Влияние фрустрации на общее развитие ребенка

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Физиологические и психологические аспекты стресса
Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений
Психологическая феноменология одиночества: возникновение и его преодоление
Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты


Введение:

Развитие человека в подростковом возрасте может идти несколькими путями. Молодежь может быть бурной: поиск смысла жизни, своего места в этом мире может стать особенно интенсивным. Некоторые ученики старших классов плавно и непрерывно переходят к переломному моменту жизни, а затем они относительно легко включаются в новую систему отношений. Их больше интересуют общепринятые ценности, больше ориентированные на оценку окружающих, авторитет взрослых. Также возможны резкие, спастические изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают трудностей в развитии. Но все молодые мужчины из-за своего небольшого жизненного опыта более опытны, чем взрослые.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит в будущее с точки зрения настоящего, тогда молодой человек смотрит на настоящее с точки зрения будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути мальчиков и девочек, закладывает фундамент их социально-психологических и индивидуальных психологических различий. Учебная деятельность становится образовательной и профессиональной, реализуя профессиональные и личные устремления мальчиков и девочек. Ведущее место среди старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личное значение и становятся значительными.

В подростковом возрасте впервые серьезно поднимается вопрос о браке и семье. Мальчики и девочки начинают выбирать партнера для будущей семейной жизни.

Все вышеперечисленное становится основой для сильного опыта, связанного с овладением собственным поведением, своими перспективами и даже пока с небольшим, но уже существующим жизненным опытом.

Данная курсовая работа посвящена изучению особенностей расстройств в подростковом возрасте. Объектом работы являются психологические аспекты юношеского возрастного периода. Предмет работы - разочарование в молодом возрасте. В этой работе подтверждается гипотеза: эмоциональность молодости является фактором, влияющим на характеристики разочарования. Цель данной курсовой работы: изучить особенности расстройств в подростковом возрасте.

Цель указана в следующих задачах:

  1. Изучить научную литературу по выбранной теме;
  2. Изучить особенности переживания разочарования в подростковом возрасте;
  3. Опишите полученные данные и результаты;
  4. Сделайте необходимые выводы.

Психологические особенности молодежи

Юность как возрастная стадия психического развития

Подростковый возраст - это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослой жизнью. Психологи не согласны с определением возрастных ограничений молодежи. В западной психологии преобладает традиция сочетания подросткового и юношеского возраста, называемого периодом взрослой жизни, содержанием которого является переход от детства к взрослой жизни, границы которого могут варьироваться от 12/14 до 25 лет.

В отечественной науке молодежь определяется в диапазоне 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называется ранней юностью или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем подростковом возрасте во многом связаны со спецификой ситуации социального развития, суть которой сегодня заключается в том, что общество ставит перед молодым человеком насущную, жизненно важную задачу для реализации профессионального самоопределения в этот период, а не только внутри страны. в форме мечты, намерения стать кем-то в будущем, но с точки зрения реального выбора. Если раньше эту проблему в основном решали семья и школа, то сегодня родители часто оказываются дезориентированными в выборе профессии и несанкционированными в глазах ребенка.

Принципиально важная характеристика современной ситуации отмечена Б.Д. Эльконин, отстаивая позицию, которую исторический период, который мы переживаем в развитии детства, можно охарактеризовать как кризис, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении системы образования и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден так отчетливо, как в раннем подростковом возрасте. Взросление происходит вне образовательной системы, а образование происходит вне растущей системы. Возможно существование двух ведущих направлений деятельности. Вопрос о ведущей деятельности в раннем подростковом возрасте, который всегда был дискуссионным, остается открытым сегодня.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения, в принципе, не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включая построение целостного плана жизни, самостоятельное конструирование себя в будущее. Взгляд в будущее, построение жизненных планов и перспектив, Л.И. Божович считал аффективным центром жизни старшего школьника. Она связала переход от юности к ранней юности с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смотрит на будущее с точки зрения настоящего, в то время как мальчик или девочка смотрят на настоящее с точки зрения будущего.

Решение этих центральных задач для данного возраста влияет на весь процесс психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие когнитивных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформировались, но в раннем подростковом возрасте они продолжают улучшаться. Мальчики и девочки осваивают сложные интеллектуальные операции, обогащают свой концептуальный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к взрослой деятельности.

Специфика возраста - быстрое развитие специальных способностей, часто напрямую связанных с выбранной профессиональной сферой. Дифференциация ориентации интересов делает структуру умственной деятельности мальчика или девочки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более молодом возрасте. Для мальчиков этот процесс начинается раньше и более выражен, чем для девочек. Специализация способностей и интересов делает многие другие индивидуальные различия более заметными.

