения против предпринимательской деятельности и, соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе у земства, чем помещиком, статистиком для промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л. Фрэнк, в России сложилась ситуация, когда у самих хозяев не было «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. При этом сам русский народ, по мнению Н.А.Бердяевой, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазных норм и добродетелей. В результате, по мнению П.П. Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому к 1913 году экономическая жизнь России процветала, в период кризиса народ ассоциировал с шайкой спекулянтов, наживающихся на народном горе.

Отсутствие традиций уважительного отношения к частной собственности сделало невозможным защиту института предпринимательства после 1917 года. Мелкая буржуазия позволила ликвидировать себя как класс. 

Второй компонент экономической культуры - это совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативном регулировании экономического поведения обусловлена ​​тем, что он относится к рациональному типу социального действия. 

Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием хозяйственной деятельности, также различается по ряду особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социальных и профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

  • профессиональные стандарты и профессиональная этика;
  • ролевые предписания, относящиеся к разным типам
  • экономическое поведение (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)
  • рыночный механизм.

 

Заключение

 

Социологический подход позволяет рассматривать явления в экономике с использованием большего числа переменных, что дает возможность увидеть новые грани проблемы, которые с чисто экономической точки зрения находятся за пределами области исследования. Как пишет американский социолог Н. Дж. Смелсер, «социолог экономической жизни изучает, как эти символы (т.е. конкретные элементы культуры, мировоззрения и т. д.) Способствуют или препятствуют различным видам экономической деятельности и каким образом экономическое поведение приводит к изменению культурных символов».

Также следует отметить, что переходный тип экономики современной России, социально-экономические преобразования меняют экономическое поведение, порождают большое количество его новых типов, главной характеристикой которых сегодня является неопределенность и дезориентация. Трансформация существующих и создание новых институтов, адекватных рыночным отношениям, с одной стороны, и соответствующих национально-психологическим особенностям жителей России, с другой, могут положительно повлиять на экономическое поведение россиян.

При проведении радикальных экономических реформ необходимо учитывать социально-психологические факторы, имеющие большое значение для состояния и регулирования экономического поведения населения и хозяйствующих субъектов.