Влияние глобализации на развитие российского общества

Содержание:

  1. Теоретические основы условий и фона глобализации экономики
  2. Сущность глобализации, ее функции в макроэкономике
  3. Последствия финансовой глобализации в мире
  4. Оценка влияния финансовой глобализации на Россию
  5. Анализ тенденций и оценка влияния глобализации на российскую экономику
  6. Позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО
  7. Пути дальнейшего развития стратегии в глобализации
  8. Последствия глобализации для национальной экономики
  9. Перспективы развития России в условиях глобализации
  10. Вывод:
Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные подходы к исследованию социальной стратификации в отечественной и зарубежной социологии
Социальная мобильность в российском обществе в ХХ веке
Социальная структура российского общества в конце ХХ – начале XXI веков
Образ Президента РФ в сознании россиян

Введение:

Ключевой концепцией, характеризующей процессы мирового развития на рубеже XXI века, стала глобализация. Суть его заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей людей и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капитала, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблемы антропогенного воздействия на природную среду, межэтнические и межконфессиональные конфликты и безопасность.

Таким образом, феномен глобализации выходит за рамки чисто экономических рамок, в которых многие исследователи этой темы склонны его интерпретировать, и охватывает практически все сферы социальной активности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия жизни. человеческое существование.

Актуальность темы определяется тем, что одним из ключевых процессов развития мировой экономики на рубеже XX-XXI веков является прогрессивная глобализация, т. е. Качественно новый этап в развитии интернационализации экономической жизни. В последние годы в рамках основных экономических проблем значительное место заняли проблемы глобализации современного мирового хозяйства. С другой стороны, вопросы национальной экономической безопасности становятся не менее актуальными.

Изучая проблемы глобализации мировой экономики, мы обычно обращаем внимание на объективную обусловленность этого процесса, но подчеркиваем наличие широкого спектра противоречий, связанных именно с этим явлением. Одним из проявлений такого рода противоречий является тот факт, что в последние годы сформировалась эта тенденция, которая вызывает очень смешанные оценки, такие как антиглобализм. В большинстве пока небольшого числа публикаций, посвященных проблемам антиглобализма, оно рассматривается как чисто маргинальное движение. Однако анализ показывает, что корни антиглобализма гораздо глубже - они проистекают главным образом из внутренней непоследовательности глобализации как универсального явления.

Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначное, а иногда и диаметрально противоположное. Это связано с различными точками зрения на последствия процессов глобализации, в которых одни видят серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средства для дальнейшего экономического прогресса. Несомненно, последствия глобализации могут быть как положительными, так и отрицательными, но альтернативы ей нет, и поэтому основное внимание уделяется изучению опасностей (угроз), которые несут эти процессы, а также возможностей и выгод, которые возникают в результате Процесс глобализации.

Важнейшим методологическим и практическим вопросом является определение взаимосвязи между понятиями «глобализация», «интернационализация экономической жизни», «международное экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция», которые будут находиться в центре внимания первой части работай. Далее мы остановимся на сути процесса глобализации, его предпосылках, конкретных проявлениях и положительных и отрицательных последствиях. И, наконец, последняя часть работы посвящена месту России в глобализационных процессах мира.

Целью исследования является изучение условий и предпосылок глобализации экономики.

Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы условий и предпосылок глобализации экономики.
  2. Оценить влияние финансовой глобализации на Россию.
  3. Проанализировать пути дальнейшего развития стратегии в условиях глобализации.

Объектом курсовой работы является народное хозяйство России.

Предметом работы является влияние глобализации на национальную экономику стран и выбор стратегии их развития.

Информационной базой для изучения курсовой работы являются: учебники по макроэкономике, мировой экономике, международным экономическим связям отечественных и зарубежных авторов, материалы из печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

Кроме того, при подготовке курсовой работы были использованы статистические и аналитические методы работы.

Теоретические основы условий и фона глобализации экономики

Сущность глобализации, ее функции в макроэкономике

Глобализация - это процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную реальность в отдельных странах.

Глобализация является признанием растущей взаимозависимости современного мира, главным следствием которой является значительное ослабление (некоторые исследователи настаивают даже на разрушении) суверенитета национального государства под давлением других действующих лиц современного мирового процесса - прежде всего транснациональных корпораций. и другие транснациональные образования, например, международные компании, финансовые институты, этнические диаспоры, религиозные движения, мафиозные группы и т. д. Не имеющие отношения к международным договорам и конвенциям, в отличие от национальных государств, они находятся в лучшем положении, перераспределяя власть в их пользу. Основным направлением глобализации является международная экономическая система (мировая экономика), то есть глобальное производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на глобальном рынке.