В раннем подростковом возрасте процесс развития самосознания продолжается. В юности открытие себя как уникальной индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором можно жить. Вопросы, адресованные самим себе в процессе самоанализа, отражения в молодом человеке, в отличие от подростка, часто носят более философский характер, становясь элементом социального, нравственного или личного самоопределения. Многие психологи считают самоопределение основным новообразованием, которое приводит к ранней молодости. ХВ Дубровина: «Поскольку мы не разделяем сложившегося мнения о том, что процесс личностного развития завершен в ранней юности, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются в последующие века, мы считаем, что основным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению».

Эта концепция центрального новообразования раннего подросткового возраста по существу близка к концепции идентичности - концепции, наиболее часто встречающейся в описании этого возраста зарубежными исследователями. Знаменитый американский психолог Э. Эриксон, который ввел эту концепцию, понимает личность как личность человека для себя и целостности. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения собой, независимо от изменения ситуации. Э. Эриксон связывает молодежь с кризисом идентичности, который «происходит в период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен развивать свои основные перспективы и путь, то есть определенное рабочее целое, из эффективных элементов детства и связанных с ним надежд». в обозримом взрослом возрасте; он должен определить значительное сходство между тем, что он намерен увидеть сам, и тем, что, согласно свидетельству его острых чувств, другие ожидают от него».

Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него возникает ощущение того, кто он, где он и куда он идет. В противном случае возникает «путаница ролей» или «запутанная идентичность». Часто «запутанная личность» является результатом трудного детства или тяжелой жизни. Исследования показали, например, что девочки, которые демонстрируют сексуальную распущенность в этом возрасте, очень часто имеют фрагментированный взгляд на свою личность и не коррелируют свои беспорядочные сексуальные отношения ни с их интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях мальчики и девочки склонны к «негативной идентичности», то есть идентифицируют себя с образом, противоположным тому, что хотели бы видеть родители и друзья. По словам Э. Эриксона, в поисках своей личности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с несовершеннолетним правонарушителем, даже с наркоманом, чем не найти себя, свою личность.

Особенностью молодежи можно назвать ее близость к истории страны, особое созвучие эпохи. ХВ Дубровина отмечает, что люди, как правило, сохраняют свою любовь на всю жизнь к музыке, которую они открывали и любили в молодости, к стилю одежды, который доминировал тогда, к типу женской и мужской красоты, которая была ценной и которая олицетворяла любимые актрисы и актеры, наконец, те те ценности и идеалы, которые были совершены, вступая во взрослую жизнь.

Т. Томе предлагает различить два принципиально разных типа развития в подростковом возрасте: прагматическое и креативное. Первая характеризуется акцентом на целесообразность и на избежание источников беспокойства, что субъективно имеет первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать подлинно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б. Гиппенрейтер, описывающий идеи А.Н. Леонтьева говорит о сознательном самоопределении как о главном содержании «второго рождения» человека в юности. Самоопределение молодого человека отличается тем, что он уже начинает действовать, реализует эти планы, одобряет тот или иной образ жизни, начинает осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека происходят первая любовь и первая дружба - события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Молодость - это уникальный период, когда человек вступает в мир культуры, когда у него есть не только интеллектуальные, но и физические способности много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, словно заряжая энергичной культурой на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в молодости, часто в будущем невозможно получить столь свежее, интенсивное и свободное, не связанное с профессиональными, родительскими или какими-либо другими потребностями введение в культуру.

Все ценят молодежь - это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно преувеличен в ущерб другим возрастам.

Но эта субъективная и объективная ценность и значимость молодежи делают особенно важным успешное решение проблем развития, которые ставятся перед человеком в ранней юности. Исследователи называют различные задачи, которые зависят от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретных исторических условий развития личности на данной возрастной стадии.

Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:

  1. Получение чувства индивидуальности и целостности (идентичности);
  2. Приобретение психосексуальной идентичности - осознание и самосознание как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего партнера по браку;
  3. Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и самостоятельное определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных идей, волевой сферы, независимости и ответственности. Все это позволяет «вступать» в мир взрослых.

Испытывает разочарование в подростковом возрасте

В подростковом возрасте из-за эмоциональной нестабильности восприимчивость к фрустрации особенно сильна, и, как следствие, их переживают различные эмоциональные реакции.