Хотя основная часть мирового продукта потребляется в странах-производителях, национальное развитие все в большей степени связано с глобальными структурами и становится более многосторонним и разнообразным, чем это было в прошлом. Успех глобальных корпораций во многом зависит от признания их продуктов потребителями в разных странах. Даже в странах с высоким уровнем развития товарного национализма продукция мировых корпораций успешно продается благодаря своей относительной дешевизне и качеству.

Самым мощным фактором глобализации является экономический фактор, который проявляется в присутствии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах. Но не следует предполагать, что глобализация - это своего рода гигантизация или смесь разнообразных процессов. Глобализация - это объективный процесс, определяющий качественные изменения в глобальном пространстве, рост взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.

Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы не могут быть адекватно оценены и изучены на уровне национального государства, то есть на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами.

Вместо этого они должны быть сформулированы с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли так далеко в этом, что предсказывают, что глобальные силы (под которыми мы подразумеваем транснациональные компании, другие глобальные экономические субъекты, глобальную культуру или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что дальнейшее существование отдельных национальных государств ставится под сомнение.

Термин «глобализация» также используется в качестве нормативного понятия, подразумевая, что это «единственный возможный способ полной либерализации и интеграции мировых рынков, который отмечен как неизбежная и желанная судьба для всего человечества».

Важнейшим компонентом глобализации является финансовая глобализация. Для него характерны серьезные изменения в мировых финансах, внедрение инновационных методов организации и управления финансовыми ресурсами.

В результате финансовой глобализации капитал приобрел значительную мобильность, перенаправляясь по всему миру к наиболее привлекательным и более выгодным возможностям применения и характеру операций участников глобального рынка с диверсификацией активов и обязательств по странам и регионам, наличием Широкая сеть представительств, филиалов и филиалов за рубежом не позволяет идентифицировать их только со страной гражданства.

Финансовая глобализация усилила влияние международных рынков на кредитование и заимствование резидентами различных стран, что привело к росту международной сети финансовых учреждений и корпораций, увеличению доли бизнеса, приходящегося на зарубежные страны, и фундаментальные изменения в их системах финансового управления.

В то же время финансовая глобализация серьезно влияет на государства, так как в новых условиях конкуренция национальных экономик за кредитные ресурсы, которые свободно перераспределяются в масштабах новой глобальной мировой экономики, становится все более жесткой. Финансовая глобализация заставляет государства искать новые способы повышения инвестиционной привлекательности национальных экономик.

Движущими силами глобализации являются следующие взаимосвязанные группы функций:

  1. Политика свободной торговли. Открытию национальных рынков товаров, услуг, капитала и частично рабочей силы способствовали неолиберальные экономические теории, которые активно внедрялись в экономическую практику правительствами развитых стран с помощью международных институтов. - образец!
  2. Борьба за право владеть и распределять ресурсы, прежде всего, энергию (нефть, газ).
  3. Транснационализация производства. Политика свободной торговли с ограничениями, ограничивающими трудовую миграцию, привела к массовому перемещению частей производства в регионы с дешевой рабочей силой, богатыми источниками сырья и ресурсов или рынками сбыта с высокой пропускной способностью.
  4. Сокращение транспортных и коммуникационных расходов. Эффект феномена дистанционной смерти усиливается за счет уменьшения веса ВВП, виртуализации и интеллектуализации ВВП. Благодаря глобальной сети Интернет, которая позволяет дешево и мгновенно передавать огромные объемы деловой информации, расстояния изменились, мир сузился. Передовые технологии значительно сократили транспортные, телекоммуникационные и расчетные расходы и способствовали интеграции в глобальный рынок.
  5. Интеллектуализация экономики. Ускорение научно-технического прогресса с высокой мобильностью новых технологий и высококвалифицированных специалистов привело к формированию «новой» экономики (сетевой экономики). Традиционно считалось - кто изобретает новые продукты, он производит их на начальных, наиболее прибыльных этапах жизненного цикла. В глобальном мире ситуация начала меняться - технология новых продуктов движется почти так же быстро, как капитал и природные ресурсы.
  6. Национальная безопасность. Процессы глобализации были ускорены идеологией "холодной войны" - наступление в глобальных масштабах коммунизма в послевоенный период интегрировало противостоящий капиталистический мир, прежде всего путем создания военного блока НАТО и интеграции военно-промышленного комплекса. комплексы, в том числе поддерживаемые им научные разработки.
  7. Единое информационное пространство. Глобальное распространение информации, безусловно, демократизирует нашу жизнь, но, к сожалению, оно также объединяет наши представления о мире, нашей культуре, нашем языке, наших образовательных программах, наших потребительских вкусах). В то же время единое информационное пространство, конечно, упрощает интеграционные процессы и устраняет барьеры для экономической интеграции.
  8. Интернационализация стандартов.
  9. Формирование мировой финансовой системы.