«Разочарование - это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению проблемы; испытываю неудачу. Разочарование можно рассматривать как форму психологического стресса. Различают: фрустрация - причина фрустрации, фрустрационная ситуация, фрустрационная реакция. Разочарование сопровождается целым рядом негативных эмоций: гнев, раздражение, вина».

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустрации, функционального состояния человека, попавшего в фрустрационную ситуацию, а также от устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности, возникшие в процессе становления. человек. Важной концепцией в исследовании фрустрации является толерантность к фрустрации, которая основана на способности человека адекватно оценивать фрустрационную ситуацию и предвидеть выход из нее.

Левитов Н.Д. выдвигает на первый план некоторые типичные условия, которые часто встречаются под действием фрустраторов, хотя они появляются каждый раз в индивидуальной форме.

Эти условия включают в себя следующее:

  • Терпимость. Существуют разные формы толерантности:
  1. спокойствие, благоразумие, готовность принять то, что произошло, как жизненный урок, но без особой жалобы к себе;
  2. напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;
  3. красуется с подчеркнутым безразличием, за которым скрывается тщательно скрытая горечь или мрак. Терпимость может быть повышена.
  • Агрессия - это атака (или желание атаковать) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние может быть четко выражено в дерзости, грубости, высокомерии и может принимать форму скрытой злой воли и горечи. Типичное состояние агрессии - это острый, часто аффективный опыт гнева, импульсивной беспорядочной активности, гнева и т. д., потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия является одним из ярко выраженных и активных явлений расстройства.
  • Фиксация - имеет два значения:
  1. стереотип, повторение действий. Под фиксацией, понимаемой таким образом, подразумевается активное состояние, но, в отличие от агрессии, это состояние жесткое, консервативное и никому не враждебное; это продолжение предыдущей инерционной активности, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.
  2. ограничены разочарованием, которое поглощает все внимание. Необходимость долго воспринимать, переживать и анализировать разочарование. Здесь стереотипность проявляется не в движениях, а в восприятии и мышлении. Особой формой фиксации является капризное поведение. Активной формой фиксации является уход в отвлекающую, забывчивую деятельность.
  • Регрессия - возвращение к более примитивным и часто инфантильным формам поведения. А также снижение уровня активности под влиянием разочарования. Как и агрессия, регрессия не обязательно является результатом разочарования.
  • Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие приспособления к ситуации не оказывают никакого влияния.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень разочарования зависит от того, насколько подготовленным был человек, чтобы встретить барьер.

В подростковом возрасте особый интерес представляют причины разочарования, а также методы и глубина реакции каждого конкретного мальчика или девочки на них. Разочарование отличается не только по своему психологическому содержанию или ориентации, но и по продолжительности. Настроения могут быть продолжительными, в некоторых случаях оставляя заметный след на личности молодого человека. Кроме того, разочарования могут быть типичными для характера человека, нетипичными, но выражающими появление новых черт характера, или эпизодическими, преходящими.

В этом случае знания о течении подросткового возраста особенно значимы. Потребность в камерном, глубоко личном общении, против которого разворачиваются все процессы взросления, взросления и психического развития, настолько высока, что молодые люди общаются по 7-9 часов в день, в основном со своими друзьями, старшими и младшими детьми. В режиме диалога обучение продолжается в подростковом возрасте. Все учителя средней школы знают это. Невозможно требовать от молодого человека просто запомнить материал и пересказать его, поскольку у каждого в этом возрасте свое мнение.

Отсутствие достаточного опыта общения, максимализм часто порождают острые и противоречивые формы общения, когда молодые люди резко и грубо реагируют друг на друга, когда объявляются «бойкоты», которые являются не чем иным, как разочарованием ведущей потребности в общении , Лишенный общения со значительными людьми, молодой человек может пережить поистине огромную трагедию, стать озлобленным и замкнутым, агрессивным, саркастичным, обидчивым, эмоционально сдержанным. Это отражается на других людях, в частности на членах его семьи, на родителях.

Особая проблема - это отношения дружбы и любви, которые очень важны для молодежи.

Для мальчика или девочки любовь чаще всего незнакомое чувство. Они еще не знают, как она приходит и как она уходит. Появление предмета любви - очень важное событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, интенсивных эмоций. «Для юношеского возраста характерен новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе».

«Молодежная потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, которым он на самом деле является, побуждая не столько выбирать любимого человека, сколько придумывать его». Истинная близость отношений в юности, то есть сочетание жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и характеристик каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, молодой человек часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии. Само по себе сильное чувство может стать источником разочарования, вызвать страх, а также другие реакции разочарования.

Часто юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, эмоциональной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротических желаниях очень часто не совпадает и может быть направлена ​​на разные объекты. Это не легко переносить взрослым, не говоря уже о молодых людях, с хрупким, еще не устоявшимся внутренним миром. Э. Шпрангер, понимая эротизм как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Однако для психологии подростка самое важное - установить тот факт, что в годы развития природа держит обе стороны по-прежнему раздельно из опыта друг друга, и что гармония обоих моментов в одном большом опыте и связанный с этим акт оплодотворения является признаком зрелости. В сознании подростков эротика и сексуальность изначально резко отделены друг от друга. Это самое важное положение, которое должно быть установлено в этом отношении».

Несмотря на демократизацию и упрощение отношений между мальчиками и девочками, они вовсе не такие элементарные, как некоторые взрослые. «Современный ритуал ухаживания проще, чем традиционный, но он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большинство вопросов, задаваемых подростками и подростками, касаются не столько психофизиологии сексуальности, сложность которой они до сих пор не осознают, но и ее нормативной стороны: как вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда вы можете поцеловать и т. д. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди часто глухи к переживаниям друг друга, даже их собственные чувства уходят в вопрос о том, «делают ли они». правильная вещь »с точки зрения норм их пола и возрастной группы. Ухаживание - это игра правил, которые, с одной стороны, очень жесткие, а с другой - довольно расплывчатые. Правила вызывают неприятные эмоции, чувства, стресс. Из-за того, что молодой человек придает ритуалам гипертрофированное значение, эти переживания могут быть особенно глубокими.

Любовь это страсть эмоциональная, волнующая, напряженная. Э. Хэтфилд определяет это как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым человеком». Если это чувство взаимно, мальчик и девочка переполняются любовью и испытывают радость, если нет, то они опустошают и приводят в состояние отчаяния. В общем, любовь в подростковом возрасте может превратиться в настоящее испытание, особенно если им не поделиться. В этом случае состояние разочарования может затянуться, превратиться в хронический стресс.

В этом возрасте партнер по браку выбирается исходя из своих представлений о нем. Часто в качестве модели партнера выбирается мать или отец, а модель родительской семьи становится основой семейной жизни.

«Эмоциональный центр юношеской жизни - построение планов на будущее», попытка осознать простой и непостижимый смысл своей жизни. В этом возрасте, как правило, профессия окончательно избирается. Уровень социальной жизни таков, что без специальной подготовки, без образования очень трудно построить материально достойную жизнь. Также в этом возрасте потребности в престиже, уважении и самоуважении уже достаточно четко проявились. Молодой человек испытывает разочарование, если по пути что-то не получается. Например, невозможность получить выбранную специальность по разным причинам приводит к негативным ощущениям.

Исследование опыта фрустрации у молодежи

Ход исследования, его методологические основы

Конструкционно-методическое обеспечение обусловлено нашей гипотезой. Они служат цели его проверки. Гипотеза: юношеская эмоциональность является фактором, влияющим на характеристики переживания фрустрации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и суммировать, мы использовали «Метод диагностики самооценки психических состояний личности» Г. Айзенки и «Экспериментально-психологическую методологию изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга. 

Выбор такого методологического материала требует обоснования и объяснения.

Методика Дж. Айзенка позволяет диагностировать у испытуемых основные, по Дж. Айзенку, эмоциональные психические состояния, которые он называет тревожностью, разочарованием, агрессивностью и ригидностью, основываясь на самоотчете испытуемых. Вопросы анкеты структурированы таким образом, чтобы выявить обычное, преобладающее, в некотором смысле, неизменное психическое состояние субъекта. На наш взгляд, это показатель более глубоких эмоциональных процессов, характеризующихся высокой стабильностью и доминированием, которые, в свою очередь, являются составляющими живой и в то же время стабильной эмоциональности человека. «Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение человека к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций». Эмпирические наблюдения также определили выбор этой техники. Известно, что молодость - это время усиленного развития эмоциональной саморегуляции. Именно в молодости человек приобретает устойчивые, «любимые» способы реагирования на мир и людей, и его предпочтительные эмоциональные состояния формируются. Беспокойство имеет много эмоциональных проявлений: страх, застенчивость, стыд, вина, робость. Тревожные испытывают болезненные колебания в самооценке и чувствах одиночества и депрессии. «Застенчивый человек может быть уверен, что никто не сочтет его навязчивым, чрезмерно агрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят как слушателя. Человек с повышенной тревогой, скорее всего, навредит себе, чем другие.