В процессе структурных глобальных преобразований, которые постепенно распространяются на мировое экономическое пространство, выигрывают обрабатывающая промышленность и сфера услуг. Это также переполнение капитала и квалифицированной рабочей силы. В то же время в других секторах наблюдается острая нехватка факторов производства, и их депрессивное состояние усиливается (например, в угольной промышленности).

Экономическая глобализация оказывает огромное решающее влияние на трансформацию экономической системы: она влияет на производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции в физический и человеческий капитал, темпы роста прямых иностранных инвестиций, технологий и их распространение из одной страны. страна в другую, технологические инновации. Все это, в конечном счете, влияет на эффективность производства, производительность труда и конкурентоспособность отдельных субъектов и уровней управления (от микроэкономического до мегаэкономического). Последствия финансовой глобализации будут обсуждаться более подробно ниже.

Последствия финансовой глобализации в мире

Современная глобализация сопровождается формированием и развитием интеллектуального потенциала современных производительных сил и, в целом, интеллектуализацией экономических отношений. В этих условиях человеческие знания являются основным фактором создания богатства и экономического роста.

На этапе перехода к новой глобальной экономике принципиально новый характер приобретает фактор инновационного и технологического роста. Качественно новые технологии, а также использование профессиональных информационных и телекоммуникационных систем положительно меняют структуру корпоративного бизнеса и существенно стимулируют экономическое развитие.

Интенсивный экономический рост на современном этапе общественного развития обеспечивается не за счет увеличения физического объема производства постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а за счет увеличения добавленной стоимости готовой продукции, которая зависит от прикладных знаний, инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорость реагирования бизнеса на изменения этих предпочтений.

Растет ценность уникальных видов знаний, обладание которыми дает большие экономические и социальные выгоды.

Ценность фундаментальных исследований резко возрастает как источник принципиально новых знаний и основ высокотехнологичного производства.

Международные продовольственные корпорации распространяют стандартные продукты питания. Глобальное потребление тесно связано с глобальным обменом. Маркетинг и маркетинговые технологии объединены по всему миру.

Анализ экономического роста как новых индустриальных стран, так и высокоразвитых стран позволяет сделать вывод, что в любом случае реальный прогресс достигается только тогда, когда темпы экономического роста направлены на увеличение доходов и потребления всего населения страны. В этом случае формируются и развиваются факторы социального характера, которые оказывают обратное положительное влияние на экономический рост и развитие страны.

Россия не прошла все этапы экономического развития - формирование общества потребления остается одной из целей роста национальной экономики. Поэтому проблема увеличения национального продукта остается актуальной. Теория и практика бизнеса предлагают несколько различных концепций и моделей для решения этой проблемы. Но при их анализе необходимо исходить из конкретных условий.

Более того, можно говорить о существовании универсальных методов быстрого роста, приемлемых для каждой экономической системы, индивидуальных предпосылок роста, работающих в большинстве экономических систем, условно называемых факторами роста:

  1. экономическая эффективность взаимодействия с внешней средой, отражающая соотношение стоимости продукта, производимого системой, с одной стороны, и стоимости привлечения ресурсов, с другой;
  2. организация производства в рамках экономической системы, определяемая структурой, устойчивостью взаимодействия элементов системы, эффективностью управления и использованием современных технологий.

В отечественной экономике сложилась определенная система факторов роста, которая обеспечивает положительную динамику основных макроэкономических показателей (включая один из самых высоких темпов роста ВВП по сравнению с развитыми странами), что будет обсуждаться в следующей главе.

Оценка влияния финансовой глобализации на Россию

Анализ тенденций и оценка влияния глобализации на российскую экономику

Рост российской экономики, наблюдаемый с 1999 года, является результатом сочетания нескольких обстоятельств: благоприятных внешних условий, возросшей инвестиционной активности, стабилизации большинства макроэкономических показателей, использования имеющихся резервных мощностей и развития институциональных основ рыночная экономика.

Это следует воспринимать как адаптацию экономической системы к благоприятным внешним и внутренним условиям. Это предопределило необходимость внедрения качественно иной системы факторов экономического роста, важнейшей характеристикой которой является эффективность, определяемая как степень, в которой функционирование исследуемой системы соответствует ее целевому назначению: обеспечению устойчивого экономического роста.

В настоящее время в России складываются условия для значительных изменений в источниках и факторах экономического роста. Решающее значение имеют его качественные параметры.

Если в 2003-2004 годах «локомотивами» роста в России были нефть и ряд других отраслей промышленности, то впоследствии она перешла в сферу производства товаров для внутреннего рынка. Более того, если в 2004 г. темпы роста добычи, хотя и незначительные, но опережали соответствующий показатель обрабатывающей промышленности, то в 2007 г. (на фоне их общего замедления как во всей экономике, так и в рассматриваемых секторах), темпы роста последних более чем удвоились по сравнению с добывающим сектором.

Необходимы серьезные структурные изменения, ослабляющие зависимость страны от ситуации в топливно-энергетическом комплексе. Именно эта задача является центральной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, проект которой был разработан Министерством экономического развития России во второй половина 2007 г. 

В последнее время появилось много необходимых предпосылок для развития инновационной экономики, и финансовое положение страны улучшается. Более того, в основном существуют резервы, интеллектуальный, технический и технологический потенциал, достаточный для постепенного перехода к инновационному развитию; развитие финансовой и инновационной инфраструктуры; финансовые механизмы и инструменты банковского и небанковского финансирования выходят на мировой уровень; Правительство неоднократно в программах экономического развития, указах и распоряжениях заявляет о необходимости перехода промышленности на путь инновационного развития, формирует программу действий, усиливает законодательную и, в некоторых случаях, налоговую поддержку в этой области.

Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономики на пути инновационного развития стоит выделить: эффективное использование природных ресурсов как основы развития российской экономики; обеспечение страны и общества высокотехнологичными товарами и услугами; оптимизация товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового исследования структуры производственных потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, создания и использования инновационного и инвестиционного потенциала; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защита внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

Вхождение в траекторию устойчивого развития экономики и благосостояния общества возможно только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, повышения качества государственное регулирование, повышение трудовой, творческой и социальной активности людей.

Решение проблемы трехкратного увеличения инвестиционной активности возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение ряда проблем.

В технологической области задача состоит в том, чтобы создать производственные и технологические системы современных и новейших технологических систем и стимулировать их рост наряду с модернизацией смежных отраслей.

В институциональной сфере необходимо создать экономический механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных отраслей, а также сверхприбыль от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы новой технологической структуры, модернизацию экономики, повышения ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

В области совершенствования организационной и производственной структуры экономики важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, для обеспечения постоянного улучшения эффективности производства на основе своевременного развития новых технологий.

Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения вышеуказанных проблем, гарантировать прибыльность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддерживать благоприятные ценовые пропорции и другие параметры экономического механизма, благоприятствующие развитию новой технологической структуры.

В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозируемых темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационной, ракетно-космической, радио- и радиотехнической). электронная промышленность, судостроение, а также военно-промышленный и атомный энергетический комплекс).

Кроме того, реализуются отраслевые стратегии развития высокотехнологичных секторов экономики, такие как стратегия развития авиационной промышленности, ракетно-космической промышленности, электронной промышленности, судостроения и транспортного машиностроения.

В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями: адаптация к снижению мировых цен на нефть и цены на металлы в условиях ограниченных возможностей увеличения физического объема экспорта энергоносителей и основных товаров; растущая зависимость платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата; истощение технологических резервов в ряде высокотехнологичных секторов экономики при одновременном усилении необходимости активизации инновационной и инвестиционной составляющей роста; необходимость модернизации основных фондов высокотехнологичных производств и преодоления ограничений в секторах инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт); интенсификация инновационно-инвестиционной составляющей роста; Нарастающий дефицит на рынке труда, начало снижения в 2008 году численности экономически активного населения с довольно низким уровнем безработицы. Усиление конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках со значительным снижением ценовых конкурентных преимуществ за счет более быстрого роста заработной платы, затрат на электроэнергию и повышения курса рубля. Важнейшим фактором модернизации экономики является развитие человеческого капитала. Это важная институциональная задача, которую должны решить все страны в контексте постиндустриальной трансформации.

Нынешний кризис в социальной сфере является не только результатом кризиса в советской системе. Его природа отражает кризис промышленной системы. Современная модель социального государства (модель развития человеческого потенциала) основывалась на принципиально иной демографической и социальной ситуации - рост населения, преобладание молодежи, преобладание сельского населения, не охваченное социальной поддержкой. система.