Агрессивность, как и в психологической литературе, интерпретируется как личностная черта, тесно связанная с агрессией. «Агрессия: физическое или словесное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо». Д. Майерс считает, что враждебная агрессия вызвана гневом и является самоцелью. Проявление и подстрекательство к агрессии можно назвать гневом, гневом, ненавистью.

Разочарование в методологии Г. Айзенок является синонимом психического состояния нереализованных импульсов. При наличии мотивов внешней или внутренней деятельности человек по разным причинам не может их реализовать. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно разочарованные личности характеризуются прежде всего состоянием стресса. На самом деле, разочарование является одной из форм стресса. Реакция разочарования порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, вина.

Жесткость как фактор личности предполагает жесткую направленность поведения и вязкость эмоций. Аффективная жесткость выражается в инертности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты эмоций. Жесткие личности, кажется, все время «опаздывают», чтобы реагировать на текущую ситуацию, продолжая «изгибать» свою линию поведения.

Техника С. Розенцвейга раскрывает тип реакции, в некоторой степени раскрывая ценности личности. Тип ответа отвечает на вопрос, в какой сфере находится наиболее уязвимое место субъекта, с которым, прежде всего, будут связаны его эмоции: сосредоточится ли он на препятствии, изучает его свойства и пытается преодолеть его; защитит ли он себя, будучи слабым уязвимым человеком; или он сосредоточится на способах получить то, что он хочет.

Розенцвейг использует следующие понятия:

  • экстрапунитивные реакции (реакция направлена ​​на живое или неодушевленное окружение в форме подчеркивания степени разочаровывающей ситуации, в форме осуждения внешней причины разочарования или возлагается на ответственность другого лица за устранение эта ситуация);
  • интропунтивные реакции (реакция направлена ​​на самого себя; субъект принимает разочаровывающую ситуацию как благоприятную для себя, принимает на себя вину или берет на себя ответственность за исправление этой ситуации);
  • впечатляющие реакции (расстраивающая ситуация рассматривается субъектами как незначительная, как отсутствие чужой вины или как нечто, что можно исправить само по себе, нужно просто подождать и подумать);

Реакции Розенцвейга также различаются по типу:

  • тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее разочарование, сильно подчеркивается или интерпретируется как вид товара, а не препятствия или описывается как не имеющее серьезного значения);
  • тип реакции «с фиксацией на самообороне» (основную роль в ответе теста играет защита себя, своего «я», и субъект либо обвиняет кого-либо, либо признает себя виновным, либо отмечает, что ответственность за разочарование не может быть приписано никому);
  • тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребностей» (ответ направлен на решение проблемы; реакция принимает форму требующей помощи других людей для разрешения ситуации; субъект сам принимает решение ситуации или считает, что время и ход событий приведут к его исправлению).

Кроме того, Розенцвейг обеспечивает семантическое содержание факторов, образованных сочетанием типов и направлений фрустрационных реакций.

Поскольку метод является проективным, хотя полученные данные стандартизированы, психоаналитические интерпретации будут полезны. Идеи, используемые С. Розенцвейгом по защите себя, восходят к концепции защитных механизмов З. Фрейда.

Методология Айзенка снабжена анкетой, формой для работы предмета и ключами для ответов. Техника Розенцвейга оснащена большим объемом стимулирующего материала в виде рисунков, стандартной формы для обработки данных и описания методов расчета данных.

Учебный прогресс:

  1. Нашими предметами были студенты разных вузов Волгограда. Все предметы с 17-18 лет. Все предметы кажутся нам социально адаптированными людьми с позитивными интересами и планами. Размер выборки составляет 20 человек. Каждый предмет прошел инструктаж и последовал установлению серьезного отношения к учебе.
  2. Этап обработки данных включал стандартные расчеты, предложенные методами, перегруппировку данных, а также сравнение исходных данных, полученных двумя методами, и математическую обработку, включая компьютер, а также графическое и табличное представление данных.
  3. На этапе получения и интерпретации результатов мы изучили выявленные нами взаимосвязи и тенденции, сделали надежные и вероятностные выводы, наметили новые тенденции в исследовательской работе и способы применения результатов этой работы на практике.

Полученные данные и обсуждение результатов

Диагностические данные субъектов мы сгруппировали в несколько таблиц, отражающих варианты группировки. Это было сделано для удобства восприятия и сравнения результатов и последующей разносторонней интерпретации.