Теперь, когда старение населения стало стабильным, а спрос на социальные услуги неуклонно растет, необходимо создать принципиально новую модель социального государства. Таким образом, поиск оптимальной модели развития человеческого капитала до минимума может учитывать существующий мировой опыт - эффективных систем, отвечающих современным вызовам, просто не существует. Более того, страна, способная сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит мощное преимущество в постиндустриальном мире.

В условиях экономической глобализации необходимо учитывать недостаточность национально-государственных институтов для регулирования факторов экономического роста.

Чтобы вывести российскую экономику на траекторию устойчивого роста, необходимо развивать и повышать эффективность глобальных институтов регулирования различных сфер экономической деятельности (таких как ВТО, G8 и т. д.). Недавний глобальный финансовый кризис требует не только улучшения существующих, но и формирования новых институтов глобального экономического регулирования.

Позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО

Рассмотрим ограничения, возникшие после вступления России в ВТО. Можно выделить три уровня этой проблемы: региональные, отдельные предприятия, взаимодействие со странами СНГ. Вот некоторые соглашения, на которые региональные власти должны обратить внимание.

Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах должны приниматься во внимание при реализации мер поддержки для местных производителей.

В то же время необходимо представить, какие субсидии разрешены (например, для поддержки деятельности предприятий по охране окружающей среды, НИОКР), какие запрещены (экспорт), и что следует делать, если они используются, каковы возможные последствия в случае нарушения правил ВТО. Так, например, списание долгов предприятий, покрытие экспортных убытков можно рассматривать, согласно правилам ВТО, как меры, нарушающие конкуренцию, и становиться причиной расследований и санкций.

Особые условия торговли сельскохозяйственной продукцией определяются Соглашением о сельском хозяйстве, которое включает в себя не только специальные торговые правила, но и влияет на производство.

Соглашения, касающиеся: охраны окружающей среды (природоохранное законодательство регионов должно в минимальной степени нарушать торговлю); антимонопольное регулирование; условия регистрации предприятий и организаций в регионах (должны быть одинаковыми для иностранных и отечественных учреждений); стандарты и другие технические барьеры (должны соответствовать федеральным нормам и не создавать дополнительных трудностей в торговле).

Соглашение о государственных закупках товаров и услуг. Главное здесь - не дискриминация, то есть предоставление национального режима как отечественным, так и иностранным поставщикам. Исключение только для выборочных заказов.

Несоответствие регионального и федерального уровней законодательству после вступления в ВТО может привести к жалобам и протестам со стороны других членов этой организации, а также вызвать трения в отношениях между федеральными и региональными органами власти. Для подготовки к входу на региональном уровне необходимо иметь конкретную, хотя и предварительную, информацию об условиях присоединения, а именно о проектах обязательств: о доступе на товарные рынки (тарифы на внешнеэкономическую деятельность) и о сельском хозяйстве (тарифы, объемы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и др.); о доступе к рынку услуг, включая Список конкретных обязательств (обязательства по применению национального режима) и Список исключений из режима наибольшего благоприятствования, если таковой существует. Вы знакомы с проектами этих обязательств в регионах? Информация, которая появляется в прессе, в частности, о тарифах, предоставляется в виде усредненных показателей и не может быть использована для оценки последствий. Для делового сектора основной проблемой является конкурентоспособность.

Предполагается, что вступление в ВТО поможет привлечь иностранный капитал, новейшие технологии для организации и управления производством, то есть это приведет к росту производительности труда, структурным изменениям в экономике и, в конечном итоге, к увеличению благосостояние населения. Однако многое будет зависеть, особенно в начальный период, от правительственных мер по защите внутреннего рынка, от того, имеют ли власти представление о том, что нужно защищать и что можно обеспечить для действия механизма стихийной конкуренции. Особое внимание следует уделить сектору бизнеса в современных системах управления; исследование рынка (международное и внутреннее); обновление национальных стандартов регулирования правовых отношений между продавцом и покупателем; внедрение международных стандартов финансовой отчетности и прозрачности; знание и внедрение международных правил стандартизации и сертификации продукции, трудовых, экологических и других стандартов.

За рубежом широко распространено внедрение международных систем предварительной квалификации для производственных предприятий, которые создаются группами крупных компаний-потребителей для защиты от недобросовестных поставщиков. Эти системы широко распространены во многих секторах мирового рынка, в частности, в нефтегазовом комплексе, в машиностроении, в строительстве и на транспорте. Российские производители пока не готовы участвовать в международных квалификационных системах, что существенно ослабляет их позиции на международном рынке. Еще одним слабым местом является недостаточное развитие бизнес-союзов. За рубежом в случаях недобросовестной конкуренции (использование демпинговых цен, скупка долгов предприятий для их последующего банкротства или ликвидации) антидемпинговые расследования инициируют союзы производителей. У нас эту функцию выполняет Министерство экономического развития и торговли РФ.

В будущем будет очевидно, что оно перейдет к предпринимательским союзам, которые непосредственно заинтересованы в обеспечении надежной защиты своей продукции. Следует обратить внимание на проблему торговых отношений между Россией и региональными субъектами: СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством. Это особенно актуально для приграничных регионов, которые, как правило, имеют серьезные внешнеэкономические связи со странами-участницами. Мы также заинтересованы в рынках этих стран. Наша продукция с высокой добавленной стоимостью, в частности, машиностроение, в основном поставляется на рынки СНГ. Кроме того, после распада Советского Союза технологические цепочки производственных отношений между бывшими республиками еще сохранялись. Поскольку ВТО не признает соглашения России с этими странами в качестве основы для преференциальных отношений, неясно, каковы их перспективы.

Переход к мировым ценам может подорвать конкурентоспособность этих стран на российских рынках, что, в свою очередь, приведет к снижению взаимного товарооборота и подрыву интеграционных отношений, которые мы объявили приоритетными, а также подрыву взаимное доверие. Это будет иметь неблагоприятные социальные, экономические и политические последствия. В настоящее время проблема сильно осложняется кризисом в отношениях с Украиной, Грузией и Молдовой. Таким образом, вступление Украины в ВТО раньше, чем Россия, может привести к тому, что товары из стран дальнего зарубежья, импортируемые Украиной, будут наводнять российский рынок, поскольку между нашими рынками существуют более благоприятные условия. Можно привести много других примеров, которые значительно усложняют жизнь обеих сторон, если вы заранее не готовитесь к новым условиям ведения бизнеса. Поэтому этот вопрос в литературе не находит достаточного отражения.

Каковы последствия вступления России в ВТО? До сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Самая критическая позиция, как уже отмечалось, с региональными властями. Вступление в ВТО дает новому члену дополнительные возможности для выхода на международные рынки, но также накладывает существенные ограничения на методы и механизмы государственного регулирования национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. К сожалению, все «плюсы», как правило, тоже содержат «минусы». Что будет больше, зависит от конкретных условий. Россия очень большая и очень диверсифицированная страна. Представляется более правильным начать с анализа последствий для регионов и от этих результатов перейти к обобщению для страны в целом. В общих чертах можно отметить следующие «преимущества».

Въезд должен способствовать расширению торговли - росту импорта и увеличению экспорта. Однако главным условием продвижения наших продуктов является их конкурентоспособность, а не членство в ВТО. Вероятное расширение импортных потоков требует серьезного анализа как на национальном, так и на региональном уровнях. Это может привести не только к снижению цен в результате усиления конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами, но и к серьезным негативным последствиям: обвалу местного производства. Сокращение налоговых поступлений в бюджет, рост безработицы, обострение социальных проблем и т. д. В условиях колоссальной дифференциации структуры производства и уровней экономического развития регионов, эта проблема требует особого внимания.

Расширяются возможности производственной кооперации и использования других форм международного взаимодействия, что должно способствовать повышению концентрации, повышению технического уровня производства и использованию современных методов организации и управления. Такие процессы обычно приводят к увеличению производительности труда и высвобождению рабочей силы. Увеличение безработицы, если нет соответствующего расширения производства. Необходимо вспомнить опыт структурной перестройки ведущих капиталистических стран в 70-х годах прошлого века и сопровождающие его масштабные кризисы.

Увеличение притока иностранного капитала на наши рынки, и, как правило, мощные международные корпорации придут к нам, должны способствовать процессу укрепления и модернизации отечественных предприятий - тех, которые могут противостоять конкуренции. Следует иметь в виду, что предприятия, находящиеся под иностранным капиталом, могут быть закрыты, реорганизованы для производства других продуктов или выведены за границу, чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример - Польша. После вступления в ВТО в 1999 году темпы экономического развития в этой стране значительно снизились, тяжелая промышленность в большинстве своем оказалась под иностранным капиталом, а безработица резко возросла.