Данные количественно отражают ведущие тенденции в ответах субъектов. Следует отметить, что не все субъекты демонстрировали высокий уровень агрессии, беспокойства, скованности или разочарования. Столбец «ведущие психические состояния» скорее отражает тенденцию субъекта, а не силу серьезности ведущего фактора эмоционального отклика.

Мальчики и девочки, часто испытывающие агрессивные психические состояния, предпочитают экстрапунитивные реакции. Мальчики и девочки, часто испытывающие беспокойство, чаще всего предпочитают интропунитивные реакции. Мальчики и девочки, часто испытывающие ригидность как психическое состояние, предпочитают импульсивные реакции с фиксацией на препятствии. Мальчики и девочки, часто испытывающие разочарование, склонны к импульсивным реакциям. Наибольшая частота характеризуется безнаказанными реакциями с фиксацией препятствия. Наименьшие - импульсивные реакции с фиксацией на самообороне.

Наибольший интерес представляют те ситуации, изображенные на рисунках, в которых испытуемые дольше всего оставались или реагировали наиболее эмоционально.

Интересным результатом нашего исследования была природа взаимосвязи между эмоциональными процессами и направлением и типом реакции человека в ситуации межличностного конфликта. Выбор методологии Розенцвейга кажется очень успешным, поскольку трудно смоделировать реальный конфликт или взять интервью у субъектов вместо «страсти». В технике Розенцвейга испытуемому предлагается проецировать свои идеи и эмоциональные реакции на изображенную ситуацию. Каждая картина стимула содержит «эмоциональное» свечение растущего разочарования. Субъект невольно оказывается в ситуации, когда он реагирует первым, очень естественным для него образом. Агрессивность однозначно определяет экстрапунитивную реакцию и отвергает интропунитивную. Агрессивные люди видят источник и причину конфликта вне себя. Исследование дало следующие результаты в отношении тревоги: тревога связана главным образом с фиксацией на препятствии. Это понятно с точки зрения преобладающей мотивации озабоченных людей. Они сосредоточены, чаще всего, на предотвращении неудач, а не на достижениях. Тревожные часто создают впечатление беззащитности. Жесткие, скорее всего, не ставят вопрос о чьей-либо вине в конфликте. Возможно, они просто не успевают перестроить реакцию на быстро меняющиеся конфликтные события. Мальчики и девочки, которые проявляют признаки фрустрации, которые, по сути, склонны находиться в стрессовом состоянии, вовсе не показывают значительной связи между фрустрацией и направлением и типом реакции в конфликте.

Основными выводами нашей работы следует считать:

  • в подростковом возрасте основными потребностями являются потребности в общении, как групповые, так и камерные; необходимость самоопределения в течение всей жизни, включая выбор профессии;
  • Давайте выделим следующие основные задачи развития в ранней юности: 1) обретение чувства индивидуальности и целостности (идентичности); 2) Приобретение психосексуальной идентичности - осознание и самосознание себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера; 3) профессиональное самоопределение - самостоятельное и самостоятельное определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
  • Чтобы изучить реакцию в фрустрационных ситуациях, вы можете выбрать вопросник Айзенка и методику изучения психических состояний Розенцвейга;
  • фрустрационные реакции взаимосвязаны с наиболее «любимыми» эмоциональными состояниями человека;

Вывод:

Основная цель нашего исследования состояла в том, чтобы исследовать особенности расстройств в подростковом возрасте.

Для достижения цели было проведено изучение и анализ научных работ по вопросам подросткового возраста, эмоциональных процессов личности молодого человека и разочарований. Наиболее общий вывод следует рассматривать следующим образом: фактор реакции в фрустрационных ситуациях - это эмоциональность юности, эмоциональные реакции, которые чаще всего испытывают конкретные люди.

В ходе исследования была выявлена ​​реальная корреляция и взаимодействие факторов эмоционального отклика в ситуации разочарования и выбора человеком ориентации и типа реакции. Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что эмоциональные процессы в основном влияют на выбор человеком направления реакции и, в гораздо меньшей степени, на тип реакции.

Интерпретация данных была затруднена, так как психологическое содержание принципиально не проверялось только математическими методами в гипотезе. Это было теоретическое исследование взаимосвязи эмоциональных процессов и факторов реагирования в расстраивающей ситуации, которая позволила сформулировать нашу гипотезу так, как она представлена ​​в исследовании. Психологическая интерпретация заключается в оценке возможности подтверждения.