Россия получает доступ к квазисудебной системе ВТО и ее представителю в ее структурах, т. е. Возможность оставить на равных с торговыми партнерами их права в случаях нарушения правил эффективной и недискриминационной торговли. Это не означает автоматического снятия действующих в настоящее время санкций против нашей страны, но это улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность урегулирования будущих конфликтных ситуаций без привлечения их к санкциям. В случае нарушения наших прав вы, в свою очередь, можете потребовать устранения дискриминационных условий, вплоть до применения соответствующих санкций.

Став членом ВТО, Россия может принять активное участие в разработке новых «правил игры» (а не быть сторонним наблюдателем). Этот процесс отражает стремление адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира и происходит в ВТО в жестоких столкновениях различных групп.

В целом соотношение «плюсов» и «минусов» от вступления страны в ВТО зависит от условий вступления, основанных на многосторонних и двусторонних переговорах о доступе на рынок страны-заявителя с заинтересованными странами-членами ВТО.

Пути дальнейшего развития стратегии в глобализации

Последствия глобализации для национальной экономики

Глобализация оказывает огромное влияние на экономику всех стран, которая носит многоплановый характер. Это влияет на производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции в «физический» и человеческий капитал, технологии и их распространение из одной страны в другую. Все это в конечном итоге сказывается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности.

Отдельные упоминания заслуживают некоторые аспекты влияния глобализации на национальную экономику. Прежде всего, мы отмечаем чрезвычайно высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций, значительно превышающие темпы роста мировой торговли. Эти инвестиции играют ключевую роль в передаче технологий, реструктуризации промышленности и формировании глобальных предприятий, которые оказывают непосредственное влияние на национальную экономику.

Второй аспект касается влияния на технологические инновации. Новые технологии, как уже отмечалось, являются одной из движущих сил глобализации, но это, в свою очередь, усиливает конкуренцию, стимулирует их дальнейшее развитие и распространение среди стран. Наконец, в результате глобализации наблюдается рост торговли услугами, включая финансовые, юридические, управленческие, информационные и все виды «невидимых» услуг, которые становятся основным фактором в международных торговых отношениях. Если в 1970 году менее 1/3 прямых иностранных инвестиций было связано с экспортом услуг, то теперь эта доля возросла до 50%, и интеллектуальный капитал стал самым важным товаром на мировом рынке. Подобная тенденция дала повод назвать наше время «веком компетенции», однако нельзя недооценивать важность непрерывного образования и необходимость инвестиций в человеческий капитал для любой страны.

Миф о том, что он угрожает социальному обеспечению некоторых стран, также связан с глобализацией, но другие факторы, такие как налоговая политика и демографические тенденции, оказывают гораздо большее влияние на эту область.

В обоих случаях глобализация обычно используется для оправдания провалов в национальной политике различных государств.

Важно отметить, что экономические аспекты являются лишь одним компонентом результатов глобализации, который имеет последствия и неэкономический характер, связанный с огромными рисками, потенциальными издержками и даже возможностью бедствия. Одной из таких областей является безопасность, где процессы глобализации могут привести к конфликтам. Другая область - это политические кризисы, которые могут развиваться от локальных до масштабных событий, и если они не будут устранены вовремя, то это приведет к катастрофе. Третье направление - экология и здравоохранение. Глобальные взаимосвязи также чреваты глобальными экологическими катастрофами, связанными, например, с глобальным потеплением и изменением климата, крупномасштабными эпидемиями.

Перспективы развития России в условиях глобализации

Проблема консолидации общества и социализации государства становится все более актуальной, чем больше страна находится в более кризисной ситуации. Это напрямую связано с Россией, где глубокий системный кризис усугубляется глобальным финансовым кризисом, в эпицентре которого оказалась наша страна. В России с очевидным отсутствием необходимого правового и конкурентного пространства сложилась псевдорыночная система с доминированием олигархических структур, паразитирующих на финансовых спекуляциях, экспорте сырья и переводе капитала за границу.

Отсутствие целенаправленной государственной политики по развитию внутреннего производства и низкие пошлины на импортные товары позволили зарубежным кампаниям занять доминирующие позиции на нашем внутреннем рынке.

Процессы глобализации не являются основной причиной кризиса, который мы переживаем, но они значительно обострили его и затруднили выход из него. Россия оказалась слабым звеном на мировом финансовом рынке, который финансовый кризис ударил с наибольшей силой. Произошел отток иностранного капитала, представленный в основном портфельными краткосрочными инвестициями, фондовый рынок рухнул; банковская система, ориентированная в основном на финансовые спекуляции, а не на поддержку реального сектора экономики, оказалась банкротом. Попытки решить проблему дефицита бюджета за счет внешних и внутренних заимствований привели к краху пирамиды ГКО и обвалу рубля. Это не только уменьшило реальные доходы населения в несколько раз, но и уменьшило возможности импорта. Между тем, в условиях почти двукратного падения внутреннего производства зависимость от импорта жизненно важных для населения товаров, включая продукты питания и лекарства, создает прямую угрозу общественной безопасности, ставя страну на грань социальной катастрофы.

Оптимальная стратегия для России - максимизировать выгоду от тех новых возможностей, которые открываются процессами глобализации, и минимизировать ее негативные последствия. Можно выделить три основных компонента этой стратегии.

Меры, направленные на защиту национальных интересов России: укрепление ее валютно-финансовой системы, освобождение от зависимости от импорта, защита национальной собственности, в том числе интеллектуальной собственности.

Стимулирование инновационного развития и завоевание позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Расширение международного сотрудничества в экономической, научно-технической и информационной сферах. Создание необходимых правовых и институциональных условий для притока инвестиций. Восстановление кооперационных связей и формирование регионального общего рынка со странами СНГ. Сотрудничество с мировым сообществом в решении острых проблем валютно-финансовой сферы, экологии, здравоохранения, борьбы с преступностью и терроризмом.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Среди первых: ускорение внедрения и распространения технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и граждан, возможность обеспечения более высокого уровня жизни.

Негативные последствия глобализации включают: растущее неравенство, когда выгоды и возможности сосредоточены в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределены в самих этих странах; связанный с этим рост уязвимости и маргинализация многих государств; тяжелые последствия для земной цивилизации; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.

Жизнь показывает, что в современном мире суверенитет и эффективность государства определяется уровнем экономического развития. Место государства в мировой системе определяется его интеллектуальным потенциалом, возможностью формирования исследовательской инфраструктуры, инвестициями в образование и кадры. Более того, экономический суверенитет не подразумевает изолированность или самостоятельность национальной экономики, поскольку в современных условиях это практически невозможно и абсолютно нецелесообразно, а реальная независимость страны в создании новейших технологий, конкурентоспособных на мировом мировом рынке.

Национальные экономические интересы любой страны, в том числе России, представляют собой сложную совокупность отношений между национальными и международными экономическими субъектами по производству и распределению валового внутреннего продукта. В условиях глобализации эти интересы в первую очередь направлены на долгосрочное развитие экономики как целостного и конкурентоспособного организма. Без интеграции в мировое сообщество полноценного развития страны не произойдет. Мы хорошо это узнали из опыта плановой социалистической экономики.

Современная Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал. Мы научились осознавать свои возможности и стремиться к равным отношениям со всеми странами. Принимая во внимание международное право, наша страна последовательно отстаивает свои экономические интересы и использует свои конкурентные преимущества, как это делают все страны мира без исключения.

Вывод:

Глобализация рассматривается, с одной стороны, как важный источник новых возможностей, а с другой стороны, как причина многих проблем и даже конфликтов внутри отдельных государств, а также между странами и регионами. В то же время глобализация неизбежно влечет за собой усиление роли национальных правительств во внутренней экономической сфере и во взаимодействии с внешним миром, что позволяет уменьшить уязвимость, минимизировать социальные издержки, связанные с глобализацией, и легче достичь соглашения с международным капиталом, чтобы добиться более справедливого распределения выгод от торговли, иностранных инвестиций и других сделок.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также из-за конкурентного давления в пользу постоянного внедрения инноваций в глобальном масштабе.

Преимущества глобализации также связаны с преимуществами торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. В целом преимущества глобализации позволяют всем партнерам улучшить свое положение, которым предоставляется возможность повысить свою заработную плату и уровень жизни за счет увеличения производства.

В процессе работы над темой было выявлено, что глобализация оказывает большое решающее влияние на трансформацию экономической системы: она влияет на производство товаров и услуг, использование труда, инвестиции в физический и человеческий капитал, рост уровень прямых иностранных инвестиций, технологий и их распространение из одних стран в другие, технологические инновации.

В работе были подведены следующие итоги:

  1. Финансовая глобализация - это процесс, который является неотъемлемой частью общего процесса глобализации, направленного на формирование единого финансового рынка и происходящего на основе роста международного движения финансового капитала. Финансовая глобализация является основной движущей силой развития мировой экономики, уровень которой достиг определенной зрелости.
  2. Россия поддерживается экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения сотрудничества с крупнейшими в мире экономическими и финансовыми институтами, а также беспрепятственный доступ на международные рынки с ее продукцией. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда и в полной мере использовать преимущества интеграции в мировую экономику.